Разрешение на использование фрагмента спектакля в документальном фильме

Кадры из фильмов как иллюстрации: законно ли их использовать? | Pressfeed. Журнал

Разрешение на использование фрагмента спектакля в документальном фильме

В последнее время как в блогах, так и в уважаемых СМИ, вы, возможно, встречаете много статей, проиллюстрированных кадрами из фильмов и сериалов.

И проблемы бы, конечно, никакой не было, если бы речь в блоге шла о том, какой хороший (или плохой) фильм выпустили на большие экраны.

Но вот когда в статье про рекламу или бизнес агентств красуется картинка из «Безумцев», тут уж невольно начинаешь задаваться вопросом — а это вообще законно?

С одной точки зрения, использование кадра из фильма или сериала нарушает авторские права ничуть не меньше, чем если бы мы украли кусок из чужой статьи без указания авторства. Но с другой — все же так делают? Неужели каждый встреченный нами в сети блог запрашивает разрешение в HBO и Marvel на использование картинки из фильма или сериала?

Команда Pressfeed решила спросить у трех юристов, нарушает ли использование картинок из фильмов в СМИ и блогах чужие авторские права, чем грозит нарушение законных методов использования и есть ли в законодательстве лазейки, с помощью которых кино-картинки использовать всё-таки можно.

Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления «Прайм Эдвайс»:

Использовать кадры из фильмов и сериалов для иллюстрации без ведома продюсеров незаконно, потому что авторско-правовой охране подлежит не только всё аудиовизуальное произведение целиком, которым является любой фильм, но и каждый кадр из такого произведения.

Законодательство построено таким образом, чтобы обеспечить защиту прав правообладателя. Поэтому поиск возможных лазеек — верный признак недобросовестного поведения. 

Кадры из фильмов законно использовать только в тех случаях, когда такое использование можно подвести под тот или иной случай свободного использования, предусмотренный Гражданским кодексом.

В частности, использование в информационных и научно- исследовательских целях, когда, например, пишется аналитическая статья и приводятся примеры.

Иначе говоря, если кадр является предметом анализа в данной статье.

«5 шагов к гарантированной публикации». Скачайте прямо сейчас

Если картинка вам уж очень понадобилась, то следует связаться с правообладателем, договориться об условиях использования в коммерческих целях и соблюдать условия заключенного соглашения.

Что касается санкций за нарушение прав правообладателя, то, вероятнее всего, нарушителя обяжут выплатить компенсацию. Суд может присудить компенсацию в размере от 10 000 до 5 миллионов рублей, при этом правообладателю для этого достаточно доказать факт самого нарушения — доказывать размер причиненного вреда не надо.

Александр Дядищев, адвокат Коллегии адвокатов «Курганов и партнеры»:

— Для начала надо разобраться, что является объектом авторских прав. В силу пункта 1 статьи 1259 ГК РФ, к объектам авторских прав относятся аудиовизуальные произведения.

визуальные произведения — это произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (часть 1 статьи 1263 Гражданского кодекса).

визуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Использование одного кадра из фильма или сериала, а также отсутствие зафиксированной серии связанных между собой изображений не является аудиовизуальным воспроизведением кадров, относящимся к объектам авторских прав.

Разберем ситуацию при которой допускается без согласия автора или иного правообладателя свободно использовать произведение.

В соответствии со статьей 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях. По смыслу закона, обязательным условием воспроизведения объектов чужой интеллектуальной собственности без согласия их владельцев необходимо, чтобы, во-первых, произведение находилось в месте, открытом для свободного посещения, а во-вторых, чтобы это произведение не было основным объектом воспроизведения.

Если кадр из фильма размещен в Интернете в открытом доступе и при этом не является основным объектом воспроизведения, то использование данного кадра может быть осуществлено без согласия автора или иного правообладателя. 

Интернет состоит из совокупности информационных составляющих, ответственность за которые несут авторы сайтов, порталов, блогов и иных информационных ресурсов.

Информация, размещенная ее обладателями в интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного использования, является общедоступной информацией, и добросовестность и невиновность лиц, использующих такую информацию, презюмируется.

Также следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

Однако кадр из фильма или сериала, не являющийся самостоятельным объектом авторского права, но признанный на основании п.7 ст.

1259 ГК РФ самостоятельным и отдельно выраженным результатом творческого труда авторов фильма или сериала, либо при фиксации на нем персонажа, который является самостоятельным результатом творческого труда авторов, подлежит правовой защите.

