Выезд по РФ при надзоре

Законно ли ограничение на выезд при отбытии дополнительного наказания по ч. 4 ст. 264 УК РФ?

Выезд по РФ при надзоре

Был осуждён по ст. 264 ч. 4 УК РФ. Отбыл наказание полностью. Теперь ещё три года дополнительное наказание. Живу в Брянске, на работу с судимостью не берут, есть возможность работать в Москве, но сотрудники ФСИН не отпускают в Москву. Имеют ли они на это право? Ведь я не на подписке о невыезде. Помогите пожалуйста.

Адвокат Лебедев З.С.

Добрый день! Согласно ст.264.

1 Уголовного кодекса, управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.Согласно ст.ст.3,4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:1) тяжкого или особо тяжкого преступления;2) преступления при рецидиве преступлений;3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 282 — 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:1) запрещение пребывания в определенных местах;2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, установленные поднадзорному лицу в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 части 1 настоящей статьи административные ограничение или ограничения применяются по месту его временного пребывания.

Таким образом, так как в отношении Вас не был установлен административный надзор, то и установление ограничений на выезд за пределы области является незаконным.

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/zakonno-li-ogranichenie-na-vyezd-pri-otbytii-dopolnitelnogo-nakazaniya-po-ch-4-st-264-uk-rf/

На свободе, но под надзором

Выезд по РФ при надзоре

Пленум Верховного Суда РФ 16 мая 2017 года принял Постановление № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Оно направлено на решение многочисленных спорных моментов и нюансов в сфере административного надзора, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Как мера воздействия

Проблема административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современной России стоит достаточно остро.

Данная категория лиц нуждается в повышенном внимании со стороны контролирующих органов во избежание рецидивов преступлений и для облегчения процесса социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Однако в российском законодательстве до сих пор присутствуют многочисленные спорные моменты, нуждающиеся в дополнительном истолковании и уточнении. Собственно, с этой целью и принималось Постановление № 15 Пленума ВС РФ.

Для индивидуального профилактического воздействия и предотвращения вероятности совершения новых преступлений за лицом, освободившимся из мест лишения свободы, по решению суда на определенное время устанавливается административный надзор, заключающийся во временном ограничении некоторых прав и свобод. Контроль за соблюдением этих ограничений возлагается на органы внутренних дел. Задачей органов внутренних дел становятся профилактическая работа с данной категорией лиц, предупреждение возможного совершения ими преступлений и правонарушений, в том числе рецидивного характера.

Следует отметить, что административное ограничение нельзя рассматривать в качестве наказания за совершение преступления или правонарушения либо в качестве одного из компонентов наказания. Его смысл сводится к предотвращению возможного повторного совершения преступлений или правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений.

Что касается принятия решений об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении установленных административных ограничений, то оно осуществляется районными судами с учетом соблюдения территориальной подсудности.

Основные категории поднадзорных

В первую очередь необходимо обозначить категории лиц, которые подлежат административному надзору. Согласно законодательству суд устанавливает административный надзор в отношении следующих категорий совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы:

–имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особого тяжкого преступления;

–имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступления;

–имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Перечисленные категории лиц попадают под административный надзор в том случае, если во время отбывания назначенного срока лишения свободы были признаны злостными нарушителями режима (установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении).

Особая категория лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, – это совершеннолетние лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также лица, совершившие преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающей вменяемости.

Необходимость осуществления мер административного надзора в отношении данной категории лиц обусловлена повышенным риском совершения ими повторных преступлений аналогичной направленности.

Как показывает практика, многие лица, отбывавшие наказание за половые преступления против несовершеннолетних, впоследствии вновь совершают рецидивные преступления.

Именно на их профилактику и направлена мера административного надзора.

За половые преступления против несовершеннолетних могут быть привлечены и лица, совершившие указанные преступления также в несовершеннолетнем возрасте. Но согласно нормам законодательства административный надзор в качестве меры может применяться лишь к совершеннолетним лицам.

