Претензия от страховой компании об оплате в пользу потерпевшей стороны

Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО: чего требовать и как составить документ, сроки подачи и рассмотрения

Претензия от страховой компании об оплате в пользу потерпевшей стороны

Современный автолюбитель всё больше рискует попасть в ДТП. Этому способствуют и плохое состояние дорожного покрытия, и увеличение транспортных средств на дороге, и большое количество безответственных водителей за рулем. Может оказаться, что у виновника аварии нет полиса ОСАГО. В подобной ситуации пострадавшего водителя выручит досудебная претензия.

Что это за документ

Досудебная претензия составляется водителем, пострадавшим в аварии по вине другого шофёра. Если у виновной стороны отсутствует страховой полис, возмещать ущерб будет он сам или страховая компания потерпевшей стороны. Страховщик же адресует виновнику регрессное требование о взыскании потраченной суммы.

Важно!Если у водителя, попавшего в дорожные неприятности, заключён договор каско, даже при небольшом повреждении следует вызывать автоинспекцию. Иначе страховая компания может не компенсировать нанесённые убытки.

Досудебная претензия оформляется в письменной форме и содержит обоснованные требования к виновнику ДТП. К ней прилагается протокол сотрудника ГИБДД, заключение экспертизы и другие бумаги.

Когда претензия необходима

Чаще всего досудебная претензия составляется пострадавшей стороной, когда у виновника дорожного происшествия нет полиса ОСАГО или время его действия просрочено. Штраф за подобное — 800 руб., сумма небольшая.

Также бывают случаи, что при оплате компенсации по ОСАГО страховая компания намеренно занижает сумму нанесённого ущерба.

В подобной ситуации владелец авто до обращения в судебные инстанции может составить претензию к страховщику.

Даже если противная сторона отказывается идти на контакт, юристы всё равно настаивают на составлении подобной бумаги. В суде наличие этого документа будет говорить о том, что пострадавшая сторона хотела пойти на мирное урегулирование вопроса.

Составление документа

Строгого образца для написания досудебной претензии нет.

Важно!Если страхового полиса у виновника аварии нет, оценкой повреждений нанесённых автомобилю, должен заниматься независимый эксперт. Противная сторона имеет право присутствовать при осмотре, пострадавший должен за 37 дней уведомить виновника о месте и дате проведения экспертизы.

В этом документе необходима такая информация:

  1. Личные данные лиц, участвующих в ДТП, и данные их авто (паспортные данные, регистрация, модели и номера машин, попавших в аварию). Если виновник отказывается предоставлять эту информацию, её можно взять из протокола, который составляет сотрудник ГИБДД.
  2. Чётко описанная ситуация, приведшая к дорожному происшествию.
  3. Дата, место события, количество свидетелей при наличии оных.
  4. Суть претензии — сумма расходов, которые понёс пострадавший, на ремонт автомобиля, его транспортировку на СТО, лечение в больнице, если в аварии получены серьезные травмы. Также в документе следует указать стоимость машины до происшествия и после.
  5. Реквизиты банка, на которые требуется перевести взыскиваемые средства, и срок, за который надо это сделать.
  6. Копии документов, подтверждающие написанное (протокол дорожной полиции, постановление про правонарушение, справка об аварии, чеки из СТО, документы из медучреждений, заключение о проведении экспертизы транспортного средства).

Бланк претензии при ДТП

Если потерпевший никогда не составлял подобные документы, он может скачать примерный бланк в Интернете. Хотя сложностей с написанием претензии быть не должно. В шапке указываются реквизиты виновника и потерпевшего, затем — название документа, а ниже описывается сама претензия и уточняются подробные причины её возникновения.

Скачать обрезец досудебной претензии виновнику ДТП

Чего требовать от виновника

Потерпевшая сторона имеет право требовать погашения всех затрат, которые возникли в результате дорожного происшествия.

Это могут быть:

  • деньги на ремонт машины;
  • оплата лечения травм, полученных в результате ДТП;
  • затраты на транспортировку разбитого авто;
  • прохождение независимой экспертизы;
  • оплата юридической консультации.

