Отказ в разрешении на строительство, так как участок принадлежит к землям сельхозназначения

Земли сельскохозяйственного назначения: особенности использования с/х земель в Московской области

Отказ в разрешении на строительство, так как участок принадлежит к землям сельхозназначения

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение по вопросам установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков и размещенных на них объектов капитального строительства на территории Московской области.

Представительство в уполномоченных органахПредставление интересов в суде Взаимодействие с проектировщиками и экспертами
Подготовка юридических заключенийКомплексное юридическое сопровождение строительных и инвестиционных проектов

Для решения Ваших задач по изменению вида разрешенного использования Правовой центр оказывает следующие услуги:

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения у большинства из нас ассоциируются с бескрайними полями, свободными от застройки. Земельные участки данной категории не вызывают у инвесторов особого коммерческого интереса, поскольку считается, что строить на землях сельхозназначения запрещено. Развеем этот миф.

Специфика использования земель сельскохозяйственного назначения в Московской области заключается в том, что правилами землепользования и застройки предусматривается несколько территориальных зон сельхозназначения с различными режимами использования.

Земли СХ

Так, земли СХ-1 представляют собой сельскохозяйственные угодия – пашни, сенокосы, пастбища, залежи и участки, занятые многолетними насаждениями. Условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования для таких сельхозземель ПЗЗ не предусмотрены. На участках СХ-1 действительно невозможно строительство без внесения изменений в ПЗЗ.

Земли СХ-2 предназначены для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Для таких сельхозземель ПЗЗ предусмотрен целый ряд вспомогательных и условно разрешенных видов использования.

В качестве условно разрешенного вида использования на таких землях возможно размещение спортивных и других коммерческих объектов развлекательного характера: аквапарков, боулингов, ночных клубов, аттракционов, букмекерских контор, а также гостиниц и заведений общепита.

Участок СХ-2, в рамках условного разрешенного ВРИ, можно застроить объектами придорожного сервиса, включая автозаправки, магазины сопутствующей торговли и гостиницы. А гостиницы, по сложившейся практике, легко превращаются в апартаменты.

Пример нашего юридического заключения по проекту строительства базы отдыха («экофермы») и иных коммерческих объектов на участке в зоне СХ-2 смотрите здесь.

Земли СХ-3 имеют наибольший перечень видов разрешенного использования, допускающих капитальную застройку.

Участки СХ-3 представляют реальную коммерческую ценность для потенциальных инвесторов, поскольку дают возможность, наряду с сельскохозяйственным производством, размещения объектов различного профиля: от магазинов, офисов и гостиниц до полноценных промышленных предприятий, объектов производственно-складского и иного коммерческого назначения.

Параметры строительства в большинстве ПЗЗ муниципалитетов Московской области позволяют застраивать от 45% до 70% всей площади участка сельхозназначения.

Грамотное сочетание условно-разрешенного и вспомогательных видов использования позволит правообладателю разместить на участке СХ-3 даже загородный эко-отель – целый комплекс объектов, сочетающих производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку с размещением отдыхающих и оказанием услуг развлекательного характера.

Вы все еще верите в миф, что на сельхозземле нельзя строить?

Условно разрешенные виды использования предоставляют возможности для размещения ценных коммерческих объектов, не предусмотренных ни основными, ни вспомогательными видами разрешенного использования. В том числе, для осуществления полноценной производственной деятельности на, казалось бы, не предназначенной для этого земле, без внесения изменений в ПЗЗ.

В отличие от изменения ПЗЗ, которое во многом зависит от усмотрения уполномоченного или одного из согласующих органов, в случае с установлением условно разрешенного вида использования возможно эффективное понуждение уполномоченного органа к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования (в т.ч. в судебном порядке).

Немотивированный отказ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования не допускается, а основания отказа жестко регламентированы законом.

В свою очередь, в отношении вспомогательных видов (а они уже предусмотрены ПЗЗ и не требуют дополнительного согласования), в отличие от г.

Москвы, не установлены конкретные ограничения на долю задействованной под такие виды площади.

Соответственно, вспомогательные виды могут реализовываться на значительной части участка при условии осуществления деятельности, предусмотренной хотя бы одним из основных или условно разрешенных видов использования.

