Ответственность работодателя за работника, который должен состоять на воинском учете

Прием на работу и учет военнообязанных

Ответственность работодателя за работника, который должен состоять на воинском учете

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники.

В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее — Федеральный закон № 53-ФЗ) п.

 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.

; далее — Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, — для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3.

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет — это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

• мужского пола, пребывающие в запасе;

• уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

• успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

• не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

• не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

• уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

• прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

Количество работников, состоящих на воинском учетеЧисло работников, осуществляющих воинский учет
Менее 500Один работник, выполняющий обязанности по совместительству
От 500 до 2 000Один освобожденный работник
От 2 000 до 4 000Два освобожденных работника
На каждые последующие 3 000По одному освобожденному работнику

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Источник: https://www.profiz.ru/kr/12_2008/priem_na_rabotu_voennooby/

Самое важное о воинском учете в организации в 2018 году

Ответственность работодателя за работника, который должен состоять на воинском учете

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации).

Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.

), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учетуКоличество уполномоченных сотрудников
Менее 500Один сотрудник-совместитель
От 500 до 2 000Один основной сотрудник
От 2 000 до 4 000Два основных сотрудника
На каждые последующие 3 000Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности.

Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты.

Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью.

При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов.

Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок.

Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

ПравонарушениеАдминистративные санкции
Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц
Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц
Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц
Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Источник: https://kontur.ru/articles/5158

Воинский учет граждан

Ответственность работодателя за работника, который должен состоять на воинском учете

Сегодня военный билет при приеме на работу является довольно важным документом. Стоит разобраться, относится ли он к рангу «обязательных», а если да, то почему и что о нем стоит знать.

Итак, кадровая служба может попросить у соискателя документ воинского учета. Им является ВБ или приписное удостоверение. Но одновременно отдел кадров не имеет права его требовать, ведь обязательным билет не является.

Если же гражданин считается военнообязанным или подлежит призыву, то по закону он должен представить документы воинского учета будущему работодателю. Последний, полагаясь на пункты «а» и «б» 23-го Положения о воинском учете, должен проверить, подлежит ли данный гражданин поступлению на должность.

Если же на момент трудоустройства гражданин находится в запасе, и у него нет ВБ, то он обязан предъявить временное удостоверение, которое ему должны выдать вместо ВБ.

https://www.youtube.com/watch?v=quqC-9S5bac

Если гражданин находится лишь в ожидании прохождения военной службы, то он обязан предъявить удостоверение лица РФ, подлежащего призыву на службу.

Кто подлежит военному призыву, и кого следует отнести к гражданам, пребывающим в запасе, занесено в ФЗ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Более детальные положения указаны ниже.

Зачем нужен военный билет

В настоящее время, согласно действующему закону в пункте 9 Положения о воинском учете, любое предприятие должно вести воинский учет каждого сотрудника. Данное положение и становится причиной запроса работодателем военного билета.

Согласно п. 9 Положения о воинском учете, организации должны вести воинский учет граждан по месту их работы.

Воинский учет ведется на базе таких документов:

  • ВБ;
  • временное удостоверение, которое дается взамен ВБ;
  • удостоверение гражданина, подлежащего военному призыву.

Работодатель должен помнить, что он несет ответственность перед военным комиссариатом за ведение учета военнообязанных сотрудников.

Стоит отметить такой нюанс: если работник подлежит категории, обозначенной в абз. 5 ч. 1 ст. 65 ТК РФ и не желает предъявлять ВБ при трудоустройстве, то работодатель может ему отказать. Данное положение сформулировано Ленинградским областным судом. Также кадровый отдел обязан сообщить о данном факте в военный комиссариат.

В то же время, положения нормативно-правовых актов разрешают заключить трудовой договор с лицом, которое обязано состоять на воинском учете, не имея положенных на то документов.

Так, согласно пп. «б» п. 32 Положения о воинском учете, работодатели должны в течение 2 недель отправить в военный комиссариат данные о таком гражданине.

Сообщать в военный комиссариат информацию о зачислении на работу лица без документов учета необходимо в письменной форме, отправив уведомление с реквизитами заказным письмом.