 В данном случае необходимо получить письменное согласие автора данного фильма (сериала) или иного правообладателя на использование.

В случае если имеются основания полагать, что происходит нарушение авторских прав, рекомендуется удалить данное изображение, так как автор или правообладатель могут зафиксировать незаконное использование объекта авторского права и в последствии использовать это в качестве доказательства.

Роман Бузько, партнер Buzko & Partners:

По общему правилу картинка (скриншот) является составным элементом более общего объекта авторского права – кинофильма. На такую картинку распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Размещение такой картинки в статье является способом ее использования, что вправе делать только правообладатель.

Соответственно, использование кадров из фильмов и сериалов для иллюстраций без согласия правообладателя будет являться нарушением его исключительных прав.

Вместе с тем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит ряд исключений, допускающих «свободное использование» любого произведения, в том числе картинки (кадра) из кинофильма.

Вы можете воспользоваться ст. 1274 ГК РФ, которая допускает свободное использование произведений в информационных, научных, учебных и культурных целях.

В частности, к СМИ и блогам наиболее применимы пп. 1 и 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, а именно: допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Единственное практическое руководство по бесплатному продвижению «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»

Получить книгу бесплатно

В обоих указанных случаях обязательно указывать имя автора, произведение которого используется, и источник заимствования.

Разница между пп. 1 и 2 в способе и объеме допустимого использования. В первом случае допускается исключительно цитирование, но для широкого круга целей; во втором же случае допускается любое использование, однако, только в учебных целях.

Под «цитированием», согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 5 декабря 2003 года по делу N 78-Г03-77, стоит понимать «включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора. В частности, как цитату следует рассматривать графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства».

Согласно более современной позиции Суда по интеллектуальным правам, выраженной в Постановлении от 25 апреля 2016 года по делу № А40-142309/2015, «цитирование – это дословное повторение какой-либо части именно авторского текста, а не иной графической формы (фото-видеоизображения).

Таким образом, использование фотографий, полностью выраженных в графической форме, не является цитированием, так как фактически они использованы в качестве иллюстрации к статьям, что допускается только в учебных изданиях в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ».

С учетом изложенных выше позиций использование картинок (фрагментов) кинофильма или сериала допускается только в рамках исключения, предусмотренного пп. 2 выше, то есть в учебных целях.

Поэтому стоит удостовериться, что, в случае если правообладатель решит предъявить вам претензию, вы сможете убедить суд, что ваше заимствование соответствовало учебным целям.

Учебный характер издания (в том числе, сайта) – вопрос факта, который суд будет решать по своему усмотрению. При этом в качестве ориентира суды используют ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды.

Термины и определения», в соответствии с п. 3.2.4.1.

7 которого «учебным изданием является издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

В качестве минимальных мер предосторожности любой юрист посоветует вам, как минимум:

  • указать в стандартных условиях пользования сайтом, что отдельные материалы, опубликованные на сайте, преследуют учебные цели;
  • уточнять это в каждой публикации, в которой используется материал;
  • предусмотреть форму (специальный адрес электронной почты) для направления претензий;
  • указывать правообладателя;
  • указывать источник заимствования.

В качестве более весомых мер предосторожности можно рассмотреть возможность создания отдельного ресурса (домена третьего уровня) — например, www.education.pressfeed.ru, и передачу нового ресурса в управление дочерней НКО, целью которой будет именно учебная и просветительская деятельность.

К материальным санкциям за нарушения исключительных прав на произведение относятся:

  • взыскание убытков;
  • взыскание компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • взыскание компенсации в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров;
  • взыскание компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Правообладатель вправе выбрать форму ответственности на свое усмотрение. В силу сложности доказывания размера убытков, практика идет по пути взыскания компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей. Точный размер которой определяется судом.

Источник: https://news.pressfeed.ru/film-copyright/

«Центральный» Свободного. «И вдруг проступила страсть за этой серостью»

Разрешение на использование фрагмента спектакля в документальном фильме
Арт 19 марта 2018 1416 Таня Артимович

Станислава Шаблинская и Алексей Саприкин в  спектакле «Центральный» Беларусского Свободного театра. Фото в тексте: Коля Куприч и Виктор Новиков

В марте Беларусский Свободный театр показал в Минске премьеру спектакля «Центральный». Он посвящен одноименному легендарному месту, без которого сложно представить себе мифологию города.