Градостроительный аудит, проводимый нашими специалистами, позволит правообладателю (инвестору) выработать эффективный план использования участка и организационно-правовые схемы оптимизации земельных платежей.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskovskoj-oblasti/ispolzovanie-s-h-zemel-v-mos-oblasti

Расположение офисных и жилых зданий на землях различного назначения – Управление персоналом

Отказ в разрешении на строительство, так как участок принадлежит к землям сельхозназначения

Екатерина Владимировна Шестакова, канд. юрид. наук, генеральный директор

ООО «Актуальный менеджмент»

Приобретая офисное или жилое здание, заключая подрядный договор на строительство офиса, необходимо обращать внимание на земельные отношения, поскольку в случае использования земли не по назначению, судом может быть принято решение о сносе такой постройки; вместе с тем, в законодательстве предусмотрена возможность перевода земель из одной категории в другую. В данной статье мы также обратимся к судебной практике, сформировавшейся по вопросу расположения зданий на землях различного назначения.

Общие положения о назначении земли

Назначение земельного участка, вид его использования в конкретных целях определяются на основе норм законодательства, которые закрепляют цели допустимого использования земель соответствующей категории.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.

Соответствие функционального назначения постройки целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка может быть подтверждено выписками из государственного кадастра объектов недвижимости и градостроительной документацией (генеральным планом населенного пункта, правилами землепользования и застройки).

Категория земель указывается:

− в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

− договорах, предметом которых являются земельные участки;

− документах государственного земельного кадастра;

− документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

− иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельного участка в целях комплексного освоения должно осуществляться с соблюдением правил, установленных п. 4 ст. 30 ЗК РФ, в частности, должны соблюдаться условия о формировании земельного участка, его государственном кадастровом учете и его предоставлении по результатам торгов.

В качестве разрешенного использования земельного участка, определяемого на стадии формирования участка, может быть указано комплексное освоение в целях жилищного строительства (с раскрытием его основных этапов или без такового) либо иной подходящий вид разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом, при наличии последнего.

Этот же вид использования должен найти отражение в договоре аренды земельного участка.

Офисные здания и жилые здания по общему принципу чаще всего располагаются на землях населенных пунктов. Большая часть площади земель населенных пунктов предназначена для различных видов застройки: жилой, общественно-деловой, промышленной и т. д.

В то же время на территории практически любого населенного пункта существуют рекреационные зоны, земли общего пользования, городские леса, особо охраняемые природные территории и т. д.

В таких зонах строительство зданий офисного и жилого назначения осуществляться не должно.

К землям, не связанным со строительством офисных и жилых зданий, относятся:

1) земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья);

2) земли промышленности и иного специального назначения (земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения);

3) земли особо охраняемых территорий и объектов;

4) земли лесного фонда;

5) земли водного фонда.

Вместе с тем на землях промышленности может располагаться, например, офисное здание, обслуживающее промышленный объект.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что не допускается строительство на земельном участке, площадь которого меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Иногда бывают спорные ситуации в отношении только образованных земельных участков, которые не подпадают под регламенты. Соответствующие разъяснения даются также в письме Минэкономразвития от 1 ноября 2010 г. № Д23-4459.

Уточненная площадь земельных участков, в отношении которых распространяется действие градостроительных регламентов, в случае если градостроительные регламенты не установлены, не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем: минимальный размер земельных участков, установленный в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса; десять процентов в отношении иных земельных участков.

Нарушения законодательства

Нарушения назначения использования земельных участков или ведения работ по реконструкции и строительству являются довольно частым явлением как со стороны юридических, так и со стороны физических лиц.

Законодательные ограничения в использовании земли создают проблемы для добросовестных правоприобретателей.

Построенное на такой земле здание имеет один или несколько признаков самовольной постройки, к которым можно отнести следующие:

  1. постройка часто создана на земельном участке, не отведенном для этих целей;

  2. у застройщика (владельца) отсутствует разрешение на строительство;

  3. постройка сооружена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил;

  4. право собственности на данный объект у застройщика отсутствует.

