Можно ли со статьёй по у/д работать в детском саду?

Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Можно ли со статьёй по у/д работать в детском саду?

Чернова А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/ (дата обращения: 12.01.2020).



Все чаще выпускники образовательных школ теряются при выборе будущей профессии. Это может быть связано с тем, что в процессе дошкольного и школьного воспитания недостаточно внимания уделяется формированию у детей представления о труде и конкретно, о той или иной профессии.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у детей дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке сознательного отношения к созидательной деятельности, которая впоследствии становиться смыслом существования всего человечества.

Педагог при этом занимает далеко не последнюю роль.

Именно в детском саду ребенок через игру, примеряя на себя роли взрослых в различных видах деятельности, впервые узнает о профессиях, учится наблюдать за работой взрослых, которые их окружают.

Поэтому главной задачей педагога становится — направить деятельность ребенка на то, чтобы у него появилось желание и потребность в самостоятельном получении трудовых знаний умений и навыков.

Ребёнку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о труде как о способе создания и преобразования предметов, необходимых людям.

Знакомя детей младшего дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых, педагог, в первую очередь, знакомит детей с конкретными представлениями о труде взрослых, учит ценить его, стремиться возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно с этим, воспитатель стремиться решить задачу воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое значение: оно уточняет представления детей, развивает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду.

Чаще у детей младшего дошкольного возраста представление о труде формируется при помощи дидактических игр, о которых писала ещё Е. И.

Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний.

Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность».

При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых можно использовать следующие дидактические игры:

1) «Кто что делает?» (игра конкретизирует представления о профессиях);

2) «Кому что нужно для работы?» (игра уточняет название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий);

3) «Четвёртый лишний» (игра учит классифицировать, обогащает словарь по всем грамматическим категориям);

4) «Помоги повару» (игра углубляет знания о способах и последовательности приготовления блюд);

5) «Почини грузовик» (игра закрепляет название частей грузовика, развивает речь.);

6) «Какая картинка лишняя?» (игра учит детей обобщать и классифицировать, активизирует глагольный словарь).

В среднем дошкольном возрасте перед воспитателем, в первую очередь, стоит задача по формированию у детей привычки к трудовому усилию.

Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений и систематическом вовлечении в труд всех детей. Педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков.

При организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы у них была возможность закончить работу приблизительно в одно и то же время.

Если педагог замечает, что ребенок отстает от сверстников, то тут же помогает ему, тем самым воспитывает в детях взаимопомощь. В средней группе вводятся дежурства: с начала года — по столовой, со второй половины учебного года — по подготовке к занятиям.

Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. На данном этапе педагог развивает волевые усилия у детей, что, несомненно, важно при будущем выборе профессии.

В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становиться обобщение всех полученных знаний с помощью различных видов деятельности. У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания:

1. об отдельных трудовых процессах и их результатах;

2. о процессах, входящих в тот или иной вид труда.

С целью закрепления и уточнения знаний организуются викторины, дети продолжают играть в дидактические игры, рисуют свою будущую профессию, разучивают пословицы и поговорки о труде.

Читая детям художественную литературу, педагог развивает любовь к труду. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.

Полезно читать детям и авторскую художественную литературу, например, в произведении «Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова, показан процесс труда, в рассказах «Как печатали нашу книгу» С.

Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А.Ивича и др., рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А.Членова, «Сквозь буран» И.

Винокурова).

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

При формировании представления о труде можно почитать детям следующую литературу:

  1. В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк»;
  2. С. Маршак «Почта»;
  3. С. Михалков «Дядя Степа»;
  4. Л. Воронкова «Маленький Соколик»;
  5. Я. Тайц «Послушный дождик»;
  6. С. Баруздин «Кто построил этот дом»;
  7. М. Большинцов «У самого синего моря»;
  8. М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»;
  9. И. Винокуров «Самолет летит»;
  10. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»;
  11. Н. Саконская «Песенка о метро»;
  12. М. Исаковский «Вишня».

Дети старшего дошкольного возраста учатся замещать предметно-схематические модели схематической моделью. Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинки, обозначающей трудовой процесс.

