Законно ли с детьми в яслях находятся две нянечки без воспитателя?

Правила детских садов

Законно ли с детьми в яслях находятся две нянечки без воспитателя?

  • Мой ребенок
  • Дети
  • Детский сад

Нередко родителям кажется, что правила детских садов предъявляют необоснованные требования к внешнему виду малыша, его поведению или режиму посещения. Что является нормой, а что негласным сводом правил ДОУ, подскажет закон.

Марина Пантелеева, юрист

Требования к внешнему виду детей, их прическе, а также обязанность носить определенную форму при посещении дошкольного учреждения не установлены на законодательном уровне. Чаще всего некие правила посещения прописываются в договоре с детским садом, а также в его уставе и включают в себя «опрятный вид, умытое лицо, подстриженные ногти и чистую одежду».

Правила детских садов: обоснованные требования

Обычно воспитатели просят, чтобы в шкафчике у ребенка всегда находилось сменное белье, носовые платки и обувь по сезону. Одежда должна соответствовать времени года и температуре воздуха. Завязки, застежки, пуговицы, молнии на одежде и обуви должны располагаться так, чтобы малыш сам себя мог обслуживать. Естественно, все личные вещи лучше промаркировать.

Здравый смысл должен подсказывать родителям, что каждое утро перед выходом из дома необходимо проверять содержимое карманов малыша на наличие опасных предметов.

Ведь чего только ребенок туда не положит: жевательную резинку, оторванные пуговицы, бусины, которые легко запихнуть в нос, но тяжело вытащить, булавки и даже таблетки.

Понятно, что такие правила детских садов и администрации объяснимы и нормальны.

Правила детских садов: типичные спорные ситуации

Бывает так, что воспитатели под разными предлогами не хотят пускать малыша в группу, ссылаясь на правила детского сада. Насколько они правы?

1. У мальчика длинные волосы. Родители говорят, что данная модельная стрижка — хит сезона.

Медсестра требует подстричь волосы, мотивируя это соблюдением санитарных норм (впрочем, аргументы могут быть разными).
На самом деле ни в одном СанПиНе не прописано, что ребенок должен быть с короткими волосами.

Все, что не запрещено российским законодательством, разрешено. К тому же у девочек и воспитательниц тоже длинные волосы!

2. Для занятий по физкультуре или танцам нужна определенная форма. Ребенка не пустили на занятие, когда он пришел в спортивной форме другого цвета либо забыл чешки.
В данном случае действия преподавателя незаконны.

Конечно, красиво, когда все дети в черных шортах, белых майках и носочках. Но как уже было сказано, обязательную форму для детских садов еще не ввели. Если даже в уставе ДОУ прописана форма в виде белых лосин и желтой туники для занятий танцев, эти предписания носят лишь рекомендательный характер.

Для разрешения проблемы достаточно поговорить с заведующей.

3. Воспитатель утверждает, что в зимнее время года все дети в группе должны ходить в колготках. И неважно, что в помещении очень тепло!
Скорее всего, когда все дети в колготах, их легче собирать на прогулку.

Либо персонал сада переживает, что в случае заболевания ребенка спрос будет с них. Родителей тоже понять можно. С девочками все гораздо проще: платьице и колготки. А с мальчиками? Потеть в колготках и брючках неприятно.

Родителям придется договариваться с нянечкой.

Правила детских садов: конфликты, связанные с режимом посещений

Малыш посещает дошкольное учреждение в соответствии с правилами детских садов и режимом работы конкретного сада. Дни и часы работы, естественно, прописаны в правила детских садов.

а именно — в локальных актах учреждения: в уставе, регламенте и договоре с родителями. Работникам сада удобно, чтобы всех детей приводили и забирали в строго оговоренное время.

Но не у всех родителей это получается, и из-за этого порой возникают спорные ситуации.

1. Воспитатель не принимает опоздавшего на полчаса ребенка. В данном случае действия воспитателя обоснованны.

Во-первых, утренний прием, как правило, проводится совместно с медицинским работником. Выявленные больные малыши или дети с подозрением на заболевание по правилам детского сада не должны приниматься. Ребенок, приходящий не вовремя, пропускает медосмотр, а это может привести к тому, что инфекция будет распространяться, и дети будут часто болеть в детском саду.

Во-вторых, в группах любого возраста с утра — зарядка. В теплое время года — на улице, в непогоду — в спортзале. Малыш, пришедший с опозданием, либо пропустит зарядку, либо отвлечет воспитателя и всю группу.

