Предусмотрена ли аренда земли сельскохозяйственного значения?

Профи Винс –

Предусмотрена ли аренда земли сельскохозяйственного значения?

перевод      оригинал

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об аренде земли

С изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 8 сентября 1999 года N 1019-XІV, от 17 февраля 2000 года N 1458-ІІІ, от 7 декабря 2000 года N 2120-ІІІ, от 20 декабря 2001 года N 2905-ІІІ, от 7 марта 2002 года N 3116-ІІІ, от 26 декабря 2002 года N 380-ІV, от 2 октября 2003 года N 1211-ІV (Законом Украины от 2 октября 2003 года N 1211-ІV данный Закон изложен в новой редакции), от 27 ноября 2003 года N 1344-ІV, от 23 декабря 2004 года N 2285-ІV, от 25 марта 2005 года N 2505-ІV, от 20 декабря 2005 года N 3235-ІV, от 19 декабря 2006 года N 489-V, от 28 декабря 2007 года N 107-VІ (изменения, внесенные Законом Украины от 28 декабря 2007 года N 107-VІ, действуют по 31 декабря 2008 года, изменения, внесенные пунктом 8 раздела ІІ Закона Украины от 28 декабря 2007 года N 107-VІ, признаны не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными), согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22 мая 2008 года N 10- рп/2008), от 3 июня 2008 года N 309-VІ, от 16 сентября 2008 года N 509-VІ, от 11 июня 2009 года N 1509-VІ, от 5 ноября 2009 года N 1702-VІ (изменения, внесенные подпунктами 2 и 4 пункта 4 раздела І Закона Украины от 5 ноября 2009 года N 1702-VІ, вступили в силу с 1 января 2010 года), от 11 февраля 2010 года N 1878-VІ, от 1 июля 2010 года N 2404-VІ, от 8 июля 2010 года N 2469-VІ, от 9 июля 2010 года N 2480-VІ, от 2 декабря 2010 года N 2756-VІ, от 17 февраля 2011 года N 3038-VІ, от 7 июля 2011 года N 3613-VІ, от 5 июля 2012 года N 5059-VІ, от 5 июля 2012 года N 5070-VІ, от 6 сентября 2012 года N 5245-VІ, от 4 июля 2013 года N 406-VІІ, от 12 февраля 2015 года N 191-VІІІ, от 24 ноября 2015 года N 818-VІІІ, от 20 сентября 2016 года N 1532-VІІІ, от 20 сентября 2016 года N 1533-VІІІ, от 23 марта 2017 года N 1983-VІІІ, от 10 июля 2018 года N 2498-VІІІ, Кодексом Украины по процедурам банкротства от 18 октября 2018 года N 2597-VІІІ (который вводится в действие с 21 октября 2019 года),

от 3 октября 2019 года N 155-ІX

Статья 1. Аренда земли

Аренда земли – это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для проведения предпринимательской и других видов деятельности.

Статья 2. Правовые принципы аренды земли

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, данным Законом, Законами Украины, другими нормативно правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды земли.

Отношения, связанные с арендой земельных участков, на которых расположены целостные имущественные комплексы предприятий, учреждений и организаций государственной или коммунальной собственности, а также основанных на имуществе, которое принадлежит Автономной Республике Крым, и их структурных подразделений, регулируются данным Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины “Об аренде государственного и коммунального имущества”.

Статья 3. Объекты аренды земли

Объектами аренды являются земельные участки, которые находятся в собственности граждан, юридических лиц, коммунальной или государственной собственности.

Часть вторая статьи 3 исключена

(согласно Закону Украины
от 05.11.2009 г. N 1702-VI)

Статья 4. Арендодатели земли

Арендодателями земельных участков являются граждане и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки, или уполномоченные ими лица.

Арендодателями земельных участков, которые находятся в коммунальной собственности, являются сельские, поселковые, городские советы в пределах полномочий, определенных Законом.

