Работодатель запрашивает справки и военный билет, а их нет

Самое важное о воинском учете в организации в 2018 году

Работодатель запрашивает справки и военный билет, а их нет

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации).

Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.

), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учетуКоличество уполномоченных сотрудников
Менее 500Один сотрудник-совместитель
От 500 до 2 000Один основной сотрудник
От 2 000 до 4 000Два основных сотрудника
На каждые последующие 3 000Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности.

Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты.

Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью.

При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов.

Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок.

Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

ПравонарушениеАдминистративные санкции
Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц
Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц
Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц
Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Источник: https://kontur.ru/articles/5158

Военный билет: судебная практика на стороне граждан

Работодатель запрашивает справки и военный билет, а их нет

nikitabuida / Depositphotos.com

С 1 апреля по 15 июля 2018 года Президент РФ предписал призвать на военную службу 128 тыс. граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву (Указ Президента РФ от 30 марта 2018 г. № 129 “О призыве в апреле – июле 2018 г.

граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву”). Одним из ключевых документов, на основании которых ведется воинский учет, является военный билет (п. 28 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

И на практике возникает немало вопросов, связанных с выдачей и оформлением военных билетов, некоторые из которых доходят до суда. Недавно Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел два таких спора. В первом истец поставил вопрос, законно ли указывать в военном билете диагноз, который стал причиной его увольнения с военной службы.

А во втором речь шла о праве отказать в выдаче военного билета гражданину, не проходившему службу в армии, при отсутствии соответствующих повесток. Рассмотрим оба этих спора подробнее.

Место ли диагнозу в военном билете?

23 октября 2015 года Ж. был призван на военную службу.

Однако на основании свидетельства о болезни и заключения военно-врачебной комиссии военного госпиталя 14 декабря 2015 года он был признан ограниченно годным к военной службе в связи с заболеванием, полученным им в период службы.

С учетом этого приказом командира войсковой части от 25 декабря 2015 года Ж. был уволен со военной службы. Соответствующая запись с указанием статьи Расписания болезней была указана в п. 8 его военного билета.

Ж. с выводом врачебной комиссии не согласился и счел, что указание диагноза в военном билете является разглашением врачебной тайны. В связи с этим он обратился в суд с иском к военному госпиталю о признании незаконным свидетельства о болезни, а его самого – годным к военной службе.

В своем иске он также просил обязать комиссариат произвести обмен военного билета, исключив из него информацию, составляющую врачебную тайну, и информацию об ограниченной годности к военной службе. По словам Ж.

, из-за этого у него возникли проблемы с трудоустройством на работу и получением документов на управление транспортным средством.

Поскольку Ж.

был освидетельствован военно-врачебной комиссией в предусмотренном законом порядке, выводы, изложенные в свидетельстве о болезни, не опровергнуты независимой военно-врачебной экспертизой, то оснований для признания этого свидетельства незаконным нет, сделал вывод суд.

Требование Ж. исключить запись о заболевании из военного билета суд счел производным от требования о признании незаконным свидетельства о болезни. В результате в иске было отказано (решение Центрального районного суда г. Читы от 20 февраля 2017 г. по делу № 2-23/2017).

Ж. обжаловал это решение, но апелляция согласилась с позицией районного суда (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 июня 2017 г. по делу № 33-2851/2017).

Наличие в военном билете записи о статье Расписания болезней в качестве основания увольнения с военной службы не свидетельствует о распространении сведений, составляющих врачебную тайну, так как не раскрывает диагноза истца, установленного ему военно-врачебной комиссией, добавил суд.

Не добившись своего в нижестоящих судах, истец обратился в ВС РФ с кассационной жалобой, в которой просил отменить вынесенные судебные акты как незаконные. И Суд нашел основания для этого (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 12 марта 2018 г. № 72-КГ17-13).

ВС РФ напомнил, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”). Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, по общему правилу, не допускается.

В документах воинского учета должны содержаться, в том числе, сведения о прохождении военной службы или альтернативной гражданской службы, а также о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 26 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”; далее – закон о воинской обязанности). Внесение в военный билет не предусмотренных порядком сведений, отметок и записей запрещается (п. 3 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утв.

Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495; далее – Порядок). В п. 8, п. 10 и п.

