Отношения ученик учитель

Статья

Отношения ученик учитель

Отношения: учитель-ученик

В своей профессиональной деятельности педагог связан прежде всего с учащимися. Однако круг общения педагога значительно шире.

Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет педагогически грамотное взаимодействие учителя со своими коллегами, с родителями учащихся, с администрацией школы, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию учащихся.

Несмотря на важность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выходят отношения «учитель — ученик», именно они играют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль.

Структура отношений «учитель — ученик» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых простых пространственных, психических и социальных контактов и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер.

Отношения между учителем и учеником не выбираются, а диктуются необходимостью: для учителя — работать, учить, а для подрастающего поколения — учиться. Учитель не выбирает себе учащихся, а вступает в отношения с теми, кто пришел учиться. Ученик также не выбирает себе учителя, он приходит в школу, где уже работает определенная группа учителей.

Правда, следует заметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, 96) предоставляет широкие права педагогам и учащимся в части выбора образовательного учреждения, в случае необходимости смены школы, класса и т.д., но в целом в массовых общеобразовательных учреждениях преобладают традиционные формы взаимоотношений между учителями и учащимися.

Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать и со стороны содержания образования. Учитель является носителем той или иной области научных знаний, в учебном процессе он выступает как просветитель, транслятор научного мировоззрения.

В то же время во взаимодействии с учащимися он должен выступать и как высоконравственная личность — носитель долга, совести, чести, добра, справедливости.

Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями..

. Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров…» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися.

Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним.

Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» (Я.А. Коменский. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 543).

Вся совокупность служебных, мировоззренческих, нравственных отношений составляет сущность и содержание учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимают отношения нравственные.

Современный уровень развития образования характеризуется тем, что деятельность учителя рассматривается не только как простой процесс прямого воздействия на личность ребёнка (передача знаний, убеждение личным примером и другими методами и способами педагогического воздействия), но и как организация активной познавательной деятельности самого учащегося. Обучение является двусторонним процессом, в котором педагогу отводится не столько роль транслятора знаний, сколько руководителя, вдохновителя и организатора познавательной деятельности школьников. Не случайно Я.А. Коменский эпиграфом к своей книге «Великая дидактика» взял слова: «Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащиеся меньше бы учили, а учащиеся же больше бы учились».

Однако в системе отношений «учитель—ученик» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное — его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними.

Если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом учащихся складываются неправильно, то причину этого учитель прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе. Нравственные отношения между учителем и личностью школьника выполняют ряд важных для педагогического процесса функций.

Назовём основные из них.

1. Нравственные отношения системы «учитель—ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его.

Учащиеся, принимая воздействие учителя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы.

Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположный ожидаемому.

Как мы уже отмечали, педагогический труд направлен на преобразование человека.

Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, — писал А.С.

Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 85).

Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником.

Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее.

По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).

2. Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту — опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды.

Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других — становится для него неприятной и безрадостной обязанностью.

Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления.

Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка.

Практически ни у кого из учителей нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться.

К тому же отношение к ученику как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в ним личность — это сложная работа ума и сердца учителя.

Источник: https://infourok.ru/statya-otnosheniya-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom-2591585.html

Почему роман педагога и ученика недопустим и невозможен

Отношения ученик учитель

«У учителя и ученика никакого романа быть не может» — эта фраза вокруг скандала в 57-й школе звучит чаще всего.

Психолог Яна Филимонова настаивает на том, что такие отношения (даже с видимого обоюдного согласия) всегда становятся возможными лишь благодаря властной позиции учителя, и рассуждает о другой стороне проблемы — «заговоре замалчивания».

О взаимоотношениях насильника и жертвы обычно догадываются остальные, но часто боятся признаться в этом даже себе, а после начинают оправдывать своё поведение, обвиняя жертву.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Деятельность психолога в России не лицензируется, и уголовной ответственности психолог не несёт, даже если нарушит принятые этические нормы.

Тем не менее при подготовке психологов-консультантов преподаватели не раз и не два повторяют, что клиенты, даже будучи взрослыми самостоятельными людьми, проецируют на человека, к которому пришли за помощью (например, к психоаналитику), образы матери и отца. Именно поэтому сексуальная связь с клиентом инцестуозна и наносит ему серьёзную психологическую травму.

Кодексом профессии такое поведение запрещено. То же самое происходит в любых отношениях, которые основаны на оказании помощи или включают отношения власти и подчинения: врача и пациента, руководителя и его сотрудника, работника спасательной службы и потерпевшего, учителя и ученика.

Симпатию и привлекательность в глазах тех, кто от него зависит, чаще всего обеспечивает не сам человек своими прекрасными качествами, а его привилегированная роль

К учителю в классе приковано внимание, он обладает властью, авторитетом, он намного старше и опытнее, в конце концов. Его позицию по отношению к ученицам и ученикам, даже достигшим возраста сексуального согласия, никак нельзя назвать равной.

