Жилищный сертификат добровольно выехавшим из зоны отселения после аварии на ЧАЭС

Современные проблемы мер социальной защиты граждан, добровольно переселившихся из зоны подвергшихся радиоактивному загрязнению

Жилищный сертификат добровольно выехавшим из зоны отселения после аварии на ЧАЭС

Докладчик: Шевцов Максим Викторович, руководитель общественной приемной президента “Союза Чернобыль” России, член Центрального Совета “Союз Чернобыль” России, уполномоченный главы администрации г. Новозыбкова “Эффективность программ социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС”.

Исходя из практики, основанной на обращениях граждан в СЧР на сегодняшний день можно выделить ряд актуальных проблем связанных с переселением граждан из зон РЗ в «чистые территории».

Основываясь на практике обращения гражданами в органы исполнительной власти субъектов основными пунктами закона о социальной поддержке граждан вызывающими правовые споры при переселении являются п.4 и п.7 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

В настоящем докладе из указанных проблем я бы хотел уделить больше внимания непосредственно п.7. статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г.

N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” «Обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз».

На территории Брянской области данная проблема является очень актуальной, за последние 2 года очередь на получение сертификата выросла практически в 3 раза. С 500 человек до 1500 человек. Исходя из практики обращений в общественную приёмную СЧР, причинами переезда являются: забота о собственном здоровье, отсутствие работы в зонах РЗ.

Порядок обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации один раз регламентируется Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г.

N 153 “О некоторых вопросах реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы”

Согласно постановления правительства №153, любой гражданин проживавший на территории зон отчуждения, отселения, и с правом на отселение с 1986 по 1994 год относящийся к категории граждан, добровольно переселённых из зоны отчуждения, отселения, а также зоны с правом на отселение имеет право единожды при переезде в чистую зону после признания нуждающимся получить сертификат для приобретения жилья.

Согласно 153 постановления правительства это выглядит так:

  1. Гражданин выехавший из зоны РЗ, должен иметь постоянную регистрацию в чистой зоне;
  2. Далее гражданин меняет своё «чернобыльское удостоверение» на удостоверение нового образца, где будет указанно что он «Добровольно выехавший из зоны РЗ»;
  3. После этого у него возникает право на получение жилищного сертификата, он обращается в органы исполнительной власти по месту регистрации, с заявление о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
  4. В случае признании его таковым, с января по июнь текущего года подаёт заявление-рапорт для постановки на очередь для получения жилищного сертификата.

Простой алгоритм, но на практике сопряжён с целым рядом спорных правовых моментов. Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Органы исполнительной власти требуют наличие постоянной регистрации по месту жительства, хотя в самом 153 постановлении конкретно на этот счёт не сказано, этот момент бьёт прежде всего по правам граждан прибывающим на территорию других областей и получающих временную регистрацию, это как правило студенты и граждане, работающие на за пределами места своей постоянной регистрации. Особенно этот вопрос актуален для тех, кто желал бы переселится на территорию городов Федерального значения и прилежащим к ним областям (к примеру Москва и Московская область), по уставу этих городов и областей на сегодняшний момент для постановки на любую очередь приезжим гражданам необходим пятилетний срок проживания. В связи с этим обеспечить себе возможность получения жилья после обучения или же при наличии работы за пределами места постоянной регистрации практически нет. Конечно же спорные правовые вопросы не лишены возможности отстаивания в судебном порядке, к примеру, доказать срок проживания или работы приложив справку с общежития или копию трудовой книжки и договор аренды жилья, но по сложившийся практике в силу специфичности Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” такая практике, имеет больше отрицательных решений нежели положительных. В силу вышеизложенного можно заключить что в описанной части мера социальной поддержки имеет низкую эффективность.

Следующий пункт связанный со множеством спорных правовых проблем это признание добровольно выехавшего нуждающимся в улучшение жилищных условий.

Некоторые субъекты РФ, в силу незнания и специфичности Закона РФ от 15 мая 1991 г.

N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” требуют от граждан, желающих получить жилищный сертификат, для постановки на жилищную очередь быть признанными малоимущими.

Нарочно загоняя юридически не грамотных граждан в тупик, так как у многих прав считаться малоимущими нет, следовательно, быть поставленными на очередь и как итог невозможность получения сертификата.

Следует различать понятия «Малоимущий» и «Нуждающийся».