15 бланка военного билета следует указывать дату и основание увольнения военнослужащего с военной службы, а также, куда он направлен и срок, до истечения которого гражданин должен прибыть к месту назначения и встать на воинский учет (п. 13 Порядка).

Тем самым, подчеркнул Суд, при увольнении военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его ограниченно годным п. 8 военного билета должен содержать основание его увольнения, а не информацию, раскрывающую медицинский диагноз заболевания.

Указание в военном билете в качестве основания увольнения с военной службы конкретной статьи Расписания болезней, позволяющей определить диагноз заболевания гражданина, ВС РФ расценил как нарушение права гражданина на неприкосновенность частной жизни и личную тайну, поскольку информация о состоянии здоровья гражданина является врачебной тайной, относится к информации личного характера и не подлежит разглашению без согласия самого гражданина.

В связи с этим судебные акты нижестоящих инстанций в части отказа в удовлетворении требований Ж. об обмене военного билета и исключении из него информации об имеющемся у него заболевании Суд признал незаконными, отменил их и направил на новое рассмотрение.

Может ли отсутствие повесток повлиять на отказ в выдаче военного билета?

12 апреля 2005 года К. встал на воинский учет в военном комиссариате и получил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Решением призывной комиссии от 21 апреля 2005 года ему была предоставлена отсрочка как обучающемуся в вузе до 1 февраля 2010 года.

16 августа 2010 года он был зачислен в очную аспирантуру на три года, и отчислен 25 июля 2013 года. 2 сентября 2013 года К.

приняли на работу в научный центр на должность инженера, и 16 сентября 2013 года работодатель направил начальнику отдела военного комиссариата информацию о принятых, уволенных и снятых с учета по возрасту работников за период с 1 по 15 сентября 2013 года, в том числе данные К.

По достижении 27-летнего возраста К. обратился в отдел военного комиссариата с заявлением от 12 ноября 2015 года о выдаче ему военного билета и прошел медицинское освидетельствование. Призывная комиссия признала К.

ограниченно годным для прохождения военной службы и зачислила его в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом вместо военного билета гражданину выдали справку.

К.

счел, что тем самым были нарушены его права, поскольку ему как ученому в области физики и математики для научной деятельности требуется допуск к информации, содержащей государственную тайну, а при отсутствии военного билета в этом допуске может быть отказано. С учетом этого он обратился в суд с иском о признании решения призывной комиссии незаконным и о возложении обязанности выдать ему военный билет. При этом истец настаивал на том, что от службы в армии он не уклонялся.

Тем не менее, суд в иске отказал (решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 г. по делу № 2а-221/2017). Это решение было мотивировано тем, что сведения об окончании обучения в институте, поступлении в очную аспирантуру и об устройстве на работу К.

в военный комиссариат не предоставил, следовательно, оспариваемое решение военкомата является законным. К.

с таким выводом не согласился и обжаловал его в областном суде, указав, что не получал повесток из военкомата, однако апелляция оставила акт без изменения (определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 г. по делу № 33а-1352/2017).

Решение призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных оснований, отметил суд, не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат.

Такой исход дела К. не устроил, поэтому он обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, и тот счел позицию гражданина обоснованной (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 2 марта 2018 г. № 85-КГ17-39).

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 34 Положения о призыве на военную службу; далее – Положение). Исключение составляют случаи, при которых:

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения или отсрочки от призыва возложены на комиссариат (п. 18 Положения). За проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, также отвечает военный комиссариат (п. 1 ст. 5, ст. 26 закона о воинской обязанности).

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 закона о воинской обязанности).

Если вручить гражданину повестку невозможно, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п. 2 ст. 31 закона о воинской обязанности).

Призывник, не явившийся по повестке без уважительных причин, считается уклоняющимся от военной службы (п. 4 ст. 31 закона о воинской обязанности).

После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии (п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе). Вызову подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

То есть именно на военный комиссариат, сделал вывод ВС РФ, и возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам.

При этом Суд напомнил, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для его освобождения или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением обязанностей по воинскому учету или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу (постановление КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П “По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву” в связи с запросом Парламента Чеченской Республик”).

Вместе с тем в отношении К. каких-либо действий, направленных на его призыв на военную службу военный комиссариат не предпринял, повестки не направлял. Эти обстоятельства, по мнению Суда, свидетельствуют о том, что К. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.

