Споры по границам земельного участка

Споры по границам земельных участков

Споры по границам земельного участка

В соответствии с действующим законодательством РФ, каждый земельный участок, вовлекаемый в любые юридические действия с недвижимостью, должен иметь кадастровый паспорт, форма которого определена приказом минюста РФ от 18.02.2008 г. № 32г.

В нем отражаются титульные данные (об административном местоположении участка и сведенья о владельце), а также технические сведения (площадь, границы межевания, топопривязка на местности) о земельном участке и объектах недвижимости, расположенных на нем (если таковые имеются). Он оформляется и выдается территориальными отделениями кадастрового учета «Роснедвижимости».

В некоторых случаях он может быть заменен выпиской из государственного кадастра недвижимости, например, при первоначальном землеотводе.

Практика показывает, что споры по границам земельных участков происходят из-за неточностей и ошибок в определении этих границ и фиксации их в документах.

Большинство таких ошибок произошло после вступления в силу Федерального закона от 30.06.

2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имуществе» («Закон о дачной амнистии»).

Тогда, в 2006 году, количество неоформленных земельных участков в России превосходило 40 миллионов. Начался массовый наплыв желающих привести документы на свои земельные участки в порядок.

Работы проводили многочисленные частные фирмы, не располагавшие квалифицированными кадрами и необходимым техническим оборудованием для проведения топографической съемки и координатной спутниковой привязки участков на местности. Происходили «наложения» границ смежных участков или «отлет» границ участков на местности иногда даже на сотни метров.

Затем эти ошибочные данные фиксировались в базе данных кадастрового госреестра. Все это приводило к возникновению споров по границам земельных участков, которые сводятся к следующему:

– споры при проведении землеотвода и его регистрации;

-споры при регистрации и оформлении документов на ранее отведенные участки.

Последние связаны с пересечением смежных участков, которые могут быть реальными или являться документальной ошибкой. Решив вопрос о регистрации земельных участков, государство породило другую проблему – множество кадастровых накладок, приведших к возникновению споров по границам земельных участков.

Существует несколько способов разрешения и устранения споров по границам земельных участков. Это:

-уточнение границ при пересечении с соседями мирным путем;

– уточнение границ при пересечении с территориями муниципальных служб по их инициативе (например с дорожно-транспортной сетью);

– добровольное обращение владельца земельного участка в региональное отделение кадастрового учета «Роснедвижимости» с просьбой о приведении регистрационных кадастровых данных в соответствие с реальными границами земельного участка;

-обращение уполномоченного административного органа в кадастровую палату в порядке информационного взаимодействия для устранения выявленных кадастровых накладок.

Практически решить споры по границам земельных участков между соседями мирным или административным путем удается крайне редко.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, предусмотрено разрешение спорных вопросов, касающихся границ земельных участков в суде, решение которого будет основанием для исправления кадастровой ошибки.

В соответствии с законодательством РФ, судебные иски решаются в арбитражных судах, если участниками спора являются физические лица, предприниматели, а также некоммерческие организации и органы власти и спор о границах земельного участка связан с экономической деятельность сторон.

Все прочие земельные споры (между частными лицами, физическими и юридическими лицами или административными органами, которые не связаны с ведением экономической деятельности) подлежат рассмотрению в «традиционных» судах – судах общей юрисдикции.

Если у вас возник спор о границах земельного участка, имеются сомнения по поводу правильности проведенного межевания, соответствия фактических параметров вашего земельного участка тем данным, которые содержатся в государственном кадастре недвижимости, то придите к нам и изложите свою проблему. Наши специалисты квалифицированно и оперативно организуют выезд инженера-землеустроителя на объект, помогут переоформить экспликации и акты согласования границ земельного участка.

При необходимости наши юристы подготовят необходимые документы и подадут исковое заявление в суд, будут представлять ваши интересы в ходе судебного разбирательства по поводу решения споров по границам вашего земельного участка.

По всем вопросам вы можете позвонить в Городскую юридическую компанию по телефону: +7(495) 646-08-28

Источник: http://www.advokaty.biz/spory_po_granicam_zemelnyh_uchastkov.html

Установление (уточнение) границ сформированных земельных участков

Споры по границам земельного участка

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение процедуры уточнения границ земельных участков.

Специалистов Правового центра отличает глубокое понимание практики применения земельного законодательства, правовых реалий и принципов работы уполномоченных органов.

