Переселение из аварийного дома, из квартиры по соц найму

Квартира на особых условиях — Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья

Переселение из аварийного дома,  из квартиры по соц найму

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Из аварийного жилья в 2018 году останется расселить 5,6 тысячи человек

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко.

Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать.

Итог – дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом.

Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были.

Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

Новая квартира должна быть благоустроенной, не меньше старой и в том же населенном пункте

Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда.

Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась – у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом – те же две, но проходные.

Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение – переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти – отказал.Так “переселенческий” спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

Две мошенницы обманули покупателей недвижимости на 150 миллионов рублей

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были – изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив – заявила, что смежные комнаты “не улучшают жилищные условия семьи”.

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса – 85, 86 и 89.

В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма.

Новая квартира должна быть благоустроенной “применительно к условиям того населенного пункта”, где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении.

Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, – жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности.

У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира “отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта”, да и по метражу новое жилье больше.

Суд разъяснил, что главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон.

Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее.

При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности “предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому”.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции “отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции”.

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Инфографика “РГ”: Александр Смирнов/Елена Домчева

Источник: https://rg.ru/2017/12/11/verhovnyj-sud-raziasnil-pravila-pereseleniia-iz-vethogo-zhilia.html

Переселение из аварийной квартиры

Переселение из аварийного дома,  из квартиры по соц найму

В целях безопасности и благоприятных условий проживания человека в нашей стране действует специальная Программа переселения из ветхого и аварийного жилья, которая действует с 2006 года.

Данная программа предусматривает переселение граждан из непригодного жилого помещения в равнозначное по площади жилье, которое в свою очередь отвечает всем техническим требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам.

Помещение, в которое будет переселены граждане из аварийного дома будет равно по площади тому, которое было у них ранее. Кроме того, жилье могут предоставить и в другом районе города, но переселение в него зависит исключительно от согласия гражданина. Если гражданин не согласен с переселением в другой район, он обязан выразить отказ в письменной форме.

Программа переселения из аварийного жилья

Данная поддержка государства предусматривает переселение граждан из аварийного жилого помещения в равнозначное по площади жилье, которое в свою очередь отвечает всем техническим требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам. Программа по переселению граждан начала свое действие еще в 2006 году.

Положения, которыми регулируется федеральная программа переселения граждан, содержатся в Федеральном законе от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» .

В каждом регионе Российской Федерации действует своя собственная программа по переселению граждан из непригодного для жизни помещения.

Все регионы нашей страны образуют единую базу, состоящую из списка жилых домов, которые подлежат сносу, либо реконструкции.

Порядок переселения из аварийной квартиры

Признание жилья аварийным осуществляется путем принятия решения специальной комиссией о признании такого помещения непригодным, имея на это основания.

Такими основаниями могут выступать:

  • деформация стен, фундамента строения, жилые дома, которые находятся на территории, где превышены санитарно-эпидемиологические нормы,
  • жилые помещения, которые находятся вблизи опасных зон: оползней, снежных лавин, а также которые часто затапливаются,
  • жилые помещения, которым грозит разрушение в случае техногенной аварии и т.д.

Весь перечень оснований содержится в разделе 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В каждом регионе России жилые дома предоставляются местной администрацией города, либо поселения. В программе каждого города определен список жилых домов, которые признаны по своему состоянию аварийными.

Кроме того, граждане непригодных жилых домов имеют право подать свое требование о признании жилых помещений аварийными. Для этого потребуется собрать необходимую документацию:

  • заявления от жильцов дома, в которых следует указать причины- основания признания дома аварийным;
  • копию технического паспорта строения и план помещений (этот документ можно получить в БТИ);
  • акты осмотра жилых помещений;
  • сертификат санэпидстанции;
  • экспертное заключение о техническом состоянии жилого помещения и др.

После изучения всех необходимых документов и проведении технической экспертизы межведомственная комиссия принимает соответствующее решение:

  • признать дом пригодным для дальнейшего проживания;
  • признать необходимость реконструировать дом (т.е. произвести ремонт, после которого жилище будет пригодным для проживания);
  • признать дом непригодным по своим условиям для проживания и реализовать его снос.

Нужно ли приватизировать аварийную квартиру

В нашей стране многие граждане проживают по договору социального найма и могут выкупить у государства жилое помещение по заниженной стоимости. При приватизации, гражданин, проживавший в квартире становится его полноправным собственником и соответственно имеет право распоряжаться этим жильем по своему усмотрению.

Ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указаны запреты приватизации на:

  • комнаты, находящиеся в общежитиях;
  • аварийные квартиры и другие объекты недвижимости, которые находятся в непригодном состоянии;
  • служебные квартиры;
  • жилье, которое расположено в закрытых городах.

Таким образом, приватизация недвижимого имущества, которое в свою очередь находится в аварийном состоянии, российским законодательством запрещена.

Ст. 89 ЖК РФ упоминает про размер площади заменяемого помещения в случае выселения. В статье говорится что, заменяемое жилое помещение должно быть:

  • благоустроенным;
  • равнозначным по своей площади тому жилому помещение, в котором гражданин проживал ранее;
  • отвечать всем установленным требованиям;
  • находиться в границах данного населенного пункта.

Что касается количества комнат, то их число должно быть также, равным. Не допускается уменьшать жилую площадь, а также количество комнат посредством увеличения площади других, вспомогательных помещений (коридора, кухни), даже в том случае, если общая площадь предоставляемого жилого помещения была больше по своим размерам

Источник: http://kvartirniy-expert.ru/vladenie-i-polzovanie/pereselenie-iz-avarijnogo-zhilya/

Прокуратура Белгородской области

Переселение из аварийного дома,  из квартиры по соц найму

Действующее законодательство предусматривает определенный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В случае,  если  дом признан аварийным и орган местной власти принял соответствующий нормативный акт о его расселении, жителям при переселении из ветхого и аварийного жилья должны быть предоставлены квартиры в соответствии с их правовым статусом.

Согласно пункта 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением, в т.ч. в связи со сносом дома, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть:

 1) благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;

 2) равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

 3) отвечать установленным требованиям;

4) находиться в границах данного населенного пункта.

Предоставить жилье могут как в новостройке, так и на базе «вторичного» жилого фонда. Основное условие предоставления такого жилья заключается в том, что жилое помещение должно быть из жилищного фонда социального использования.

Жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов (статья 19 Жилищного кодекса РФ).

Верховный суд РФ по поводу выселения и предоставления другого жилого помещения в связи со сносом дома указал, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Под иными обстоятельствами понимаются, например, предоставление жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, или невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола (за исключением супругов).

Таким образом, при предоставлении другого жилого помещения его общая площадь должна быть равнозначна площади прежней квартиры. О жилой площади речи здесь не идет.

Количество комнат учитывается только в случае, если наниматель выселяется из коммунальной квартиры: если он занимал в коммунальной квартире 2 комнаты, тогда ему положено будет такое же количество комнат (две), но опять в коммунальной квартире; если наниматель занимал отдельную квартиру, то ему положена отдельная квартира, при этом количество комнат в ней может стать другим (п. 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ).

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.  В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

То есть, жилое помещение взамен изымаемого предоставляется только по соглашению с собственником с зачетом его стоимости в выкупную цену.

По общему правилу собственнику предоставляется не жилое помещение, а выкупная цена, исходя из этой цены и предоставляется жилое помещение, если на это согласен собственник.  Это может быть как одно, так и двух, трех комнатная квартира. Все зависит от стоимости этой квартиры и выкупной цены. 

Источник: http://belproc.ru/newlaw/rassel/

Уральский застройщик: в маленьких городах могут перестать возводить многоквартирные дома

Переселение из аварийного дома,  из квартиры по соц найму
https://www.znak.com/2019-11-01/uralskiy_zastroychik_v_malenkih_gorodah_mogut_perestat_vozvodit_mnogokvartirnye_doma

2019.11.01

Яромир Романов / Znak.com

В небольших свердловских городах назревает кризис в строительной отрасли из-за новых правил переселения жителей из аварийных домов, утверждает депутат думы Талицы, местный застройщик Андрей Яровиков.

Он пожаловался депутату Госдумы, единороссу Максиму Иванову на областной минстрой, который принял решение выплачивать деньги людям, которых переселяют из аварийного жилфонда, а не покупать им квартиры в новостройках.

Яровиков утверждает, что из-за этого становится невыгодно строить новое жилье, так как в небольших городах его в основном покупали как раз для переселенцев. Компании Яровикова, отметим, регулярно получали муниципальные контракты на строительство квартир для переселения жителей аварийных домов.

