Регистрация в органах финмониторинга

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Регистрация в органах финмониторинга

Финмониторинг – это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу – Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

  • Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.
  • Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.
  • Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.
  • Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.
  • Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.
  • Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.
  • Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств. 
  • Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.
  • Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.
  • Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.
  • Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

  • Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.
  • Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.
  • Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.
  • Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.
  • Организовывать рабочие группы и комиссии.
  • Проводить расследования и проверки.
  • Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать  на учет  в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб.

, или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Росфинмониторинг: подробности для бухгалтера

  • Блокировка по 115-ФЗ. Практические рекомендации … сразу же направляется в службу Росфинмониторинга и юридическое лицо попадает в … , банк должен направить:
    Клиенту;
    в Росфинмониторинг.
    Если полученные от вас документы … состоит из сотрудников ЦБ и Росфинмониторинга.
    Причем обратиться в межведомственную комиссию … терроризму можно посмотреть на сайте Росфинмониторинга
    .
  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … размещенных на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru
    .
    Методическими … путем, и финансированию терроризма»).
    Уведомление Росфинмониторинга о подозрительных сделках
    В соответствии … организация (индивидуальный аудитор) обязана уведомлять Росфинмониторинг о возникновении любых оснований полагать … аудитор принимает решение об уведомлении Росфинмониторинга о соответствующих сделках и … о своих подозрениях. Факт уведомления Росфинмониторинга не подлежит разглашению.
    Рассмотрение …
  • Правовой статус криптовалюты … за товары, работы, услуги. Росфинмониторинг почти пять лет назад говорил … за товары, работы, услуги.
    Росфинмониторинг почти пять лет назад говорил … начале 2014 года на сайте Росфинмониторинга, а также Информацию ЦБ … примеру, говорится в информационном сообщении Росфинмониторинга.
    Процесс выпуска и обращения … , обеспечивающего их условную платежеспособность.
    Росфинмониторинг также информирует, что использование криптовалют … .
    Последняя фраза из сообщения Росфинмониторинга упомянута в Письме ФНС России …
  • Как составить беспроцентный договор займа с учредителем … займа подлежит контролю со стороны Росфинмониторинга
    В соответствии со ст.6 … ) подлежит обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. Контроль осуществляется обслуживающим банком путем …
  • ГИД по налоговым и другим поправкам. Лето 2017 года … может поступить от ФНС или Росфинмониторинга. На ответ отводится 5 рабочих … такой срок отведён ФНС и Росфинмониторингу на создание инструментов для совместной …
  • Банковский контроль или кто угодит в «стоп-лист»? … ); – Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Федеральный закон от 7 августа … );
    Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
    Однако порядок и сроки представления …
  • «А вас я попрошу остаться»: об основаниях отказа в банковском обслуживании. Новинки законодательства и тенденции судебной практики … об этом в ЦБ и Росфинмониторинг. Здесь никаких изменений. Если позднее … отказников» с уведомлением Центробанка и Росфинмониторинга. Если Клиент «не нашёл общего …
  • Возврат денег контрагенту – повод для банковского контроля … о ней подлежат направлению в Росфинмониторинг.
    Таким образом, в случае если … о ней будут направлены в Росфинмониторинг.
    Принятие в течение календарного года …
  • Изменения в Гражданском кодексе: что нужно знать бухгалтеру … контрагент числится в «черном списке» Росфинмониторинга (федеральный закон от 07.08 …
  • Что год грядущий нам готовит … данных по подозрительным операциям в Росфинмониторинг.
    В июне 2018 г. начинает …
  • Переток денег внутри группы компаний … платежей особо интересуются банки с Росфинмониторингом. По этой причине мы не …
  • Блокировка счета: как предотвратить и что делать, если средства уже заморожены … достаточно попасть в черный список Росфинмониторинга. А сами вы можете совершить …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/rosfinmonitoring.html

Финмониторинг “по-новому”: готовы к штрафу на 170 млн грн?

Регистрация в органах финмониторинга

Штраф 170 млн грн за ненадлежащую организацию системы финансового мониторинга и расширение коррупциогенных полномочий Службы безопасности Украины.