В этом возрасте также усложняются знания детей о профессиях: теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, пожарный, учитель, ветеринар и др.

Показателями знаний о труде служат следующие компоненты:

1) наличие знаний о труде взрослых;

2) умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе;

3) умение анализировать собственную трудовую деятельность.

В ходе беседы с детьми старшей группы, был выявлен тот факт, что большинство детей поверхностно знают о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Почти никто не смог рассказать о последовательности выращивания овощей, пшеницы.

Смутными были представления о быте сельских жителей, о связи тружеников города и села, об использовании техники в сельскохозяйственном труде. А как мы все знаем, это очень важная отрасль, которая нуждается в хороших специалистах.

Важным компонентом в формировании представлений о труде является собственный опыт детей. Поэтому в летний период на участке были организованы сад, огород и поле, за которыми ребята могли самостоятельно ухаживать. Беседы с педагогом, личный опыт сделали свое дело.

Уже в конце летнего периода, дети более четко понимали специфику работы в сельскохозяйственной отрасли.

Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде. В разговоре с ребенком можно определить степень понимания той или иной профессии. Необходимо помнить, что детям нужно рассказывать обо всех профессиях, которые существуют в нашем мире.

Большую роль в формировании у детей представлений о труде занимают родители. Так как они являются источником знаний для ребенка. Поэтому, важно с пониманием относиться к тому, что ребенок интересуется работой мамы или папы. Правильное поведение взрослых в этой ситуации позволяет сформировать у них объективные знания о труде.

Для того чтобы заинтересовать ребенка в изучении данного вопроса, первоначально необходимо дать конкретные сведения о трудовых действиях и процессах, познакомить с материалами и оборудованием, с помощью которых возможно осуществлять трудовую деятельность. И конечно, ребенку необходимо увидеть конечный результат работы.

При формировании представлений о труде обязательно необходимо уделить внимание нравственному воспитанию дошкольников. Рассказать о значении труда человека, о важности любой работы и профессии. Особенно важно прививать любовь к труду, ведь труд — это основа благосостояния каждого человека и общества в целом.

Литература:

  1. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.
  2. Козлова С. А. Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». — М. 2000
  3. Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С. А. — М. 2002 г.
  4. Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. Мозаика-Синтез, 2006.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

ребенок, труд, профессия, игра, трудвзрослых, младшийдошкольныйвозраст, педагог, будущаяпрофессия, детскийсад, дошкольныйвозраст.

ребенок, труд, профессия, игра, трудвзрослых, младшийдошкольныйвозраст, педагог, будущаяпрофессия, детскийсад, дошкольныйвозраст. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию…

ребенок, труд, профессия, игра, трудвзрослых, младшийдошкольныйвозраст, педагог, будущаяпрофессия, детскийсад, дошкольныйвозраст.

ребенок, труд, профессия, игра, трудвзрослых, младшийдошкольныйвозраст, педагог, будущаяпрофессия, детскийсад, дошкольныйвозраст. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию…

профессия, ребенок, дошкольныйвозраст, трудвзрослых, проектная деятельность, детскийсад, мир профессий, профессия.

Детскийсад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, трудвзрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детейдошкольноговозраста «Космические профессиибудущего». Авторы: Янкина Валентина Ивановна, Скворцова Нина Владимировна.

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольныйвозраст, детскийсад, родитель, работа, вид труда, трудовая деятельность, воспитательный процесс.

игра, ребенок, детскийсад, чувство, роль, жизнь, дошкольныйвозраст, игровая деятельность, кукольный театр, творческая деятельность.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/

Кому полезен детский сад, а кому — противопоказан. 7 типов детей

Можно ли со статьёй по у/д работать в детском саду?

Споры на тему «водить или не водить в садик» ничуть не уступают по натиску спорам на тему прививок. Сторонники сада твердят о социализации (желательно лет с полутора) и опасности материнского выгорания, противники — о нарушении привязанности и пожизненной травме, которую садик наносит ребенку.

В принципе, примирить эти стороны невозможно.

 Возможно лишь обобщить информацию, предложив оценить, насколько детский сад показан именно этому конкретному ребенку, именно в этот период развития событий.