Если повреждения при аварии получило только транспортное средство, о возмещение морального ущерба можно не думать, суд в таких ситуациях пострадавшему отказывает. Моральный ущерб возмещается только в случае нанесения пострадавшему травм и увечий в результате дорожного происшествия. Возмещение такого рода ущерба может быть потребовано родственниками погибших в аварии.

Дополнительные документы

Помимо всех вышеперечисленных документов к претензии по ДТП прикладываются копии имеющихся свидетельств аварии. Это поможет убедить виновника в том, что не следует доводить дело до суда.

Из дополнительных документов могут иметь силу:

  • подписанные показания свидетелей происшествия;
  • фотографии ситуации на дороге после аварии, показания регистратора;
  • снимки повреждений автомобиля;
  • схема ДТП, которую составляет дорожная полиция.

Что делать с документом

После того, как суть претензии изложена на бумаге, документ отправляется виновной стороне с уведомлением о доставке. Если виновник не принимает письмо или не отвечает, нужно составить об этом акт.

Куда и как подаётся

Подачу досудебной претензии надо осуществить по почте заказным письмом. Можно воспользоваться курьером или вручить этот документ лично, но с виновника следует взять письменную расписку о получении им претензии по ДТП.

Срок подачи и рассмотрения

Законодательством не предусмотрен чёткий срок между аварией и подачей досудебного документа виноватой стороне. Зато строго ограничен срок рассмотрения претензии. Если в течение 10 дней виновник не идёт на соглашение, следует подавать на него иск в суд.

Срок возмещения убытков

В законодательной базе РФ не прописаны сроки выполнения претензионного заявления. Юристы рекомендуют пострадавшей стороне составить договор, в котором строго и ясно указать сроки возмещения убытков, понесённых в результате аварии. Если же договор не соблюдается, с копиями претензии и остальных бумаг смело можно идти в суд.

Почему могут отказать

Не всегда виновная сторона выбирает мирное разрешение ситуации. Участник ДТП может отказать, это тоже следует письменно закрепить (акт об ответе на претензию).

Причиной отказа в возмещении ущерба могут быть:

  • завышенная оценка стоимости ремонта;
  • причина аварии и документы составлены неправильно;
  • преувеличенная сумма моральной компенсации.

Поэтому все документы о происшествии на дороге следует собирать очень внимательно. Лучше обратиться за помощью к юристам, знающим тематику ДТП хорошо.

Когда нужно обращаться в суд

По истечении 10-дневного срока потерпевшая сторона, не получившая какого-либо ответа на свое заявление, обращается в суд.

К иску о возмещении нанесённого при ДТП ущерба обязательно надо приложить составленную ранее претензию.Даже если пострадавший в аварии уверен, что виновник ему откажет, всё равно необходимо составить досудебный документ.

В суде этот шаг, при наличии всей остальной доказательной базы, будет работать в пользу пострадавшего.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Источник: https://auto.today/bok/14600-dosudebnaya-pretenziya-vinovniku-dtp-bez-osago.html

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Претензия от страховой компании об оплате в пользу потерпевшей стороны

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Есть обновление от 16:55 →

Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков

ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU – Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии “страховых” судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.

Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны – страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.

Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений “недобросовестных страхователей”.

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.

Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.

Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал “Интерфаксу” заместитель гендиректора СК “МАКС” Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. “Росгосстрах” на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.

А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.

“Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра – это вполне разумные действия”, – сказал “Интерфаксу” начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. “Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков”, – отметил он.

Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев

Второе дело – тоже “росгосстраховское”. Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. “Росгосстрах” посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. “Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований”, – сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

“Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений”, – резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании “Согласие” Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании “ВСК” платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.

В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.

Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

“Верховный суд принял обоснованное решение”, – считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК “МАКС”, у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все “пьяные” наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

“Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 – ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП”, – предупреждает он. “Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны”, – опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании “Оранта”, у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику – “СК Мегарусс-Д” – за компенсацией, но получил отказ.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: “Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат – безо всяких судов, просто по закону”.

Доверенность – это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании “Гелиос” компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.

Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

“Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица”, – говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. “Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны”, – сказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. “Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты”, – сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. “В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства”, – отметил Михальчик.

“Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями”, – отметила руководитель юридического отдела юридического бюро “Падва и Эпштейн” Татьяна Манакова.

При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Источник: https://www.interfax.ru/business/589199

Как страховые «доят» клиентов после ДТП

Претензия от страховой компании об оплате в пользу потерпевшей стороны

Коллега прислал мне фотографию: «Какой, по-твоему, ущерб для Nissan?» Я ответил: если фара не повреждена, 50-70 тысяч. Не угадал.

Редактор Auto.59.ru Илья Семков попал в неприятную историю. Дело было так: ехал Илья на своем «Ланосе», светофор сменился с красного на зеленый, он вырулил на перекресток и в этот момент с поперечной улицы под него выкатился Nissan X-Trail, до этого стоявший. Видимо, решил успеть. Подробности происшествия – на страничке Ильи.

Скорость была небольшой, так что и удар показался несильным, а «Ланос» так и вовсе отделался «косметикой». Nissan досталось больше, но, судя по снимкам, повреждена лишь правая сторона машины.

По словам Ильи, владелец «Ниссана» вины не отрицал и лишь сокрушался, что его страховка каско невыгодна, если он оказывается виновником ДТП. И тут Илья решил сделать благородный жест: повреждения несильные, у обоих есть каско и ОСАГО, поэтому Илья взял вину на себя.

В результате разошлись миром: страховая Ильи заплатила «пострадавшему» 120 тысяч рублей, остальное тот получил со своей страховой по каско. Обе стороны решили, что они в расчете.

Сюрприз в почтовом ящике

Через год Илья получил претензию от страховой компании владельца Nissan. Илье предписывалось оплатить в пользу страховой сумму, которую сама страховая выплатила хозяину иномарки: 300 тысяч минус 120 тысяч, покрытых ОСАГО. Причем сделать это нужно было в весьма сжатые сроки.

Илья эту бумажку проигнорировал, и вроде бы дело улеглось.

А через три года после происшествия страховая подала в суд исковое заявление, в случае удовлетворения которого Илье необходимо выплатить компенсацию в пользу страховой уже в принудительном порядке.

Сумма ущерба была оценена в 253 тысячи рублей, но из-за особенностей страховки каско (видимо, была франшиза), часть оплатил сам владелец, поэтому на долю Ильи выпало 60 тысяч рублей.

Еще раз подчеркнем, что речь идет не о претензиях владельца Nissan к Илье, а об иске страховой компании «пострадавшего» в адрес виновника ДТП. И здесь нет подвоха.

Так, если клиент, застрахованный по каско, попадает в ДТП не по своей вине, страховая выплачивает ему компенсацию, а потом взыскивает с виновника ту часть ущерба, которая не покрывается страховкой ОСАГО. Это называется зловещим термином суброгация (не путать с регрессом).

Статья 965 ГК РФ: «Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования».

Вот столкнулись две машины. Вышли два адекватных человека, посокрушались. И невиновный говорит: «Да ладно, все в жизни бывает… У меня каско. Не парься сильно». Тут, конечно, происходит эмоциональное сближение сторон, они душа в душу оформляют ДТП, созваниваются, вместе собирают бумажки… Только один из них не знает, что наличие каско у второй стороны – это не всегда плюс.

В принципе, если сумма ущерба оказалась выше выплат по ОСАГО, в суд может подать и частное лицо (например, если страховки каско не было). Но есть один психологический нюанс: частное лицо придирчиво взвешивает, стоит ли связываться.

Скажем, насчитали ущерб 144 тысячи, по ОСАГО выплатили 120 тысяч, а человек по факту отремонтировал машину у китайцев за 85 тысяч.

И он думает: стоит ли морочиться, чтобы открысить еще 24 тысячи, если я и так в плюсе? Не все любят судиться.

Другое дело страховые. Они подают в суд гораздо чаще, а точнее – почти всегда. Для них это рутинный процесс, на выполнение которого заточен целый юридический отдел. Это конвейер: есть виновник, будет суд.

