Можно ли считать, что специалист имеет высшее профессиональное (психологическое) образование?

Психологическое образование в Германии

Можно ли считать, что специалист имеет высшее профессиональное (психологическое) образование?

Психологическое образование в Германии — привлекательный путь как для местных выпускников школ, так и для иностранцев. Причина в том, что практичные немцы заботятся о своем душевном здоровье ничуть не меньше, чем о физическом. Регулярно посещать психолога здесь принято, а большая часть детей впервые знакомится с этим специалистом еще в детском саду.

Рынок труда для психологов в Германии по-настоящему огромен — это государственные и частные клиники, школы и детские сады, крупные компании, где такие специалисты выступают в качестве консультантов. Однако популярность профессии определяет достаточно жесткие требования к поступающим, ведь конкурс в большинство престижных вузов из года в год остается на высоком уровне.

Как стать психологом в Германии

Прежде всего необходимо точнее определиться с будущей профессией. Психологическое образование в Германии в основном предполагает подготовку по одной из трех специальностей. Первый путь — собственно, психолог, специалист, который работает с людьми, анализируя и поведенческие модели, и жизненный опыт.

Вторая квалификация — психотерапевт. Для того чтобы стать таким специалистом, психологу необходимо пройти дополнительное обучение. После этого он получает документ, дающий право консультировать клиентов, и чаще всего ведет частную практику. Доход таких специалистов существенно выше, чем у простых психологов, однако на обучение необходимо потратить не менее 10 лет.

Третью специальность — психиатр — нередко также ошибочно причисляют к сфере психологического образования в Германии. Однако психиатр — это специалист с медицинским дипломом, выбравший после базовой подготовки соответствующую специализацию на медицинском факультете. В его компетенции находится лечение различных душевных заболеваний.

Вузы для получения психологического образования в Германии

Для того чтобы стать психологом в Германии важно иметь именно немецкий диплом. Легализация документов об образовании из других стран в этой сфере крайне сложна, а специалисту скорее всего придется дополнительно проходить какие-либо курсы.

Поскольку психологическое образование в Германии высоко востребовано, такой факультет можно найти в большинстве крупных немецких университетов. Есть и специализированные вузы, например, Академия психологии в Берлине.

Не стоит забывать, что условия получения любого, в том числе и психологического образования в Германии для иностранцев, зависят от того, в какой земле находится вуз. Условия поступления сильно варьируются в зависимости от региона и это необходимо учитывать при выборе вуза.

Немецкого психолога стоит считать профессионалом, перед которым отрыто максимальное количество карьерных возможностей, только в том случае, если он имеет степень магистра. Если психолог начинает свою карьеру сразу после получения диплома бакалавра, выбор мест работы для него будет сильно ограничен.

Особенности обучения на психолога в Германии

Важнейшая особенность обучения будущих психологов в Германии — ранняя и достаточно глубокая специализация. Студенты немецких психологических вузов могут получить гораздо более специализированное образование, чем, например, их российские коллеги.

Одно из перспективных направлений развития — организационная психология.

Сегодня психологи работают во многих крупных компаниях Германии, помогая отбирать будущих сотрудников и эффективно мотивировать персонал.

Личностный рост сотрудников и командообразование заботят каждого менеджера в Германии, поэтому если психолога нет в штате, многие предпочитают время от времени приглашать внешних консультантов.

Система психологического образования в Германии готовит и спортивных психологов. Большинство немецких профессиональных спортивных команд имеет такого специалиста в штате или регулярно прибегает к услугам консультанта.

Другая распространенная сфера работы психологов — полицейская система. Психологи оказывают помощь жертвам преступлений и их близким, участвуют в переговорах в случаях захвата заложников и дают оценку возможным мотивам совершенных преступлений.

Востребованы психологи и в немецкой образовательной системе. Они не только работают с учениками, у которых возникают какие-либо сложности в обучении, но также принимают участие в составлении программ. Так как психолог требуется в каждой школе данная специализация является одной из наиболее распространенных.

Получение психологического образования в Германии вместе с Allterra Education

При выборе места получения психологического образования в Германии необходимо учесть много различных нюансов.