Потому что не существует детей однозначно пригодных или, наоборот, непригодных для детского сада. Зато существуют конкретные ситуации, когда посещение сада может быть целесообразным и наоборот.

Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье

Таких семей сейчас мало, но все-таки они есть. Семьи, где несколько поколений взрослых родственников проживают на одной территории либо на расстоянии двух-трех автобусных остановок. Где бабушка помогает молодым родителям вести хозяйство, дедушка возит ребенка на дачу по выходным, незамужняя тетушка водит на развивающие занятия, а прабабушка стряпает фирменные довоенные пирожки.

Ребенок из такой семьи, как правило, хорошо развит, тонко чувствует настроение окружающих взрослых (даже в самой прекрасной семье отношения между разными поколениями редко обходятся без разногласий, и ребенку приходится к этому приноравливаться), умеет нравиться взрослым друзьям семьи, учителям и соседям. Как будто бы этому ребенку нет необходимости посещать детский сад — он всегда под присмотром. И все же, чего ему явно недостает? Ответ очевиден: общения с себе подобными и — как следствие — умения строить горизонтальные связи.

В детской компании отношения развиваются иначе, чем между взрослыми и детьми.

Здесь обостряется конкуренция (у ровесников нет привычки, например, поддаваться в игре), формируется групповая динамика, распределяются роли, без всякой дипломатии выражаются антипатии и симпатии.

После трех лет, когда у детей появляется потребность в «горизонтальной» коммуникации, ребенку имеет смысл начать посещать детский сад, чтобы освоить ее.

На этом месте противники садов обычно начинают говорить о различных занятиях и прогулках на детских площадках. Это хорошо для начала, но в общем — не то.

На занятиях, и тем более на прогулках, все происходит в так называемом поле родителей. Дети ориентируются на наши реакции и рассчитывают на нашу поддержку.

Сад в этом случае обеспечивает полевые условия, в которых тоже полезно учиться существовать.

Естественно, при возникновении всякого рода конфликтов и трудностей родителям необходимо подключиться к происходящему — но об этом чуть ниже.

Ребенок, живущий с одним родителем

Собственно у родителей-одиночек возможностей избежать сада практически нет. Мама, вынужденная зарабатывать, либо отдает дитя в ясли с полутора лет, либо оплачивает няню до трех, а потом уже — в сад. Казалось бы, надо — так надо, о чем разговор? Но зачастую такие родители мучаются сильным чувством вины, особенно если их обступают сторонники альфа-родительства и теории Гордона Ньюфелда.

Однако как раз-таки теория привязанности здесь выручает. Согласно Ньюфелду, один взрослый — необходимый минимум для создания привязанности.

Но ведь взрослых-то может быть больше! В такой ситуации воспитатель детского сада вполне может стать еще одним человеком, с которым ребенка связывают отношения привязанности.

Звучит утопично, но может быть стоит подумать, поспрашивать у соседей, пособирать отзывы. И, разумеется, установить контакт с воспитателем, «на которого» вы выходите в сад.

Кого вам не хватает в семейной системе, какая роль кажется вам подходящей — спокойной ли «бабушки», строгой «тети», отвечающей за установление границ, или креативной двоюродной «старшей сестры»? Воспитатели, работающие в саду, обычно откликаются на подобный запрос о привязанности с пониманием, особенно если он подкрепляется уважительным отношением, вниманием к их непростой работе и заинтересованностью ребенка.

Ребенок с СДВГ

Детям с синдромом расстройства внимания и гиперактивностью часто навешивают ярлыки несадиковских, проблемных. На самом же деле ребенок с СДВГ может вписаться в сад лучше любого другого и не испытывать трудностей при адаптации.

Ведь что нужно таким детям? Четкий режим — каркас для неустойчивой нервной системы, твердо, но доброжелательно установленные границы, структурированное чередование периодов умственного и физического напряжения.

Конечно, все это можно устроить и дома, но ценой невероятных усилий отдельного взрослого. Ребенок с СДВГ не может тихо собирать конструктор, пока вы отвечаете на письма, и играть с кастрюлями, пока вы готовите.