В-третьих, по количеству детей, пришедших в сад с утра, рассчитывается детское питание в саду и объем пищи, приготовляемой на кухне. И если лишняя порция каши, супа или пюре опоздавшему ребенку всегда найдется, то что делать со штучным продуктом: вареными яйцами, котлетами, оладьями?

2. Мальчик посещает спортивную секцию два раза в неделю с 10.00 до 12.00. Воспитатели отказываются в эти дни принимать ребенка. Случай, аналогичный предыдущему. Действия работников ДОУ правомерны.

Они таким образом могут себя обезопасить: травмы, полученные при посещении кружка или секции, могут проявиться ближе к вечеру.

Если в этот день у ребенка не стоит пропуск, то по правилам детских садов вся ответственность за здоровье маленького спорт­смена ляжет на воспитателей.

Родителям можно посоветовать два варианта решения этой проблемы: • изменить время посещения секции (перенести ближе к вечеру);

• заключить с детсадом договор на более гибкий режим дня.

3. Родители забирают ребенка до дневного сна, мотивируя тем, что они имеют право забирать малыша в любое время и ни перед кем не отчитываться.
Обычно в правила детского сада и в договоре с ДОУ прописывается лишь время, до которого родители обязаны забрать свое чадо.

Но нигде не указано, что они не имеют права забрать малыша пораньше, и для этого никакого разрешения от заведующей или воспитателя не нужно. Но если вы регулярно забираете ребенка в обед, будьте готовы, что его могут перевести в группу кратковременного пребывания.

В целях ликвидации очереди в детский сад во многих регионах такая процедура разрешена.

4. Малыш отсутствовал в саду три дня, медсестра требует справку.
По закону и по правилам детских садов справка с указанием диагноза, длительности заболевания, сведениями об отсутствии контакта с инфекционными больными нужна только в двух случаях:

• после перенесенного заболевания;
• при отсутствии ребенка в детском саду более 5 дней, исключая выходные и праздничные дни.

5. Малыш уезжает на все лето на дачу (к бабушке, на курорт). Заведующая грозится отчислить его за непосещение, ссылаясь на правила детских садов.
Внимательно читайте договор, который вы заключали с дошкольным учреждением.

В нем должно быть установлено максимальное количество дней, которые вы можете пропустить. В одних учреждениях — 75 дней, в других — 90.

В любом случае по правилам детских садов придется писать заявление на имя заведующей с указанием причины прогулов (отпуск родителей, выезд за границу, санаторно-курортное лечение и т.д.).

Правила детских садов: что должен уметь ребенок при поступлении

Дошкольное учреждение, если оно государственное или муниципальное, не имеет права выставлять какие-либо требования к навыкам малыша при его поступлении.

Но на первом же организационном собрании вам сообщат, что по правилам детских садов ваш малыш должен самостоятельно уметь кушать (держать вилку, ложку, стакан так, чтобы не испачкаться), хорошо ходить, проситься на горшок, обходиться без подгузников и соски, знать свою одежду, уметь одеваться и обу­ваться. У каждого своя точка зрения.

Работники ДОУ считают, что обучить ребенка элементарным навыкам — задача родителей. В группе бывает по 20–25 детей, и что будет, если все малыши беспомощные? Родители считают по-другому: детей в сад отдают для того, чтобы их там всему научили.

1. Ребенок не может заснуть без соски, которую воспитатель строго-настрого запретил приносить в сад.
Российское законодательство, СанПиНы не запрещают малышу засыпать с соской. Более того, мама может прийти и покормить свое дитя грудью или принести молочную смесь перед сном.

2. В детском саду запрещено пользоваться подгузниками.
Конечно, в правила детских садов такое требование вносить незаконно. Если родители не хотят идти на конфликт, можно надевать ребенку подгузник в виде трусиков, а на дневной сон приносить одноразовые впитывающие пеленки.

3. Детей, которые все умеют делать сами, воспитатель хвалит и ставит в пример другим. Другие крохи начинают переживать и комплексовать, со временем отказываются посещать сад.
Если малыша постоянно унижают, напомните воспитателю, что существует Конвенция о правах ребенка, нарушать которую он не имеет права.

4. При поступлении в сад ребенка экзаменуют (тестируют).
Это делается для того, чтобы определить уровень развития малыша, выяснить, нужны ли ему индивидуальные занятия с психологом, логопедом. Сами по себе результаты тестирования не являются основанием для отказа в приеме в дошкольное учреждение.