1. Присвоение гражданину статуса малоимущего осуществляется на основании его дохода и стоимости имущества, находящегося в его собственности, либо дохода и имущества члена его семьи. За величину дохода обычно принимается прожиточный минимум.

2. Нуждающимися же согласно Жилищному Кодексу РФ являются граждане, которые сами не являются нанимателями жилых помещений или находятся на момент подачи заявления членами семьи законного нанимателя жилья по договорам социального займа, но не обеспечены нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного члена семьи нанимателя.

            Признание добровольно выехавшего нуждающимся в улучшение жилищных условий так же имеет ряд подводных камней. Прежде всего по мнению субъектов для постановки на эту очередь у гражданина не должно быть отсутствие какой-либо жилой площади в течении 5 лет. Что является не совсем верным, так как, по постановлению Конституционного суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П.

           В Постановлении Конституционного суда РФ от 1 декабря 1997 г.

N 18-П сказано: «Из содержания нормы, закрепленной в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, следует, что гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для жилья, жилое помещение предоставляется вне очереди, без каких-либо дополнительных условий.

Данный подход законодателя социально оправдан, так как обусловлен характером чрезвычайных ситуаций, являющихся результатом стихийного бедствия, и направлен на защиту жизни, здоровья и восстановление нарушенных условий нормальной жизнедеятельности людей.

Такое техногенное бедствие, как чернобыльская катастрофа, наряду с другими последствиями сделало невозможным проживание людей в зонах отчуждения и отселения: их жилье в результате радиоактивного излучения стало непригодным для проживания, что, как и в случаях стихийного бедствия, исключает для граждан возможность его использования. Таким образом, при внеочередном предоставлении жилья гражданам, эвакуируемым из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, имеющаяся у них жилая площадь должна признаваться непригодной для проживания по тем же основаниям, которые установлены нормой Жилищного кодекса РФ».

В соответствии ст.

6 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями на 4 июня 2014 года) (редакция, действующая с 6 августа 2014 года) – Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Тем не менее, исполнительные органы не принимают во внимание данный факт и не признают добровольно выехавших граждан нуждающимися в улучшение жилищных условий, мотивируя отказ наличием части собственности либо же намеренным ухудшением жилищных условий в виду продажи, либо дарения своей доли. Тут стоит отметить что многие добровольно выехавшие граждане участвовали в приватизации жилья будучи несовершеннолетними и как следствие имеют доли в площади.

Так же немаловажным фактом является то, меры социальной поддержки, указанные в п.4 и п.7 статьи 17 не исключают друг друга, гражданин воспользовавшийся своим правом согласно п.4 статьи 17 «Компенсация за утраченное имущество», признаются нуждающимися без проблем, не смотря на получение компенсации, для этого они прилагают акт приёма-передачи имущества в орган исполнительной власти.

По сути права одних граждан ущемляются отказом на основании доли собственности, но признают других, сдавших своё имущество государству и получивших компенсацию.

Стоит так же сказать, что большинство отказов обжалуются в суде. И на сегодняшний момент число положительных решений гораздо меньше отрицательных.

Исходя из практики судов Брянской области, можно отметить, что подобные дела рассматриваются халатно, не всесторонне, без учёта многих важных факторов. Таких как решение Конституционного суда РФ, факта внутриутробного развития на момент аварии и прочих.

В виду вышеизложенного можно заключить, что меры социальной поддержки в сфере обеспечения жилья переселенцев в настоящий момент малоэффективны.

К сожалению, сегодня Правительство РФ уделяет мало внимания проблеме «Чернобыля», соблюдение прав пострадавших граждан требует больших юридических усилий.

Так как, государственная программа «Жильё» имеет большие шансы быть продлённой до 2020 года, а поэтому механизм практической реализации требует кардинальных изменений с целью действительной социальной поддержки граждан, желающих выехать их зон РЗ.

Источник: http://rb.mchs.gov.ru/Informacionno_obuchajushhie_meroprijatij/Internet_seminari/2015_god/Provedenie_seminara_v_Novozibkove_Brjans/Sovremennie_problemi_mer_socialnoj_zashh

Вся правда о жилищных сертификатах

Жилищный сертификат добровольно выехавшим из зоны отселения после аварии на ЧАЭС
Не секрет, что для граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС, предусмотрены различные меры социальной поддержки. Одной из серьёзных мер является единовременное улучшение жилищных условий за счет средств из федерального бюджета.