Возраст согласия установлен для того, чтобы отмерять, с какого момента человек становится достаточно взрослым для осознанного вступления в интимные отношения.

В случае соблазнения педагогом своих учеников об осознанности не может идти речи: это самое настоящее злоупотребление служебным положением

Даже если силового принуждения не было и подросток озвучил согласие на секс. Даже если было то, что формально можно было бы назвать «романом». У учителя и ученицы никакого романа быть не может. Тем более, если действия наделённого властью участника этих отношений включали эмоциональное давление, угрозы суицидом и преследование, о которых рассказывали бывшие ученики 57-й.

Отдельно хочется поговорить о «заговоре молчания», который часто возникает вокруг подобных историй. Напрашивается аналогия с семьями, в которых происходит инцест. Как ни прискорбно, о взаимоотношениях насильника и жертвы обычно догадываются остальные родственники. Но они предпочитают не задумываться, закрывать глаза на очевидное и молчать, становясь соучастниками преступления.

Почему? Потому что это слишком страшно. Мать не может не видеть, что её муж перед сном идёт в спальню не к ней, а к дочери, и возвращается оттуда странно возбуждённый, раскрасневшийся и потный. Она не может не слышать того, что происходит за стеной от вечера к вечеру.

Но очень страшно признать, что человек, с которым ты прожила много лет и от которого родила ребёнка, — педофил и насильник. Страшно осознать, что у дяди, который сажает уже слишком взрослую для этого племянницу на колени, странно блестят глаза и руки тянутся куда-то не туда.

Страшно признавать, что коллега — возможно, обаятельный и умный человек, с которым ты долгие годы бок о бок работаешь, — растлитель и педофил.

Ещё хуже осознать это спустя некоторое время и тем самым признать, что ты косвенно участвовал в покрывании преступлений.

Свою роль играет и нежелание выступать в одиночку против целого коллектива, запугивание, страх позора, потери работы, того, что твоё имя, пусть и косвенно, станет ассоциироваться с «грязным» скандалом.

И этот страх так силён, что заставляет продолжать вытеснять уже очевидную информацию и даже набрасываться с агрессией на жертв или тех, кто молчать отказывается. Такой вид поведения называется «виктимблейминг» — обвинение жертвы.

Это не значит, что любому обвинению можно верить бездоказательно. Но любое заявление о насилии должно быть рассмотрено и проверено, нельзя замалчивать и отмахиваться. Нельзя обвинять тех, кто просит о помощи или рассказывает о случившемся, — это насильственное поведение.

Виктимблейминг активно используют сами насильники для оправдания своих действий, приписывая жертве «провокацию» и так снимая с себя ответственность

Ужасно, когда так поступают люди, в чьи прямые обязанности входит защищать и нести ответственность за подростков, будь то администрация, учителя или школьный психолог.

Хочется выразить сочувствие тем, кому пришлось столкнуться с этой травмой. Это травма, и никак иначе назвать её нельзя.

Переоценка событий может быть болезненной — нередко человек, ставший жертвой злоупотребления, много лет рассказывает себе историю о том, что у него и насильника был «роман». Это психологическая защита, очень понятная в такой ситуации.

Но в какой-то момент становится важным расставить всё на свои места: никакой это не роман, а сексуальное использование, и такого происходить не должно.

Хорошо, если есть возможность довериться специалисту и проделать эту работу вместе с ним

Особенно в том случае, если вы замечаете симптомы паники, депрессии, аутоагрессивное поведение (нанесение себе ожогов или порезов, травмоопасное, рискованное сексуальное поведение). Всё это часто случается с пережившими насилие людьми: запертый внутри гнев без возможности адресовать его насильнику обращается на себя.

Важно заручиться поддержкой близких — тех, кто сопереживает, не обвиняет и не перекладывает на вас ответственность.

Хорошо, если найдутся несколько человек, которые послушают вас и проявят сочувствие, поговорят, обнимут. Не поддерживайте диалог с теми, кто встаёт на позицию «сама этого хотела», или спрашивает, не стыдно ли вам.

Стыдно должно быть растлителю.

За ситуацией вокруг 57-й школы следите по специальному тегу

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/6721598-scandal_incest

Отношения между учителем и учениками

Отношения ученик учитель

Душа ребенка равно сложна, как и душавзрослого.

Она так же полна подобных противоречий.Она пребывает в тех же трагическихвечных борениях: стремлюсь и не могу,знаю, что надо, и не могу себя заставить.

На картинках-заставочках учитель смотритна своего ученика сверху вниз. Так и вреальной жизни. Именно это несовпадениеплоскостей обозрения и создает множествопричин для нарушения отношений междуними. Практический совет можно датьсразу: если вы хотите установить дружескиеотношения с ребенком, держите свои глазана уровне его глаз. Не «громыхайте»сверху.