«Если юридический отдел страховой компании работает хорошо, то суброгационные претензии подаются сравнительно быстро, – поясняет генеральный директор федеральной юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Анна Апушкинская.

– Срок исковой давности по таким делам составляет три года, и иногда в силу ряда причин, например, длительного согласования суммы ремонта с клиентом или необходимости продавать остатки конструктивно уничтоженного автомобиля, срок может увеличиваться вплоть до трехлетнего.

Изначально страховая направляет виновнику ДТП претензию и предлагает решить вопрос в досудебном порядке: человек может явиться в страховую и договориться, например, о рассрочке платежа.

Если человек игнорирует претензию, страховая компания подает в суд, который уведомляет виновника о датах заседания. Если виновник игнорирует суд, решение выносится заочно».

Кстати, если франшиза действительно была, то владелец Nissan мог взыскать эту часть ущерба с Ильи через суд. Другое дело, что как раз пострадавшая сторона к Илье претензий не имела.

Куртка замшевая… Три куртки!

Краеугольный камень – это размер ущерба. Проблема в том, что процедура суброгации обычно инициируется уже после того, как машина отремонтирована. Виновник ДТП успокоился, расслабился и оценкой не интересуется, ведь все решают страховые. А когда приходит иск, машина отремонтирована, и оценивать, по сути, нечего. Есть результаты первой экспертизы, есть счета за ремонт – попробуй, оспорь.

В обсуждаемом случае у X-Trail якобы повреждены обе фары (70 тысяч рублей), обе противотуманки, амортизатор, поворотный кулак, ступичный подшипник, капот, радиатор, бачок и моторчик омывателя и так далее. В общем, почти вся передняя часть машины. Были ли эти элементы повреждены, можно ли их было отремонтировать – вопрос почти риторический.

Что можно сделать, чтобы не допустить завышения суммы ущерба?

Во-первых, думать об этом нужно в день происшествия. Эксперты советуют при любых ДТП проводить фото- и видеосъемку последствий аварии с привязкой к местности. На снимках должно быть видно взаимное положение машин, осыпь стекла, тормозные следы, повреждения автомобилей, а также любые детали, относящиеся к происшествию. Все материалы нужно хранить минимум три года.

Ущерб пострадавшей стороне определяется в ходе технической экспертизы. «Страховая компания не обязана приглашать виновную сторону на подобные экспертизы, хотя такая практика существует, – поясняет Анна Апушкинская.

– Как правило, если речь о страховке ОСАГО, виновных приглашают, если каско – то нет. Но виновник может написать заявление в страховую с просьбой присутствовать при экспертизе, а удовлетворит ли компания его пожелание или нет – решать ей.

При этом нужно понимать, что сам по себе факт присутствия на экспертизе виновника не гарантирует ее справедливости».

Вопрос оценки ущерба чужому авто весьма превратен, и наверняка допускает всевозможные «люфты», позволяющие страховым или другим заинтересованным сторонам (прикормленным СТО, например) подтасовывать счета.

«Исходя из практики, почти каждый пункт в подобных заявлениях значительно завышен: это касается и неверной оценки износа транспортного средства на момент ДТП, и завышенных цен на запчасти, завышенной стоимости нормочаса, – делится опытом Илья Семков. – Поэтому, по моим данным, в большинстве случаев судебная экспертиза снижает оценку ущерба более чем на 50%».

Если в итоге вы получили претензию от страховой, то в первую очередь необходимо приехать в компанию и ознакомиться с материалами дела. «Основные документы, например, справку о ДТП, счета со станций техобслуживания и так далее необходимо скопировать, – советует Анна Апушкинская.

– Вести подобные дела самому очень сложно, поэтому, скорее всего, понадобится юрист. Если вы не согласны с суммой ущерба, это нужно будет доказать в суде.

Поскольку машина уже отремонтирована и проводить повторную оценку бесполезно, придется использовать другие методы, например, трасологическую экспертизу на основании фотографий.

