Удержание из заработной платы при исправительных работах

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 сентября 2018 г. N 14-3/В-718 Об удержании из заработной платы при исполнении наказания в виде исправительных работ и по компетенции

Удержание из заработной платы при исправительных работах

Вопрос: 1. О представлении копии письма Минтруда России N 14-1/ООГ-1874.

2. Согласно ст. 44 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ удержания из заработной платы осужденных к исправительным работам производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы.

Просим пояснить, как правильно произвести расчет удержаний: до исчисления и удержания НДФЛ (т.е. со всей суммы заработка без исключения из этой суммы налогов)  либо после удержания НДФЛ (т.е. из дохода, уменьшенного на величину налога)?

Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение о представлении копии письма Минтруда России и об удержании из заработной платы при исполнении наказания в виде исправительных работ и по компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

О представлении копии письма Минтруда России N 14-1/ООГ-1874.

Письмо Минтруда России N 14-1/ООГ-1874 является ответом (разъяснением) на конкретное обращение гражданина и организации.

В связи с этим следует отметить, что, поскольку разъяснения Минтруда России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации.

Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минтруда России, предоставленные по обращениям конкретных граждан и (или) организаций, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минтрудом России ответа.

Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как Минтруд России не предоставляют в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минтруда России и Роструда).

Об удержании из заработной платы при исполнении наказания в виде исправительных работ.

В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой “Налог на доходы физических лиц” НК РФ.

Согласно абзацу первому и второму пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

В связи с чем при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются доходы налогоплательщика, полученные, в частности, в денежной форме, без учета каких-либо удержаний (письмо Минфина России от 23 июля 2018 г. N 03-04-06/51621).

Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам определяется положениями статьи 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ).

Согласно данной статье удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам; при производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного; удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

В соответствии со статьей 50 Уголовного кодекса Российской Федерации из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Согласно части 2 статьи 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются в том числе общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Таким образом, правоотношения, возникающие при исполнении наказания в виде исправительных работ, регламентируются положениями уголовно-исполнительного законодательства.

В связи с этим полагаем, что статья 44 УИК РФ определяет первоочередность удержаний при исправительных работах по отношению к отчислениям по исполнительным документам и отсутствие какой-либо взаимосвязи при их производстве, и не содержит специальной оговорки о том, что исчислять удержания нужно из суммы заработной платы, оставшейся после удержания НДФЛ как, например, оговорено в части 1 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”. Аналогичные выводы подтверждаются судебной практикой (апелляционное определение Тверского областного суда от 18 июля 2017 г. по делу N 33-2756/2017).

Одновременно сообщаем, что за дополнительными разъяснениями по применению статьи 44 УИК РФ в части удержания из заработной платы осужденного до или после уплаты НДФЛ вам следует обратиться в Минфин России и ФСИН России.

Директор Департамента оплатытруда, трудовых отношений исоциального партнерства М.С. Маслова

Даны разъяснения по вопросу производства удержаний из зарплаты осужденных к исправительным работам.

По мнению Минтруда России, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает первоочередность удержаний при исправительных работах по отношению к отчислениям по исполнительным документам. Закон не содержит специальной оговорки о том, что исчислять удержания нужно из суммы зарплаты, оставшейся после удержания НДФЛ.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71941308/

Особенности отбывания наказания в виде исправительных работ

Удержание из заработной платы при исправительных работах

Исправительные работы как мера уголовной ответственности устанавливаются на срок от 6 месяцев до 2 лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного (ч. 1 ст. 52 Уголовного кодекса Республики Беларусь; далее — УК).

Из заработка осужденного в таком случае производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах 10–25 %, но не менее одной базовой величины ежемесячно.

Исправительные работы как мера административной ответственности устанавливаются на срок от 1 до 2 месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 86 УК (ст. 6.

6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее — КоАП). Из заработка физического лица при этом производится удержание в доход государства в размере 20 %. Порядок удержания определяется постановлением об исправительных работах (ч. 4 ст. 21.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее — ПИКоАП).