Правила детских садов: обязательный минимум

Знаете ли вы, что по правилам детских садов: — шкафчик, куда ребенок вешает свою одежду, должен быть индивидуальный. Запрещено пользоваться одним шкафчиком двум детям и более; — в группах должны быть обеспечены условия для просушивания обуви и одежды малышей;

— для пеленания, переодевания и грудного кормления малышей в яслях по правилам детских садов должны быть предусмотрены специальные столики, стулья, раковины и шкафы для одежды матерей.

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/18327-pravila-detskikh-sadov/

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для детских садов

Законно ли с детьми в яслях находятся две нянечки без воспитателя?

Количество детей определяется по площади игровой комнаты. Для групп детей до 3 лет на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 кв. м. Для группу детей от 3 до 7 лет – не менее 2 кв. м на ребёнка (п.1.9). Площадь, занимаемая мебелью, из этих расчётов не вычитается.

В СанПиНе чётко прописано, что высчитывать площадь нужно по количеству детей, «фактически находящихся в группе». Но Верховный суд 4 апреля 2014 года признал недействительной эту фразу. Расчёты следует проводить исходя из списочного состава группы.

Вот цитата из решения Верховного суда:

«Данная норма допускает комплектование групп в детсадах с превышением установленных нормативов, условием соблюдения которых будет являться лишь фактическое отсутствие части детей в отдельные дни.

Фактическое же присутствие всех детей, принятых в группу, повлечет нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Следовательно, эта норма может привести к несоблюдению гигиенических нормативов, ненадлежащему исполнению детсадом своих договорных обязательств перед родителями, оказанию некачественных образовательных услуг.

При этом сами по себе нормативы площади на 1 ребенка (2,5 или 2 кв м. в зависимости от возраста) не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Данные нормативы были предусмотрены и ранее действовавшими санитарными правилами, позволяют обеспечить уровень безопасности, гарантирующий безвредную и благоприятную среду обитания в период пребывания в детсаду».

Можно ли одну группу разместить в игровой, а другую — в спальне?

В этом случае нарушается принцип изолированности групп, который прописан в п. 4.4. Потому: нельзя.

Возможно ли временное объединение групп?

Временное объединение не предусмотрено действующими санитарными нормами. (См. ответ Роспотребнадзора по Ярославской области)

Разрешено ли устраивать один туалет на несколько групп?

П. 4.4 определяет групповую ячейку как «изолированные помещения для каждой детской группы». В состав групповой ячейки входят: раздевальная, групповая, спальня, буфетная, туалетная (п. 4.11). Из этого следует, что туалет должен быть свой в каждой групповой ячейке.

Сколько кроватей должно быть в группе?

Согласно п. 6.13 (в редакции от 27.08.2015 г.), кроватей должно быть столько же, сколько детей в группе. Норма не уточняет, но, скорее всего, имеется в виду списочный состав группы, как и в случае с вопросом о том, сколько детей может быть в группе.

Под кроватями подразумеваются как стационарные кровати, так и раскладные, которые можно ставить в игровой комнате.

Требования к раскладным кроватям:

  • наличие жёсткого дна;
  • соответствие росту ребёнка;
  • расстановка кроватей должна позволять свободный проход между кроватями, между кроватями и отопительными приборами, между кроватями и стенами;
  • предусматривается место для хранения кроватей;
  • предусматривается возможность для индивидуального хранения постельного белья каждого ребёнка.

Можно ли в одном шкафчике хранить вещи нескольких детей?

П. 6.2 требует, чтобы шкафы для одежды и обуви оборудовались индивидуальными и промаркированными ячейками.

Сколько унитазов должно быть в туалете?

В младшей и средней группах – 4 детских унитаза (п. 6.16.2). В старшей и подготовительной группах – 1 унитаз на каждые 5 детей (п. 6.16.3). Также в старшей и подготовительной группах унитазы должны устанавливаться в закрывающихся кабинках (п. 6.16.3).

Разрешено ли ставить в группу телевизор?

Запрета на это нет, значит – разрешено.

Разрешены ли на окнах шторы или жалюзи?

Да, шторы и внутренние жалюзи СанПиН разрешает. Но шторы может запретить пожнадзор.

Допустимо ли отсутствие горячей воды в туалете?

Горячая вода должна быть подведена в раковине в туалете в обязательном порядке (п. 6.16.1).

Какая температура должна быть в группе?

