Решения международных органов

Международное право

Решения международных органов

⇐ Источники международного права

Говоря о решениях международных организаций в качестве источников международного права, необходимо отметить, что ряд из них имеют обязательную силу (например, некоторые решения ООН), другие имеют рекомендательный характер. Отличие этого процесса образования норм от договорного состоит главным образом в том, что резолюции международных организаций, принятые большинством ее членов, становятся обязательными для всех членов организации.

Некоторые резолюции международных организаций являются частью договорного процесса создания норм международного права. К ним относятся резолюции, посредством которых международные организации принимают тексты международных договоров.

Многие резолюции служат как бы отправным пунктом для договорного процесса. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. стала исходным пунктом для выработки двух пактов о правах человека. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 г.

, явилась исходным пунктом для соответствующей конвенции, Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства положила начало создания договора по этому вопросу.

Можно сказать, что в практике международных организаций рекомендации зачастую принимаются в тех случаях, когда государства еще не готовы взять на себя договорные обязательства. Можно выделить четыре разновидности решений международных организаций:

а) Решения по процедурным и техническим вопросам , которые, как правило, создают нормы, обязательные для членов данной организации. Так, на основании ст. 21 Устава ООН Генеральная Ассамблея устанавливает свои собственные правила процедуры, обязательные для государств. В соответствии со ст.

30 Статута Международный суд составляет регламент, определяющий порядок выполнения им своих функций. Подобные нормы содержатся почти во всех конвенциях и соглашениях, учреждающих международные организации или органы. Кроме того, некоторые из таких международных организаций принимают постановления по техническим вопросам.

Такие постановления создают нормы, содержащие элементы правовой и технической регламентации, обязательные для договаривающихся государств.

б) Решения, принимаемые по важнейшим вопросам международных отношений, обязательная сила которых вытекает непосредственно из учредительного акта.

Подобные решения имеет право выносить, в частности, Совет Безопасности, им подчиняются члены Организации Объединенных Наций в соответствии со ст. 25 Устава ООН.

Не будет преувеличением сказать, что юридические акты Совета Безопасности не имеют себе равных по важности и по обязывающей силе в практике деятельности других международных организаций.

в) Решения, обязывающая сила которых вытекает из общих принципов и норм международного права. Известно, что в своем большинстве решения Генеральной Ассамблеи ООН носят характер рекомендаций, которые члены ООН вправе принять к руководству или считать для себя неприемлемыми.

Однако наряду с подобного рода решениями Генеральная Ассамблея принимает и такие, которые имеют обязывающий характер. В данном случае речь идет о таких решениях, которые конкретизируют общепризнанные императивные принципы и нормы международного права и направлены на их практическую реализацию.

Такой характер носят Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Резолюция о всеобщем и полном разоружении, Резолюция об утверждении принципов международного права, признанных Уставом Нюрнбергского трибунала и его приговором, Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, Резолюция о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и народов и др.

г) Решения рекомендательного характера. Многие международные организации принимают решения по некоторым вопросам, которые не обладают обязывающей силой.

Решения рекомендательного характера создаются международными организациями, наделенными правом давать своим членам рекомендации по определенному кругу вопросов (подобные рекомендации могут делаться, в частности, в соответствии со ст. 10, 11, 13 и 14 Устава ООН).

Решения Международного суда и арбитражных судов являются актами толкования или применения конкретных норм международного права и не имеют силы правовой нормы.

Статья 38 Статута Международного суда предусматривает, что Суд при рассмотрении переданных ему дел должен действовать на основании международного права. Он не уполномочен вносить изменения в действующее международное право, а должен им руководствоваться. Статут прямо отвергает концепцию «судебного прецедента», устанавливая в ст.

59, что «решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу». С этой оговоркой Международный суд может использовать свои решения «в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Следовательно, согласно Статуту Международного суда, его решения не являются частью процесса создания или изменения норм международного права, хотя и оказывают на него влияние.

По мере продвижения человечества к миропорядку на основе господства права («Rule of Law») роль и значение Международного суда как главного судебного органа ООН будут возрастать.

Доктрины юристов-международников представляют собой взгляды специалистов в области международного права на проблемы международного права и имеют значение для толкования норм международного права и их дальнейшего совершенствования.

