Возможно ли значительно уменьшить стоимость оказываемых услуг?

В каких случаях можно поменять цену состоявшейся закупки по 44‑фз?

Возможно ли значительно уменьшить стоимость оказываемых услуг?

Статья актуальна на 22 сентября 2019

Цену состоявшейся закупки менять нельзя — это одна из аксиом 44-ФЗ. Но все же есть ситуации, когда контракт подписывают не по той цене, которую предложил победитель, или цену меняют во время исполнения контракта. Посмотрим, когда это возможно.

При заключении контракта

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией. 
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

Позиция Минфина 

Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: “Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.

Позиция Верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС.

Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.

2019 N 306-ЭС19-15999. 

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

После заключения контракта

Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

Такое право предусмотрено 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

Уменьшить на 10%Увеличить на 10%
Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает ценуСтороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

Заказчику урезали бюджет

Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

  • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
  • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение долгосрочных контрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

  • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
  • региональные контракты 1 млрд рублей,
  • муниципальные контракты 500 млн рублей,
  • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

В крупных закупках на строительство

Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях: 

  1. Срок исполнения контракта > 1 года. 
  2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
  3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить. 
  4. Получено письменное  обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации. 
  5. Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).

Изменились тарифы

Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Лечение за рубежом

Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1179-smena-cenu

Снижение выручки на предприятии |

Возможно ли значительно уменьшить стоимость оказываемых услуг?

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • В чем опасность снижения выручки для фирмы?
  • Каковы причины снижения выручки?
  • Как предотвратить снижение выручки?

Вряд ли хоть одно, даже вполне преуспевающее предприятие ни разу не сталкивалось с таким явлением, как снижение выручки. И причиной его далеко не всегда бывают непрофессиональные действия руководства компании. Из статьи вы узнаете о том, каковы факторы снижения выручки, в чем опасность подобной ситуации и каким образом ее предотвратить.

Опасность снижения выручки для предприятия

Под выручкой понимаются денежные средства, получаемые за счет реализации компанией своих товаров, работ или услуг. Снижение дохода выражается в уменьшении потока этих денежных средств в результате как объективных, так и субъективных причин.

Значение прибыли для предприятия переоценить невозможно, поскольку именно она используется для финансирования его деятельности. Другими словами, доход, получаемый от продажи товаров, работ или услуг, является основной материальной составляющей благосостояния организации.

Отсутствие собственных средств, постоянно пополняющихся и находящихся в обороте, не позволит компании существовать на рынке длительное время.

При этом отметим, что в некоторых случаях руководство организации целенаправленно идет на снижение выручки от реализации товаров, работ или услуг (к примеру, при завоевании новых ниш сбыта компания уменьшает стоимость той или иной продукции или услуги).

Причины снижения выручки

Причин, вызывающих снижение выручки, может быть много. Рассмотрим основные из них.

  1. Сезонное падение спроса.

    Ряд потребительских товаров имеет сезонный спрос. Мало кто нуждается в лыжах летом, а в велосипедах – зимой. Однако не стоит заранее расстраиваться по этому поводу.

    Организации, реализующие сезонную продукцию, приспособились к подобному явлению, просчитав все необходимые действия и шаги.

    Поэтому финансовые итоги года давно работающих предприятий от данного фактора снижения выручки не зависят.

    Если же вы только собираетесь осваивать новый рынок сбыта своей продукции, то обязательно изучите специфику реализации именно в ключе сезонности предлагаемых вами товаров или услуг. К примеру, для юга Европы характерно снижение выручки в летний период.

    Испания широко известна своими сиестами, когда магазины днем работают меньше, а покупатели посещают их реже. Вполне закономерно, что такое положение дел сказывается на их доходах.

    То есть слишком жаркая погода вполне может стать причиной подобной магазинной сиесты и затянуться на пару месяцев.

  2. Утрата продуктом популярности.