Это зависит от таких факторов, как климатическая зона, возраст детей и назначение помещения. Нормы смотрите в таблице http://yarmalysh.ru/wp-content/uploads/2010/09/Temp-vozdukha-i-vozdukhoobmen-27-08-2015.jpg

Какой может быть максимальная температура в группе?

Эту норму устанавливает СанПиН для жилых помещений: СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10 июня 2010 г.

Должно ли на территории садика быть предусмотрено место для хранения колясок, велосипедов, санок?

Да, такое место должно быть выделено (п. 3.11).

Сколько раз и как должны проветривать группу?

Все помещения садика проветриваются каждые 1,5 часа на протяжении минимум 10 минут (исключение – климатические подрайоны кроме IA, IБ, IГ).

В присутствии детей можно устраивать только одностороннюю аэрацию и только в тёплое время года (пп. 8.5).

Если проветривание проводится в отсутствие детей, то его продолжительность зависит от температуры воздуха на улице, направления ветра и эффективности отопительной системы, а закончиться оно должно за 30 минут до возвращения детей (пп. 8.6).

В спальнях проводится сквозное проветривание за полчаса до сна на протяжении 30 минут (пп. 4.11 и 8.6).

Во время сна проветривание допускается в тёплое время года. Оно не должно быть сквозным и заканчивается за полчаса до подъёма детей. В холодное время года форточки необходимо закрыть за 10 минут до отхода детей ко сну.

Может ли садик требовать стирку постельного белья с родителей?

Если в садике отсутствует постирочная, СанПиН предусматривает только одну возможность – организовать централизованную стирку постельного белья в прачечной (п. 4.37).

Имеет ли право администрация садика требовать разуваться или надевать бахилы при входе в садик?

Такого требования в СанПиНе нет.

Детский сад не является лечебным учреждением, где принципиально важно соблюдение абсолютной чистоты и стерильности.Потому нет необходимости снимать обувь при входе в здание. Каждая групповая ячейка спланирована таким образом, что игровые и спальные помещения остаются чистыми, если дети переодеваются и переобуваются в свой раздевалке.

Подобные требования администрации детского сада исходят из желания сэкономить на уборке помещений и, к сожалению, не учитывают интересов и удобства детей.

Могут ли в садике запретить пользоваться подгузниками?

СанПиН не запрещает использование подгузников. Этот вопрос должен регулироваться внутри самого детского сада и подтверждаться внутренними документами. В случае использования подгузников должны соблюдаться гигиенические требования, которые касаются частоты их смены.

Сколько раз и часов в день дети должны гулять?

Рекомендуется устраивать одну прогулку утром, вторую – вечером (п. 11.6). Общая продолжительность прогулок должна составлять 3-4 часа в день (п. 11.5). Но тут же предусматривается возможность детским садам определять продолжительность прогулок самостоятельно и уменьшать её, если температура воздуха на улице ниже минус 15 С, а скорость ветра – больше 7 м/с.

Какие в СанПиНе существуют нормы питания в детском саду?

Основные требования отражены в таблице «Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях» (г, мл на 1 ребёнка в сутки). http://yarmalysh.ru/wp-content/uploads/2010/09/10-Sutochnye-nabory-produktov-dlia-detej.gif

Насколько разнообразным должно быть меню?

Меню должно составляться медсестрой и подписываться заведующей не менее чем на 2 недели. В нём каждый день должны давать разные блюда. Следование составленному меню обязательно.

Могут ли на завтрак не давать кашу?

Да, на завтрак могут давать кашу, запеканку, творожные и яичные блюда (п. 15.6).

Должны ли детей ежедневно кормить молочными продуктами?

Молоко и кисломолочные напитки должны присутствовать в меню ежедневно во всех группах, которые работают 8 и более часов (п. 15.7).

Запрещают ли санитарные нормы приносить в детский сад игрушки из дома?

Прямого запрета на свои игрушки в СанПиНе нет. Однако есть требование ежедневно мыть игрушки вечером, а в группах младенческого и раннего возраста — 2 раза в день. (п. 17.

13) Воспитатель не может быть уверена в том, что игрушка была обработана перед садиком, и вряд ли захочет мыть её в конце рабочего дня.

На этом основании вполне законно отказать вашему ребёнку в праве приносить в садик свои игрушки.

Сколько дней можно отсутствовать в садике без справки?

Если ребёнок не болел, то без справки он может отсутствовать в садике 5 дней плюс выходные и праздничные дни. После болезни, даже короткой, справка от врача обязательна (п. 11.3).

Можно ли водить ребёнка в садик с насморком, с кашлем?