Выводы нижестоящих судов ВС РФ счел ошибочными, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и апелляционное определение, приняв новый судебный акт: Суд удовлетворил иск К., признал незаконным отказ в выдаче истцу военного билета и обязал военный комиссариат выдать его гражданину.

Источник: http://www.garant.ru/article/1197106/

Военный билет при приеме на работу, нужен или нет – Сайт о

Работодатель запрашивает справки и военный билет, а их нет

Последние изменения: Июнь 2019

Статья 65 ТК РФ предписывает военнообязанному или призывнику предъявлять военный билет при приеме на работу. Для чего нужен? Обязателен ли военный билет при приеме на работу? Где можно работать без него? До какого возраста необходим? Насколько важен такой документ?

Какие документы нужны

  •  военный билет или временное удостоверение, заменяющее его;
  •  удостоверение призывника, его еще называют «приписное»;
  •  справка, она дается гражданам, которым исполнилось 27 лет, и они не отслужили в армии без узаконенных причин.
  • Действует военный билет двух типов:
  •  для рядовых, сержантов, прапорщиков, мичманов. Обложка красного цвета; выдается солдатам-срочникам и оставшимся служить по контракту;
  •  для офицеров запаса. Обложка зеленого цвета; его получают офицеры и окончившие военные кафедры.
  1. Гражданин получает его, если:
  •  принят в военный вуз;
  •  медкомиссия установила невозможность служить;
  •  закончил службу;
  •  окончил военное учебное заведение, кафедру;
  •  зачислен в запас вследствие наступления 27-летнего возрастного рубежа, не служил по обстоятельствам, разрешенным законодателем, например, учился в вузе, техникуме, болел, ему предоставлялись отсрочки на протяжении всего временного интервала.
  • Хранится военный билет работника, удостоверение на руках.

Кто подлежит учету

Учитываются следующие граждане.

  1.  Мужчины, пребывающие в возрасте от 18 до 27 лет, учтенные как военнообязанные, не отнесенные к запасу (их называют призывниками).
  2.  Включенные в запас (их обозначают как военнообязанные). Соответственно званию человек числится в запасе после 27 лет до исполнения ему 50, 60, 65. Так для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов такой статус установлен до достижения ими 50 лет; для младших офицеров – 60; для майоров, капитанов, подполковников, полковников – 65.

Военнообязанными признаются женщины, получившие военно-учетную специальность, к примеру, врачи, картографы (Постановление Правительства РФ No 719). Женщины-офицеры учитываются в запасе до 50, оставшиеся — до 45 лет.

Не учитываются:

  • освобожденные от воинской обязанности;
  •  несущие военную службу;
  •  пребывающие в заключении;
  •  женщины, не получившие военно-учетную специальность;
  •  живущие за границей;
  •  офицеры запаса службы внешней разведки, ФСБ.

Зачем на работе требуют военный билет

Положение о военучете предписывает предприятиям учитывать военнообязанных сотрудников. Такой статус приобретают граждане по достижении совершеннолетия.

Ответственные за военучет на предприятии среди прочего:

  • смотрят: проставлен ли штамп о воинской обязанности в паспорт трудоустраивающегося, имеются ли и являются подлинными удостоверения военучета, достоверно ли записанное в них, сделаны ли отметки о постановке на военучет по адресу проживания, нахождения;
  •  заполняют при трудоустройстве личные карточки формы Т-2, раздел 2, перенося сведения из документов, вносят изменения, осуществляют их хранение;
  •  объясняют сотрудникам их обязанности по военучету, предупреждают о штрафах, других мерах ответственности за невыполнение;
  •  извещают комиссариаты о найденных в документах поправках, ошибках, поддельных записях, отсутствии страниц, об игнорировании работающими требований учета;
  •  устанавливают граждан, которым следовало встать на военучет по месту занятости, по адресу проживания, совершают необходимые действия, чтобы они были учтены;
  •  извещают комиссариаты в четырнадцатидневный временной интервал о трудоустройстве в организацию подлежащих учету, прекращении трудовых отношений. Когда возникнет надобность извещают сотрудников, а призывников при любых обстоятельствах, что требуется собственнолично явиться в комиссариат;
  •  отвечают в четырнадцатидневный срок на запросы комиссариатов, предоставляя требуемые данные о вставших на военучет, о тех, кто этого не сделал, но обязан был сделать;
  •  направляют в комиссариат каждый сентябрь сведения о работающих юношах, которым исполнилось 15-16 лет, а до начала ноября – о юношах, которые будут поставлены на первоначальный военучет в наступающем году.