На данные меры социальной поддержки могут претендовать добровольно выехавшие из зон радиоактивного загрязнения (зона отселения, зона с проживания с правом на отселение), ликвидаторы и приравненные к ним лица.

Показать полностью… Данные меры социальной поддержки реализуются на основании ФЦП «Жилище» подпрограммой «Обеспечение жильём отдельных категорий граждан установленных федеральным законодательством», в виде выдачи государственных жилищных сертификатов (ГЖС).

Правом на получение ГЖС, уже воспользовались многие граждане, в основном они получали сертификат на территории Брянской области, но что же делать тем, кто желает переселиться в г. Москва? И действительно, такое возможно, сумма выплаты в Москве существенно выше, и к примеру на среднюю семью с одним ребенком (супруги и ребенок) составляет на данный момент 5857920 рублей.

Но не так просто получить в Москве жилищный сертификат, сейчас мы расскажем вам об основных проблемах получения сертификата в Москве и методах их решения. В отличии от Брянской области, где о Чернобыле знают не понаслышке, органы местного самоуправления г.

Москвы и Московской области, не так часто встречают граждан пострадавших в следствии аварии на ЧАЭС, и с момента обращения в местную администрацию начнутся трудности, одной из основных трудностей это встать на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно Закону г. Москвы от 14 июня 2006 г.

N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, установлен порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Особенности получения Чернобыльского сертификата в Москве, или как без денег купить квартиру в Москве Согласно данному документу гражданам подвергшихся радиации вследствие аварии на ЧАЭС, администрация отказывает в постановке на учет нуждающихся. В основном звучат две формулировки, либо гражданин не проживал на территории г.

Москвы более 10 лет, так называемый ценз оседлости, либо гражданин не был признан малоимущим. Данные отказы незаконны и Московские суды давно выразили свою позицию на этот счет. Из решения Железнодорожного городского суда Московской области В соответствии с ч. 3 ст.

52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан). Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. В соответствии с ч.

ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ч. 3 ст.

49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими; жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом. Особенности получения Чернобыльского сертификата в Москве, или как без денег купить квартиру в Москве Подводя итог хочу сказать, что получение жилищного сертификата в Москве довольно хлопотный процесс, но игра стоит свеч, разобраться во всех подводных камнях получения жилищного сертификата вам помогут сотрудники сети нашего юридического центра , наши адреса:г. Новозыбков, ул. Первомайская д. 17.

Наш телефон: 89102932607 и 89611005859

Можно уточнить какая в настоящее время сумма жилищного сертификата для Москвы, и, пожалуйста, в соответствии с каким законом.

Подскажите, пожалуйста, где найти юриста по чернобольским сертификатом в Брянске

Все дети, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, имеют равные права. Такой вердикт вынес Конституционный суд по заявлению бывшей брянской жительницы Татьяны Овечкиной. Как отмечает судебная инстанция, законодательство не предполагает возможности лишения детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития на момент выезда их матерей из населенных пунктов зоны отселения… статуса лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, если он раньше был им предоставлен. Сохраняются и права на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Суть состояла в том, что мать Татьяны, будучи беременной, после аварии на ЧАЭС покинула зону радиоактивного загрязнения в Красногорском районе и переехала во Владимирскую область. Родившийся ребенок получал льготы и пособия до 2015 года, когда чиновники лишили ее выплат. Теперь же Конституционный суд признал, что все дети, родившиеся хоть в зоне отчуждения, даже в другой загрязненной местности имеют равные права на льготы.

(Брянская Газета)

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (СЕРТИФИКАТ) ИМЕЮТ:

Молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Граждане—участники аварии на ЧАЭС, аварии на ПО «Маяк», вставшие на учёт по причине нуждающихся лучшего жилья.

Показать полностью…

Вынужденные переселенцы, с признанным статусом переселенца, которые встали на учёт по необходимости предоставления жилья через органы ФМС.

Жители Крайнего Севера, которые решили покинуть данный регион или приравненную к нему окрестностям.

Военнослужащие, сотрудники полиции, МЧС, Работники следственного комитета, ФСИН, а так же уволенные в связи с выходом на пенсию, или в связи с сокращением, которые встали на учёт по улучшению состояния проживания.