Еще раз стоит отметить, требования к учету работодателем распространяются лишь на тех лиц, которые есть военнообязанными!

Если потенциальный сотрудник не предъявил ВБ, то работодатель не может применять к нему меры дисциплинарного взыскания. Они возможны лишь при нарушении должностных обязанностей, которые наступают с момента заключения труд. договора.

Для применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан установить:

  • требования какого документа нарушил работник;
  • связаны ли противоправные действия сотрудника с его трудовыми обязанностями;
  • имеются ли у сотрудника уважительные причины, подтолкнувшие его к нарушению.

Следовательно, если нарушения не связаны с трудовыми обязанностями работника, то они не могут послужить привлечению его к ответственности.

Обязателен ли военный билет

Несмотря на всю значимость военного билета, предоставлять его при трудоустройстве совсем не обязательно. Все потому, что есть список необходимых документов при зачислении на работу. С ним можно ознакомиться в постановлении правительства РФ. Документа воинского учета в нем не наблюдается. Так, отсутствие ВБ не может являться причиной для:

  • незачисления на работу;
  • неисполнения обязанностей работодателем перед военным комиссариатом.

Работодатель, согласно пп. «б» п. 32 Положения о воинском учете, должен предоставлять всю информацию о принятых в штаб военнообязанных в течение 2 недель с момента заключения трудового договора.

Законом предусмотрен ряд санкций к работодателям и работникам, несущим ответственность за учет. Если они не сообщили своевременно в соответствующие органы информацию о лицах, обязанных состоять на учете, то должны понести ответственность. На них будет наложен штраф от 3 до 10 МРОТ.

Часть 3 ст. 21.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за недонесение работодателем в военный комиссариат данных о принятых в штат лицах, не состоящих на воинском учете, которые должны на нем пребывать!

Не должен работодатель забывать и о наказуемости в случае неправомерного отказа в предоставлении рабочего места.

Реально ли трудоустройство без ВБ

Как говорилось ранее, ВБ не является обязательным документом при зачислении на работу (его не занесено в перечень ст. 65 ТК РФ).

При отсутствии ВБ работодатель обязан обеспечить потенциального сотрудника рабочим местом, если нет значимых причин для отказа. Также работодатель обязан принять на работу военнообязанного гражданина РФ на основании всех нормативно-правовых документов, обозначенных выше.

https://www.youtube.com/watch?v=XtmWoPIXvlc

Сложность данной ситуации заключается именно в том, что отсутствие всех сведений о зачисленном на работу военнообязанном есть серьезным нарушением. Это и является причиной, почему важно сообщить в военный комиссариат о сотруднике, принятом на работу без документов для учета.

Если же гражданину было отказано в работе по причине отсутствия ВБ, он может решить данную проблему следующими способами:

  • обратиться в трудовую инспекцию;
  • обратиться в суд;
  • получить ВБ;
  • получить приписное удостоверение.

Оптимальный способ – получение военного билета. Он может понадобиться и не только при устройстве на работу. Кроме того, его получение займет намного меньше времени, чем судебное разбирательство.

Срочно нужен военный билет: что делать

Военный билет гражданин РФ чаще всего получает в таких случаях:

  • если его признали негодным к прохождению службы;
  • если он уже прошел службу;
  • если он окончил специальное военное учебное учреждение.

Нередко бывает, что до 27 лет военный комиссариат так и не смог призвать гражданина по определенной причине. Тогда, согласно п. 1 ст. № 52 закона № 53-ФЗ, гражданин с 27 лет зачисляется в запас. ВБ у него естественно будет отсутствовать.

Согласно п. 1 ст. №52 закона № 53-ФЗ от 28.03.98 г., лица, достигшие 27 лет, зачисляются в запас.

Получить документ можно, пройдя следующие этапы:

  • отправиться в военкомат по месту прописки;
  • получить направление на мед. освидетельствование;
  • принести в военкомат все документы для оформления ВБ;
  • написать объяснительную;
  • дождаться решения о зачислении в запас.