Какие страницы копировать

  1. Подшиваются копии всех заполненных страничек.
  2. Они содержат информацию:
  • о начале и окончании службы;
  • о полученном звании, награждениях;
  • о зачислении в запас, военном сборе;
  • метрические данные;
  • о приеме на учет, исключении из него;
  • номер документа.

Возможен ли прием на работу без военного билета

Что касается того, может ли человек устроиться на работу без военного билета, точки зрения расходятся. Часть специалистов считает, что это обязательный документ. Согласно ст. 65 ТК РФ трудоустраивающийся на предприятие представляет работодателю военный билет или приписное. Обратившемуся, не имеющему такого документа, вполне вероятно ответят отказом.

Помимо этого, не все руководители возьмут на работу того, кто неохотно выполняет свои обязанности, вторым мотивом могут оказаться неясные перспективы сотрудника. Эти причины вряд ли будут озвучены соискателю.

С другой точки зрения, согласно ст. 64 запрещается отказывать в трудоустройстве по причинам, не связанными с деловыми характеристиками соискателя, то есть при наличии вакансий, соответствующей квалификации, отсутствии противопоказаний обратившемуся должна быть предоставлена работа без приписного и военного билета.

Конечно, если соискатель получил отказ в предоставлении рабочего места, он может направить заявление в трудовую инспекцию, что не берут на работу, подать исковое заявление в суд, но оптимальным решением ситуации будет: получить документ.

До скольки лет нужен

Документ понадобится при трудоустройстве до достижения соискателем возраста, когда его исключат из запаса.

Что делать, если нет военного билета, он не отвечает требованиям

Иногда случается: документ отсутствует, не соответствует требованиям:

  •  обратившийся потерял, повредил его;
  •  военкоматом не проставлен штамп о постановке на учет;
  •  обратившийся достиг 27 лет, но военный билет им не получен;
  •  у призывника с приписным отсутствует отсрочка от призыва.
  • По всем пунктам необходимо обратиться военкомат.
  • Для получения военного нужно сделать следующее.
  1.  Подойти в комиссариат по месту своего расположения. В случае потери предстоит выплатить штраф от 100 до 500 рублей (ст. 21.7 КоАП).
  2.  Пройти медкомиссию: направление на нее выдаст комиссариат. Исходя из заключения медкомиссии, обратившемуся определят категорию годности к службе.
АПолностью годен, не  имеет противопоказаний
БГоден, за  исключением службы в определенных родах войск
ВОграниченно годен, такой человек не призывается на службу в мирное время, но может быть мобилизован  в случае объявления войны
ГВременно не годен. Таким людям предоставляется отсрочка на срок от полугода до года. Такой человек может страдать серьезным заболеванием, которое возможно излечить за  указанный период
ДНе годен. Соискатель освобожден от воинской обязанности. У него выявлены тяжелые устойчивые или развивающиеся заболевания. Они влекут серьезное нарушение функций, носят выраженный характер. Не считая скрытые начальные формы некоторых заболеваний, таких как ВИЧ, злокачественные образования. Обычно такие граждане заранее осведомлены о том, что освобождены от призыва. Это лица, страдающие, например: выраженной сердечной недостаточностью, язвой, тяжелой алкогольной, наркотической зависимостью, отсутствием слуха, психическими заболеваниями, имеющие злокачественные  новообразования, грыжу

Билет категории В, Д обозначает, что соискателю могут быть запрещены некоторые виды работ, например, в сфере образования, на вредных производствах, в условиях повышенной опасности.

  1.  Представить в военкомат необходимые документы:
    • заявление,
    • 2 фотографии,
    •  паспорт, ксерокопии его второй, третьей, пятой страниц,
    •  водительские права,
    •  диплом об окончании среднего учебного заведения, вуза,
    •  аттестат.

Сотрудник военкомата возможно потребует и другие. Этот пункт лучше уточнить в военкомате. Требуемое возможно принести собственноручно или направить заказным письмом с описью.