П. 11.2: «Больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются». В качестве подозрений могут быть катаральные явления (насморк, кашель) и явления интоксикации. Больным считается ребёнок с температурой.

Запрещает ли СанПиН принимать в садик детей без прививок?

Такого требования нет и быть не может.

Куда жаловаться на нарушения СанПиНа?

Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы нахождения детей в садике регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.

При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.

Последней инстанцией может быть аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.

Источник: http://yarmalysh.ru/oficialno/detskij-sad-oficialno/otvety-na-chastye-voprosy-o-sanpine-dlya-detskix-sadov

«Нянечки» в детских садах – лишние люди?

Законно ли с детьми в яслях находятся две нянечки без воспитателя?

И из этого документа мы узнаем, что у этих работников кроме «обобщенной функции» охраны жизни и здоровья детей (куда входят обеспечение санитарного состояния и уход и присмотр за детьми), есть еще одна функция – а именно, «организация повседневной̆ жизнедеятельности детей» – предполагающая участие во всех мероприятиях в течение дня. И в частности, такие умения, как «планирование содержание повседневной жизнедеятельности детей на основе ФГОС ДО, осуществление подготовки и проведение мероприятий с детьми в соответствии с распорядком дня, анализ ситуации жизнедеятельности детей для выявления их потребностей» и прочие прекрасные вещи.

Требования проекта стандарта звучат совершенно резонно: они предполагают, что младшие воспитатели и помощники должны включаться на равных в образовательную деятельность в детском саду – что может быть естественнее?! Однако, надо сказать, что такой функционал указан и в Едином квалификационном справочнике – и тем не менее реальность выглядит совсем не так. Поэтому главный вопрос в том, что сейчас мешает выполнять требования ЕКС (и может помешать реализовать новый профессиональный стандарт)?

Сделаем небольшое отступление.

За последние годы стало понятно – в частности, и благодаря исследованиям, что обстановка в детских садах далеко не всегда эмоционально комфортна для детей. Одна из причин – проблема количества взрослых в детсадовской группе.

Даже если детей в группе 16-20, у одного воспитателя не хватит времени на то, чтобы спокойно разрешить конфликтную ситуацию, приласкать того, кому сейчас нужна поддержка, посидеть с небольшой группой детей и порешать какую-то задачу – ведь вся группа требует присмотра.

Известно, что во многих странах есть рекомендованное соотношение количества взрослых и детей: например, один взрослый на 8 детей, как в Швеции. Парадокс, однако, состоит в том, что в наших детских садах ситуация формально обстоит не намного хуже.

Ведь практически всегда в дошкольной группе одновременно присутствуют двое взрослых: воспитатель и младший воспитатель или помощник воспитателя. Загвоздка, правда, в том, что младший воспитатель или помощник обычно особого участия в образовательной деятельности не принимают. Точнее, не принимают участия в планировании и в проведении занятий, в свободной игре детей, чтении и других детских деятельностях.

Но это ведь смотря что считать образованием. Младший воспитатель занят делами обслуживания во время еды и одевания-раздевания, мытья рук, сна, туалета и наведения порядка после рисования.

А мы-то знаем, что дошкольник именно во время всех этих, близких к телу, дел особенно беззащитен, тут чувство эмоционального дискомфорта возникает от резкого слова и понукания особенно быстро. И все, что связано с самообслуживанием – убрать, одеться и пр. – это все настоящие серьезные дела, в которых и формируется саморегуляция.

И тут многое зависит от взрослого, который или терпеливо «помогает сделать это самому» или быстро делает сам. Так что помощник воспитателя участие в образовании принимает самое существенное!

Однако сам себя он воспринимает в подавляющем большинстве случаев как «ответственного за чистоту». Конечно, помощники воспитателей бывают очень разными.

Я сама встречала целый ряд чудесных душевных людей, и коллеги время от времени рассказывают про помощников воспитателей, которые тепло относятся к детям и привлекают их к разным своим делам, таким привлекательным для малышей (грядку прополоть, цветы полить и пр.). И все же, по оценкам коллег, это скорее исключения, чем правило.

Чаще у помощника воспитателя в фокусе не столько дети (их эмоциональный комфорт или самостоятельность), а именно чистота, и он поэтому руководствуется старыми правилами – торопит детей, убирает за ними, не давая сделать что-то по самообслуживанию самим, насильно докармливает, делает строгие замечания и пр.