Как говорится в обращении Яровикова к депутату Госдумы, начальник жилищного отдела свердловского минстроя Илья Кисин при общении с представителями муниципалитетов «в категоричной форме настаивает на отказе в предоставлении собственникам жилых помещений аварийных домов новых квартир взамен изымаемых».

Он мотивирует это тем, что статья 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает только компенсационную выплату. Однако Яровиков обращает внимание на определение, утвержденное президиумом Верховного суда 24 апреля 2019 года.

Из этого документа следует, что «собственник жилого помещения имеет право выбора»: выплата или новая квартира.

Но, по словам талицкого депутата, минстрой, не учитывая права выбора, заложил в региональную программу переселения на 2019–2025 год 6,79 млрд рублей на выкуп аварийного жилья. Таким образом, у муниципалитетов сейчас нет возможности покупать переселенцам новые квартиры.

Отметим, помимо депутатской деятельности, Андрей Яровиков является руководителем и единственным владельцем нескольких талицких строительных компаний: ООО «ТСК-1», ООО «ТСК-2», ООО «Талинвестстрой».

В 2016 году ООО «ТСК-1», по данным СПАРК, получила муниципальные контракты на общую сумму 48,1 млн рублей на строительство 30 жилых помещений для переселения жителей аварийных домов.

ООО «ТСК-2» в 2019 году получила контракты на сумму 107,9 млн рублей для строительства жилья для сирот и для переселенцев из аварийного жилфонда. В 2016 году компания выполняла контракты на переселение из аварийного жилья на сумму 88,5 млн рублей.

Также эта компания выполняла и другие контракты, например: строила детские сады и ремонтировала улицы. В 2014 году объем муниципальных контрактов превысил более 400 млн рублей.

В обращении к депутату Госдумы Андрей Яровиков утверждает, что в небольших свердловских городах основными покупателями жилья в новостройках являются органы власти. Ранее новые квартиры покупали для сирот и для переселенцев из аварийного жилфонда. При этом в федеральном законодательстве есть ограничение: количество квартир в доме для сирот не может превышать 25%.

В итоге жилье, по мнению депутата, остается невостребованным.

«Реальный пример: в Талице в марте 2019 года построили дом на 36 квартир с площадями квартир по 33 квадратных метра для предоставления сиротам (текущая потребность — 50 квартир), Фонд [жилищного строительства] купил только девять квартир, 11 квартир купил муниципалитет для социального найма переселенцам, 16 квартир „зависли“.

В августе 2019 года завершено строительство дома на 33 квартиры с площадями от 33 до 65 квадратных метров в соответствии с квартирограммой двух аварийных домов. Часть квартир выкупил муниципалитет — опять же только для переселения граждан из муниципальных квартир», — пишет депутат. 

По его словам, сейчас в Талице есть 41 квартира в новостройках, и строить на перспективу нет смысла, хотя в городе есть площадки, обеспеченные инфраструктурой, и 14 тыс. квадратных метров аварийного жилья.

По мнению депутата, такая политика в отношении переселения из аварийного жилья приведет к увеличению оттока населения из небольших городов. Также это опасно прекращением строительства многоквартирных домов в таких населенных пунктах, где стоимость жилья ниже себестоимости строительства, уверен Андрей Яровиков.

Депутат Госдумы Максим Иванов сообщил, что готовит запрос губернатору по этому поводу. «Практика показывает, что, получая деньги, люди нередко тратят их в первую очередь на погашение кредитов, приобретение техники. А когда дело доходит до покупки новой квартиры, средств остается максимум на утлую избушку в деревне.

В такой ситуации получается, что и граждане без новой квартиры, и застройщик без денег, и муниципалитет без новых домов, и нацпроект „Жилье и городская среда“ (в нем заложены показатели по объемам жилья, которое необходимо построить, и по сокращению аварийного жилфонда. — Znak.com) под угрозой срыва», — отметил Иванов.

По его словам, в Камышлове, где он был сегодня, ситуация аналогичная.

В правительстве региона сообщили, что механизм получения квартир, а не компенсационной выплаты, остался.

По данным свердловского минстроя, расселение проводится в соответствии с законодательством и «гражданин самостоятельно принимает решение о способе улучшения своих жилищных условий».

Но, согласно Жилищному кодексу РФ, «претендовать на получение жилья взамен аварийного могут лишь те, кто проживает по договору социального найма», уточнили в министерстве. Им предоставляют квартиры взамен изымаемого жилья в обязательном порядке.

