Возможно ли привлечь автодилера к уголовной ответственности?

«Мы кровью заработали эти авто, кредиты брали. Мошенники они, а мы, получается, быдло»

Возможно ли привлечь автодилера к уголовной ответственности?

«Тимер Банк», начав банкротить ульяновского автодилера, спохватился, что машины у него в залоге, и теперь отбирает их у простых покупателей

Поучительные для всех покупателей автомобилей иски рассматривают суды Ульяновской области. Три года поездив на приобретенных в местном автосалоне машинах, клиенты вдруг получили иски — выяснилось, что с авто не снят залог. Теперь люди обивают пороги, требуя возбудить уголовное дело о мошенничестве, но тщетно. О том, как не попасться в такую же ловушку, читайте в материале «БИЗНЕС Online».

«Тимер Банк», начав банкротить ульяновского автодилера, спохватился, что машины у него в залоге

В редакцию «БИЗНЕС Online» обратились жители Ульяновской области, которые приобрели автомобили, заложенные автосалоном «Автомир Техсервис» в АО «Тимер Банк». По мнению собственников машин, они стали жертвами финансового мошенничества, при этом банк не остался в стороне.

 Автомобили приобретались у ООО «Техцентр Автомир-Сервис» и ООО «АМС Моторс». Эти фирмы входят в состав в прошлом одного из крупнейших холдингов Ульяновска — АМС-групп ульяновского бизнесмена Сергея Полбина. По данным справочного сервиса «Контур.

Фокус», ООО «АМС» было создано в апреле 2015 года, собственниками компании являются Юрий Кошкин (владелец охранного предприятия «Ратибор», прежде входившего в холдинг «АМС-Групп») и владелец «Симбирской лесоторговой компании» (в прошлом — совладелец «ТД Техресурс», также ранее входившего в холдинг «АМС-Групп») Владимир Новичков. Сейчас компания находится на завершающей стадии банкротства — введено конкурсное производство.

«Являясь официальным дилером автомобилей Ford, ООО „Техцентр Автомир-Сервис“ взяло кредит в ПАО „Тимер Банк“ под залог 7 машин марки Ford.

После чего продал эти автомобили физлицам, убедив их, что машины не находятся у третьих лиц, введя тем самым покупателей в заблуждение», — формулирует свою позицию сын пострадавшего Радик Хамидуллин. Его отец Талип Хамидуллин приобрел Ford Fiesta 21 июля 2016 года.

В договоре купли-продажи в пункте «Права и обязанности продавца» прописано: «Передать покупателю товар, свободный от третьих лиц». Покупатели были спокойны, у них не возникало даже мысли пробить машину на сайте судебных приставов. «Раньше никто так не делал! Даже не думал об этом!» — уверяет Хамидуллин. И очень зря.

Оказалось, что в апреле 2016 года ООО «Техцентр Автомир-Сервис» кредитовалось у казанского банка АО «Тимер Банк» под залог этих авто, но деньги от продажи машин салон банку не перечислял.

Процедура банкротства автосалона началась в 2017 году, и инициировал ее именно «Тимер Банк», обратившись с иском в суд о взыскании 54 млн рублей. А в апреле 2019 года на купивших три года назад автомобили покупателей посыпались иски от банка с требованием вернуть автомобили, которые, как выяснилось, находятся в залоге. 

Гражданские суды проходят в Ульяновской области. Но среди потерпевших нашлась и жительница Ульяновска с татарстанской пропиской — Марина Албутова. Женщине пришлось идти по требованию в Дрожжановский районный суд РТ.

И это единственный суд, где дело пока находится в подвешенном состоянии. В судах Ульяновской области решения выносятся неоднозначные.

К примеру, по одному иску Засвияжский суд Ульяновска удовлетворил иск «Тимер Банка», постановив потерпевшему Максиму Дмитриеву автомобиль  вернуть. Мотивацию суда участники описывали так: «Вы должны были проверить, находится автомобиль в залоге или нет, сами».

А Димитровградский городской суд в удовлетворении аналогичного иска банку отказал. У Талипа Хамидуллина появился шанс оставить автомобиль себе. Но «Тимер Банк» намерен обжаловать это решение. 

Албутова на своем заседании в Дрожжановском районном суде РТ ходатайствовала об отложении дела до решения о возбуждении уголовного дела. Суд удовлетворил ее просьбу, но в Ульяновском МВД, говорит женщина, расследование начать не торопятся.

 «Они [„Тимер Банк“, техцентр „Автомир-Сервис”] чувствуют себя комфортно, так как уверены, что уголовное дело в отношении них возбуждаться не будет — МВД Ульяновской области признает их действия в рамках гражданско-правового права, а не уголовного, что в корне неверно», — убеждает нас и Радик Хамидуллин.

Пострадавшие бьются во все двери — на днях ходили на прием к начальнику УМВД по Ульяновской области Андрею Мишагину. «Решайте свои дела в суде, это гражданско-правовые отношения», — цитирует Албутова слова Мишагина. На этой неделе заявление владельцы авто подали и в Генпрокуратуру.

«И если факт мошенничества подтвердится, если органы следствия найдут, куда были потрачены кредитные деньги [если выяснят, что не туда, куда надо], то МВД возбудит уголовное дело», — надеются потерпевшие. 

Три года поездив на купленных в ульяновском автосалоне автомобилях, владельцы вдруг получили иски — выяснилось, что с машин не снят залог

Обманутыми оказались не только покупатели авто. Свой Ford Fiesta стоимостью 735 тыс. рублей Албутова приобрела через автокредит Сетелем Банка, который прокредитовал ее на 500 тыс. рублей, приняв машину в залог. То есть автомобиль женщины был заложен дважды. Однако при регистрации машины в ГИБДД проблем не возникло.