Эксперты-трасологи сопоставят характер повреждений и объем ремонта и дадут заключение, могло ли данное ДТП привести к тем или иным повреждениям. Также необходимо проверить каталожные номера деталей, использованных при ремонте, адекватность их цен, правильность расчета трудозатрат, стоимость услуг и так далее».

«Если страховая компания не приглашала все заинтересованные стороны на осмотр транспортного средства при проведении экспертизы, у ответчика появляется обоснованный повод усомниться в объективности экспертизы, – говорит Илья Семков. – Фактически, страховая не обязана этого делать, но имеет такую возможность».

Снизить риск суброгации

Насколько такая система справедлива? Для нас, обывателей, ответ не очевиден. Ведь, фактически, застраховав машину по каско, страховая получила от владельца взнос, который и является ее интересом.

А система суброгации позволяет, грубо говоря, наполовину нивелировать все расходы страховых на оплату каско, оставив при себе премии.

В жизни, конечно, далеко не все виновники порядочны и платежеспособны, но сам принцип вызывает вопросы.

Но коль скоро принцип суброгации есть и действует, езда без страховки ОСАГО тем более чревата. Въедете в дорогую машину, застрахованную по каско – владелец, возможно, вам даже улыбнется. А сумму ущерба потом предъявят вам зубры из юридического отдела страховой.

Тем более, в последнее время ОСАГО стало эффективней за счет увеличения лимитов выплат «по железу» до 400 тысяч, и до полумиллиона за вред здоровью. Да, страховка стала дороже и в среднем стоит порядка 10-20 тысяч рублей (подробнее), но она существенно снижает риск попадания на суброгацию и другие претензии пострадавшей стороны. Тем более в кризис аппетиты страховых могут только возрасти.

Желаем всем читателям, чтобы эти соображения никогда вам не пригодились.

В практике страховых компаний есть еще один похожий термин – регресс. Обычно он применяется к страхователям по ОСАГО, грубо нарушившим правила страховки: умышленный вред, алкогольное опьянение водителя, сокрытие с места ДТП и так далее.

В этом случае страховая выплатит компенсацию пострадавшей стороне в рамках закона об ОСАГО, а затем взыщет соответствующий ущерб со своего клиента.

Попутно страховая может установить для непорядочного клиента увеличенные тарифы при покупке ОСАГО в будущем году.

Источник: https://74.ru/text/auto/51069681/

Учет страховых выплат по автогражданке

Претензия от страховой компании об оплате в пользу потерпевшей стороны

Акценты этой статьи:

  • потерпевшая в результате ДТП сторона вправе получить страховое возмещение: в статье рассказано, в какой сумме, при каких условиях и какие могут быть при этом налоговые риски (например, относительно НДС). И стоит ли отстаивать свою точку зрения перед налоговыми органами;
  • виновник ДТП не получает страховое возмещение – соответственно в учете эту сумму не отражает.

Что такое «автогражданка»

Автогражданкой в народе называют страхование гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств. Это один из видов обязательного страхования. Цель – возмещение вреда здоровью, жизни и имуществу потерпевших в ДТП.

Заключение договоров страхования, расчет суммы страховых платежей и условия и порядок выплаты страхового возмещения регламентируются Законом от 01.07.04 г. № 1961-IV «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» (далее – Закон № 1961).

Согласно п. 10.1 Закона № 1961 в Украине заключаются два вида договоров по автогражданке: внутреннего и международного страхования. Первые действуют исключительно на территории Украины, вторые – на территории обозначенных в них стран.

Единственной формой договора внутреннего страхования является страховой полис (он подтверждает наличие договора страхования).

Как и в любом виде страхования, в автогражданке предусмотрена уплата страховых платежей и получение страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Размер и особенности выплаты страхового возмещения

Как действовать при наступлении страхового случая, чтобы получить страховое возмещение?

Прежде всего страхователю необходимо вызвать представителя страховой компании. Порядок и сроки его вызова, как правило, указаны в договоре страхования автомобиля.

После проверки всех фактов страховая компания составляет акт обследования и делает расчет суммы убытка и страхового возмещения.