Отношения — это взаимные связимежду учителем и учениками. От нихзависит очень много: как воспринимаютдети школу, учителя, свои школьныеобязанности, что они могут себе позволитьи до какого предела дойти.

На отношенияучителя со всеми детьми и с каждымотдельным учеником влияют многиефакторы: Ситуация в обществе, экономическиеусловия, уровень общественной культуры,профессиональная подготовка педагогов,их нравственность, стиль общения имногие другие.

Отношения между  учителем    и    учениками,   как    подтверждают   научные исследования, могут стать ичасто становятся причинами отклоняющегосяповедения школьников.

В классе учитель входит в два видаотношений: 1) отношения его к классу вцелом и 2) отношения его с каждым ученикомв отдельности. Оба эти вида отношенийнеобходимы и важны, но важнее все-такиотношения с каждым отдельным ребенком.

Как они складываются? какими могут быть?к каким отношениям необходимо стремиться?На эти вопросы мы получим ответы,рассмотрев типичные схемы отношенийпедагога с учеником, их преимущества инедостатки.

См. картинки П — У. Педагог и ученикнейтральны по отношению друг к другу,близко не общаются. Между ними существуютлишь формальные отношения, соблюдаетсяофициальная дистанция. Учитель неинтересуется учеником, ученик избегаетучителя. Это форма не отношений, асосуществования. О воспитательномвлиянии педагога говорить не приходится.

Чувствуя безразличие учителя, ученикплатит ему тем же. Если взаимноебезразличие продолжается достаточнодолго, то ученик привыкает смотреть нашколу и на учителя как на формальныеатрибуты, которые его ни к чему необязывают. Причин для возникновениядевиантного поведения более чемдостаточно. Безразличие учителя —главный стимул для этого.

П — У. Попытка педагога установитьотношения с учеником, склонить его квыполнению требований, заданий,распорядка. Со стороны ученикаэмоционального ответа нет. Ему безразличнынамерения учителя, но тот продолжаетнастаивать. Эта односторонняя связьвесьма неустойчива и не может долгопродолжаться.

Побившись, как рыба об лед, учительбольшей частью отступает и встает наавторитарную почву приказов, принуждений.Редко у кого хватает ума и сил разобраться,почему ребенок закрыт, как пробить егосамоизоляцию. Причины для возникновенияотклоняющегося поведения ученика есть.

https://www.youtube.com/watch?v=lfzf2-H1ICY

П — У. Ученик ищет поддержку у педагога,пытается обратить на себя внимание какна уроках, так и на переменах. Онсоглашается выполнять любые поручения,задания в школе и дома. Но вниманиеучителя обращено на других детей илисобственные дела.

Потому и связь междуними односторонняя, формальная. Ученикуостается лишь надеяться. Такой типотношений, с педагогической точкизрения, недопустим, ведь это прямоенарушение профессиональной этики.

Причины для возникновения отклоняющегосяповедения есть со стороны учителя.

П — У Стремление обеих сторон к обоюдномуконтакту. Взаимосвязь существует, онапостоянна и углубляется. Развиваетсясотрудничество, успехи и воспитанностьрастут. Учитель хорошо знает особенностии возможности ученика. Это оптимальнаямодель отношений между участникамипедагогического процесса. Причин длявозникновения школьной дезадаптации,девиантного поведения нет.

П — У. Ухудшение первоначально неплохихотношений между педагогом и учеником,инициируемое педагогом. Причины чащевсего в том, что ученик не оправдываетнадежд учителя.

Это проявляется в том,что педагог начинает хуже выполнятьсвои обязанности по отношению к ученикуили совсем перестает их выполнять.Действия учителя кажутся ребенкунеубедительными.

Ситуация благоприятнадля возникновения девиантного поведения.

П — У. Ситуация, обратная к предыдущей:ухудшение отношений между педагогом иучеником происходит по инициативеученика. Причинами чаще всего становятсянесправедливые оценки учителя, строгиенаказания, неуважение, недоверие,ограничение прав. Ребенок страдает.Одно из ее следствий — депрессия.Отклоняющееся поведение уже возникло.Ситуация трудная для обеих сторон.

П — У. Сильное напряжение в отношениях.Отсутствие наблюдательности со стороныпедагога при оценке успехов ученика,глубокого анализа его поступков, неумениепроанализировать собственное поведение,нежелание понять ученика поставилиучителя в трудное положение. Педагог иученик либо пребывают в сильном конфликте,либо близки к этому.

П — У. Попытка педагога нарушить неспособствующее воспитанию равновесиев отношениях с учеником. В результатесамоанализа своих поступков учительприходит к необходимости пересмотра методов  воспитания,   стиля  общения   с  учеником, ревизиисистемы своих действий.