  1. Военкомат включает в запас, в десятидневный период предоставляет обратившемуся документ.

Что дает военный билет

Помимо того, что не имеющим военного удостоверения затруднено устройство на работу, препятствия их ждут в самых разных жизненных обстоятельствах. Наличие этих документов требуют при выдаче кредита, без них не выдадут загранпаспорт.

Граждане, не прошедшие службу без разрешенных законом оснований, не смогут поступить на государственную, гражданскую службу, в государственную корпорацию, в МЧС, полицию, другие.

Они не могут быть избранными депутатами муниципальных образований.

Ответственность организации

Организациям предписано в четырнадцатидневный отрезок времени направить сведения в военкомат о приеме на работу военнообязанного либо не вставшего на военучет, но обязанного это сделать. Если сведения не предоставлены, соответственно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ предприятие наказывается штрафом, величина которого установлена в границах от трехсот до одной тысячи рублей.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2019 zakon-dostupno.ru

Источник:

Можно ли устроиться на работу без военного билета?

Военный билет при приёме на работу является одним из обязательных документов, предъявляемых в отделе кадров организации во время процедуры трудоустройства. Статья 65 Трудового кодекса регламентирует такие требования. Без военного билета наниматель имеет полное право отказать работнику в занятости.

Зачем нужен военный билет при приёме на работу

При трудоустройстве мужчина в возрасте 18–27 лет, в числе требуемых документов, должен предъявить военный билет (копии важных страниц) или приписное свидетельство. Военнообязанный, уволенный в запас, может предъявить временное удостоверение, если по какой-то причине в этот момент не имеет на руках билета.

Работодатель, при приёме человека на работу, должен сообщить об этом в военкомат. Если у соискателя призывного возраста военного билета нет, заключать с ним трудовое соглашение рискованно. Поэтому многие компании неохотно идут на такой шаг, зная о возможных последствиях.

Нанимателю должно быть хорошо известно, что отсутствие у работника военного билета или заменяющего его удостоверения, является нарушением административного кодекса и влечет денежное взыскание. Кроме того, обучать этого работника невыгодно, потому что его в любой момент могут призвать в армию.

Для руководителя риски присутствует в любой ситуации – когда он согласится принять работника без военного билета или если откажет в приёме, официально назвав причину. Один из вариантов решения ситуации – принять человека на работу и направить соответствующее уведомление в военкомат. Тем самым организация снимает с себя ответственность.

Чаще всего при отказе в приёме на работу работодатель не озвучивает истинную причину такого решения. И объясняет свой отказ отсутствием профессиональных навыков кандидата. А отказать призывнику в трудоустройстве вообще считается серьезным правонарушением. Оно может повлечь подачу жалобы гражданином в трудовую инспекцию.

Когда военный билет при приёме на работу не требуется

Естественно, требовать без исключения от всех поступающих на работу одинаковый набор документов не нужно. Также законодательством определена группа людей, которым при устройстве на работу предъявлять военник не требуется. К таким относятся:

  • Несовершеннолетние лица;
  • Женщины;
  • Мужчины, которым исполнилось 60 и более лет;
  • Жители иностранных государств.

Мужчин указанного возраста принимать на работу без военного билета можно при условии, что поступающий в организацию человек не имеет обязательств, предполагающих возможное исполнение военных обязанностей.

Наказания за приём без билета

Если в течение двух недель руководитель не сообщит в военкомат о приёме на работу гражданина без билета, он совершит правонарушение. Наказанием за совершенное бездействие станет денежный штраф.

Непосредственно сам глава организации будет оштрафован. Размер штрафа составит до 10 МРОТ. А юридическое лицо иногда «раскошеливается» до 100 тысяч рублей. Размер взыскания определяется с учетом числа выявленных сотрудников, не имеющих билета. А также является ли нарушение первым или повторным.

Куда можно устроиться без военного билета?

Случаи, когда военник при приёме на работу не спросят, имеются. Однако, на хорошую и комфортную работу рассчитывать уже не придётся. Скорее всего трудоустройство будет без трудовой книжки и договора. А работнику предложат низкооплачиваемую должность. Перспектива карьерного роста исключается.