КСТАТИПо данным судебной статистики, количество осужденных к исправительным работам в Беларуси в 2013 г. составило 2864 человек, в 2014 г. — 2847; в 2015 г. — 2293; в 2016 г. — 2066 человек.

Согласно ч. 1 ст. 37 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК) наказание в виде исправительных работ отбывается по месту работы осужденных и отнюдь не влечет прекращения трудового договора, а запись о таком наказании не вносится в трудовую книжку.

КОГО НЕЛЬЗЯ ПРИВЛЕКАТЬ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ?

Согласно ч. 3 ст. 52 УК исправительные работы не могут быть назначены:

  • лицам, не достигшим 16-летнего возраста;
  • лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста;
  • беременным женщинам;
  • лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • инвалидам I и II группы;
  • военнослужащим и резервистам;
  • иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства;
  • лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы.

Если вышеуказанные обстоятельства возникли в период отбывания наказания в виде исправительных работ, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание (ч. 6 ст. 52 УК).

ПРИМЕР 1Во время отбывания наказания в виде исправительных работ осужденному была установлена I группа инвалидности. В таком случае он освобождается от исправительных работ со дня выдачи соответствующего заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК).

ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ И ИХ НАНИМАТЕЛЕЙ

Согласно ч. 1 ст. 38 УИК осужденные к исправительным работам состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции (далее — УИИ), а несовершеннолетние осужденные — и в инспекции по делам несовершеннолетних и обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания.

После вступления приговора в законную силу суд направляет в УИИ распоряжение об исполнении приговора вместе с копией приговора. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления указанных документов в УИИ (ч. 2 ст. 37 УИК).

Если осужденный не работает, ему предлагается самостоятельно устроиться на работу в течение 15 дней.

Если он этого не сделал, то в приоритетном порядке его трудоустраивает комитет по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, управление (отдел) по труду, занятости и соцзащите городского, районного исполкома.

В этом случае осужденный не вправе отказываться от предложенной ему работы по месту жительства (ч. 4 ст. 37 УИК).

КСТАТИОсужденный обязан в течение 5 дней сообщить в УИИ об изменении места работы и места жительства (ч. 5 ст. 38 УИК).

Согласно ч. 1 ст. 40 УИК наниматель лица, осужденного к исправительным работам, обязан:

  • своевременно и правильно удерживать из заработка осужденного определенные суммы;
  • перечислять их в соответствующий бюджет;
  • ежемесячно представлять в УИИ расчетные сведения;
  • контролировать поведение осужденных по месту работы;
  • содействовать УИИ в проведении воспитательной работы с осужденными;
  • соблюдать условия отбывания наказания;
  • уведомлять УИИ о примененных к осужденным мерах поощрения и взыскания, об уклонении их от отбывания наказания;
  • предварительно уведомлять о переводе их на другую работу и об увольнении.
ВАЖНОВ случае предоставления осужденному трудового или социального отпуска наниматель обязан не  позднее  трех  дней уведомить об этом УИИ по месту отбывания осужденным наказания (ч. 7 ст. 38 УИК).

Стоит отметить, что уволить работника, осужденного к исправительным работам, нанимателю легче, чем осужденного к ограничению свободы.

Для того чтобы прекратить трудовые отношения с нанимателем по собственному желанию или по соглашению сторон, осужденный к исправительным работам должен представить письменное разрешение УИИ.

До его выдачи инспекция вправе проверить основания прекращения трудового договора, указанные в заявлении работника о выдаче разрешения. В случае отказа инспекция выдает работнику мотивированное решение, которое он вправе обжаловать (п. 3 ст. 38 УИК).

ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Согласно ч. 2 ст. 39 УИК началом срока отбывания наказания является день получения по месту работы осужденного копии приговора суда и других документов из УИИ.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 УИК срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями, в течение которых осужденный работал и из его заработка производились удержания. Число дней, отработанных осужденным, должно быть не меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц установленного судом срока наказания.

