Присвоение звания ветерана труда, если был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ

Как получить звание «Ветеран труда»

Присвоение звания ветерана труда, если был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ

Что такое «Ветеран труда», кто имеет право на получение звания «Ветеран труда», как получить и оформить звание «Ветеран труда», какие меры социальной поддержки (льготы) положены ветерану труда и как их получить, все эти вопросы подробно рассматривались в наших проектах ранее, в том числе в материалах:

Однако наши правительственные чиновники и законодатели, оправдывая свое немаленькое жалованье, регулярно вносят в социальное законодательство различные поправки. И, почему-то как правило, не в пользу ветеранов.

Поэтому и нам приходится также регулярно корректировать уже размещенные на наших сайтах материалы и рекомендации.

И в данном материале мы учтем изменения, которые были внесены статьей 3 Федерального закона от 29.12.

2015 № 388-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из  обязанности соблюдения  принципа адресности и применения критериев нуждаемости» в  Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанной статьей 3 Федерального закона 388-ФЗ были определены требования к присвоению звания “Ветеран труда” для награжденных ведомственными знаками отличия.

Эти изменения вступили в действие с 1 июля 2016 года.

Новые требования к стажу для получения звания “Ветеран труда”

Согласно новой редакции Закона № 5-ФЗ «О ветеранах», введенной в действие с 1 июля 2016 года статьей 3  Федерального закона  № 388-ФЗ, ветеранами труда являются:

  • граждане, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу)не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) иимеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин иливыслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
  • лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, законодатели значительно увеличили срок трудового (страхового) стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда», который с 01.07.2016 составил не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

До принятия Федерального закона № 388-ФЗ право на присвоение звания «Ветеран труда» имели граждане, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 7 лет.

Но это еще не все. Также Федеральным законом 388-ФЗ введено требование к наличию у заявителя на звание «Ветеран труда», помимо ведомственного знака отличия за заслуги в труде (службе) продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли) экономики.

При этом, что уже неплохо, Федеральным законом 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде,

  • сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, требование к наличию продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли) экономики распространяется на граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде с 01.07.2016.

Новые требования к порядку учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”

Пункт 4 абзац «б» статьи 3 Федерального закона 388-ФЗ дополнил также Закон “О ветеранах” пунктом 1.1., уточняющим порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”.

В соответствии с этим уточнением:

  • порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда” федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации;
  • порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Итак, мы определились с новыми требованиями к стажу для получения звания “Ветеран труда” и новыми требованиями к порядку учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”.

И возникает вполне закономерный вопрос, а зачем нужны все эти проблемы с оформлением звания «Ветеран труда», может быть овчинка выделки не стоит?

На самом деле оно того стоит, во всяком случае пока еще на сегодняшний день…

Присвоение звания «Ветеран труда» дает право, пока что, на получение определенных и немаленьких социальных льгот, особенно ощущаемых на пенсии пенсионерами.

В то же время статья 22 «Меры социальной поддержки ветеранов труда» Федерального закона «О ветеранах» N 5-ФЗ гласит:

  • «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.»

И в каждом субъекте Российской Федерации принято собственное законодательство по обеспечению льготами ветеранов труда. А где и как, этот вопрос более детально будет рассмотрен в следующих материалах.

Социальная поддержка ветеранов: льготы ветеранам

Источник: https://kolesovgb.ru/index.php/sotsialnaya-zashchita/sotsialnaya-zashchita-veteranov-lgoty-veteranam/948-kak-poluchit-zvanie-veteran-truda-s-1-iyulya-2016-goda

Какие регалии времен СССР дают право на

Присвоение звания ветерана труда, если был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ

Важное разъяснение дал Верховный суд РФ по поводу ведомственных знаков отличия, наличие которых необходимо для присвоения человеку звания “Ветеран труда”.

Каждый человек, у которого впереди замаячил пенсионный возраст, в первую очередь начинает вспоминать, а были ли в его трудовой биографии награды, которые дадут ему немало моральных и материальных выгод от грядущей пенсии. Тот же самый вопрос, о наличии наград, первым задают в Пенсионном фонде любому гражданину, переступившему порог этого ведомства.

Корочки “Ветерана труда” – это и немалые льготы при оплате услуг ЖКХ, и бесплатный проезд на электричке, и дополнительный отдых, если человек остался работать. Многие из тех, кто считает, что имеет право на звание ветерана, идут буквально в бой за право считать собранные за трудовую жизнь всевозможные грамоты, вымпелы и награды основанием для заветного звания.