Поскольку данное обстоятельство вызывало проблематичность применения меры административного надзора, в Постановлении № 15 подчеркивается, что в отношении данной категории лиц административный надзор устанавливается при достижении ими 18 лет к моменту обращения с соответствующим административным исковым заявлением.

Другой спорный момент, который был отрегулирован после принятия Постановления № 15, касается правил применения административного надзора в отношении иностранных граждан, а также лиц без гражданства, которые также могли отбывать наказание за совершение преступлений на территории Российской Федерации и, соответственно, подпадают под действие законодательства об административном надзоре. В Постановлении № 15 обозначено, что административный надзор в отношении данной категории лиц применяется в том случае, если они имеют законные основания для нахождения на территории Российской Федерации и не помещены в какие-либо специальные учреждения.

Административные ограничения

Безусловным плюсом Постановления № 15 является уточнение особенностей выбора вида административных ограничений. В документе подчеркивается, что выбор вида административных ограничений не может быть произвольным.

Цель выбора – выявление и устранение тех факторов, которые сыграли детерминирующую роль в отношении совершения преступления.

Кроме того, выбор вида административного ограничения заключает в себе профилактический потенциал, так как направлен на воспитательное воздействие в целях недопущения совершения преступлений или правонарушений.

В Постановлении № 15 указано, что административные ограничения не должны ограничивать на несоразмерном уровне право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.

Административное ограничение учитывает образ жизни поднадзорного, факторы и обстоятельства, повлиявшие на совершение им преступления, поведение поднадзорного лица в период отбытия наказания в местах лишения свободы и после отбытия наказания.

Так, суд вправе ограничить возможность пребывания поднадзорного в определенных местах.

Например, если преступление было совершено поднадзорным в состоянии алкогольного опьянения, судом может быть принято решение о запрете посещения данным лицом предприятий общественного питания, в ассортимент предлагаемых продуктов которых входят спиртные напитки.

Тем самым достигается профилактический эффект – лицо вынуждено воздерживаться от употребления спиртных напитков и от посещения тех мест, в которых оно может испытать соблазн употребления спиртных напитков.

С учетом того что значительное количество тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений половой направленности в отношении несовершеннолетних совершались их субъектами в состоянии алкогольного опьянения, данная мера может быть признана достаточно эффективной с точки зрения профилактики рецидивов преступлений.

В Постановлении № 15 рассмотрены и весьма актуальные проблемы запрещения лицу, в отношении которого осуществляется административный надзор, пребывать в определенное время суток вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания.

Дело в том, что иным помещением, которое значится в законе, может быть помещение, которое не отвечает требованиям, предъявляемым российским законодательством к жилым помещениям. Отсутствие характеристик жилого помещения не мешает лицу, в отношении которого осуществляется административный надзор, выбрать данное помещение в качестве места жительства или пребывания.

Поэтому суд не может вынести решение о запрете пребывания в определенное время суток вне данного помещения, так как если оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то поднадзорный может, к примеру, покинуть его в целях отправления естественных потребностей.

В таких случаях суд может назначить другие административные ограничения, служащие достижению цели административного надзора, например запретить выезд за пределы определенной территории (муниципального образования, субъекта Российской Федерации, страны).

Также в Постановлении № 15 подчеркивается, что суд, устанавливая время суток, в течение которого поднадзорное лицо не имеет права покидать место жительства или пребывания, обязан принять во внимание характер трудовой деятельности поднадзорного лица, его учебу в образовательном учреждении и иные обстоятельства.

То есть если поднадзорному лицу необходимо выехать на сессию учебного заведения в другой город, то суд должен принять это обстоятельство во внимание, но при наличии документального подтверждения, предоставленного поднадзорным лицом.

Эта мера также позволяет защитить законные права поднадзорного лица на трудовую деятельность, получение образования, медицинских услуг.

Регулирование защиты прав

На защиту законных прав административного ответчика, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, направлен п.

11 Постановления № 15, регламентирующий вопросы личной явки лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре, на судебное заседание.

