Возможно ли освобождение от урока физкультуры при занятиях художественной гимнастикой?

Физкультура в школе: 12 вещей, которые бесят

Возможно ли освобождение от урока физкультуры при занятиях художественной гимнастикой?

С недавних пор в школах ввели третий урок физкультуры, но дети почему-то вмиг не стали здоровее и спортивнее. Мастер спорта России по художественной гимнастике Анастасия Пешкова рассказывает, почему проще принести освобождение на целую четверть и как разнообразить физкультурную рутину, чтобы хоть как-то заинтересовать школьников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Отсутствие шкафчиков для личных вещей

Урок физкультуры для школьников — это не счастливая возможность побегать и получить моральную разрядку. Это в первую очередь лишний пакет одежды и мешок с кроссовками, которые ученик вынужден таскать с собой несколько уроков.

А если в этот день по расписанию ещё труд и английский, то впору собирать целый чемодан. Сцены из голливудских фильмов, где у каждого школьника есть собственный шкафчик, кажутся идеалистическими и какими-то нереальными в российских условиях.

В наших школах действует иной принцип: всё своё ношу с собой.

2. Занятия физкультурой у нескольких классов одновременно

Частенько расписание составляют таким образом, что в спортивном зале в одно время оказываются два или даже три класса, а это ни много ни мало 50-60 человек. Урок с таким внушительным количеством учеников постоянно сводится к контролю дисциплины, в редких случаях удаётся провести подвижные игры или эстафету. В целом же рациональность проведения таких занятий вызывает немало вопросов.

Обычно школьные раздевалки по размеру не превышают двух-трёх квадратных метров и плохо проветриваются. Поэтому чаще всего ученики заходят туда, зажав нос. А некоторые и вовсе в качестве альтернативы предпочитают переодеваться в туалете.

4. Принять душ? Не, не слышали

Во-первых, не во всех школах вообще есть душевые. А там, где есть, не функционируют, либо работают только во время визита комиссии. Во-вторых, пропускная способность школьных душевых изначально низка. А в-третьих, 15-минутной школьной перемены вряд ли хватит на то, чтобы спокойно принять душ, высушить волосы и привести себя в порядок.

Из года в год на протяжении 11 лет школьники сдают одни и те же нормативы: прыжок в длину, бег на 30 и 60 метров, метание мяча, челночный бег. И в первом классе, и в пятом, и в 11-м. А раз в год все классы бегут кросс длиной в 1,5 километра. Обязательное условие — без подготовки. Итог: половина учеников переходит на медленный шаг после первой трети дистанции.

6. Контрольная работа по алгебре после кросса

А это абсолютная вершина айсберга ненависти всех без исключения школьников. Когда после физкультуры ты, разгорячённый, взмокший и немытый, идёшь на математику, физику, химию, где тебя ждёт важная контрольная работа или тестирование. Как правило, учителя навстречу в таких ситуациях не идут и не освобождают ни от кросса, ни от контрольной.

Зимой вместо уроков в спортзале во многих школах устраивают занятия на лыжах. Вот только самих лыж в большинстве школ нет. Ученикам и их родителям предлагают купить за собственный счёт лыжи, ботинки к ним и прочую амуницию. Конечно, на 11 лет одной пары лыж не хватает, ребёнок-то растёт.

8. Проблемы с инвентарём

Как показывает практика, в школах отсутствует не только лыжный инвентарь, но и не всегда имеется достаточное количество баскетбольных и теннисных мячей. В футбол частенько играют мячом волейбольным, матов для всех тоже не хватает, шведская стенка висит на соплях, а канат покрылся вековой пылью. Как-то не до рекордов, да?

А это отдельный пунктик для хейтеров физкультуры. Таскать с собой лыжи раз или два в неделю в школу и обратно — удовольствие крайне сомнительное. Но что остаётся делать, если администрация не несёт ответственности за оставленные в школе вещи.

10. Третий урок физкультуры: лишний или необходимый?

Изначально планировалось, что третий урок физкультуры будет отличаться от первых двух и приобретёт некую специализацию. Например, девочки будут ходить на шейпинг и аэробику, а мальчики в это время будут играть в футбол или заниматься в тренажерном зале. На деле же третий урок проходит так же, как и первый, и второй.

Ребятам, серьёзно занимающимся спортом, задания на уроке — на раз плюнуть. А неспортивным школьникам приходится тяжко уже на разминке. Из-за такого разнородного состава учащихся проводить по-настоящему увлекательные уроки довольно трудно.

