Ущемление собственного достоинства ребенка в саду

Конспект родительского собрания по Конвенции о правах ребенка – Защитим наших детей

Ущемление собственного достоинства ребенка в саду

Долганова Елена Владимировна, воспитатель 1 квал.категории
д/с №1 п.Новозавидовский Конаковский р-н Тверская область

Подготовка:

  1. Изучение с педагогами Конвенции о правах ребенка (семинар).
  2. Анкетирование родителей. Цель: выявление социально-педагогических условий воспитания в семье.
  3. Наблюдения, беседы, тестирование детей. Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.
  4. Оформление наглядной агитации в группах по Конвенции о правах ребенка.
  5. Подбор материалов к толкованию и иллюстрированию статей №№ 13, 14, 18, 19 Конвенции о правах ребенка.
  6. Подготовка информационного листка по содержанию собрания.
  7. Составление сценария собрания.

Организация:

  1. Пригласить родителей на собрание.
  2. Подготовить карандаши и бумагу для проведения теста.
  3. Подготовить зал: стулья, столы, вешалки.
  4. Расстановка мебели.

Ход родительского собрания.

Вступительные слова заведующей детского сада И. Ю. Масленниковой. Разговор пойдет в форме диспута по Конвенции о правах ребенка.

Вопрос: Кто из Вас знает о существовании Конвенции о правах ребенка? Краткая справка: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. (Не нужно путать с правовым документом о правах человека).

Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства – члены ООН – ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.

Вопрос: А как Вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?

Ответы родителей.

Вопрос: Как Вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте? Ответы родителей.

Вопрос: Кто знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка?

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители – гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

Ведущий: Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от. ..».

Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране.

Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

Воспитатель средней группы: В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Вот одна из ситуаций: «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием.

Бабушка предлагает внучке апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!». – «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» – отвечает девочка. «Я настаиваю, – продолжает бабушка, – съешь его, он полезней для твоего организма!».

«А я не буду, – протестует внучка, – не хочу».

Вопрос: А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них? Ответы родителей.

Воспитатель средней группы: А вот еще одна очень часто повторяющаяся ситуация: например, Ваша дочка утром хочет надеть свое любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт.

Вопрос: Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию? Ответы родителей.

Вывод: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны.

Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.). А государства-участники уважают это право каждого ребенка.

(Статья 14.).

Ведущий: Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления, .. .

Это насилие и агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы. «Даша, – говорит мама, – иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!. .. и т. д. и т. п.

Вопрос: Оцените стиль общения с четырехлетней девочкой? Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?

Ответы родителей.

Вывод: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление.

Конвенция о правах ребенка трактует, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов. .. (Статья 18.).

В предложенных Вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых. Очень часто дети подвергаются и визуально – эмоциональной агрессии со стороны взрослых. «Две фотографии» Показываю родителям фотографии 2-х детей, проявляющих противоположные эмоциональные состояния: гнев и радость.

Вопрос: Какой ребенок вызывает у Вас положительный отклик? Как Вы считаете, когда взрослый находится в раздраженном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребенка?

Ответы родителей.

Ведущий: Все мы любим своих детей, хотя понимание этого у всех различно. Мы предлагаем Вам тест «Цветок». С помощью этого теста Вы сами сможете оценить свое отношение к ребенку.

Родителям предлагается нарисовать в центре кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, соответствующее качеству, присущему ребенку.

Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.

Вопросы: Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств Вы написали. Каких больше? Выделите наиболее точное для Вашего ребенка. Почему Вы так считаете?

Ведущий: Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка. Но есть в ней статьи, посвященные родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.

Воспитатель старшей группы: На родительском собрании группы выступал папа одного мальчика. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет.

Вопрос: А как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад?

Ответы родителей.

Воспитатель средней группы: А вот еще пример из жизни: родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребенку». Мама настаивала на теплой воде для умывания, т. к. , по ее мнению девочка слабенькая, быстро простужается.

А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребенка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама.

Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты.

Вопросы: Кто из родителей прав? Почему отец не проявил свои знания раньше?

Ответы родителей.

Ведущий: Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы.

Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаются ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения.

Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что может добиться своего, играя чувствами других людей.

Вопрос: Если возникает ситуация развода? Кто встает на защиту прав ребенка? Ответы родителей.

Ведущий: В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка.

«Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы». (Статья 18.).

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.

Прежде чем встретиться с Вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, стили Вашего общения с детьми. О результатах этой исследовательской работы Вы можете узнать у воспитателя.

В целом были выявлены следующие проблемы:

  • неумение родителей контролировать свои эмоции (негативные) при общении с ребенком – 29, 1%
  • ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учетов советов и рекомендаций – 45, 8%
  • авторитарность в воспитании – 33, 3%
  • гиперопека как следствие тревожности родителей – 66, 6%

Ведущий: Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью.

Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей.

Мы надеемся на Ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать Ваше мнение о нашей встрече и о всей работе, которая будет проводиться в группах и в детском саду.