Переселенцы из городков, относящиеся к категории закрытого типа, вставшие на учёт по расширению жилья.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ПРАКТИКЕ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО СЕРТИФИКАТА.Несмотря на то, что владелец сертификата никоим образом не ограничивается в выборе квартиры для покупки, на практике существуют некоторые проблемы. Например, принято решение о покупке в строящемся доме: заключен договор, внесена часть стоимости, но строительство может затянуться на год и более, действие же сертификата ограничено 9 месяцами.

Показать полностью…Покупаем жилье на вторичном рынке. Все хорошо, квартира подходит по всем требованиям. Но как уговорить продавца подождать, пока сертификат будет обналичен? Многие ведь хотят деньги здесь и сейчас, а средства по сертификату зачастую можно получить только через пару месяцев… Еще одним актуальным вопросом является указание способа оплаты в договоре покупки квартиры.

В случае с сертификатом может быть прописан следующий порядок: часть суммы выплачивается в момент заключения договора, а остальное — после поступления субсидии на счет покупателя. При этом в самом договоре обязательно должны быть сведения о жилищном сертификате — в противном случае банк может этот документ не принять и отказать в перечислении субсидии.

Так же с проблемой получения сертификата сталкиваются граждане, родившиеся в зоне с правом на отселение или отселения после 30 июня 1986г. Данную категорию граждан неправомерно приравнивают к лицам указанных во втором абзаце статьи 22 ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», а именно к добровольно переселившимся гражданам.

Данные отказы нужно оспаривать в суде.

А что толку. Суд отказывает

Программа помощи ипотечным заемщикам АИЖК. Данная программа рассчитана для ипотечных заемщиков и позволяет списать 10% от суммы остатка долга. Программа помощи адресована гражданам России, которые относятся к одной из следующих категорий:

граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей;

Показать полностью…

граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;

граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов.

По состоянию на дату подачи заявления о реструктуризации кредитный договор (договор займа) должен действовать не менее двенадцати месяцев.

Жилое помещение (в том числе, право требования на которое вытекает из договора долевого участия), ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору, не должно превышать по общей площади:

45 кв. метров — для помещения с 1 жилой комнатой;

65 кв. метров — для помещения с 2 жилыми комнатами;
85 кв. метров — для помещения с 3 и более жилыми комнатами. Стоимость 1 кв. метра указанной общей площади не должна превышать более чем на 60 процентов стоимость 1 кв. метра общей площади типовой квартиры для первичного или вторичного рынка жилья (соответственно) в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение, определенную по данным Федеральной службы государственной статистики на дату заключения кредитного договора. Требования к общей площади и стоимости квадратного метра жилья не предъявляются, если залогодатель имеет 3 и более несовершеннолетних детей. Жилое помещение должно являться единственным жильем залогодателя. При этом допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности на иные жилые помещения в размере не более 50 процентов в каждом из таких иных жилых помещений.

Заемщику необходимо обращаться за реструктуризацией в банк, в котором был оформлен ипотечный кредит, с письменным заявлением и полным пакетом документов.

Зачастую квартирный вопрос очень остро встает перед молодыми семьями. Итак, для начала разберемся, какие именно молодые семьи имеют право на госсубсидию. Опираясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, мы видим, что участниками подпрограммы могут стать семьи подходящие под следующие условия:
Показать полностью…

Возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет;

Семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий;
У семьи есть собственный официальный доход, или средства на внесение оставшейся суммы; Ну, с возрастом, я думаю, никаких вопросов у Вас не возникнет, единственное, что на данный момент допускается, что один из супругов может являться гражданином другого государства. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ДОХОДА. Для чего нужно подтверждать доход, или наличие иных средств? Все дело в том, что государство предоставляет молодой семье помощь в приобретении собственного жилья, оно не предоставляет полную стоимость жилья, по этой программе субсидия предоставляется на 30%, для бездетных семей, и 35% для семей с детьми. Иными словами государство платит за Вас 30-35% от стоимости жилья, а Вы в свою очередь доплачиваете оставшиеся 70-65%. Возникает вопрос, а от какой же суммы государство выдает 30-35%, тут мы с вами и вспоминаем формулу расчета суммы выплаты C=N*k*30% для бездетных пар, C=N*k*35%, для семей с детьми, где С – это величина выплаты, N – это норматив общей площади жилого помещения, k – это рыночная стоимость квадратного метра жилья в данном регионе. Например, молодая семья из четырех человек (Супруги и двое детей). Для начала вычислим норматив общей площади, как я уже писал во второй главе, на семью где более трех человек, норматив рассчитывается по 18 кв. м на человека, следовательно умножаем 18 на 4, получим 72 кв. м, рыночную стоимость квадратного метра жилья в своем регионе можно узнать в местной администрации, к примеру в г. Брянск она равняется 32 000 рублей за квадратный метр, из этого можно вычислить, что сумма поддержки будет равна 806 400 руб.