Срок отбывания в организациях с суммированным учетом рабочего времени исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного числа рабочих часов (ч. 5 ст. 39 УИК).

Согласно ч. 3, 6 ст. 39 УИК в срок отбывания наказания не засчитывается:

  • время, в течение которого осужденный официально был признан безработным;
  • в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам;
  • заболевания, вызванного алкогольным опьянением или потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ или действиями, связанными с алкогольным опьянением или потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ;
  • отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в качестве меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания; нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
КСТАТИЕсли временная нетрудоспособность осужденного к исправительным работам продолжается более 4 месяцев подряд, УИИ направляет в суд представление об отсрочке исполнения наказания (ч. 4 ст. 39 УИК).

Коме того, согласно ст. 42 УИК за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду к осужденным к исправительным работам УИИ могут применять следующие меры поощрения: 1) объявление благодарности;

2) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

КСТАТИПоскольку отбывание работником наказания по приговору суда в виде исправительных работ происходит по месту работы осужденного и за ним сохраняется заработная плата, этот период включается в рабочий год для предоставления трудового отпуска.

ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ УДЕРЖАНИЙ ИЗ ЗАРАБОТКА ОСУЖДЕННЫХ

К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Из заработка по основному месту работы осужденного к исправительным работам согласно Уголовному кодексу производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 10 до 25 %, но не менее одной базовой величины ежемесячно. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с ч. 1 ст. 6.6 КоАП, производится удержание в доход государства в размере 20 %.

Удержания производятся из зарплаты по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. С работающих по совместительству удержания производятся из заработка по каждому месту работы.

Удержания производятся со всей суммы заработка без исключения налогов и других платежей (ч. 2 ст. 41 УИК). При производстве удержаний учитываются денежная и натуральная части заработка осужденного.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработка за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда (ч. 5 ст. 41 УИК).

ВАЖНОУдержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, а также из выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (ч. 4 ст. 41 УИК).

УИИ, осужденный или наниматель вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из зарплаты осужденного в случае ухудшения его материального положения.

В случае отмены приговора суда с прекращением производства по уголовному делу осужденному возвращаются суммы, удержанные из его зарплаты (ч. 6 ст. 41 УИК).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОСУЖДЕННЫЙ НАРУШАЕТ ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ?

Согласно ч. 1 ст. 43 УИК нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ признаются:

  • непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня увольнения с прежнего места работы либо уклонение от постановки на учет в комитете по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, управлении (отделе) по труду, занятости и соцзащите городского, районного исполкома в течение 15 дней, а также отказ от предложенной ему работы без уважительных причин;
  • неявка в УИИ без уважительных причин;
  • прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
  • появление на работе в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ, а также распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ на рабочем месте или в рабочее время;
  • прекращение трудового договора по соглашению сторон или расторжение его по желанию осужденного без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции.

За такие нарушения УИИ может применить к осужденному следующие меры взыскания (ч. 2 ст. 43 УИК):

1) выговор;
2) установление на срок до трех месяцев обязательной явки на регистрацию в УИИ не менее двух раз в месяц.

Одновременно с наложением взыскания УИИ выносит осужденному официальное предупреждение об уголовной ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ.

НА КАКИЕ ДОЛЖНОСТИ НЕ ПРИНИМАЮТ С СУДИМОСТЬЮ?

Нанимателю при приеме работника на работу важно помнить об установленном рядом законодательных актов требовании об отсутствии судимости при приеме на работу и о запрете приема на работу лица, имеющего непогашенную или неснятую судимость.

Так, педагогическую деятельность, в т.ч. педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, не могут осуществлять лица, имеющие судимость (подп. 2.2 п. 2 ст. 51 Кодекса Республики Беларусь об образовании, абз. 3 п. 8 ст. 69 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте»).

