Срок подачи заявления в надзорные органы по поводу начисления зарплаты ниже МРОТ

Онлайн Инспекция – Оплата труда

Срок подачи заявления в надзорные органы по поводу начисления зарплаты ниже МРОТ

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.

рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал).

Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.

Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/).

В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

материалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

–           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

–           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

–           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

–           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

–           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

–           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

–           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

–           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Источник: https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/reminder/75

Задержка заработной платы ответственность работодателя в 2019 году

Срок подачи заявления в надзорные органы по поводу начисления зарплаты ниже МРОТ

Статья 136 ТК РФ обязывает работодателя выплачивать своим сотрудникам заработную плату не реже одного раз в полмесяца. При этом день выплаты денежного довольствия определяется внутренними нормативными актами организации: коллективным или трудовым договором.

Ст. 136 ТК РФ обязывает работодателя выплачивать своим сотрудникам заработную плату не реже одного раз в полмесяца. При этом день выплаты денежного довольствия определяется внутренними нормативными актами организации: коллективным или трудовым договором.

Далеко не все руководители чтят и уж тем более соблюдают букву закона – задержку выплат зарплаты допускает едва ли не каждый второй из них. Существуют ли какие-либо рычаги воздействия на недобросовестного работодателя и как правильно их применять – два вопроса, которые в первую очередь волнуют тех, кому не удается вовремя получить честно заработанные деньги.

Что говорит трудовой кодекс

В ТК РФ сказано, что если работодатель позволяет себе задерживать выплату заработной платы, то работники имеют право сообщить о таком правонарушении в надзорные и контролирующие органы.

При поступлении жалобы от работников, надзорный орган должен провести проверку. Для изучения самого обращения отводится 30 дней. В течение этого срока должно быть вынесено постановление о проведении проверки у работодателя.

Проводя проверку, инспекторы обязаны проверить все факты, описываемые в жалобе, а также затребовать от работодателя документы, касающиеся выплаты зарплат.

Если нарушения будут обнаружены, будет вынесено предписание, в котором будут указаны все обнаруженные правонарушения, а также срок для их исправления.

По истечении этого срока инспекторы снова посетят работодателя и проведут повторную проверку. Если нарушения не будут устранены, то работодатель уже будет привлечен к ответственности. В полномочия инспекторов из инспекции труда входит вынесение постановлений о привлечении самого работодателя, а также должностных лиц, по вине которых произошла задержка, к административной ответственности.

Что делать при задержке

Дата выплаты заработной платы должна быть прописана в положении об оплате труда. С ним работник должен быть ознакомлен при оформлении на работу.

Как правило, в конце месяца выдают аванс, а вначале следующего месяца – оставшуюся часть заработной платы. Точные даты, когда будут производиться выплаты, прописаны в локальных нормативных актах.

Если дата прописана так, что в текущем месяце она выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то выдать зарплату нужно накануне, в последний рабочий день.

Например, в положении об оплате труда прописано, что работодатель должен рассчитываться со своими работниками 8 числа каждого месяца. В марте – это нерабочий праздничный день. Поэтому выдать зарплату за февраль необходимо 7 марта. Если в установленный день выплаты не производятся, это уже нарушение прав работников.

Действия работника в случае задержки выплаты зарплаты

Работник, не дождавшийся выплаты заработной платы в установленный коллективным или трудовым договором срок, уже на следующий день имеет полное право начать отстаивать свои интересы.

  1. Обращение в инспекцию труда по месту нахождения предприятия. Это первый шаг, который необходимо предпринять для того, чтобы пресечь незаконные действия работодателя и ускорить выплату зарплаты. Заявление в инспекцию составляется в свободной форме, однако в нем обязательно должны быть указаны конкретные нарушения прав работника. В данном случае это факт задержки выплаты денежного довольствия, количество дней просрочки и причитающаяся сумма.
  2. Если ситуация не изменится в течение 15 дней после того, как заработная плата должна была быть выплачена, работник вправе приостановить свою трудовую деятельность вплоть до устранения нарушения его прав, то есть до фактического получения им зарплаты. Важно не забыть письменно предупредить об этом руководителя, сославшись на положение ст. 142 ТК РФ. Если работодатель начинает производить выплаты, он также должен письменно уведомить работников должным образом. То есть работодатель должен побеспокоиться о том, чтобы работник получил уведомление лично в руки и расписался о его получении. Это можно сделать следующим образом:
    • лично посетить работника и вручить ему уведомление. Нужно подготовить 2 идентичных экземпляра. Один вручается работнику, второй остается у работодателя, а на нём работник ставит свою подпись;
    • отправив с помощью Почты России. Уведомление нужно направить заказным письмом с уведомление и описью вложенного. Как только почтовое уведомление вернётся работодателю, он будет знать, какого числа работник получил уведомление. Как только работник получает уведомление о начале выплат, он должен вернуться на работу. Если он этого не сделает, данное действие будет расценено как прогул и может стать основанием для увольнения.

