Можно ли после суда, закончившегося примирением сторон, работать в гос закупках?

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

Можно ли после суда,  закончившегося примирением сторон,  работать в гос закупках?

Нарушений в сфере госзакупок не становится меньше. Напротив, недобросовестные участники, а иногда и заказчики постоянно пытаются обойти действующее законодательство.

Цель одна – провести подконтрольные торги или передать заказ заранее определенному лицу. Права участников могут нарушаться как на стадии подготовки, так и при оценке заявок и при подведении итогов конкурса.

Рассмотрим самые распространенные случаи.

Согласно закону о контрактной системе (44-ФЗ), в конкурсной документации должен четко описываться порядок подсчета баллов по каждому из критериев, используемых в закупках. Но бывают случаи, когда такого порядка и формул расчета нет.

Чаще всего есть ссылка на постановление правительства № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое устанавливает общие нормы по оценке неценовых критериев.

В итоге конкурсная комиссия может субъективно и непрозрачно начислять баллы по тому или иному критерию, чтобы победа досталась нужному поставщику.

Например, в нескольких аукционах на охранные услуги для муниципальных нужд конкурсная документация по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» не имела формулы расчета баллов. Заказчик установил лишь максимальный балл и указал, что расчет производится согласно постановлению правительства № 1085.

Победитель торгов получил наибольшее количество баллов по неценовым критериям, хотя формула расчета не указывалась. При оспаривании результатов торгов в суде удалось доказать, что такой подход к формированию конкурсной документации не соответствует закону о контрактной системе и закону о защите конкуренции.

Все аналогичные торги с нарушениями суд признал недействительными – как и контракты с победителями.

В подобной ситуации мы рекомендуем бизнесу оперативно направлять жалобу в ФАС с ходатайством о приостановлении торгов.

Если ФАС обнаружит признаки нарушения конкуренции, конкурсная документация будет признана незаконной, а заказчик получит указание исправить нарушения.

Если торги уже закончились, все равно можно оспорить их итоги в суде и добиться признания заключенного договора с победителем недействительным.

Работа конкурсной комиссии, определяющей победителя, заключается в том, чтобы выявить наилучшее из предложений участников. Комиссия сопоставляет сведения, представленные в заявках, с критериями, установленными в конкурсной документации, а затем производит подсчет баллов.

По каждому критерию поставщик набирает определенное количество баллов, которое затем умножается на вес критерия среди остальных критериев в данном тендере. Эти показатели складываются, а итоговый балл участника определяет его место в рейтинге.

Подсчет баллов несложен, тем не менее участники часто жалуются на арифметические ошибки комиссии при расчетах. Мол, комиссии неправильно провели арифметические действия, проигнорировали какие-либо из коэффициентов или начислили гораздо больше баллов по какому-либо критерию, чем полагалось.

В нашей практике был случай, когда при проведении конкурса на медицинское обслуживание учебных учреждений Москвы комиссия ошиблась дважды.

Сначала она не снизила одному из участников баллы по неценовому критерию (нужно было применить коэффициент 0,5 из-за несоответствия участника требованиям, но этого не было сделано), а затем начислила всем потенциальным поставщикам 60 баллов вместо 40, предусмотренных документом, устанавливающим порядок подсчета баллов.

Пострадавшие участники не успеют обратиться в ФАС до заключения контракта с победившей фирмой. Суды рассматривают такие случаи как существенное нарушение порядка проведения торгов. А это, согласно ст.

 449 Гражданского кодекса, является основанием для признания недействительными результатов торгов и заключенных контрактов. Однако аннулирование торгов и контрактов не влечет автоматического пересчета баллов.

Нарушенные права поставщиков поможет восстановить только новый, правильно организованный тендер.

Самым распространенным неценовым критерием закупок является квалификация участников торгов. Чаще всего от них требуются сведения об опыте выполнения работ, которые являются предметом конкурса. И поставщики предоставляют вместе с заявкой копии исполненных контрактов.

На практике многие предоставляют заключенные, но не завершенные контракты, а конкурсная комиссия или заказчик все же учитывает их при подсчете баллов. Часто это приводит к победе участников.

ФАС говорит, что неоконченные контракты нельзя учитывать как положительный опыт, так как нет гарантий их завершения и отсутствия претензий со стороны заказчика. Поэтому нужно направлять жалобу в УФАС по вашему району.

Вот пример: частное охранное предприятие (ЧОП) участвовало в тендере, в котором участники обязаны были предоставить N контрактов на охранные услуги с зафиксированной ценой.