Спектакль был создан в рамках учебной лаборатории театра Fortinbras два года назад и показывался как зачетная работа студентов. Его героями стали завсегдатаи и случайные посетители знаменитого кафетерия на первом этаже.

Студенты наблюдали за жизнью «Центрального» в разное время суток, знакомились с людьми, разговаривали, снимали их на камеру. Потом примеряли эти «характеры» на себя и, присвоив чужие биографии, становились этими персонажами.

Так появился спектакль «Центральный», чей сюжет рассыпается на фрагменты и судьбы, которые объединяет только место действия.

Тогда работу показали несколько раз, и, казалось, тема была исчерпана. Но «Центральный» не отпускал.

Уже после первого показа возник фан-клуб спектакля — зрители, которые ходили на показы, обсуждали, узнавали персонажей, требовали, чтобы спектакль продолжали играть.

Позже студентка лаборатории Дарья Андреянова вместе со своим приятелем Николаем Купричом сделали одноименный документальный фильм. Стало  понятно, что эта работа не может просто так кануть в лету. Спектакль необходим городу как важная часть его биографии.

И буквально месяц назад режиссер Владимир Щербань решил восстановить работу – с новыми историями и исполнителями (Дарья Андреянова, Мария Белькович, Анастасия Дубатовка, Кирилл Колбасников, Настасья Кораблина, Яна Русакевич, Алексей Саприкин, Станислава Шаблинская, Юлия Шевчук, Роман Шитько). Неизменным осталось только место, которое и является главным действующим лицом этой пьесы.

Владимир Щербань рассказал «Журналу» об истории спектакля, его «подводных камнях» и об уникальности «Центрального».

– Когда я шла на спектакль,думала, что заранее могу себе представить результат – ведь у меня есть опыт смотрения документального театра и я знаю ваш подчерк и метод. Но в процессе у меня вдруг возникло много совершенно неожиданных вопросов, о которых захотелось поразмышлять. Но прежде чем их задать, спрошу — а почему это место? Почему «Центральный»?

Поиск знаковых мест в Минске — моя давняя идея фикс. Мы начали делать это еще в спектакле «Минск’2011. Ответ Кети Акер». Там был Клуб 6а, известный как «Лютик». Это был мой ответ людям, которые говорили, что в Минске ничего нет, нет мифологии. Но это не правда: места были и есть, и «Центральный» — одно из них.

«Лютик» уже уничтожен, но он остался в пространстве спектакля, и это важно. Хотелось бы, что так не произошло с «Центральным», потому что это действительно знаковое место. Как менялась страна, так менялся и «Центральный». Я бы сказал, что это самое демократическое место, это пересечение социальных слоев — да всего, смыслов, если хотите.

Это такие уникальные места, которые случаются сами по себе.

Кроме это желания — создания мифологии города — была еще другая причина. Спектакль родился как результат наших занятий со студентами. Я им тогда предложил взять «Центральный» как место пересечения. Мне тогда показалось, что на этом материале они смогут как раз проявить все свои возможности и способности — в актерстве, журналистике, драматургии.

В результате спектакль оказался больше, чем студенческий.

Для меня было неожиданно, когда эту зачетную работу два года назад зритель принял так жадно: у спектакля сразу появились свои фанаты, которые до сих пор помнят, кто во что был одет еще на первых показах. По сути они и вернули этот спектакль. Это говорит о том, что есть большая потребность в самоидентификации и в осмыслении себя и города.

– По какому принципу вы отбирали истории и героев?

Рабочего материала было много. Сначала студенты приносили свои наблюдения, снятое видео и показывали заявку на персонажа. Я отбирал истории, придумывал структуру.

Далее с ними работала актриса театра и педагог по мастерству актера Марина Якубович, позже подключился Павел Городницкий, который занимается с ребятами физическим театром.

Но в сам спектакль вошла только какая-то часть этих этюдов: важно было кроме всего прочего создать драматургическую структуру.

Одна задача заключалась в том, чтобы насколько это возможно представить все социальные слои — политических активистов, интеллигенцию, фриков, студентов, детей. Показать как многогранно это место, потому что тут уживаются люди, которые никогда на уровне идеи в принципе вместе не должны быть в одном пространстве. В этом и сила этого места.

Кроме того, критерием отбора была выразительность. За короткий промежуток времени нужно было рассказать законченную историю, чтобы зритель догадался, кто перед ним. Поэтому этот спектакль не возможен без воображения, без опыта смотрящего.