Размер причиненного ущерба, который является основанием для выплаты страхового возмещения, подтверждается страховым актом, аварийным сертификатом, рапортом или результатом оценки, составленным аварийным комиссаром, оценщиком или экспертом в соответствии с законодательством (п. 31.1, 34.2 Закона № 1961).

Страховое возмещение выплачивается на основании заявления потерпевшего (или другого лица, имеющего право на его получение) по указанным в нем реквизитам на счет (п. 36.4 Закона № 1961):

  • потерпевшего (или другого лица, имеющего право на получение возмещения);
  • лица, ремонтирующего автомобиль;
  • страховщика, выплатившего возмещение по договору имущественного страхования (жизни, здоровья потерпевших).

Закон № 1961 предусматривает компенсацию затрат страхователя страховщиком, однако эти затраты предварительно должны быть с ним согласованы.

Согласно ст. 9 Закона № 1961 страховое возмещение не может превышать:

  • 50 000 грн. – за вред, нанесенный имуществу одного потерпевшего;
  • 100 000 грн. – за вред, нанесенный жизни и здоровью одного потерпевшего.

Если фактически причиненный ущерб будет больше этой суммы, то разницу придется компенсировать непосредственно виновнику ДТП.

Кроме того, виновник ДТП должен компенсировать пострадавшему франшизу в полной сумме (п. 36.6 Закона № 1961).

Франшиза – это часть убытков, которая при любых условиях страховой компанией не возмещается. Максимальный размер франшизы не может превышать 2 % суммы, предусмотренной для возмещения ущерба, причиненного чужому транспортному средству (п. 12.1 Закона № 1961).

Учет страхового возмещения расходов, связанных с ДТП

Мы рассматриваем учет у сторон ДТП – субъектов хозяйствования.

Бухгалтерский учет у потерпевшей стороны

Согласно П(С)БУ 15 «Доход» полученное страховое возмещение признается доходом и отражается проводкой Дт 375 «Расчеты по возмещению нанесенных убытков» – Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» (или 746 «Прочие доходы» при ликвидации поврежденного автомобиля).

Расходы на ремонт автомобиля списываются в дебет счетов 23, 91, 92, 93, 94 (в зависимости от их направления).

При ликвидации непригодного к дальнейшей эксплуатации автомобиля (или другого имущества) его остаточная стоимость включается в состав расходов и отражается по дебету субсчета 976.

Налог на прибыль у потерпевшей стороны

Специальной нормой, регулирующей налогообложение страхового возмещения, является пп. 140.1.6 Налогового кодекса (далее – НК). Однако потерпевшая сторона этот пункт использовать не может, так как в данном случае она не является страхователем.

Тем не менее для учета расходов, вызванных последствиями страхового случая, можно применять общие нормы НК. Так, стоимость ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля (или другого имущества) включается в состав расходов в пределах 10%-ного лимита, предусмотренного п. 146.12 НК.

Сумма, превышающая этот лимит, увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (п. 146.11 НК). Если же автомобиль (или другое имущество) в результате ДТП не подлежит ремонту, то при ликвидации его остаточную стоимость потерпевшая сторона имеет право включить в расходы согласно п. 146.16 НК.

Суммы франшизы и страхового возмещения включаются в состав доходов в периоде их фактического поступления (пп. 135.5.15, п. 137.16 НК).

Налог на прибыль у страхователя

Страхователь также не может применить пп. 140.1.6 НК, потому что страховое возмещение выплачивается не в его пользу. Страховое возмещение, выплачиваемое потерпевшей стороне, не отражается у страхователя ни в доходах, ни в расходах.

Право включить в расходы сумму выплаченной франшизы, на наш взгляд, тоже под вопросом.

Хотя компенсация франшизы потерпевшей стороне предусмотрена нормами Закона № 1961, налоговые органы могут расценить ее как штрафную санкцию и не признать в расходах на основании пп. 139.1.11 НК.

Ведь виновнику в ДТП достаточно проблематично доказать связь возникших в результате такого страхового случая выплат с его хозяйственной деятельностью.

НДС у потерпевшей стороны

Страховое возмещение не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.3 НК). Суммы НДС, уплаченные на СТО при оплате ремонта, потерпевшая сторона отражает в составе налогового кредита согласно п. 198.1 НК.