Мы осуществляем юридическое сопровождение процедуры установления (уточнения) границ земельных участков «под ключ», от обращения с заявлением к уполномоченному органу до регистрации права на образованный участок.

Правовой центр ДВА М имеет уникальный опыт взаимодействия с уполномоченными органами и разрешения споров по вопросам установления границ земельных участков. В данной сфере Правовой центр готов предложить следующие услуги:

  • правовая экспертиза оснований, порядка и проблемных аспектов процедуры установления (уточнения) границ земельного участка;
  • оценка потенциала и перспективных затрат, связанных с реализацией той или иной схемы осуществления проекта;
  • правовое сопровождение процедуры установления (уточнения) границ земельных участков и разрешение связанных с ее реализацией конфликтов, в том числе споров с иными землепользователями, органами государственной власти и пр.
  • судебная защита прав землепользователей по искам об установлении границ и иным судебным спорам, связанным с установлением, уточнением либо изменением границ земельных участков;
  • судебная защита прав землепользователей против исков и иных действий лиц, считающих себя правообладателями земельных участков на основании ранее изданных распорядительных документов.

Установление границ земельного участка

Достаточно часто на практике можно встретить земельные участки, формально поставленные на кадастровый учет, имеющие кадастровый номер и даже зарегистрированное в ЕГРП право собственности, но не имеющих определенных в установленном порядке границ.

Такая ситуация, как правило, относится к земельным участкам, предоставленным в 1990-е годы, когда в стране началось массовое предоставление земельных участков частным субъектам, но твердой законодательной и технической базы под данные процессы еще не было.

Особенно массово рассматриваемая ситуация была характерна для земель сельскохозяйственного назначения, когда на основании одного распоряжения администрации и невнятного чертежа к ней предоставлялись сотни гектар ценных сельскохозяйственных угодий.

Вместе с тем, участок не имеющих установленных надлежащим образом границ, не может считаться полноценным объектом недвижимости.

Прежде всего потому, что формально органы местного самоуправления могут предоставлять части таких «неопределенных участков» иным лицам, в связи с чем участок без границ не может считаться юридически чистым товаром.

В этом случае надлежащий правообладатель будет вынужден защищать свои права на земельный участок (его части) в судебном порядке с непредсказуемым результатом.

Очевидно, что земельные участки должны иметь установленные границы и, если таких границ нет, они должны быть установлены.

При установлении (уточнении) границ земельных участков на практике возникают следующие основные вопросы:

– каким документом были первоначально установлены границы земельного участка, предоставленного правообладателю.

Данные документы должны позволять точно установить уточняемые границы земельного участка, которые подлежат отражению в подготавливаемом кадастровом инженером межевом плане.

Если таких документов нет либо они в недостаточной степени позволяют определить границы земельного участка, границами участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения (дороги, мосты и пр.), позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Уточнение границ земельного участка

– на каком праве принадлежит земельный участок правообладателю.

Как правило, земельный участок, границы которого требуют уточнению, принадлежит правообладателю на праве собственности либо праве постоянного бессрочного пользования. Отсутствие документально подтвержденных прав на земельный участок может быть серьезным препятствием к уточнению его границ, поскольку лицо, уточняющее границы земельного участка, должно быть его правообладателем.

– не существует ли наложение уточненных границ землепользователя на границы иных участков.

Данный вопрос является самым проблематичным. Отсутствие публично установленных границ земельных участков может привести к тому, что части или даже весь участок может быть сформирован и предоставлен иному лицу.

Объяснение простое: сведения о неуточненных границах участка правообладателя отсутствуют в публичной кадастровой карте, документы о предоставлении участков правообладателю находятся в архивах или у самого правообладателя, в связи с чем об их содержании мало кому известно.

Наиболее оптимальным способом защиты права в рассматриваемой ситуации является иск правообладателя об установлении границ его земельного участка.

Для предъявления данного иска необходимо предварительное соблюдение досудебного порядка согласования межевого плана.

Правообладатель, обращаясь в суд, прикладывает к заявлению:

  • документы, подтверждающие права на земельный участок;
  • документы, подтверждающие границы земельного плана;
  • межевой план и доказательства попыток его досудебного согласования.

Неотъемлемой частью данного судебного спора будет являться проведение на основании определения суда кадастровых работ по определению границ земельного участка.