Это только некоторые из многих новшеств, которые правительство предлагает внедрить в новом законопроекте о борьбе с отмыванием преступных денег. Вместе с выполнением требований МВФ и FATF с принятием такого документа Украина рискует еще парализовать половину бизнес-процессов в стране. 

Законопроект, внесенный Кабмином, с одной стороны – правильная и своевременная инициатива.

 Растущие угрозы террористических атак, все большая прозрачность международных финансовых транзакций, массовая деоффшоризация – тренды, которые требуют постоянного улучшения системы финмониторинга в стране. Однако как это обычно бывает в Украине, в документе заложены большие риски для честных предпринимателей. 

Чтобы понять, где ждать подвоха, стоит вкратце напомнить, как работает система финмониторинга. 

Определенные структуры (банки, финучреждения, нотариусы, риелторы, лотерейные компании, налоговые консультанты и проч.) наделяются полномочиями “первичного мониторинга”.

Они обязаны выявлять  подозрительные операции и не допускать их. Среди таких операций –  выплаты по сделкам с сомнительными ценными бумагами или внешнеэкономическим договорам, не предусматривающих импорт товаров в Украину .

Пороговая сумма для таких операций сегодня – 150 тыс. грн, ее предлагается поднять до 400 тыс. грн (30 тыс. грн для операторов лотерей). Из действующих сегодня 17 ситуаций мониторинга предлагается оставить четыре: 

– операции с наличными (любые зачисления, переводы), 

– операции политически значимых лиц и их окружения, 

– переводы за границу,

– операции с офшорами, странами с низким уровнем финмониторинга по стандартам FATF.

При этом если субъект первичного мониторинга считает операцию рискованной, то может доложить о ней независимо от граничной суммы. 

На всех этапах проведения операции должен быть организован контроль – проверка документов, “пробивание” по базам и т. д.

Если срабатывает условный “красный маяк”, операцию нужно остановить (действующая норма).

Новый законопроект предлагает более жесткую санкцию: моментальную заморозку активов, связанных с терроризмом, как только они будут выявлены на первичном уровне. 

Лучше всего система налажена в банковском секторе, но и оттуда время от времени поступают сигналы об участии некоторых финучреждений в схемах по отмыванию денег.

За халатность в отслеживании пособников террористов или тех, кто занимается “стиркой” денег, субъекты первичного финмониторинга несут ответственность. 

Именно ужесточение этой ответственности в новом законопроекте Кабмина делает финмониторинг уже не простой формальностью, а серьезным рычагом давления на субъектов.  

Вот некоторые из сумм штрафов, которые могут вменить бизнесу: 

1) за ненадлежащую проверку политиков и связанных лиц – до 340 тыс. грн.

2) за нарушение требований отказаться от установления (поддержания) деловых отношений с подозрительным контрагентом – до 850 тыс. грн. 

3) за нарушение порядка замораживания / размораживания активов, связанных с терроризмом и его финансированием – до 1,7 млн грн. 

4) за непредоставление информации в органы финмониторинга или предоставление недостоверной информации о сомнительной операции – до 850 тыс. грн. 

5) за недопуск инспектора финмониторинга к проверке, а также за предоставление документов, в которых невозможно прочитать всю информацию – до 850 тыс. грн.

6) за необеспечение надлежащей организации и проведения первичного финансового мониторинга – до 170 млн грн (для финучреждений) и до 34 млн грн (для остальных).

Конечно же, это верхняя граница штрафа, его окончательная сумма будет определяться суммой ущерба, тяжестью нарушения.

Но такие высокие “потолки” дают огромное пространство для коррупционной бухгалтерии и шантажа бизнесменов со стороны органов финмониторинга и силовых структур.

Органам финмониторинга предлагается предоставить право уменьшать начисленные штрафы на 50% с целью “поощрения выполнения требований закона” – интересно, как они будут его использовать?