Нет, его жизнь — сплошной захватывающий экшн, и если в доме есть еще пожилая болеющая бабушка или младенец, требующий тишины, маме становится очень и очень непросто.

Тогда как в хорошем саду мы имеем и развивающие занятия по 15 минут каждое, и переключение внимания, и активные игры, и предсказуемость в плане режима.

К тому же необходимость подстраиваться под окружающих оттягивает на себя адаптационные механизмы ребенка, временно притормаживая его бурную деятельность, а непосредственная реакция на его импульсивные слова и поступки (в семье куда более сглаженная) позволяет наладить обратную связь и способствует улучшению коммуникации.

Обычно детей с СДВГ охотно задействуют в подвижных играх старшие мальчики и побаиваются однолетки. Поэтому — единственное замечание — если есть возможность устроить ребенка в разновозрастную группу, хотя бы на первых порах, так и сделайте.

Ребенок с особенностями развития

Инклюзия — больная тема для нашего общества, и тем не менее есть ощущение, что рано или поздно мы к ней придем. К тому, что в малой группе на десять относительно здоровых (точнее — нейротипичных) детей будут два-три ребенка с ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического и речевого развития и так далее.

Как правило, этим детям показан сад начиная с чуть более старшего возраста, чем так называемым нейротипикам, но показан! И зачастую именно игровая деятельность в компании нейротипичных детей, именно активное взаимодействие с ними, пусть и невербальное, улучшает текущее состояние ребенка и способствует его развитию больше, нежели индивидуальные занятия с дипломированным дефектологом.

Наоборот: дети с сохранным интеллектом, помещенные в «коррекционную» среду, дают сильный регресс.

Это особенно заметно по «отделениям милосердия» — палатам лежачих и неговорящих детей в интернатах, куда «по недосмотру» периодически попадает сохранный ребенок, который не может, к примеру, ходить.

Развитие таких детей сильно страдает, а через несколько месяцев начинается и серьезная деградация.

Здоровые дети при подобном инклюзивном подходе тоже получают множество преимуществ: учатся базовому уходу и сопереживанию, видят разные типы реакций и пробуют разные способы коммуникации. А главное — не испытывают застарелой советской боязни другого, и мир их открыт.

«Мое мнение: несадиковских детей не бывает», — пишет психолог и арт-терапевт Анна Быкова, бывший воспитатель в ясельной группе детского сада, автор только вышедшей книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Бывают зато ситуации, однозначно препятствующие нормальной и тем более успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Ребенок в состоянии стресса

Любые изменения в семье требуют от ребенка времени на привыкание. Переезд, развод или размолвка родителей, рождение младшего или появление приемного ребенка — меняется уклад и движение жизни, меняются роли в семье.

Все это заставляет организм ребенка работать с повышенным напряжением, задействовать дополнительные ресурсы, которых у нас ограниченное количество. Между тем часто бывает, что именно к стрессу приурочивается первое посещение детского сада. Родился малыш — и родителям не до возни со старшим трехлеткой.

Ушел муж — и маме необходимо вот прямо сейчас выходить на работу. Переехали в новую квартиру — и получили путевку в сад…

Но если ребенка, находящегося в состоянии стресса, отдать в детский сад, то ему придется адаптироваться сразу к двум новым системам, и с этим двойным напряжением его организм может просто не справиться.

В лучшем случае он выдаст психосоматику и станет реагировать на каждый мимолетный вирус, в худшем – дело может дойти до социальной дезадаптации, замедления или регресса в развитии.

Выход из этого положения только один — постараться заранее создать подушку безопасности для ребенка и дать ему время сперва приспособиться к новой истории в семье, а потом уже к саду.

Ребенок в состоянии острого горя

Кому коллектив ни в каком своем виде не нужен категорически — так это ребенку в состоянии острого горя. За это насмерть бьются все специалисты по семейному устройству: за то, что нельзя ребенка, только что изъятого из семьи, препровождать в учреждение и включать в общий цикл «лото — шапито — дружным хором Барто».

Потеря ли это родителя, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или смерть любимой собаки — в любом случае ребенку, перенесшему эту травму, требуется уединение и время “отгоревать”. Уверенность взрослых, что он «отвлечется в саду и забудет», чревата неврозом.