Один из подобных случаев и рассмотрел Верховный суд, попутно объяснив, что такое ведомственные награды бывшего СССР. Разъяснение законодательных и правовых норм прошлых лет будет интересно многим нынешним и будущим пенсионерам.

История этой жалобы началась в Оренбурге. Там в районный суд с иском к министерству соцразвития Оренбургской области обратилась женщина. Она просила признать незаконным отказ чиновников пенсионного ведомства дать ей звание “Ветеран труда”.

Истица рассказала суду, что проработала много лет на местном узле связи. В далеком 1984 году ее наградили знаком “Ударник коммунистического труда”, и она, оформляя пенсию, попросила присвоить ей звание ветерана.

Но пенсионные чиновники написали, что знак “Ударника” права на ветеранское удостоверение ей не дает. Женщина просила суд признать этот ответ незаконным. Районный суд в иске пенсионерке отказал.

Следующей инстанцией стал областной суд, который велел местному министерству соцразвития включить гражданку в проект указа губернатора области “О присвоении звания “Ветеран труда”.

Теперь подобное решение не устроило оренбургское министерство, и оно обратилось в Верховный суд, попросив пересмотреть дело. Высшая судебная инстанция проделала огромную работу, подняв все положения о прежних наградах, и вынесла решение, что знак “Ударник коммунистического труда” – не ведомственный знак отличия.

Вот все подробности, которые растолковал своим региональным коллегам Верховный суд. Есть основной закон для решения подобных споров. Это Закон “О ветеранах”. В нем перечислено, кто является ветераном труда. Это лица, награжденные орденами или медалями, удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации. А также награжденные ведомственными знаками отличия в труде .

Порядок и условия присвоения звания “Ветеран труда” определяются законами и правовыми актами субъектов России.

Верховный суд разъяснил, что такое ведомственные знаки отличия в труде.

Это нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ, Прокуратурой СССР, РСФСР или Генпрокуратурой, Государственным банком СССР, РСФСР или Центральным банком РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Судебным департаментом при Верховном суде РФ.

Районный суд в этом списке не нашел указания на знак “Ударник”. А областной суд рассуждал так.

Было два постановления Президиума ВЦСПС (от 1966 года и 1969 года), в которых говорилось, что награждением единого для СССР знаком “Ударник коммунистического труда” происходило по совместному решению профсоюзных и хозяйственных органов.

Значит, сделал вывод областной суд, звание “Ударник” дает право на присвоение ветеранства. С таким выводом и не согласился Верховный суд. Он напомнил, что было Постановление президиума ВЦСПС от 1966 года под названием “Об улучшении организации соцсоревнования”.

Там сказано, что профсоюзы вместе с хозяйственниками должны для поощрения передовиков использовать меры материального и морального поощрения. Для морального поощрения и вводился знак “Ударника”. Верховный суд подчеркнул – в этом постановлении ВЦСПС нет указаний , что это ведомственная награда.

В 1976 году появилось совместное постановление (N 1081) ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ “О соцсоревновании”. В нем было предложено партийным, профсоюзным и комсомольским организациям активно развивать движение коммунистического отношения к труду.

Общий вывод из этих старых документов и сделал Верховный суд.

По его мнению, звание “Ударник коммунистического труда” не является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку это звание присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования , вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Звание “Ударник” не является и почетным званием СССР, так как не включено в специальный перечень почетных званий СССР.

Верховный суд разъяснил, что следует ориентироваться на специальный перечень, который содержится в статье 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР.

Это положение утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года (N 360-Х). Обладателям таких наград и званий положено звание “Ветеран труда”.

Исходя из этих документов, вывод суда апелляционной инстанции, что наличие звания “Ударник” – это основание для ветеранства, Верховный суд назвал неправильным и оставил в силе решение районного суда Оренбурга.

Источник: https://rg.ru/2013/12/17/veteran.html

Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 января 2014 г. по делу N 11-526/2014 (ключевые темы: звание ветеран труда

Присвоение звания ветерана труда, если был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ

Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 января 2014 г. по делу N 11-526/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Скрябиной С.В.,

Аброськиной Е.А., Зеленовой Е.Ф., Терюшовой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Погребной Е.В. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 17 октября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Погребная Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношения Челябинской области о признании незаконным отказа в присвоении звания “Ветеран труда”, возложении обязанности по присвоению такого звания путем включения ее в ведомость на присвоение звания “Ветеран труда” и возложении обязанности по выдаче удостоверения “Ветеран труда”.