Статья 38 Статута Международного суда (о том, что Суд при решении дел может применять «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм») говорит лишь о роли доктрины в применении международного права. Что касается развития международного права, то тут дело обстоит несколько иначе. Практика свидетельствует о том, что, например, в вопросах прогрессивного развития международного права доктрина играет значительную роль. Влияние доктрины сказывается и на определении позиции государств при разработке

международных договоров на международных конференциях и в международных организациях. Тем самым доктрина оказывает влияние на развитие международного права.

Законодательство конкретных государств и решения их судов , разумеется, не являются в полном смысле слова источниками международного права, т.е. не создают норм, обязательных для межгосударственных отношений.

В части международно-правовой литературы, особенно в английской и американской (но теперь все реже), делаются ссылки на решения высших судебных инстанций США и Великобритании в качестве доказательства существования той или иной нормы международного права.

Законодательство и судебная практика государств могут и должны приниматься во внимание при характеристике их международно- правовой позиции по тем или иным вопросам.

Совпадающие законодательство и судебная практика многих государств могут служить наряду с другими доказательствами вспомогательным средством для установления существования тех или иных обычных норм международного права, но не более того.

Вместе с тем поскольку национальное право и судебная практика влияют на формирование международно-правовой позиции государства, они могут воздействовать и на развитие международного права.

Для признания действительности источника права международное право выдвигает три основных требования.

Во-первых, источник должен исходить от компетентных субъектов международного права.

Во-вторых, условие признания действительности источников относится к самому акту проявления воли. В соответствии с этим требованием проявление воли должно быть ясным и носить недвусмысленный характер.

Помимо требований ясности волеизъявления государства и недвусмысленности его характера, международное право предписывает необходимость строгого соблюдения международно-правовых норм в процессе проявления государствами своей воли. Любое нарушение норм международного права при волеизъявлении государства влечет признание недействительности источника.

В-третьих, условием, обеспечивающим признание действительности источников, является требование, в соответствии с которым объект должен быть реальным, т. е, необходимо его существование в течение определенного времени.

Источник: https://isfic.info/mpra/intlow16.htm

11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

Решения международных органов

Обязательныерезолюции международных организаций

Впоследнее время отмечается существенноерасширение форм участия международныхорганизаций в международном нормотворчестве.Получил активное распространение новыйметод создания международно-правовыхнорм — путем принятия резолюциймеждународных органов и организаций.

Резолюциимеждународных организаций относятсяк производным источникам международногоправа. Международное право не содержитположений, препятствующих государствампредоставлять международным организациямправо издавать обязательные для нихпостановления.

Резолюциимеждународных организаций являютсяновым источником международного права.Практически во всех межправительственныхорганизациях имеются органы, которыепринимают обязательные для государств-членоврезолюции. Эти резолюции касаютсявнутренней жизни организации.

Резолюциимеждународных конференций, совещаний,а также международных организаций, ихорганов играют важную роль в регулированиимежгосударственных отношений. Растетих влияние и на внутреннее право, но вотличие от норм международного правав данном случае влияние не носитюридического характера.

Как известно,резолюции международных конференцийи организаций не обладают юридическиобязательной силой. Но есть отдельныеисключения из общего правила.

Рассматриваемыеакты порождаютморально-политические обязательства,что вовсе не исключает их влияния навнутреннее право. Кроме того, привыяснении содержания норм международногоправа, в том числе и инкорпорированныхво внутреннее право, приходится прибегатьк помощи резолюций конференций иорганизаций. Широко использует их вэтих целях и Международный Суд ООН.

Юридическаясила резолюций международных организацийопределяется их уставами. Согласноуставам большинства организацийрезолюции их органов имеет рекомендательныйхарактер. Однако можно выделить двегруппы нормативных резолюций:

1)устанавливающие обязательные дляорганов данной организации правила(регламенты органов, резолюции оформировании бюджета организации,нормы, регулирующие порядок функционированияэтой организации, и др.). Эти международныенормы составляют часть внутреннегоправа данной организации;

2)приобретающие юридическую обязательностьв силу отсылочных норм международныхдоговоров (стандарты Международнойорганизации гражданской авиации,рекомендации МАГАТЭ (Международноеагентство по атомной энергии) и др.) иливнутригосударственного законодательства.

Так,распоряжение Президента РФ «О мерах,связанных с выполнением резолюцииСовета Безопасности ООН» установилоограничительные меры в отношении СоюзнойРеспублики Югославии; постановлениеПравительства РФ «О мерах в связи сотменой санкций в отношении ЮАР, введенныхрезолюциями Генеральной Ассамблеи ООН»отменяло ряд ограничений на связи с ЮАРи т.д.