Его действиянаправляются на улучшение контактов сучеником. Но тот еще не понимает намеренийпедагога, может быть, не верит ему,занимает выжидательную позицию, остаетсяв своем прежнем закрытом положении.

Ситуация должна понемногу улучшаться,причин для возникновения отклоняющегосяповедения ученика должно становитьсяменьше.

П — У. Ученик пытается восстановитьконтакт с учителем, равновесие в ихотношениях. Учитель занимает выжидательнуюпозицию. Ситуация сложная и непредсказуемая.

После нескольких попыток она можетулучшиться, а может и ухудшиться. Педагоглибо откажет ученику в своем внимании,покажет, что он сердится, недоволенребенком, либо приблизит его к себе.

Этоповод для пересмотра отношений, переходаих в новую фазу и, может быть, на болеевысокий уровень.

П — У. Ситуация, в которой обе стороныпытаются улучшить отношения безвыяснения, кто и в чем виноват, ктосделает первый шаг. Начать обязанпедагог, но так бывает не всегда. Стороныглубже познают свои сильные и слабыестороны. Ученик тоже продвигается всвоем познании человеческих отношений,начинает пересмотр собственного «Я».

Как видим, мир отношений между педагогоми учеником сложен. Люди руководствуютсяне только здравым смыслом, но и личнымипереживаниями, амбициями. Разум частоидет на поводу эмоций.

Если этопозволительно ученику, то никак неподходит педагогу. Изучив типичныесхемы отношений и отыскав в них себя,педагог поднимется выше обид на детей,признает их право иметь собственноемнение и выражать свое неудовольствиеего поведением.

Какой меркой судитучитель, той же меркой судят и его.

Проверим себя

1.               Какая педагогика называется авторитарной?

2.               Чем опасна авторитарная педагогика?

3.               Что нужно менять в направленностивоспитания?

4.               Какими особенностями характеризуетсягуманистическое воспитание ?

5.               Чем отличается личностно-ориентированноевоспитание?

6.               Какие главные приоритетыличностно-ориентированного воспитания?

7.               Какие причины мешают внедрениюгуманистической педагогики?

8.               Что значит понять ребенка?

9.               Почему предпочтительнее целостноевосприятие поведения ребенка?

10.           Чтозначит «заинтересованное участиевоспитателя»?

11.           Вчем сущность принятия воспитанника?

12.          Существуют ли особые методыгуманистического воспитания?

13.           Чемотличаются методы и формы гуманистическойпедагогики?

14.           Чегонельзя допускать в личностно-ориентированномвоспитании?

15.           Какиетипы отношений существуют между педагогоми учеником?

16.           Какойиз этих типов предпочтительнее и почему?

17.          Раскройте сущность общих методовкоррекционной работы.

18.           Какиесуществуют специальные методыпедагогической коррекции?

19.           Какприменяется метод естественныхпоследствий?

20.           Какиспользовать труд в воспитательныхцелях?

21.           Какиспользуется метод возмещения?

Прочитаем дополнительно

1.               Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.,1986.

2.               Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманнаяоснова педагогического процесса. Минск,1990.

3.               Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенокидет в школу. М., 1985.

4.               Гиппенрейтер Ю.Б. Общение с ребенком.Как? М., 1995.

5.               Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М.,1986.

6.               Корчак Я. Как любить детей. М., 1969.

7.               Макаренко А.С. Педагогическиепроизведения: В 8 т. М., 1984: Т. 2.

8.               Майерс Д. Социальная психология.СПб., 1998.

9.               Подласый И.Л. Педагогика. Ч. 1, 2. М.,1999.

10.          Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок какличность. М., 1994.

11.          Фопель К. Как научить детейсотрудничать. М., 1998.

Источник: https://studfile.net/preview/5568665/page:12/

Отношения «Учитель

Отношения ученик учитель

В китайской традиции отношения мастера с учеником занимали и занимают важнейшее место, представляя особые этико-моральные связи. Как говорили, «кто был Учителем один день, тот считается отцом на всю жизнь». Понятия «пойти в ученики» и «учиться мастерству» связаны тесной, обоюдной связью.

Вне зависимости от сферы деятельности, от конкретной школы или места обучения, будь то мастерская или храм, павильон изучения боевых искусств или театральная труппа — повсюду устанавливаются статусные отношения.

Это есть логическая предпосылка к понятиям «идти в ученики» и «учиться мастерству» (что предполагает овладение знаниями, образованием, искусством и т.д.).

Патриарх Ип Ман с учениками

Семейные этические представления прямо переносились на отношения «Учитель-ученик». Наставник является авторитетом для ученика, ровно так же, как отец – авторитетом для сына. Все, кто учились в школе, знали смысл выражения «наказать линейкой», но и во многих других сферах тоже существовали суровые формы наказания.

При этом наказываемый не имел права жаловаться. Как наставник, так и ученик, все понимали важность методов наказания, даже существовала поговорка «Без палки нет ученья».