В остальных случаях процедура другая. «Собственники жилых помещений могут рассчитывать на получение компенсации за свое аварийное жилье.

Второй вариант — покупка жилья по соглашению с собственником жилого помещения.

Собственнику может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение», — добавили в ведомстве.

В ведомстве добавили, что если у собственника есть желание получить квартиру, администрация может предоставить ему жилье, причем необязательно в новостройке. «Если новый вариант стоит дороже, то собственник доплачивает разницу», — уточнили в министерстве.

Оценку жилья и размер компенсации определяет специализированный оценщик исходя из трех составляющих: оценки помещения, стоимости земельного участка, где располагается аварийный дом, а также расходов, связанных с переездом граждан.

Кроме того, как рассказали в министерстве, сейчас проходят согласования поправки в Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которыми собственники помещении смогут получать субсидии на покупку жилья или на возмещение части расходов по кредитам.

Источник: https://www.znak.com/2019-11-01/uralskiy_zastroychik_v_malenkih_gorodah_mogut_perestat_vozvodit_mnogokvartirnye_doma

Спор за метр

Переселение из аварийного дома,  из квартиры по соц найму

В федеральном правительстве предлагают ввести новые механизмы для переселения граждан из аварийного жилья, расширив полномочия регионов. Однако эксперты считают, что законопроект в его нынешнем виде может нарушить права граждан, а нагрузка на региональные бюджеты окажется непосильной.

Согласно майскому указу президента, до 2024 года из аварийных домов общей площадью 9 млн кв. м должно быть выселено в новые дома свыше 1 млн человек. На эти цели власти планируют потратить более 507 млрд руб., причем большую часть из них — 430 млрд руб.— из федерального бюджета.

В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий изменить и дополнить Жилищный кодекс (ЖК) и федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» новыми механизмами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

«Мы предлагаем конкретизировать критерии признания зданий аварийными, а также наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев»,— заявила «Ъ-Дому» заместитель главы Минстроя Татьяна Костарева.

«Все базовые гарантии предоставления жилья при переселении граждан из аварийного жилья в новое данный законопроект сохраняет,— продолжает она.— При том у субъектов РФ появляются более широкие полномочия».

«Никто не лишится своего жилья, поскольку гражданам, проживающим в квартирах по договору социального найма, предоставят квартиры по формуле “метр в метр”, то есть аналогичного метража, а собственников жилых помещений будут переселять в соответствии с законом»,— обещает госпожа Костарева.

Проблема переселения граждан из аварийного жилья в России актуальна. По данным Минстроя за девять месяцев 2019 года, в стране насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м.

Эти цифры постоянно меняются, так как аварийным признается все больше жилья. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, с начала текущего года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья.

Больше всего таких объектов в Сибирском федеральном округе, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, заявили в Минстрое.

Новый законопроект, который обсуждали в начале ноября в рамках парламентских слушаний, включает в себя несколько новшеств. Например, разработчики предлагают исключить прежнее понятие «ветхое жилье».

Ремонтировать дома с изношенностью выше 70%, которым не присвоен статус «аварийный», могут начать, возможно, даже за счет самих переселенцев. Для этого Минстрой предлагает разработать дополнительные подпрограммы капремонта.

«Критерии для такого понятия установить весьма непросто, мы решили исключить его и вместе с этим исключить еще механизмы признания жилья ветхим»,— пояснил «Ъ-Дому» вице-премьер Виталий Мутко.

Но основная дискуссия развернулась не вокруг отмены понятий, а по поводу создания механизмов переселения граждан. Сейчас эти механизмы прописаны в статье 32 ЖК РФ.

В случае признания многоквартирного дома аварийным компетентный орган предъявляет к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции, где указывается разумный для этого срок.

Если собственники в данный срок не снесли и не реконструировали дом, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд плюс каждое жилое помещение в этом доме изымается.

Правительство предлагает внести два новых правила в ст. 32 ЖК РФ.

Если они вступят в силу, то власти регионов, во-первых, будут предоставлять собственникам квартир аварийных домов альтернативную жилплощадь лишь при условии, что их прежнее жилье в аварийном доме было единственным пригодным для проживания (либо в собственности, либо в рамках социального найма).

Кроме того, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (за исключением тех, кто получил его по наследству), будут иметь право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого будет рассчитываться в порядке, установленном правительством.