    В соответствии с документом №14-2-337 Минтруда России от 25.12.2013 года, каждый день приостановленной работы, должен быть оплачен работодателем, исходя из среднего заработка конкретного работника. Существенный момент: право на приостановление работы отсутствует у государственных служащих, а также у работников, обслуживающих опасные виды оборудования или производства, либо тех, чья трудовая деятельность напрямую связана с обеспечением жизнедеятельности людей: сотрудники станций скорой помощи, электростанций, предприятий водоснабжения и так далее.

    Еще один важный момент! Действия в виде приостановления трудовой деятельности являются законными лишь в тех случаях, если работнику не выплачивают заработную плату. Если происходит задержка оплаты компенсации за отпуск, то такие действия могут быть расценены как прогул.

  3. Одновременно с приостановлением работы стоит обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с работодателя не только суммы задолженности по заработной плате, но и компенсации за задержку ее выплаты. Перед составлением иска следует выяснить, была ли зарплата начислена, поскольку если спор о наличии задолженности, а также о подлежащей выплате сумме отсутствует, необходимости в проведении судебных заседаний нет – исполнительный лист может быть выдан практически сразу же после обращения.
  4. Тем, кто в течение трех месяцев так и не смог получить свою зарплату, имеет смысл обратиться в прокуратуру или полицию – в этом случае действия работодателя подпадают под действие статьи 145.1 Уголовного кодекса или, что менее серьезно, но тоже неприятно, статьи 5.27 КоАП.

Ответственность работодателя

В ТК РФ сказано, что за задержку заработной платы работодатель должен быть привлечён к ответственности. Право на труд и его оплату гарантируется не только трудовым законодательством, но и Конституцией РФ. За нарушение этих прав работодателя можно привлечь к следующим видам ответственности:

  1. Дисциплинарное наказание. В ст. 192 ТК РФ сказано, что к такой ответственности может быть привлечён и сам начальник и должностные лица, которые допустили задержку и невыплату зарплаты. Высшей мерой такого наказания является увольнение.
  2. Материальная ответственность. В ст. 234 – 236 ТК РФ говорится о том, что с первого дня просрочки выплат работодатель обязан выплатить своим работникам компенсацию в размере 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ на день возникновения долга.
  3. Административная ответственность. Если вина работодателя или его должностных лиц полностью доказана, то инспекторы имеют право привлекать их к административной ответственности. Наказание применяется согласно ст. 5. 27 КоАП РФ. Если нарушение произошло впервые, то инспекторы могут лишь вынести предупреждение или выписать постановление об уплате минимального штрафа:
    • должностные лица – от 1 000 до 5 000 рублей;
    • ИП – от 1 000 до 5 000 рублей;
    • юридические лица – от 30 000 до 50 000 рублей.

    Если нарушение будет совершено повторно, то сумма штрафа значительно увеличивается:

    • для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
    • предприниматели – от 10 000 до 20 000 рублей;
    • юридические лица – от 50 000 до 70 000 рублей.
  4. Уголовная ответственность. К ней привлекают в тех случаях, если будет доказано, что руководитель не выплачивал заработную плату из корыстных побуждений. Наказание – до двух лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 145. 1 УК РФ, работодатель привлекается к уголовной ответственности в следующих случаях:

  • задолженность по заработной плате была погашена в размере меньше половины долга;
  • период просрочки уже более 3 месяцев;
  • было доказано, что невыплата произошла из корыстных побуждений и заинтересованности работодателя;
  • субъектом является директор юрлица, филиала или другого обособленного подразделения юрлица.

К работодателю можно применить следующие меры наказания:

  • штраф в размере до 500 000 рублей;
  • штраф, соразмерный зарплате или другим источникам получения прибыли за последние 3 года;
  • запрет на занимание определенной должности не более 5 лет;
  • работы принудительного характера сроком до 3 лет;
  • арест не более, чем на 3 года.

Мера наказания будет избираться в соответствии с тяжестью правонарушения. Важно разграничить частичную невыплату и полную невыплату.