«Я как-то ходила в банк узнавать, они говорят: „Если мы будем всех проверять, никому кредит не выдадим“. А в договоре залога четко написано: „Дважды машина не может быть в залоге“. Но получается, она была дважды — в „Тимер Банке“ и в Сетелем Банке! Выходит, Сетелем Банк тоже нарушитель!» — делает вывод собеседница издания.

Среди проданных машин были также Ford Kuga и Ford EcoSport. Пострадавшие говорят и о двух владельцах Mazda, с которых также в судебном порядке спрашивали автомобили. В отношении одного владельца суд вынес решение в пользу «Тимер Банка», а собственник второго и вовсе успел свою Mazda перепродать. И это оказалось спасением.

Если успел продать, говорят потерпевшие, суд у «добросовестного покупателя» не отнимает. «А мы недобросовестные покупатели!», — возмущается Албутова. По словам женщины, все пострадавшие тоже хотели перепродать свои авто, но у них не вышло — сейчас на имущество наложен арест по суду. «Мы собственной кровью заработали эти авто, кредиты брали.

Мошенники они, а мы, получается, быдло!» — возмущается Албутова. 

Свои претензии пострадавшие прежде всего адресуют владельцу автосалона Сергею Полбину. «Разговаривали с Полбиным, четыре месяца каждый день он нас кормит обещаниями. Договор цессии будет делать якобы», — рассказывает нам Албутова.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с Полбиным в мессенджере, на звонки он не отвечал: «Со слов директора, никаких мошеннических действий не происходило. Все клиенты останутся со своими машинами. Вопрос с банком будет урегулирован. Спасибо», — последовал ответ на наши вопросы.

«Директор» автосалона «Автомир Техсервис», о котором идет речь, это Алексей Романов. Сам Полбин сейчас находится в процедуре банкротства и как физическое лицо. Как указывает издание 73.online.

ru, ранее холдинг «АМС групп» Полбина был одним из крупнейших автомобильных дилеров региона, но в один момент его руководство позакрывало все свои автосалоны — сначала Volvo и Land Rover, а затем  — Honda и BMW. Последним стал автосалон, где как раз продавали автомобили марок Ford и Mazda.

АО «Тимер Банк» отказалось комментировать как сложившуюся ситуацию, так и обвинения в свой адрес.

Конкурсный управляющий ООО «Техсервис Автомир-Сервис» Евгений Носков считает, что факт аферы налицо. «Сказочники! Кто там отдаст деньги? — Носков просит пострадавших не верить словам Полбина и его обещаниям.

— Он сейчас ждет апелляцию, она все поставит в нужное русло. „Тимер Банк“, естественно, просит погасить задолженность. Общий долг автосалона к банку — 330 млн рублей».

Носков говорит, что имущество фирмы оценили в 110 млн рублей, но покупателей, увы, не нашлось.

Конкурсный управляющий выдвигает версию, что банк подал иски в отношении покупателей машин специально, чтобы они добились возбуждения уголовного дела. «Я не считаю, что банку нужны машины, на которых по три года проездили.

Банк именно со стороны хочет привлечь к уголовной ответственности.

Люди там годами копили… Я полностью поддержу потерпевших», — говорит Носков, утверждая, что к ответственности можно привлечь  руководителя фирмы, бухгалтерию и тех, кто продал автомобили. 

Гражданские суды проходят в Ульяновской области. Но среди потерпевших нашлась и жительница Ульяновска с татарстанской пропиской

Гендиректор ООО «Арена Авто» Евгений Замулин, которого мы попросили прокомментировать ситуацию, рассказал, что схем мошенничеств в этой сфере много. «Такая схема больше похожа на мошенничество „Тимер Банка“, если честно. Потому что знать три года и не следить за своими залогами — это уж очень некорректно, — считает Замулин.

— Я думаю, что здесь банк решил лишних денег заработать или еще что-то произошло. Но не салон». Замулин опасается, что банки могут просто вовремя не подавать в УФССП данные о том, что автомобиль заложен.

«Сможет ли банк доказать, что на момент покупки автомобиля эта информация была размещена? А это доказать уже практически невозможно», — говорит он.

По словам собеседника издания, после ситуации с мошенничеством в «ТрансТехСервисе» в их автосалоне ужесточили требования к продаже авто — для каждой машины отдельно распечатывается документ с официального сайта судебных приставов, который говорит о том, что новый или б/у автомобиль не находится в залоге. Напомним, в январе этого года возбудили уголовное дело в отношении менеджера отдела по продаже подержанных автомобилей ТТС Айрата Файзуллина. По версии следствия, он принимал автомобили клиентов для оценки и дальнейшей продажи, но машины перепродавались без ведома собственников в других точках города. «Сейчас практически весь автомобильный бизнес как на бомбе замедленного действия, потому что законодательство пока не может все предусмотреть. Такая проблема есть», — говорит Замулин. 

Рассказал наш собеседник и об угрозе хакеров в последнее время. «Мы уже столкнулись со следующей схемой — есть интернет-мошенники, которые за определенную плату могут на сайте судебных приставов стереть информацию о том, что машина в залоге, — говорит Замулин.

— Распечатывается документ, что на дату, например, на сегодня, на 14:30, автомобиль абсолютно чистый. А на следующий день он снова появляется в залоге. Мошенникам нужно дать только вин-номер автомобиля, они его находят на этом сайте и убирают эту информацию.