Это работа с ассоциациями беларусского зрителя. И это делает спектакль открытым, как бы незаконченным. Есть возможность добавлять новые истории, от чего-то отказываться. Спектакль живет, как и сам «Центральный», и я люблю такие работы.

Михаил Ковко, Дарья Андреянова и Алексей Саприкин в спектакле «Центральный»

– Мне вспомнилась глава «Другие» из вашего спектакля «Зона молчания», когда актеры, собирая интервью, тоже присваивали себе чужие истории.

Тогда после монолога героини Яны Русакевич — коммунистки Людмилы Коллонтай в красном пальто и с советским флагом — в финале демонстрировалась серия фотографий самой Коллонтай.

В «Центральном» этот прием используется несколько раз, когда мы видим не только реальное место, но самих прототипов, таким образом как бы убеждаясь в реальности происходящего и постоянно сравнивая, в том числе и со своим опытом.

Даже появляются видеофрагменты, когда исполнители в прямом смысле «зеркалят» реального персонажа. Сначала кажется, что таким образом вы как будто хотите поместить зрителя в пространство документального фильма, но потом вдруг ясно осознаешь как раз невозможность подобного тотального приближения к реальности даже в кино.

Исполнение этих жизненных историй актерами, с одной стороны, делает объемными персонажей, то есть позволяет увидеть и услышать Другого, которого обычно мы не видим или просто скользим взглядом по его или ее внешней оболочке. Спектакль помогает обрести зрение, которого, как оказывается, ты себя лишаешь в моменты непосредственного присутствия в этом месте.

С другой стороны, такой ход — использование видео — делает фактически невозможным обнаружить вымышленное, то есть зритель абсолютно убеждается, что видит саму жизнь. Но все-таки это искусство, пространство воображаемого.

И мне интересно, сколько в этой работе действительно документального материала, а сколько вымысла? В какой степени жизнь как она есть стала воображаемой?

– Я не фанат правды жизни в принципе, мне нравится как раз это пересечение правды и вымысла. С какими-то персонажами актеры вступали в контакт, узнавали их истории, биографии, и, уже отталкиваясь от этой информации, делали свои истории. В этом и заключался для них определенный вызов: как минимальными средствами рассказать о другом человеке.

Конечно, там много реального. Но на самом деле сейчас уже сложно сказать, насколько много, потому что к концу работы ты сам уже не понимаешь, где правда. Что в принципе есть правда.

Алексей Саприкин, Анастасия Дубатовка, Александр Адамович в спектакле «Центральный»

Допустим, эта последняя сцена с шоколадкой, это новая сцена, моя любимая. Героиня Жанна появилась у нас еще два года назад, но шло время и у нее уже возник роман с охранником. Даша подсняла эту сцену. И в спектакле они играют ее один к одному, просто абсолютный вербатим без всякого вымысла. В это сложно поверить, кажется, что это кто-то написал. Но это написала сама жизнь.

Поэтому я студентам говорю: учитесь у жизни  — логике конфликта, драматургии, всему. Но провести границу уже не возможно. Я не могу сказать, здесь заканчивается правда.

Какие-то персонажи подсмотрены только визуально, какие-то истории рождались из книги жалоб, например.

Вообще, это уникальный опыт для актеров, потому что жизнь идет, меняется судьба их персонажей, возникают отношения между актерами и прототипами. .

– Во время спектакля у меня возник еще один вопрос: об этичности документальной репрезентации Другого. Когда мы видим реальные кадры, возникает ощущение «экзотизации» этих историй, особенно девиантных.

Это уже не просто смотрение, а «подсматривание», иногда даже смакование этой инаковости.

Стоял ли перед вами вопрос этики? Каким образом вы видите возможность подобного использования реальных людей в спектакле? Не является ли это спекуляцией?

– Еще два года назад я говорил студентам, что мы должны думать об этих вопросах. Потому что, иногда люди открываются и говорят какие-то важные вещи, но опубличивание этих признаний может человека ранить.

Поэтому я всегда просил ребят спрашивать разрешения. Иногда какие-то очень хорошие куски мы просто не вставляли, потому что люди этого не хотели. Но мое мнение: в любом случае это выбор и право художника.

Мне лично был важен этот момент, и в этом смысле у нас все вроде соблюдено.

Мария Белькович в спектакле «Центральный»

– Это ощущение «экзотизации» у меня было сильным особенно во время просмотра документального фильма. В меньшей степени это чувствуется как раз в спектакле, где вы превращаете какие-то «знаки» реальности в художественные образы.