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie19.htm

Что делать, если нарушаются права ребенка: это стоит знать – 24 Канал

Ущемление собственного достоинства ребенка в саду

Основным международным документом, в котором изложены права ребенка, является Конвенция ООН о правах ребенка. Среди прочего, в ней говорится: все дети имеют равные права. Какие именно права, что делать и куда обращаться, если они нарушаются – узнавали журналисты сайта “24”.

В украинском законодательстве основными правовыми документами, которые регулируют этот вопрос, является Конституция Украины, Семейный кодекс Украины, Закон Украины “Об охране детства” и Гражданский кодекс Украины.

В соответствии с международным и украинским законодательством, ребенком является лицо в возрасте до 18 лет (то есть до достижения им совершеннолетия). Согласно статье 6 Семейного Кодекса Украины малолетним считается ребенок до достижения им 14 лет, а несовершеннолетним – в возрасте от 14 до 18 лет.

В общем понимании нарушением прав детей является ограничение их в правах и возможностях, предоставляемых им государством с рождения для нормального и всестороннего развития и формирования, отметила в комментарии сайту “24” адвокат Центра конфликтологии и права Екатерина Коваленко.

В более широком смысле сюда относятся права, которые защищены нормами Законов Украины “Об охране детства”, “О предупреждении насилия в семье”, “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка, а также другими законодательными актами,
– пояснила она.

В частности, в Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что каждый ребенок имеет право:

– на личную жизнь и защиту от посягательств на него, на защиту от всех форм физического и психологического насилия, на отдых и досуг;

– на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

– на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, защиту от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка, защиту от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Нарушение этих основополагающих норм является нарушением прав ребенка и влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.

Бесспорно, не стоит оставлять такие случаи без внимания и реагирования. Тем более, что работники образования, в соответствии с Законом Украины “Об образовании”, обязаны защищать ребенка от любых проявлений насилия, включая психологическое.

https://www.youtube.com/watch?v=D50XebUSgWs

В свою очередь в статье 35 Закона Украины “Об охране детства” говорится о том, что лица, виновные в нарушении требований законодательства об охране детства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законами Украины.

Это зависит от того, какая именно ситуация сложилась. В защиту нарушенных прав ребенка в первую очередь становятся его родители, на которых законом возложена обязанность опеки и попечительства.

Как отмечает Коваленко, в соответствии со ст. 60 Закона Украины “Об образовании” родители имеют право защищать в соответствующих государственных органах и суде законные интересы своих детей.

Существует перечень органов и служб, в которые нужно обращаться в случае нарушения прав детей: органы местного самоуправления, прокуратура, органы опеки и попечительства по месту жительства, на горячие линии, в центры социальных служб по делам детей, семьи и молодежи, к Уполномоченному Верховной Рады по правам ребенка. Контакты находятся в открытом доступе на официальных сайтах.

Также за родителями всегда остается право на обращение в суд, которое закреплено Конституцией Украины. Выбирая способ защиты, нужно понимать, что обращение нужно подавать, как в устной, так и письменной форме, для большей уверенности, что вопрос не останется без рассмотрения.

В первую очередь, к решению конфликта следует привлекать учителей и школьных психологов. Они должны “помирить” учеников и в дальнейшем наблюдать за их поведением. Чтобы выявить причины недоразумений, следует проводить регулярные “профилактические” беседы. То есть решение проблемы надо начать в кругу ее возникновения, с наименьшим ущербом для детей.

Существуют социальные службы по делам детей, при необходимости нужно обращаться к ним за помощью в решении подобных ситуаций,
– подчеркивает Коваленко.

Более того, комментирует адвокат, нормами Гражданского кодекса Украины и Кодекса Украины об административных правонарушениях и даже Уголовного кодекса Украины предусмотрено, что именно родители несут гражданскую и административную ответственность за нарушение закона их детьми. А в некоторых случаях – даже уголовную ответственность.

Нередко бывает, что права детей нарушают их сверстники. Во время информационного прогресса это становится делать гораздо легче. К примеру, через социальные сети. Ведь сейчас конфликты в школах с “реальных” недоразумений, словесных оскорблений, часто переходят в виртуальную плоскость.

В этом случае “инструментом” для насмешек становятся провокационные фото, непристойные надписи на страницах одноклассников в соцсетях. Детский психолог Владимир Туржанский в комментарии сайту “24” рассказал, что в такой ситуации основным фактором является воспитание детей.

Родители, комментирует он, должны давать первичные рекомендации детям, как следует себя правильно вести.

Сейчас дети в Интернете могут говорить что угодно и им ничего за это не будет, а на улице они такого сказать не могут. Соцсети стали своего рода “козлом отпущения” для детей, потому что там их никто не накажет,
– сказал Туржанский.

Родители должны объяснить ребенку, что нет разницы в общении – на улице или в Интернете. То есть научить детей вести себя во Всемирной сети надо так же, как в реальной жизни: не делать ничего, что может обидеть других людей или противоречит закону.