Источник: https://burdenko5.ru/lgoty/voennyj-bilet-pri-prieme-na-rabotu-nuzhen-ili-net.html

Как назначить пенсию без хлопот

Работодатель запрашивает справки и военный билет, а их нет

В июле текущего года Отделение Пенсионного фонда России по Хабаровскому краю в режиме опытной эксплуатации начало прием заявлений на назначение страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) в электронном виде.

Таким образом, теперь жители края могут подать заявление на назначение любого вида страховой пенсии, используя сервис Личного кабинета застрахованного лица на сайте ПФР. Такой способ обращения за назначением пенсии делает необязательным личный визит гражданина в клиентскую службу Пенсионного фонда.

Но для того, чтобы можно было воспользоваться новой услугой дистанционно, необходимо быть твердо уверенным, что все ваши пенсионные права зафиксированы в ПФР.

С этой целью и проводится заблаговременная оценка пенсионных прав.

Как правильно подойти к этому процессу? Когда, куда и какие нести документы? На эту тему 15 июля во всех территориальных органах ПФР края проведена телефонная «горячая линия», в работе которой приняли участие около 500 жителей края. Заместитель управляющего ОПФР по Хабаровскому краю Ирина Глазырина, обобщив вопросы, поступившие от граждан, ответила на самые распространенные и актуальные.

– Почемудокументы на назначение пенсии надо представлять заблаговременно?

– Как правило, чтобы назначить пенсию необходимо оценить большой объем документов, подтверждающих стаж, заработок и другие обстоятельства. Нередко приходится запрашивать недостающие документы, уточнять отдельные периоды работы, а то и выйти с проверкой на предприятие, в архив.

Если все эти мероприятия проводятся уже после того, как человек обратился в ПФР с заявлением о назначении пенсии, момент получения первой выплаты может быть существенно отсрочен. В том, чтобы пенсия была установлена своевременно и в полном объеме, заинтересованы и органы ПФР, и сам человек.

Поэтому подготовить документы, требуемые для назначения пенсии нужно заблаговременно.

Органами ПФР края проводится предварительная (за 9 месяцев до выхода на пенсию) правовая оценка документов, необходимых для пенсии, предоставляются консультации по интересующим граждан вопросам, в необходимых случаях осуществляются проверки, уточнения документов, а также может быть оказано содействие в запросе недостающих сведений, в том числе из других регионов и государств.

Для того чтобы процедура назначения пенсии прошла без задержек, а в ее размере были бы учтены все заработанные пенсионные права, необходимо заранее взять трудовую книжку и обратиться в Пенсионный фонд по месту своего жительства.

Специалисты проверят правильность и полноту записей в трудовой книжке, наличие периодов «льготной» работы, дадут рекомендации по справке о заработной плате, проконсультируют о том, какие документы необходимо запросить дополнительно.

Тогда к моменту оформления пенсиибудет в наличии полный пакет необходимых документов, останется лишь написать заявление.

– Итак, что нужно сделать человеку до наступления пенсионного возраста?

За 9 месяцев до наступления права на пенсию прийти в территориальный орган ПФР по месту жительства с имеющимися документами о стаже и заработке для их предварительной оценки.

Из территориального органа ПФР может поступить уведомление (приглашение) о предоставлении документов для их предварительной оценки. Но даже если вы не получили такого приглашения, необходимо самому проявить инициативу и обратиться в ПФР.

Если до выхода на пенсию остаётся всего 2 – 3 месяца, ничего страшного. Поскорей выберите свободный час и обращайтесь в территориальный орган ПФР по месту жительства с документами. Даже если полный пакет документов собрать не получится, по крайней мере, будут сделаны все необходимые запросы и процедура оформления не затянется.

– Нельзя ли как-то упростить этот этап для будущих пенсионеров?

– Можно. Для этого Отделение ПФР по Хабаровскому краю заключает с работодателями соглашения, в рамках которых они заранее предоставляют нам в электронном виде документы для назначения пенсии на своих работников.

Поэтому, когда такие работники приходят в пенсионный фонд, у нас уже есть все документы, они проверены, и мы очень быстро назначаем пенсию.

Сейчас у нас в крае около двух тысяч таких социально ответственных за свои трудовые коллективы работодателей.

– Почему же не все работодатели подключились к такому хорошему делу? Может быть это сопряжено для них с какими-то дополнительными финансовыми затратами?

