Обязательно ли вставать на учет по нуждаемости в жилье?

Учет граждан для обеспечения жильем из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату

Обязательно ли вставать на учет по нуждаемости в жилье?

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В предыдущих публикациях мною были рассмотрены общие основания получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату и порядок признания граждан малоимущими.

В данной публикации рассмотрим вопросы принятия граждан на жилищный учет.

Факт принятия гражданина на соответствующий жилищный учет органом местного самоуправления является важным и обязательным условием для того, чтобы гражданин мог получить жилье от государства или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Для предоставления жилого помещения на учет должны быть приняты нуждающиеся в жилых помещениях граждане, как признанные малоимущими, так и имеющие право в соответствии с законодательством получить жилье государственного или муниципального жилищного фонда независимо от имущественного положения.

При этом если гражданин имеет право на получение жилья по разным основаниям, он может быть принят на учет по любому из оснований по своему выбору или по всем основаниям одновременно (п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Следует объяснить, что принятие гражданина на жилищный учет по нескольким основаниям одновременно не означает, что гражданину могут быть предоставлены несколько жилых помещений по всем основаниям.

Это следует понимать так, что гражданин, будучи принятым на учет по разным основаниям, может получить жилое помещение за счет государственного или муниципального жилищного фонда по одному основанию, по которому жилое помещение предоставляется раньше или исходя из иных соображений на усмотрение самого гражданина.

Граждане, претендующие на получение жилья, для постановки их на жилищный учет с заявлением о принятии на учет должны представить необходимые для этого документы.

В связи с введением в действие внутриведомственных систем учета некоторые из документов, необходимые для принятия граждан на жилищный учет, могут быть получены по запросу самим органом, ведущим жилищный учет, по системе межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Как и в случае признания граждан малоимущими порядок ведения жилищного учета граждан в целях дальнейшего обеспечения жильем определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ). Ведут жилищный учет органы местного самоуправления.

На жилищном учете граждане состоят вплоть до получения жилого помещения или снятия их с учета без предоставления жилья, когда выявлены такие основания (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).

В том случае, если граждане, обратившиеся с заявлением о принятии их на жилищный учет, в течение пяти предшествующих пяти лет до дня обращения намеренно ухудшили свои жилищные условия таким образом, что стали нуждающимися в жилых помещениях, право на обращение с заявлением о принятии их на учет они могут подать лишь по истечении пяти лет (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Применение правил ст. 53 Жилищного кодекса РФ всегда носило особо острый, спорный характер. Жилищный кодекс РФ четких критериев для отнесения различных действий и сделок с жильем к намеренному ухудшению жилищных условий не содержит.

Правильному пониманию применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ поможет позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Суд разъяснил, что по смыслу ст.

53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст.

10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, можно ли рассматривать в конкретном частном случае предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в принятии на жилищный учет содержится в ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ:

  • не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
  • ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Снятие граждан с жилищного учета регламентировано ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Для снятия с учета установлены следующие основания:

  • подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  • выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет”.

При применении п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в отношении граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, следует учитывать положения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Указанным Законом устанавливается правило о том, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, не могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56.

Для снятия граждан с учета в этих случаях применяются правила, которые были предусмотрены до введения нового кодекса, то есть ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г.

Это, например, означает, что если доходы гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, не позволят признать гражданина малоимущим, то есть превышают установленный для малоимущих минимум, снять такого гражданина с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, нельзя, поскольку законодательство, действовавшее до 1 марта 2005 года, такого основания для снятия с жилищного учета не содержало.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.

52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (см. об этом также п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”).

О праве лиц, претендующих на получение жилья без учета их имущественного положения и сохраняющих это право после принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, высказывался Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 г.

№ 551-О-О “По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Решение о снятии граждан с учета должно быть мотивированным, выносится оно в срок не более 30 дней со дня, когда основание для снятия граждан с учета выявлено уполномоченным органом и направляется гражданам, в отношении которых оно принято в течение 3 дней со дня его принятия (ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

Отсутствие в решении о снятии гражданина с учета мотивированных оснований может повлечь признание такого решения незаконным (п.