Вместе с тем на практике случаются и более сложные случаи, когда местная администрация согласовала постройку здания, но впоследствии земля не была переведена из одной категории в другую, и местная администрация подает в суд исковое заявление с требованием о сносе незаконной постройки. И судебная практика складывается в этом случае неоднозначно. Еще одна проблема состоит в возможности расположения на землях различного назначения объектов, представляющих собой обособленные части зданий или сооружений, к ним можно отнести флигель, гараж, пристройку и т. д.

Нарушения законодательства бывают непреднамеренными, например, покупка земли с зданием, и преднамеренными, когда постройке предшествовал рейдерский захват земли, в частности, земли сельскохозяйственного назначения путем понуждения участников (акционеров) сельскохозяйственных предприятий вопреки воле последних к продаже земельных долей, в том числе по значительно заниженным от рыночной стоимости ценам. Непреднамеренные нарушения часто связаны с проблемами земельного законодательства в целом: нежеланием местной администрации продавать землю, завышенная кадастровая стоимость земельных участков и другие проблемы. Также следует отметить, что принятый сравнительно давно государственный земельный кадастр не только до конца не сформирован в некоторых регионах, но и не содержит при этом конкретных сведений о реальной стоимости земли.

Приобретая землю или здание, необходимо проявить должную осмотрительность. Покупателя здание должно насторожить следующее:

  • продажа имущества по цене, отличающейся более чем на 20 % от рыночной цены;
  • отсутствие в правоустанавливающих документах указания о целевом использовании земли;
  • отсутствие документов на землю;
  • краткосрочная аренда земли специального назначения: лесной фонд, сельскохозяйственные земли.

В соответствии с ст.

37 ЗК РФ необходимо обратить внимание, что, в случае приобретения земельного участка, в договоре купли-продажи недопустимыми являются следующие условия: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей; ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

В случае нарушений по решению суда такие постройки сносятся. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 18.06.

2008 № Ф09-4295/08-С6 по делу № А50-14887/2007 судом исковые требования о признании зданий самовольными постройками и обязании произвести снос построек судом правомерно удовлетворены, поскольку спорные постройки возведены на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке и без оформления необходимой разрешительной документации. Соответственно имеются большие риски приобретения построек на не отведенных для этих целей участках. При этом не имеет значения: капитальная ли это постройка, бытовка или забор.

Перевод земель из одной категории в другую

Не всегда застройщику удается соблюсти вольно или невольно нормы законодательства. В случае нарушения целевого использования возможно перевести землю из одной категории в другую. Согласно ст. 8 Земельного кодекса перевод осуществляется:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, − Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собствен-ности, − органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, − органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения − органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения − органами местного самоуправления.

Перевод из одной категории в другую осуществляется на основании ходатайства заинтересованного лица.

В рассмотрении ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую может быть отказано в случае, если:

− с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

− к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Ходатайство рассматривается в следующие сроки:

− три месяца со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами, − для Правительства РФ;

− два месяца со дня поступления ходатайства − для исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:

1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель.

Если органы местного самоуправления или исполнительной власти отказываются переводить землю из одной категории в другую, то возможно оспорить это решение в судебном порядке.

Однако и в судебном порядке доказать обоснованность использования земли для строительства здания не всегда удается. В качестве примера можно привести Определение СК ГД ВС РФ от 13.06.

2007 по делу № 14-В07-5. Суд указал следующее.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?221

Как с августа 2018 г. строить дом для ИЖС и на садовых (дачных) участках | Дом на гектарах

Отказ в разрешении на строительство, так как участок принадлежит к землям сельхозназначения
Нововведения в законодательстве полностью меняют оформление документов для ИЖС — индивидуальной жилой застройки и строительстве на садовой (дачной) земле.

Напомню, что с 2019 года вступает в силу закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд”.

Согласно закона, все дачные земли станут садовыми с возможностью строительства дома, а на огородной земле строить нельзя. Хочу отметить, что с 2019 года можете формировать отдельно стоящий садовый земельный участок со строительством дома. А для создания СНТ — садовое некоммерческое товарищество, минимум три человека.

Например, папа, мама, я — дружная семья :))

При выходе на земли сельхозназначения в некоторых случаях, согласно градостроительным документам, имеется возможность выделить кусочек земли под садовые земли и построить жилой дом на законном основании.