Например, навязчивое повторение фразы женщиной в переходе, которое в живом актерском исполнении звучит как стихотворение. Или финал спектакля, когда пластика подвыпившего мужчины в кафетерии исполняется актерами как хореографическая партитура.

Таким образом повседневный перформанс благодаря художественному зрению становится классическим танцем, разрушая границу между «низким» и «высоким», между «жизнью» и «искусством». В пространстве спектакля живое исполнение создает уже совершенно другую фигуру, даже если в этот момент мы видим «зеркальное» отображение.

Мне показалось, в этом особенность документальных спектаклей, их отличие от фильма, где несмотря на монтаж, который уже упорядочивает реальность и делает отбор, все равно создается иллюзия тотальной реальности.

В театре же это работает иначе: как раз подчеркивая иллюзию даже возможности такого приближения, вернее, его тотальную невозможность. Пропасть между жизнью и художественным пространством становится видимой, даже в тех работах, которые претендуют на документальное свидетельство.

Здесь и не стояла такая задача. Была как раз цель найти мост между документалистикой и все-таки воображаемым миром. Очень сложно играть документальный материал. Театр — это иные техники, но документалистика обогащает современный театр. Она как бы «заземляет» его.

Потому что меняется язык, меняется то, как люди упаковывают свои эмоции, поэтому нужно соответствовать. Но документалистика — не самоцель. Она обогащает театр как ритуальную, тысячелетнюю практику, и наоборот.

Эти две плоскости — документальную и воображаемую — невозможно разделить, а если театр это делает, то он себя обкрадывает.

Анастасия Дубатовка и Алексей Саприкин в спектакле «Центральный»

– Расскажите вашу личную историю из «Центрального»?

– То, что я помню, происходило не внизу, а в магазине. Это был 1992 год, я поступил в Академию искусств на режиссуру. На втором этаже тогда появился валютный отдел, но чтобы пройти туда, нужно было на входе показывать какую-то валюту, и тогда тебя пускали.

Это было совершенно лакшери место. Обычно там проводилась бесплатная дегустация дорогих сыров, каких-то других продуктов. И я помню, как мы голодными студентами бегали туда. У меня было пару долларов, которые я показывал на входе, и мы там питались.

В стране дефицит, нищета, а мы ели дорогие сыры.

Потом помню, как однажды стоял на кассе, и вдруг услышал какие-то крики, потасовку. Обернулся и увидел двух парней одинакового возраста. У одного были длинные и кислотного цвета волосы, а второй – такой гопник, который и напал на парня.

И вдруг, вот что меня удивило, как все эти кассирши бросились, стали разнимать их, и сами были на стороне этого парня с голубыми волосами. Они оттащили лысого гопника, охранник куда-то его поволок, а кассирши стали заботливо спрашивать у парня, что случилось, за что.

Предложили вывести его черным ходом, потому что возможно тот лысый будет его караулить. Меня тогда такое участие потрясло. Ведь все равно ты воспринимаешь людей формально: продавцы, покупатели, кассиры — просто функция.

И вдруг все оживает, вдруг все эти люди, которых ты не воспринимаешь, становятся живыми, за ними появляются истории.

Кафетерий «Центрального» обжог меня позже. Я заканчивал Академию искусств, и мы с приятелями-художниками тусовались у них в мастерских, которые находились в сталинских домах рядом с «Центральным».

В какой-то момент закончились деньги, хотелось продолжения, и один говорит: «Я знаю у кого можно стрельнуть». А было уже поздно. «Центральный» был закрыт, правда, горели окна. Приятель постучал в дверь, и открыла девушка-художница, которая реставрировала там знаменитые барельефы внутри кафетерия.

Естественно, делала это ночью, когда универсам закрыт. А до этого я никогда не замечал эти барельефы. Она это сделала настолько сочно и ярко, что я до сих пор помню, как тогда в пустом «Центральном» меня просто потрясли эти барельефы.

Это было, как у Тарковского в «Андрее Рублеве», когда в финале проступают фрески — вдруг проступила страсть за этой серостью. Для меня это стало метафорой.

Когда я просил студентов снимать персонажей, они мне приносили что угодно, но не эти барельефы. И я просто насильно просил, чтобы сняли эту красоту – фрески, люстру, эту роскошь. У меня сразу как-то склеилось все — и студенческая романтика, и буйство плоти в этих барельефах, и цвет. В этом парадоксе и заключается притягательность этого места.  