1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2016 г.).

Однако, из абз. 4 того же п.

1 Обзора следует, что суд, рассматривая доводы заинтересованных граждан, оспаривающих такие решения по причинам их недостаточной мотивировки, устанавливает фактические обстоятельства, послужившие для принятия решения.

Если орган, осуществляющий жилищный учет, не сможет обосновать принятое решение надлежащими доказательствами, суд признает решение незаконным со ссылкой на ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В следующей публикации будут рассмотрены правовые аспекты предоставления жилья нуждающимся гражданам на условиях договора социального найма. 

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/uchet-grazhdan/

Юридическая шпаргалка. Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Обязательно ли вставать на учет по нуждаемости в жилье?

Когда еще один белорусский банк начал выдавать льготные кредиты на строительство жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий, мы подумали, а как оказаться в этой очереди и сколько в ней нужно стоять? Какие есть нюансы этого процесса? Как всегда, разобраться нам помогал Павел Астапеня, юрист, директор агентства недвижимости «Эксперт».

Процесс постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Также нормы этого документа дублируются в Жилищном кодексе.

— паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или организацией, предоставившей жилое помещение, или районным, городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским советом депутатов (исполнительным комитетом);

— справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при подаче заявления в г.

Минске — о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г.

 Минске и Минском районе), выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

— решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным его совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире;

— копии документа об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией;

— документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, — в случае наличия такого права;

— сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи — в случае принятия на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;

— договор найма жилого помещения.

В Указе есть Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В нем подробно расписано, кто может стать в очередь. Пройдемся по самым важным пунктам.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий признается гражданин и члены его семьи, не имеющие в собственности жилое помещение в том населенном пункте, где они проживают. Стоит остановиться на членах семьи. Например, если сын женился, то семьей считается он и его супруга, а не он и его родители.

Наличие недвижимости определяется по такому же принципу. То есть родительская недвижимость никак не влияет на положение сына и его жены. Важный нюанс здесь касается города Минска.

Чтобы минчанину стать на очередь нуждающихся, у него не только в Минске, но и в Минском районе не должно быть в собственности никакой недвижимости.

Далее, если какая-то недвижимость у гражданина все-таки есть, определить, может ли он стать на учет нуждающихся, можно по количеству квадратных метров на каждого проживающего в этой недвижимости. Это высчитывается следующим образом: на каждого проживающего должно быть отведено не менее 15 кв. м по всей стране и не менее 10 кв. м в Минске.

Также в очередь имеют право становиться молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях.

В очередь ставят детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если они не имеют собственности.

Также на очередь могут претендовать относящиеся к молодым семьям пары, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности недвижимости, не является нанимателем арендной государственной квартиры и не участвует в долевом строительстве.

Гражданин не принимается в очередь, если он намеренно ухудшил свои жилищные условия, причем в течение последних пяти лет. Например, у семьи была квартира, где на каждого проживающего было больше 10 кв.м.

После ее решили продать, купить недвижимость меньшей площади, чтобы стать на учет нуждающихся. В этом случае в очередь не принимают.

Если квартира была продана больше, чем пять лет назад, то вы можете стать на учет.

Важно упомянуть тех граждан, кто прибыл в Минск из других населенных пунктов. В течении 10 лет с момента прибытия и регистрации в Минске гражданин не имеет права становиться в очередь на улучшение жилищных условий. Законодатель определил, что Минск не резиновый.

Ведь не только столица должна развиваться. Устойчивость стола зависит от количества ножек. Если она одна — положение стола будет шатким. Поэтому должны развиваться не только экономики Минска, но и других городов.

Исключением из этого правила являются только молодые специалисты, которые прибыли в Минск по распределению.

Кроме этих, есть и иные основания исключения из очереди, предусмотренные п. 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно с 1 февраля до 1 мая уточняют данные, являющиеся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Материал подготовлен при экспертной поддержкеПавла Астапени, юриста и директора агентства недвижимости «Эксперт».