Более того, иногда именно младшие воспитатели диктуют педагогам, что именно делать или не делать в группе, руководствуясь требованиями чистоты (я сталкивалась со случаями, когда младший воспитатель не разрешал воспитателям развешивать детские рисунки, мотивируя тем, что «скотч портит стены» – и воспитатели подчинялись).

Почему так?

Причину всегда надо искать не в людях, а в том, как устроена система. Во-первых, внутри системы детского сада помощники воспитателя и младшие воспитатели традиционно воспринимаются именно как персонал обслуживающий. Они и подчиняются завхозу, а не старшему воспитателю или заведующей.

Они никогда не принимают участия в планировании событий или обсуждении трудных случаев с детьми (хотя, скажем честно, в большинстве садов такой возможностей работать командой нет и у воспитателей).

Именно поэтому, даже если время от уборки остается (а оно все же остается, скажем прямо, хоть и небольшое), младшие воспитатели практически никогда не садятся в круг с детьми, не включаются в детскую игру, не помогают во время занятий тем детям, кому нужна помощь – они просто не считают это своим делом.

Во-вторых, функция «обеспечение санитарного состояния помещений и оборудования», а проще говоря – уборка, на самом деле занимает массу времени. Российские санитарные требования настолько строги, что требуют больших усилий и значительного времени.

В-третьих, (почему воспитатели подчиняются иногда строгому замечанию) – это культ чистоты, оставшийся в нашей культуре со страшных военных и послевоенных времен, когда отсутствие строгой гигиены действительно было чревато смертельными опасностями. А сегодня это может проявляться во вполне искаженных и неадекватных формах, когда в группах часто (очень часто!) нет в свободном доступе ни красок ни фломастеров, чтобы дети «не разводили грязь».

Вот эти три фактора – отсутствие статуса, непомерный груз санитарных требований и приоритет чистоты над детскими интересами – делает младших воспитателей и помощников как бы второстепенными для образовательного процесса людьми в детском саду.

Мне известны ситуации, когда пробовали поставить на группу трех воспитателей и распределить функционал младшего воспитателя между всеми тремя (в итоге на каждую группу приходилось все те же три ставки).

Бремя оказалось непосильным именно из-за этих причин: огромных требований к чистоте и резком снижении статуса при выполнении функционала младшего воспитателя.

Понятно, что от введения профессионального стандарта никаких изменений автоматически не произойдет.

С большой вероятностью люди, чью деятельность он регламентирует, его не прочитают, а даже если кто-то до них информацию о функционале донесет, от этого ничего не изменится – как от чтения рецепта не наступает излечения.

Предполагается, что младшие воспитатели, помощники воспитателя и няни «после утверждения документа должны будут проходить специальный курс профессиональной подготовки и овладеть основами педагогики и психологии». Однако никакие лекции ситуацию (подозреваю) не изменят.

Измениться должна сама система детского сада. И тут мы натолкнемся на целый клубок вопросов, подступиться к которым мешает устоявшаяся традиция: ведь так было «от века»: «нянечка» – это человек со шваброй, часто строгий и даже суровый, которого многие поколения бывших детсадовцев и их родителей вспоминают с дрожью.

Вовлечение младших воспитателей и помощников воспитателей в образовательный процесс – это целый управленческий проект.

Но он возможен только как часть более масштабного проекта – превращения коллектива детского сада в команду, где есть место не только и не столько собраниям (где одни сообщают правила другим), сколько командным решениям, планированию, постановке совместных задач и пр., где есть уважение к разным позициям участников команды.

Наверняка кто-то возразит, что зарплата у младших воспитателей настолько небольшая, что они за эти деньги еще и с детьми возиться точно откажутся. Однако статус – тоже очень сильный стимул, так что подозреваю, тут вопрос не такой однозначный!

Источник: http://www.ug.ru/article/1006

«А что, если я не сдам деньги?» Воспитатель детсада рассказывает о «принципиальных» родителях, поборах и проверках

Законно ли с детьми в яслях находятся две нянечки без воспитателя?

«Когда читала репортажи о кассирах и банковских работниках, я, конечно, сопереживала их трудностям. Но они, по крайней мере, получают более-менее приличную зарплату». Марина — воспитатель и мама в одном лице. Поэтому может примерить обе роли. В рамках проекта «Правда о работе» она не скрывает: система далека от совершенства, но родители могли бы быть и адекватнее.

Зарплата молодого воспитателя детского сада при графике ниже стахановского не превышает 400 рублей. Потом специалист взрослеет, матереет, обрастает категориями. За это получает еще рублей 50. В общем, воспитатели тоже стремятся к «по 500», но в рублях. Это важно знать о людях, которым вы доверяете своих детей.