В традиционном обществе в основе отношения к Учителю лежало уважение, считалось, что Учитель владеет истиной в конечной инстанции, и его задачей было исправлять ученика, помогать преодолевать ошибки.

Патриарх Ип Ман и его ученик Брюс Ли

Ритуал принятия в ученики «Баайсы. Согласно традиционной иерархии, отношения «Учитель-ученик» уступали только отношениям «отец-сын». Об этом говорила поговорка «Родили меня отец с матерью, а воспитал меня мой наставник».

Существовал обычай: став учеником, ты целиком переходил во власть учителя, родители не имели права вмешиваться, вплоть до того, что даже не могли видеться с ребёнком.

Установление такой важной связи, естественно, требовало торжественного ритуала, гарантировавшего её закрепление и соблюдение.

Обычно ритуал принятия в ученики делился на 4 части. Прежде всего, совершалось поклонение основателю данной школы и божествам-покровителям данного учения, ремесла или практики.

Это был символический акт, передававший уважение к выбранной практике и преданность ей, и одновременно моленье о покровительстве со стороны божеств и предков с тем, чтобы ученье было успешным. Вторая часть ритуала – это церемония поклонения Учителю.

При этом Учитель и его жена садились на почётное место, ученик же отбивал три поклона челом о землю, а после этого на коленях вручал Учителю «красный конверт» — хунбао (обычно дарится на праздники с деньгами внутри) с письменным заверением о своем желании идти в ученики и подавал Учителю чашку чая.

Затем Учитель торжественно читал наставления, объяснял законы школы и давал ученику новое имя. Смысл наставления заключался в требованиях почитания предков, соблюдения правил школы, честности и порядочности в поведении, усердности в овладении знаниями. В школах боевых искусств обязательно говорилось о том, что обучение сопровождается морально-этическими требованиями к ученику.

Церемония Баайсы в музее Ип Ман Тон

Педагогическая деятельность Учителя, помимо развития его собственных личностных качеств и умений, также имела важную социальную значимость. Считалось, что если человек в состоянии через свой жизненный опыт помочь развитию других людей, то это неизмеримая заслуга и добродетель.

В буддизме выделяют три формы благодеяний, относящихся к разным категориям. Во-первых, это материальные благодеяния, помощь людям деньгами и ценностями, чтобы вывести их из беды. Во-вторых, это методические благодеяния, когда человека учат способам и правилам поведения – как строить отношения с другими людьми, как решать жизненные проблемы.

И, наконец, в-третьих, это благодеяние, заключающееся в передаче бесстрашия, что означает давать людям надежду, чтобы люди могли жить без страха.

На мой взгляд, хороший Учитель непременно должен уметь совершать благодеяния на уровне второй и третьей категории, а это требует строгого подхода к собственным словам и поступкам, непрерывного учения и повышения собственного уровня.

Ученик, который намерен развивать свои способности, должен много спрашивать, усиленно учиться и работать. И ещё можно дать два маленьких совета: «Будь сладок в речах и не скупись на движения рук и ног».

Первый совет легко понять – он означает, что надо быть вежливым и уважительным в речах, почаще говорить: «Извините, пожалуйста», «прошу Вас» и пр. А не «Эй, дай мне, покажи мне».

А второй совет означает, что ученик должен быть усердным и инициативным, и не лениться «двигать руками и ногами».

Отношения в школе Вин Чунь

Восточный принцип отношений в школе Вин Чунь строится по принципу семьи, где Учитель является отцом, а ученики — его дети, внуки и родственники. В отражении своем ученик является отцом, а Учитель сыном.

Традиция передаётся от сердца к сердцу. Ученик как младенец, он даже не помнит о милостях, оказываемых ему учителем, да и Учитель на самом деле относится с полным беспристрастием к своим чадам, ибо учение является для него божественно чистым желанием.

В боевом искусстве Вин Чунь существуют различия между тем, что обладает формой и бесформенным. Обладающие формой — это движения руками и ногами, стойки и повороты. Разучивая их день и ночь, их легко перенять.

Бесформенное — это внутреннее постижение, о котором нельзя сказать словами. Перенять его трудно. Старые Учителя в своих наставлениях часто подчёркивали, что ученик во время занятий Кунфу ни в коем случае не должен думать о том, как ударить человека.

Такие мысли, воспитывающие в нём агрессивность и коварство, только помешают ему обрести духовную свободу.

Сифу Самуэль Квок с учениками

Мудрость традиции — это способность всегда быть адекватным ситуации, что значит также всегда быть «другим»: быть покойным среди действующих и недостижимым среди доступных, умирать в жизни и жить в смерти. Но превыше всего — быть великим в великий момент.