Источник: https://realt.by/news/article/18809/

Очередь на улучшение жилищных условий может стать прозрачнее

Обязательно ли вставать на учет по нуждаемости в жилье?

Очередники, которых сегодня в России насчитывается несколько миллионов, смогут получать свои квартиры быстрее, если сама система распределения жилья будет более прозрачной. А чиновники будут лишаться работы за незаконный отказ в постановке или же за “вычеркивание” россиян из списка нуждающихся, считают в Госдуме.

Такие поправки в Жилищный кодекс и КоАП подготовил и предлагает внести в Госдуму депутат Олег Михеев. Законопроект есть в распоряжении “РГ”.

Игорь Васильев: Регистрацию жилья сократят до 5 – 7 рабочих дней

“Жилищная проблема – наиболее острая. Своей очереди на улучшение жилищных условий люди ждут годами.

При этом сведения о социальном жилом фонде продолжают оставаться закрытыми, что является мощным коррупциогенным фактором: можно брать взятки за район получше, за жилье покомфортнее, за удобное расположение”, – говорит депутат.

Нередко чиновники затягивают предоставление квартир, что делает очередь еще длиннее – в среднем россияне ждут квартир 20-25 лет.

Кроме того, очередники жалуются на то, что “не определено право человека, стоящего в очереди первым, выбирать какую-либо из поступивших квартир”. В некоторых областях уже вспыхивали конфликты, связанные с распределением квартир для молодых семей и военных.

В связи с этим Михеев предлагает сделать систему распределения социального и специализированного жилья максимально открытой – все данные об очередниках, построенных для них домах и выданных ордерах должны быть опубликованы на портале госуслуг, где с ними сможет ознакомиться любой желающий.

Верховный суд: Сделки с жильем, нарушающие права детей – недействительны

Кроме того, предлагается штрафовать чиновников за незаконное снятие или отказ в постановке на очередь на сумму от 30 до 50 тысяч рублей. А за повторное нарушение их должны отстранять от работы на 1-3 года, говорится в документе.

Эксперты “РГ” поддержали это предложение. По словам исполнительного директора “ЖКХ Контроль” Светланы Разворотневой, в некоторых отдельно взятых регионах – например Москве – подобная “прозрачная” система уже действует.

И если такая практика будет распространена на все города и области, то это, безусловно, снизит социальное напряжение среди очередников, уверена она.

Между тем, по мнению экспертов, очередь за бесплатным жильем – это пережиток прошлого, от которого надо отказываться.

61 процент россиян нуждаются в улучшении жилищных условий

“Забыть” о многолетнем ожидании квартир смогут многие из тех, кто снимет жилье у государства в рамках программы некоммерческого найма, предположила Разворотнева. Закон о возведении таких домов появился этим летом. Предложением смогут воспользоваться как раз только нуждающиеся в жилье россияне, которые не могут позволить себе купить новую квартиру, но и не малоимущие.

“В итоге квартиры малоимущим у нас будут предоставляться, как это и происходит сейчас, по договору социального найма, а людям со средними доходами – по договорам некоммерческого найма, но в жилищном фонде социального использования”, – пояснила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

Спрос будет настолько высокий, что решено было помогать в первую очередь тем, кто раньше встал на учет по нуждаемости.

Товарищества собственников жилья окажутся вне закона

Причем для увеличения количества наемного жилья совсем не обязательно строить новые здания, заметила Светлана Разворотнева. Россия может взять пример с Дании, где граждане по закону обязаны сдавать свое второе жилье. Иначе придется платить огромный налог, пояснила эксперт, заметив, что наша страна к подобным решениям пока не готова.

А вот президент Ассоциации строителей России Николай Кошман уверен, что отказываться от очереди надо в пользу дешевого жилья.

“Если государство полностью реализует программу, в рамках которой квадратный метр будет стоить не дороже 30 тысяч рублей, то приобрести собственную квартиру сможет большинство нуждающихся, – заявил он.

– Хотя сейчас есть и такие технологии, которые позволяют снизить себестоимость метра до 1,3 – 1,5 тысячи рублей, а это значит, что конечная цена для потребителя может быть 7-10 тысяч рублей за “квадрат”.