— Я не жалуюсь, — уверяет Марина. — Хотя есть на что. Но дети дают моей работе удивительный заряд. И проблемы все не в них, а во взрослых.

Многие оставляют ребенка в саду, а вместе с ним подбрасывают и собственное чувство ответственности. Потом они же найдут на кого переложить воспитание в школе, вузе.

И в итоге получат не того, кого им хотелось бы видеть рядом с собой в старости. А все кругом будут виноваты.

В группе детского сада не может быть все спокойно. Дети — это такое же общество, как и наше, только более яркое. Они тоже учатся общаться и решать проблемы. Недавно моего ребенка покусал друг. Они полдня ругались, а в конце уже снова обнимались и вместе катали машинки: смогли договориться и простить.

— Один день в яслях стоит 2,44 рубля, в саду — 2,94. Каждый месяц мы сдаем табели, и родители оплачивают только посещенные дни. Формально платят только за питание. Можно взять еще платные кружки, но юридически все остальное бесплатно…

Бесплатно… Деньги выделяют, но их не хватает. И все об этом знают. Дадут моющих средств на квартал — вот, экономь. Потому что хватает на неделю-две.

— Приходят 1 сентября родители — с чего вы начинаете?

— Сначала надо создать родительский комитет из 4—5 человек. Это не всегда самые яркие люди — просто те, которые согласны. Через них я буду доносить свою информацию и просьбы до всех.

Обычно в начале года мы собираем 25—30 рублей на моющие средства и канцтовары (их в бюджете нет по умолчанию): карандаши, бумагу, пластилин. То есть занятия в планах есть, а материалов нет.

Раньше мы готовили для родительского комитета список: столько-то бумаги, столько-то моющих средств, столько-то пластилина. Покупайте, приносите — мы больше не пристаем. Но столкнулись с проблемой.

Приходит проверка: «Что у вас здесь за склад? Не положено». Значит, надо покупать по ходу.

Кто будет это делать? Согласитесь, всем удобнее, если собранные деньги находятся у воспитательницы, которая не просит и ждет, а идет в магазин и покупает. Это я и как мама говорю.

— Вопрос контроля над деньгами у родителей возникает?

— Конечно, он обязан возникнуть! Контролировать надо. Потому что если начинают спускать на доверии, то сразу появляются ситуации: а давайте соберем еще по 20 рублей, а давайте еще по 30. Чтобы не было вопросов, достаточно вклеивать в тетрадь чеки — все видно, любой может проверить.

— У вас не было конфликтов и подозрений?

— Нет, но в системе они, конечно, бывают. «Да мы же собирали на игрушки полгода назад!» У взрослых иногда отключается способность масштабировать: у вас дома игрушки тоже ломаются, а здесь это происходит в 20 раз быстрее. Благо есть «Полесье» — надежная пластиковая мощь [смеется].

— А есть бюджет, выделяемый на игрушки?

— Есть, но маленький.

— Сколько в итоге родителям нужно сдать за год, не считая официальных расходов на питание?

— 40—80 рублей. Получается примерно 13-й месяц.

— В группе обычно три работника: два воспитателя и няня. Несколько раз в год (по праздникам) родительский комитет собирает деньги на подарки сотрудникам. Ну, традиция такая.

— Что надо дарить?

— Обычно это наборы шоколад/чай, цветы. Сейчас удобно дарить сертификаты — обычно на 50 рублей. Мой самый крутой подарок — большая коробка конфет, букет и шампанское. Деньги принимать нельзя.

— А если ничего не подарят?

— Не катастрофа. Неприятно, если старалась, а тебя забыли. Но мести не будет, конечно.

— Что-то изменилось после утверждения новых правил, запрещающих родительским советам собирать деньги?

— Ничего. Попечительский совет собирал безналичные деньги и раньше, но с большим трудом. Потому что они не целевые, не на конкретные нужды твоего ребенка. Это как отчисления на капремонт.

Дедов Морозов тоже запретили нанимать — и что? А кто будет устраивать праздник? Я вроде как понимаю цель запрета. Но он бьет не только по нарушениям, но и по здравому смыслу. Все равно находят того Деда Мороза, который устраивает. Долларов 40 вроде бы последний раз стоил.

— Что вы делаете с родителями, которые не платят?

— Такие есть в каждой группе. Есть те, у кого нет денег. Многие признаются в этом и просят перенести выплату на следующий раз. А есть такие, которые принципиально не сдают. Ни на что.