Это обусловлено не только тем, что передача внутренней, сложной техники Вин Чунь требует непосредственного общения Учителя и ученика через руки, чувствительность и рефлекторные импульсы, но и фактор этических и духовных отношений накладывает ответственность за действия учеников, как во время обучения, так и в повседневной жизни и в экстремальных условиях. На востоке почитание старших, родителей, — это основа развития личности. Вин Чунь среди продвинутых мастеров боевого искусства называют «Чёрный Вин Чунь». Это оружие защиты и нападения, где нет никаких правил; можно всё. Как быть с этикой, если эти принципы перейдут в жизнь?

Стройная концепция свободного духа в школе Вин Чунь основывается на даосских принципах слияния человека с природой; и не просто с природой зверей, змей и птиц, но и с природой развитого сознания человека, впитавшего в себя многовековой опыт религиозно-этических и философских воззрений.

Это осознанная необходимость, основанная не на личном эгоизме, а на целостном понимании развитого человека, где любая традиция включает в себя десять заповедей. Каждый раз человек или воин в экстремальных ситуациях должен включать в её решение наивысшие человеческие ценности, а не внешние действия зомби.

Один из Чаньских постулатов гласит: «увидишь Учителя — убей Учителя, увидишь Будду, убей и Будду».

Сифу Самуэль Квок с личными учениками

Спутанные смысловые понятия в европейском сознании рождают мыслей-монстров, которые стремятся поглотить естество человека, его природную способность к любви и созиданию. Мысли кидаются друг на друга и, в конечном счёте, пожирают самих себя, подталкивая человека к саморазрушению. Отсюда страх, недоверие к себе и к людям.

Девять стадий процесса трансформации отношений между Учителем и учеником в европейском сознании (из работ философа, психолога и писателя Валентина Куклева):

  • Восхищение и очарование Учителем;
  • Приверженность, следование и прислушивание к Учителю;
  • Признательность, благодарность, доверие Учителю;
  • Сотрудничество, взаимодействие, финансовые ресурсы с Учителем;
  • Переход симпатии в эмпатию. Поиск внутренних смыслов в отношениях с Учителем;
  • Отчуждение, дистанцирование, отделённость от Учителя;
  • Приказывание, доминирование, отход от Учителя;
  • Перемена отношений, измена Учителю;
  • Убийство образа Учителя.
Девятая стадия отношений

Важно, чтобы ученик смог преодолеть собственную иллюзию об идеальном Учителе и человеке, и смог бы объективно принять всю полноту знаний и опыта и смысл, передаваемый Учителем, не смешивая личные качества и смысл учения. Это необходимо, чтобы стать самостоятельным, чтобы встать на путь сотрудничества, Учителя и ученика, отца и сына.

Боевое искусство Вин Чунь — одно из самых сакральных знаний, и поэтому требует от учеников истинной духовности, открытого сердца, где Учитель и ученик открывают внутренний смысл и тайны школы Вин Чунь.

Жизненный идеал в традиционной китайской культуре, в отличие от Европы, не есть ни познание, ни творчество. Китайский мудрец не стремится ни познать мир с целью владеть им, ни оставить след в этой жизни, выразив себя без остатка.

С гениальной простотой, достойной одной из древних цивилизаций мира, китайская традиция объявляла высшей целью жизни «питание», «вскармливание» самой жизни. Мудрый человек, по представлениям китайцев, потому и мудр, что вкушает «от полноты жизненных свойств».

Он умеет наслаждаться жизнью, не разрушая её, но, напротив, восстанавливая её высшую ценность.

В древних даосских книгах утверждается: «человеческое — снаружи, небесное — внутри»; «человеческое есть то, что делает людей одинаковыми, небесное есть то, что делает каждого единственным».

Западный ученик

На Востоке земной Учитель — это всё для ученика. Людям западной культуры не только трудно следовать этому, но трудно даже понять, что это значит. Западные люди воспитаны в духе свободы.

Западные ученики постоянно обсуждают и критикуют своих Учителей. Их чувство собственной значимости непомерно велико.

Для большинства западных учеников это является проблемой всю жизнь. Они бродят из школы в школу, сомневаясь в том, достойна ли эта школа, принять их. Жизнь проходит, а они так ничего и не достигают. Им не хватает веры и видения единого во всем («Единство в многообразии»). А ведь именно у единого и нужно учиться.

Критикуя Учителя, западные ученики самоутверждаются, взращивая необоснованное самомнение.

Некоторые из них, перебегая из школы в школу, в конце концов, начинают что-то понимать в какой-то очередной школе и ошибочно приписывают это заслугам Учителя последней школы, отрицая и осуждая предыдущих Учителей, утверждая, что те мало знали или плохо учили. Но при этом они снова не осознают тот факт, что без фундамента, заложенного прежними Учителями, понимание в новой школе было бы невозможно.

Процесс обучения бесконечен. Возможно ли было бы учиться далее и воспринимать «настоящих» Учителей, не понимая языка или не умея читать? Все, конечно, зависит от метода передачи знания в той или иной школе, но любая школа имеет смысловые коды. И они не менее важны в общем процессе обучения, чем концептуальные составляющие.