Причем стоимость за такую услугу достаточно невысокая, нам, по-моему, предложили за день 1 тыс. рублей». 

Старший юрист юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Алия Алтынбаева в беседе с нашим корреспондентом заметила, что в данном споре все зависит от того, могли ли граждане знать о наличии залога на момент приобретения автомобилей.

«Договор залога с банком был заключен 29 апреля 2016 года, а уже 30 апреля 2016-го банк подал уведомление нотариусу о наличии залога, — рассуждает юрист. — С указанной даты считается, что любой покупатель может узнать о наличии обременения. В противном случае любая перепродажа вещи постороннему лицу означала бы прекращение залога.

В этой ситуации банк нес бы риски, а залог становился бы бессмысленным. Соответственно, покупатель мог узнать о наличии залога при покупке автомобиля позже указанной даты. Конечно, при приобретении машины у крупного представителя, который выдает ПТС, заверяет об отсутствии обременений, у граждан отсутствовали сомнения, что автомобили могут быть заложены.

Более того, некоторые авто стали предметом последующего залога в других банках, что вселяло гражданам уверенность в чистоте сделки».

Впрочем, Алтынбаева добавляет, что задача удостовериться о наличии залога в реестре нотариуса на сайте reestr-zalogov.ru или запросить выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, согласно ст. 103.

7 Основ законодательства о нотариате, — задача покупателя движимого имущества.

«В каждом конкретном споре суды исследуют вопрос об объективной возможности покупателя узнать о наличии залога, и от этого обстоятельства зависит, прекратился залог для них или нет» — заключила собеседница издания.

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/433246

В думе предложили изучить вопрос об уголовной ответственности за преследования в интернете

Возможно ли привлечь автодилера к уголовной ответственности?

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Участники круглого стола в Госдуме, в числе которых депутаты нижней палаты парламента, представители Генпрокуратуры РФ и МВД, эксперты, предложили рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности за преследования в интернете. Такое положение содержится в итоговой резолюции круглого стола, копия которой имеется в распоряжении ТАСС.

Документом предлагается “в части угроз жизни и здоровью рассмотреть вопрос о внесении изменений в уже существующие статьи 63 (“Обстоятельства, отягчающие наказание) и 119 (“Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью”) Уголовного кодекса РФ”.

В связи с этим участники круглого стола выступили за создание межфракционной рабочей группы с участием депутатов, юристов, экспертов и иных заинтересованных лиц в целях повышения “уровня защищенности от неправомерных посягательств, в том числе от преследования, угроз расправой убийством и причинения вреда здоровью”.

“Уголовное наказание необходимо. Естественно, нужны большие штрафы, – считает член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошев. – Это как раз тот случай, когда можно создать [в правоохранительных структурах] специальное подразделение”.

При этом комплекс правовых мер, направленных “на предупреждение преследований, максимально оперативную защиту граждан” от них, следует изложить в форме отдельного федерального закона, говорится в резолюции.

В ходе заседания также было решено дополнить текст документа рекомендациями по разработке норм КоАП и механизма судебного запрета, связанных с интернет-преследованиями.

“Судебный запрет, который можно наблюдать в зарубежных практиках (мы уже начинаем изучать международный опыт), на мой взгляд, – очень эффективная мера, которая не ущемляет прав того, кто оказывает давление и преследование, но зато защищает совершенно однозначным образом жертву такового”, – полагает первый замглавы комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский.

“Моральный террор”

Боярский назвал самым главным пунктом резолюции рекомендацию о создании рабочей группы “для последующего постепенного, глубокого изучения темы и выхода на какие-то предложения”.

“Никто не собирается рубить с плеча, речь идет не только об Уголовном кодексе. Можно же и гражданские правовые механизмы защиты прописать”, – добавил он.

По его мнению, систематическое психологическое давление на лиц через интернет, не подпадающее под действие 119 статьи УК РФ, является “моральным террором”.

Парламентарий планирует выступить с предложением о создании группы на заседании нижней палаты 10 декабря. “Решение комплексное, появится небыстро, тут спешка не нужна. Естественно, мы уходим за новый год, но сформировать рабочую группу, я надеюсь, мы успеем до конца осенней сессии”, – сказал он.

В свою очередь, адвокат Шота Горгадзе отметил, что статья УК РФ об угрозе убийством не работает.

“Лучше 10 раз вызвать на допрос или на дачу объяснений потенциального человека, который может совершить это преступление”, – считает он.

Юрист также выступил за разделение потенциальных интернет-преследователей на психически нездоровых людей и злоумышленников, состоящих в криминальных сообществах и извлекающих прибыль из противоправных действий.

Старший прокурор правового управления Генпрокуратуры РФ Игорь Белоусов отметил, что проблема, безусловно, существует и предполагает целый комплекс решений. По его словам, необходимо изучить эту разновекторную проблему для того, чтобы выйти на конкретные предложения, в том числе по разработке нормативно-правовых документов.

“Прежде всего, я так понимаю, здесь речь идет о защите прав на приватность частной жизни. Когда месяцами, годами эти угрозы произносятся, не поверю я, что человек, замысливший убийство, будет так настойчиво, последовательно, изо дня в день, из года в год оповещать о своем намерении.

Все-таки убийства совершаются иначе”, – сказал Белоусов в ходе круглого стола в Госдуме.

При этом он согласился, что преследование в интернете – это раздражающий фактор и даже форма морального террора. “Но здесь нужно смотреть и определять, какой должен быть инструментарий для борьбы с этим явлением.