Решение суда, которым удовлетворяются требования об установлении границ, содержит необходимую информацию обо всех опорно-поворотных точках земельного участка и является основанием для внесения сведений о данных границах в кадастр недвижимости.

Основная ошибка, которую допускают землепользователи при обращении в суд в случае спора о границах земельного участка – это неправильный выбор способа защиты права.

Попытки оспаривать действия органов власти по утверждению схем расположения «конкурирующих» участков, снять эти участки с кадастрового учета и пр. – это неправильные меры, которые могут сильно затянуть восстановление нарушенных прав землепользователя.

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное правовое сопровождение процедур уточнения границ земельных участков, включая анализ правовой ситуации и правовое консультирование, юридический due diligence в отношении возможных рисков образования участка в той или иной форме или границах, правовое сопровождение процедуры образования земельного участка, представление интересов в уполномоченных органах и судах.

Наш опыт и глубокое понимание принципов работы уполномоченных органов и правовых реалий российского регулирования данных правоотношений поможет Вам снизить затраты на осуществление Вашего проекта и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/poryadok-obrazovaniya-zemelnyh-uchastkov/utochnenie-granic

Споры о границах земельных участков

Споры по границам земельного участка

Наблюдения за судебной практикой, связанной со спорами о земельных учасках показывают, что ноги у них нередко растут, если так можно выразиться, из “пограничного вопроса”.

Хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями и выводами, сделанными на основе сопоставления действующего законодательства (не всегда достаточно ясного)  о надлежащих способах защиты в случае, если по данным государственного кадастра недвижимости границы двух (и более) земельных участков пересекаются между собой (т.е. имеет место наложение земельных участков друг на друга). Предать эти размышления (давно созревшие) гласности и суду коллег решила в связи с рассмотрением Президиумом ВАС РФ дела 8410/13, ну и открытой здесь темой  http://zakon.ru/Discussions/isk_ob_ustanovlenii_granic_zemelnogo_uchastka/9395 Прошу прощения у автора, но из-за объема текста посчитала более уместной самостоятельную публикацию.

В настоящее время зачастую земельные участки, несмотря на то, что они поставлены на кадастровый учет и права на них принадлежат определенным лицам, и это даже подтверждается регистрацией в ЕГРП, не имеют надлежащего описания своих границ, пересекаются своими границами или даже полностью налагаются на другие участки. По данным, которые были представлены на Президиуме Государственного Совета в октябре 2012 года, до половины земельных участков надлежащего описания границ не имеют.

Нужно сказать, что эта проблема в общем плане во многом предопределена исторически, и в том числе тем способом реформирования системы кадастрового описания и регистрации прав на земельные участки, который был принят в у нас в стране.

Конкретные способы описания и установления границ земельных участков с целью юридической фиксации их как объектов гражданских прав во многом зависят от достижений науки и техники (т.е.

это вопрос во многом технический) и принятой системы учета объектов и прав на них, ее местного или централизованного, заявительного или инвентаризационного характера  и т.п. Реформа, проводимая в нашем  государстве в этой сфере еще с 70-х годов 20 в.

состоит в сведении информации обо всех земельных участках, созданных в разное время, в период действия различного законодательства, с использованием различных способов определения границ, в том числе различных местных систем координат, а иногда и без использования таковых, в единую систему государственного кадастра недвижимости.

Безусловно, это возможно только посредством приведения всей имеющейся информации о границах земельных участков к единому знаменателю и восполнения недостающих данных.

Характерная черта этой реформы состоит в том, что построение кадастра недвижимости в целом, а также в части уточнения и восполнения недостающей информации, устранения противоречий в сведениях о земельных участках основано у нас на заявительном принципе. От предусмотренной ранее законодательством о землеустройстве инвентаризации сведений о земельных участках законодатель практически отказался.    

Описанное общее направление развития законодательства о кадастровом учете земельных участков проявляется в положениях действующего законодательства о кадастровом учете.

Знания этих положений и, главное, умение вычленить из них смысл позволяют преодолеть возникающий в голове юриста диссонанс между доктринальным пониманием земельного участка, законодательным его определением (ст. 11.

1 ЗК РФ) и реалиями повседневной жизни, где на каждом шагу встречаются земельные участки “без границ”.