Такимобразом, и в процессе создания нормативныхрезолюций международных организацийможно выделить два этапа созданиямеждународно-правовых норм: установлениеправила поведения и придание согласованномуправилу юридической силы международно-правовойнормы.

Способыпридания содержанию резолюций юридическойсилы и тем самым включения его вовнутреннее право:

  • признание нормами обычного международного права;
  • оформление в качестве постановлений договора;
  • отсылка договора к резолюциям конференций или организаций.
  • государственно-правовые способы придания содержанию резолюций юридической силы.

Помере усиления значимости резолюциймеждународных конференций государствастремятся повысить их авторитет идейственную силу по сравнению с простымирекомендациями. Специально оговаривается,что принимаемые акты являются политическимиобязательствами, с которыми участникидолжны сообразовывать свое поведение,в частности учитывать их в своейнормотворческой деятельности.

ВЗаключительном акте Совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе1975 г.

принцип добросовестного выполненияобязательств по международному правусодержит следующее положение: «Приосуществлении своих суверенных прав,включая право устанавливать свои законыи административные права, они будутсообразовываться со своими юридическимиобязательствами по международномуправу; они будут, кроме того, учитыватьдолжным образом и выполнять положения»Заключительного акта СБСЕ.

Следовательно,четко различаются юридическиеобязательства по международному правуи положения Заключительного акта. Вместес тем государства договорились должнымобразом учитывать и выполнять ихположения, в том числе в нормотворческомпроцессе.

В порядке выполнения своихобязательств по документам СБСЕ, атеперь и ОБСЕ государства регулярнопринимают внутренние правовые акты.Такие акты известны и практике России.В качестве примера можно указать наразвернутое Постановление ПравительстваРФ от 7 августа 1995 г.

о мероприятиях пореализации документов ОБСЕ.

Заслуживаетбыть отмеченной особо деятельностьМеждународнойорганизации труда,многочисленные акты которой явилисьважным фактором развития трудовогоправа государств; а также Всеобщаядекларация прав человека, котораясодержалась в резолюции ГенеральнойАссамблеи ООН, имеющей статус рекомендации.

ПрактикеГенеральной Ассамблеи ООН известны ииные пути воздействия на внутреннееправо. Декларация о ликвидации всехвидов расовой дискриминации 1963 г.потребовала от государств отмены законови правил, порождающих и закрепляющихрасовую дискриминацию.

ГенеральнаяАссамблея ООН в ряде резолюций призвалагосударства принять законы об уголовнойнаказуемости использования наемников,а самих наемников признать преступниками.Соответствующие положения имеются и врезолюциях о борьбе с международнымтерроризмом.

ПринимаемыеСоветом Безопасностив соответствии со ст. 25 Устава ООН решенияявляются юридически обязательными.Международный Суд подтвердил, что такиерешения имеют силу обязательств поУставу и, следовательно, в соответствиисо ст. 103 Устава преобладают над любымобязательством государств, вытекающимиз любого договора.

Источник: https://studfile.net/preview/6703651/page:11/

7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

Решения международных органов

Решениемежд. организации -это волеизъявление государств-членовв компетентном органе в соответст­виис правилами процедуры и положениямиустава дан­ной организации. Акты илиитоговые документы межд. организациймогут иметь разноплановый характер ираз­личную юридическую силу

Сточки зрения процесса нормотворчестваони под­разделяются наюридически обязательные и реко­мендательные.Так,Совет Безопасности (СБ) ООН можетпринимать юридические акты двоякогорода: рекомендации, т. е.

акты,предусматривающие опре­деленныеметоды и процедуры, с которыми государ­ствупредлагается сообразовывать своидействия, и юридически обязательныерешения, выполнение ко­торыхобеспечивается принудительной силойвсех го­сударств – членов ООН.

Основнойформой принимае­мых СБ рекомендацийи обязательных решений явля­ютсярезолюции, которых принято более 700. Всебо­лее заметную роль в последнее времястали играть заявления председателяСБ (их число превысило 100).

Принимаемыемежд. организациями заключитель­ныеакты или итоговые документы в зависимостиот их содержания и политико-правовойзначимости сами могут непосредственнослужить источником МП. На­пример,Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другиеитоговые документы ОБСЕ.