    Фраза про то, что под луной ничто не вечно, наверняка знакома каждому. Еще одним, причем весьма банальным фактором, вызывающим снижение выручки от продажи, может стать потеря клиентами интереса к выпускаемой продукции или предлагаемым услугам.

    Такая ситуация может быть вызвана различными причинами, начиная с того, что ваш товар устарел, и заканчивая активизацией конкурентов, предлагающих аналогичные изделия, но по более низкой цене. Не стоит скидывать со счетов и моду, которой свойственна изменчивость.

    Итогом всего этого является уменьшение объемов прибыли от реализации своих товаров или услуг.

  3. Уход клиентов к конкурентам.

    Конкуренция хороша для потребителей, но радовать представителей бизнеса, особенно малого, она будет вряд ли. Выручка может снизиться в любой момент, при этом повлиять на ситуацию вы порой совершенно не способны.

    Появление на рынке сильной компании, предлагающей аналогичные товары и услуги, практически мгновенно повлечет за собой падение доходов. Тем же самым грозит демпингование цен со стороны конкурентов. И никакой страховки от подобных случаев не существует.

    Если начать также снижать прайс, то можно потерять еще больше выручки, а ввязавшись с борьбу с более успешной фирмой, можно и вовсе оказаться без дохода от продаж.

  4. Падение спроса в кризис.

    Пожалуй, одной из самых страшных ситуаций, с которыми может столкнуться организация, является кризис или снижение производства. Кризис в любом случае означает уменьшение покупательской способности населения. А значит, и падение выручки компании.

    Причем зачастую люди отказываются тратить деньги не из-за их отсутствия, а из желания сэкономить, отложить на будущее, ведь неизвестно, что ждет впереди и сколько времени придется жить в подобных условиях. Кризисы больнее всего бьют по дорогим товарам (квартирам, машинам), а также продукции не первой необходимости.

    В результате мы вновь приходим к уменьшению прибыли организации.

  5. Переизбыток выданных населению кредитов.

    Ряд экспертов сходится во мнении, что причина кризисов (а значит, и снижения доходов компаний) заключается в многочисленных потребительских кредитах, выдаваемых всем подряд. С одной стороны, имеющиеся деньги и возможность приобретения дорогих вещей с отсрочкой или рассрочкой платежей повышают начавшие было снижаться доходы предприятия.

    Однако рано или поздно кредитные средства заканчиваются, покупательская способность клиента вновь оказывается на нуле и влечет за собой снижение выручки компании. При этом большую часть бюджета семья тратит на то, чтобы погасить долги.

    А ведь никто не отменял оплату коммунальных счетов, бензина, связи, покупки продуктов первой необходимости. Таким образом, на приобретение чего-то для себя и для души уже не остается денег, и организации отмечают уменьшение своей прибыли.

  6. Несбалансированность ассортимента.

    Избежать снижения объема выручки поможет сбалансированность ассортимента предлагаемой организацией продукции. То есть реализуемые товары должны приносить доход и участвовать в обороте.

    Во втором случае можно столкнуться с достаточным количеством конкурентов, однако и спрос на подобную продукцию продолжает оставаться высоким.

    Например, в последнее время все большей популярностью среди населения пользуется термопечать, при которой рисунки наносятся на различные товары – от футболок с именными надписями до кружек с портретами молодоженов.

    За счет высокой конкуренции в этой сфере стоимость самого оборудования для термопечати не столь велика. А вот людей, мечтающих об именной кружке или единственной в своем роде майке, очень даже много.

    Таким образом, востребованность данного оборудования еще долгое время будет оставаться на высоте. И организации, нашедшие свою нишу в этой области, должны придерживаться достаточно гибкой политики.

    То есть доход от реализации оборудования должен составлять около половины от всех получаемых компанией денежных средств. И говорить в этом случае о снижении выручки не приходится.

  7. Некомпетентность и пассивность работников предприятия.