Настолько ли эти действия общественно опасны, чтобы придавать им статус уголовно наказуемых и устанавливать за них ответственность в УК”, – сказал Белоусов, добавив, что в законе уже есть целый ряд статей, включая угрозу убийством, клевету и доведение до самоубийства.

Он отметил, что здесь важно определить пределы и направления действия ответственности. В цифровую эпоху человек, особенно публичный, стал более уязвимым, подчеркнул прокурор. С другой стороны нужна разумная грань.

“Если не через интернет, просто встречают у подъезда каждое утро и говорят какие-то неприятные слова или угрозы – будет ли это на сегодняшний день являться уголовно наказуемым? Нет. Следует ли придавать такого рода действиям, с использованием средств массовой коммуникации и интернета, уголовно наказуемый статус? Не уверен”, – сказал Белоусов, отметив, что УК уже достаточно агрессивен.

Он также добавил, что человек, зарегистрированный в соцсетях, сознательно делает себя в большей степени подверженным каким-то угрозам. “Здесь важно определить границы между степенью вмешательства государства и степенью саморегулирования, к которому должно прибегать гражданское общество”, – подчеркнул прокурор.

Позиция МВД

В свою очередь, замначальника отдела по раскрытию преступлений против личности и умышленных убийств МВД России Владислав Сердюков подчеркнул, что в ведомственной отчетности отдельного разграничения преступлений, связанных с угрозами убийствами и причинения тяжкого вреда здоровью, считающихся киберсталкингом, не предусмотрено. По его словам, позиция МВД России была выражена в письме первого замглавы ведомства Александра Горового к первому зампредседателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Сергею Боярскому. Так, уголовная ответственность наступает, если есть реальные основания опасаться за свою жизнь.

Он отметил, что по статье 119 УК РФ (“Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью”) невозможно проводить оперативно-технические мероприятия. “Максимально, что можно сделать – навести справки в отношении абонента телефона, с которого поступают угрозы, – пояснил он. – Если нужно проводить более серьезные оперативно-разыскные мероприятия, то закон нас ограничивает”.

По словам представителя МВД, потерпевший должен не только осознавать, что ему поступают угрозы, но и виновный должен осуществлять какие-то серьезные действия, например, схватиться за нож, и только после этого его можно привлечь к ответственности.

“Что касается более тяжких составов – убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – здесь мы их [ОРМ] уже проводим.

Да, мы уже, к сожалению, сталкиваемся со совершенным преступлением, человек уже пострадал, но, тем не менее, мы находим преступника”, – отметил Сердюков.

Он не согласился с предложением ужесточить эту статью и привел в пример бытовые конфликты водителей на перекрестке или супругов в быту, когда люди в порыве гнева начинают говорить “я тебя убью”. “Вы же не будете привлекать водителя или одного из супругов к ответственности за то, что он сказал “я тебя убью”, – сказал представитель МВД.

“Что касается высказываний в интернете, в СМИ, мы можем просто по аналогии ужесточить вот это, ужесточив эту норму (ст. 119 УК РФ – прим ТАСС). То есть привлекать нерадивых водителей, которые высказались с таким намерением к уголовной ответственности. Готовы ли мы к этому? Я думаю, нет”, – добавил замначальника отдела МВД.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7282209

Жертвы санкций отказались от госзащиты

Возможно ли привлечь автодилера к уголовной ответственности?

В случае принятия закона уголовная ответственность будет грозить многим /AFP

«Абсолютный кошмар» – так отреагировало большинство опрошенных «Ведомостями» юристов и сотрудников российских и иностранных компаний на предложение лишать свободы тех, кто выполняет иностранные санкции. Законопроект спикеров Госдумы Вячеслава Володина и Совета Федерации Валентины Матвиенко и лидеров всех четырех фракций в понедельник принят в первом чтении, второе запланировано на четверг.

В случае отказа в заключении публичного договора тому, кто попал под санкции, компании и ее менеджменту грозят штраф до 600 000 руб. и лишение свободы до четырех лет.

Принимать такой закон категорически недопустимо, решили члены бюро правления РСПП. Компании оказываются между двух огней, следует из его заявления: нарушение санкций грозит вторичными санкциями, а следование им – уголовной ответственностью в России.

Резолюцию поддержали даже те члены бюро, которые сами попали в санкционные списки.

«Мы считаем, причем али и я, и товарищ [владелец группы «Ренова» Виктор] Вексельберг, который под санкциями находится, что это несет дальнейший ущерб российской экономике, в том числе по работе с иностранными компаниями и с российскими», – заявил президент ВТБ Андрей Костин (цитата по «Интерфаксу»). Представитель Вексельберга не ответил на вопросы. Связаться с представителем другого объекта санкций – Олега Дерипаски вчера вечером не удалось.

Проект вряд ли существенно изменит работу бизнеса, но может стать угрозой давления на него, единодушны опрошенные «Ведомостями» предприниматели. Формулировки законопроекта довольно жесткие – привлечь к ответственности могут практически без доказательств, жалуется топ-менеджер транснациональной компании по производству продуктов питания.

Ключевой риск – отсутствие четких критериев нарушения, единодушны собеседники «Ведомостей».

Рискует попасть под санкции даже Минфин, который в проспекте еврооблигаций обязался не использовать привлеченные деньги для поддержки тех, кто попал под санкции.

Альфа-банк в январе предупредил российские оборонные предприятия, что не будет их обслуживать из-за санкций. Представители Минфина и Альфа-банка не ответили на запросы.

Проектом недовольна и администрация президента, говорят федеральный чиновник и человек, близкий к администрации.