Как заявили «Ъ-Дому» в аппарате правительства РФ, «предложенный законопроект сохраняет абсолютно все действующие гарантии переселяемым из аварийных домов гражданам, закрепленные действующим жилищным законодательством».

Тот земельный участок, который освободился после сноса за счет средств бюджета РФ многоквартирного аварийного дома, может быть использован только в целях, определенных законом, в частности для размещения общественных пространств, строительства соцобъектов, жилья за счет бюджетных средств.

«Это предложение направлено на исключение любой мотивации признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного земельного участка,— пояснили в аппарате правительства.— Еще регионам предоставляется право предусматривать дополнительные гарантии собственникам жилых помещений.

Это может быть субсидия, которая вскладчину с суммой возмещения позволит приобрести жилое помещение, либо субсидия на компенсацию процентной ставки по ипотеке или первоначальный взнос по такому кредиту». При этом если у гражданина несколько жилых помещений, то субсидия на решение жилищного вопроса выделяется однократно. Возмещение в этом случае предоставляется за все жилые помещения.

По словам экспертов, принявших участие в парламентских слушаниях, законопроект в его нынешнем виде нарушает конституционные права граждан. Проект правительства о новых правилах расселения аварийного жилья уже раскритиковали в Госдуме.

По словам депутата Натальи Костенко, в предложенном виде законопроект противоречит положениям ст. 19 и ст.

 35 Конституции РФ хотя бы потому, что устанавливает разные гарантии для собственников жилья в аварийном фонде для людей, которые приобрели квартиры путем наследования, дарения и иными способами.

«Этот проект не гарантирует людям предварительное и равнозначное возмещение имущества и не дает людям права выбора между получением жилья или возмещения. При этом проект документа предлагает и позволяет на два года расселять людей в маневренный фонд и блокированную застройку, которую исключили из текущей программы»,— отмечает Наталья Костенко.

Кроме того, как отмечают юристы, закон пока не защищает переселенцев, имеющих альтернативное жилье в собственности или социальном найме.

Такие граждане не смогут рассчитывать на «меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями», которые будут вправе устанавливать органы власти субъекта РФ.

«Речь может идти лишь о дополнительных мерах исключительно социальной направленности, связанных в том числе с предоставлением жилья на время (по причине отсутствия у таких собственников иного жилья).

Это положение закона не должно пониматься как предполагающее возможность исключить предоставление предварительного и равноценного возмещения тем собственникам квартир в аварийном доме, которые имеют жилые помещения. Иначе будет нарушено упомянутое положение Конституции»,— считает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Олег Гринь.

Эксперт добавляет, что требует доработки и поправка, где указывается, что собственнику жилья, который приобрел его после признания дома аварийным, будет выплачиваться лишь компенсация, установленная правительством.

Во-первых, эта норма необоснованно распространяется только на граждан, хотя такие помещения могут быть и на балансе юрлиц.

Во-вторых, разграничение категорий собственников на тех, кто приобрел имущество до признания дома аварийным или после этого, не должно влиять на их право получить предварительное и равноценное возмещение за изымаемое жилье.

Другие эксперты уверены, что основной недочет законопроекта заключается в том, что правительство и Минстрой предлагают универсальные решения проблемы переселения из аварийного фонда для всех регионов.

«Но в нашем регионе, например, нельзя проводить программу переселения, в основном опираясь на деньги регионального бюджета: его недостаточно,— говорит член Общественной палаты Ивановской области Дмитрий Сафонов.

— Проект закона предлагает предоставлять переселенцам резервное жилье на время, но в нашей области если такой фонд и есть, то очень плохой, и в нем жить нельзя».

Впрочем, Виталий Мутко считает реакцию депутатов и экспертов необоснованной, подчеркивая, что эта версия законопроекта промежуточная: «Мы намерены предоставить реальные механизмы регионам и гражданам».

Анна Героева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4154736

Особенности переселения из коммунальных квартир

Переселение из аварийного дома,  из квартиры по соц найму

Действующими строительными нормами и правилами РФ не предусмотрено строительство такого объекта, как коммунальная квартира, что, несомненно, отвечает требованиям современного общества, поскольку каждый гражданин имеет право на достойное и комфортное проживание. Однако жилищный фонд страны все еще включает в себя огромное количество коммунальных квартир. Поэтому одной из наиболее сложных проблем по-прежнему остается урегулирование правовых вопросов, связанных с переселением граждан из таких квартир.