Специализация, условия поступления в конкретном немецком регионе — для успешного поступления в вуз на такую востребованную специальность необходимо учесть каждую деталь.

Специалисты Allterra Education помогут вам выбрать университет в соответствии с вашими карьерными планами, а также оформить необходимые документы.Более подробную информацию можно получить по телефонам:

  • в Москве: +7 (495) 510-6445
  • в Санкт-Петербурге: +7 (812) 313-6445
  • в любом другом городе России: +7 (800) 700-6435

менеджер образовательных программ

Источник: https://allterra.ru/articles/177864/

Страсти по закону о психологической помощи в РФ

Можно ли считать, что специалист имеет высшее профессиональное (психологическое) образование?

Настоящий материал подготовлен к заседанию Общественного ученого совета по психотерапии (Национальная СРО «Союз психотерапевтов и психологов»), посвященному подготовке законопроекта «О психологической помощи в Российской Федерации».

Открытая позиция по вопросу привлечения заинтересованных профессионалов к обсуждению данного законопроекта, которую в последние месяцы демонстрируют главные инициаторы и энтузиасты подготовки законопроекта – Российское психологическое общество и редакция «Психологической газеты» – была воспринята нами как сигнал готовности к конструктивному и широкому диалогу по этому крайне важному вопросу. Прилив оптимизма в наших рядах был вызван и решением Президиума РПО от 20 декабря 2017 г. (п. 2), в котором говорится о необходимости продолжения деятельности рабочей группы по разработке обсуждаемого законопроекта, в частности, с акцентом на задачу «определения видов деятельности для специалистов-психологов в зависимости от уровня квалификации». И вот эта последняя позиция, намекающая на возможность неконфликтного сосуществования в нормативном поле профессиональной психологической помощи специалистов с разным уровнем подготовки, в том числе и специалистов-психотерапевтов с профильной подготовкой, полученной в рамках дополнительного образования (будем надеяться) — очень сильно отличается от предшествующих радикальных, в смысле профессиональных ограничений, вариантов законопроекта. Отсюда и встречная активность психотерапевтического научного сообщества, часть которого представлена Общественным ученым советом по психотерапии профильного Национального СРО.

Полагаем, что данные настоящего, сугубо предварительного обзора, и главное — результаты планируемого на заседании ОУС 15 марта 2018 года «мозгового штурма» с открытой интернет-трансляций и возможностью онлайн участия всех желающих — внесут свою лепту в подготовку обсуждаемого законопроекта.

Обсуждаемая ситуация в сфере законодательного регулирования психологической помощи в РФ (преамбула, предметность, реакция профессионального сообщества, актуальная проблематика, точки фрустрации, реплики и пр.): что есть на сегодняшний день?

