Можно ли подать в суд, если украли авторские права на песню?

Исполнителям

Можно ли подать в суд, если украли авторские права на песню?

Исполнять песни модно и выгодно всегда. Многочисленные поп-проекты бьют всевозможные рекорды популярности. Для популярности песни достаточно минимального набора: слуха, голоса и заведомо хитовой песни. Это — уже половина успеха.

Песню можно сочинить самому, тогда, с юридической точки зрения, все будет очень просто. Согласно законодательству об авторском праве и смежным правам авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания.

Для возникновения и осуществления авторского права так же как и прав исполнителей не требуется регистрации произведения или записи, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

Таким образом, сочинив песню, Вы автоматически становитесь ее автором – правообладателем и вольны распоряжаться своим детищем.

Вопрос только в самом сочинении песни. «Сочинять не так уж трудно, труднее всего — зачеркивать лишние ноты», — считал великий композитор Брамс. Конечно, он лукавил.

Сочинить стопроцентный хит, который бы распевала вся страна, не так-то легко.

Совет 1. Права на кавер версию песни

(Или перепеть?) Гораздо проще пойти другим путем. А точнее, путем «перепевки» старого хита или изготовления ее кавер-версии. При должном исполнении успех гарантирован. Бесконечные «фабрики звезд», «старые песни о главном» — тому подтверждение.

В правовом отношении в этом случае все сложнее.

Необходимо обязательно получить авторские права на создание кавер-версии или аранжировки хита (аранжировка является частью переработки).

Для получения согласия автора лучше обратиться в компанию, которой принадлежат авторские права на песню, которую Вы хотите исполнить, и заключить с этой организацией лицензионный договор  на исполнение песни.

Будьте внимательны и обязательно проверьте, существует ли соглашение между этой компанией и автором, и какие права передал автор по договору, заключенному с такой компанией. Попросите копию договора, обязательно почитайте. И если в перечне прав, переданных автором в управление этой компании, право на переработку не числится, то Вас попросту хотят надуть.

Если автор песни права никому не передавал, тогда лицензионный договор заключается непосредственно с ним.

Если же хит (который Вы хотите «перепеть») создан за границей, стоит необходимо связаться с российскими представителями зарубежной музыкальной компании, которой принадлежат права на эту песню. Представители есть практически у всех крупных компаний.

Cовет 2. Сомнительность бесплатных удовольствий

(Бесплатный сыр…)

Любопытно, что есть случаи, когда договор на исполнение заключать не нужно. Например, если Вы исполняете чужую песню на концертах в том виде, в котором она есть (без переработки). Но ошеломляющего успеха и звания супер-певца это не принесет. Равно как и особых денег. Записать песню без договора нельзя, диск выпустить — тем более. Есть и другая сложность.

Известно, что исполнить, к примеру, песню «Love me do» и подобрать «инструментовку» как у «битлов» довольно сложно. Все равно в ее исполнении будет что-то сугубо Ваше. Автор или компания – правообладатель может подать на Вас в суд и доказать-таки, что песня хоть немного, но была переработана.

Следовательно, лучше все же заключить договор и исполнять ее, как подсказывает талант.

Совет 3. О сложности песни как объекта авторского права

(Музыкальный пирог)

Как объект интеллектуальной собственности песня многослойна и представляет собой некий пирог, состоящий из нескольких компонентов: текста, музыки + набора смежных прав (прав исполнителя, изготовителя фонограммы).

Иногда автор текста и автор музыки заключают соглашение, в котором запрещают исполнять текст или музыку в отдельности.

Если же такой договоренности между авторами нет, появляется возможность заключить договор только с композитором (и самим придумать слова) или только с автором текста (и самим создать музыку).

В любом случае остается два пути: либо в издательство либо к автору.

И помните: ни одно авторское общество (будь то РАО или другое) лицензию на переработку Вам не выдаст, так как право на переработку не передают ни одному обществу по коллективному управлению правами.

Совет 4. Заключение лицензионного договора

(Ну, договорились?)

Самый сложный этап, на котором исполнителям нужно быть предельно внимательным — заключение лицензионного договора. В авторском договоре должно быть обязательно указано, что Вам передаются права на переработку произведения.

Как говорил философ Фрэнсис Бэкон, возможность украсть создает вора. Поэтому не позволяйте ввести себя в заблуждение. Тщательно читайте договор, обращайте внимание на наличие в договоре основных условий (срок, территория, какие действия можно соверщать и на каких условиях).

Так как любой договор влечет возникновение у Вас определенных обязательств, они должны быть чётко прописаны, равно как и права, которые Вам передаются. Какие это права и имеются ли они у организации или физического лица, с которыми заключаете договор — надо выяснить.

Имейте в виду, что в договоре Вы можете предусмотреть обязанность по разрешению конфликтной ситуации на организацию или физическое лицо, которая эти права Вам предоставляет.