Кроме того, бизнесу, который попадает в список субъектов первичного мониторинга, особенно небанковским структурам, стоит серьезно задуматься о новых расходах на обучение персонала и техническое обеспечение, поскольку не соблюдать правила / ставить себя под риск не пройти проверку будет очень дорого. 

Новые полномочия для СБУ

“Под шумок” в законопроекте предлагается также расширить по ряду позиций полномочия силовых органов. 

Некоторые шаги – вполне логичны. Например, расширяется базовое понятие “финансирования терроризма”.

Если сегодня этот пункт подразумевает передачу денег или других активов террористу именно на совершение или подготовку теракта / создание группы и т. д., то в новой редакции под “финансированием” хотят понимать передачу средств на любые цели.

Другое дело, что теперь эта норма сделает для силовиков еще проще “подвешивание на крючок” “недоговороспособных” предпринимателей, которым в качестве “профилактики” “шьют” эту статью. 

Еще один пункт – прямое расширение полномочий СБУ по внесению физических и юрлиц в список тех, кто связан с финансированием терроризма.

При этом для такого решения – это прямо записано в законопроекте – спецслужбе не понадобится даже открывать уголовное производство по соответствующей статье Уголовного кодекса.

Присутствие субъекта в списке тех, кто связан с финансированием терроризма, является прямым основанием для автоматической замораживания его активов. Не нужно напоминать, что в наших реалиях перечень оснований для внесения в такой список существенно увеличивается с учетом военных действий на востоке страны. 

Еще “веселее” становится от того, что “на радары” СБУ могут попасть не только собственно фигуранты обращений о нарушении правил финмониторинга, но и компании / физлица, имена / названия которых похожи на имена / названия потенциальных террористов и их пособников.

Законопроект предусматривает возможность ошибочного внесения предпринимателей в зловещий список по причине схожести их наименований с субъектами, финансирующими терроризм.

В таких случаях активы безосновательно пострадавшего предпринимателя будут разблокированы только тогда, когда СБУ проинформирует субъекта финансового мониторинга об ошибке.

Принимая во внимание размер убытков, связанных с каждым днем вынужденного простоя бизнеса, можно только представить себе, чего будет стоить “уговорить” СБУ поторопиться с исправлением своей же ошибки. 

Добавьте сюда еще одну “новацию”. Если законопроект будет принят, банкротство или реорганизация юрлица уже не спасет от ответственности за “террористические” и ряд других тяжких преступлений. У правоохранителей появится возможность “догонять” их правопреемников.

Таким образом, логичное на первый взгляд расширение полномочий спецслужбы играет новыми коррупционными красками. 

Доступ к документам упростят 

Отдельные изменения в процессуальные законы явно будут вести к злоупотреблениям. Причем не только в отношении субъектов первичного финмониторинга, но и в целом для всего “рынка”. 

К примеру, сегодня следственный судья может рассмотреть дело о временном доступе к вещам и документам (по-старому – выемка) без участия владельца, если существует реальная угроза их уничтожения или исчезновения. То есть а) может и не рассмотреть, б) реальность угрозы нужно доказать.

Законопроектом Кабмина предлагается упростить работу следователям и “смягчить” формулировку до “вероятной угрозы” (то есть чистые предположения), а судью – обязать рассматривать дело без владельца имущества. 

“В пакете” с этой новацией идет норма о запрете публикации постановлений о доступе с какими-либо идентификационными данными о владельце (сегодня в судебном реестре скрываются только персональные данные, но, например, название компании или номер земельного участка может быть открытым).

Кроме того, в законопроекте предлагается разрешить обжаловать в апелляции отказ следственного судьи предоставить доступ у документам и вещам (сегодня такое решение является окончательным). 

На практике это будет означать намного больше решений о доступе к вещам и документам, о которых нельзя будет узнать адвокатам и самому владельцу.

Даже если в первой инстанции следственные судьи будут отказывать в таком доступе – в апелляции часть решений все равно будет положительными.

Дело, видимо, будет лишь в цене вопроса. И этим очевидно не преминут воспользоваться не только нечистые на руку силовики и судьи, но и конкуренты предпринимателей, к которым намечается “дружественный визит”. 