Преамбула

В ходе подготовки версий законопроекта о психологической помощи в РФ, начиная с 2012 года (здесь мы, пока что, никак не касаемся более ранней по времени и последующей практики законотворчества в сфере регулирования профессиональной психотерапевтической деятельности в РФ) лидеры психологической, психотерапевтической науки и практики, заинтересованные профессионалы высказывались по широкому кругу проблем, имеющих прямое или косвенное отношение к теме нормативного регулирования психологической помощи в РФ. Стартовым стимулом первой волны таких дискуссий следует считать появление в 2012 году сугубо предварительной версии законопроекта о психологической помощи в РФ, «ходившей» по различным информационным ресурсам. Вторая дискуссионная волна связана с опубликованием проекта Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации», представленного в Государственную думу 24 июня 2014 года (законопроект отклонен). И, наконец, третья волна дискуссий, не стихающая до настоящего времени, вызвана многократно подтвержденной информацией о подготовке новой версии законопроекта о психологической помощи в РФ. Здесь же следует сказать и о том, что при подготовке первой и второй версии осуждаемого законопроекта ни о какой открытости, публичности — даже и в среде профессиональных психологов (не говоря уже о прямых адресантах психологической помощи) – в обсуждении принципиальных и крайне важных позиций такого законотворчества говорить не приходится. Профессиональное и потребительское сообщество попросту ставили перед фактом того, что такой законопроект разработан, и что после его принятия сектор психологических услуг получит, наконец, законодательную базу нормативного регулирования. Да и что здесь, собственно, обсуждать, если, по мысли авторов законопроекта (усиленно транслируемой в медийное пространство), именно такое законодательное регулирования способно существенно повысить качество психологической помощи и оградить население от немыслимого количества неподготовленных, недоподготовленных или неправильно подготовленных субъектов, только называющих себя «психологами». Тем не менее, выяснилось, что обсуждать здесь есть что и этого «что», пожалуй, даже слишком много; и, далее, принципиально важная предметность этого «многого» – и для профессионалов, и, конечно, для населения в целом — не позволяет относится к факту подготовки и принятия обсуждаемых законодательных норм «по касательной». По-видимому, такого рода констатация и открытая дискуссия по всему перечню встающих здесь в полный рост актуальных профессиональных и социальных проблем — ровно то, чего хотели избежать авторы первых версий законопроекта. Ибо — нужно сказать об этом прямо — бесплодная дискуссия – это, наверное, самый хороший способ «утопить» или, по крайней мере, отодвинуть сущностное решение проблемы на неопределенное время. В то же время, очень многие профессионалы, высказывания которых процитированы в настоящем обзоре, считают, что открытая и конструктивная дискуссия по ключевым позициям идентифицированной предметной сферы обсуждаемой нормотворческой проблематики, да еще и проводимая с активным участием квалифицированного экспертного сообщества, – это, как раз, и есть самый лучший способ повышения качества процессов нормативного регулирования психологической помощи населению РФ. И эта позиция, в ходе прохождения третьей дискуссионной волны по обновленной версии законопроекта (конечно, при соответствующих усилиях профессионального сообщества) может стать доминирующей.

Дело, следовательно, заключается в том, чтобы:

1) правильно обозначить ключевые, в том числе и наиболее фрустрирующие для действующих профессионалов, проблемные зоны в обсуждаемом законопроекте о психологической помощи в РФ (данная задача решается, в том числе, и за счет подготовки настоящих материалов);

2) мобилизовать экспертное сообщество на конструктивное обсуждение наиболее важных, проблемных вопросов (инициатива редакции «Психологической газеты» и Национального СРО «Союз психологов и психотерапевтов»);

3) обеспечить удобную дискуссионную площадку с полным доступом к получаемым в ходе дискуссии материалам (интернет-трансляция планируемых тематических заседаний Ученого совета по психотерапии Национального СРО «Союз психологов и психотерапевтов», сайт редакции «Психологической газеты» с размещением соответствующих видео-отчетов, специальные видео-конференции и пр.).

Все вышесказанное, с нашей точки зрения, свидетельствует о том, что профессиональное психологическое и психотерапевтическое сообщество — на гребне этой третьей информационной волны, поднятой по поводу обсуждаемого законопроекта — достаточно глубоко, серьезно и критично настроено в отношении будущего своей профессии и своему собственному будущему в этой профессии, и уж точно не намерено полностью отдавать решение этих, стратегически важных вопросов в чьи либо, «отдельно взятые» руки.

Психолого-педагогическое образование – особенности и методы работы

Можно ли считать, что специалист имеет высшее профессиональное (психологическое) образование?

23 Июня 2018 5:00

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня хочется поговорить об опасениях выпускников школ, которые желают развиваться в профессиональном плане.

Вчерашние школьники боятся сделать неправильный выбор в своей жизни. Часть выпускников прислушивается к мнению мамы или папы, другие же исходят из прагматических соображений.

И лишь некоторые прислушиваются к зову сердца, отдавая предпочтение тому, что действительно по душе.

Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется психолого-педагогическое образование. Но далеко не каждый желающий освоить данную профессию понимает, кем он будет работать в конечном итоге. Заинтригованы? Сейчас все узнаете.

Секреты профессии

Для того чтобы получить высшее образование и достичь профессионального роста необходимо быть заинтересованным в изучении психологии. Будущему специалисту стоит учесть, что работа подразумевает постоянное общение с другими людьми, а также совершенствование профессиональных навыков.