По данным руководства ЧОПа, эти условия не были выполнены никем из участников торгов, тем не менее заявки были допущены к конкурсу. ЧОП обратился с жалобой в УФАС Московской области, которое признало действия комиссии неправомерными.

Торги отменили. Заказчик изменил документацию и объявил новый конкурс.

Чем быстрее участники торгов среагируют на нарушения, тем больше шансов оспорить результаты торгов или вообще не допустить незаконные закупки. Оспаривать контракты, которые уже исполняются или полностью закончены, затруднительно, как показывает нынешняя судебная практика.

Очень сложно доказать, что, если сделка будет признана недействительной, это восстановит нарушенные права участника торгов.

Главный козырь пострадавшего – разъяснения Верховного суда по одному из дел, где говорится, что возможность оспаривания таких контрактов не должна зависеть от стадии исполнения сделки.

Автор – старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2017/06/20/695124-narusheniya-goszakupkah

Госзакупки: краткое руководство для начинающего поставщика

Можно ли после суда,  закончившегося примирением сторон,  работать в гос закупках?

У вас есть свое дело, и вы слышали о госзакупках, но еще не участвовали в них. Почему бы и не попробовать? Разбираемся, что такое государственные закупки и как получить свой первый заказ. 

Что такое госзакупки?

Госзакупки — это система, с помощью которой государственные компании ищут поставщиков товаров, работ и услуг. Причем закупки эти могут быть любого масштаба — от покупки канцелярских кнопок до постройки стадионов. 

Зачем участвовать в госзакупках?

Госзакупки позволяют получить крупного и надежного заказчика, который точно заплатит. Это еще и возможность увеличить объем продаж и расширить географию торговли.

Ходят слухи, что госконтракты получить удается только «своим», мол, «со стороны» не стоит и пытаться. Не верьте этому. Если вы производите качественный продукт или оказываете квалифицированную услугу, то есть все шансы получить госзаказ.

И для этого не нужно тратить деньги на рекламу, но придется потратить время и силы, чтобы разобраться в деталях. 

С чего начать?

Начните с самого главного — с изучения двух федеральных законов: № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

  • Закон № 44-ФЗ регулирует закупки компаний, которые полностью, на 100%, принадлежат государству. Условия контрактов здесь прописаны строго, существует жесткий регламент.
  • Закон № 223-ФЗ регулирует закупки компаний, которыми государство владеет как минимум на 50%. Этот закон мягче, он не регламентирует все этапы сделки и позволяет изменять уже заключенный договор, в отличие от закона № 44-ФЗ. 

Какие бывают госзакупки?

Госзакупки делятся на открытые (вы можете подать заявку по своему желанию) и закрытые (участвовать могут только те поставщики, которых пригласил заказчик).

Открытые закупки бывают неконкурентные (договор заключается с определенным исполнителем) и конкурентные (участникам предстоит побороться за право поставлять свой товар или предоставлять услугу).

Неконкурентный способ — это так называемая закупка у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя. По закону такое возможно, например, если закупка разовая и сумма контракта не превышает 100 тыс. рублей.

Если годовая выручка компании больше 5 млрд рублей, то сумма контракта не должна превышать 500 тыс. рублей.

Также неконкурентный способ применяют, если услугу предоставляет лишь одна компания — допустим, заказчику нужно подключить воду, газ или отопление.

Конкурентные способы бывают четырех видов: запросы котировок, запросы предложений, конкурсы, аукционы. Например, в ходе конкурса заказчик выбирает поставщика по разным критериям, а аукцион выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену.

С 2019 года все открытые конкурентные госзакупки проводятся в электронной форме — через интернет. Если ваша услуга не эксклюзивна, то проще всего начать с электронного аукциона, в котором может принять участие любой предприниматель.

Где проходят электронные аукционы?

На электронных торговых площадках. Есть 8 площадок, где проводятся открытые госзакупки, в которых могут участвовать только малые и средние предприятия:

На сайтах этих площадок можно искать объявления о госзакупках и там же заключать договоры и контракты.

Где еще узнавать о госзакупках?