***

Это только отдельные примеры того, как в большую и в целом позитивную инициативу можно заложить “мелкие пакости”, способные усложнить жизнь бизнесу.

Однако, как это часто бывает, такого рода инициативы могут быть лишь “приглашением к обсуждению”, после которого ряд наиболее одиозных норм будут отменены, а ответственные чиновники отрапортуют о “компромиссе” и “повышении лояльности” со стороны предпринимателей. 

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/columns/2019/10/11/652465/

Изменения в осуществлении банками финансового мониторинга

Регистрация в органах финмониторинга

Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 26.06.2015 № 417, были внесены важные изменения.

Так, в частности, в пункте 10-1 было дано определение, что считать компанией-оболочкой – это юридическое лицо-нерезидент, не осуществляет фактической хозяйственной деятельности в стране регистрации (отсутствуют достаточные активы и/или работники для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности) и/или структура собственности которой не позволяет установить реальных конечных бенефициарных собственников (контролеров).

Итак, согласно нововведениям, банк с целью недопущения использования своих услуг для отмывания доходов, полученных преступных путем в Украине и за ее пределами с использованием компаний-оболочек, и подтверждение того, что юридическое лицо – нерезидент не является компанией-оболочкой, обязан с учетом риск-ориентированных подходов проанализировать документы и/или информацию:

1) что разъясняют (ет) суть хозяйственной деятельности юридического лица – нерезидента;

2) о финансовой отчетности, подтвержденной независимым внешним аудитом, которая раскрывает суть и содержание финансовых операций, осуществляемых клиентом – юридическим лицом-нерезидентом и позволяет установить соответствие прибыли (дохода)/оборота его хозяйственной деятельности;

3) подтверждающей (ие) фактическое движение товаров, оказания услуг, выполнения работ при осуществлении хозяйственной деятельности;

4) подтверждающей (ие) ведение хозяйственной деятельности основными контрагентами юридического лица-нерезидента;

5) подтверждающей (ие) уплату налога на прибыль (доходы) юридическим лицом-нерезидентом;

6) подтверждающей (ие) наем юридическим лицом-нерезидентом лиц на условиях трудового договора (договора о найме персонала или договора о предоставлении услуг аутсорсинга), в должностные обязанности которых входит организация и обеспечение осуществления хозяйственной деятельности, с учетом соответствия таких обязанностей вида деятельности юридического лица-нерезидента, объемам его финансовых операций;

7) подтверждающей (ие) наличие производственных/офисных помещений, других активов, достаточных для ведения юридическим лицом – нерезидентом соответствующего вида хозяйственной деятельности (правоустанавливающий документ или договор аренды помещения/оборудования).

Данный перечень не является исчерпывающим поскольку банк имеет право самостоятельно, с учетом риск-ориентированных подходов, определить объем и перечень необходимых документов/информации, которые достаточны для подтверждения того, что юридическое лицо – нерезидент не является компанией-оболочкой.

При этом вышеуказанные требования не распространяются на юридических лиц – нерезидентов, являющихся холдинговыми компаниями или их корпоративными предприятиями, при условии, что структура собственности холдинговой компании является прозрачной и позволяет определить конечных бенефициарных собственников (контроллеров), и хозяйственная деятельность такого юридического лица дает возможность полного понимания ее характера.

В случае подтверждения того, что юридическое лицо – нерезидент является компанией-оболочкой, а также в случае, если юридическое лицо – нерезидент отказал банку в предоставлении необходимых для анализа документов/информации или в случае, если предоставленных документов недостаточно для проведения соответствующего анализа, банк устанавливает такой юридическому лицу – нерезиденту неприемлемо высокий риск и действует в соответствии с требованиями статьи 10 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финна нсуванню распространения оружия массового уничтожения».