Но у многих из нас возникает вопрос, как подтвердить свое финансовое участие в приобретении жилья.

Первый способ для тех у кого есть на личном счету в банке сумма достаточная для доплаты, материнский капитал так же подтверждает наличие у Вас денежных средств, а что же делать тем у кого нет таких денег.

В таком случае государство просит предоставить документы подтверждающие доход семьи, для того чтобы убедиться что Вам банк сможет выдать ипотечный кредит, либо предварительно одобренный ипотечный договор.

Источник: https://vk.com/club143723260

Жилищный сертификат чернобыльца: оформление, основания получения | Правоведус

Жилищный сертификат добровольно выехавшим из зоны отселения после аварии на ЧАЭС

Чернобыльский сертификат на покупку квартиры – один из видов государственной поддержки. О том, как получить сертификат, кто его может получить и как, какой размер социальной выплаты и срок действия сертификата, а также о проблемах, возникающих в ходе получения документа, мы расскажем в нашей статье.

Существенной социальной поддержкой гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, являются жилищные льготы для чернобыльцев.

Данный вид льгот реализуется выдачей жилищного сертификата чернобыльца, посредством которого определенная категория граждан может изменить свои жилищные условия за счет государства.

Что такое жилищный сертификат чернобыльца

Сертификат, выполненный на персонифицированной бумаге, предоставляет его владельцу право на оформление безвозмездной субсидии от государства на приобретение жилья.

Единовременное улучшение жилищных условий регламентируется Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Однако реализовать право на получение сертификата можно согласно нормам Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г.

 “О некоторых вопросах реализации основного мероприятия “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”.

Важно! Сертификат распространяется на чернобыльца и членов его семьи, к которым относятся дети, супруги и родители лица, претендующего на получение жилищного документа. Также на звание членов семьи чернобыльца могут претендовать другие родственники или его иждивенцы, что устанавливается в судебном порядке.

Субсидию можно использовать только:

  • для приобретения недвижимого имущества;
  • при оформлении ипотечного кредита для уплаты первоначального взноса.

Выдачу документа производит уполномоченный орган исполнительной власти определенного региона.

Согласно Постановления Правительства № 153 документ может быть выдан лицу, который был подвержен радиационному воздействию при чернобыльской аварии.

Жилищный сертификат чернобыльца выдается в соответствии с установленной очередью. Для того, чтобы встать в очередь, следует обратиться в уполномоченные органы и предоставить следующей пакет документов:

  • заявление о включении в списки участников программы;
  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право лица на получение сертификата, как правило, это удостоверение чернобыльца;
  • выписка из домовой книги;
  • выписка финансового лицевого счета;
  • документ, который подтверждает право на получение дополнительных квадратных метров;
  • документ о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (срок постановки на учет значение не имеет);
  • документ, который подтверждает родственные связи.

Важно! Все документы подаются либо в виде оригиналов, либо в виде заверенных копий.

После принятия документов уполномоченный орган рассматривает их и принимает решение о включении заявителя в программу или об отказе в этом. В случае отказа, заявитель может обратиться за получением сертификата вновь, но только после устранения всех отмеченных органом недочетов. Основанием для отказа принятия гражданина в программу может быть:

  1. неполное предоставление заявителем документов;
  2. указание в представленных документах недостоверных сведений;
  3. получение ранее социальных выплат от государства;
  4. отсутствие у заявителя прав на получение жилищного сертификата чернобыльца.

Если органы принимают решение о включении гражданина в программу, на него заводится учетное дело. Для того, чтобы субсидию получить в следующем году, документы должны быть приняты уполномоченным органом в период с 01 января по 01 июля предшествующего года.