    Сложностей в понимании данного фактора снижения выручки не возникает. Доходы компании падают по вине персонала. В таком случае стоит подвергнуть тщательному анализу работу сотрудников, прежде всего, менеджеров по продажам. Об их некомпетентности или пассивности можно говорить в следующих ситуациях:

    1.Они советуют клиентам те товары, которые реализовать легче всего. В данном случае персоналу не хватает стимула к более качественному выполнению своих обязанностей.

    То есть они изначально не ориентированы на продажу продукции, способной принести наибольшую прибыль компании.

    Наоборот, менеджеры предлагают покупателям то, что предпочитают они сами, ведь заключить сделку в этом случае гораздо проще.

    2.Спешка специалиста по продажам вызвана именно его желанием избежать снижения прибыли. Однако в таком случае, не предлагая полного ассортимента товаров, велика вероятность лишения клиентов права выбора.

    Для спешки характерна невнимательность, а значит, вполне может случиться так, что самый ходовой продукт не будет вовремя выставлен на полки. В результате можно запросто прийти к уменьшению объемов продаж.

Что сделать, чтобы предотвратить снижение выручки

Повышения выручки и роста финансовых результатов можно добиться за счет увеличения выпуска или расширения ассортимента предлагаемых товаров или услуг, производства продукции с новыми потребительскими свойствами.

Несмотря на то, что размеры выручки зависят от отраслевых факторов, для каждого предприятия характерны свои собственные причины ее роста.

Основными моментами, влияющими на увеличение продаж и соответственно рост доходов от реализации, можно назвать следующие:

1. Исполнение обязательств

Соблюдение компанией четкого и неуклонного исполнения договорных обязательств является гарантом повышения объемов прибыли.

Ставьте перед сотрудниками экономического отдела конкретные задачи:

  • следить за проведением оплат за реализованную продукцию, а также выполнением работ в соответствии с календарным или производственным планом;
  • анализировать поступление денег за отгруженные товары, оказанные услуги в каждом структурном подразделении и на предприятии в целом;
  • осуществлять контроль над исполнением всех действующих договоров.

Контрагентам необходимо обеспечивать своевременные поставки товаров и качественное выполнение работ.

Также невозможно вовремя учитывать выручку без контроля дебиторской и кредиторской задолженности. Задачей компании является не только взыскание оплаты с заказчиков и потребителей, но и исполнение собственных обязательств перед партнерами.

2. Расширение клиентской базы

Добиться роста выручки можно за счет привлечения новых контрагентов. То есть необходимо искать новых заказчиков для заключения договоров поставки товаров (выполнения работ или оказания услуг).

Привлечь клиентов можно, создав внутрикорпорационный колл-центр с профессиональными менеджерами, знающими все об увеличении продаж.

На сегодняшний день весьма актуальным способом сообщить о себе и своем продукте является создание интернет-сайта компании. В этом случае лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных решить вопросы с регистрацией и оптимизацией работы ресурса.

За счет привлечения новых клиентов и контрагентов можно избежать снижения выручки, наоборот, запланировав и повысив прибыль фирмы.

3. Обеспечение высшего качества продукции

Этот вопрос имеет комплексное значение. Он важен как для клиентов, так и для самой организации. Если вы будете уделять достаточное внимание качеству реализуемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, то повысите объем продаваемого продукта, а значит, и прибыли, одновременно подняв престиж компании.

Если говорить о долгосрочных перспективах, то именно данному критерию уделяется особое внимание. При этом отметим, что по сравнению с изменением стоимости повышение качества – процесс долгий, требующий значительных финансовых (и не только) вложений. В ряде случаев может возникнуть необходимость в переоборудовании производства, освоении новых технологий.

Каждой компании, стремящейся не допустить снижения прибыли, необходимо анализировать качество и конкурентоспособность предлагаемых товаров (работ, услуг), а также стремиться к повышению этих показателей. Добиться подобного результата можно путем совершенствования организации производства и труда, углубления специализации, повышения технического уровня и квалификации сотрудников.