Рядспециализированных учреждений принимаютимеющие различные названия нормативныерегламенты, которые устанавлива­ютнормы поведения, обязательные длягосударств в области, входящей вкомпетенцию данной межд. орга­низации(Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд.союз электросвязи, Всемирная организацияздраво­охранения (ВОЗ) и т.д.).

Регламентыпринимаются двумя основными способами- молчаливым согласи­ем (например,санитарные регламенты ВОЗ) или явновыраженным одобрением, напримерратификацией (ВПЗ).

Рекомендательныерезолюции становятся часто пер­воначальнымиправилами, которые в итоге превращают­сяв обычные нормы общего права. Крометого, деклари­рованные положениярекомендательных резолюций входят вМП, трансформировавшись в договорныенор­мы.

Например, резолюции ГенеральнойАссамблеи ООН сыграли первостепеннуюроль в создании комплекса до­говоровпо правам человека, Договоры онераспростра­нении ядерного оружияи т. д. Сказанное относится и кспециализированным учреждениям ООН -Межд. орга­низации труда (МОТ), ЮНЕСКОи т. д.

К тому же они мо­гут сопровождатьоткрываемый для подписания межд. договор,который по вступлении его в силу явитсяполно­ценным источником МП.

Особоевнимание обращают на себя решения Межд.суда ООН. Он является не правотворческим,а право­применительным органом,вследствие чего решения суда не создаютновых норм МП. Решения Межд. судаобязательны к исполнению только темигосударствами, чей спор рассматривалсяэтим судом.

Тема 3. Принципы международного права 8. Понятие и классификация принципов между­народного права

Ядросовременного МП образуют его основныеприн­ципы -обобщенные нормы, отражающие характерныечерты, а также главное, содержание МП иобладающие высшей юридической силой.

Основные принципы МП были зафиксированыв Уставе ООН, Декларации о прин­ципахМП, касающихся дружественных отношенийи со­трудничества между государствамив соответствии с Ус­тавом ООН 1970 г.,Заключительном акте ОБСЕ 1975 г.

ПринципыМП постоянно находятся в развитии всвязи с усложнением общественной июридической практики. На­пример,первые два документа зафиксировалисемь таких принципов, а Заключительныйакт добавил к ним еще два.

Принципыисторически обусловлены. С однойсторо­ны, они необходимы дляфункционирования системы межд. отношенийи МП. С другой – их существование иреализация возможны в данных историческихусловиях.

ПринципыМП имеют свои характерные черты:

• универсальность,которая понимается как обязан­ностьвсех субъектов МП соблюдать их;

• необходимостьпризнания всем мировым сообществом;

• наличиепринципов-идеалов (например, еще нереа­лизованные принципы мира исотрудничества);

• взаимосвязанность,что означает выполнимость ими своихфункций только в том случае, когда онибудут рассматриваться как системавзаимодействующих элементов

• авангардностьрегулирования при появлении новыхсубъектов МП или новой сферы сотрудничества(восполняют «пробелы» в МП);

• иерархичность(например, центральное место зани­маетпринцип неприменения силы).

ПринципамМП присущи две основные функции:

стабилизирующая,которая заключается в определении основвзаимодействия субъектов МП путемсоздания нормативных рамок, и развивающая,суть которой состо­ит в закреплениивсего нового, что появляется в практи­кемежд. отношений.

Классификацияосновных принципов имеетскорее теоретический, чем практическийхарактер и осуществ­ляется по рядуоснований.

Поформе закрепления принципы делятся написаные и обычные, что не означаетразличия в юридической силе.

Поисторическому признаку принято различатьприн­ципы, возникшие в периодрабовладения, феодализма, капитализма,так называемые доуставные принципы,ус­тавные принципы, возникшие послеВторой мировой войны, послеуставные -новейшие – принципы МП (принцип всеобщегои полного разоружения, принципсо­трудничества государств по охранеокружающей среды).

Постепени важности защищаемых принципамиотно­шений. Тут можно выстроитьсистему, на первом месте которой будутпринципы, обеспечивающие общечелове­ческиеценности (уважение прав и свободчеловека). На втором – принципы, связанныенепосредственно с инте­ресамигосударств (невмешательство во внутренниедела государств) и т. д.

Пообъекту сотрудничества можно выделитьтри груп­пы принципов: а) защищающиемир и безопасность;

б) обеспечивающиемирное сотрудничество государств;

в) защищающиеправа человека, народов и наций.

Источник: https://studfile.net/preview/5642019/page:6/

Юридический спектр
Добавить комментарий