И даже если вы сами после потери способны идти на работу и вкалывать с гордо поднятой головой — не требуйте этого от ребенка.

Конечно, бывает, что в какой-либо ситуации ничего нельзя сделать: кошка погибла, а на работе аврал, дедушек-бабушек нет, у самой льются слезы, но не сидеть же дома из-за выпавшей из окна кошки! В таком случае опять-таки нужен выход на воспитателя: рассказать о случившемся, попросить дать ребенку уединиться, не вовлекать его в шумные развлечения, предупредить о возможной агрессии или аутоагрессии. А самим — разделить его чувства и, по возможности не замалчивая потерю, найти в себе мужество поговорить с ним «о жизни и смерти».

Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией

Любимое возражение противников детских садов — эта ваша социализация! («Вот я ходила в сад и не социализировалась, а совсем наоборот»).

Совершенно верно. Потому что если не владеющего навыками горизонтальной коммуникации ребенка бросить в группу детей, как с моста в реку, навыки эти не разовьются (а если разовьются, то у минимального процента благодаря счастливому сочетанию темперамента, обстоятельств и чьей-то внезапной симпатии).

А по-другому, как кажется, взрослые в большинстве своем не умеют.

Все они — либо социализированные экстраверты (иди подружить с этой девочкой, что ты букой стоишь?), либо не испытывающие потребности в общении интроверты (а зачем тебе с кем-то общаться? вот сколько игрушек, смотри, посиди поиграй), либо насмерть напуганные еще в собственном детстве социопаты (мою нежную деточку — да в этот ужас? А как же теория привязанности, базовое доверие и все дела?). В итоге ребенок, особенно не совпадающий по темпераменту с типом родителя, дезадаптируется и боится горизонтальных контактов: вроде бы и общаться охота, но как? И чего от них ждать, от ровесников, и про что с ними взаимодействовать?

А ведь надо-то — просто учить. Учить общаться, и желательно еще до всякого садика — в песочнице, в компании друзей, приглашая к себе товарищей ребенка по играм.

Разрабатывать общие кейсы и организовывать ролевую игру; называть чувства участников ситуации и предлагать варианты развития событий.

А самое главное – наблюдать: что радует ребенка при контактах со сверстниками, что тревожит, с какими ситуациями он не умеет управиться, как из них выходить? Эти наблюдения — замечательная почва для развития эмоционального интеллекта ребенка, и все это вам пригодится не только в саду.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/komu-polezen-detskij-sad-a-kakim-protivopokazan-7-tipov-detej

Профессия – воспитатель, педагог дополнительного образования

Можно ли со статьёй по у/д работать в детском саду?

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 22.08.

2017

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду.

Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Чем занимается воспитатель на работе: ✎ Ухаживает и присматривает за детьми ✎ Организовывает игры и праздники ✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности ✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла) ✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей ✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования ✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования

Работа воспитателя – это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия – для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

ПлюсыМинусы
✔ Общение с людьми ✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры ✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее ✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми ✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым ✔ Длинный отпуск ✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди   ✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра   ✔ Бывают трудные и конфликтные дети   ✔ Чаще бывают “трудные” родители 🙂   ✔ Приходится решать конфликты между детьми и между      родителями  ✔ Небольшая зарплата   ✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе      уголовная)  ✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.

✔ Коммуникабельность

✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата

Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться

Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04). Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса. Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:

•    Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ •    Педагогический колледж “Арбат” МГПУ (бывший ПК № 9) •    Педагогический колледж “Дорогомилово” МГПУ (бывший ПК № 6) •    Педагогический колледж “Измайлово” МГПУ (бывший ПК № 8) •    Педагогический колледж “Медведково” МГПУ (бывший ПК № 14) •    Педагогический колледж № 18 “Митино” •    Педагогический колледж “Черемушки” МГПУ (бывший ПК № 4) •    Педагогический колледж № 10 •    Педагогический колледж № 15 •    Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13) •    Социальный колледж РГСУ

Где работать

Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:

✔ Детские сады (МДОУ)

✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО “Мир чудес”, Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад “Гусёнок”, Частный детский сад “Волшебный замок” и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Ольга Биккулова, специалист ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Вернуться к списку статей

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-vospitatel-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

Можно ли со статьёй по у/д работать в детском саду?