Часть людей, окунувшихся в работу с головой, понимают, что эмоциональное выгорание наступило раньше, что они представляли себе это в институте. Стоит учитывать, что подобная профессия подразумевает не только освоение теории, но и присутствие определенного перечня личностных качеств. Профессионал в области психологии должен уметь сострадать другим, быть уверенным в себе и скромным.

Где работать?

Именно над этим вопросом в первую очередь и задумываются вчерашние студенты. Полученный диплом позволит специалисту заняться консультированием клиентов.

Если вы понимаете, что такая работа не подойдет, то идите в коммерческую организацию. Психологи могут работать менеджерами по персоналу. Вот только начинать карьеру придется с низшей ступени – ассистента.

Но зато вы сможете набраться опыта на практике и получить новые знания.

Обязательным условием для практикующего и будущего психолога является прохождение психотерапии.

В программу образования включена практическая часть, но получаемого в таком случае опыта недостаточно для того, чтобы консультировать клиентов.

Прохождение психотерапии позволяет профессионалу ощутить себя в роли того, кто обратился за помощью. После этого специалист может стать консультантом по карьерному либо личностному росту или же семейным психологом.

Работа в дошкольном учреждении или школе – это то, чем могут заняться молодые специалисты в области психологии. Получив диплом, они имеют широкий спектр знаний, которые можно успешно применять. Но выбирая подобную работу, важно понимать, что взаимодействовать придется не только с подростками или детьми из детского сада, но и с их родителями.

К школьным психологам зачастую обращаются дети из неблагополучных семей, родители которых имеют различные психологические проблемы. Если готовы работать с таким контингентом, то эта работа для вас.

Кстати, обращаются к психологам и учителя, которые не знают, что делать с проблемным учеником. Поэтому будьте готовы дать любую консультацию.

В современных школах часто практикуется инклюзивное образование, психолог должен быть готов к работе с такими детьми, а также теми, кто осуществляет их сопровождение на уроках.

Ребенок с особенностями развития должен вписаться в коллектив и не стать причиной насмешек одноклассников. В этом и заключается работа психолога.

Частная практика – еще одно направление деятельности. Это довольно сложный путь, потому что специалист берет всю ответственность на себя. Для решения любых вопросов, волнующих клиента, мало иметь образование. Практикующий психолог должен иметь огромное количество сертификатов, которые подтверждают его квалификацию.

Работая самостоятельно, придется искать клиентов. Если вы будете обладать достаточными знаниями и эффективно осуществлять свою деятельность, то впоследствии нуждающиеся в помощи будут искать опытного специалиста сами.

Профессия психолога будет актуальна всегда. Научно-технический прогресс способствует тому, что люди приобретают огромное количество проблем в жизненной сфере. Поэтому можно смело выбирать эту профессию, не опасаясь, что рано или поздно станете не востребованным специалистом на рынке труда.

Если ваши знакомые думают над тем получать ли такую специальность или выбрать что-то более прибыльное, то посоветуйте им прочитать нашу статью. А также подпишитесь на обновления сайта, чтобы не пропустить появление новых материалов. До скорой встречи.

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/kakie-vozmozhnosti-predostavlyaet-psikhologo-pedagogicheskoe-obrazovanie/

Можно ли работать психологом без профильного образования

Можно ли считать, что специалист имеет высшее профессиональное (психологическое) образование?

Кажется, что в работе психолога главное ー уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врождённая чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? Разберёмся, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.

В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.

Медицинское образование нужно психотерапевту. Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.

Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.

Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления.

Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».

Психолог‑консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.

Педагог‑психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом‑психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.

О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, мы спросили у Марии Бородиной, ректора «Института профессионального образования».

Можно ли работать психологом без образования в области психологии?

– На этот вопрос можно ответить по‑разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.

С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог‑психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.

С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.

Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?

– Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов‑воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.

Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?

– Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам‑психологам, психологам.

Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.

Педагогам‑психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.

Важно ли для психолога непрерывное обучение?

– Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.

От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир.

Экономика, образование, наука – все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития.

Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И всё это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.