Наличие объяснительной записки особо важно, если призыв на военную службу не был осуществлен по причинам, не связанным с отсрочкой.

После посещения военкомата гражданину выдадут направление на прохождение медкомиссии. Оно включает в себя: анализ мочи, крови, флюорографию, ЭКГ, подтверждение посещения наркологического, кожно-венерологического и психоневрологического диспансеров.

Ознакомившись с медицинским освидетельствованием, специально созданная комиссия принимает решение о зачислении в запас. После принятия решения комиссией выдача ВБ длится не более 10 дней.

Вышеуказанное положение регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: приказ Министерства обороны РФ № 400; пп. 9, пп. 16 Инструкции № 400.

Стоит обратить внимание на ряд нужных документов для получения ВБ:

  • фотография 3 х 4 на матовой бумаге;
  • паспорт;
  • удостоверение водителя (если есть);
  • диплом об окончании ВУЗа, аттестат;
  • ксерокопии страниц паспорта (№ 2,3,5).

Потенциальный работник должен помнить, что отсутствие ВБ не может послужить причиной для отказа в предоставлении ему рабочего места. Об этом сказано в трудовом законодательстве. Он всегда может решить данный вопрос через суд.

Итоги: кому, зачем и почему нужен военный билет

Ознакомившись с основными положениями, связанными с военным билетом, вывод можно сделать один: необходимость предоставления данного документа связана с требованием Закона к оформлению трудовых отношений, а не с выполнением сотрудником трудовых обязанностей.

Также выполнение работниками трудовых обязанностей не находится в зависимости от факта предоставления данных документов. Поэтому предоставление работником военного билета нельзя отнести к непосредственным его обязанностям.

Следовательно, непредставление работником данного документа невозможно квалифицировать как дисциплинарный проступок. Естественно и то, что работодатель не может в данном случае применить дисциплинарное взыскание.

Итак, о военном билете стоит знать следующее:

  • военным билетом обладают военнообязанные или граждане, подлежащие призыву;
  • военный билет должны иметь и граждане, находящиеся в запасе;
  • при отсутствии билета должно быть временное удостоверение;
  • информацию о военнообязанных лицах работодатель подает в комиссариат для занесения их в воинский учет;
  • ВБ не относится к перечню документов, необходимых при зачислении на работу;
  • ВБ должны предъявлять граждане, относящиеся к категории абз. 5 ч. 1 ст. № 65 ТК РФ, в противном случае им может быть отказано в рабочем месте.

Одним словом, ВБ при зачислении на работу, а точнее – его отсутствие, может сыграть злую шутку. Так, работодатель имеет полное право отказать в предоставлении рабочего места военнообязанному или лицу, находящемуся в запасе. Поэтому военный билет при приеме на работу сегодня играет важную роль.

Источник: http://tvoyvoenbilet.ru/dlya-prizyvnika/articles/voinskiy-uchet-grazhdan/voinskiy-uchet-grazhdan_60.html

Направьте работника в военкомат

Ответственность работодателя за работника, который должен состоять на воинском учете

Сайт журнала «Учет в учреждении»Электронный журнал «Учет в учреждении»

У работодателей появились новые обязанности: они должны сообщать в военкомат о сотрудниках, которые уклоняются от воинского учета, и вручать таким гражданам соответствующие направления. Как вести воинский учет в учреждении и какие документы для этого заполнить?

Подсказка: как организовать воинский учет сотрудников >>

Теперь учреждению придется выявлять сотрудников, которые должны были встать на воинский учет, но по каким-то причинам этого не сделали (Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ). Какими способами их выявлять, в законе не говорится.

Скорее всего, нужно проверить документы всех действующих сотрудников, а при приеме на работу — потенциальных. Если учреждение обнаружит работника, который уклоняется от постановки на учет, необходимо сообщить об этом в военкомат не позднее двух недель с момента обнаружения.

А самому сотруднику оформить и передать направление в военкомат.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Ранее работодатели только оповещали сотрудников о вызовах из военных комиссариатов и обеспечивали им возможность своевременной явки по повесткам. А сведения о гражданах представляли лишь по запросам военных комиссариатов. Все обязанности работодателя по воинскому учету смотрите в шпаргалке.