А теперь вернемся к теме статьи. Важно разобраться как по новым законам строить на землях под ИЖС и садовых (дачных) участках.

Разберем? :))

Итак, что имеем. Разрешение на строительство не требуется, зато теперь необходимо уведомлять в письменном виде администрацию о начале строительства дома и о завершении строительства.

Пойдем пошагово.

Решили построить дом на землях ИЖС или садовых (дачных) землях.

Предварительно что нужно сделать

Прежде, чем подавать уведомление, возьмите два важных документа.

1. У архитектора района заказать градостроительный план земельного участка. Услуга бесплатная, сроки исполнения 30 дней.

2. У архитектора района заказать выписку из ПЗЗ по градостроительным регламентам по вашему участку. Услуга бесплатная, сроки исполнения 30 дней.

Разъясню, зачем у архитектора брать эти «бумажки».

Всё просто. Сведения от архитектора по вашему участку помогут грамотно заполнить уведомление о начале строительства, и оно пройдет все проверки.  Все отступы в процессе строительства будут соблюдены грамотно.

Путь пошагово

Берете полученные у архитектора документы и идете в администрацию или через МФЦ подаете уведомление о начале строительства на своем участке. Это бланк, в котором все строчки и графы важно правильно заполнить. Не забудьте взять с собой все документы на земельный участок и паспорт или удостоверение личности.

Семь дней отводится на проверку документов, и если всё в порядке, то получаете уведомление о начале строительства.

Если по определенным причинам строить на данном участке нельзя, уведомление будет считаться не направленным и получите разъяснения и рекомендации по устранению каких-то недостатков.

Какие могут быть причины отказа?

  1. Земельный участок принадлежит не вам, а кому-то другому, а вы решили на нем строить. Сделано для того, чтобы на вашей земле  никто чужой не построил дом и не оформил строение в собственность.
  2. Нет сведений в Росреестре об уточнении границ земельного участка. На кадастровой карте не отображается участок, следовательно, определить, соответствует ли строительство градостроительным регламентам, невозможно
  3. Земельный участок по градостроительным документам не относится к ИЖС или садовым землям.
  4. Реконструкция имеющегося строения невозможна из-за несоблюдений СНИПов  — строительные нормы и правила.

Записала основные причины отказа, их больше…

На строительство отводится 10 лет.

Разрешение на строительство на землях для ИЖС и садовых (дачных) землях не требуется, но есть СНИПы — строительные нормы и правила, и при строительстве их важно соблюдать.

После завершения строительства подается уведомление о завершении строительства и квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права собственности построенного дома.

Снова проверка, Приедут смотреть как вы построили, что построили… и если на садовой земле вместо дома вырос терем, то не будет регистрации права собственности, терем признают незаконной постройкой и предложат снести.

Если уведомление о завершении строительства будет подано по истечении 10 лет, оно будет считаться не направленным…

Если все СНИПы соблюдены и условия по ПЗЗ — правила землепользования и застройки в пределах нормы, то ваши документы будут переданы на регистрацию, вы получите право собственности — выписка из ЕГРН с вашими данными и печатью Росреестра.

Такая схема разработана, чтобы всё упорядочить и избежать ваших ошибок при строительстве, чтобы не было  нарушений ПЗЗ и СНИПов. Основную часть работы проводит администрация, а вам только уведомить администрацию о начале строительства и о завершении строительства дома.

Мы с вами разобрали новую схему оформления права собственности на дом. Если не поняли, как правильно сделать, берите документы и идите в администрацию, и говорите, что вам нужно их уведомить о начале строительства. Вам дадут бланк, который заполните.

Что делать, если уже идет строительство дома

Важный момент!

  1. Если вы подали заявление на получение разрешения на строительство объекта ИЖС до 4 августа 2018 года, то не требуется направление уведомления о начале строительства.
  2. Цитирую статью закона.

Источник: https://tvoyopomeste.ru/zemelnyj-vopros/kak-s-avgusta-2018-g-stroit-dom-dlya-izhs-i-na-sadovyx-dachnyx-uchastkax.html

Юридический спектр
Добавить комментарий