На самом деле нет никакого антагонизма между бывшими учениками и их Учителями. Ведь знание — одно. Просто какой-то этап их взаимодействия завершился. И они, всё равно, больше спутники, чем «что-то чуждое».

Ведь если посмотреть на других людей, которые руководствуются в жизни вообще диаметрально противоположными принципами, то кто всё-таки ближе? Учителя — это старшие братья.

А процесс обучения в жизни каждого — это одна непрерывная линия.

Следует заметить, что распри между последователями различных школ коренятся именно в этой причине — в самоутверждении собственных преимуществ из корыстных соображений.

В самих названиях школ воинских искусств, имеющих дополнительные имена — специализирующие, патентообразующие или авторские, — коренятся ослабляющие тенденции разделения. А традиция-то одна.

И Кунфу означает единение… Которое, без сомнений, спасёт мир.

Те сообщества, которые осознают это и руководствуются принципом единства: национального, духовного, профессионального, общечеловеческого, — идут вверх и процветают в мире.

Для того, чтобы следовать за Учителем и полноценно использовать его практический опыт через разработанные им методику и упражнения, совершенно необходимо не просто доверять его знаниям, но абсолютно верить в него, без сомнений. Вот в этом обычно и возникает проблема у западных учеников.

Им необходимо видеть собственными глазами демонстрацию превосходства Учителя, и именно поэтому Учителя используют всевозможные «ловушки» для учеников. Но не для того, чтобы повредить им, а, наоборот, с целью компенсировать их недостаток веры, преодолеть сомнения и достичь истинного знания.

Но существует и обратная проблема. Среди самых достойных земных Учителей очень мало идеальных. Они, так же как и Вы, — всего лишь части целого и слуги единого.

И максимум того, что они могут сделать, — это отразить несравнимую мощь и великолепие единого. Не говоря уже о том, что некоторые из них пользуются своим положением в корыстных целях.

Поэтому их можно любить и у них нужно учиться, но никогда не следует терять бдительность и идеализировать их.

Следует помнить, что Вы кланяетесь не священнику как человеку, а его сутане и божественному предназначению. И таинство духовной инициации заключается не в подавлении кого-то кем-то, а в Вашей способности быть смиренным, преклонять колени и воспринимать.

Источник: http://kwokwingchun.ru/zanyatiya/otnosheniya-uchitel-uchenik.html

Что делать, если знаешь о романе преподавателя и ученика?

Отношения ученик учитель

The Village разобрался, этичны ли подобные отношения и как поступить в противоречивой ситуации

На этой неделе журналист Екатерина Кронгауз рассказала на своей странице в о том, что на протяжении 16 лет учитель истории одной из московских школ имел отношения со своими ученицами.

Несмотря на то что об этом знали многие учителя и ученики, никаких мер не предпринималось. По словам журналистки, она предпринимала несколько попыток описать историю в прессе, но её коллеги, также окончившие эту школу, попросили её этого не делать.

Однако недавно неназванным родителям удалось добиться увольнения учителя.

Из комментариев к посту Кронгауз ясно, что речь идёт об одной из самых престижных физико-математических школ Москвы — № 57 — и о преподавателе Борисе Меерсоне, который покинул прежнее место работы месяц назад. 

История вызвала бурную дискуссию: одни обвиняли учителя в педофилии (хотя, предположительно, он имел отношения с ученицами старших классов, которые уже достигли возраста сексуального согласия — 16 лет) и просили призвать администрацию школы к ответственности, другие рекомендовали не выносить сор из избы и сохранить репутацию «лучшей школы города».

The Village решил разобраться, насколько этичны и законны отношения между преподавателем и учеником и как стоит поступить, если вы стали свидетелем подобной связи.

Дмитрий Мартыненко

учитель физики, депутат муниципального совета Ломоносовского района Москвы

Даже если школьник достиг возраста сексуального согласия, такие отношения являются абсолютно неэтичными. И для регулирования подобных ситуаций достаточно требований к уровню моральных качеств учителя. В Трудовом кодексе есть отдельный пункт про увольнение за совершение аморального поступка.

Я не лингвист и не могу точно сказать, что подразумевается под этой формулировкой. Но сексуальные отношения между учителем и учеником точно подходят под этот пункт, так что уволить за такие вещи можно сразу. При этом, с моей точки зрения, если вы знаете о таких отношениях, лучше всё-таки не лезть в эту ситуацию.

Но если вы стали жертвой домогательств, необходимо незамедлительно обратиться к руководству школы или правоохранительные органы.

Что же касается высших учебных заведений, то у нас в стране всё-таки есть разделение: школа несёт воспитательную функцию, а университет только даёт конкретные знания и умения. Запрещать отношения между преподавателями и студентами в высших учебных заведениях в принципе, наверное, не очень хорошо.

