Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет

Дети и телефоны, Школьная жизнь

Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет

Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.

Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.

В Германии Федеральное сетевое агентство запретило детские «умные часы» со встроенным микрофоном. Через приложение эти часы были связаны с телефоном родителей. Взрослые могли включить микрофон в часах своего ребенка и услышать то, что происходит вокруг него.

Однако немецкие семьи использовали приложение не так, как рассчитывали разработчики: например, когда ребенок выходит из зоны видимости и отправляется неизвестно куда. Родители тайком активизировали микрофон «умных часов» в школе.

Им очень хотелось узнать, что говорят их детям учителя.

Многие российские семьи тоже охотно используют мобильные приложения(Life360, MamaBear, Family Locator и т.п.), которые позволяют наблюдать за передвижениями ребенка. В их программу можно внести определенные адреса – и поглядывать на сообщения, добрался ли ребенок до этого места. Можно задать границы безопасной территории и получать сигнал тревоги всякий раз, как только дети пересекли их.

Психологи считают, что слежка за ребенком – распространенное явление в современном обществе. Она свидетельствует не столько об уровне развития новых технологий, сколько о кризисе доверия между родителями и детьми.

Родители, которые слишком заняты на работе, хотят компенсировать это с помощью новых технологий: им надо знать о каждом шаге своих детей.

Почему родители хотят подслушать урок в школе?

Именно школа остается загадочной территорией для родителей из разных стран. Информация из учебного заведения зачастую не внушает им доверия.

Чаще всего это происходит в случаях, когда ребенок учится хуже, чем надеялись мамы и папы.

Психологи давно подметили, что родители, которые учились в школе на «хорошо», требуют от своих детей только пятерок, те, кто получал тройки, уверен, что дети должны стать хорошистами, а бывшие отличники склонны предъявлять своим детям непомерно высокие требования.

Поэтому в неуспехах своих детей большинство родителей склонны винить учителей. И это, как мы видим, общий родительский феномен в разных странах.

Законно или нет?

Вернемся в Россию. Законно ли заставлять ребенка тайком вести запись в школе?

Да, отвечают юристы, если запись велась на уроке, и родители просто хотели прослушать его дома.

Школьный урок не выдает детям никакой секретной информации и не содержит государственных тайн. Это звучит как шутка? В дискуссиях на тему, почему надо запретить запись уроков на диктофон, выдвигаются самые невероятные аргументы.

Не сообщается на уроке и сведений о личной жизни учителя или учеников (которые защищается 24 статьей Конституции РФ). Напротив, желание родителей записать школьный урок поддерживает Закон «Об образовании в РФ». Ст. 44 дает российским семьям право познакомиться с методами обучения и воспитания их детей в школе.

И все же юристы считают, что родителям лучше и безопаснее реализовывать это право в других формах.

Права других

Тот, кто стремится тайно записывать голоса школьной жизни, неизбежно вторгается в частную жизнь учителей и учеников. Даже у первоклассника есть своя частная жизнь, и она, по Конституции РФ, неприкосновенна. Ни аудио, ни видео, ни фото одноклассников нельзя выкладывать в сети без согласия их родителей.

А тот, кто не соблюдает это правило, должен принимать последствия, которые из этого вытекают.

За последние годы в России стало известно о нескольких громких скандалах, начавшихся с того, что дети или их родители выкладывали подслушанную информацию в Интернет.

После этого школьнику гарантированы проблемы с одноклассниками, а его родителям – обещания других родителей подать на них в суд.

«- Иногда родители говорят, что они контролируют действия своего ребенка, и он не выложит запись в Сети без их одобрения. Но он может дать прослушать запись одноклассникам, чтобы вместе посмеяться», – говорит Анна Александровна Вавилова, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ.

На самом деле смеяться придется недолго. Даже сам факт, что ребенок тайно записывал слова учителя и разговоры одноклассников, может превратить его школьную жизнь в ад.

Иногда родители возражают: мы настраиваем время записи так, чтобы оно совпало с началом урока. Юристы предупреждают: нет, это не гарантирует, что на запись не попадут личные разговоры.

Учитель может задержаться, урок может начаться позже, перемена может быть передвинута – одним словом, диктофон будет писать разговоры в классе.