Госдума, возможно, проведет дополнительные консультации с бизнесом и экспертами и перенесет второе чтение, пообещал в среду вечером Володин.

Проект создает риски и для тех, кто из-за санкций отказывается работать в Крыму, говорит партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. Среди них госбанки – Сбербанк и ВТБ, сотовые операторы.

Компании, не открывающие филиалы в Крыму, не попадают под действие законопроекта, заверил зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, речь об обычных сделках и операциях, которые компанией выполняются практически автоматически.

Но, например, отказ работать с контрагентами, находящимися в Крыму, по проекту может считаться нарушением, говорит юрист крупной иностранной юрфирмы. Проект может осложнить любые публичные размещения, выдачу кредитов и займов, заключение сделок и соглашений, перечисляет он.

Как определить – компания отказала в заключении договора из-за плохой репутации контрагента или угрозы санкции, объясняет проблему сотрудник крупной международной компании.

Угроза уголовной ответственности будет мощным рычагом давления, согласен сотрудник автодилера.

Для побуждения к сделке любой бизнес под санкциями может грозить партнерам жалобой в правоохранительные органы, считает Панич.

Такая мера – это слишком, согласен и представитель трейдера сельскохозяйственной продукции. У некоторых компаний есть внутренние правила, ограничивающие такое сотрудничество. Это выглядит как давление на такие компании, считает собеседник «Ведомостей».

Теоретически это может превратиться в рычаг влияния – придет компания или лицо из SDN и потребует с ней работать, согласен руководитель крупного частного банка, сложно представить, как банки будут такие вопросы решать.

«Много неясностей в трактовании этого закона – какие конкретно действия или бездействие будут подпадать под наказания», – заключает он.

Для иностранного бизнеса такой проект может стать сигналом даже к сворачиванию деятельности в стране, говорит вице-президент крупной иностранной компании, производящей продукты массового потребления, никто не будет жертвовать топ-менеджментом из-за угрозы привлечения к уголовной ответственности. Все эмитенты закладывают в ковенанты отказ работать с теми, кто попал под санкции, возможно, начнут уезжать из страны и экспаты, которые не захотят рисковать, считает сотрудник крупной иностранной компании.

Принятие такого законопроекта – ошибка, уверен политолог Евгений Минченко, со временем его придется серьезно скорректировать. «Зная, как это может повлиять и на наши компании, и на [работающий в России] зарубежный бизнес, на мой взгляд, это очень рискованное решение», – сказал эксперт «Ведомостям».

Представители Сбербанка и МКБ отказались от комментариев.

В подготовке статьи участвовали Владимир Штанов, Дарья Борисяк, Александра Астапенко, Светлана Бочарова

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/05/17/769740-zhertvi-sanktsii-otkazalis

Путин одобрил смягчение налоговых рисков для бизнеса

Возможно ли привлечь автодилера к уголовной ответственности?

Президент Владимир Путин готов лишь наполовину повернуться лицом к бизнесу /Rentsendorj Bazarsukh / Reuters

Либерализация Уголовного кодекса (УК) обсуждалась на совещании у Путина в ноябре. Чиновники предложили ему поправить или отменить одни из самых опасных для бизнеса статей – устанавливающих ответственность за валютные и налоговые нарушения, а также ст.

210, позволяющую следователям «превращать» холдинги в организованные преступные сообщества. Пока бизнес может рассчитывать только на смягчение налоговых рисков. Об итогах совещания «Ведомостям» рассказали четыре федеральных чиновника.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопросы «Ведомостей».

Пока Путин поддержал одно предложение – увеличить налоговую недоимку, за которую наступает уголовная ответственность, рассказывают чиновники, как именно – пока не решено.

Повышение этой суммы обсуждается несколько лет. Сейчас уголовное дело может быть возбуждено за неуплату компанией более 5 млн руб. за три года, если недоимка превышает 25% всех налоговых платежей. Второе условие не действует, если бюджет не получил более 15 млн руб. Особо крупным считается долг в 15 млн руб.

и 50% соответственно либо 45 млн. Больше всего из-за низких порогов страдает крупный бизнес – для компаний с налогами на миллиарды рублей недоимка в несколько десятков миллионов незаметна, но может привести к уголовному преследованию, указывает советник юрфирмы Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов.

В 2017 г. риски бизнеса даже выросли, так как кроме налогов учитываются еще и неуплаченные страховые взносы, а с 2021 г. добавится несколько неналоговых платежей: утилизационный сбор на автомобили, отчисления операторов связи и туристический сбор.

Рост налогооблагаемой базы – самое объективное основание, чтобы пересмотреть пороги по налоговым преступлениям, говорит руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Лучше всего отказаться от абсолютных цифр и использовать только относительные – пропорционально ранее уплаченным налогам, чтобы учесть размер бизнеса, предлагает он.

Абсолютные цифры тоже нужны, чтобы не перегружать правоохранительные органы совсем мелкими преступлениями, считает Ерасов.

Если повышение порогов было поддержано на совещании, то предложение вернуть прежнюю процедуру возбуждения налоговых уголовных дел – на основании предварительного заключения налоговиков – президент отверг, говорят три чиновника. В 2014 г. правоохранительные органы получили право самостоятельно возбуждать такие дела.

Возвращение к прежней процедуре бизнес предлагал обсудить на экспертном совете Минэкономразвития по снижению уголовных рисков в конце сентября. Все чаще в налоговых проверках принимают участие оперативники, рассказывает Ерасов, в последние два года уголовные дела возбуждаются даже после погашения недоимки. В 2018 г.

за уклонение от уплаты налогов было осуждено более 566 человек, говорится в материалах судебного департамента при Верховном суде, из них 55 лишились свободы.