– Многие так думаю, и не желают брать на себя дополнительные функции. На самом же деле процедура очень малозатратна, польза для работника несравнимо больше.

В практику работы многих госструктур и банков давно введен электронный документооборот с клиентами. Так и в ПФР. Законодательство обязывает страхователей, имеющих численность работников свыше 25 человек, сдавать отчетность в электронном виде.

Для этого разработан специальный программный комплекс, все электронные документы заверяются электронной подписью и имеют такую же правовую силу, как и бумажный, заверенный печатью и подписью. Вот по этим же каналам связи работодатели могут передавать и документы на пенсию своих работников.

Поэтому дополнительных финансовых затрат на это не требуется. Те работодатели, кто уже подключился к такому взаимодействию, отмечают его простоту и полезность.

– А какие именно сведения о работнике передает работодатель в Пенсионный фонд?

– Это те сведения, которыми работодатель обладает: электронный формат (отсканированный) трудовой книжки, военного билета, паспорта, если профессия льготная, то соответствующую справку. Такая форма взаимодействия работодателя и ПФР для граждан очень удобна.

От работодателя сведения поступают заблаговременно, за 9 месяцев, а то и за год. У специалистов ПФР есть время их оценить, проверить. Если нужны какие-то дополнительные сведения, работодателю сообщат, он доведет до работника, работник подготовит, и опять можно все это через работодателя переслать.

Архивные справки будут запрошены специалистами ПФР.

– И в результате человеку, собирающемуся на пенсию, практически и заботиться не о чем будет. Подошел срок пенсии, пришел в ПФР, написал заявление – и все уже назначено.

– Если все подготовлено заранее и проведена правовая оценка документов, то при наступлении срока оформления пенсии человеку, действительно, нужно только написать заявление.

Но мне бы не хотелось, чтобы у граждан складывалось впечатление, что оформление пенсии – это не их забота, кто-то за них все сделает. Это не так. Пенсию зарабатывает каждый из нас. Поэтому каждый и должен быть заинтересован в ее правильном и полном назначении.

Ответственность за оформление документов нельзя ни на кого перекладывать. То, о чем мы говорим, – заблаговременная работа, – это возможность подготовиться к пенсии заранее, чтобы процедура назначения не затянулась.

Органы ПФР, а в ряде случаев и работодатель, готовы помочь, но инициатива в этом вопросе должна исходить, прежде всего, от каждого гражданина, пенсию то получать ему.

– Какие еще документы, кроме трудовой, могут понадобиться при оформлении пенсии?

– Обязательно нужно предъявить паспорт – это главный документ, удостоверяющий личность, возраст и гражданство. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), при его наличии.

Если есть иные документы, подтверждающие пенсионные права, к примеру, военный билет, справки о стаже, трудовые договоры, документы о рождении детей, о перемене фамилии и т.п.

, их также необходимо представить специалисту ПФР.

В каких случаях необходимо запрашивать уточняющие или подтверждающие справки?

Очень часто такая необходимость возникает из-за ненадлежащего оформления трудовой книжки.

Это могут быть неполные или неточные записи, незаверенные исправления, отсутствующие или слабо прочитываемые печати, отсутствие записи о переименовании учреждений и организаций, неверно внесенные записи об изменении фамилий и так далее. Для подтверждения льготного стажа в определенных условиях, местностях, должностях, производствах необходимы справки.

Нередки случаи, когда трудовая книжка утрачена, тогда со слов гражданина составляются и направляются запросы по всей трудовой деятельности.

– Бывает, что предприятие, на котором человек некогда работал, ликвидировано. Куда обращаться за справкой, может быть в архивы?

– В архивы у нас граждане давно не ходят. Если только по личной инициативе. С архивами у органов Пенсионного фонда налажен электронный документооборот. И все, что касается архивных документов, наши специалисты запрашивают самостоятельно.

– А вот некоторые граждане недовольны, что в Пенсионном фонде им отказали сделать запросы в ЗАГС. Это законный отказ?

– Да. Все, что касается актов гражданского состояния, человек действительно должен делать запрос сам. Потому что в ЗАГСе, как правило, все услуги (выдача справок, дубликатов и повторных свидетельств) платные – облагаются государственной пошлиной.