Закон о ГКН все земельные участки, созданные до 01.03.2008 (даты вступления в силу этого закона), признает ранее учтенными (т.е. существующими) и при отсутствии о них информации в ГКН (статья 45 Закона о ГКН).

Для этих земельных участков предусматривается особая, отличающаяся от постановки на кадастровый учет вновь образуемых земельных участков, процедура внесения сведений о них в ГКН – внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 1 статьи 16, части 3, 6, 7 статьи 45 Закона о ГКН, пункты 18, 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Особенность этой процедуры состоит в том, что:

(1) она может проводиться либо по инициативе кадастрового органа в порядке инвентаризации сведений об объектах прав, зарегистрированных в ЕГРП, либо по инициативе лица, считающего себя обладателем права на соответствующий участок и подтверждающего это право письменными доказательствами, выдававшимися в период формирования (отвода) и предоставления земельного участка (пункт 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, примечание 4 к графе 6 «Дата внесения номера в ГКН» формы кадастрового паспорта земельного участка, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831);

(2) сведения о ранее учтенном земельном участке вносятся в ГКН «как есть», т.е. без проведения нового межевания и уточнения данных о границах участка, без подготовки межевого плана (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона о ГКН).

Зачастую, однако, в нарушение изложенных правил ранее учтенный участок вместо внесения о нем сведений в ГКН и последующего уточнения его границ ставился на кадастровый учет заново, как вновь образованный  либо на кадастровый учет ставился новый земельный участок, по существу образованный из ранее учтенного, но без обозначения этого и без соблюдения правил кадастрового учета при образовании земельных участков (глава 1.1 ЗК РФ, статьи 24, 25 Закона о ГКН). Например, вместо преобразования ранее учтенного земельного участка, в отношении которого имеется ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования, собственник находящихся на нем объектов недвижимости ставит на кадастровый учет участок, образованный в порядке,  предусмотренном пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ. В результате достаточно распространенной является ситуация, когда один и тот же участок поставлен на кадастровый учет дважды или налагается на часть самого себя. Это выявляется, как правило, в тех случаях, когда информация о ранее учтенном участке вносится в кадастр позднее, иным лицом и т.п., но может быть и не выявлено никогда. Если при внесении сведений о ранее учтенном участке одновременно производится уточнение его границ, с точки зрения результата (появление в кадастре недвижимости сведений о земельном участке с установленными границами) грань между процедурами постановки на кадастровый учет участка как нового и внесением сведений о нем как о ранее учтенном практически стирается. Те нарушения публичных интересов (сохранение непрерывности истории преобразований объектов недвижимости) и соседей (установление границ без согласования со смежными правообладателями), которые имеют место при подобной подмене процедур, очевидно, могут быть устранены без аннулирования кадастрового учета участка (исправление кадастровой ошибки, разрешение спора о границах с соседом).

(3)  законодатель не принуждает правообладателей к уточнению границ принадлежащих им участков (заявительный принцип), но стимулирует их к этому, устанавливая запрет на проведение кадастрового учета, выдачу кадастрового паспорта и регистрацию прав в отношении земельных участков, границы которых не уточнены, т.е. когда информация о границах участка в ГКН отсутствует или участок пересекается с границами других участков (части 3, 4 статьи 14, пункт 2 части 2 статьи 26 Закона о ГКН, статья 19 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). 

(4) уточнение информации о границах и площади (упорядочение границ) ранее учтенных участков проводится по желанию правообладателя с обязательным проведением межевания, в ходе которого границы межуемого участка должны быть согласованы (признаны) правообладателями смежных земельных участков (части 3, 3.1 статьи 25, часть 3 статьи 38, статьи 39, 40 Закона о ГКН);

(5) если правообладатель смежного участка не согласен с предложенным ему описанием границы, отделяющей его участок от межуемого (смежной границы), уточнение данных ГКН о границах участков возможно только по результатам разрешения судом соответствующего спора, т.е. спора о местоположении смежной границы  (спора о границах, межевого спора) (пункт 2 части 1 статьи 22 пункт 9 части 3, пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о ГКН).

В зависимости от ситуации можно выделить две категории такого рода споров:

1) Спор о фактическом местоположении смежной границы отсутствует.

Такая ситуация как правило имеет место при наличии в описании одного или другого либо всех смежных участков так называемой кадастровой ошибки (статья 28 Закона о ГКН), т.е. по существу недостоверностью кадастровых сведений о земельных участках.