Решение об отмене валютных статей УК на совещании принято не было, указывают собеседники «Ведомостей». Необходимый для этого законопроект подготовил и направил на рассмотрение в ведомства Минфин.

Ответственность за нерепатриацию валютной выручки министерство предлагает отменить, а за переводы нерезидентам по подложным документам (ст. 193 и 193.1 УК соответственно) – сделать квалифицирующим признаком преступлений, связанных с легализацией.

Это только способ их совершения, пишет министерство в пояснительной записке. Такие изменения снизят риски привлечения предпринимателей к уголовной ответственности из-за одного только невозвращения денег, передал через представителя замминистра финансов Алексей Моисеев.

«Уголовная ответственность за невозврат валютной выручки – это рудимент», – говорил первый зампред правительства, министр финансов Антон Силуанов в начале ноября.

Законопроект об отмене только ст. 193 также подготовил и внес в правительство Минюст, сказал его представитель. Но министерство в отличие от Минфина предлагает ее нормы перенести в другие статьи УК, например о мошенничестве или легализации. Против либерализации выступали силовики и ЦБ, говорил ранее Моисеев. Представитель ЦБ переадресовал запрос «Ведомостей» в Минфин.

«У бизнеса никаких рисков уже не осталось, а только страх, что, если ты станешь успешным, к тебе придут и все отберут».  Июнь 2019, ПМЭФ

По данным МВД и судебного департамента, на которые ссылается РСПП в письме Силуанову, в 2018 г. девять человек лишились свободы за использование подложных документов при переводах нерезидентам.

Но риски оказаться под следствием велики, говорила руководитель Центра ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

Случается, что российский импортер переносит срок платежа и фиксирует это не изменениями в контракте, а, например, в переписке, рассказывает старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина, даже за это может грозить уголовная ответственность.

Если будет принят законопроект Минфина, будут закрыты все дела по ст. 193 и 193.1 УК. Одно из самых громких по ст. 193.1 – дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова, которого заподозрили в сговоре с бывшими топ-менеджерами компании для вывода ее средств на счета кипрской Panabel Limited (в ноябре Петров сообщил, что «Рольф» будет продан).

Не было принято решение и об отмене одной из самых опасных для бизнеса статей УК, которая наказывает за организацию преступного сообщества или участие в нем (ст. 210). Ограничить случаи, когда холдинг признается организованной преступной группой, а сотрудники такой компании – ее участниками, поручал сам Путин.

Свои предложения направляла в государственно-правовое управление президента в июле Генпрокуратура, говорил ее представитель. На экспертном совете Минэкономразвития обсуждалось, как ограничить применение ст.

210 к руководителям компаний, рассказал представитель министерства.

Она была использована, например, в делах владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда, а также бывшего министра открытого правительства Михаила Абызова.

По обвинению в организации преступного сообщества можно максимально долго (до полутора лет) держать людей под стражей, говорил партнер «Коблев и партнеры» Руслан Коблев, срок следствия по экономическим делам затягивается и бизнес может быть разрушен. По такой статье можно арестовать все активы компании, отмечала Виктория Бурковская, партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Представители МВД, ФТС и Росфинмониторинга отказались от комментариев по поправкам в УК, а Минюста, ФСБ, ФНС и СКР не ответили на запросы «Ведомостей».

Доверие между предпринимателями и правоохранительной системой – одно из ключевых условий роста инвестиционной активности, признавал министр экономического развития Максим Орешкин. Пока доверия не хватает: за январь – сентябрь 2019 г. инвестиции в основной капитал, по данным Росстата, выросли лишь на 0,7% в годовом выражении.

Риски уголовной ответственности из-за неполученной валютной выручки, например, часто удерживают компании от выхода на внешние рынки, говорил представитель Российского экспортного центра. При подготовке стратегии экспорта услуг бизнес называл валютные ограничения одним из основных барьеров, отмечала Левашенко.

В России ухудшился инвестиционный климат, указывалось в рейтинге мировой конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум, в частности, менее эффективной стала защита собственности. Это одна из причин, почему инвесторы могут предпочесть России другую страну, замечает главный экономист Global BCS Владимир Тихомиров.

У силовиков даже при либерализации УК останется достаточно инструментов для давления на бизнес, уверены эксперты.

Повышение порогов в налоговых статьях полезно для бизнеса, но дело может быть возбуждено и по другим статьям, например «Мошенничество», рассуждает Ерасов: «Правоохранители так и поступают – налоговые статьи им менее интересны, потому что такие дела можно прекращать в связи с уплатой налогов».

Поэтому главное – не поправки в УК, а повышение эффективности судебной системы, замечает Тихомиров. Уголовная ответственность – основной риск бизнеса, подчеркивает член экспертного совета Торгово-промышленной палаты Максим Хвалибов: «Своими действиями власти пилят сук, на котором сидят».

В подготовке статьи участвовала Светлана Ястребова.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/12/10/818260-putin-odobril-smyagchenie-nalogovih-riskov

Держи права пистолетом

Возможно ли привлечь автодилера к уголовной ответственности?

Во вторник официальный представитель СК РФ Владимир Маркин выдвинул неожиданную инициативу.

Он предложил уравнять перед законом вину водителей, севших за руль незаконно, и тех, кто нелегально носит оружие.

Поводом для столь жестких мер стало произошедшее на прошлой неделе в центре Москвы резонансное ДТП, виновником которого оказался 18-летний Томас Левиев, управлявший Ferrari без водительских прав.