Размер субсидии по жилищному сертификату

Субсидия исчисляется исходя из средней стоимости жилого помещения, определяемая в соответствии:

  • с нормами жилой площади;
  • со стоимостью одного квадратного метра жилья, установленной в конкретном регионе.

Рассмотрим более подробно. Стоимость одного квадратного метра определяется уполномоченным органом субъекта РФ, однако для некоторых регионов Постановление Правительства № 153 устанавливает повышенные коэффициенты, например: 1,2 – для Москвы, 1,1 – для Тюменской области и другое. Нормативная жилая площадь определяется:

  • для одиноко живущих граждан – 33 кв. м;
  • для семьи из 2-х человек – 42 кв. м;
  • для семьи не менее чем из 3-х человек – 18 кв.м.

Важно! При наличии оснований, предусмотренных законодательством, дополнительно могут предоставляться 15 кв. м, например: если гражданин призван инвалидом.

Предоставление таких нормативов требует соблюдения следующих условий:

  • если у лица, получающего сертификат, и членов его семьи отсутствует иная жилплощадь;
  • при наличии у гражданина договора социального найма жилого помещения, он подлежит расторжению;
  • при наличии у гражданина жилья без обременения, он передает его в собственность государства безвозмездно. В случае, если гражданин отказывается отчуждать жилое помещение, нормативы рассчитываются исходя из разницы между размером жилья. Однако, субсидия может быть не выплачена, если гражданин не отказался от квартиры, а общая площадь в которой он нуждается меньше 18 кв. м.

Правила реализации сертификата: срок действия

Со дня выдачи жилищного сертификата чернобыльца начинает течь срок его действия. Закон устанавливает следующие сроки действия для документа: • для предъявления в банк сертификат действителен 3 месяца, после этого срока документ в банковской организации не принимается; для заключения договора купли-продажи квартиры – 7 месяцев.

Этапы реализации сертификата:

  1. После получения документа в уполномоченных органах необходимо в течении 3-х месяцев обратиться в банк и открыть там счет, куда в последующем будут перечисляться деньги по сертификату.

    Стоит напомнить, что сертификат используется только в безналичной форме, денежные средства перечисляются на специальный счет и могут быть использованы только на покупку жилья.

  2. Открыв счет в банке, владельцу сертификата необходимо в течении 7 месяцев заключить договор на покупку квартиры, а также зарегистрировать его и предоставить в банковскую организацию, где открыт счет, на проверку.
  3. Когда договор будет проверен банком, организация отправляет заявку на перечисление денежных средств по сертификату в казначейство, уже в течении 5 рабочих дней вся сумма должна быть перечислена на открытый счет владельца сертификата.

Важно! Закон не запрещает использование нескольких источников оплаты по договору приобретения жилья, поэтому если денежных средств, выданных по сертификату, недостаточно для оплаты квартиры, владелец сертификата имеет право дополнить сумму из своих сбережений или посредством кредитных средств.

Договор банковского вклада, как правило, заключается на срок действия сертификата, однако он может быть продлен если:

  • банк не успел перечислить денежные средства на открытый счет чернобыльца;
  • вкладчик не успел в срок, установленный законом, зарегистрировать квартиру. В этом случае гражданин должен принести в банк соответствующие подтверждения, устанавливающие факт передачи документов на регистрацию, где указываются срок окончания регистрации и дата выдачи свидетельства о праве собственности.

Важно! В договоре купли-продажи недвижимости должны быть обязательно указаны сведения о жилищном сертификате. Например, можно прописать, что часть денег выплачивается покупателем в момент заключения договора, а другая только после перечисления субсидий на счет покупателя. Если сертификат не будет фигурировать в договоре, банк вправе отказать в принятии этого документа и, соответственно, в перечислении субсидии.

Закон позволяет заявителю обратиться за заменой сертификата, если по каким-либо причинам он не был использован в первый раз. Для этого нужно обратиться в органы, выдавшие сертификат и написать там заявление установленного образца.

К заявлению потребуется приложить справку из банка о закрытии счета, подтверждающую отсутствие перечисления на его денежный средств по сертификату и документы, которые объясняют обстоятельства не использования сертификата в первый раз.

Решение о выдаче нового сертификата принимается уполномоченными органами в течении 30 рабочих дней.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/housing/zhilishhnyiy-sertifikat-chernobyiltsa/

Юридический спектр
Добавить комментарий