А это, по определению, – личные разговоры, не подлежащие записи.

Тайная запись урока бесполезна в суде

Большинство (52%) родителей готовы подключиться к школьным делам лишь в исключительных ситуациях, «когда, – говорят они социологам, – происходящее в школе несет риски для детей, их благополучия». Поэтому о правах своих детей такие родители вспоминают лишь во время конфликта с учителями.

Сделав тайную запись с урока этого учителя и опубликовав ее в интернете, они надеются заявить о своей правоте и заставить школу уволить этого педагога.

А вот это уже ошибка.

Анна Вавилова объясняет ее причину.

«- Экспертная оценка поведению педагога на записанном уроке дается только профессиональным сообществом, – говорит она. – Для такой экспертизы нужна открытая и легально сделанная запись урока в течение его полного времени. Даже если директор школы, прослушав запись, поверит, что на ней действительно был голос педагога, доказательств, что все было именно так, у него нет. Если речь идет о тайной записи (и никто не видел и не слышал, как она проводилась), можно предположить, что она могла быть сделана в другое время и в другом месте. Поэтому к учителю, чей голос был записан на диктофон, нельзя применить меры дисциплинарного взыскания».

Более того: даже если такого учителя уволят, он подаст в суд и, скорее всего, выиграет процесс. Потому что повода для увольнения не было: тайно сделанная запись (а особенно – смонтированная из фрагментов разных уроков, как это уже было проделано недавно в Сети) будет отвергнута экспертами. По ней никто не станет судить о профессиональном мастерстве педагога.

Хорошо, думают некоторые родители, мы не будем ничего требовать от школы.

Мы пойдем с этой записью прямо в суд!

«- Запись, сделанная тайком, не подходит для суда, – объясняет Анна Вавилова. – И уж тем более суд не примет смонтированные фрагменты разных уроков. Суду надо знать точное время, когда были сказаны те или иные фразы, и контекст, в котором они были произнесены».

Если родители хотят доказать, что учительница пристрастна к их ребенку (делает ему замечания там, где другим все прощается, жестче реагирует на его ошибки, требует больше, чем от других), суд потребует от них полную запись многих уроков с этим педагогом. А затем – передаст на профессиональную экспертизу школьным учителям.

Можно ли попросить школу сделать запись урока?

Родители имеют право открыто, по согласованию со школой, организовать запись урока (или уроков). Ее профессиональный анализ выявит многие проблемы учителя и класса.

Этот ход применяют наиболее активные родители, члены коллегиальных органов управления школой, по согласованию с директором и школьной администрацией.

Чтобы сделать запись урока, надо принять соответствующее решение на родительском комитете и согласовать его с администрацией школы.

Перед началом записи следует объявить классу, что урок будет записан. Надо назвать календарную дату и точное время (минуты и часы) начала урока, номер кабинета школы. Для видеозаписи достаточно зафиксировать только день, час и минуту (если в классе нет больших часов и календаря). Урок должен записываться от звонка до звонка. Нельзя прерывать запись на середине.

Только в этом случае запись урока (или уроков) можно проанализировать и обсудить вместе со школой.

Более того, администрация хорошо оснащенных школ говорит, что она могла бы организовать для родителей даже он-лайн трансляции уроков.

Но родители школьников (большинством ) от этого отказываются.

Такой опыт был за истекшие два года в нескольких регионах России. Родители спорили со школой, требовали соблюдения прав своих детей, жаловались в СМИ, но… Когда им предложили записывать каждый урок на камеры, они отказались!

На практике семьи учеников начальной школы (именно они чаще всего конфликтуют со школой из-за обид на учительницу) редко соглашаются с тем, чтобы их дети весь день находились под камерами.

«Да, у нас есть проблема, – говорят они, – да, нам не нравится этот учитель или какой-то ребенок в классе, но мы не хотим, чтобы за нашими детьми весь день кто-то следил»

Педагоги и психологи говорят о том, что многие современные дети получают удовольствие от того, что на них обращена включенная камера.

Однако не всем детям и взрослым нравится, когда за ним следят.

И закон защищает тех, кому это не нравится.

Об этом напоминают и немецкие производители, которые отказываются от выпуска детских смарт-часов со встроенным микрофоном.

Родители всего мира похожи.