Работа воспитателя — это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют близким людям. Очень приятно, когда дети охотно идут в группу.

При встрече улыбаются, чем — то радуют, что — то интересное рассказывают, чем — то делятся. Каждый ребёнок развивается по — своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть — индивидуальный. Очень важно, знакомство с родителями.

Знание, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок, помогает нам создать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка Некоторые родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей.

Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение — ни детский сад, ни начальная школа — не могут полностью заменить семью, семейное воспитание.

В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению.

Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Поэтому мы рекомендуем родителям, как правильно организовать подготовку ребёнка к школе. Вот несколько советов в помощь родителям:

 Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал.

 Помните, ребёнок 5–6 лет не может работать долго, 15–20 минут — вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.

 Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

 Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.

 Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.

 Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

Известно, что интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

Стиль нашего поведения к детям такой: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать. В некоторых случаях, чётко определяем для детей, что им можно и что нельзя. Также своим поведением мы показываем ребёнку пример, когда необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать.

Одна из задач, это вовремя увидеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все мы знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленных к учебному труду.

Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов.

Если все эти качества будут наблюдаться у детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя.

В настоящее время многие родители стараются детей отдавать в школу с семи лет. Это правильный подход к детям, готовность ребёнка к обучению опирается на достаточное развитие мозга. В это время дети начинают подчиняться своему поведению, у них возрастает уровень самооценки собственных поступков. Осуществляя подготовку к школе, необходимо учитывать особенности детей.

Одарённые дети отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они очень активны на организованной образовательной деятельности, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений. Они активно проявляют интерес к школе и неплохо читают.

Казалось бы, такие дети, не нуждаются в каком — то особом педагогическом воздействии, но это не совсем так. Для таких детей, мы создаём условия, которые способствуют дальнейшему интеллектуальному развитию. Такие дети получают наиболее сложные задания, которые повышают требования к качеству их выполнения, стимулировать самостоятельность мышления и творчество.

Дети у которых возникают проблемы с организованной образовательной деятельностью, неплохо справляются с заданиями и с другими видами деятельности, но только при наличии образца и наших объяснений.

Эти дети с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов.

Опыт показывает, что трудности у данных детей вызывают новые ситуации, непривычные условия деятельности, то есть где проявляется необходимость проявлять самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети становятся, скованны, нерешительны, так как бояться сделать неверный ход.

Они очень чувствительны к отрицательным оценкам воспитателя. Даже небольшая неудача выбивает детей из колеи и снижает активность. Характерно, что эти ребята не нуждаются в нашей помощи, им достаточно лишь нескольких указаний, подтверждающих правильность их усилий, и они успешно справляются с заданием.

Дети, которые испытывают трудности, т. е. отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям, не могут долго сосредотачиваться на заданиях. В своей работе они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя.

Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. Но дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и нашей помощи. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям.

Успех в преодолении недостатков развития детей испытывающих трудности можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей.

Родителям мы даём конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности.

Объясняем, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять его усилия, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата.

Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников.

Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому в работе мы обращаем внимание на развитие мелкой моторики.

Таким образом, решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, происходит подготовка к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе.

Все, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

Каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходится много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других? Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе.

Но почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? Наши дети часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность.

При этом наша задача состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно-игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности.

Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие черты свободной игровой деятельности, они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками.

Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.

Любая деятельность — игра, труд, организованная образовательная деятельность — требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути.

Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь.

Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания.

И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.

«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть наше предназначение!

Литература:

  1. http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei.
  2. Айзман М. И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.
  3. Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 11.
  4. Буре Р. С., Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада — М.: Просвещение, 1987 — с. 96

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, организованная образовательная деятельность, мелкая моторика, школа, задание, родитель, дошкольный возраст, детский сад, учебная деятельность, будущий школьник.

Источник: https://moluch.ru/archive/109/26442/

Юридический спектр
Добавить комментарий