На должность главного бухгалтера

Источник: https://otdelkadrov.by/number/2018/3/Osobennosti_otbyvaniya_nakazaniya_v_vide_ispravitelnyh_rabot/

Законодательная база Российской Федерации

Удержание из заработной платы при исправительных работах

  • ПРИКАЗ МВД РФ от 01.07.97 N 403 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЕНА ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ”

6. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

6.1. Из заработной платы осужденных или пособия по безработице производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

6.2. Началом производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам считается день начала срока отбывания наказания.

6.3. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц, включая все виды дополнительных выплат, в т.ч. денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения.

6.4. Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.

В соответствии с положением ч. 3 ст.

125 КЗоТ Российской Федерации общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) может превышать 50 процентов.

6.5. Удержания производятся за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении – за проработанную часть месяца.

6.6. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости и получающих пособие по безработице, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия.

6.7. С осужденных, призванных на военно – учебные сборы, удержания производятся из заработной платы, выплачиваемой им по месту работы.

6.8. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. При этом натуральная часть дохода остается в распоряжении организации, а ее стоимость по государственным закупочным (рыночным) ценам перечисляется в доход государства. Удержания из доходов в их натуральной части производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

6.9. С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется и заработок которых определяется по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определенного вида работ), удержания проводятся по мере начисления заработной платы. Окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о доходе осужденного в истекшем году.

6.10. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуально – трудовой деятельностью, и фермеров определяется исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях.

Окончательный расчет производится по итогам года, исходя из размера полученной ими прибыли.

Данные о предполагаемых доходах и полученной прибыли инспекции запрашивают в налоговых органах по месту жительства осужденных и приобщают к их личным делам.

Лица, занимающиеся индивидуально – трудовой деятельностью, перечисляют удержания из прибыли на текущие счета инспекций по извещениям через сбербанк, а фермеры – со своих счетов.

6.11. При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организации, при окончательном расчете и при выплате заработной платы лицам, указанным в подпунктах 6.9 и 6.10 данного пункта, удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально тому времени, в течение которого эти лица отбывали исправительные работы.

6.12. Удержания не производятся из:

– пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и социального страхования;

– выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск);

– заработка, начисленного за дни, проработанные сверх графика работы;

– выходного пособия;

– сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу вновь и направлением в другие местности;

– сумм, выплачиваемых за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду и спецобувь;

– иных компенсационных выплат;

– заработка, полученного не по основному месту работы.

6.13. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний, в размере, установленном приговором суда.

6.14. В случае ухудшения материального положения осужденного инспекция вправе обратиться в суд с ходатайством (форма N 16) о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом прилагаются необходимые документы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

6.15. Удержанные суммы ежемесячно в день выдачи заработной платы перечисляются администрацией организации, в которой работает осужденный, на текущий счет инспекции в учреждение Центрального банка Российской Федерации по платежному поручению.

Одновременно с платежными поручениями в учреждения Центрального банка Российской Федерации направляются расчетные сведения (Приложение к форме N 10) по произведенным удержаниям. Расчетные сведения, как правило, указываются на оборотной стороне платежных поручений.

С текущего счета инспекции суммы, удержанные из заработка осужденных, переводятся на текущий счет отдела (отделения) исполнения наказаний без лишения свободы УИН (ОИН) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

6.16. Работники инспекции ежемесячно проверяют по учетным карточкам правильность и своевременность поступления удержанных сумм и при обнаружении нарушений принимают меры к их устранению.

6.17. В случае несвоевременного перечисления удержаний инспекция может обратиться:

– в суд для выдачи судебного приказа (глава 11.1 ГПК РСФСР) о бесспорном (безакцептном) списании неперечисленной суммы удержаний;

– в нотариальные органы для совершения исполнительной надписи для бесспорного взыскания задолженности (Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная Приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 г. N 22).

6.18. Работники инспекций не реже одного раза в год проверяют правильность удержаний из заработной платы осужденных непосредственно по месту их работы.

О результатах проверки составляется акт (форма N 17) в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом хранится в инспекции и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков.