Как выявить уклонистов и по какой форме заполнять направления, читайте далее.

  • Шпаргалка
  • Пять обязанностей работодателей по воинскому учетуУчреждение-работодатель должно:
    • оповещать работников о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
    • обеспечивать возможность своевременной явки сотрудников по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
    • направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов сведения о гражданах, которые поступают на воинский учет, состоят на нем, а также о тех, кто обязан состоять на воинском учете, но не состоит;
    • направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления сотрудников, которые обязаны состоять на воинском учете, но не состоят;
    • вручать уклонистам направление в военный комиссариат по установленной форме для постановки на воинский учет.

    Обязанности учреждений-работодателей, связанные с воинским учетом, установлены в статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

О ком оповестить военкомат

Воинскому учету подлежат две категории граждан: призывники и военнообязанные, которые находятся в запасе (п. 14 Положения № 719, п. 1 ст. 52 Закона № 53-ФЗ). Под учет подпадают мужчины:

  • обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе в возрасте от 18 до 27 лет;
  • пребывающие в запасе, в том числе уволенные с военной службы;
  • являющиеся офицерами запаса — выпускниками вузов, успешно окончившие военные кафедры;
  • не прошедшие военную службу из-за освобождения от призыва;
  • не прошедшие военную службу из-за предоставления отсрочек от призыва или по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

32 ближайших изменения в Налоговом кодексе – от НДС и НДФЛ до спецрежимов и проверок >>

А также женщины, которые имеют военно-учетные специальности. При этом никаких исключений для внешних совместителей и дистанционных работников закон не устанавливает.

Не сказано в Законе № 53-ФЗ и о том, что воинский учет совместителей надо вести только по основному месту работы. Не подлежат воинскому учету лица, указанные в пункте 15 Положения № 719.

Например, сотрудники, имеющие ученую степень, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, женщины, не имеющие военно-учетной специальности, и иные категории.

Как понять, кто из сотрудников уклоняется от учета

Поскольку чиновники не прописали, как искать граждан, которые не встали на воинский учет, работодателю придется разбираться с этим самому.

Наиболее простой способ — тщательно проверить документы сотрудников, например паспорт (п. 49 Положения № 719). Он должен содержать штамп «Военнообязанный» на стр. 13 (п.

11 Описания бланка паспорта, утвержденного постановлением Правительства от 08.07.1997 № 828).

Если такая отметка есть, у сотрудника запрашивают военный билет или удостоверение призывника. Если штампа и военного билета у мужчины нет, выясняют причину этого. Например, не все мужчины являются военнообязанными.

Если причины неуважительные, сведения о работнике пересылают в военкомат, а сотруднику вручают направление для постановки на воинский учет.

Что меняется в работе бухгалтера в 2020 году

По какой форме составить направление в военкомат

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/98888-napravte-rabotnika-v-voenkomat

Когда сотрудник – военнообязанный

Ответственность работодателя за работника, который должен состоять на воинском учете

В зависимости от количества работников, состоящих на воинском учете, ведение такого учета может быть возложено на сотрудника, освобожденного от другой работы, либо выполняться в порядке совмещения.

За неисполнение установленных законом обязанностей по организации воинского учета работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Что же необходимо знать работодателю, чтобы соблюсти закон и избежать ответственности за его нарушение?

За что может последовать административная ответственность

Как правило, ведением воинского учета в организациях занимаются сотрудники отдела кадров. Правила ведения учета регламентируются Положением о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 , а также Методическими рекомендациями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях.

Применительно к работодателю  административная ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету может возникнуть в двух случаях:

  • за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ст. 21.4. КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа от 300 до 1000 руб.)