Они ревниво следят с помощью телефона за своими детьми, но могут подать в суд, обнаружив, что за их детьми наблюдает кто-то другой.

Светлана Кириллова

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1297_deti-i-telefony.html

Родители могут следить за учителем. К сожалению, это законно

Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет
«Не думала, что столкнусь с таким ужасом… Это нашаучительница. Скажите, если это не профнепригодность, то что?!» «Не смогласлушать долго…   расстроилась. Бедныедети! Проблема профессионального выгорания педагогов для школ очень актуальна»,- пишут родители.

Запись, на которую они ссылаются, ужасна. Тот, ктоее слышал, знает. Впрочем, уже вчера появилось известие, что это компиляция.Учительница говорила это на разных уроках, а какие-то недоброжелатели записалии смонтировали это единым блоком.

Впрочем, если учительница произносила хотя быодну такую фразу за весь урок, это уже повод для размышления.

В данном случае важнее другое.

Почему родители стремятся первым делом выложить в интернетзаписи, которые свидетельствуют, что педагоги не всегда соблюдают профессиональную этику? Да потому что для них норма – замечательный учитель, мама длясвоих учеников. Когда родители сталкиваются с чем-то иным, это для них потрясение.

Сделанная ребенком из-под парты запись на телефон позволяетвзрослым – впервые в истории – заглянуть в тайную «кухню» школы. Конечно, онине могут удержаться от желания подсмотреть за ней хоть одним глазком. И,конечно, они далеко не всё в ней понимают. 

Каков их учитель с детьми, когда родители его не видят? Что происходит во время святая святых – таинства урока? Это для них загадка.

И вот некоторые родители (поколебавшись и посоветовавшись сдрузьями из соцсетей) просят своих детей нажать на кнопочку «запись». И сделатьэто незаметно, в конце перемены…

Мнения родительской и педагогической общественности запоследние дни разделились.  

«Это не использование мобильных средств связи, а использованиезаписи разговора без разрешения собеседника», – считает одна мама. «Нельзядетей привлекать к подлости!» – возмущается другая.

«Значит, детей можнобезнаказанно унижать?» – возражают им третьи. «У знакомых было подобное – изкласса ушли трое или четверо детей, учитель остался.

Остальные родителипретензий не имеют, хотя запись слышали».

А есть и совсем жесткие мнения: «Донос у нас поощряется нагосударственном уровне. А дальше уже личное дело каждого…»

Вот что думает по этому поводу Анна Александровна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научныйсотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ:

– Сразуоговорюсь: записи я не слышала, поэтому не могу оценить, похожа она накомпиляцию или на запись урока «от звонка до звонка».

Понять родителей, которыезахотели услышать запись с урока, я могу: они – законные представители своих детей, фактически, защитники их прав.

Поэтому ониимеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе, имеют правозащищать права своих детей. Но достигнуть цели они могли бы другими способами,более безопасными с юридической точки зрения.

– Телефон был включен на запись, аучительницу об этом не предупредили…

– Телефон- частная собственность ребенка, пользоваться им в стенах школы разрешено.Поэтому, теоретически, он мог работать и в режиме записи. Школа – это нечастная квартира педагога, в которой запись была бы незаконной. Но здесьвозникает множество вопросов.

Как быть с правами тех лиц, которые находилисьрядом во время записи? Могли быть нарушены, например, права одноклассниковребенка: а вдруг, пользуясь отсутствием или невниманием учителя, они решили быобсудить какие-то вопросы своей частной жизни? Кроме того, где гарантии, что ребенокзаписывал только то, что происходит во время урока, а не факты, относящиеся кличной жизни окружающих? Тем самым он нарушал бы тайну переговоров. Несомненно,есть вопросы к факту публикации этой записи в соцсетях. То есть возникаютнарушения, которые можно было бы назвать «процедурными».

– Значит, запись с урока не поможетродителям решить школьные проблемы своих детей? 

– Вбеседе с администрацией школы – а родителям такая беседа предстоит – опиратьсяна запись с урока, сделанную без предупреждения, несомненно, можно. Для родительскойобщественности это – повод обсудить со школой вопросы организацииобразовательного процесса. Для них не существенно, каково доказательноезначение этой записи на гражданском судебном процессе.