Если административный ответчик отсутствует по месту жительства или пребывания либо если место его фактического пребывания неизвестно, суд получает право назначить данному лицу официального представителя – адвоката.

Следовательно, создается возможность для рассмотрения дела без присутствия административного ответчика, но в присутствии его официального представителя. Участие административного ответчика не обязательно и в том случае, если он не явился на судебное заседание или не сообщил суду об уважительных причинах своей неявки.

В Постановлении № 15 указывается, что административный надзор может быть досрочно прекращен. Для этого требуется решение суда, вынесенное по заявлению: 1) органа внутренних дел; 2) поднадзорного лица или его представителя.

Заявление может быть подано по истечении не менее половины срока административного надзора, установленного судом.

При этом от поднадзорного лица требуется безукоризненное соблюдение всех установленных административных ограничений, выполнение предусмотренных законодательством РФ обязанностей, наличие положительной характеристики по месту работы и месту жительства или пребывания.

Однако право на досрочное прекращение административного надзора не может быть использовано в отношении лиц, отбывавших наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, поскольку подобные лица нуждаются в более тщательном наблюдении и профилактическом воздействии в целях пресечения возможных рецидивов преступлений.

Необходимо отметить, что в Постановлении № 15 содержится и упоминание о возможной продолжительности продления срока административного надзора. Суд получает возможность продлить административный надзор на срок до шести месяцев, но не более срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Причиной продления срока административного надзора может стать совершение поднадзорным лицом двух административных правонарушений и более в течение одного года.

Административный надзор устанавливается повторно в случае совершения освобожденными лицами в течение одного года после освобождения двух административных правонарушений или более против порядка управления, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность, общественную нравственность и здоровье населения.

То есть, например, это могут быть мелкое хулиганство или распитие спиртных напитков в общественном месте, иные нарушения общественного порядка, которые на первый взгляд кажутся незначительными, но в перспективе могут заключать в себе существенный деструктивный потенциал.

Помимо перечисленных изменений, в Постановлении № 15 содержится еще целый ряд мер, направленных на улучшение исполнения законодательства Российской Федерации в сфере административного надзора и на защиту законных прав поднадзорных лиц.

Можно сделать вывод, что в конечном счете Постановление № 15 позволяет значительно усовершенствовать практику административного надзора в качестве профилактической меры и меры воздействия на граждан, имеющих потенциальную склонность к совершению преступлений и правонарушений.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/348257/

Вс рф обновит свои разъяснения об административном надзоре

Выезд по РФ при надзоре

По данным ВС РФ, количество дел об установлении административного надзора постоянно растет. Так, в 2014 году судами было рассмотрено 56 215 таких дел, в 2015 году – 67 170, в 2016 году – 73 053 дела.

При этом, как отмечают представители МВД России, применение надзора действительно способствует сокращению количества преступлений, совершенных ранее судимыми лицами.

В прошлом году, например, их число уменьшилось на 10%, сообщил заместитель начальника Управления организации охраны правопорядка в жилом секторе и деятельности по исполнению административного законодательства ГУОООП МВД России Станислав Колесник в ходе рассмотрения проекта нового Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации – “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ).

Необходимость утверждения новых разъяснений вызвана в первую очередь изменением процессуального порядка рассмотрения данной категории дел в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства, пояснил председатель судебного состава Судебной коллегии по административным делам ВС РФ Владимир Хаменков, представлявший Проект на вчерашнем заседании Пленума.

 

НАША СПРАВКА

Установление административного надзора предполагает временное ограничение прав и свобод поднадзорного лица (запрет на посещение определенных мест, массовых мероприятий, на пребывание в определенное время суток вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, на выезд за пределы определенной территории) и выполнение ряда обязанностей, например несколько раз в месяц являться в орган внутренних дел для регистрации (ст. 1, ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”; далее – закон об административном надзоре).

Устанавливается надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или не снятую судимость за совершение тяжкого или особого преступления, рецидива преступлений, умышленного преступления против прав и свобод несовершеннолетнего, в случае если это лицо:

  • во время пребывания в месте лишения свободы признавалось злостным нарушителем прядка отбывания наказания;
  • совершило в течение года два или более административных правонарушения против порядка управления либо посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность (ст. 3 закона об административном надзоре).