Еще больше снизить стоимость жилья, по его словам, поможет возведение комбинатов по производству строительных материалов в тех регионах, где есть потребность в жилье.

Справка “РГ”

По данным автора законопроекта, в улучшении жилищных условий нуждаются 61 процент граждан нашей страны, но только 10 процентов могут себе это позволить.

Особенно остро эта проблема стоит для малоимущих в крупных городах – Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове, Уфе, Нижнем Новгороде и других, где цены на квартиры колеблются в пределах от 1,6 тысячи до двух тысяч долларов за квадратный метр.

Источник: https://rg.ru/2014/09/11/ochered.html

Как встать в очередь на жилье: документы, необходимые для постановки на учет

Обязательно ли вставать на учет по нуждаемости в жилье?

Во все времена жилищный вопрос остро стоял в нашей стране. Существовали огромные очереди на получение жилплощади, люди годами их выстаивали и, наконец, приобретали вожделенное долгожданное жилье. Потом наступило время массовой приватизации и миллионы людей стали собственниками квартир.

статьи:

Однако, квартирный вопрос так и остался насущным по сей день. И как-то так незаметно, спустя годы, в наши умы вселилась мысль, что сейчас жилплощадь можно только купить. А ведь это не так! Российское законодательство предусматривает возможность получения жилья за счет государства для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для постановки на учет

Итак, задаваясь вопросом: как встать в очередь на жилье, необходимо знать, что согласно ст.49 ЖК РФ, социальное жилье могут получить только малообеспеченные граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (т.е. увеличении жилплощади или ее первичном предоставлении).

Право на предоставление жилплощади по договору социального найма возникает при условии признания лица не только нуждающимся, но и малоимущим, что и надо будет подтвердить в органах местного самоуправления.

Малоимущими считаются граждане, доход которых приходящийся на каждого члена семьи, не превышает МРОТ, установленный в данном субъекте РФ.

Рассмотрим, какие категории граждан имеют право на предоставление очереди:

  • граждане, которые не являются собственниками (нанимателями) жилья и члены семьи такого гражданина не имеют в наличии (найме) жилплощади;
  • граждане, члены семьи которых обеспечены жилплощадью менее учетной нормы на каждого человека;
  • граждане, проживающие в домах, которые признаны аварийными и не отвечают установленным требованиям и нормам;
  • граждане, которые проживают в одной квартире по несколько семей с больными, страдающими тяжкой формой заболевания, и совместное проживание невозможно по санитарным критериям;
  • граждане, проживающие в одной квартире по несколько семей, и не имеют родственных связей (т.е. коммунальная квартира).

При этом существуют некоторые требования к лицам, нуждающимся в жилье:

  • они должны иметь гражданство РФ;
  • получить статус малоимущих в органах соцзащиты по месту жительства;
  • учитывается степень оседлости на одном месте от пяти до десяти лет;
  • отсутствие действий, ухудшающих жилищные условия (таких как, обмен жилья с большей площадью на меньшую, регистрация в квартире чужих людей и тому подобное).

В любой очереди существуют льготники

И эта очередь не является исключением. При формировании очереди на жилье существует льготная категория граждан, которые имеют первоочередное право на получение жилплощади. К ним относятся:

  • жильцы аварийных, ветхих строений;
  • дети-сироты и инвалиды детства;
  • дети, лишившиеся опеки родителей;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ;
  • семьи, которые проживают с больным человеком, нуждающемся в отдельном жилье;
  • граждане, пострадавшие в результате ЧС и стихийных бедствий.

Документы, необходимые для постановки на учет

Для того, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий следует обратиться в муниципальный орган городского поселения с заявлением и определенным пакетом документов.