Мы узнали, что без профильного образования работать психологом не получится. Для начала карьеры необходимо закончить высшее образование хотя бы по профилям «Общая психология» или «Клиническая психология». Далее профессионально развиваться можно на курсах и тренингах для психологов.

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/Rabota-psihologom-bez-vyshego-obrazovaniya

Профессия: психолог

Можно ли считать, что специалист имеет высшее профессиональное (психологическое) образование?

В шесть лет я уже знала, кем хочу быть: человеком, который помогает детям и родителям налаживать отношения. О существовании профессии «психолог» я узнала только в десятом классе и сразу же поняла, чем буду заниматься. Окончив школу, я поступила в Московский государственный психолого-педагогический университет на факультет «Психология образования».

Сейчас я практикующий психолог, гештальт-терапевт, наставник и тренер программ по профессиональному самоопределению подростков. Я занимаюсь именно тем, о чём мечтала в детстве: консультирую детей, подростков и их родителей, помогаю им найти общий язык и разрешить возникающие проблемы в отношениях.

Однако этим моя работа не исчерпывается: как тренер по самоопределению я помогаю подросткам понять себя, стать осознаннее, найти своё призвание и выбрать профессию. Ещё я играю в импровизационном театре и разрабатываю собственный обучающий курс по импровизационному театру для подростков.

Если заканчиваешь факультет психологии или психологический вуз — становишься психологом.

Он использует разные виды психологической помощи: проводит беседу, диагностику, консультирует и корректирует состояние клиента.

В обиходе таких специалистов часто называют психотерапевтами, но по специальности они именно психологи. Существует множество направлений психотерапии: гештальт-терапия, арт-терапия, когнитивная терапия и так далее.

Если заканчиваешь медицинский вуз, становишься врачом-психотерапевтом. Он имеет право выписывать лекарства, ставить диагнозы и проводить психотерапию.

В быту психотерапевтами называют как психологов, так и врачей. И те и другие могут проводить психотерапию, разница в том, есть у них медицинское образование или нет.

Консультирование и психотерапия — основные направления деятельности психолога. Во время консультации он беседует с клиентом, узнаёт, что его волнует, и обсуждает, как решить его проблему. При этом психолог, как правило, делится с клиентом информацией, которая необходима для понимания ситуации и выхода из неё, и объясняет, почему возникла проблема.

Психотерапия направлена на улучшение качества жизни в целом, во всех сферах. Терапия нужна для избавления от комплексов, фобий или последствий психологической травмы, особенно в сложных случаях, а также для того, чтобы разобраться в себе и понять, почему не складываются взаимоотношения с людьми.

Душевным здоровьем людей также занимаются клинические психологи и психиатры. И тех и других готовят в медицинских вузах.

Клинический психолог изучает связь болезней и психического состояния человека, занимается диагностикой психических расстройств и помогает пациентам решить их проблемы с помощью психотерапии.

Психиатр занимается диагностикой и лечением заболеваний психики, он, как и врач-психотерапевт, имеет право ставить диагнозы и назначать лекарства. Его задача — разобраться, есть ли у человека психическая патология или нет. Он подключается и в пограничных случаях, которые нельзя однозначно отнести к патологии, работая вместе с врачом-психотерапевтом и психологом.

Выбор вуза и список вступительных экзаменов зависит от направления психологии, которое вам больше нравится. Обычно на факультеты психологии нужно сдавать ЕГЭ по русскому, биологии и профильной математике. Для поступления в медицинский вуз понадобится ещё и химия.

Если хотите заниматься наукой, имеет смысл поступать на факультет психологии МГУ: там дают хорошие академические знания, есть возможность продолжить научную деятельность на кафедре.

Если интересует практическая психология, психотерапия и консультирование — хорошим вариантом будет Московский государственный психолого-педагогический университет. Там готовят именно специалистов-практиков, при этом дают и глубокую теоретическую базу. Есть ещё факультет психологии Высшей школы экономики. Психологов готовят и в других вузах.

Выбирая вуз, в первую очередь ориентируйтесь на направление, которым хотите заниматься, а во вторую — на атмосферу в учебном заведении.