12. Физкультурник в трениках

Плохой учитель описывает, хороший — объясняет, отличный — показывает, а великий — вдохновляет. От учителя физкультуры мы ждём инициативности, предприимчивости и любви к физической деятельности. А на деле в школах нередко встретишь физкультурника, который в потёртых тренировочных штанах все 45 минут не отрывает пятую точку от стула, и уже давно позабыл, что такое здоровый образ жизни.

Источник: https://mel.fm/besit/7289143-physical_edu_hate

Плюсы и минусы школьной физкультуры (и как уйти от физры)

Возможно ли освобождение от урока физкультуры при занятиях художественной гимнастикой?

Школьная физкультура — не модный фитнес, она во все времена не всегда радовала детей.

Особенно если её ставили перед математикой или другими серьёзными предметами, а тащиться с лыжами приходилось в соседний лес.

Ещё сложнее (или легче?) детям, которые с раннего возраста занимаются в спортивных секциях. Им и без того хватает нагрузки, а тут ещё через козла прыгать. Анастасия Дурягина оценила плюсы и минусы физры.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Моя старшая дочка с пяти лет занимается художественной гимнастикой и плавно продвигается к серьёзным соревнованиям. Тренировки ежедневные (то дома, то в спортзале с тренерами). Думаю, каждый ребёнок, с детства занятый спортом, с интересом посещает свои занятия, погружается в них с головой, будь то бокс, тхэквондо, хоккей или фигурное катание.

15-летняя Зоя

Нужно понимать, что физическая нагрузка от спорта не должна быть каторгой для ребёнка. Даже если он любит тренировки, а вы понимаете, что это ему не по силам, то надо менять тактику.

Младшим школьникам (7-10 лет) уже доступны более интенсивные нагрузки и даже упражнения на выработку мышечной силы (приседания, отжимания), но только без груза в виде гантель. опасность спортивных нагрузок у младших школьников — это риск деформации скелета. Поэтому я строго слежу за состоянием здоровья своей дочери.

Каждые полгода мы посещаем всех врачей в спортивном диспансере, без врачебного заключения просто не выйти на ковёр

В этом возрасте активно идёт формирование скелетного каркаса, поэтому любая неравномерная нагрузка (например, разная на правую и левую ногу) способна привести к неисправимым искривлениям костей таза или позвоночника. Слишком значительная нагрузка на ноги (например, при прыжках) чревата плоскостопием. Так что следим за самочувствием юного спортсмена.

Спорт (даже любительский) — это серьёзная нагрузка на сердце

В этом году моей дочери в школе поставили уроки физкультуры три дня подряд, всё это пересекается с её тернировками. А ещё они начали пробовать забегы на время и оценку.

Тут всё может сдать: нервы, сердце, иммунитет.

Так что мы намерены взять официальную справку, что дочь занимается спортом вне школы, и она тренируется в спортзале, чтобы наилучшим образом справиться с пируэтами, мячом, скакалкой и с обручем на ковре.

Как мы успели выяснить, присутствие на уроке для детей-смортсменов обязательно, а нагрузка — другая. Давайте реально оценим урок по физическому воспитанию.

Плюсы физкультуры в школе

  • Ребёнок будет развиваться физически равномерно. В нашей школе предусмотрен поход в бассейн уже со второго класса, но пока уроки проходят на стадионе при комфортной температуре.
  • Физкультура — это преимущественно игровой урок, во время которого ученики общаются друг с другом. Ничто так не помогает наладить коммуникацию в классе, как командные игры или парные упражнения.
  • Школьная физкультура — это возможность подвигаться, поиграть в подвижные игры и размяться без напряжения. Актуально для спортивных детей.

Доводы не в пользу физкультуры

  • Небоевые потери. Несмотря на меры предосторожности и многократные предупреждения учителя, травмы на уроках физкультуры просто неизбежны. К самым распространённым относятся ушибы, растяжения связок и переломы, причём сломать палец можно просто неудачно поймав мяч. Для детей-спортсменов подобные повреждения могут иметь серьёзные последствия: как краткосрочные (пропуск тренировок/соревнований), так и долгосрочные.
  • Любые занятия спортом — это физическая нагрузка, которая добавляется к и без того немаленькой, что есть у ребёнка, совмещающего школу и внеклассную деятельность. Подобный снежный ком из накапливающейся усталости может привести к переутомлению, бессоннице и даже депрессии, а также к частым заболеваниям, так как организм ребёнка просто устал.