4. Оптимизация цен и ценообразования

Стоимость товаров или услуг формируется в соответствии с экономической ситуацией на рынке, себестоимостью, желаемой прибылью, установленными налогами, качествами и потребительскими свойствами предлагаемых продуктов. Для расчета тарифов используют калькуляцию в отношении каждого вида изделия, на цены же влияет экономически обоснованная себестоимость, включающая подлежащие уплате налоги и сборы.

Отметим следующие моменты:

  • Цена формируется в соответствии со следующими факторами – конкурентоспособностью, уровнем потребительского спроса, затратами на производство продукта или оказание услуги, экономическим эффектом.
  • Стоимость в любом случае необходимо обосновать. На калькуляцию каждого вида товара или работы влияют материальные и трудовые затраты, накладные расходы и предусмотренные законодательством налоги.
  • Если в цену продукции не включить определенный уровень прибыльности компании, то велика вероятность снижения выручки на каждой следующей стадии оборота капитала. Такая ситуация неминуемо повлечет за собой уменьшение объемов производства и ухудшение финансового состояния предприятия.

В связи с инфляцией расходы постоянно растут. Это связано с повышением стоимости коммунальных услуг, цен на необходимые материалы, обслуживание имущества предприятия и т. п.

Соответственно, начало каждого года отмечается увеличением организациями стоимости реализуемых товаров и предлагаемых услуг с учетом процента инфляции.

Последние данные свидетельствуют о среднем росте цен примерно на 10–15 %.

Не допустить снижения выручки, выйдя на более высокий уровень дохода, можно за счет большего процента увеличения стоимости своего продукта (по сравнению с инфляцией). Однако такое решение может повлечь отрицательные последствия.

Во-первых, необходимо быть готовым к сокращению спроса. Во-вторых, не следует забывать о сохранении позиций компании на рынке с учетом конкуренции, поскольку аналогичные товары и услуги, скорее всего, предлагаются и другими организациями.

Высокие цены могут привести к потере постоянных заказчиков или клиентов, что повлечет за собой уменьшение объема реализации товаров или услуг и, как следствие, снижение выручки.

Избежать таких последствий можно, постоянно оценивая прайсы конкурентов.

Источник: https://practicum-group.com/blogs/snizhenie-vyruchki/

Условие о цене договора подряда. Вопросы правоприменительной практики

Возможно ли значительно уменьшить стоимость оказываемых услуг?

Закрепленный в статье 309 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) принцип надлежащего исполнения обязательств означает, что обязательства, в том числе возникшие из договоров, должны исполняться их участниками надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условия возмездного договора согласно пункту 1 статьи 423 ГК РФ предполагают право стороны, исполнившей свои обязанности, требовать от другой стороны предоставления платы или иного встречного предоставления. Если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное, договор в силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ предполагается возмездным. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. 

Изменение цены после заключения договора согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 

Согласно пункту 3 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Смета представляет собой расчет (калькуляцию) цены договора с расшифровкой стоимости отдельных видов работ, используемых при выполнении работ материалов и оборудования, иных затрат.

Применительно к договору строительного подряда смета включает в себя расчет стоимости строительных (ремонтно-строительных), монтажных работ, затрат на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря, а также прочих затрат применительно к отдельным видам работ и затрат (локальная смета), объекту строительства (объектная смета) или строительству в целом (сводный сметный расчет) (См.: пункты 3.14 – 3.18 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1)

В соответствии с пунктом 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Правовое значение условия договора подряда о твердой цене раскрывается в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, согласно которому подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Исключение составляют случаи существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, когда подрядчик в силу абз. 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ. 

Таким образом, основная цель твердой цены состоит в том, чтобы защитить заказчика от рисков возможного удорожания строительства, связанного, в частности, с увеличением объема подлежащих выполнению работ.