Частичная невыплата – невыплата заработной платы в размере меньше половины всего долга. Полная невыплата – это невыплата всей суммы, заработанной каждым работником за последние 2 месяца. Тяжесть последствий определяется судом, путем тщательного рассмотрения конкретного дела. Учитывается длительность преступления, сумма задолженности по зарплате, количество пострадавших и т.д.

Последствия задержки на 1 день

Согласно положениям ТК РФ, задержка зарплаты даже на 1 день может привести к неприятным последствиям для работодателя в виде выплат компенсации.

Компенсация начисляется с 1-го дня задержки в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ, которая установлена на день возникновения долга. Для получения компенсации работнику не нужно оформлять никаких бумаг и писать дополнительных заявлений.

Все расчёты и выплаты производит работодатель самостоятельно. Они должны осуществляться вместе с выплатой задержанной заработной платой.

Если задержка составляет 1 или несколько дней, можно написать претензию на имя работодателя с требованием выплатить не только зарплату, но и компенсацию за каждый день просрочки. Если письмо будет проигнорировано, то можно жаловаться в вышестоящие органы.

Однако претензию нужно подавать в письменном виде, и чтобы она была зарегистрирована должным образом в качестве входящего документа. Тогда работодатель должен будет дать официальный письменный ответ.

Компенсация за задержку выплаты заработной платы

Защищая права работников, Трудовой кодекс РФ в ст. 236 обязывает работодателя, за несвоевременное обеспечение своих сотрудников денежным довольствием, уплатить в их пользу компенсацию.

Ее размер четко определен той же нормой закона: за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, когда выплата должна была быть произведена, полагается сумма не ниже 1/150 ключевой ставки, установленной Центральным банком по состоянию на время начисления компенсации.

Такие меры стали применятся с октября 2016 года. Ранее компенсация рассчитывалась от размера ставки рефинансирования ЦБ РФ. Но Центральный Банк признал такой механизм неэффективным, и моральный и материальный вред был «привязан» к ключевой ставке.

Кроме того, с этого же момента минимальный размер компенсационной суммы увеличен вдвое. Ранее нужно было рассчитывать как 1/300 от ставки рефинансирования.

Сумма возмещения может быть увеличена по желанию работодателя, но не уменьшена. Если начальство желает установить размер компенсационных выплат в повышенном размере, этот момент должен быть прописан в соответствующих локальных документах – трудовом или коллективном договоре.

Пример: размер заработной платы составляет 10 000 рублей, срок задержки – 14 дней, на 09.02.2018 года ключевая ставка ЦБ РФ – 7,5%. Расчёт компенсации за 14 дней задержки следующий: 10 000 * 7,5% * 1/150 = 5 рублей за каждый день невыплаты заработной платы 5 * 14 = 90 рублей должен доплатить работодатель за 14 день просрочки выплат

10 000 + 90 = 10 090 рублей должен получить работник

Внимание: материальная ответственность наступает у работодателя независимо от наличия или отсутствия его в вины в задержке зарплаты работникам.

Согласно положению, изложенному в пункте 55 Постановления Пленума ВС № 2 от 17.03.

2004 года, начисление процентов за просрочку выплаты зарплаты не лишает работников права на индексацию суммы задолженности в связи с обесцениванием долга вследствие инфляции.

Источник: https://trudinspection.ru/alone-article/zarplata/zaderzhka-zarabotnoj-platy/

Типовые вопросы в части оплаты труда и ответы к ним

Срок подачи заявления в надзорные органы по поводу начисления зарплаты ниже МРОТ

Повышение оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации

Сроки выплаты заработной платы

Индексация заработной платы

Минимальный размер оплаты труда

Общие вопросы

Повышение оплаты труда в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

Каким категориям работников предусмотрено повышение оплаты труда?

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

  • педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение в 2012 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе.
  • педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • работникам учреждений культуры доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • научным сотрудникам повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • врачам и работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Также предусмотрено повышение к 2018 году:

  • социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций средней заработной платы – до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы – до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы – до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г.

№ 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Кто отвечает за повышение оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В федеральных государственных учреждениях вопросы оплаты труда регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 и нормативным правовыми актами соответствующих федеральных ведомств, являющихся учредителями федеральных государственных учреждений.

Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников

Как определить, распространяются ли на должность работника нормы Указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельных категорий работников?

Педагогические работники

Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).

Согласно статье 31 Закона, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам на базе создаваемых специализированных структурных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утвержденным организацией, осуществляющей обучение.

В соответствии со статьей 91 закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.

Научные сотрудники

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью (статья 4, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Федеральный закон).

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.

Для врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг), среднего и младшего медицинского (фармацевтического) персоналанеобходимо соответствие наименования должности работника Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минздрава России по адресу: http://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new.