Обязательно посещайте дни открытых дверей, говорите со студентами. У вас должно возникнуть ощущение, что это ваш вуз, что он вам подходит. Также обратите внимание не учебный план, преподавательский состав, возможность стажировок (в том числе зарубежных) и трудоустройства. Прежде чем начинать знакомство с вузом, желательно составить список таких важных моментов.

Как правило, обучение психолога не заканчивается после получения диплома. Большинство специалистов учится дополнительно, осваивают новые подходы и методики консультирования. Это расширяет спектр возможностей и позволяет профессионально расти. Если вы получите высшее образование по одному направлению психологии, а потом заинтересуетесь другим — всегда сможете переучиться.

Существуют различные курсы и программы дополнительного профессионального образования. Например, я училась и продолжаю учиться в МГИ — Московском гештальт-институте.

Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.

По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.

Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.

Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.

Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется.

Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы.

В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.

Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так.

Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы.

Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками.

Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу.

В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты.

Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела».

Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.

Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.

Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков.

Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор.

Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.

Провожу групповой тренинг по профориентации для подростков

  • Тем, кто вообще не знает, что ему интересно и к чему у него есть способности.
  • Тем, кто знает, что ему нравится, но не понимает, какой профессии соответствуют его интересы.
  • Всем остальным — чтобы лучше понять себя, свои ценности и склонности.

В начале одного из тренингов во время групповой работы нужно было составить список своих умений, и одна девочка никак не могла этого сделать. Она начала плакать, повторяя, что ничего не умеет, у неё ничего не получается и никогда не получится. Стало ясно, что здесь нужна индивидуальная работа с наставником-психологом.

На занятиях я постоянно предлагала ей попробовать себя в разных занятиях, чтобы снять этот психологический барьер: «Я не смогу!», и поддерживала в ней уверенность, что она справится.

Постепенно она поверила, что у неё может что-то получиться, а, главное, — открыла в себе способность очень хорошо распознавать звуки. Если в соседней комнате падал предмет, она могла по звуку определить, что это за предмет.

В результате она заинтересовалась профессией звукорежиссёра.

1. Выпишите на листе бумаги всё, чем вам нравится заниматься: петь, рисовать, ходить по лужам, пускать солнечные зайчики. На этом этапе не надо думать о практической пользе.

2. Определите, что у вас хорошо получается. С одной стороны, «нравится» далеко не всегда значит «умею». С другой стороны, человек часто воспринимает свои умения как само собой разумеющееся и не подозревает, что их можно превратить в профессию. Пример таких навыков: умение общаться, договариваться, устанавливать связи.

3. Спросите у друзей, учителей, родителей, с какой просьбой или по какому делу они обратились бы именно к вам. Так вы узнаете, какие из ваших навыков востребованы.

4. Ваша идеальная профессия или даже дело жизни сочетает в себе три фактора: вам нравится этим заниматься, у вас получается это делать и это нужно другим людям настолько, что они готовы за это платить. Японцы называют это «икигай».

5. Изучите спектр профессий. Одни профессии перестают быть востребованными, другие, наоборот, становятся таковыми. В интернете для этого есть атласы новых профессий, среди них попадаются и весьма неожиданные. Например, IT-генетик, проектировщик личной безопасности, тренер творческих состояний или дизайнер эмоций.

6. Поговорите со специалистами в интересных вам областях, чтобы узнать важные подробности о профессиях.

7. Попробуйте описать то, чем хотите заниматься, не используя определение профессии. Например, «хочу помогать детям и родителям находить общий язык».

Именно так формулировала своё желание я сама, когда была ребёнком, и профессия, совпадающая с этим описанием, нашлась.

Точно так же и вы можете поиграть в игру «опиши, чем хочешь заниматься», а потом поискать профессии, которые соответствуют описанию.

Так выглядит «икигай» →Так выглядит «икигай»

Любовь к людям и желание им помогать. В работе психолога нет места профессиональному цинизму.

Умение слушать. Это гораздо важнее, чем умение говорить.

Открытость. Вы должны уметь расположить человека к себе, установить с ним контакт, а во время консультации принимать всё, что он говорит — без критики и с готовностью помочь.