Есть несколько сайтов, на которых собрана информация о планах закупок сразу всех государственных компаний:

  • Портал госзакупок. Это единая информационная система, в которой есть все данные о заказах госкомпаний. Там можно посмотреть не только актуальные закупки, но и информацию о тех заказах, которые уже закрыты или только планируются.В объявлении о предстоящих торгах компания прописывает, в какое время и на какой площадке пройдет аукцион, обозначает условия договора или контракта и называет максимальную стоимость, которую она готова заплатить поставщику. С этой суммы в назначенное время начнется аукцион.
  • Сайт Корпорации МСП. Корпорация публикует планы закупок крупнейших заказчиков, участниками которых могут быть только малые и средние предприятия. Отдельно представлены планы закупок региональных компаний.Корпорация предоставляет предпринимателям и другие услуги. Она помогает представителям МСП запрашивать банковскую гарантию или кредит, чтобы внести залог для участия в аукционе.
  • Портал Бизнес-навигатора МСП. Портал аккумулирует информацию о закупках, которые планируют или уже объявили крупные заказчики — не только государственные, но и частные. Сориентироваться на этом портале проще, чем на Портале госзакупок. Бизнес-навигатор позволяет отслеживать планы закупок по номенклатуре продукции. Или подписаться на обновления и сразу узнавать о закупках, которые планируют проводить интересующие вас компании.Портал предлагает предпринимателям множество дополнительных сервисов — от составления бизнес-плана до подбора недвижимости.

Еще один источник информации о госзакупках — региональные многофункциональные центры (МФЦ). Через МФЦ доступны все услуги Корпорации МСП.

Можно использовать сразу несколько способов поиска. Например, настроить уведомления от Портала Бизнес-навигатора МСП, а детали аукциона смотреть на Портале госзакупок или на сайте конкретной площадки.

Я готов участвовать в аукционе. С чего начать?

1. Для начала купите электронно-цифровую подпись (ЭЦП), без нее участвовать в аукционах нельзя. Подписать электронную бумагу ЭЦП — все равно что заверить личной подписью обычный документ. ЭЦП продают специальные удостоверяющие центры.

2. Зарегистрируйтесь на Портале госуслуг. Сначала как гражданин, если у вас еще нет такой регистрации.

Зайдите на портал под своим логином и паролем.

Затем, если вы индивидуальный предприниматель, вам нужно зарегистрироваться на портале как ИП.

Если вы руководитель компании, зарегистрируйте на портале юридическое лицо. Для этого вам понадобится ЭЦП. Затем определите людей, которые будут представлять вашу компанию на госзакупках. Их личные учетные записи на Портале госуслуг нужно будет прикрепить к учетной записи вашей организации.

3. Зарегистрируйтесь на Портале госзакупок.

Зайдите в личный кабинет участника закупок. Для этого потребуется пароль и логин от входа на Портал госуслуг.

Заполните форму регистрации. Часть данных автоматически загрузится с Портала госуслуг. Приложите необходимые документы. Заверьте регистрацию ЭЦП.

Если от вашей компании в закупках будут участвовать несколько сотрудников, подтвердите их полномочия — также с помощью ЭЦП.

Регистрация на Портале госзакупок бесплатная и действует три года.

4. Аккредитуйтесь на электронных площадках.

На каждой из площадок нужно зарегистрироваться и аккредитоваться отдельно.

Часть данных о вас электронная площадка автоматически получит от Портала госзакупок. Остальные документы нужно будет предоставить самостоятельно. После того как вы загрузите все необходимые данные, в течение одного рабочего дня площадка вас аккредитует.

Аккредитация тоже бесплатная и выдается на три года.

Для входа на сайты электронных площадок вам (или уполномоченным сотрудникам вашей компании) также нужно будет вводить логин и пароль от Портала госуслуг.

5. Участвуйте в закупках.

Ищите подходящие закупки, изучайте условия каждой из них и подавайте заявки на участие в торгах.

Если вы правильно оформите заявку, выполните все условия и предложите самую выгодную цену, то сможете выиграть закупку и заключить контракт или договор.

Что нужно прикладывать к заявке?

Обычно к заявке необходимо приложить дополнительные документы — их список заказчик указывает в условиях закупки.

До даты аукциона организатору торгов нужно перечислить плату за участие в закупке и предоставить обеспечение заявки.

Плату за участие в закупке берет площадка. Это депозит, который спишут с вашего счета, если вы станете победителем аукциона. А если нет — вернут. Вы должны будете завести личный счет на торговой площадке и внести на него нужную сумму. Размер депозита невелик — до 6 тыс. рублей (в зависимости от суммы заказа).

Обеспечение заявки — это своего рода страховка для заказчика. Если поставщик, подрядчик или исполнитель нарушат условия контракта, не отработают аванс или не выплатят неустойку, этот залог перейдет заказчику.