  • за неоповещение руководителем или другим ответственным лицом организации работника о вызове по повестке военкомата или необеспечение работнику возможности своевременной явки по повестке (ст. 21.2. КоАП РФ, штраф от 500 до 1000 рублей)

Своевременно информируем военкомат

О принятых или уволенных сотрудниках военкомат необходимо уведомить в двухнедельный срок. И если при увольнении работника главное – не забыть вовремя направить информацию в военный комиссариат, то при приеме на работу иногда возникают вопросы.

Дело в том, что в соответствии с Положением о воинском учете, при приеме на работу работодатель обязан установить, подлежит ли работник постановке на воинский учет и потребовать у него предъявления подтверждающих документов. Статьей 65 ТК РФ также установлено, что при заключении трудового договора лицо, которое является военнообязанным и подлежит призыву на военную службу, предъявляет работодателю документы воинского учета.

Однако на практике иногда при оформлении на работу обнаруживается, что документы воинского учета у человека отсутствуют (потерял, остались в другом городе, не может найти после ремонта и т.п.) или с ними не все в порядке.

Как поступать в этом случае? Отказать в приеме на работу? Но человек клянется, что принесет военный билет, как только сможет.

Да и будет ли такой отказ законным? А возможно, именно этот сотрудник вам необходим и найти другого кандидата будет нелегко.

Принять на работу без документов воинского учета? Но не будет ли это являться нарушением?

Судебная практика

Спешим вас обрадовать: судебная практика в этом вопросе весьма лояльна.

По мнению судов, отказ в приеме на работу в связи с отсутствием документов, предусмотренных статьей 65 ТК РФ (в том числе документа воинского учета), является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом требования являются обязательными. Однако прямой обязанности отказать в приеме на работу в связи с отсутствием данных документов законом не установлено.

Обратите внимание, что в соответствии со ст. 21.4.

КоАП основанием для привлечения к ответственности является именно несообщение организацией сведений о приеме на работу соответствующей категории граждан, а не факт приема на работу лица при отсутствии у него документов воинского учета.

Таким образом, вам достаточно предоставить соответствующему военному комиссариату информацию о приеме на работу сотрудника, который, по вашему мнению, обязан состоять на воинском учете, но не предъявил соответствующих документов.

Обеспечиваем явку сотрудника в военкомат

Здесь возможны два варианта:

  1. Сотрудник сам приносит повестку из военкомата. На основании повестки о призыве на военную службу работодатель увольняет работника по п.1 ч.1 статьи 83 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка.

     Трудовое законодательство не содержит каких-либо положений о сроке прекращения трудового договора по данному основанию, поэтому обычно дата увольнения определяется соглашением сторон. Трудовой договор может быть прекращен не ранее предоставления работодателю повестки о призыве на военную службу, но не позднее указанного в ней срока явки на призывной пункт.

    В иных случаях (повестка о призыве на военные сборы, прохождении комиссии и т.п.) работника необходимо освободить от работы с сохранением места работы (должности) на период, указанный в повестке.

  2. Повестка приходит по месту работы для передачи ее военнообязанному сотруднику. В этом случае работодатель обязан вручить повестку работнику, оставив у себя соответствующее извещение. Причем, обязательно возьмите с работника расписку в получении повестки.

    Иначе может случиться, что работник не явится в военкомат или на сборы, а потом заявит, что не получал повестку. И тогда, если у работодателя не будет доказательств вручения сотруднику повестки, руководитель или сотрудник, ответственный за воинский учет, могут быть оштрафованы на сумму от 500 до 1000 рублей в соответствии со ст. 21.2.

    КоАП РФ. После вручения повестки действия работодателя такие же, как и в первом варианте.

Вопросы оплаты

За время прохождения военных сборов, а также исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, работнику выплачивается его средний заработок. Эту выплату осуществляет работодатель на основании справки, выданной сотруднику военкоматом.

Возмещение организации затрат, связанных с выплатой работнику среднего заработка за время исполнения воинских обязанностей, производится за счет средств федерального бюджета. Выплату возмещения производит военкомат на основании представленных работодателем документов, подтверждающих расходы (в т.

ч. справки о среднем заработке работника).

Источник: https://clubtk.ru/kogda-sotrudnik-voyennoobyazanny

Юридический спектр
Добавить комментарий