Недостоверность (неправильное отражение на плане участка фактически бесспорной его границы) этих сведений может быть обусловлена как, действительно, ошибками кадастрового инженера, землеустроителя, так и несопоставимостью данных (разные системы координат, способы измерения, погрешность и т.п.) о границах смежных участков. В этом случае задача кадастрового инженера и суда (если смежник не желает изменения сведений о своем участке) состоит в том, чтобы определить указанную сторонами на местности фактическую границу, нанести ее на межевой план и внести сведения о ней в  ГКН.

2) Имеет место спор о фактическом местоположении границы, т.е. на одну и ту же часть поверхности земли претендуют несколько лиц, считая, что она относится к принадлежащим им разным земельным участкам (А считает, что эта часть относится к участку А, Б считает, что к участку Б).

Чаще всего подобная ситуация возникает тогда, когда в отсутствие информации о границах ранее учтенных земельных участков на кадастровом плане территории (дежурной кадастровой карте) орган местного самоуправления (иное публично-правовое образование) рассматривает ту или иную территорию как свободную, формирует за ее счет земельный участок и предоставляет его тому или иному лицу. Поскольку в таком случае, происходит по существу «захват части принадлежащего другому лицу земельного участка», отчуждение неуправомоченным лицом части одного участка, как входящей в другой участок, спор о местоположении границы должен, как представляется, рассматриваться как спор о праве, но с некоторыми отличиями:

– это не спор о праве на конкретный объект недвижимости, а спор о праве в отношении лишь спорной части поверхности земли (спор о том, к какому из смежных участков эта часть относится по праву);

– результатом разрешения такого спора должно быть не исключение записи о праве из ЕГРП (если только не имеет места полное наложение участков друг на друга или один участок не располагается полностью в границах другого), а изменение сведений о местоположении смежной границы двух участков в ГКН (сведений о границах и площади соответствующих участков);

– суд как и в рамках спора о праве на конкретный объект может прийти к выводу, что владение спорной частью поверхности земли утрачено истцом, что исковая давность истекла или ответчик является добросовестным приобретателем, что, в отличие от спора о праве на самостоятельный объект недвижимости, должно влечь не отказ в виндикации, а установление границы в соответствии с тем, как она указана ответчиком.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/spory_o_granicah_zemelnyh_uchastkov/9400

Почему нужно знать границы своего надела

Знать, где именно начинается и заканчивается участок, следует каждому земельному собственнику. Такие данные помогут избежать многих серьезных проблем:

  • Неправомерный захват территории соседями.
  • Выплата административных штрафов – когда сам владелец по незнанию завладел чужой землей.

Эти проблемы приводят к затяжным конфликтам, судебным разбирательством, отнимают массу денег, сил и времени. Избежать их просто – провести межевание.

Так именуется мероприятие по определению строгих границ надела на местности. Заключительный акт работ – официальное подтверждение границ участка.

Его местонахождение, конкретные пределы фиксируется в межевом плане.

В современности межевой план – электронный документ, заверенный такой же электронной подписью кадастрового инженера. Чтобы зафиксировать границы официально, достаточно передать данные по межеванию Росреестру – данная процедура не облагается пошлиной.

Из-за чего возникают споры по поводу границ

Самые распространенные причины конфликтов из-за границ участков в РФ:

  1. Неверные расчеты кадастрового инженера при межевании, ошибки специалиста при выполнении работы на местности.
  2. Противоречивая информация в документах: в различных бумагах, имеющихся у владельца, взаимоисключающие данные о пределах участка.
  3. Самовольный захват соседями части надела, чьи границы официально не определены.

Бывают и такие ситуации, что соседние собственники покушаются на кусок земли, границы которой уже установлены межеванием. Соседи объясняют такие нарушения только им понятными обстоятельствами, не имеющими ничего общего с положениями закона.

Как разрешить конфликт: пошаговая инструкция

При любой причине возникновения спора по поводу пределов собственной земли юристы рекомендуют следовать единому алгоритму.

Устранение неточностей, ошибок

Первым делом добросовестный землевладелец изучает имеющуюся у него документацию на землю. Если в бумагах есть недочеты, неточности, ошибки, он направляет в местное отделение Регистрационной палаты (Росреестра) заявление с требованием их исправить.

Право Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества на это гарантируется по ФЗ №218.

Однако не лишним будет приложить к заявке документацию, подтверждающую данное правомочие.