Если в сети выложили провокационное фото, которое ребенку не принадлежит, отмечает психолог, не стоит по этому поводу слишком волноваться. Если такая информация не соответствует действительности – к “виртуальной насмешке” следует отнестись критически. Конечно, не воспринять оскорбление ребенку сложно.

В этом случае, подчеркивает Туржанский, многое зависит и от родителей. Именно они должны развивать в своих детях уверенность, коммуникативные навыки, учить волевому контролю, чтобы и в детском и во взрослом возрасте быть закаленным к подобным вещам.

С “нарушителями” правил поведения в виртуальном пространстве также следует серьезно разговаривать родителям, учителям и психологам.

Конституция Украины говорит о том, что каждому гарантируется право знать свои права и обязанности. Это позволяет предотвратить посягательство на них. Достаточно, чтобы ребенок знал, что все равны перед законом и обществом, а потому любые проявления насилия или грубости к нему не должны быть скрыты, независимо от кого они поступают: от родителей, воспитателей, или даже одноклассников.

Особое внимание на это должны обращать родители. Разъяснять, прежде всего, в понятной форме элементарные правила поведения в ситуациях, когда ребенка обижают или пытаются эксплуатировать.

Это касается и поведения родителей – каждый должен понимать, что даже они не имеют права грубо или унизительно относиться к своим детям, а в случае такого небрежного отношения знать о возможности ребенка обратиться в уполномоченные органы, заключает Коваленко.

Источник: https://24tv.ua/ru/chto_delat_esli_narushajutsja_prava_rebenka_jeto_stoit_znat_n741459

Нарушение прав ребенка в нормальных семьях

Ущемление собственного достоинства ребенка в саду

Результаты проведенного исследования убедительно показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаше всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Мы проанализировали юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей (92%) не воспринимается как нарушение его прав.

Только половина родителей (54%) считает, что, оставляя ребенка одного на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Большинство родителей (85,7%) справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Но все же, 74,3% допускают шлепок по попе, а 31% — даже использование ремня.

Исследование психологической грамотности родителей показало: 85,7% из них понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу.

Указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 20% опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

Некоторые считают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослыми — к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей справедливо видят в психологической травме. Родители демонстрируют информированность о том, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства.

Но, к сожалению, было установлено и то, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях.

Только 10% родителей твердо и уверенно заявили, что считают телесные и иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.

Мы предложили родителям самим проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия.

74% опрошенных указали конкретные ситуации и факты негативного поведения ребенка, когда они не могут действовать по-другому: ребенок не слушается, капризничает, нарушает нормы поведения, проявляет упрямство, делает назло, осознанно поступает неправильно, игнорирует несколько раз сделанное замечание; ребенок перевозбужден, и ничто не может его успокоить; 40% родителей в качестве причины указали свойства характера взрослого (я нетерпелива, нервы у взрослых не выдерживают, кончаются аргументы и терпение, взрослые пытаются выместить свою беспомощность на ребенке, хочется, чтобы тебя слушались). А вот 14% родителей не знают других способов воздействия на ребенка (нет возможности избежать наказания; нет терпения или времени объяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя; нет понимания; по-другому никак нельзя повлиять на ребенка).

Таким образом, большинство родителей на вопрос о причинах наказания ответили описанием ситуаций, в которых это наказание чаще всего происходит.

Очевидно, что именно в этих ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его.

При этом около одной трети взрослых склонны видеть причину не в ребенке, а в собственной педагогической беспомощности и называют типичные ситуации, когда им приходится прибегать к телесным наказаниям.

Эти данные позволяют определить «болевые точки» в семейном воспитании и организовать работу с родителями, повышающую их компетентность в этом вопросе.

Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление.

Почему же родители прибегают к названным выше мерам воздействия?

Думаем, так происходит потому, что:

— с ними аналогично поступали в их собственном детстве (мы не в состоянии избавить их от этого опыта, но можем помочь его переосмыслить);

— родители не знают альтернативных методов воздействия;

— не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания — все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство.

Методы субъектного отношения — доброжелательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды, — именно эти формы регулирования поведения детей можно рекомендовать родителям.

Группу риска составляют семьи, склонные к проявлению объектного отношения к ребенку. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение ею только роли хозяйки дома.

Выявлено, что в семьях, где матери не работают, больше вероятности нарушения прав ребенка. Своевременная диагностика родительских проблем помогает обнаружить такие семьи.

С ними нужно проводить превентивную разъяснительную работу или более детально исследовать принятые в них способы поощрения и наказания детей.

Частота использования наказаний обычно связана с тем, что сами родители считают агрессивное поведение нормальным, приоритетным.

Воспитание ребенка в данном случае — лишь частная сфера, в которой агрессия реализуется.

Она является не столько реакцией на ту или иную травмирующую ситуацию, проблему, с которой они (родители) не могут справиться, сколько представляет собой исключительно привычный способ поведения.

Агрессивные родители (т. е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами. Фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению вцелом.

Приведенные выше данные позволяют выделить те ситуации, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу, повышающую родительскую компетентность.

Источник: https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page1873891.htm

Юридический спектр
Добавить комментарий