Арендодателями земельных участков, которые находятся в общей собственности территориальных обществ, являются районные, областные советы и Верховная Рада Автономной Республики Крым в пределах полномочий, определенных Законом.

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются органы исполнительной власти, которые в соответствии с Законом передают земельные участки в собственность или пользование.

(часть четвертая статьи 4 в редакции
 Закона Украины от 06.09.2012 г. N 5245-VI)

Арендодателем земельного участка, входящего в состав наследства, в случае отсутствия наследников по завещанию и согласно Закону, отказа их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его приема после истечения шести месяцев со дня открытия наследства, является лицо, управляющее наследством.

Источник: https://www.profiwins.com.ua/legislation/laws/89-161-xiv.html

Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Предусмотрена ли аренда земли сельскохозяйственного значения?

Начинающему фермеру тяжело сразу купить участок для ведения сельскохозяйственной или фермерской деятельности. Поэтому большинство прибегает к договору аренды. Ниже расскажем, какие участки можно взять в пользование, можно ли возводить постройки на них, а также предоставим подробную инструкцию по оформлению земли в аренду.

Земли сельскохозяйственного назначения

В России все земли поделены на категории по целевому назначению. Данное положение закреплено в ст. Земельного кодекса (далее – ЗК РФ).

Пользование ЗУ регулируется не только ЗК РФ, но и такими нормативно-правовыми актами, как Гражданский и Градостроительный кодексы (ГК РФ и ГрК РФ), Федеральными и Региональными законами, постановлениями. Что касается сельхозучастков, то еще одним из важных законодательных актов является ФЗ от 24.07.02 г. № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ № 101).

Понятие земель сельхозназначения раскрыто в ст. 77 ЗК РФ – это земли вне поселения, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности (выпас скота, выращивание зерновых культур и т. д.).

Однако целью аренды земель сельскохозяйственного назначения может быть не только ведение сельского, фермерского или личного подсобного хозяйства. Статья 78 ЗК РФ в п. 1 допускает использование ЗУ данной категории для защиты лесных насаждений, для учебных, исследовательских и научных целей. Также на территории земель данной категории можно заниматься охотничьей деятельностью.

Помимо этого, на территории сельхозземель можно прокладывать газо-, водо-, нефтепровод, линии электропередачи и прочие коммуникации, но только в рамках проекта экологического или экономического восстановления (рекультивация). При этом не требуется перевод земли в другую категорию.

Согласно земельному законодательству, аренда земли сельхозназначения предоставляется гражданам и различным организациям. К таковым относятся:

Застройка земель с/х назначения

Что касается строительства на землях сельхозназначения, то закон не запрещает возводить некоторые виды строений. Это могут быть:

  • постройки, предназначенные для содержания животных и птицы, для переработки и хранения зерновых культур и прочие помещения для сельскохозяйственной деятельности;
  • проводить различные коммуникации;
  • индивидуальный жилой дом;
  • дачи и коттеджи.

Однако перед началом проведения строительных работ необходимо обратить внимание на вид разрешенного использования. Такую информацию можно узнать, получив Выписку из ЕГРН.

В случае если на территории с/х земель возведение домов или других объектов капитального строительства запрещено, то можно изменить вид пользования.

Аренда сельхоз земель

Наиболее надежный и распространенный способ воспользоваться землей, не оформляя ее в собственность – взять участок в аренду, то есть во временное пользование за определенную плату.

В России земли принадлежат на праве собственности государству, муниципальному образованию или частному лицу, в том числе и организациям. Поговорим о возможности арендовать государственную (муниципальную) сельхозземлю. Подробнее о том, как арендовать землю у государства.

Найти подходящий участок можно самостоятельно, воспользовавшись сведениями с кадастровой карты, или обратиться непосредственно в Администрацию. Последнее предполагает обращение в Департамент земельных отношений или лично к главе Администрации, как, например, в селах.

Далее будущий арендатор может получить участок по результатам проведенного аукциона или без торгов.

В первом случае участок выставляется на аукцион, который проводит глава муниципального образования. А во втором арендатор получает землю, подав лишь соответствующее заявление.