Но если мы говорим о ситуации, в которой от конкретного преподавателя зависит оценка конкретной студентки и они связаны отношениями, то это классический конфликт интересов. И это в принципе ненаказуемо, но в целом плохо сказывается на объективности.

Подобная ситуация не должна возникать исходя из профессиональных качеств преподавателя, но если это уже произошло, необходимо разрешить конфликт. Например, поменять преподавателя в группе.

Евгений Осин

доцент факультета социальных наук и член департамента психологии Высшей школы экономики

Независимо от возраста ученика, это неэтично, так как возникают двойные отношения. Учитель одновременно находится в позиции власти по отношению к ученику и имеет с ним неформальную связь.

Он не может быть объективным, потому что испытывает романтические чувства.

Именно поэтому во всех кодексах зарубежных университетов существует положение о том, что если между преподавателем и студентом завязываются отношения, педагог как минимум должен передать этого ученика другому сотруднику вуза.

Если вас домогается учитель, то нужно попробовать поговорить с ним лично, если не поможет — искать помощи где-то ещё. Только непонятно, где в нашей стране её можно найти.

Как вы понимаете, руководители школ могут попытаться скрыть эту ситуацию, но рассказать нужно хотя бы друзьям и родителям.

Предавать огласке отношения знакомого вам ученика и учителя, наверное, не стоит, так как это вмешательство в личное пространство. Но как минимум сперва можно поговорить с этим учеником или учителем.

Мария Баст

адвокат и председатель Ассоциации адвокатов России за права человека

Я считаю, что надо исходить из субъектности. Если это взаимное согласие, то здесь мы мало что можем противопоставить, так как существует понятие дееспособности.

Возраст сексуальной дееспособности (16 лет) подразумевает возможность самостоятельно принимать решения — если речь идёт об отношениях по взаимному согласию.

Если же мы говорим о домогательствах помимо воли, путём шантажа и угроз, то здесь, конечно, должна быть уголовная ответственность. Но в России за харассмент не наказывают, к сожалению.

При этом я считаю, что запрет на сексуальные отношения в университетах и на рабочих местах является неправильным. Это вмешательство в личное пространство, мы не можем запретить людям любить друг друга. Сфера личной жизни очень индивидуальна, границы невозможно установить, их можно только охранять. Государство не имеет права вмешиваться в личную жизнь взрослых людей.

Есть сферы жизни, которые регулируют общественно-государственные правила, например деятельность чиновников. Если у двух чиновников, например подчинённой и начальника, сложились отношения, кого-то из них нужно увольнять. Но так, чтобы категорически запрещать — нет, это права и свободы человека, которые гарантированы нашей конституцией.

Анфиса Калистратова

детский психолог, гештальт-терапевт

Невозможно всё измерять в соответствии со стереотипом о том, что ученик всегда испытывает давление со стороны преподавателя. Но, конечно, учитель не должен нарушать всем понятные этические нормы.

При этом рассказывать об отношениях своей одноклассницы с учителем руководству школы точно не стоит, это может оставить неизгладимый след на репутации человека.

А вот обсуждать с конкретным человеком его связь с учителем или нет — уже ваш личный выбор.

Юная девушка может влюбиться в своего 40-летнего преподавателя из-за того, что он соответствует придуманному образу её идеального мужчины. Это может быть пример отца, антипример отца. Допустим, все качества, которые противоположны отцу, собираются в учителе, и он сразу привлекает внимание.

Вообще, люди до 25 лет часто приписывают объекту влечения очень много каких-то дополнительных положительных качеств.

Человек начинает объективно оценивать партнёров чуть позже, принимая в расчёт возраст, социальное положение и другие факторы.

Но наших детей пока не учат думать головой, а учат подчиняться, поэтому и случаются такие ситуации. В стенах школы вообще сложно говорить о любви, обстановка не располагает.

А вот взрослого человека на сексуальные отношения толкают определённые причины, это не просто иллюзии подростка. Сорокалетний мужчина может пойти на отношения с 16-летней девочкой из-за нереализованности в личной жизни.

Если у мужчины есть женщина, соответствующая его возрасту и потребностям, есть семейная и интимная жизнь, зачем ему заниматься сексом с девочкой-подростком? Это свидетельствует о проблемах: человек начинает приглядываться, думать, что сможет воспитать себе жену или почувствовать себя молодым через сексуальный контакт с девочкой или мальчиком.

В любом случае такие отношения не имеют будущего, и они вызывают очень много вопросов у окружающих. К тому же тот, кто старше, будет стремиться подавлять младшего. Бывает, что 16-летний подросток находится на психологическом уровне 25-летнего взрослого и отношения складываются удачно, но это случается очень редко.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Источник: https://www.the-village.ru/village/people/ethics/244395-oh

Юридический спектр
Добавить комментарий