Важнее другое: педагогнедопустимо вела себя по отношению к их детям. Остальное – дело руководителяшколы: как решить вопрос с этим педагогом и при этом не нарушить праваучеников. Необходимо помнить, что и родители могут понести ответственность заподобные действия. Это зависит от содержания записи.

Если из нее очевидно, что педагогсовершил аморальный поступок (например, применял психическое насилие), то процедурныевопросы (то, как была сделана эта запись, примут ли ее как доказательство всуде) должны отступить на второй план. Если же учитель просто разговаривал сдетьми на повышенных тонах – это другое.

Еще вопрос: не посчитает ли сам педагог,что его пытаются заведомо ложно обвинить в совершении преступления? Ситуация вданном случае неоднозначная.

– Можно ли уволить учителя на основании такойзаписи?

– Чтобы диктофоннаязапись была признана доказательством, надо соблюсти массу требований к порядку ееосуществления.

Запись, сделанная при таких обстоятельствах – я сужу по известноймне информации – точно не может стать доказательством! А при увольнении педагогаособенно важны доказательства его вины.

Добавлю: запись на диктофон может НЕстать формальным поводом даже для служебного взыскания к педагогу. Правовыхпоследствий для учителя не возникнет именно потому, что запись не будетпризнана доказательством.

– Даже если все узнали голос учительницы?

-Конечно! Суд ориентируется на доказательства, и «узнали» в данном случае никакне решает многих вопросов; а вдруг это – монтаж? А вдруг просто похожий голос? Авдруг запись была сделана в иной обстановке (это не урок, а, например, школьныйспектакль, в котором педагог разыгрывает сценку с ролью «злой учитель»)?

– Получается, что у директора школы не такуж много возможностей для действия?  

– Директордолжен предпринимать меры не только в том случае, когда у него на руках – неоспоримыедоказательства, юридически признаваемые в рамках судебного процесса. Даже приотсутствии таких доказательств повышенное внимание такому учителю должно бытьобеспечено.

Каких-то общих рекомендаций тут быть не может: очень многое зависитот содержания записи, позиции педагога, родителей, детей из класса, даже самогокласса. Одно дело запись, сделанная в классе из 25 человек в возрасте 16 лет, исовсем другое на уроке у первоклассников.

(Чтобы восстановить обстоятельствапроисшествия, возраст учеников имеет ключевое значение). Если директор уверен, чтозапись – подлинная, он может провести с учителем разъяснительную беседу, самостоятельнопроверить, как тот проводит уроки. Руководитель должен быть заинтересован втом, чтобы в его школе не работали такие педагоги.

Многое зависит и от позиции самогоучителя. Если он признает, что на записи – его голос, директор может убедитьродителей, что такое больше не повторится. Педагог принесет им извинения, ашкола организует онлайн-трансляцию с его уроков, чтобы доказать, что это былразовый случай.

Если учитель и директор сомневаются в правдивости записанного(подозревают, что это – компиляция, монтаж, изменение голоса и т.п), значит, содним классом у педагога возник неразрешимый конфликт. В таком случае удиректора есть решение: передать класс другому педагогу.

– Родители спрашивают: можно ли наосновании такой записи потребовать заменить учителя в классе?

-Родители могут требовать соблюдения законодательства в отношении их детей, настаиватьна реализации всех своих прав (в том числе – права знакомиться с образовательнымпроцессом для защиты прав детей).

Но указывать администрации, какого педагога вкакой класс выбирать для работы, они не вправе. Они могут обратиться кадминистрации школы с просьбой поменять учителя для своего класса, илиперевести своего ребенка в другой класс.

Это можно сделать в любой момент, поразным обстоятельствам и без всякой связи с подобными записями.

Фото Марии Голубевой

Источник: http://ug.ru/article/958

Защищаем права ребенка в школе

Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Вправе ли родители требовать замены учителя, классного руководителя?

Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет

Бывает, что недостаток взаимопонимания родителей и педагога находит свое выражение в  обращении родителей к администрации школы с требованием замены учителя либо классного руководителя или с просьбой перевести ребенка от одного учителя к другому. Как это выглядит в рамках действующего законодательства?