Но это не значит, что надо, к примеру, из Хабаровска ехать в другой населенный пункт, чтобы получить сведения из ЗАГСа по прежнему месту жительства. Обращаются в тот ЗАГС, где живут сейчас, а уже его работники делают запросы самостоятельно по своим каналам и выдают документы там, где человек обратился.

– Есть ли еще какие-то случаи, когда человек сам должен делать запрос или собирать документы?

– Нормативно закреплены перечни документов, которые гражданин обязан представить для назначения пенсии, и которые он вправе, то есть, не обязан представлять.

Так вот, ПФР в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает сведения о периодах получения пособия по безработице из службы занятости, а также ряд сведений от военного ведомства или системы МВД, налоговой службы и органов медико-социальной экспертизы. Что же касается основных документов, требуемых для пенсии, о стаже, заработке, иждивенцах, то гражданин предоставляет их самостоятельно.

К примеру, на иждивении у того, кто оформляется на пенсию, есть ребенок-студент в возрасте до 23 лет, гражданин сам берет справки в образовательном учреждении об учебе и в управляющей компании о составе семьи, и предоставляет их в ПФР.

Как влияет заработок на назначение пенсии?

Напрямую. Чем выше заработок, тем больше пенсия.

Заработная плата, как таковая, учитывается за 2000 – 2001 годы по данным лицевого счёта гражданина в ПФР либо за 60 месяцев подряд трудовой деятельности до 1 января 2002 года по справке, выданной организацией или архивным органом.

В случае если заработок за 2000 – 2001 гг. отсутствует, неполный или невыгоден для исчисления пенсии, сотрудники Пенсионного фонда порекомендуют, за какие годы взять заработок, а при необходимости окажут содействие в запросе справки.

Заработок после 2002 г. учитывается в размере пенсии через страховые взносы, которые работодатель начисляет и уплачивает в ПФР. Эти данные гражданину предоставлять не нужно.

Есть ли какие-нибудь особенности при оформлении «досрочных» пенсий?

Особенностей много. Оснований для назначения досрочных пенсий в законодательстве более 25, для каждого свои требования, условия и соответственно подтверждающие документы.

Досрочная пенсия (оформление пенсии ранее общеустановленного возраста от 1 до 15 лет) – это льгота, которая должна быть предоставлена обосновано. Требования к документам здесь более строгие, зачастую они требуют дополнительной проверки.

Поэтому тем гражданам, которые претендуют на досрочный выход на пенсию, тем более следует прийти в ПФР заблаговременно.

– Получается, что, все-таки, много документов необходимо представить в ПФР для оформления пенсии. А как же будет при подаче заявления в электронном виде через «Личный кабинет застрахованного лица», все равно идти в ПФР с бумагами?

– Есть такая поговорка «Не так страшен черт, как его малюют». Ошибки в трудовых книжках и иждивенцы есть не у всех граждан. Право на досрочную пенсию также не у каждого. Большинству людей не требуется объемного пакета документов для пенсии, только паспорт, да трудовая книжка.

Кроме того, законодательство в пенсионной сфере развивается, совершенствуются технологии. В течение нескольких лет органами ПФР проводилась работа по сбору сведений о стаже до 2002 г. У нас в крае было собрано более 350 тыс. сведений на работающих граждан.

Они прошли правовую оценку и вносятся сейчас на лицевые счета. В «Личном кабинете» можно ознакомиться с ними, и если вопросов не возникнет, в дальнейшем эти сведения будут использованы для назначения пенсии.

Так что в скором времени предоставление бумажных документов о стаже станет не актуальным.

Заботиться о пенсии нужно заранее, пока человек еще молод и активен. Начните уже сейчас знакомство с пенсионными правами через «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте ПФР, и тогда процесс оформления пенсии будет простым и быстрым.

Справка.

Отделение ПФР по Хабаровскому краю выплачивает пенсии 396,1 тыс. гражданам, из них 364,1 тыс. – получатели страховых пенсий, 30,5 тыс. – социальных пенсий.

Ежегодно в крае назначается в среднем 20 тыс. пенсий.

Средний размер страховой пенсии в крае составляет 14 519 руб.

Источник: http://www.pfrf.ru/branches/habarovsk/news~2015/07/16/94356

Юридический спектр
Добавить комментарий