Размер обеспечения устанавливает заказчик. Для заказов на сумму меньше 5 млн рублей он может быть и нулевым. Для остальных заказов — от 0,5 до 5% в зависимости от начальной цены контракта.

Вы можете сами выбрать вариант обеспечения — перечислить залог на специальный счет или получить банковскую гарантию на эту сумму.

Специальные счета открывают только в тех банках, которые аккредитовало Правительство. Актуальный список этих банков есть на сайтах уполномоченных торговых площадок.

Гарантию для госзакупок также можно получить только в аккредитованных банках. Если банк согласится оформить гарантию, он зарегистрирует ее в специальном реестре на Портале госзакупок. Вы получите уникальный номер гарантии, его нужно отправить площадке вместе с заявкой на участие в закупке.

Если вам не удастся победить в аукционе, залог вернут в течение пяти дней, а гарантию просто аннулируют.

Если же вы станете победителем и получите госзаказ, то по мере исполнения контракта вам будут постепенно возвращать залог. Условия, сроки и суммы возврата должны быть прописаны в договоре.

Заказчик будет сообщать об этапах исполнения контракта в единую информационную систему на Портале госзакупок. Эти данные увидят не только участники контракта, но и торговая площадка.

Площадка передаст информацию в банк, который открыл специальный счет или выдал гарантию. Банк вернет часть залога.

Если вы работаете с банковской гарантией, то по мере исполнения контракта заказчик будет постепенно отказываться от прав по ней.

Что еще стоит изучить, прежде чем участвовать в госзакупках?

Если вы решили побороться за заказы государственных компаний, вам пригодится эта информация:

Чтобы изучить все тонкости госзакупок, придется потратить время. Но итогом может стать крупный заказ надежной компании.

Источник: https://fincult.info/article/goszakupki-kratkiy-gid-nachinayushchego-postavshchika/

Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

Можно ли после суда,  закончившегося примирением сторон,  работать в гос закупках?

Екатерина Черкасова

Юрист консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

Закупка товаров, работ и услуг государственными заказчиками попадает под регулирование следующих законов:

Согласно их положениям, от заказчика в первую очередь зависит набор условий заключенного в будущем контракта и критериев отбора исполнителя. Таким образом, заказчик занимает главенствующее положение при инициировании закупочной процедуры. Соответственно, именно им зачастую применяются различные “схемы” злоупотребления, направленные на ограничение конкуренции.

Учитывая, что грань между необходимыми условиями контракта и ограничением конкуренции достаточно тонка, заказчик имеет возможность манипулировать количеством участников закупок, а также ценой. Проблема ограничения конкуренции наиболее актуальна в сфере государственных закупок.

Перед тем как опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию заказчик определяет, что закупать и каким способом. Уже на данном этапе заказчик может ограничить конкуренцию.

К способам ограничения конкуренции, используемым заказчиками, можно отнести, в частности:

  • выдвижение жестких требований к товару или компаниям, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей;
  • манипулирование информацией в ходе проведения процедуры.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.

) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

При этом в обзоре указано следующее: “Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции”.

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.

) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы.

В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ.

Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что “комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО “Г.” (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с “Концепцией охраны объектов ПАО “Г.

” и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО “Г.”. Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается”.

По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г.

№ 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: “Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют”.

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции.

Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки.

При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом.

Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв.

Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.

) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с ч. 7 ст.

50 Закона № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.

Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

***

Таким образом, ограничение конкуренции весьма неоднозначный способ злоупотребления. Достаточно тонкая граница между потребностями заказчика, описанными посредством включения условий исполнения контракта и требований, предъявляемых к участникам закупки, позволяет заказчикам находить новые способы ограничения конкуренции.

Неудивительно, что практика ФАС России, арбитражных судов и ВС РФ содержит небольшое количество примеров выявления фактов ограничения конкуренции, так как зачастую заказчики манипулируют тем, что участники закупки не проявляют достаточной активности на стадии приема заявок.

В частности, речь идет о не направлении запроса о даче разъяснений относительно закупочной документации.

В связи с этим, для защиты своих прав, в случае применения заказчиками механизмов ограничения конкуренции, потенциальным участникам следует проявлять инициативу, не дожидаясь принятия решения комиссией в пользу другого участника.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/cherkasova/1277917/

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Можно ли после суда,  закончившегося примирением сторон,  работать в гос закупках?

Статья актуальна на 1 июля 2019

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.   Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.  

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются.

Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Юридический спектр
Добавить комментарий