Арендовать можно любой участок, зарегистрированный в Росреестре и не входящий в число земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Срок аренды

Что касается сроков аренды, то данное положение содержится в ст. 9 ФЗ № 101. Законодатель установил, что максимальный срок аренды ЗУ сельхоз назначения может составлять до 49 лет – это долгосрочная аренда. Исключение составляет, когда целью использования является сенокошение и выпас скота – договор заключается не более, чем на 3 года.

Стоимость аренды

Цена сельхозземель напрямую зависит от кадастровой стоимости. Последняя, в свою очередь, формируется, исходя из назначения участка, характеристик территории, региона.

Рассчитать арендную плату можно по формуле:

А=КС*СК

  • Где А – арендная плата;
  • КС – кадастровая стоимость;
  • СК – специальный коэффициент.

Так, для участков, используемых под садоводство, огородничество, сельское и фермерское хозяйство, такой коэффициент составляет 0,06. Однако в Налоговом кодексе существует положение о предоставлении налоговых льгот. Для указанных в ст. 395 НК РФ категорий граждан и организаций СК составляет всего 0,01.

Вас может заинтересовать: как рассчитать арендную плату за земельный участок

В среднем стоимость аренды с/х ЗУ может составлять от 300 до 5000 рублей за 1 га. Платежи вносятся ежемесячно или ежегодно – данное условие фиксируется в договоре.

Алгоритм действий для оформления аренды

Для того чтобы стать арендатором государственной сельхозземли, необходимо совершить ряд действий:

  1. Подача заявления. Это, безусловно, главный шаг. И важно, чтобы заявление было составлено грамотно и с соблюдением всех требований. Поскольку из-за допущенных ошибок уполномоченное лицо может вернуть его заявителю. В заявлении обязательно указываются:
  • реквизиты потенциального арендатора (ФИО, адрес, телефон);
  • паспортные данные;
  • наименование организации (если арендатором будет юр. лицо);
  • ИНН, свидетельство о регистрации, прочие учредительные документы;
  • просьба о предоставлении ЗУ в аренду;
  • цель использования участка.

Образец

Часто случается так, что уполномоченные лица отказывают в предоставлении земли или не допускают до участия в аукционе, не объясняя причины. В таких случаях обращайтесь за помощью к юристам. А чтобы не тратить время на посещение офисов, можно написать нам в чате справа. И в кратчайший срок вы получите бесплатную консультацию специалиста по земельным вопросам.

После принятия заявления и проверки всех данных администрация минимум за 2 месяца публикует информацию о проведении аукциона или принимает решение о предоставлении земли без проведения торгов.

  1. Проведение аукциона. Для выбора арендатора уполномоченное лицо выставляет участок на аукцион и назначает начальную стоимость аренды. Для участия в торгах каждый претендент должен внести залог.

Результат проведенного аукциона фиксируется в протоколе, который передается победителю.

Победителем будет тот, кто предложит наибольшую арендную плату.

Основные правила проведения торгов закреплены в ЗК РФ ст. 39.11 и ст. 447 – 449 ГК РФ.

  1. Заключение договора аренды. Несмотря на то, что договор аренды сельхозземли заключается с государственным органом, необходимо внимательно его изучить и проверить все данные. Арендное соглашение обязательно должно содержать в себе:
  • полные реквизиты сторон;
  • данные участка;
  • величина арендных платежей за месяц или другой период;
  • права и обязанности сторон.

Дополнительными пунктами договора могут быть:

  • основания для расторжения договора;
  • форс-мажорные ситуации;
  • условия о субаренде;
  • порядок разрешения споров;
  • прочие условия.

Поскольку предметом аренды является ЗУ, то важно, чтобы в договоре были прописаны не только его адрес и площадь. Обязательно нужно указать кадастровый номер, подтверждающий государственный учет ЗУ, а также план участка, отображающий границы объекта.