Эмпатия. Нужно уметь сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека и понимать, что с ним происходит. При этом важно сохранять способность смотреть на проблему со стороны. Слишком глубоко погружаться в проблему клиента не стоит. Это, во-первых, непрофессионально, а во-вторых, приводит к быстрому выгоранию.

Источник: https://media.foxford.ru/psychology_profession/

Образование по клинической психологии в России:вперед с широко закрытыми глазами вбок в тупик?

Можно ли считать, что специалист имеет высшее профессиональное (психологическое) образование?

Беребин Михаил Алексеевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет).

E-mail: m_berebin@mail.ru

https://www.susu.ru

Аннотация. Приведено сравнительное описание современных моделей подготовкиклинических психологов в США, Австралии, Великобритании,немецкоговорящих странах Европы и некоторых государствах напостсоветском пространстве. Обращается внимание на основные ихособенности и существенные различия в этих системах образования.

Представлен анализ состояния кадров преподавательского состава вузов,осуществляющих подготовку медицинских психологов. Обосновываетсянеобходимость констатации существования «университетской» и «медвузовской» моделей подготовки клиническихпсихологов в России и вызванных этим проблем.

Подробно описанырезультаты приемной кампании 2013 года по специальности«Клиническая психология» в федеральных округахРоссийской Федерации. Приведен анализ статистических данных по вузамУральского федерального округа.

Подробно рассмотрены законодательное и нормативное обеспечение подготовки по клинической психологии ипрофессиональной деятельности в здравоохранении Российской Федерации,Украины, Казахстана и Белоруссии. Обозначены важные проблемы подготовкив области клинической психологии, препятствующие ее интеграции вмировые модели образования в области клинической психологии.

Ключевые слова: образование в области клинический психологии, клиническая психология в здравоохранении, боулдерская модель, вейльская модель, медицинская психология.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

От автора.

Автор статьи надеется на правильное понимание читателем того, что с настойчивостью, заслуживающей, возможно, более достойного применения, ему приходится регулярно обращаться к сложным проблемам образования и деятельности клинических психологов в нашей стране (без особого, впрочем, эффекта изменения ситуации).

В одной из более ранней публикаций автора по этой проблеме [2]1, названы наиболее острые и противоречивые положения в образовании и профессиональнойдеятельности клинических (медицинских) психологов.

Кроме того, всодружестве с некоторыми коллегами были выполнены сравнительный анализстатуса зарубежной, российской и украинской клинической психологии [3]2, а также анализ положения дел с подготовкой по специальности «клиническая психология» в вузах Уральского федерального округа Российской Федерации [1]3. Настоящая публикация в определенной степени опирается на изложенные в этих статьях материалы, продолжает и развивает их.

Реплика.

Несмотря на прошедшие с того времени два года,следует признать, что выражение «А воз и ныне там»сохраняет свое фундаментальное положение в российской психологической и медицинской действительности в области организации подготовкиклинических психологов.

Действительно, не смотря на проведенныесовещания, обсуждения, обращения и тому подобные действия, всеотмеченные в цитируемых выше публикациях факты, выводы и трендысохранились и, более того, развивались в самом неблагоприятном, по нашему мнению, направлении.

Формулируя такую позицию, автор настоящей публикации вполнеосознает возможные последствия, реакции и оценки ее читателями — от представлений о ней как «правдоискательстве» (с вытекающими отсюда выводами, вплоть до «клинических») и до восприятия ее как «гласа вопиющего в пустыне»4. Отметим, что автору не хотелось бы выглядеть в отношении постулируемого тезиса «голословным», не подтверждающим чем-либо своивыводы. В этом плане источником аргументов декларируемой позиции могут являться:

во-первых, появившиеся за последние годы федеральные и ведомственныезаконодательные акты и практика их исполнения или, вернее, неисполнения;

во-вторых, имеющееся положение с нормативным обеспечением медицинскогообразования и с обеспечением образования клинических психологов каксмежной области подготовки специалистов для системы здравоохранения;

в-третьих, анализ положения дел с подготовкой специалистов вобласти клинической психологии, сложившийся в других странах.