Проверка правильности производства удержаний из пособий по безработице осуществляется не реже 1 раза в квартал.

6.19. В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособия по безработице) и произведенных удержаниях инспекция сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК Российской Федерации.

6.20. Сведения о перечислении сумм, удержанных из заработка осужденных, и количестве отработанных дней заносятся в их учетные карточки на основании выписок из текущих счетов и расчетных сведений в день их поступления в инспекцию из учреждения Центрального банка Российской Федерации.

Выписки из текущих счетов, копии платежных поручений и расчетные сведения подшиваются в специальные дела, а в учетных карточках осужденных делается ссылка на порядковый номер, под которым эти документы подшиты к делу. Копии платежных поручений подшиваются вслед за соответствующими выписками из текущих счетов в порядке, в котором расположены суммы, указанные в данных выписках.

6.21. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора.

Возвращение удержанных сумм производится путем их перечисления через учреждения Центрального банка Российской Федерации с текущего счета отдела (отделения) исполнения наказаний без лишения свободы УИН (ОИН) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на счет организации, перечислившей эти суммы на текущий счет инспекции. В случае, если лицо, освобожденное от наказания, в данное время не работает или работает в другом месте, возвращение указанной суммы этому лицу производится почтовым переводом.

6.22. В день окончания срока наказания инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение (форма N 18) об отбытии им исправительных работ и предлагает администрации организации прекратить удержания из его заработной платы.

При освобождении осужденного по другим основаниям администрация организации уведомляется не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов.

Осужденному выдается справка (форма N 19) об отбытии наказания или освобождении от него.

  • ПРИКАЗ МВД РФ от 01.07.97 N 403 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЕНА ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ”

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/139105

Комментарий к СТ 44 УИК РФ

Удержание из заработной платы при исправительных работах

Статья 44 УИК РФ. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

Комментарий к статье 44 УИК РФ:

1. Негативным последствием наказания в виде исправительных работ являются удержания в доход государства части заработной платы осужденного, производимые с первого дня выхода его на работу.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Началом производства удержаний из заработной платы осужденного считается день начала срока отбывания наказания, т.е. день выхода осужденного на работу.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля, а именно для проверки финансовой документации организации уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую его половину независимо от наличия претензий по исполнительным документам; при увольнении денежные средства удерживаются за проработанную часть месяца.

Удержания осуществляются из заработной платы осужденного, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не имеют характера единовременного вознаграждения. Как гласит п.

90 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, из суммы заработной платы не исключаются налоги и другие платежи .

——————————–
Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 “Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества”.

Если по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 138 ТК РФ, размер удержаний по нескольким исполнительным документам не может превышать 50% заработной платы, то для лиц, отбывающих исправительные работы, ч. 3 указанной статьи делает исключение и устанавливает максимальный размер удержаний из заработной платы равным 70%.

В отличие от ИТК РСФСР 1971 г., в соответствии с которым удержания производились по каждому месту работы осужденного к исправительным работам (ст.

95), действующее уголовно-исполнительное законодательство является более гуманным, устанавливая взимание удержаний только из заработной платы по основному месту работы осужденного. Такой подход позволяет осужденным иметь дополнительный заработок и в большей степени обеспечивать себя и свою семью материальными средствами.

Однако в случае ухудшения материального положения отбывающего исправительные работы размеры удержаний в доход государства из его заработной платы могут быть уменьшены.

Снижение удержаний производится судом с учетом всех доходов осужденного по ходатайству самого осужденного, уголовно-исполнительной инспекции или администрации организации, в которой осужденный работает. Причинами снижения размера удержаний могут быть, например, рождение ребенка, болезнь члена семьи осужденного или его самого и др.

3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Натуральная часть переводится в стоимостное выражение. Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платежным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно.

С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется, а определяется по итогам какого-либо периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определенного вида работ), удержания взимаются по мере начисления заработной платы.

Окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о доходе осужденного в истекшем году. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров устанавливается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях.