Работники учреждений культуры

Повышение оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренное Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в первоочередном порядке осуществляется в отношении основного персонала учреждений культуры.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http://mkrf.ru/internet-priemnaya/.

Социальные работники

К данной категории работников относятся работники, по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник» в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Повышение заработной платы отдельным категориям работников, предусмотренным Указами Президента Российской Федерации.

Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.

Во всех субъектах Российской Федерации утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере культуры, образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, которые устанавливают соотношения по категориям работников до 2018 года.

Целевые показатели для поэтапного повышения заработной платы категорий работников конкретных государственных (муниципальных) учреждений в 2013-2018 годах устанавливаются ведомственными планами мероприятий и планами мероприятий самих учреждений.

Данные показатели конкретизируются в зависимости от типа учреждений, сложности работ, в регионах с районными коэффициентами – от территории.

В отдельных субъектах Российской Федерации при определении средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, учитываются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

При этом в одном субъекте Российской Федерации могут быть различные районные коэффициенты по муниципальным образованиям, что впоследствии влияет на среднюю заработную плату отдельных категорий работников данного муниципального образования.

В зависимости от специфики деятельности учреждения его целевые показатели по учреждениям могут отличаться от показателей, установленных для субъекта Российской Федерации в целом.

Так, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Таким образом, средняя заработная плата отдельной категорий работников может различаться по видам учреждений.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации, для соответствующей категории работников.

Вопросы оплаты труда социальных работников.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

К данной категории работников относятся работники по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник», в соответствии со штатным расписанием учреждения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г.

№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

В связи с этим, осуществляют работу по подбору, подготовке, повышению квалификации работников указанных учреждений, устанавливают систему оплаты и стимулирования их труда, а также меры социальной поддержки – органы управления социальной защиты субъектов Российской Федерации.

Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/28

Как правильно прописать условия оплаты труда

Срок подачи заявления в надзорные органы по поводу начисления зарплаты ниже МРОТ

Юлия Жижерина, бизнес-консультант по управлению персоналом и трудовому праву, рассказывает, как оформлять документы о заработной плате, чтобы избежать штрафов.

Нередко работодатели допускают ошибки, когда описывают условия оплаты труда, что может привести к неприятным последствиям.

За неверное указание в трудовом договоре условий оплаты труда работодателю может грозить административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей.

Если работодатель неправильно прописал нормы об оплате труда в локальных нормативных актах, он может быть привлечён к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей.

При неправильном отражении условий труда в трудовом договоре или локальных нормативных актах также существует риск возникновения спора с сотрудником, который для защиты своих прав может обратиться как в надзорные органы, так и в суд.

Если сотрудник обратится в надзорные органы, работодателя в любом случае ждет проверка. Если же сотрудник обратится в суд, то в случае вынесения решения в его пользу он может также взыскать с работодателя моральный ущерб.

Чтобы избежать этих рисков, прописывайте условия оплаты труда правильно во всех документах.

В локальных нормативных актах

Нормы трудового законодательства, регулирующие оплату труда, немногочисленны. Ст.

135 ТК РФ говорит о том, что заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, описанными в локальных нормативных актах.

Таким образом, локальные нормативные акты являются основными документами, регулирующими оплату труда. На основании данных документов условия оплаты труда отражаются и в трудовом договоре.

Единственное требование к локальным нормативным актам, чтобы они не ухудшали положение работников по сравнению с законодательством.

В правилах внутреннего трудового распорядка

Согласно действующей практике в правилах внутреннего трудового распорядка обязательно должны быть отражены сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ). При этом следует прописать конкретные даты.

Чтобы избежать ошибок в определении дат выплат, учитывайте, что заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца, а также не позднее 16 дней по истечении периода, за который она начислена (Рекомендации МОТ № 85):

«Должностной оклад выплачивается Работнику каждые полмесяца за фактически отработанное время на основании табеля учета использования рабочего времени: за первую половину месяца – 16 числа, за вторую половину – 1 числа следующего месяца».

Что касается размера заработной платы за первую часть месяца (так называемого аванса), то в правилах нужно прописать, что она выплачивается согласно фактически отработанному времени (Постановление Совета Министров СССР от 23 мая 1957 года № 566; Письмо Роструда от 08.09.2006 № 1557-6) в соответствии с табелем. Установление первой части заработной платы в конкретном размере, например 40%, незаконно.

В условиях об оплате труда незаконным будет установить, что работник обязан получать заработную плату в определенном банке, например, в рамках зарплатного проекта (ст. 136 ТК РФ).