Справка свободы

По сути, все способы получения освобождения от физкультуры для ребёнка-спортсмена сводятся к одному действию — договориться с администрацией школы, если получится.

Так, например:

  • можно предоставить администрации документ из спортивного клуба или школы о посещении ребёнком тренировок, их количестве, расписании и нагрузках, которые он получает;
  • школа может освободить ребёнка от всех уроков физкультуры полностью или только от тех, которые связаны с его видом спорта (например, биатлониста от лыжной подготовки, пловца — от занятий в бассейне);
  • в течение четверти ребёнок может приносить учителю физкультуры доклады на заданные темы или сдавать теоретическую часть;
  • администрация может разрешить ребёнку приходить только на зачётные уроки или, наоборот, сдать все нормативы в начале года;
  • в качестве компромисса ребёнок может выступать за школу в различных районных и городских спортивных соревнованиях.

Если вам повезло и администрация к спортсменам настроена благосклонно, то проблем получить для ребёнка освобождение не будет. Если же директор с учителем против, то придётся приложить усилия, чтобы их убедить

В этом помогут подтверждённые медалями и дипломами достижения маленького спортсмена, письмо из спортивного клуба и ваши собственные дипломатические навыки. Всё получится! Ведь вы действуете в интересах своего ребёнка.

Нужно ли вашему спортсмену или спортсменке освобождение от физкультуры — вопрос неоднозначный.

С одной стороны, оно убережёт ребёнка от возможных травм и даст возможность продуктивно использовать освободившееся время, с другой — лишит некоторых преимуществ.

Однозначного ответа, полезна ли или вредна для спортсменов школьная физкультура, нет. Нужно ли от неё отказываться, каждый родитель решает это для себя.

Кроме того, получить освобождение не всегда просто — иногда попытки убедить школьную администрацию пойти навстречу длятся годами, в худшем случае перерастая в открытый конфликт. Порой даже приходится делать выбор: посещать все занятия, снизить спортивные нагрузки или сменить школу на более лояльную. Это уже на экстренный случай.

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-duryagina1/86345-plyusy-i-minusy-shkolnoy-fizkultury-i-kak-uyti-ot-fizry

Освобождение от физкультуры для ребенка-спортсмена

Возможно ли освобождение от урока физкультуры при занятиях художественной гимнастикой?

Как можно получить освобождение от физкультуры для ребенка-спортсмена? Вредны или, наоборот, полезны уроки спорта для детей в школе? Что говорит закон об образовании?

Совмещение учебы и спорта — проблема, знакомая родителям каждого юного спортсмена. Часто спорным моментом оказывается урок физкультуры. Большие нагрузки в школе и в секции заставляют постоянно искать способы объединить общее и физическое образование без ущерба для ребенка. Давайте разбираться в том, как это сделать.

Минусы физкультуры в школе

Даже при наличии вышеперечисленных плюсов многие родители спортсменов видят в школьных уроках физкультуры не пользу, а вред. Рассмотрим самые популярные доводы «против».

  • Риск получить травму. Несмотря на меры предосторожности, травмы на уроках физкультуры, к сожалению, не являются редкостью. К самым распространенным относятся ушибы, растяжения связок и переломы, причем сломать палец можно, просто неудачно поймав мяч. Для спортсменов подобные повреждения могут иметь серьезные последствия: как краткосрочные (пропуск тренировок/соревнований), так и долгосрочные.
  • Дополнительные нагрузки. Любые занятия спортом — это физическая нагрузка, которая добавляется к той и без того немаленькой, что есть у ребенка, совмещающего школу и внеклассную деятельность. Подобный «снежный ком» из накапливающейся усталости может привести к переутомлению, бессоннице и даже депрессии.
  • Нерациональное использование времени. В среднем на тренировки у детей-спортсменов уходит 20 часов в неделю, на уроки в школе — от 35. Сюда же добавляется время на дорогу, кружки, секции и выполнение домашнего задания. 2-4 часа школьной физкультуры в неделю маленький спортсмен может потратить более рационально: выспаться, если это первый урок, выполнять во время занятий домашнее задание или «подтягивать» проблемные предметы.

Что говорит закон

Процесс получения освобождения от физкультуры для ребенка-спортсмена осложняет тот факт, что он не подкреплен нормативной базой: нет ни конкретных законов, ни официальных документов, предоставляющих это право.

Все учебные заведения действуют в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и прописанной в нем Программой по физической культуре.