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — закон об образовании) единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководительобразовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Согласно квалификационной характеристике (приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н г.) директор школы формирует контингент обучающихся, утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения, решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения; осуществляет подбор и расстановку кадров; обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с общественностью, родителями (законными представителями) несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 28 закона об образовании в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей.
В то же время статьями 34 и 44 закона об образовании, определяющими права и обязанности родителей и обучающихся, обучающимся и их родителям (законным представителям) право выбора педагога не предоставлено, а ст. 47 учителям гарантируется свобода преподавания.
Также ст. 54 определение личности преподавателя не отнесено к обязательным условиям заключаемых договоров с родителями при оказании платных образовательных услуг.
Вместе с тем в соответствии со ст. 44 закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; защищать права и законные интересы обучающихся, как это предусмотрено ст.45 этого закона, в том числе:
направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
В рамках статьей 44 и 45 закона об образовании в случае возникновения у родителей (законных представителей) претензий к педагогической деятельности учителя они вправе обратиться с заявлением на имя директора школы. Администрация школы обязана не позднее 30 дней провести служебную проверку заявления и предоставить ответ заявителям.При выявлении нарушений со стороны педагога он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе уволен от занимаемой должности.

Согласно ст.

28 закона об образовании за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, согласно законодательству родители не обладают правом выбирать учителя, классного руководителя, но они могут высказывать свои пожелания. Решение в данном случае полностью зависит от администрации школы, которая может учесть или не учесть мнение родителей.
Родители могут обращаться к директору с просьбой замены учителя, классного руководителя, перевести их ребенка к другому учителю, если это является единственным способом разрешения конфликтной ситуации, но не могут настаивать на переводе в другой класс чужого ребенка, ибо Законом не предусматривается защита своих прав за счет ущемления прав и интересов другого.

Источник: https://eduinspector.ru/2018/06/12/vprave-li-roditeli-trebovat-zameny-uchitelya-klassnogo-rukovoditelya/

Выясняем: как педагогу действовать с проблемным ребенком и что грозит, если дал ему подзатыльник и унизил

Запись урока на диктофон, если учитель плохо объясняет

Обсуждение школьного скандала в Гомеле, где произошел конфликт между четвероклассником и учителем, не утихает.

Напомним, учительница обматерила 4-классника, держа над ним парту со словами: «Посмотри потом… Я пойду в тюрьму, а тебе п*** будет!». Белорусы разделились на два лагеря. Одни защищают педагога, другие – ребенка.

Да и во власти получилось почти так же: сначала учительницы была уволена, потом ее восстановили по поручению президента.

В общем, вопросов в этой истории больше, чем ответов. Но мы попытались их найти.

Как себя должен вести учитель во время конфликта с учеником?

Один из главных вопросов, есть ли у педагогов что-то вроде ЦУ на случай, если в классе есть ребенок, срывающий уроки. Об этом в интервью журналистам упоминала и та самая «педагог с партой». Мол, по инструкции не действовала, решила справиться сама.

Мы пообщались с педагогами из разных уголков страны и дозвонились в Министерство образования, чтобы узнать, действительно ли такая инструкция есть.

– У мяне такой інструкцыі няма, і я ніколі не чула, каб яна існавала. Магчыма, у некаторых школах унутранымі дакументамі такія сітуацыі рэгламентаваныя. Па маім досведзе, у складаных выпадках кожны з нас дзейнічае на свой розум, – рассказала нам известная педагог Анна Северинец.

Учитель школы в глубинке ответил нам так:

– Если честно, об инструкции не слышал. Иногда дети творят такое, что с трудом себя сдерживаешь. По правилам, педагог не имеет права не то что руку на ребенка поднять, но и повысить на него голос.

То есть по факту дети могут делать, что хотят. А мы – бесправники. Всегда ходим по лезвию. Стараюсь удерживать класс авторитетом и опираюсь на педагогический опыт.

Но иногда все же делаю вид, что не замечаю того, что происходит.

Учитель дала ребенку подзатыльник. оскорбляла и унижала в ответ на его вызывающее поведение.

С вами проводят тренинги, на которых учат выходить из конфликтных ситуаций и держать себя в руках, если что?

– Нет. И времени на это тоже нет. Я поднимаюсь в шесть утра. Через час должен быть в школе, потому что в 7.10 приедет автобус со школьниками разных классов, которых я должен целый час чем-то занимать до начала уроков и за каждого нести при этом ответственность. В 8.