Status praesens objectivus5. Итак, чем же характеризуется положение с подготовкой клинических психологов в Российской Федерации в настоящее время (2013—2014 гг.)?

В системе высшего образования страны продолжает увеличиватьсячисло вузов различной ведомственной подчиненности, в которых открывается подготовка по специальности «клиническаяпсихология» при фактически отсутствии в них подготовленныхдля этого научно-педагогических кадров (или, по крайней мере, их(не)укомплектованность до уровня, соответствующего требованиям ФГОС по этой специальности). Но при этом зачастую некоторые руководители вузов, факультетов и кафедр не видят в этом ничего предосудительного6. Как следствие, к подготовке по специальным клинико-психологическимдисциплинам сегодня привлекаются доктора, кандидаты наук и простоспециалисты по многим отраслям гуманитарного и медицинского образования — от филологов, биологов, «неклинических» психологов до психиатров, гинекологов и патологоанатомов. В связи с этим хотелось бы процитировать два положения Федеральногообразовательного стандарта по клинической психологии:

1)  «Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины…»;

2)  «…не менее 70 процентов преподавателей (…) должны иметь ученые степени и ученые звания (из них не менее 25 процентов — по клинической или медицинской психологии…» (п. 7.17 ФГОС).

Таким образом, перед вузами стоит дилемма: либо требуется выполнять эти требования ФГОС до момента начала подготовки (в крайнем случае, смомента начала подготовки), либо открыть такую подготовку, а вернутьсяк этой проблеме потом, лишь в момент аккредитационной экспертизыРособрнадзором соблюдения лицензионных требований и условийобразовательной деятельности (т.е. лет через пять после начала такойподготовки).

Не нужно быть «семи пядей во лбу», чтобы догадаться, по какому пути идут современные вузы.

Особенно распространена такая практика во многих подведомственныхМинздраву России вузах, где часто необходимым и достаточным условиемподготовки клинических психологов является наличие одной кафедрыпсихолого-педагогических дисциплин в купе с кафедрой психиатрии либодаже нескольких остепененных врачей-психиатров.

При этом в качестве примера и ориентира государственной иведомственной защиты медицинского образования от участия в немнекомпетентных преподавательских кадров следует привести п. 13 ст.

 82 Федерального Закона № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования (…), а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются (…) имеющие высшее медицинское образование (…) и прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских и научных организаций…». То есть обучать будущих врачей могут только специально подготовленные (в том числе к практической медицинской деятельности) преподаватели с медицинским образованием.

Думается, что по аналогии с таким законным (законодательнозакрепленным) положением либо нужно изначально требовать от ведущихподготовку клинических психологов вузов соблюдения ими кадровыхтребований ФГОС, либо, продолжая тренд таких вузов (особенномедицинских), открыть аd exemplum7 в немедицинских университетах подготовку врачей-психиатров и психотерапевтов с перспективой обзавестись необходимыми кадрами преподавателей лет так через пять—шесть, перед самой аккредитацией…. Может быть, хотя бы такого рода аrgumentum a contrario8 позволит дать действительно адекватную оценку с открытием подготовки в вузах, не создавших для этого никаких первоначальных условиях?

В качестве иллюстрации автор, проживающий в «суровом» г. Челябинске, считает целесообразным привести пример положения дел с кадрами преподавателей по 6 вузам Уральского федерального округа, ведущим подготовку по клинической психологии.

При этом размещенная на официальных сайтах информация в принципе не расходится с циркулирующей в профессиональной среде, а если и расходится, то все возможные претензии к самим вузам, которые в соответствии с п. 3. Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 г.

№ 5829 должны на официальных сайтах размещать и своевременно обновлять информацию о персональном составе педагогических работников с указанием уровня их образования, научной квалификации и опыта работы.

В г. Екатеринбурге такую подготовку ведет Уральский федеральныйуниверситет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и Уральскийгосударственный медицинский университет, в г.

 Челябинске —Южно-Уральский государственный национальный исследовательский университет, Челябинский государственный университет, Южно-Уральский государственный медицинский университет, а также Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа.

Источник: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2014_5_28/nomer/nomer06.php

Юридический спектр
Добавить комментарий