«А не пора ли управление автомобилем без водительского удостоверения приравнять к ношению оружия без соответствующего разрешения,

за что, как известно, согласно статье 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность и лишение свободы на срок до четырех лет», — заявил Маркин.

В центре Москвы юноша на Ferrari устроил крупное ДТП. Разогнавшись до 200 км/ч, Томас Леваев протаранил два автомобиля, после чего спорткар загорелся… →

По его данным, число погибших в ДТП в России (18,8 человека на 100 тыс. жителей в 2014 году) как минимум в два раза превышает показатели в любой из европейских стран. В то же время ежегодно в России фиксируется порядка 400 тыс. нарушений ПДД, которые совершают граждане, садящиеся за руль без водительских прав.

«Так вот, улучшится ли у нас статистика по дорожно-транспортным происшествиям, если по-прежнему единственным наказанием за управление автомобилем — источником повышенной опасности — без водительского удостоверения будет оставаться штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.? Можно с собой просто вместо прав возить эту сумму, поймают за руку — отдашь и поехал дальше, до следующего раза, — добавил представитель СКР.

Представляете, сколько таких «бриллиантовых», «оловянных», «деревянных» мальчиков и девочек фактически безнаказанно выезжают на наши дороги и ежеминутно подвергают нас всех смертельной опасности?»

В Госдуме предложение Маркина поддерживают. Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству и сопредседатель московского отделения ОНФ Вячеслав Лысаков отмечает, что сравнивать езду без прав с незаконным ношением оружия вполне корректно.

«Мы не знаем, адекватен ли этот человек, управляющий автомобилем, проходил ли он какое-то обучение и т.д., — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — Поэтому ответственность гражданина должна быть соразмерной.

Поэтому мы будем ужесточать ответственность за такое нарушение, предусмотрим уголовную ответственность. Возможно, только за повторное нарушение, как в случае с пьяными водителями.

Полиция проверяет данные водителя Ferrari Томаса Левиева, который мог устроить громкое ДТП в центре Москвы, уже будучи совершеннолетним. Сам молодой… →

Но с учетом того, что человек, как правило, сознательно садится за руль, не имея на то прав, адекватным представляется уголовная ответственность и по факту первого нарушения.

Парламентарий добавил, что ужесточение законодательства в первую очередь будет выполнять профилактическую функцию, нежели карательную.

«Сейчас гражданин ничем особо не рискует, поэтому ДТП по вине водителей без прав — не редкость. Но резонансная авария с Ferrari — один из наиболее показательных случаев.

Такие общественно значимые инциденты и побуждают задуматься над тем, как необходимо настраивать законодательство, чтобы такого не происходило», — считает Лысаков.

«Общество очень болезненно воспринимает, когда происходит криминализация», — поделился с «Газетой.Ru» своей позицией лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин. —

Кого они собрались в тюрьму сажать, 18-летних пацанов? Кем они выйдут из заключения? Я уже не говорю о росте числа заключенных.

Представителям СК легко такое заявлять, а вы спросите у Минюста, который отвечает за исполнение наказаний. Я думаю, они рады не будут. Все это неправильно, как и распространение уголовной ответственности на тех, кто сел за руль, будучи лишенным прав. Дело в том, что у таких людей иногда нет другого выхода, как ездить без прав, потому что лишают на слишком долгий срок».

Известный автоюрист Лев Воропаев считает, что если и вводить уголовную ответственность для тех, кто ездит без прав, то лишь для некоторых категорий.

«У нас лицом без прав является гражданин, у которого истек срок действия водительского удостоверения,

— рассказал «Газете.Ru» Воропаев. — Человек мог забыть продлить права, и сажать его за это в тюрьму нельзя. Поэтому законодатели должны уточнить, что уголовная ответственность распространяется, например, на тех, кто прав никогда не получал, но сел за руль и попал в ДТП, нанеся ущерб. То есть в случае с водителем Ferrari он попал бы под уголовную статью».

Тем не менее юрист уверен, что ужесточение наказания после резонансных инцидентов бессмысленно. «В таком случае всегда происходит борьба со следствиями, а не с причинами правонарушения.

Если говорить о конкретном ДТП на Крымском мосту, то причиной в этом случае является психология безнаказанности, как у водителя, так и у его родственников», — пояснил собеседник.

Напомним, что авария с Ferrari в центре Москвы произошла 16 октября. На скорости около 200 км/ч 18-летний Томас Левиев, никогда не получавший водительских прав, не справился с управлением, вылетел на полосу встречного движения и протаранил два автомобиля.

Как и обещал глава Чечни Рамзан Кадыров, во вторник в республике прошли массовые рейды против нарушителей ПДД. За неполный день на штрафстоянки… →

По данным СК, в ночь ДТП Томаса Левиева на «Феррари» сопровождал кортеж с охраной. Кроме того, в одном из автомобилей находился и отец юноши — хозяин автосалона, которому принадлежала полностью сгоревшая Ferrari. Сам молодой человек является студентом МГИМО, но имеет израильское гражданство: по предварительным данным, в день аварии он вернулся из Израиля.

«Невольно возникает риторический вопрос: а дерзнули бы они так «шалить» в Израиле? Сомневаюсь. Их бы там «припарковали» еще при разгоне»,

— прокомментировал поведение Левиева Маркин.

Напомним, что уже после аварии один из родственников Левиева, израильский бизнесмен Александр Мирилашвили, препятствовал деятельности журналистов в Москве, которые хотели снять сюжет в больнице им. Склифосовского, где молодой человек залечивал травмы. После этого Мирилашвили наехал на автомобиле на полицейского, который хотел задержать его рядом с медучреждением.