15 начинаются занятия. Чаще всего без форточек. К трем часам дня вымотан так, что сил нет даже кофе выпить. Если после этого мне еще и на тренинг предложат сходить, я там сам на психолога сорвусь. Потом меня точно некомпетентным признаютт.

Поверьте, учительские реалии отличаются от уставных.

В Министерстве образования сообщили, что такой алгоритм действий есть:

– В ситуации, когда ученик ведет себя на уроке вызывающе, провоцирует учителей и учащихся на открытый конфликт, учитель должен вызвать дежурного администратора либо другого члена администрации и сообщить о создавшейся ситуации.

После этого дежурный администратор (член администрации) обязан проинформировать о случившемся законных представителей ребенка и пригласить их в школу для беседы и выработки рекомендаций по выходу из конфликтной ситуации.

В случае неоднократных нарушений поведение учащегося рассматривается на заседании совета по профилактике, безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних учреждения образования, – пояснили нам в Минобразования.

«Любое насилие с позиции педагога недопустимо»

На том самом видео из Гомеля заметно, как педагог дал ребенку что-то вроде подзатыльника, после чего сказала много унизительных слов. Как только видео появилось в интернете, дети и взрослые наперебой стали рассказывать об учительском произволе – от оплеух до булинга.

Мы дозвонились в Комиссию по делам несовершеннолетних столицы. Там рассматривают дела, которые к ним направляет Инспекция по делам несовершеннолетних. Так вот, по словам специалистов, за последнее время ни одно дело о «подзатыльниках или оскорблениях в школах» там не рассматривали. То есть случаи вроде как есть (белорусы же о них рассказывают!), но до заявлений в милицию дело не доходит.

Обязанности педагогических работников прописаны в Кодексе РБ об образовании (статья 53), – говорят в Министерство образования. – Учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы. Поэтому любое насилие (физическое в виде подзатыльника или психологическое в форме нецензурных высказываний) с позиции педагога недопустимы.

Сначала учителя уволили за ее поведение. Но 18 сентября восстановили в должности.

У юристов ответ также однозначный:

– Если в школе ребенку угрожают, применяют в отношении него психологическое насилие, доводят до самоубийства, отбирают имущество или со стороны педагогов зафиксирована служебная халатность, обращайтесь в милицию, – рассказали в Белорусской республиканской коллегии адвокатов. – Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда и защите чести и достоинства ребенка.

– Какую ответственность за ЧП во время занятий несет педагог?

– За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин своих обязанностей педагог несет дисциплинарную ответственность. Иная ответственность для педагога и руководства школы, может наступить в случае, если для ребенка наступили тяжкие последствия.

– Может ли ребенок записывать оскорбления учителя или одноклассников на диктофон, и будет ли это доказательством в суде?

– Для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом. По ст.

229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Для этого человек, которого вы записываете или снимаете, должен быть об этом предупрежден и дать на это согласие. При этом факт осведомленности о производстве аудио- или видеозаписи должен явно следовать из содержания этой записи.

Психологи говорят: в сложных школьных ситуациях помощь нужна всем: ребенку, педагогу и родителям. Валерий ЗВОНАРЕВ

ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА

«Поколению, которое выросло на физическом насилии, сложно прервать эту цепочку»

Детский психолог Центра успешных отношений Анна Федорчук попыталась объективно оценить произошедшее:

– Считаю, всю эту историю с гомельской школой нужно рассматривать с нескольких сторон. Первая тема – учитель, который сорвался и не смог дать профессиональную и адекватную реакцию на ситуацию. Вторая – дети с высоким уровнем агрессии и нарушением границ. Как бы там ни было, физическое наказание – не норма.

Поколению, которое выросло на физическом насилии, сложно прервать цепочку. Простыми словами, если в детстве ребенка били, то и он, скорее всего, возьмет себе эту модель поведения на вооружение.

На случай стрессовой ситуации и накопившейся злости они, даже будучи взрослыми, отреагируют так же: «ребенок провинился – я не справляюсь – поэтому ударю».

Источник: https://www.kp.by/daily/27031.4/4094617/

Юридический спектр
Добавить комментарий