Обратите внимание, что для изменения банка работник должен сообщать в письменной форме об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее, чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. Это условие можно закрепить в локальном акте.

Работодатель вправе установить специальную процедуру для подачи работником заявления о смене кредитной организации.

Согласно ст. 134 ТК РФ в компании обязательно должны быть установлены условия индексации заработной платы (см. также Определение Конституционного суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О). Положения действующего трудового законодательства прямо не указывают на периодичность индексации заработной платы, она определяется работодателем. Обычно это делают один раз в год:

«Работодатель индексирует заработную плату работников, как правило, на 3% ежегодно во втором квартале текущего года исходя из финансовых возможностей Работодателя и утвержденного бюджета».

Пропишите все гарантии и компенсации, положенные работникам по закону (надбавки, доплаты, компенсации), а также закрепите другие выплаты, установленные работодателем (например, возможность премирования).

В положении об оплате труда

Обязательно установите систему оплаты труда, систему доплат и надбавок, систему премий (ст. 135 ТК РФ). Если у разных категорий работников разные системы оплаты труда, в положении об оплате труда необходимо описать их все.

В разделе о системе или системах оплаты труда описываются ее элементы: повременная, повременно-премиальная, сдельная, сдельно-премиальная, комиссионная и т.д. Если система включает в себя оклады, можно прописать, как они устанавливаются. Если в компании действует система грейдов, ее можно включить в положение об оплате труда в качестве приложения.

В свете требований ст. 133 ТК РФ укажите, что оплата труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.

Чтобы дисциплинировать работников, пропишите, что «заработная плата начисляется исходя из отработанного работником рабочего времени согласно табелю учета рабочего времени. Отсутствие работника без уважительных причин на рабочем месте работнику не оплачивается».

Размеры доплат за совмещение, выполнение обязанностей отсутствующего работника, расширение объема работ можно прописать в виде конкретного процента от оклада или указать, что их размер предусматривается по соглашению сторон.

Укажите порядок и сроки выплаты заработной платы, выплачивается ли заработная плата наличными через кассу организации либо перечисляется на банковские счета, какими частями выплачивается заработная плата, в какие даты. Также в данном разделе указываются гарантии, предусмотренные ТК РФ (оплата отпуска не позднее, чем за 3 дня, выплаты заработной платы при совпадении дня выплаты и выходного или праздничного дня и др.).

Если в компании трудятся сотрудники, которые работают в районах Крайнего Севера, укажите, что компания выплачивает процентные надбавки и районные коэффициенты и их размер (ст. 135 ТК РФ):

«3.1.3. К фактически начисленной заработной плате, включая премии, связанные с выполнением трудовых обязанностей, применяется районный коэффициент в размере 30% к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

3.1.4. К фактически начисленной заработной плате, включая премии, связанные с выполнением трудовых обязанностей, применяется процентная надбавка в размере 50% к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера».

Также работодателю необходимо предусмотреть гарантии и компенсации сотрудникам, работающим во вредных и/или опасных условиях труда, компенсации или надбавки за разъездной характер работы, за работу вахтовым методом.

Опишите, какие надбавки и доплаты полагаются тем или иным категориям работников. Например, в положении об оплате труда прописываются гарантии повышенной оплаты работникам за сверхурочную работу и работу в выходной и нерабочий праздничный день.

Описанию условий премирования можно уделить целый раздел положения об оплате труда.

При составлении данного раздела можно прописать условия премирования детально, вплоть до KPI, а можно ограничиться фразой: «Работникам за эффективную работу и добросовестный труд по решению руководителя может выплачиваться премия».

По желанию работодателя условия премирования можно оформить отдельным локальным нормативным актом, например, утвердить положение о премировании.

В положении о премировании

Премирование работников является правом, а не обязанностью работодателя. Если работодатель решил утвердить положение о премировании, в данном документе можно отразить:

  • показатели премирования;
  • условия премирования;
  • круг премируемых работников;
  • размеры премиальных выплат;
  • порядок расчета премий;
  • периодичность премирования;
  • источники премирования;
  • перечень обстоятельств, при наличии которых премия выплачивается в меньшем по сравнению с базовым размером или не выплачивается вовсе;
  • перечень выплат, на которые начисляется премия.

При составлении текста положения о премировании не допускайте ситуации, когда премия может быть признана обязательной.

В штатном расписании

Источник: https://e-mba.ru/knowledge-base/kak-pravilno-propisat-usloviya-oplaty-truda

Юридический спектр
Добавить комментарий