Окончательный расчет производится по итогам года исходя из размера полученной ими прибыли.

При получении расчетных сведений инспекция проверяет правильность и своевременность производства и перечисления удержаний и вносит данные в учетную карточку осужденного. В случае обнаружения нарушений принимает меры к их устранению.

Сотрудники инспекции не реже одного раза в шесть месяцев проверяют правильность удержаний из заработной платы осужденных непосредственно по месту работы.

О результатах проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй (с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом) хранится в инспекции и используется для контроля за устранением недостатков.

4. Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрен перечень некоторых видов доходов, получаемых осужденными, с которых удержания не производятся. К ним относятся:

– пенсии, которые осужденные к исправительным работам получают в порядке социального обеспечения, пособия, носящие единовременный характер и получаемые по социальному страхованию;

– выплаты и вознаграждения, не предусмотренные системой заработной платы отбывающих исправительные работы, которые также носят единовременный характер, к ним относится и компенсация за неиспользованный отпуск;

– заработок осужденного к исправительным работам, если он отработал сверхурочное время, которое дополнительно в срок наказания не входит;

– заработок, получаемый не по основному месту работы;

– суммы, которые получены осужденным в виде компенсации за расходы во время нахождения в командировке, в связи с переводом, приемом на работу вновь и другие компенсации;

– выходное пособие;

– суммы, выплачиваемые отбывающим наказание за использование принадлежащего осужденным инструмента, транспорта, сумм, используемых осужденным на приобретение не выданных организацией спецодежды, спецобуви, иных компенсационных выплат.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (в редакции от 29 декабря 2006 г.

) граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, безработными быть признаны не могут, однако согласно ч. 2 ст.

35 того же Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного только в случае осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы.

——————————–
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

6. Частью 5 ст. 44 УИК РФ определяется особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Данная норма до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2006 г.

N 273-ФЗ “О внесении изменений в статьи 25 и 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации” устанавливала, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

Данное положение ставило в достаточно сложную ситуацию осужденных к данному виду наказания, поскольку размер пособия у них был ниже пропорционально производимым удержаниям, чем у работников, не отбывающих данный вид наказания.

Но вышеуказанный Закон исправил ситуацию и в настоящее время пособия по временной нетрудоспособности осужденного к наказанию в виде исправительных работ “исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда”.

——————————–
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 36.

Статья 183 “Гарантии работнику при временной нетрудоспособности” ТК РФ гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 г.

N 180-ФЗ “Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году” пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности с учетом непрерывного трудового стажа и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства.

——————————–
РГ. 2005. 27 дек.

Исчисление же средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ, согласно которой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.

7. При отмене приговора или изменении его с прекращением дела излишне удержанные из заработной платы осужденного суммы возвращаются ему через соответствующий банк за счет организации, которой производились удержания. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене или изменении приговора и прекращении дела.

Источник: http://uikod.ru/osobennaya-chast/razdel-2/glava-7/st-44-uik-rf/kommentarii

Статья 44 УИК РФ. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

Удержание из заработной платы при исправительных работах

1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.

3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.

7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

См. все связанные документы >>>

1. Наиболее существенными правоограничениями следует признать удержания из заработка осужденных, которые установлены в пределах от 5 до 20%. Закон специально не указывает, чем должен руководствоваться суд, назначая тот или иной конкретный процент удержаний.

Нам представляется, что суды в данном случае должны руководствоваться положениями ст.

60 УК РФ и учитывать “характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи”.

Последнее указание имеет особенно важное значение применительно к рассматриваемому вопросу, ибо ясно, что размер удержаний из заработка осужденного ущемляет интересы не только его самого, но и всех членов его семьи.

2. Однако это правоограничение было весьма существенно ослаблено УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Часть 2 комментируемой статьи установила, что удержания производятся только из заработной платы осужденного и лишь по основному месту работы (основным является то место работы, где у осужденного находится трудовая книжка).

