Надо ли проводить закупки для СМП и ОСНО 15% от 1,4 млн.руб.?

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Надо ли проводить закупки для СМП и ОСНО 15% от 1,4 млн.руб.?

Статья актуальна на 1 июля 2019

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше конкурентными закупками. 

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Аккредитацию на всех этих площадках автоматически дает регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна. 

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. 

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). 

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442). 

Обеспечение исполнения заявки и контракта

44-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет. Выбрать банк можно бесплатно в сервисе Контур.Спектр. 

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без учета НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (включая НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. 

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика. 

Обеспечение контракта 

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке. 

Стоимость участия 

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. 

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. 

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках. 

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Рубрики: 44‑ФЗ 223-ФЗ Основы

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/67-44-or-223

Максимальная сумма сделки для субъектов малого предпринимательства

Надо ли проводить закупки для СМП и ОСНО 15% от 1,4 млн.руб.?

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами.

Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости.

Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство.

Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е.

относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

Категория субъекта МСПВыручка без НДС за годСреднесписочная численность работников
Микропредприятие120 млн рублейне более 15 человек
Малое предприятие800 млн рублейне более 100 человек
Среднее предприятие2 млрд рублейне более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников.

Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки.

А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ.

Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya

Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства + образец декларации соответствия участника требованиям ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП).

Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы.

Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.

Источник: https://registrmsk.com/maksimalnaya-summa-sdelki-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva/

Юридический спектр
Добавить комментарий