Читайте дальше:

«Из жизни насекомых». О том, что не дает спать

«ANTI[GONE]». Как победить историю

«Кар'ера доктара Раўса». Наш Стыў Джобс і вечны пошук ідэнтычнасці

Источник: http://journalby.com/news/centralnyy-svobodnogo-i-vdrug-prostupila-strast-za-etoy-serostyu-1163

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г.)

Разрешение на использование фрагмента спектакля в документальном фильме

Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики рассмотрения Судебными коллегиями по гражданским делам, по экономическим спорам, по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, после принятия совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

За указанный период произошли существенные изменения как в законодательном регулировании вопросов правовой охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, так и в организационной структуре судебной системы в связи с необходимостью совершенствования правосудия в сфере защиты интеллектуальных прав, повышения его эффективности и качества, а также обеспечения единообразия судебной практики.

Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г.

№ 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» и Федеральным законом от 8 декабря 2011 г.

№ 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» с 3 июля 2013 года в системе арбитражных судов начал работу первый специализированный суд – Суд по интеллектуальным правам, который в качестве суда первой инстанции рассматривает отдельные дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем). В качестве суда кассационной инстанции Суд по интеллектуальным правам осуществляет пересмотр судебных актов в области защиты интеллектуальных прав, вынесенных арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, а также судебных актов, вынесенных Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции. Целью создания этого суда явилась необходимость совершенствования правосудия в сфере защиты интеллектуальных прав, повышения его эффективности и качества, а также обеспечения единообразия судебной практики.

https://www.youtube.com/watch?v=HBgYHcshaZE

Федеральным законом от 2 июля 2013 г.

№ 187-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в соответствии с которыми с 1 августа 2013 года к подсудности Московского городского суда была отнесена новая категория дел – гражданские дела, связанные с защитой исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со ст. 1441 Кодекса. Впоследствии в силу Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» был расширен перечень объектов, исключительные права на которые в информационно-телекоммуникационных сетях могут защищаться путем подачи заявления о принятии предварительных обеспечительных мер и подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты такие меры. К их числу были отнесены все объекты авторских и (или) смежных прав, кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии.

Кроме того, реформированию подверглась и сама часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Наиболее существенные изменения и дополнения были внесены Федеральным законом от 12 марта 2014 г.

№ 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», затронувшие как общие положения раздела VII ГК РФ (ст.

1229, 1246, 1250 – 1251 и другие), так и отдельные нормы глав 70 – 76 этого раздела.

Регулирование некоторых вопросов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности было изменено также федеральными законами от 21 февраля 2010 г. № 13-ФЗ, от 24 февраля 2010 г. № 17-ФЗ, от 4 октября 2010 г. № 259-ФЗ, от 8 декабря 2011 г.

№ 422-ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ, от 23 июля 2013 г. № 222-ФЗ, от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ. В частности, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ была введена новая ст.

12531, устанавливающая особенности ответственности информационного посредника.

Изучение поступивших материалов судебной практики показало, что при рассмотрении дел данной категории судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства, регулирующего вопросы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также учитываются разъяснения, данные в указанном выше совместном постановлении пленумов высших судов № 5/29 и ранее принятых постановлениях (в случае применения законодательства об интеллектуальной собственности, действовавшего до 1 января 2008 г.). За рассматриваемый период сформировалась единообразная судебная практика применения большинства положений части четвертой ГК РФ, о чем свидетельствуют и представленные ниже данные статистики.

Статистические данные

Результаты изучения данных статистики рассмотрения судами общей юрисдикции дел о защите интеллектуальных прав свидетельствуют о том, что в 2014 году количество дел данной категории, производство по которым было окончено, снизилось по сравнению с аналогичными показателями за 2012 – 2013 годы.

Так, если в 2012 году с вынесением решения было рассмотрено 770 дел (в том числе с удовлетворением требования – 596 дел), в 2013 году – 636 дел (из них с удовлетворением требования – 475 дел), то в 2014 году с вынесением решения рассмотрено 579 дел этой категории (в том числе с удовлетворением требования – 455 дел). Это на 9,0 % меньше, чем в 2013 году, и на 24,8 % меньше, чем в 2012 году.