Согласно ФГОС, каждый учащийся должен эту программу освоить, сдав определенные нормативы. Педагоги не имеют права от нее отклоняться, однако с администрацией школы все-таки можно договориться в индивидуальном порядке.

Ниже мы рассмотрим подробнее, как это сделать.

Кроме того, работники школ руководствуются Федеральным законом «Об образовании».

Согласно статье 32, педагоги и администрация несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка в течение всего времени, когда он находится — или должен находиться — в школе.

А значит они отвечают за маленького спортсмена и во время его «прогулов» физкультуры, даже если по факту он находится дома под родительским присмотром.

Как получить освобождение

По сути, все способы получения для ребенка-спортсмена освобождения от физкультуры сводятся к одному действию — договориться с администрацией школы. Отличаются только условия, на которых будущему чемпиону могут разрешить не посещать эти уроки.

Так, например:

  • можно предоставить администрации документ из спортивной секции или школы о посещении ребенком тренировок, их количестве, расписании и нагрузках, которые он получает;
  • школа может освободить ребенка от всех уроков физкультуры полностью или только от тех, которые связаны с его видом спорта (например биатлониста от лыжной подготовки, пловца — от занятий в бассейне);
  • в течение четверти ребенок может приносить учителю физкультуры доклады на заданные темы или сдавать теоретическую часть;
  • администрация может разрешить ребенку приходить только на зачетные уроки или, наоборот, сдать все нормативы в начале года;
  • в качестве «компромисса» ребенок может выступать за школу в различных районных и городских спортивных соревнованиях.

В любом случае, самое главное — найти подход к директору и учителю физкультуры. Если вам повезло и администрация настроена благосклонно по отношению к спортсменам, то проблем получить для ребенка освобождение не будет.

Если же директор против, то придется приложить усилия, чтобы его убедить.

В этом помогут подтвержденные медалями и дипломами достижения маленького спортсмена, письмо из спортивного клуба и ваши собственные дипломатические навыки.

Подводя итоги

Нужно ли спортсмену освобождение от физкультуры — вопрос неоднозначный. С одной стороны, оно убережет ребенка от возможных травм и даст возможность продуктивно использовать освободившееся время, с другой — лишит некоторых преимуществ. Однозначного ответа, полезна ли или вредна для спортсменов школьная физкультура, нет: каждый родитель решает это для себя.

Кроме того, получить освобождение не всегда просто — иногда попытки убедить школьную администрацию пойти навстречу длятся годами, в худшем случае перерастая в открытый конфликт. Порой даже приходится делать выбор: посещать все занятия, снизить спортивные нагрузки или сменить школу на более лояльную.

Источник: https://rebenokvsporte.ru/osvobozhdenie-ot-fizkultury-dlya-rebenka-sportsmena/

Реформа без конца: в школах будет новая физкультура

Возможно ли освобождение от урока физкультуры при занятиях художественной гимнастикой?

В Общественной палате РФ прошло рассмотрение концепции модернизации предмета «Физическая культура». Документ предполагается отправить в правительство до конца 2017 года. После того, как концепцию утвердят, ее планируется реализовать в трехлетний срок. Но первые уроки физкультуры нового формата школьники смогут посещать уже в конце учебного года.

С 2010 года в школах был введен третий час физкультуры за счет увеличения максимально-допустимой недельной образовательной нагрузки. Физкультура также получила статус основного учебного предмета общего образования, поэтому заменить этот третий час, допустим, иностранным языком или математикой, нельзя.

Чему посвящать третий час — остается на усмотрение школы. К примеру, многие образовательные учреждения Московской области ввели на постоянной основе уроки шахмат. Не менее популярными «заменителями» стандартного подхода к урокам физкультуры стали самбо, регби, художественная гимнастика.

Сейчас в отечественной педагогике существуют два подхода к предмету, оба имеют свои плюсы и минусы.

Первый — академический, при котором делается упор на разные виды разминок, сдачу нормативов, кроссы, проводит теоретические уроки по здоровому питанию и здоровому образу жизни.

Другой подход подразумевает, что физкультура — время развлечений и подвижных игр, в которых можно выпустить пар после долгого сидения за партой.

При этом в обоих случаях урокам не хватает внимания к особенностям детского организма в определенном возрасте, признают эксперты.

«Современным учителям образование не позволяет качественно преподавать, к примеру, гимнастику в младших классах. Поэтому уроки проходят в игровой направленности.

Дети приходят на урок, им дают мяч, показывают на кольцо, и дальше они уже сами пытаются развиваться. Причем совершенно не в тот период», — заявила заслуженный тренер России Ирина Чернышкова.