То есть твердая цена по смыслу пункта 6 статьи 709 ГК РФ подлежит оплате заказчиком за результат работ в целом, безотносительно к тому, какой объем работ для достижения этого результата (включая дополнительные работы) пришлось выполнить подрядчику.

Дополнительные издержки подрядчика, связанные с не учтенным при заключении договора увеличением объема работ, в этом случае покрываются за счет его вознаграждения (пункт 2 статьи 709 ГК РФ). 

Если договор заключен на условиях приблизительной цены, подрядчик в соответствии с пунктом 5 статьи 709 ГК РФ обязан своевременно предупреждать заказчика о возникшей необходимости в проведении дополнительных работ, влекущих за собой существенное превышение определенной приблизительно цены работ. Если заказчик не согласен с таким удорожанием, пункт 5 статьи 709 ГК РФ предоставляет ему право отказаться от договора, оплатив подрядчику стоимость фактически выполненных работ. 

Если подрядчик своевременно не предупредил заказчика о необходимости превышения определенной приблизительно при заключении договора цены работы, он в силу абз.

2 пункта 5 статьи 709 ГК РФ обязан выполнить договор (то есть сдать заказчику результат работы, характеристики которого были согласованы при заключении договора), сохраняя право на оплату работы по изначально определенной в договоре цене. 

Очевидно, что, заключая договор на условиях твердой цены, подрядчик принимает на себя риски, связанные с возможным удорожанием строительства вследствие того, что фактический объем выполненных работ окажется больше того, который учитывался при заключении договора. В этой связи в цене договора при его заключении, как правило, предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты. 

Если договор заключен на условиях твердой цены, резерв средств на непредвиденные работы и затраты уплачивается подрядчику в составе цены договора.

В случае, когда договор заключен на условиях приблизительной цены, и расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся за фактически выполненные объемы работ, резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика (См. пункт 4.

33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1)

Принятие подрядчиком рисков, связанных с возможным удорожанием строительства, при заключении договора на условиях твердой цены компенсируется отсутствием у заказчика в силу абз.

2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ права требовать уменьшения цены договора в случаях, когда объем фактически выполненных работ оказался меньше того, который учитывался при заключении договора.

В этих случаях вознаграждение подрядчика за выполнение работ окажется больше за счет сокращения издержек (пункт 2 статьи 709 ГК РФ). 

Общие положения о подряде, закрепленные в статье 709 ГК РФ, в силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ подлежат применению также к отношениям, возникшим из договора строительного подряда, если иное не установлено специальными нормами § 3 ГК РФ. 

Пункт 1 статьи 743 ГК РФ возлагает на подрядчика по договору строительного подряда обязанность осуществлять строительство и связанные с ним работы не только в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание и другие предъявляемые к ним требования, но и в соответствии со сметой, определяющей цену работ. 

Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком по договору строительного подряда работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой. 

Пунктом 3 статьи 744 ГК РФ подрядчику предоставлено право в соответствии со статьей 450 ГК РФ требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. 

Указанные положения не содержат каких-либо изъятий из норм, закрепленных в статье 709 ГК РФ, конкретизируя их с учетом особенностей строительного подряда. 

Между тем, в судебной практике все не так однозначно. 

Источник: https://zakon.ru/blogs/uslovie_o_cene_dogovora_podryada_voprosy_pravoprimenitelnoj_praktiki/16318

Расчет нормативов затрат на оказание государственных услуг

Возможно ли значительно уменьшить стоимость оказываемых услуг?

Внедрение в практику бюджетного планирования государственного и муниципального задания на оказание услуг ставит перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления целый ряд проблем, связанных с расчетом и утверждением нормативов затрат на оказание государственных и муниципальных услуг. Антонина Сергеевна КОВАЛЕВСКАЯ, директор по развитию Центра фискальной политики, к. э. н.

Зачем нужны нормативы?