Привлечь нарушителя к ответственности распорядился глава СК РФ Александр Бастрыкин.

В результате против Мирилашвили СК возбудил уголовное дело по факту посягательства на жизнь сотрудника полиции. Сейчас иностранный предприниматель находится под арестом.

«Мирилашвили имеет российское и израильское гражданство, занимается хлебобулочным бизнесом в Израиле и бывает в России крайне редко. По всей видимости, он посчитал, что это является оправданием его поступкам. Или он почему-то себе внушил, что в РФ можно безнаказанно посягать на жизнь сотрудников правоохранительных органов», — отметил Маркин.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2015/10/20_a_7831985.shtml

Автодилеры выдадут номер

Возможно ли привлечь автодилера к уголовной ответственности?

С 1 января граждане смогут зарегистрировать новый автомобиль прямо в автосалоне — без посещения ГИБДД. Соответствующее постановление, как выяснил “Ъ”, подписал премьер Дмитрий Медведев.

Документ вступит в силу одновременно с законом «О государственной регистрации транспортных средств».

Новую услугу клиентам смогут предоставить не все автодилеры, а только включенные в полицейский реестр «специализированные организации», имеющие специально обученных для осмотра машин сотрудников.

“Ъ” удалось ознакомиться с текстом постановления правительства №1764 от 21 декабря 2019 года «О государственной регистрации транспортных средства в регистрационных подразделениях ГИБДД».

В аппарате Белого дома “Ъ” подтвердили, что документ подписан премьером Дмитрием Медведевым.

Постановление вступит в силу 1 января 2020 года с принятым еще в 2018 году законом «О государственной регистрации транспортных средств».

Основное нововведение — возможность получить свидетельство о регистрации (СТС) и государственные регистрационные знаки (ГРЗ) на новый автомобиль прямо в автосалоне.

Услугу смогут предоставлять гражданам компании, получившие статус специализированной организации и включенные в государственный реестр МВД (он будет опубликован на сайте ГИБДД). Осматривать транспортные средства и проверять документы у владельца машины будет ответственный сотрудник автосалона.

Всю информацию с результатами осмотра компания передаст в подразделение (документы нужно будет хранить три года) через портал госуслуг. ГИБДД проверит сведения и примет решение о допуске автомобиля к движению. Сотрудник автосалона сможет получить в подразделении СТС и номера для передачи автовладельцу. Предельная стоимость этой услуги составит 500 руб.

, тарифы ограничены приказом ФАС от 12 апреля №448/19.

Важные изменения касаются номеров. Вводятся два новых понятия: государственный регистрационный номер (ГРН, состоит из сочетаний букв и цифр) и государственный регистрационный знак (ГРЗ, железная пластина, на которой печатается ГРН).

Впервые водится привязка кода региона в номере к месту регистрации владельца.

К примеру, жители Республики Коми и Севастополя смогут получить номера с кодом 11 и 92 соответственно независимо от того, где регистрируют машину.

Причем если гражданин обратится в подразделение по региону регистрации, у него будет выбор: получить знак по стандартной процедуре (как сегодня) или напечатать в фирме, имеющей статус изготовителя номеров (для них создадут отдельный реестр).

При обращении в подразделение «неродного» региона, например когда москвич регистрирует автомобиль во Владивостоке, напечатать ГРЗ можно будет только у частника.

При продаже автомобиля номер можно сохранить за собой в течение года (для установки на другую машину), по окончании этого срока ГРН переходит в резерв. Номера типа «Транзит» остаются для случаев, когда машина снимается с учета в РФ и уезжает за пределы страны в связи с продажей иностранному гражданину и юрлицу.

Вводится также запрет на регистрацию транспортных средств на лиц младше 16 лет. Нередко граждане регистрируют машины на несовершеннолетних детей, поскольку тех нельзя привлечь к ответственности как собственников ТС (при получении штрафа с камеры).

С шести месяцев до одного года увеличивается срок, в течение которого можно регистрировать в ГИБДД автомобиль, временно ввезенный в РФ из другого государства.

Вводится также особый порядок регистрации заводских прототипов новых моделей, которые проходят испытания на дорогах общего пользования перед выходом на российский рынок.

Подробности процедур запишут в регламенте МВД (будет закреплен ведомственным приказом), который находится на регистрации в Минюсте, он также вступает в силу с 1 января.

В этот же день вступят еще пять приказов МВД и еще четыре постановления правительства, на которые ссылается новый закон.

В документах подробно описаны порядок изготовления ГРЗ, требования к дополнительной маркировке, требования к сотрудникам автосалонов, которые будут осматривать машины, порядок включения автодилеров и изготовителей номеров в реестр МВД и другие нюансы.

«Дилеры пока не получали разъяснений по поводу проведения процедуры регистрации автомобилей,— заявил “Ъ” гендиректор группы компаний “Автоспеццентр” Денис Петрунин.

— Можно предположить, что вступление закона в силу будет отложено, на организацию технических и бизнес-процессов дилерам потребуется определенное время.

Мы еще не получали статус специализированной организации, но, когда процедура получения данного статуса станет ясна, мы, конечно, рассмотрим вариант организации сервиса в наших дилерских центрах».

«В настоящий момент правовая и техническая базы не до конца готовы,— добавляет операционный директор АГ “Авилон” Александр Никонов.— Однако мы принимаем участие в ряде пилотных проектов. Мы начнем участвовать в процедуре регистрации нового автомобиля, как только появится такая возможность».

Иван Буранов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4207448

Юридический спектр
Добавить комментарий