  1. Регистрация. Согласно земельному гражданскому законодательству все сделки с недвижимостью подлежат обязательной регистрации. В нашем случае договор аренды является обременением участка. Поэтому возникают сложности с дальнейшим его использованием. Это обременение фиксируется в ЕГРН. Для этого необходимо предоставить договор аренды в Росреестр.

Расторжение договора

На основании норм Российского законодательства договор аренды сельхозземли может быть расторгнут:

  • по окончании срока действия договора;
  • досрочно – в одностороннем порядке или по обоюдному согласию.

Одностороннее расторжение возможно, если одна из сторон не соблюдает условия соглашения. Например, арендатор несколько раз пропускает внесение обязательных платежей или использует землю не по назначению.

Условия одностороннего расторжения указаны в ст. 619 и ст. 620 ГК РФ для арендодателя и арендатора соответственно.

Для того чтобы расторгнуть договор, одна из сторон уведомляет об этом другую в установленное соглашением время. Например, за месяц.

Подробнее о том, как составить соглашение о расторжении договора аренды земельного участка

Если стороны не достигли договоренности, то данный вопрос разрешается уже в арбитражном суде. Основанием расторжения договора будет соответствующее постановление.

Совет юриста: Если за время аренды земельного участка арендатор его облагородил, возвел какие-либо постройки, то он вправе запросить компенсацию.

Чтобы вернуть затраченную сумму, может понадобиться помощь юриста. В форме справа опишите вашу ситуацию и уже сегодня получите помощь высококвалифицированного специалиста.

Судебная практика

Примером расторжения договора в судебном порядке может послужить дело Владимирского Арбитражного суда, рассмотренное в 2017 г.

Между Ярдинской Администрацией и ООО «А» был заключен договор аренды земли сельхозназначения. Срок договора – 3 года. Арендная плата – 4 636 руб. в месяц.

Договор был заключен в 2012 г. В 2015 было автоматическое продление до 2018. Но за это время у арендатора образовалась задолженность более 70 тысяч.

Администрация предложила погасить задолженность в добровольном порядке и расторгнуть договор. Не получив ответа, представитель обратился в суд.

Рассмотрев материалы дела, суд постановил взыскать с ООО задолженность и расторгнуть договор аренды.

Источник:

Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения

Арендовать землю для ведения определенной деятельности – отличный вариант для всех, кто не имеет средств на приобретение надела. Однако договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения имеет ряд особенностей, вызванных исключительным режимом таких земель. В этих особенностях разберемся в статье.

Договор аренды земли сельхозназначения – понятие и регулирование

В ст. 77 ЗК РФ определено понятие сельскохозяйственных земель. Согласно п.1 этой статьи землями с/х назначения признаются участки, которые находятся за пределами населенных пунктов и используются для сельскохозяйственных целей и нужд такого вида деятельности.

Арендные отношения регулируются гражданским законодательством, а именно Главой 34 ГК РФ. Согласно ст. 607 ГК РФ объектами аренды могут быть, в том числе, и земельные участки.

Помимо этих нормативных актов, аренду такого типа земель регулирует ФЗ № 101 от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В ст. 9 этого нормативного акта есть указание, что такие участки для сдачи в аренду должны быть в обязательном порядке поставлены на кадастровый учет.

Сам договор аренды сельскохозяйственных земель – это документ, который заключается с целью передачи участка во временное пользование лицу. Одной из сторон соглашения всегда выступает собственник недвижимого объекта.

Объектов таких правоотношений выступают земельные участки, предназначенные под пастбища, сенокосы, пашни, выращивание с/х культур, садовых растений и т.д. Таким образом, целевым назначением этих наделов может быть:

  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • огородничество;
  • животноводство;
  • садоводство.

В некоторых случаях процедура оформления соглашения об аренде происходит после проведения торгов. Это касается ситуаций, когда собственником земли выступает государство или муниципалитет. Рассмотрим особенности в зависимости от статуса сторон договора подробнее.