Банк по отношению к клиентам, которые являются контрагентами клиента банка – юридического лица – нерезидента, в отношении которого отсутствует подтверждение, что она не является компанией – оболочкой обязан:

1) осуществлять углубленную проверку клиента/представителя клиента (в том числе по конечных бенефициарных владельцев клиента);

2) уточнять информацию;

3) принимать иные меры в соответствии с Программой идентификации, верификации и изучения клиентов банка и Программы управления комплаенс-риском.

Кроме того, все анкеты клиентов банка (юридических лиц – резидентов и нерезидентов, представительств юридического лица-нерезидента, физического лица), формы которых утверждены приложениями 2-4 к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга, отныне дополняются новыми пунктами сведениям о дате верификации клиента и дату отказа от установления / поддержания (расторжении) деловых (договорных) отношений.

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-novosti-zakonodatelstva-1-izmeneniya-v-osushhestvlenii-bankami-finansovogo-monitoringa

Финансовый мониторинг в банках Украины: виды, описание

Регистрация в органах финмониторинга

Согласно статье 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента, является банковской тайной. Соответственно, под объекты банковской тайны подпадают параметры банковских счетов и транзакций по ним. При этом каждый из служащих банка подписывает договор о соблюдении банковской тайны.

Тем не менее, существует перечень ситуаций, когда банковская тайна может быть разглашена по результатам решения суда, а также соответствующим органам на их письменный запрос.

В частности, среди госорганов, которые имеют право в письменном виде запросить информацию относительно банковского счета, значатся следующие (статья 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»):

  • Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Антимонопольный комитет (относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица);
  • Органы государственной Налоговой службы и Прокуратуры Украины (относительно наличия банковских счетов); Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины;
  • Государственная служба финансового мониторинга Украины.

Разумеется, «государственной службе финансового мониторинга банк предоставляет информацию о клиентах и их операциях исключительно в рамках Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», – уточнила Наталья Замула, начальник отдела финансового мониторинга Банка Кипра.

Среди документов, которые банк обязан предоставить по требованию специально уполномоченных органов значатся «копии первичных документов, на основании которых были проведены такие операции, сведения об их участниках, а также другая информация, в том числе та, что составляет банковскую или коммерческую тайну», – обозначила Наталья Макар, директор департамента финансового мониторинга Пивденкомбанка.

При этом каждому банку запрещено подавать информацию о клиентах других банков, даже если их имена упомянуты в документах, соглашениях и операциях.

Кроме того, «финансовый мониторинг подразделяется на обязательный (критерии четко определены законодательством) и внутренний, который состоит в самостоятельной оценке субъектом первичного финансового мониторинга (к которым относятся и банки) критериев риска и подозрительности операции», – поясняет Екатерина Гутгарц, юрист адвокатского бюро «АБГ».

Что касается обязательного финансового мониторинга,то согласно статьям 14 и 15 Закон Украины № 2258-VI от 18.05.

2010 года «О внесении изменений к закону «О противодействии легализации (отмыванию) прибыли, полученной преступным путем» (далее – Закон), ему подлежат операции по зачислению наличных средств на сумму 150 тысяч гривен и более, или эквивалентную сумму в иностранной валюте (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры – 13 тысяч гривен) и имеет один или более из признаков, которые указывают на рисковые операции (перечислены в статье 15 Закона).

«Операции по зачислению наличных средств на сумму 150 тысяч гривен и более подлежат обязательному финансовому мониторингу, если происходит их дальнейшее перечисление в этот же или следующий операционный день другому лицу.

Таким образом, только при совокупности не менее двух условий (зачисления и дальнейшего перечисления средств другому лицу) такие операции будут подлежать обязательному финансовому мониторингу» – уточняет Наталья Замула.

Что касается физических лиц-предпринимателей, обязательному финансовому мониторингу со стороны банков подлежат счета организаций, которые проводят свою деятельность не более трех месяцев со времени регистрации, при этом осуществляя денежные переводы в размере более чем 150 тысяч гривен.