Отметим, что жилищный кодекс не регламентирует перечень документов, необходимых для постановки на учет. Их список определяется региональным законодательством. Поэтому, представляем примерный перечень документов:

  • заявление о постановке на учет на бланке, установленного образца;
  • паспорт заявителя и документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • ИНН заявителя и каждого члена семьи;
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака;
  • выписка из ЕГРП;
  • справка из ФНС о доходах, выписки из банковских лицевых счетов;
  • решение органа местной власти о признании лица, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • акт исследования условий проживания;
  • документы, свидетельствующие о несоответствии жилого помещения установленным нормам (ветхое или аварийное жилье);
  • медицинское заключение о наличие тяжелого заболевания, из-за которого невозможно совместное проживание;
  • документы, подтверждающие льготы, при наличии таковых.

Если гражданин проживает в общежитии или служебной квартире, то могут дополнительно запросить копию трудовой книжки и ходатайство предприятия о предоставлении жилья.  

Приняв все необходимые документы, орган местной власти в течение 30 дней рассматривает заявление и в течение 3 дней присылает заявителю решение о постановке (отказе) на учет.

Что делать, если отказали в постановке на учет

Иногда причины отказа бывают крайне банальны: при  оформлении документов были допущены технические ошибки (описки) или собран не полный пакет документов, необходимый для постановки на учет.

В таких случаях следует устранить нарушения и повторно обратиться в жилищный отдел администрации (или отделы МФЦ) с заявлением о постановке в очередь на получение жилья по договору социального найма.

Также решение об отказе можно обжаловать в судебном порядке, подав исковое заявление в суд. В любом случае нужно добиваться постановки на учет, потому как сам факт пребывания на жилищном учете может быть полезен.

В настоящий момент существует множество федеральных и региональных программ для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это целевые программы для учителей, ученых, военнослужащих, госслужащих, молодых семей, многодетных семей, чернобыльцев, инвалидов, вынужденных переселенцев, которые предоставляют:

  • государственное субсидирование на покупку недвижимости (от 30% до 35%);
  • социальные ипотеки по льготным ставкам и с длительным периодом выплат;
  • рассрочки и другие выгодные варианты.

Для участия в этих программах справка о постановке на жилищный учет, конечно, не нужна. Но такая справка будет являться весомым доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий, что гораздо сократит время рассмотрения заявки на участие в выбранной Вами программе.

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/zhilishchnoe-pravo/40-kak-vstat-v-ochered-na-zhile

Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий

Обязательно ли вставать на учет по нуждаемости в жилье?

В соответствии с Законом Санкт – Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий» на учет нуждающихся в содействии Санкт – Петербурга в улучшении жилищных условий принимаются граждане, проживающие в городе на законном основании в общей сложности не менее 10 лет, если:

1) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга “Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге”, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 “О целевой программе Санкт-Петербурга “Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге”;

2) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям:

  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

3) они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее – учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга;

4) они проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии в пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Куда обращаться:

Многофункциональные центры Санкт-Петербурга.

Документы, необходимые для признания граждан нуждающимися в в содействии в улучшении жилищных условий

  1.  Заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи.
  2. Справки о прописке и характеристики жилой площади (Ф9,Ф7), подтверждающие проживание заявителя и членов семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах  и  т.д., в том числе, проживающих в области). Если члены семьи прибыли из другого города, представить архивную  справку о регистрации (Ф9, Ф7) и справку Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии с  того населенного пункта откуда прибыли, об отсутствии либо наличии собственности.
  3. Если один из супругов проживает по другому адресу, представить справку о регистрации и характеристики жилой площади (Ф9, Ф7)  с места регистрации (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах  и  т.д.).
  4. Документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства: свидетельство о заключении брака (при наличии брачных отношений), свидетельство о рождении заявителя и всех членов семьи, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти.
  5. При наличии льгот: льготные удостоверения, справки об инвалидности.
  6. Паспорта всех членов семьи граждан Российской Федерации, вкладыш гражданства Российской Федерации на детей (при наличии).

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_admiral/zhilishnaya-sfera/informaciya-o-postanovke-na-uchet-v-zhilishnom-otdele/osnovaniya-postanovki-na-uchet-v-kachestve-nuzhdayushihsya/

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий: порядок, документы | Правоведус

Обязательно ли вставать на учет по нуждаемости в жилье?