Отсутствие обоснованных решений проблем расчета и утверждения нормативов затрат на оказание государственных и муниципальных услуг может привести к тому, что формирование задания окажется формальным инструментом, лишь усложняющим бюджетный процесс и не имеющим практической значимости для повышения результативности деятельности бюджетного сектора, эффективности использования бюджетных ресурсов и улучшения качества востребованных потребителями услуг. Одной из таких проблем — наряду с формированием задания по переданным на другой уровень бюджетной системы полномочиям, установлением задания учреждениям здравоохранения, работающим в условиях «двухканального финансирования» (двухканальная система финансирования — система, при которой за счет средств ОМС оплачиваются объемы медицинской помощи, а за счет средств бюджетов содержится сеть медучреждений независимо от предоставляемой медицинской помощи), избыточными требованиями федерального законодательства к объемам и качеству услуг, финансируемым из бюджетов субъектов и муниципальных образований и т. д. — является расчет и финансовое обеспечение нормативных затрат на оказание услуг.

Решение данной проблемы, связанной прежде всего с установлением обоснованных стандартов оказания услуг, требует ответа на вопросы: каков должен быть алгоритм разработки норматива на оказание той или иной услуги? Какими параметрами (техническими или политическими) определяется уровень стандартов, уже принятых в различных отраслях социальной сферы? Каковы преимущества и недостатки системы бюджетного планирования и финансирования на основе утверждаемых норм и нормативов? Возможно ли применение иных способов планирования и финансирования, отличных от нормативных? Немаловажной проблемой является и крайне трудоемкий процесс разработки подобных нормативов, предполагающий проведение значительной подготовительной аналитической и практической работы по составлению как перечня самих нормативов, так и их обоснованных значений.

Перед принятием решения о разработке нормативов должен быть дан ответ на вопрос о том, зачем, с какой целью такие нормативы будут разработаны.

Они могут быть разработаны для облегчения работы по составлению бюджета и определения объема финансирования каждого конкретного государственного или муниципального учреждения или иной организации, оказывающей государственные или муниципальные услуги.

Задачей разработки нормативов может стать введение системы мониторинга качества оказания услуг, позволяющей контролировать и оценивать уровень качества фактически оказываемых услуг.

Наконец, целью разработки нормативов может быть определение обоснованных объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания тем или иным учреждением, качество оказания услуг в котором оказалось либо ниже, чем среднее по отрасли в целом, либо минимальным в сравнении с другими учреждениями, оказывающими однородные услуги.

Такая цель может ставиться в том случае, если перед органом исполнительной власти стоит задача обеспечить равный доступ потребителей к той или иной услуге гарантированного качества независимо от того, какое учреждение оказывает услугу. Применение нормативов оправданно и при передаче исполнения полномочия на другой уровень бюджетной системы в случае, если одновременно с полномочием передается определенный обязательный объем оказания услуги установленного качества, обосновывающий «стоимость передаваемого полномочия».

Целью разработки нормативов может стать создание системы оценки эффективности и результативности бюджетных расходов, позволяющей установить, что любые сверхнормативные расходы будут признаны как неэффективные и финансироваться из бюджета не будут.

В этом случае логично было бы в целях создания стимулов для экономии бюджетных расходов закрепить нормативы по конкретным услугам на долгосрочной основе, с тем чтобы «сэкономленные» учреждением средства не изымались у учреждения и служили бы основой для поощрения сотрудников учреждений, оказывающих услуги «нормативного» качества с меньшими издержками.

С чего начать?

Принимая решение о начале разработки перечня нормативов и их расчете, целесообразно ознакомиться с опытом других стран, уже прошедших этап реформирования бюджетной системы и сделавших те или иные выводы по вопросу установления нормативов.

Этот опыт показывает, что достаточно небольшое число государств применяет нормативный метод для формирования расходов бюджета и обоснования объемов бюджетных средств, направляемых на решение тех или иных социальных задач.