Часто встречается такая научно-педагогическая ошибка, когда

от детей требуют развития силы и выносливости, в то время как, по мнению ученых, эти физические качества начинают развиваться в более позднем возрасте, добавляет эксперт.

Концепция учитывает то, в какой период взросления какие качества нужно развивать детям. Так, для дошкольного образования нормой будет считаться выполнение гимнастических упражнений через игры.

В начальной школе ребята смогут уже приступить к выполнению базовых упражнений гимнастики, игры станут развивающими.

Основное общее образование будет предусматривать такой комплекс упражнений, который позволит подросткам совершенствовать свои физические качества, такие как гибкость, координация и развитие силы, а среднее общее образование — развитие выносливости, физическое совершенствование.

Кроме распределения видов нагрузки по возрастам, в концепции также учитывается и общее физиологическое развитие детей. Участники обсуждения отметили, что физические кондиции подрастающего поколения значительно снижены.

У большинства учащихся плохо развита гибкость и координационные способности, а как утверждают медики, это показатель старения, так как недостаточно развитая моторика — инструмент негативного влияния на развитие головного мозга.

Впрочем, изменения в уроках физкультуры коснутся не только детей, но и взрослых.

В частности, концепцией предусматривается работа с родителями, которые должны не всеми силами оберегать ребенка от сатрапа-физрука, а напротив, стимулировать школьника ходить на уроки.

По мнению авторов концепции, необходимо работать и с медиками, которые слишком легко выписывают справки на освобождение от физкультуры. А это, как считают эксперты, подрывает значимость этого предмета.

Особое внимание, конечно, уделяется учителям физкультуры.

Приоритетом для него, согласно концепции, должно стать не столько обучение упражнениям, сколько обучение тому, как выполнять эти упражнения правильно, чтобы ребенок не получил травму.

Надо учитывать, что только за минувший год во время уроков физкультуры умерли 211 детей. Впрочем, по словам министра образования Ольги Васильевой, причина не в квалификации педагогов, а в том, что школы не имеют доступа к медицинским картам учащихся, и не всегда знают о каких-либо факторах риска.

«На уроках физкультуры действительно часто возникают травмы, — пояснил «Газете.Ru» председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, — Недавно только была история подобного рода:

ребенку в голову зарядили мячом во время урока физкультуры. У нее вообще было освобождение от урока, она сидела на скамейке, а ребята играли в волейбол. Учитель при этом, как это нередко бывает, смотрел вообще в другую сторону.

К сожалению, она ничего не сказала учителю, не обратилась к медику, а выяснилось это уже дома, поэтому разобраться было уже сложно.

Собственно, так и происходит обычно: учитель не выполняет требования безопасности на уроке — либо не имеет соответствующей квалификации, либо просто халатно относится к выполнению своих должностных обязанностей. А дети есть дети.

При неправильном использовании спортивных снарядов и без контроля со стороны учителя риск получения травмы очень велик».

По мнению Панина, уменьшить травматизм на уроках физкультуры может помочь установка камер в спортзалах. «Во многих школах камеры стоят, их устанавливали еще к выборам.

Но, как правило, они установлены либо в коридорах, либо в отдельных классах. Я считаю, что стоило бы рассмотреть и этот вопрос в рамках введения концепции, так как это поспособствовало бы росту дисциплины на уроках физкультуры — как со стороны преподавателя, так и со стороны детей», — заявил эксперт.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что в современных школах не хватает квалифицированных учителей физической культуры.

«У нас давно стоит вопрос об уровне подготовки таких преподавателей, потому что наши педагогические вузы очень резко понизили планку.

Программы подготовки учителей физкультуры требуют очень серьезной переработки», — пояснил он «Газете.Ru».

Кроме того, школам не хватает очень серьезного медицинского контроля в период проведения уроков физкультуры, считает Комков. Вместе с преподавателем обязательно должен работать медицинский работник, потому что физическая культура всегда связана с определенным риском — вне зависимости от того, игры это или сдача нормативов.

«Еще один момент — материальное оснащение залов и всего, что связано с проведением уроков по физической культуре. У нас катастрофически не хватает нормальных спортивных залов. Школы строятся, но их зачастую сдают без соответствующих комплексов — игровых, спортивных, для проведения элементарных занятий утренней гимнастикой», — добавил президент Всероссийского фонда образования.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2017/10/20/10951340.shtml

Юридический спектр
Добавить комментарий