Стороны договора аренды сельхоз земель

Сторонами договоров такого типа могут выступать физические лица, ИП и организации, а также государственные или муниципальные учреждения.

Частное лицо

Нюансы аренды с/х земель, принадлежащих гражданам, имеют особенности, касающиеся вида разрешенного использования наделов и формой собственности.

Стоит отметить, что договор об аренде не может менять вид разрешенного использования и целевого назначения надела. Подобная корректировка должна происходить по особому регламенту.

Источник: https://abmrsk.ru/dolgi-i-kredity/dogovor-arendy-zemelnogo-uchastka-selskohozyajstvennogo-naznacheniya.html

Источником регулирования выступает договор

Предусмотрена ли аренда земли сельскохозяйственного значения?

14.11.2016

Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора. Правом сдачи земельного участка в аренду обладают все собственники земельных участков.

Спецификой правового регулирования аренды земель является то, что основным источником регулирования выступает не закон, а договор. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных договор считается не согласованным сторонами и незаключенным.

Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации (далее – ГК РФ и ЗК РФ) устанавливают общие требования к аренде земельных участков, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды (обязательственное право).

Аренда – это предоставление какого-либо имущества, в данном случае земельного участка, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды. Это одна из самых распространенных и наиболее эффективных форм использования земли во всем мире.

Следует помнить, что объектом аренды может быть только имущество; нельзя передать в аренду имущественные права.

С учетом этого, если собственнику принадлежит не земельный участок как таковой, а только доля в праве общей собственности на этот участок, заключить договор аренды не представится возможным.

Особенности аренды

Статья 22 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, за исключением земельных участков, изъятых из оборота  (указаны в пункте  4 статьи 27 ЗК РФ).

При этом  согласно Федеральному  закону от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Чтобы стать объектом аренды, земельный участок должен быть определен точно так же, как и в других случаях, когда земельный участок выступает в качестве недвижимого имущества в гражданско-правовых отношениях.

В договоре должны быть четко указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие точно установить и идентифицировать соответствующий земельный участок.

Эти сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным.

Статья 26 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом  от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сдача в аренду является формой распоряжения земельным участком.

Прежде всего, правом сдачи земельного участка в аренду обладает его собственник (статьи 209, 608 ГК РФ). В соответствии с законодательством земля может находиться в собственности как физических, так и юридических лиц.

Соответственно, реализовать право сдачи земли в аренду могут граждане и юридические лица.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ  размер арендной платы устанавливается договором аренды и в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ является существенным условием данного договора, т.е. при отсутствии в договоре такого условия он считается незаключенным.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка (а также его покупку), но после собственника здания, строения, сооружения, находящихся на этом земельном участке (пункт 3 статьи 35 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (пункт 5 статьи 22 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим ЗК РФ (пункт 6 статьи 22).

Основания прекращения договора аренды

Статья 46 ЗК РФ устанавливает, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством:

–по соглашению сторон;

–по решению суда;

–по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя;

–по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи  45 ЗК РФ (нецелевое или нерациональное использование и т.д.).

Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, не допускается:

1. В период полевых сельскохозяйственных работ;

2. В иных установленных федеральными законами случаях.

В соответствии со статьей 450 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие условия расторжения договора по инициативе арендодателя. Частью 2 данной статьи предоставляет право расторжения договора одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой стороной. Перечень этих условий зависит от содержания конкретного договора.

На основании статьи  619 ГК  РФ арендодатель, прежде чем досрочно расторгнуть договор, должен письменно предупредить арендатора о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Публичные собственники и аренда

Для публичных собственников (т.е. органов государственной власти и органов местного самоуправления) передача земель в аренду является основным способом использования своей собственности.

В соответствии с п. 2, 3 ст.3.3  Федерального закона от 25.10.

2001 № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов регулируется статьей 39 ЗК РФ.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определены в  постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 “Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Татьяна Пахолкова,

главный  специалист-эксперт

Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/istochnikom-regulirovaniya-vystupaet-dogovor/

Готовимся к отмене моратория: руководство к действию

Предусмотрена ли аренда земли сельскохозяйственного значения?