В большинстве стран, чья бюджетная политика признается как эффективная, применяется «программный подход» к бюджетному планированию, означающий анализ различных альтернативных путей достижения целей социальной политики и «борьбу» за достижение наивысших результатов расходования бюджетных средств с наименьшими затратами.

Ключевым вопросом установления нормативов является вопрос об обоснованном уровне норматива.

На практике в большинстве случаев оказывается, что фактический уровень объемов и качества оказываемых услуг значительно варьируется в зависимости от множества факторов, которые не удается в полной мере учесть при разработке нормативов.

К числу таких факторов относится, скажем, удаленность учреждения, оказывающего услугу, климатические различия, исторически сложившиеся условия предоставления услуги, оснащенность учреждения оборудованием, качество коммунальных услуг, тип и возраст здания, в котором оказывается услуга, половозрастной состав населения, проживающего на территории муниципального образования, и т. д. Соответственно и стоимость оказания однотипной услуги на практике в различных учреждениях варьируется весьма значительно, поскольку подобные факторы, как правило, отражаются на стоимости оказания услуги.

На практике «выравнивать» нормативы придется многочисленными коэффициентами, многократно усложняющими процесс бюджетного планирования и сводящими на нет возможные преимущества создания системы нормативов.

Вполне может оказаться, что финансирование услуг по утвержденному нормативу потребует выделения из бюджета дополнительных средств, которых может просто не оказаться (например, в условиях падения доходов бюджета).

Как поступить в этом случае с нормативом затрат? Снизить объемы оказываемых услуг, сохранив качество услуги на уровне нормативного? Скорректировать норматив в сторону уменьшения? Ответы на эти вопросы должны быть даны на стадии принятия решения о начале работы над разработкой нормативов.

Натуральные или финансовые нормативы?

Еще сильнее усложняется задача установления нормативов, выраженных в стоимостных показателях. Например, норматив расходов на одного потребителя услуги в определенный период времени.

Отметим, что подобные нормативы вообще бессмысленны в случае оказания так называемых «коллективных услуг», где объем оказания услуги не может быть поставлен в зависимость от количества потребителей услуги (например, в случае дорожного строительства или ремонта, благоустройства или озеленения территории, сохранения культурного наследия и т. д.).

В этом случае объем выделения бюджетных средств должен определяться исключительно целями развития территории, предпочтениями граждан, проживающих на данной территории, уровнем доходов бюджета, другими «политическими» факторами.

На первый взгляд очевидным выходом из положения мог бы стать ограниченный перечень нормативов, устанавливаемых на минимальном уровне, или норматив, в минимальной степени отвечающий запросам потребителей. Однако и в данном случае запрос потребителя также будет определяться множеством факторов, не поддающихся какому бы то ни было нормированию.

Так или иначе «обоснованный объем бюджетных средств», или «финансовый норматив», по сути должен означать, что абсолютное большинство потребителей услуг соглашается с тем, что норматив обеспечивает удовлетворение потребности в услугах либо ограниченного качества (то есть всем, но ниже желаемого уровня), либо ограниченного объема (то есть достойного качества, но не всем).

На наш взгляд, на современном этапе целесообразно сделать выбор в пользу разработки не финансовых, а «натуральных» нормативов, придав им статус стандарта качества оказания услуги. Условно все требования к качеству услуги можно собрать в пять основных групп:

  • требования к опыту и квалификации персонала, оказывающего услугу;
  • требования к инструментам и оборудованию, используемым при оказании услуги;
  • требования к регламенту оказания услуги;
  • требования к материальным ресурсам, потребляемым при оказании услуги;
  • требования к зданиям и сооружениям, в которых оказываются услуги.