Если иметь в виду, что в настоящее время значительная часть граждан России работает по совместительству, иногда и в нескольких организациях, станет ясно, что удержания у этих лиц существенно сократились.

С другой стороны, ясно, что проконтролировать работу осужденных по совместительству практически невозможно, так как их трудовая книжка находится по основному месту работы. Согласия администрации основного места работы на службу по совместительству не требуется. Осужденный всегда может оставить место работы по совместительству, если о ней даже случайно стало известно уголовно-исполнительной инспекции.

——————————–

Заметим, что по этому пути пошли не все страны – бывшие республики СССР. Так, ст. 41 УИК Республики Беларусь указывает, что с работающих по совместительству удержания производятся по каждому месту работы.

Правда, нельзя не учитывать, что здесь возможны и злоупотребления: осужденный может сознательно занижать свой заработок по основному месту работы за счет повышения его по другим местам работы, где он числится работающим по совместительству.

Удержания по приговору производятся независимо от всех других удержаний, в том числе и по исполнительным листам. Поэтому правило, предусмотренное ст. 138 ТК РФ, согласно которому удержания не могут превышать 50% заработка, здесь не применяется. Согласно ч. 3 ст.

138 ТК ограничения, установленные этой статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%. Это означает, что осужденному и его семье остается на жизнь только 30% заработка.

Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы по основному месту работы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными системами оплаты труда и не носящих характера единовременного поощрения.

Не имеют значения периодичность выплаты премий и источники финансирования. Из суммы заработка не исключаются налоги и другие платежи. Не имеют значения другие претензии к осужденному по исполнительным документам.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, если осужденный работает по совместительству на нескольких работах, удержание производится только из заработной платы по основному месту работы.

Указанные в приговоре удержания производятся независимо от наличия претензий по исполнительным документам за каждый проработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении – за проработанное время.

3 – 4.

Удержания не должны производиться из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат, в том числе премий, единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не являющихся заработной платой (командировочных сумм, выходного пособия, полученного при увольнении, и т.п.).

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде (рабочие сельскохозяйственных предприятий, члены некоторых кооперативов; это встречается и на других предприятиях), удержания производятся с учетом натуральной части заработной платы.

5. Закон регламентирует порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае болезни осужденного. Установлено, что пособия исчисляются из заработной платы осужденного с учетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

6. В отдельных случаях из заработка осужденного могут быть ошибочно удержаны излишние суммы.

Например, в случае отмены или изменения приговора, а также при досрочном освобождении, когда уголовно-исполнительная инспекция не успевает предупредить бухгалтерию предприятия, где работает осужденный, о необходимости прекратить удержания из заработка. В этом случае излишне удержанные суммы возвращаются осужденному.

7. Назначая процент удержаний из заработка, суд исходит из материального положения осужденного и его семьи на момент вынесения приговора.

Однако в процессе отбывания наказания материальное положение может ухудшиться вследствие каких-либо вновь открывшихся обстоятельств (например, болезнь кого-либо из членов семьи, стихийное бедствие – пожар, наводнение и др.).

Закон считает это достаточным основанием, чтобы просить суд о снижении процента удержаний. С заявлением в суд может обратиться сам осужденный, администрация предприятия или учреждения, в котором он работает, а также уголовно-исполнительная инспекция.

Разумеется, основание снижения процента удержаний должно быть документально подтверждено. В этом случае суд рассматривает заявление с участием осужденного и других лиц, которые могут пояснить что-либо по существу дела, изучает необходимые документы и выносит решение по существу.

Удержания из заработка являются существенным карательным элементом. Они затрагивают имущественную сферу прав осужденного. Это ставит вопрос о том, можно ли отнести исправительные работы к числу имущественных наказаний. Нам представляется, что на данный вопрос должен быть дан отрицательный ответ.

Ограничения имущественных прав являются важным, но не единственным карательным элементом наказания в виде исправительных работ. Более того, почти каждое наказание затрагивает эту сферу прав личности.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может привести к невозможности работать по специальности и резко сократит заработок осужденного. Лишение специального звания также уменьшает денежное содержание осужденного и в ряде случаев приводит к его увольнению.