Однако обратите внимание на мнение налоговых органов, изложенное в письме ГНС от 12.01.12 г. № 809/7/15-3417-26. Это письмо адресовано страхователям, добровольно застраховавшим автомобиль и получающим страховое возмещение.

Однако не исключено, что налоговые органы могут прийти к тому же выводу и в отношении потерпевшей стороны при получении ею страхового возмещения по автогражданке. В письме сказано, что страхователь имеет право отнести к составу налогового кредита только суммы НДС, самостоятельно уплаченные ремонтной организации.

А вот в части страхового возмещения, полученного СТО, страхователь не имеет права на налоговый кредит.

На наш взгляд, данное мнение налоговых органов не подкреплено законодательными нормами, регулирующими право предприятия на налоговый кредит.

Поэтому сумму НДС, указанную в налоговой накладной ремонтной организации, можно включить в состав налогового кредита полностью на совершенно законном основании согласно п. 198.1 НК. Но при этом вы не будете защищены от претензий налоговых органов относительно размера суммы налогового кредита.

Рассмотрим получение страхового возмещения на примере.

Пример

В результате ДТП был поврежден автомобиль, принадлежащий ООО «Факел». Виновником ДТП признан водитель ООО «Вымпел». Потерпевшая сторона заплатила за ремонт поврежденного имущества 18 000 грн. с НДС. Годовой лимит налоговых расходов на ремонт основных средств предприятия составляет 100 000 грн.

В дальнейшем страховая компания виновника ДТП выплатила ООО «Факел» страховое возмещение (по автогражданке) в сумме 10 000 грн. (без НДС). Кроме того, виновником ДТП компенсирована франшиза в размере 150 грн.

Учет операций, связанных с последствиями ДТП, у потерпевшей стороны

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/2109-0

№ п/п операцииПервичные документыБухгалтерский учетНалоговый учет
ДтКтСуммаДоходРасходы
12345678
1Уплачено сторонней организации за ремонт автомобиляБанковская выписка37131118 000
2Отражен налоговый кредит по НДСНалоговая накладная6416443 000
3Подписан акт о выполнении ремонтаАкт выполненных работ9263115 00015 000*
4Закрыты расчеты по налоговому кредиту по НДСРегистры бухгалтерского учета6446313 000
5Произведен зачет задолженностей63137118 000
6Получена сумма страхового возмещенияБанковская выписка31137510 000
7Начислен доход на сумму страхового возмещенияРегистры бухгалтерского учета37571910 00010 000**
8Получена сумма франшизы от виновника ДТП – ООО «Вымпел»Банковская выписка311375150
9Отражена сумма дохода в бухучете предприятияРегистры бухгалтерского учета375719150150**
* В соответствии с п. 146.12 НК.** Согласно пп. 135.5.15 НК.

ВЫВОДЫ

Потерпевшая сторона при получении страхового возмещения по автогражданке имеет право включить в состав расходов всю сумму понесенных убытков:

  • при ремонте поврежденного автомобиля (или другого имущества) – на основании п. 146.11, 146.12 НК;
  • при ликвидации автомобиля – на основании п. 146.16 НК.

НДС, указанный в налоговой накладной ремонтной организации, включается в состав налогового кредита потерпевшей стороны. Однако следует знать: по мнению налоговых органов, право на налоговый кредит по таким услугам возникает не на всю сумму расходов.

Виновник ДТП не отражает сумму страхового возмещения ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, так как возмещение ему не выплачивается.

Источник: https://uteka.ua/publication/commerce-12-xozyajstvennye-operacii-9-uchet-straxovyx-vyplat-po-avtograzhdanke

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Претензия от страховой компании об оплате в пользу потерпевшей стороны

В данной статье мы подробно расскажем об этапах действия потерпевшей стороны при возмещении ущерба после ДТП виновником. Все подробности истребования материального ущерба, когда следует взыскивать ущерб и что можно требовать в качестве возмещения ущерба, возможность скачать претензию о возмещении ущерба при ДТП.

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom/

Юридический спектр
Добавить комментарий