Очевидно, что такой подход не решит проблему сложности и трудоемкости установления нормативов, однако к числу его достоинств следует отнести «понятность» и «прозрачность» принимаемых решений в случае, если финансовый орган ставит выделение того или иного объема бюджетных средств на оказание услуги в зависимость от обязательства учреждения оказать услугу лучшего качества, то есть превышающего норматив. В данном случае утвержденный уровень норматива не так важен: он может быть установлен и на минимальном уровне (с тем, чтобы соблюсти бюджетные ограничения) и на повышенном уровне (с тем, чтобы очертить перспективы развития отрасли). Но и в том и в другом случае в задании на оказание услуги должен быть определен фактический уровень достижения норматива (стандарта) в очередном финансовом году, который, собственно, и определит объем финансового обеспечения выполнения задания.

Перечень нормативов

Следующий вопрос, встающий при разработке нормативов и расчете затрат на оказание услуги, связан с перечнем самих нормативов, который предполагается утвердить по тем или иным услугам.

В данном случае представляется целесообразным утверждать нормативы, отражающие непосредственный результат оказания услуги (в отличие от общественно-значимого, то есть отдаленного по времени эффекта от оказания услуги).

Такие нормативы будут понятны всем участникам бюджетного процесса — потребителям услуг, законодателям, утверждающим норматив, финансовым работникам, рассчитывающим его стоимость.

Например, в системе социальной защиты такими нормативами могут быть периодичность посещения потребителя услуги на дому (скажем, периодичность доставки продуктов, уборки помещения, посещения медсестры), в благоустройстве и уборке территории — площадь озелененной территории и пр.

Следует учитывать: имеющиеся методики определения значения нормативов предполагают, что норматив рассчитывается на основе анализа достаточно большого объема предоставления повторяющихся однотипных услуг.

Очевидно, что на уникальные, неповторяющиеся услуги устанавливать нормативы вообще нецелесообразно (например, на театрально-зрелищные услуги или услуги по проведению научно-исследовательских работ).

При установлении нормативов следует также понимать, что сами по себе они могут создать так называемые «ложные стимулы» в случае, если они установлены на необоснованном уровне или если выстроена неверная система поощрения за соблюдение нормативов (либо если этой системы нет совсем).

В данном случае представляется целесообразным по крайней мере на первом этапе ввести упрощенную систему нормативов или их очень ограниченный перечень, выстроенный на уже имеющейся информации, сбор которой не сопряжен со значительными затратами времени, труда и технических средств.

Представляется целесообразным также внедрить прозрачную систему выравнивания фактического уровня оказания услуг по заданному нормативу с тем, чтобы если и не полностью удовлетворить ожидания потребителей, то хотя бы обосновать выделение того или иного объема средств конкретному учреждению.

Возможно ли спланировать бюджет на основе нормативов?

Следующий вопрос касается собственно составления бюджета, увязывающего расчетную стоимость «нормативных услуг» и доходные возможности бюджета.

У участников бюджетного процесса в ходе составления бюджета на основе утвержденных нормативов скорее всего возникнет ощущение, что размер бюджетных средств, выделяемых на оказание той или иной услуги, зависит от обоснованных и просчитанных потребностей в ее предоставлении.

На самом деле очевидно, что и объем, и качество услуги в большей степени определяется уровнем доходов бюджета региона или муниципального образования.

А составление бюджета на основе нормативов позволит воспроизводить уже когда-то созданную систему и структуру расходов вместо того, чтобы каждый раз при планировании бюджета отвечать на вопросы: какие задачи стоят перед обществом, существуют ли альтернативные, более эффективные способы их решения, а может быть, вообще стоит отказаться от финансирования каких-то расходов и направить финансовые ресурсы на решение совершенно других проблем. В данном случае и исполнительным органам власти, и правительству в целом нужно всегда быть готовым к тому, что значительное число потребителей окажется недовольным уровнем норматива, а организации, оказывающие услуги, — недостаточным объемом бюджетных средств, выделяемых на оказание той или иной услуги.

Источник: http://bujet.ru/article/99575.php

Юридический спектр
Добавить комментарий