Сотрудники Росреестра обязуется в продолжение 3 дней от принятия заявления исправить неточность. Или же выдать мотивированный письменный отказ.

Установление границ надела

Если выяснится, что межевые работы по определению пределов участка были проведены с нарушениями, собственнику придется вновь оплатить работу кадастрового специалиста.

Такие траты, к сожалению, обязательны: знать четкие границы надела нужно, чтобы отстоять свои интересы при переговорах с соседями.

В том случае, если конфликт не удается решить мирно, суд в любом случае потребует и от пострадавшего владельца, и от соседствующих с ним землесобственников провести межевание.

Судебное решение конфликта

Дело доходит до суда в двух основных случаях:

  1. Соседи отказываются от ведения переговоров для решения спора.
  2. Соседи не желают добровольно проводить межевание своего надела.

В подобных случаях пострадавшая сторона обращается с иском к суду. Ответчиком, соответственно, становится сосед, нарушивший ее права и свободы, не соглашающийся на проверки границ своей собственности.

особенность таковых земельных дел – проведение экспертизы. Ходатайствовать об этой процедуре может и истец, и ответчик, и сам суд.

Надо отметить, что экспертиза обходится сторонам конфликта почти втрое дороже, чем межевание. Его средняя цена – в пределах 15 тыс. рублей, в то время как экспертиза редко обходится дешевле 40 тыс. рублей.

Как показывает статистика, избежать это дорогостоящее мероприятие вряд ли получится – суд назначает его в 90 % ситуаций.

Подача иска и исковая давность

Исковое заявление Внешняя форма выражения иска (заявление, которое подает в суд лицо для защиты своих прав или интересов). направляется суду по местонахождению спорного надела. Как правило, такие дела доверяются мировому судье. Но конфликты, как-либо связанные с землемерием, рассматривают и райсуды.

Срок исковой давности земельного спора – 3 года. Отсчет ведется с даты, когда пострадавший узнал о нарушении собственных прав.

При подготовке иска юристы рекомендуют обратить внимание на это:

  1. Наличие искусственных или природных объектов, на основании которых можно определить границы надела. Это насаждения, столбы, заборы и проч.
  2. Ответчиком всегда выступает собственник-нарушитель прав. Заинтересованными третьими сторонами – кадастровый инженер, сотрудник местного подразделения Росреестра.
  3. Истец может предъявить два типа требований. Первое – признать существующие границы технической ошибкой, реестровой неточностью. Второе – по данным проведенного межевания установить законные пределы своей собственности.

К иску обязательно прикладываются:

  1. Копии заявления по числу участников дела.
  2. Правоустанавливающие бумаги на спорный надел земли (и их ксерокопии).
  3. Копия составленного межевого плана.
  4. Данные из ЕГРН в отношении спорного участка.
  5. Квитанция о внесении пошлины (стандартный размер за неимущественные требования – 300 рублей).

В зависимости от индивидуальной специфики дела могут потребоваться и дополнительные бумаги.

После вступления судебного решения в силу истец обращается с выданным постановлением в территориальное отделение Регпалаты. На основе этого документа уполномоченные сотрудники обязаны обновить сведения о наделе в Росреестре с внесением данных о четких границах землевладения.

Выводы

Чтобы быстро и результативно разрешить конфликт, связанный с границами участка, целесообразнее всего обратиться за помощью к квалицированному земельному юристу.

Специалист решит спор любой сложности:

  1. В кратчайшие сроки проанализирует документацию на земельный надел.
  2. Предложит все возможные (с точки зрения закона) выходы из земельного конфликта.
  3. Проведет переговоры с полярной стороной спора.
  4. Представит интересы доверителя в государственных инстанциях, суде.
  5. Добьется удовлетворительного для клиента решения должностного лица или судьи.

Помимо решения споров из-за границ наделов земельный юрист может оказать и следующую помощь:

  1. Подготовка необходимой документации для сделки, тендера или конкурса на землю.
  2. Оформление, подтверждение в неоднозначных ситуациях прав собственности на участок.
  3. Сопровождение сделок с землей любой сложности – продажи, дарения, аренды, оформления залогов, передачи/получения в наследство, переквалификации участка в иную категорию эксплуатации и др.
  4. Обжалований решений местной администрации, постановлений суда в отношении надела земли и проч.