Компенсационный характер расселения

Хотелось бы обратить внимание на положительный опыт государственных целевых программ «Расселение из коммунальных квартир»1 и региональных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

В частности, в рамках реализации таких программ принимаются решения о переселении нанимателей из коммунальных квартир в отдельные жилые помещения за счет доплаты разницы между суммой, выделенной из соответствующего бюджета на расселение конкретной семьи, и стоимостью строительства или приобретения отдельной квартиры. Вместе с тем это, конечно, не решает проблему целиком.

Анализ и обобщение правоприменительной практики показывает, что согласно ст.

89 ЖК РФ предоставление жилого помещения при расселении из аварийного и ветхого жилого дома носит исключительно компенсационный характер и нанимателям по договору социального найма предоставляется другое равнозначное по общей площади жилое помещение, поэтому даже нахождение на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не дает права на получение жилого помещения большего размера, то есть по норме предоставления площади жилого помещения на каждого члена семьи. Кроме того, количество комнат в предоставляемом жилом помещении должно быть таким же, как в ранее занимаемом жилом помещении. Вместе с тем не допускается уменьшение жилой площади и количества комнат за счет увеличения общей площади жилого помещения, например, кухни, коридора и санузла. Другими словами, жилищные условия нанимателя не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями проживания. Однако на практике встречаются случаи, когда при переселении из аварийного жилья нанимателям предоставляется жилое помещение большего размера по сравнению с ранее занимаемым. При этом следует учитывать, что это является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, и зависит от соответствующей финансовой возможности, предусмотренной местным бюджетом. Сказанное можно проиллюстрировать на одном из многочисленных примеров.

Иск заявлен о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилья в виде жилой комнаты.

Как усматривается из материалов дела, наниматель и его трое несовершеннолетних детей в связи со сносом аварийного дома были выселены из занимаемой ими комнаты в коммунальной квартире с предоставлением по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире, равнозначной по площади занимаемому жилому помещению.

Исковые требования были удовлетворены, а в удовлетворении встречного иска нанимателя о предоставлении отдельной квартиры было отказано. При этом суд исходил из того, что жилое помещение взамен занимаемого предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий.2

Следует учитывать, что ст. 89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, поэтому согласно положениям ст.

18 Конституции РФ реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием предполагает обязанность судов при применении положений ст.

89 ЖК РФ исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого нанимателям определенного жилого помещения. Рассмотрим один из примеров.

Иск заявлен о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилья в виде жилой комнаты в коммунальной квартире.

В обоснование своих требований орган местного самоуправления сослался на то, что ответчики проживают на основании договора социального найма в жилом помещении, расположенном в доме, который подлежит отселению в связи со сносом, согласия на переселение в другое благоустроенное жилое помещение ответчики не дали.

В свою очередь ответчики полагают, что истец пытается выселить их в ветхое здание с износом 40%, при этом предоставляемая комната не является благоустроенным жилым помещением, так как находится в общежитии коридорного типа.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал на то, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.3

Почему буксуют программы

Как показывает практика, к основным причинам несвоевременного выполнения мероприятий, предусмотренных региональными программами по переселению нанимателей из аварийного жилищного фонда, можно отнести следующие:

–невозможность предоставить равнозначную по площади квартиру в связи с отсутствием таковой в соответствующем районе муниципального образования;

–невозможность предоставить равнозначную по площади комнату(ы) в коммунальной квартире, поскольку квартиры такого типа уже не возводятся.

Эти причины порождают лавину несправедливости при переселении нанимателей из аварийных домов.

Так, в одних случаях гражданам, нуждающимся в социальной защите, по договору социального найма в порядке ст.

89 ЖК РФ предоставляется комната(ы) в коммунальной квартире, равнозначная по общей площади ранее занимаемой, а в других случаях, когда в жилищном фонде отсутствуют свободные комнаты, – квартира.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в целях обеспечения равной защиты прав нанимателей, переселяемых из аварийных коммунальных квартир, необходимо внести изменения в императивные нормы, регулирующие порядок предоставления жилого помещения при переселении нанимателей из аварийного жилищного фонда. Представляется, что такие изменения частично помогут решить проблему с коммунальными квартирами как не соответствующими понятию благоустроенности.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/354540/

Юридический спектр
Добавить комментарий