При этом по сравнению с 2011 годом (с вынесением решения рассмотрено 1112 дел), в котором было рассмотрено наибольшее количество дел за период с 2004 по 2014 год, в 2014 году количество дел о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, рассмотренных с вынесением решения, уменьшилось на 47, 9 %. Количество таких дел в 2014 году сопоставимо с уровнем 2007 года (с вынесением решения рассмотрено 505 дел).

На протяжении последних трех лет практически одинаково процентное соотношение количества дел, рассмотренных с вынесением решения об удовлетворении заявленных требований, и общего количества дел данной категории. В 2012 году с удовлетворением требований было рассмотрено 77,4 % дел, в 2013 году – 74,7 %, в 2014 году – 78,6 %.

Присужденные к взысканию суммы по удовлетворенным искам, включая моральный ущерб, увеличились по сравнению с 2013 годом на 92,7 % (в 2013 году – 120 619 027 руб., в 2014 году – 232 453 695 руб.)

В апелляционном порядке в 2014 году было пересмотрено 7,4 % дел, по 6,4 % из них решения были отменены, по 1,0 % изменены. Аналогичные показатели за 2012 – 2013 годы свидетельствуют о незначительном увеличении количества отмененных в апелляционном порядке решений.

По сравнению с 2013 годом почти на 40 % уменьшилось количество дел данной категории, рассмотренных с нарушением установленных процессуальным законодательством сроков.

В 2014 году арбитражными судами субъектов Российской Федерации рассмотрено 10 109 дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, что на 1,11 % больше, чем в 2013 году.

Существенное количество рассмотренных исковых заявлений приходится на дела, связанные с защитой авторских и смежных прав (51%), а также прав на товарные знаки (21%).

В апелляционном порядке арбитражными судами рассмотрена 2 491 апелляционная жалоба по делам данной категории, что составило 17,4 % от дел, рассмотренных судами первой инстанции.

В 2014 году Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассмотрено 783 дела; в кассационном порядке – 1360 дел, в том числе по жалобам на решения, принятые Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, 264 дела, а по жалобам на судебные акты, принятые судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, – 1096 дел.

Сумма удовлетворенных арбитражными судами требований о возмещении убытков или взыскании компенсации по делам о защите исключительных прав в 2014 году составила 192 млн руб. При этом всего по спорам, связанным с охраной интеллектуальной собственности, арбитражными судами субъектов Российской Федерации в 2013 году взыскано 3 389 196 000 руб., в 2014 году – 1 900 414 000 руб.

I. Авторское право и смежные права

1. Исключительное право не подлежит защите путем взыскания компенсации морального вреда, поскольку является имущественным правом.

Автор обратился в суд с иском к ряду организаций о защите интеллектуальных прав, взыскании компенсации за неправомерное использование произведений, компенсации морального вреда, полагая, что ответчики нарушили его интеллектуальные права на созданные им произведения, распространив сборник, содержащий сочинения, в которых частично копируются сочинения истца.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, исковые требования частично удовлетворены, в пользу автора с ответчиков взыскана компенсация за неправомерное использование произведений, а также взыскана компенсация морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд исходил из того, что книжное издание, распространенное ответчиками, содержит произведения, которые копируют сочинения истца, при этом фрагменты из сочинений истца составляют большую часть текста, положенного в основу произведений, которые размещены в сборнике. В данном издании истец в качестве автора сочинений не указан, доказательств того, что сочинения истца использованы ответчиками в соответствии с действующим законодательством, суду не представлено.

При этом суд, руководствуясь ст. 151 и 1251 ГК РФ, взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда за нарушение ответчиками его прав на распоряжение результатом интеллектуальной деятельности, сочтя их личными неимущественными правами.

Между тем положениями ст. 1229, 1270 ГК РФ определено, что исключительное право (право на распоряжение результатом интеллектуальной деятельности) представляет собой имущественное право.

Согласно ст. 1251 ГК РФ защите путем взыскания компенсации морального вреда подлежат только личные неимущественные права автора, исключительное право защите путем взыскания компенсации морального вреда не подлежит, поскольку к неимущественным не относится.

Права истца, нарушенные ответчиками путем продажи (распространения) сборника сочинений, содержащего произведения, автором которых он является, к личным неимущественным правам автора, за нарушение которых полагается взыскание компенсации морального вреда, действующим законодательством не отнесены.