Реалии нашей современной жизни таковы, что мы давно уже перестали верить в чудеса.

Поэтому, когда мы слышим о том, что можно улучшить свои жилищные условия без особых затрат – относимся к таким заявлениям крайне скептически, и упускаем реальную возможность снизить расходы на получение или улучшения своего жилья.

А между тем, российское законодательство наравне с правом получать субсидию на оплату коммунальных услуг, действительно предусматривает возможность принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, что регламентируется нормами Жилищного кодекса РФ.

Основание для постановки на учет

В соответствии с ЖК РФ основанием, по которому гражданин может быть признан нуждающимся в жилье, является договор социального найма жилых помещений. К нуждающимся относятся:

  • граждане, не являющиеся нанимателями и собственниками жилого помещения;
  • граждане, члены семьи законного нанимателя по договору соц.найма, не обеспеченные нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного человека;
  • граждане – наниматель и семья нанимателя жилья, чье жилье на момент подачи заявления было признано аварийным – не отвечающим требованиям и нормам российского законодательства;
  • граждане – наниматель жилья или члены его семьи, которые проживают на одной жилплощади с людьми, страдающими хроническими заболеваниями и совместное проживание является невозможным по санитарным нормам.

Семья нанимателя жилья – родители, супруги, дети, родственники, а также граждане, которые проживают на общей жилплощади совместно и ведут общее хозяйство.

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий

Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий, необходимо собрать список документов, написать заявление и обратиться в органы местного самоуправления. Остановимся на каждом пункте более подробно.

Список документов, необходимых для постановки на учет:

  • заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий;
  • документ, удостоверяющий личность лица, встающего на очередь;
  • план квартиры, оформленный в БТИ;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о задолженности по жилищным и коммунальным платежам;
  • документ, подтверждающий статус малоимущего;
  • справка о наличии или отсутствии собственности на помещение жилого значения;
  • справки о состоянии здоровья, о статусе сироты и т.д. при необходимости.

Заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий совсем не похоже на заявление на увольнение по собственному желанию. Документ составляется в соответствии с инструкцией о порядке формирования и ведения учетных дел очередников.

Его образец можно увидеть на стендах соответствующих организаций.

В заявлении обязательно указываются: жилищные условия на момент подачи документов, время проживания на жилплощади по месту регистрации; льготы, если таковые есть, на внеочередное и первоочередное предоставление жилья.

Вне очереди улучшение жилья предоставляется гражданам, чье жилье является непригодным для проживания, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, а также детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, первоочередниками являются многодетные семьи.

Теперь разберемся куда обращаться, чтобы встать на улучшение жилищных условий. Согласно Жилищному кодексу РФ следует обратиться в органы местного самоуправления по месту регистрации лиц, претендующих на постановку на учет на улучшения жилищных условий. То есть с заявлением и собранными документами необходимо придти в жилищный отдел Администрации Вашего района.

После того, как все необходимые документы будут переданы в соответствующие органы, последует проведение проверки жилья, по завершению которой будет составлен акт обследования жилищно-бытовых условий.

Указанный акт будет являться основанием для принятия окончательного решения о постановке на учет либо отказе в постановке, который выносится Постановлением соответствующего органа.

Однако, решение может быть обжаловано гражданином – в суде или Управлении Департамента жилищной политики.

Особые условия для многодетных семей

На сегодняшний день существует ряд государственных программ по улучшению жилищных условий, многие из них нацелены на улучшение жилищных условий для многодетных семей, которые относятся в категории первоочередников.

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий многодетной семье и стать участником федеральной или региональной программы, в семье должно быть трое и более несовершеннолетних детей или детей, не достигших возраста 23 лет и обучающихся в ВУЗе на дневном отделении (последнее условие не для всех регионов). К общему списку документов будет необходимо приложить – копии свидетельств о рождении детей и справку, дающую семье статус малоимущей (оформляется в органах социальной защиты) при необходимости.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/housing/kak-vstat-na-ochered-na-uluchshenie-zhilya/

Юридический спектр
Добавить комментарий