Сразу возникает вопрос: какие действия предпримет банк в отношении клиента, который осуществляет несколько транзакций на суммы, скажем, 148 тысяч гривен за каждую транзакцию? Ответ прост и неумолим: «В случае «дробления» клиентом суммы операции с целью избегания операции финансового мониторинга – информация о такой операции должна передаваться в Государственную службу финансового мониторинга Украины», – расставил точки над i Алексей Бережной, начальник департамента наблюдения за нормативно-правовой ответственностью и финансового мониторинга Укрсоцбанк, UniCredit Bank ™.

«В процессе анализа таких операций, прежде всего, выясняется, имеет ли право компания проводить операции такого рода, изучается их суть и цель, имеют ли они экономический смысл.

С этой целью банк может обратиться с просьбой к клиенту о предоставлении документов, подтверждающих целесообразность таких операций, и клиент обязан их предоставить.

Отказ клиента в предоставлении подтверждающих документов является определенным фактором «подозрительности» операции», – уточнила Инна Тараненко, начальник управления финансового мониторинга Укринбанка.

Согласно статье 8 Закона иные (небанковские) субъекты первичного финансового мониторинга обязаны отслеживать операции, которые имеют следующие характеристики:

  • нотариальные удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества – при условии, что сумма такой операции равна или превышает 400 000 гривен в любой валюте;
  • операции по осуществлению расчетов по внешнеэкономическим контрактам – если условиями договора (контракта) определено, что предоставление услуг, а также поставки товаров, работ осуществляются за пределами таможенной территории Украины;
  • операции по получению, уплате или переводу страхового (перестраховочного) платежа (страхового взноса, страховой премии) – если они проводятся на сумму, равную или превышающую 150 000 гривен в любой валюте;
  • выигрыш в лотерею, приобретение фишек, жетонов – если сумма, на которую это проводится, равняется или превышает 13 000 гривен в любой валюте.

В отличие от обязательного финансового мониторинга, внутренний финансовый мониторинг операций учреждение – в первую очередь, банк – может проводить независимо от суммы. Кроме основных критериев, которые изложены в статье 16 Закона, банки разрабатывают собственные механизмы для выявления операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) денежных средств.

В целом, оценка риска операции идентифицируется относительно множества критериев, таких как «тип клиента, географическое расположение страны регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, и вид товаров и услуг», – объяснил Алексей Бережной.

Эксперт Укринбанка по нашей просьбе детально перечислила критерии рисковых транзакций:

  1. Риск клиента – в случае, если в транзакциях упоминается лицо, местом проживания (пребывания или регистрации) является:
    • государство, в котором не применяются или применяются не в достаточном объеме, рекомендации Группы FATF и других международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предотвращения легализации криминальных доходов/финансирования терроризма;
    • государство, отнесенное Кабинетом Министров к оффшорным зонам;
    • государство, поддерживающее терроризм.
  2. Риск по типу клиента, в случае, если:
    • клиент отказывается предоставить какую-либо информацию на запрос банка;
    •  по такому клиенту приходили запросы на предоставление информации от специально уполномоченного органа;
    • компания имеет учредителей или руководителей, возраст которых не позволяет в полной мере заниматься активной предпринимательской деятельностью (слишком молодые или достаточно пожилые: моложе 20 лет, или старше 70);
    •  компания имеет небольшой период существования (до одного года) или незначительный уставной капитал, а проводит финансовые операции в значительных суммах.
  3. Риск операции, в случае если:
    • у компании операции с наличными средствами составляют более 75% всех операций;
    • компания проводит операции с векселями;
    • у компании единоличный учредительный и руководящий состав;
    • компания имеет структуру, которая усложняет процесс идентификации настоящего собственника или выгодополучателя.
    • предприятия, у которых очевидное несоответствие назначений входящих/исходящих платежей (например, клиенту приходят платежи за автозапчасти, а он в полном объеме делает перечисления за кондитерские изделия).
    • другие.

Отношения в сфере финансового мониторинга также регулируются международными Конвенциями и другими правовыми актами (весь список нормативных актов вы найдете на Официальном сайте НБУ в разделе «Финансовый мониторинг»). Среди них главным документом являются «Сорок рекомендаций в отношении разработки финансовых мероприятий в процессе борьбы с отмыванием денег (FATF)».