Особенно тяжело в яслях. Я говорю: «Пустая группа, давайте купим игрушек, пособий, настольных игр». Родители отвечают: «А зачем? Мы тут всего на полгода». Хочется сказать: «А что ваш ребенок будет делать здесь полгода?» Между прочим, здесь он проведет времени больше, чем дома или чем вы на работе.

— Недавно мы получили письмо от молодого папы, которого в группе буквально пристыдили доской позора. Он же уперся и отказывался скидываться на пылесос. Мол, влажную уборку тряпкой никто не отменял. Кто прав?

— Вообще-то, влажная уборка делается вместе с пылесосом. Сложный вопрос. Конечно, никто на грязном ковре валяться не будет, уберут как-нибудь. Но родителям в группе лучше как-то договариваться, конечно. Если не скидываться, то всем. Можно сходить к заведующей с коллективным ультиматумом — она должна постараться, ведь деньги на пылесос должны найти в локальном бюджете.

У меня никогда такие конфликты не разгорались. Можно же до маразма дойти: запретить ребенку, родители которого не скинулись на пылесос, играть на чистом ковре… Ребенок-то в чем виноват? Были бы у него деньги, он бы скинулся, скорее всего.

— Марина, скажите честно: надо отдавать ребенка в сад или при возможности лучше обойти стороной?

— Обязательно отдавать. И в ясли. Мы хорошо видим, что чем старше появляется ребенок, тем больше у него стресс при появлении в группе. Частные детские сады — тоже хорошо. В муниципальных уровень не ниже, но возможностей меньше. Поэтому, если деньги позволяют, не задумывайтесь.

— Как определить хорошего воспитателя?

— Идите в ближайшую песочницу, где «тусят» родители. Собирайте отзывы и помните, что выбирать нужно не детский сад, а «тетю воспитателя».

— Воспитатели постарше — опытнее, мудрее, лучше. Верно?

— Теоретически. На практике многие давно выгорели и потеряли интерес: идите играть в песочницу, а я еще чаю выпью. Молодежь без опыта и часто без образования, зато с энтузиазмом.

— Сколько детей можно эффективно воспитывать в группе?

— В яслях — около 15 человек, во взрослой группе — 25. То, что в новых микрорайонах воспитатели групп из 40 детей звонят родителям и чуть ли не просят не приходить, — печаль.

— Если бы вы стали большим начальником, то что изменили бы?

— Потрудилась бы над согласованностью и постановкой единых целей. У нас к каждой проверке своя подготовка. Приходят инспекторы МЧС — сворачиваем ковры, уходят — разворачиваем. Перед Новым годом ездит другая проверка и смотрит, украшены ли окна. Да делают все праздник, что там смотреть?

Однажды родители передали искусственную елку, которая стала не нужна после покупки новой. У детей была неделя радости и экстаза. Они лепили, вырезали, украшали — все на елку повесили. Никаких дорогущих игрушек, только белая бумага.

— Каждое поколение ворчит. Скажите и вы: дети стали хуже?

— Дети — это мы, наше отражение. У них нет мобильных телефонов, но они ходят с игрушечными, держат их, как родители, и с серьезным лицом спрашивают, почему это в детском саду нет Wi-Fi. Вот родителям бы понтов поменьше. Права у всех резко появились, а про обязанности быстро забыли. Вместо того чтобы поговорить с воспитателем, звонят в исполком. Это же ничего не меняет!

Я бы хотела, чтобы труд воспитателя начали ценить взрослые люди, родители, потому что дети ценят, любят и благодарят — своими искренними улыбками и объятиями. Чтобы эти взрослые родители задумались о сотрудничестве с воспитателем, детским садом, о том, что их чадо очень быстро растет и тоже взрослеет.

В жизни еще много других профессий. Расскажите правду о своей. Мы не ищем жалобщиков и нытиков — просто хотим рассказать правду, чтобы больше узнать друг о друге и стать мудрее. Если вы готовы, мы гарантируем анонимность. Пишите на va@onliner.by.

Источник: https://people.onliner.by/2017/02/28/kindergarden-2

Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Законно ли с детьми в яслях находятся две нянечки без воспитателя?

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений

https://www.youtube.com/watch?v=xITVZ-rCbaU

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.Не проводится конкурс на замещение:должностей декана факультета и заведующего кафедрой;должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, – типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).

trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

17.08.2019 – Борис Широков

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_tk_rf_-_glava_52.html

Юридический спектр
Добавить комментарий