Ограничение прав собственников на распоряжение землями сельскохозяйственного назначения в последние годы все чаще становится предметом обсуждения на уровне профессиональных сообществ, а также средством для политической манипуляции.

При этом многие специалисты сходятся во мнении, что мораторий необходимо отменять.

Такое же требование выдвигается и МВФ, а ЕСПЧ в широко известном решении по делу “Зеленчук и Цицюра против Украины” прямо указал, что вмешательство государства в право человека на мирное владение имуществом (распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения) не является оправданным, а государство со времени введения в действие соответствующего запрета не смогло обеспечить в течение многих лет должного механизма реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

И хотя Большая Палата Верховного Суда в своем постановлении от 15.05.2019 г. по делу № 227/1506/18 не приняла решение ЕСПЧ в качестве специального разрешения на свободный оборот с/х земель безотносительно к действующим нормативным актам Украины, новый виток информационного бума произошел после заявления команды Президента о скорой отмене моратория.

В связи с этим хотелось бы напомнить о том, какие именно положения содержит мораторий.

Так, в положениях пункта 15 раздела Х “Переходные положения” Земельного Кодекса Украины зафиксирован не только запрет на куплю-продажу определенных (не всех) земель с/х назначения, но и запрет на соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных с/х земель, в части их купли-продажи и другим способом отчуждения, а так же в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее.

Данное напоминание всем известных положений упомянуто не просто так.

Дело в том, что часто в процессе общения с сельхозпроизводителями нас просят проанализировать либо разработать разного рода способы приобретения или обеспечения приобретения в будущем подмораторной земли.

Если с договорами на отчуждение земли все достаточно понятно (поскольку нотариусы их просто не заключают), то с правом распоряжения в будущем все несколько сложнее.

Например, нам известны ситуации выдачи доверенностей на распоряжение любыми земельными участками, принадлежащими доверителю, без уточнения кадастровых номеров и их целевого назначения. Также мы встречали договоры на управление имуществом, которые подразумевали, среди прочего, и право распоряжения подмораторными землями.

В связи с этим хочется еще раз напомнить, что все такие документы, выданные до снятия запрета, нотариусы не должны принимать в дальнейшем для совершения сделок по распоряжению такими земельными участками в силу указанных выше положений моратория. Более того, любой такой договор будет заключен с дефектом и легко может быть признан недействительным, а доверенность вообще в любой момент может отменить доверитель.

Конечно, все такие документы заключаются собственниками под получение от аграриев определенных средств и условных гарантий в виде права требовать возврат средств и штрафные санкции.

При этом не стоит забывать, что обеспечивающие такие гарантии документы могут быть признаны недействительными, а возврат полученных средств может быть обеспечен получением от потенциального нового покупателя более высокой цены.

Итак, первая рекомендация в преддверии отмены моратория: не идти на поводу собственных страхов утраты земли или нарастающих требований пайщиков выкупить землю и не заключать фиктивные и незаконные сделки, поскольку это может привести и к потере земли, и к потере вложенных средств.

В связи с этим возникает вопрос: как же тогда готовиться к открытию рынка земли и быть готовым защитить основной ресурс агропроизводителей?

Разобраться в данном вопросе помогли бы четкие критерии функционирования рынка. Однако, учитывая тот факт, что на данный момент даже не готов соответствующий законопроект, будем исходить из имеющейся информации.

По словам Алексея Гончарука, выступавшего на конференции по поводу земельной реформы, состоявшейся 19.09.2019 в Киеве, с юридической точки зрения основными критериями продажи земли станут:

– право на ее приобретение как гражданами Украины, так и юридическими лицами, зарегистрированными в Украине;

– ограничения на объем владения в размере 35 % угодий общины, 15 % области и 0,5 % страны;

– сохранение за арендаторами преимущественного права покупки земли;

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA013062

Юридический спектр
Добавить комментарий