Осужденный к обязательным работам выполняет их бесплатно, в то время как он мог бы это время потратить на оплачиваемую работу. С удержаниями из заработка связано и осуждение к ограничению по военной службе.

Приговоренный к ограничению свободы чаще всего будет работать не по специальности, к тому же проживая вне дома; все это не может не привести к материальным потерям. Нет необходимости доказывать, что имущественные права осужденного ограничиваются и при отбывании лишения свободы. Как видим, практически все наказания связаны с ущемлением имущественных прав осужденного.

Имущественные взыскания, которые были всегда присущи рассматриваемому наказанию, дали основание некоторым авторам в 20 – 30-х годах XX века считать исправительные работы штрафом в рассрочку. На этом основании предлагалось отказаться от этого наказания. Такую точку зрения высказывали М.М. Исаев , С.В. Познышев , позднее – В.С. Тадевосян .

В последующие годы эта точка зрения поддержана не была, и ряд авторов выступили против нее в защиту сохранения исправительных работ как самостоятельной меры наказания .

Было указано, что “в настоящее время речь может идти лишь о дальнейшем повышении эффективности исправительных работ, о выявлении и устранении тех причин и условий, которые мешают в полной мере использовать возможности данного вида наказания в борьбе с преступностью” .

——————————–

Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927. С. 165.

Познышев С.В. Учебник уголовного права. М., 1923. С. 257.

Тадевосян В.С. Политика и практика применения исправительно-трудовых работ // За социалистическую законность. 1935. N 3. С. 17.

Бушуев И.А. Исправительные работы. М., 1959. С. 56.

Михлин А.С., Гуськов В.И., Кириллова И.А. и др. Исправительные работы и их эффективность. М., 1967. С. 25.

Предложения об отказе от исправительных работ делались и в период разработки УК РФ. Более того, в одном из опубликованных проектов УК РФ этой меры наказания не было .

Принятие этого предложения привело бы к существенному росту наказаний в виде лишения свободы за счет лиц, совершивших преступления небольшой тяжести.

Суд фактически встал бы перед проблемой – лишение свободы, обязательные работы или штраф, ибо предусмотренные в УК РФ ограничение свободы и арест, помещенные между штрафом и лишением свободы, не применяются и вряд ли будут применяться в ближайшие годы, поскольку ни арестных домов, ни исправительных центров в уголовно-исполнительной системе нет. Не предусмотрено для этого и финансовых ассигнований. Если учесть финансовое положение многих осужденных, которые попросту не смогли бы заплатить штраф, а также незначительный карательный элемент обязательных работ, ясно, что большинство из них оказалось бы в местах лишения свободы.

——————————–

Уголовный кодекс Российской Федерации. (Общая часть). Проект. М.: Изд. Минюста России и Государственно-правового управления Президента РФ, 1994.

Однако протесты юридической общественности были услышаны законодателем, и исправительные работы нашли свое место в УК РФ .

——————————–

Заметим, что не все государства – бывшие республики СССР сохранили исправительные работы в системе наказаний.

Так, УК Кыргызской Республики отказался от такого наказания, как исправительные работы, за что подвергался критике со стороны ученых этой республики. См.: Сыдыкова Л.Ч.

Теоретические проблемы системы и видов наказаний по уголовному праву Кыргызской Республики: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Алматы, 2000. С. 27.

Нельзя не отметить, что новая регламентация исправительных работ в УК РФ и УИК РФ привела к ослаблению ущемления именно имущественных прав осужденных.

Изложенное показывает, что сам законодатель не считает имущественные ограничения основными карательными элементами исправительных работ.

Поэтому мы приходим к выводу, что исправительные работы не могут быть отнесены к числу имущественных наказаний.

Источник: https://rulaws.ru/uik-rf/Razdel-II/Glava-7/Statya-44/

Юридический спектр
Добавить комментарий