В отношении лиц старше 18 лет, совершивших преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних, административный надзор устанавливается вне зависимости от признания их злостными нарушителями и совершения ими правонарушений.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы лица подается в суд исправительным учреждением, а в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы – органом внутренних дел (ст. 270 Кодекса административного судопроизводства).

Проектом предполагается, в частности, уточнение территориальной подсудности дел в отношении освободившихся из мест лишения свободы лиц, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания. Заявление в таком случае подается в суд по месту фактического постоянного проживания или нахождения лица.

Также отмечается возможность установления административного надзора в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или пребывающих в России на законных основаниях либо при принятии в отношении них решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, о депортации, реадмиссии или административном выдворении – при условии, что они не помещены на основании решения суда в специальное учреждение.Предусматривается Проектом возможность применения к административному ответчику, уклоняющемуся от участия в деле об установлении надзора, такой меры процессуального принуждения, как привод.

Указывается, что совершение лицом одного противоправного деяния, содержащего составы разных правонарушений, не может рассматриваться как совершение нескольких правонарушений, а значит не является основанием для установления надзора.

Определяющее значение при решении вопроса об установлении надзора имеет выявление не единичного деяния, а устойчивого общественно опасного поведения лица, считает ВС РФ.

Кроме того, по его мнению, не должны учитываться факты совершения малозначительных правонарушений (ст. 2.9 КоАП РФ).

Важное разъяснение Суда касается необходимости исследования судами не только обстоятельств, положенных в основу постановления о признании лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания или постановления о совершении административного правонарушения, но и сведений о поведении лица после признания его злостным нарушителем, и фактов, не исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении. Такой подход, предусматривающий обязательность учета совокупности всех доказательств, соответствует позициям КС РФ и ЕСПЧ о применении при решении вопроса об установлении административного наказания принципа соразмерности, указал Владимир Хаменков.Особым образом отмечается в Проекте, что суд, решающий вопрос об установлении административного надзора, не вправе осуществлять ревизию вынесенного в отношении соответствующего лица приговора. Так, если при рассмотрении дела он установит, что в уголовный закон внесены изменения, улучшающие положение этого лица, самостоятельно делать выводы об отсутствии в его действиях состава преступления, изменении категории преступления и т. д. он не может. В такой ситуации суду следует разъяснить лицу его право на обращение с ходатайством о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством и, если оно заявит соответствующее ходатайство, приостановить дело. Если же лицо не обратится с таким заявлением в суд, административное исковое заявление следует оставить без рассмотрения, поясняет ВС РФ. При этом суд должен будет разъяснить представителям исправительного учреждения или органа внутренних дел, что они вправе обращаться в суд с представлением о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством независимо от наличия ходатайства указанного лица.Кроме того, нельзя не отметить позицию ВС РФ о недопущении судами несоразмерного ограничения прав поднадзорных лиц: на труд, получение образования, медицинской помощи и т. д. В Проекте подчеркивается, в частности, что при определении времени суток, в течение которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд должен обращать внимание на график его работы или учебы и другие имеющие значение обстоятельства, подтверждаемые доказательствами. Кроме того, отмечается, что даже если лицу запрещено посещать места проведения массовых и иных мероприятий, суд, проанализировав сведения о его интересах, подтвержденные материалами дела, вправе разрешить ему принимать участие в конкретных мероприятиях.Таким образом, содержащиеся в Проекте разъяснения направлены на обеспечение эффективного применения судами норм об административном надзоре как инструменте предотвращения совершения преступлений и правонарушений лицами, освободившимися из мест лишения свободы, и недопущение чрезмерного ограничения прав этих лиц.

Предполагается, что после принятия на основании Проекта соответствующего постановления Постановление Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 22 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре” будет признано не подлежащим применению.

Документы по теме:

Источник: http://www.garant.ru/news/1107887/

Юридический спектр
Добавить комментарий