Какие личные неимущественные права истца были нарушены каждым из ответчиков и подлежат восстановлению путем взыскания компенсации морального вреда на основании ст. 1251 ГК РФ, судами в решении не указано.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71101778/

Художественные приемы в документалистике

Разрешение на использование фрагмента спектакля в документальном фильме

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВысшая школа журналистики и массовых коммуникацийФакультет журналистики ПЕТРОВСКАЯ Виолетта АркадьевнаХудожественные приемы в документалистикеПрофиль магистратуры – «Документальный фильм:творчество и технологии»МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Научный руководитель –канд. филол. наук, доцентА.А. Пронин Вх. №______от__________________Секретарь ГАК_____________________ Санкт-Петербург2016

2 Введение………………………………………………………………………………………………………………..3Г л а в а I. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ЗВУКОВОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА……………………………….71.1.Драматургическая композиция документального фильма……………………………………………. 81.1.1.

Замысел и идея документального фильма……………………………………………………151.1.2. Художественный образ в документальном кино…………………………………………………..181.2. Композиция кадра…………………………………………………………………………………………………221.3. Приемы съемок………………………………………………………

………………………………………….281.4 Звуковое решение документального фильма………………………………………………………………341.5 Свет и цвет в документальном фильме…………………………………………………………………..391.6 Монтаж как основной прием искусства XX века……………………………………………..42Глава II.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ДОКУМЕНТАЛЬНОМФИЛЬМЕ.2.1. Методы и приемы отражения реальности в документальных фильмах «натуральнойшколы» (Мария Разбежкина, В.Г. Германика)……………………………………………. ………482.1.1. «Реальное кино» А. Расторгуев…………………………………………………………….532.2. Поэзия реального мира в фильмах Виктора Косаковского…………………………………………..552.3.

Замкнутое пространство фильмов С.Лозницы………………………………………………………..582.4.Традиционный реализм Сергея Дворцевого……………………………………………………………..612.5.Социальная тема в фильмах-наблюдениях Алины Рудницкой……………………………..632.6. Художественные приемы в зарубежном документальном фильме…………………………662.6.1.

«Правда жизни» Шона МакАлистера………………………………………………………..672.6.2 Поэтика фильма А. В. дер Хорст……………………………………………………………..702.6.3 «Сахарный человек» Малика Бенджеллуля…………………………………………………712.6.4. «Живая камера» Л.Р. Хельмриха……………………………………………………………73Глава III. АНАЛИЗ СОБСТВЕННОГО ФИЛЬМА……………………………………………………76Заключение………………………..

………………………………………………………………………………………….80Библиография…………………………………………………………………………………………………………..84Фильмография………………………………………………………………………………………………………….

88Приложения…………………………………………………………………………………………..90

3 Введение Стремление человека зафиксировать реальность в движении реализовалосьв создании в конце XIX такого технического изобретения, как кино, и первымифильмами стали коротки документальные ролики, запечатлевшие жизненныеявления. С течением времени, кино стало осознаваться как новое искусство.

https://www.youtube.com/watch?v=OkMy0f4SSGw

Создатели фильмов с каждым десятилетием находили все новые возможности,чтобы выразительно фиксировать реальную жизнь и создавать новую реальность,с помощью языка кино формируя идеи, передавая глубинные смыслы.

В истории развития документального кино не раз ставился вопрос ометодах работы с документом, о степени вмешательства в реальность, но в итогевсе сводилось к художественной интерпретации действительности, котораясоздаётся на основе кинематографического языка.

В 2005 году на страницах журнала «Искусство кино» режиссердокументалист, основатель фестиваля «Артдокфест» Виталий Манскийопубликовал манифест, озаглавленный как «Реальное кино». В нем В. Манскийизложил основные принципы, которыми должны руководствоваться современныедокументалисты.

Это отсутствие сценария, пренебрежение к качествуизображения, отсутствие временного ограничения документального фильма подлительности и отсутствие финала. Манифест не был поддержан большинствомдокументалистов и вызвал много споров и критики в адрес автора. Для нас жеявляется существенным то, что манифест приобрёл своих сторонников в лице М.

Разбежкиной и организованной ей Школы документального кино. Кроме того,2005 год был ознаменован появлением площадки для продвижения фильмов подзнаком «действительное кино» – фестиваль «Кинотеатр. док». Мария Разбежкинаактивно сотрудничает с фестивалем, «поставляя» ему только что отучившихся наеё курсах молодых документалистов. В основном это фильмы, в которых авторы,

Источник: https://nauchkor.ru/pubs/hudozhestvennye-priemy-v-dokumentalistike-587d367e5f1be77c40d590b3

Юридический спектр
Добавить комментарий