Что касается «подозрительных» государств – если не хотите потерять конфиденциальность счета своей компании – стоит просмотреть перечень стран, входящих в «черный» список FATF и, по возможности, отказаться от сотрудничества с контрагентами из них. Или же осуществлять расчеты посредством банков-посредников.

К таким «странам под подозрением» по данным весны 2013 года относились:

  • Вторая группа классификатора (страны, которые частично не выполняют требования международной организации): Антигуа и Барбуда, Азербайджан, Боливия, Греция, Индонезия, Кения, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Парагвай, Катар, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Судан, Сирия, Тринидад и Тобаго, Таиланд, Турция, Йемен;
  • Третья группа классификатора (страны, полностью не выполняющие требования): Ангола, КНДР, Эквадор, Эфиопия, Пакистан, Туркменистан, Сан-Томе и Принсипи;
  • К четвертой группе классификатора (применяются санкции) сейчас относится лишь Иран, время от времени туда возвращается из третьей группы и Северная Корея.

«Помимо того, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают основания полагать, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма – то внутренний финансовый мониторинг проводится также относительно других финансовых операций, в уточнении которых возникла необходимость», – уточнила Екатерина Гутгарц.

После выявления операции юрлица, подлежащей финмониторингу, банковские сотрудники обязаны провести идентификацию их владельцев, которая включает в себя следующие аспекты: местонахождение; реквизиты свидетельства о государственной регистрации и органа, который его выдал; сведения об органах управления компании и их составе, о владельцах существенного участия в юридическом лице, о контролерах юридического лица; идентификационный код компании согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета.

«Банк имеет право отказаться проводить финансовую операцию, в случае, если она имеет признаки таковой, которая подлежит финансовому мониторингу.

В таком случае, учреждение обязано передать информацию Государственной службе финансового мониторинга Украины на протяжении одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа», – прокомментировал профильный сотрудник Укрсоцбанка.

Напоследок отметим, что информация о депозитах, счетах, транзакциях клиентов (в том числе информация, содержащая банковскую тайну) может быть раскрыта банком – для этого достаточно всего лишь письменного запроса Госфинмониторинга или же прокуратуры, СБУ, МВД, Антимонопольного комитета, налоговых органов, исполнительной службы.

Мнение эксперта

Инна Тараненко, начальник управления финансового мониторинга Укринбанка

Первой из трех фаз процедуры отмывания денег является, так называемое «размещение».

А одним из приемов «размещения» считается структурирование средств – то есть искусственное дробление финансовых операций на несколько единичных с использованием как дробления сумм, так и задействования нескольких счетов.

Поэтому обнаружение финансовых операций такого характера сразу приводит к тому, что мы (управление мониторинга банка – Ред.) уделяем им определенное внимание.

Екатерина Гутгарц, юрист адвокатского бюро «АБГ»

Банк обязан отказаться от установления деловых отношений или проведения финансовой операции в случае, если осуществление идентификации клиента в соответствии с требованиями законодательства является невозможным, за исключением операций по зачислению средств, которые поступают на счет такого клиента.

В таком случае субъект первичного финансового мониторинга обязан в течение одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа, сообщить специально уполномоченному органу (Государственная служба финансового мониторинга) о проведении таких операций и лицах, которые имеют или имели намерение провести их.

Prosto слишком часто при выборе тарифа расчетно-кассового обслуживания предприниматели уделяют основное внимание стоимости открытия и обслуживания счета.

В итоге, они зачастую приобретают более дорогой тарифный пакет, чем тот, у которого поначалу обслуживание стоило больше, но некоторые транзакции были дешевле.

Путеводитель по выбору тарифного пакета РКО с учетом всех его параметров предлагает Prostobiz.ua.

Источник: https://www.prostobiz.ua/rko/stati/kogda_o_vashih_schetah_bank_soobschit_kuda_sleduet_bazovye_aspekty_finansovogo_monitoringa_tranzaktsiy_yurlits

Юридический спектр
Добавить комментарий