В обоснование исковых требований указала, что в настоящее время является получателем трудовой пенсии по старости. В период работы ее **** в качестве **** 3 декабря 1985 года она была награждена почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи.

Полагая, что имеет право на присвоение звания “Ветеран труда”, обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Однако ей в этом было отказано по причине того, что почетная грамота ЦК ВЛКСМ не отнесена к ведомственному знаку отличия в труде.

С таким решением ответчика она не согласна.

Истец в судебное заседание суда первой инстанции при надлежащем извещении не явилась. Ее представитель Ежов А.И. на иске настаивал.

Представитель ответчика при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Погребной Е.В.

было отказано. При этом суд пришел к выводу о том, что награждение почетной грамотой ЦК ВЛКСМ не может служить основанием для присвоения звания “Ветеран труда”, так как не относится к ведомственным знакам отличия в труде, нормативные акты Челябинской области не содержат оснований к присвоению гражданину звания “Ветеран труда” в связи с награждением почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В апелляционной жалобе истец требует отмены судебного решения с принятием нового – об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме. Настаивает на том, что награждении ее Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ относится к ведомственным знакам отличия в труде, решение о награждении которым принято по ходатайству ее работодателя и руководящим органом ЦК ВЛКСМ.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив в соответствии с частями первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив ее доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Погребная Е.В. в период с 01 августа 1983 года по 01 января 1989 года работала в **** (л.д. 16-17).

03 декабря 1985 года награждена почетной грамотой ЦК ВЛКСМ “За активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи” на основании постановления бюро Челябинского обкома ВЛКСМ от 12 ноября 1985 года (л.д. 15, 19).

С 28 декабря 2012 года является получателем трудовой пенсии по старости (л.д. 18).

Письмом от 11 января 2013 года Министерством социальных отношений Челябинской области Погребной Е.В.

было отказано в присвоении звания “Ветеран труда” на том основании, что почетная грамота ЦК ВЛКСМ выдана общественной организацией, не входящей в структуру органов государственной власти, поэтому не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, учитываемый при присвоении звания “Ветеран труда” в соответствии с действующим постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111 “Об утверждении Положения о порядке присвоения звания “Ветеран труда” и выдачи удостоверения “Ветеран труда” (л.д. 12-13).

Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах” установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона “О ветеранах” определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение “Ветеран труда”, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона “О ветеранах” награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

Таким образом, общественные организации, такие как ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Роспотребсоюз, Центросоюз, ДОСААФ, Всероссийское общество “Знание” и другие, не являются органами государственной власти.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”).

На основании статей 10 и 22 Федерального закона “О ветеранах” меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.

В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона “О ветеранах” порядок и условия присвоения звания “Ветеран труда” определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Челябинской области порядок присвоения звания “Ветеран труда” и выдачи удостоверения “Ветеран труда” определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N111.

В соответствии с указанным Положением звание “Ветеран труда” присваивается гражданам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Документами, подтверждающими право граждан на присвоение звания “Ветеран труда”, являются удостоверения (дубликаты удостоверений) к орденам, медалям, почетным званиям СССР или Российской Федерации, документы к ведомственным знакам отличия в труде.

Статья 7 Федерального закона “О ветеранах” не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Исходя из пункта 4 статьи 7 Федерального закона “О ветеранах” субъект Российской Федерации вправе определить перечень знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания “Ветеран труда”.

В силу пункта 4 Положения о порядке присвоения звания “Ветеран труда” и выдачи удостоверения “Ветеран труда” в Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111, к ведомственным знакам отличия в труде в целях применения настоящего Положения относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), решение о награждении которыми граждан принято Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами – участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.

В соответствии со статьей 126 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 года, ВЛКСМ являлся общественной организацией молодежи, и не был отнесен положениями действовавшего законодательства к высшим органами государственной власти СССР.

Из указанных нормативных положений следует, что почетная грамота, решение о награждении которой принято общественной организацией ВЛКСМ, не отвечает требованиям, предъявляемым Положением о порядке присвоения звания “Ветеран труда” и выдачи удостоверения “Ветеран труда” в Челябинской области к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку ВЛКСМ не является органом государственной власти, наделенным правом учреждать ведомственные знаки отличия в труде.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Министерства социальных отношений Челябинской области об отказе в присвоении истице звания “Ветеран труда” является правомерным.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 17 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Погребной Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/121432384/

Юридический спектр
Добавить комментарий