Юридическое агентство «ДФ» 17 лет находится на рынке юридических услуг. Наши специалисты окажут профессиональное содействие при составлении искового заявления, подготовят все необходимые документы и доказательства, оценят риски и представят интересы клиента в суде.

Чтобы с нами связаться, звоните или записывайтесь на консультацию по телефону: +7 (343) 363-03-98

Защита ваших прав – наша работа.

Источник: https://osincev.org/services/zemelnyie_spori/spori-ob-ustanovlenii-granic-zemelnogo-uchastkov/

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Споры по границам земельного участка

17.05.2019

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Нередко у граждан возникают споры об определении границ земельного участка. Узнать, как разрешить споры, поможет нижеприведенная информация, подготовленная Управлением Росреестра по Республике Тыва.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее–ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Одним из основных сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”(далее-Закон о регистрации), позволяющих определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи является – описание местоположения границ земельных участков.

Границы земельного участка – это линии, определяющие пределы земельного участка. Устанавливаются на местности (в натуре) и фиксируются в документах установленной формы (планы, чертежи границ).

Если возникли споры об определении границ земельного участка, то данный спор можно решить путем:

1 – проведения межевания земельного участка;

2 – обращения в судебные инстанции;

3 – исправления реестровой ошибки.

Проведение межевания земельного участка.

Чтобы установить границы земельного участка на законном основании, проводится межевание земельного участка.

В статье 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон о кадастре) указан порядок согласования местоположения границ земельных участков.

В соответствии с вышеуказанной статьей, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (далее – заинтересованные лица), если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

О проведении такого собрания заинтересованных лиц кадастровый инженер публикует объявление в официальном печатном издании или вручает под расписку извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ.

Извещения могут быть направлены почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известным адресам электронной почты.

В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

После того как все заинтересованные лица надлежащим образом были извещены о времени и дне проведения собрания, но не подписали акт согласования местоположения границ, при отсутствии с их стороны письменного возражения границы земельного участка будут считаться согласованными.

К межевому плану в таком случае будет приложен документ, подтверждающий надлежащее извещение всех заинтересованных лиц. Как правило, это ксерокопия страницы газеты.

Но бывает и так, что соседи выражают свое несогласие с межеванием в письменном виде, оформляя это как возражение.

Отказ в подписании акта соседи могут объяснить, например, отсутствием желания что-либо подписывать, наличием претензий по местоположению забора, строений или по другим причинам.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, то вопрос с установлением границ в соответствии со статьей 59 Земельного кодекса придется решать в суде.

Обращение в судебные инстанции.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, и Вам пришлось рассматривать данный спор через суд, то после вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда. Решение суда об установлении границ земельного участка в таком случае будет дополнительным документом, который подается вместе с межевым планом в орган регистрации прав.

Исправление реестровой ошибки.

В ЕГРН содержится большое количество сведений, как об объектах недвижимости, так и о земельных участках. Иногда случается, что в этих сведениях содержатся ошибки. Ошибки могут быть техническими или реестровыми.

Реестровая ошибка – это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.

Иными словами, документ, который использовался при кадастровом учете и государственной регистрации прав уже содержал ошибку, которая была продублирована в ЕГРН, например, может быть допущена кадастровым инженером при межевании земельного участка, в результате чего границы земельного участка могут пересекать границы другого земельного участка.

В этом случае данная ошибка может быть исправлена в порядке статьей 61 Закона о регистрации.

В любом случае для исправления реестровой ошибки необходимо подать соответствующее заявление в орган регистрации прав.

Это можно сделать, обратившись лично в офис многофункционального центра (МФЦ), посредством почтового обращения, либо в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

С заявлением об исправлении реестровой ошибки, как правило, может обратиться только правообладатель объекта недвижимости.

Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок:

– путем формирования межевого плана (для формирования межевого плана кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе «Заключение кадастрового инженера» следует обосновать наличие такой ошибки);

– в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕРГН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);

– на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).

В заключение отметим, также, что к требованиям об исправлении реестровых ошибок не применяется срок исковой давности, так как, заявляя указанные требования, истцы, как правило, фактически владеют своим земельным участком, несмотря на выявленную реестровую ошибку.

Монгуш С.О., специалист-эксперт Кызылского отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва 

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/kak-razreshit-spor-ob-opredelenii-granits-zemelnogo-uchastka/

Юридический спектр
Добавить комментарий