Так, например, это можно прописать следующим образом: «В случае предъявления любых требований, претензий и (или) исков к правопреемнику со стороны лиц, оспаривающих обладание или претендующих на обладание авторскими или смежными правами правообладатель обязуется урегулировать все претензии, требования и иски самостоятельно и за свой счет».

Следовательно, если организация или физическое лицо передают Вам права, им не принадлежащие, и Вам в дальнейшем предъявляет претензии сам автор, можете ссылаться на эту норму и привлечь лжеправообладателя к ответственности.

Вообще все сложности заключения авторского договора подробно описаны в нашем разделе «советы авторам». Однако все конфликтные ситуации, связанные с договором, заранее предугадать невозможно, поэтому самый лучший совет — обращайтесь при любом удобном случае к профессиональному юристу.

Совет 5. И в заключении — предупреждение

(Песне ты не скажешь «до свиданья») После того, как авторские права на создание кавер-версии получены, отправляйтесь в звукозаписывающую компанию (или к аранжировщику) и заключайте Договор заказа на создание аранжировки и записи.

Если Вы переделываете песню самостоятельно, все еще проще — Вы автоматически становитесь автором кавер-версии, и все права на нее принадлежат Вам (если, конечно, Вы не нарушили права автора оригинальной версии).

Итак, договор заказа исполнен, аранжировка и запись состоялась, и далее Вы используете фонограмму по своему усмотрению.

Дальнейший успех проекта будет зависеть только от Вас. И помните: лучше заключить договор и быть спокойным, чем надеяться на «авось не заметят».

С птичьими правами, как известно, высоко не взлетишь. Не сказать «До свиданья» можно не только песне, но и проблемам, которые появятся после ее незаконного исполнения.

Многоканальный справочный: (495) 921-22-31; Задать вопрос

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

Суд оправдал дантиста из Турина, которого итальянское агентство коллективного управления смежными правами обвинило в нарушении прав фонографических компаний >>>

Рестораторы смирились со сборами Российского авторского общества >>>

Согласно расчетам Российского авторского общества (РАО), Московская государственная академическая филармония задолжала в виде авторских отчислений 4 миллиона рублей >>>

И как помочь участникам медиа-среды получить вознаграждение от использования принадлежащего им контента >>>

Ответчики заявляют о своей непричастности к выпуску книги, реализуемой через интернет, однако, есть экземпляр купленной книги >>>

Цифровое поколение ценит и разделяет право авторов на законное использование произведений и оплату творческого труда, но только в том случае, если >>>

[  1   2  ]

Источник: http://www.copyright.ru/ru/documents/practika/ispolnitelyam

Регистрация авторских прав в Украине. Процедура

Можно ли подать в суд, если украли авторские права на песню?

Регистрация авторских прав в Украине — это процесс получения охранного документа, а именно «свидетельства о регистрации авторских прав на произведение» путем государственной регистрации.

Под произведением подразумевается любое материальное воплощение оригинальной формы выражения Автора. Иными словами, в качестве произведения могут выступать следующие объекты авторских прав: музыка, песни, стихи, компьютерные программы, переводы, фонограммы и т.д.

На сегодня в Украине наиболее востребована регистрация авторских прав на компьютерные программы; дизайн сайта; контент сайта; песни; музыка; стихи; книги. Помимо регистрации авторских прав, пользуется популярностью и регистрация передачи авторских прав на вышеперечисленные объекты авторского права.

Регистрация авторских прав в Украине регулируется Гражданским кодексом и Законом Украины «Про авторское право и смежные права», а также Бернской конвенцией.

Согласно законодательству, в Украине регистрация авторского права не является обязательным  требованием, так как для произведения охрана возникает с момента его создания.

Почему же регистрация авторского права в Украине оправдывает себя?

Регистрация авторского права дает автору произведения следующие преимущества:

  1. в спорных моментах освобождает автора от необходимости доказывать свое авторство, так как с получением свидетельства у него автоматически возникает презумпция; полученная презумпция может служить освобождением от доказательства авторства на произведение не только в Украине, но также в других странах мира;
  2. закрепляет и подтверждает для третьих лиц владение имущественными правами конкретного автора;
  3. позволяет заключать лицензионные договора о передаче авторского права;
  4. позволяет продавать право собственности* автора его авторского права на созданное  произведение;
  5. позволяет вносить автору созданное произведение в уставной капитал предприятия

Заявки про регистрацию авторского права на произведение принимаются по адресу: г. Киев, бульвар Дружбы Народов, 28.

Заявки на регистрацию авторского права подаются в Украинское агентство по авторским и смежным правам , которое является структурным подразделением:

  • заявление на регистрацию авторского права
  • экземпляр произведения

Кроме этого, должен быть оплачен государственный сбор за подачу заявки в установленном размере.

Подать заявку на регистрацию авторского права может автор, его наследник или их правопреемник, как физическое, так и юридическое лицо, как самостоятельно, так и через доверенное лицо. В последнем случае к материалам заявки прикладывается доверенность, выданная заявителем на ведение делопроизводства.

В случае, если авторское право оформляется на лицо, не являющееся автором (на произведение, созданное в результате служебного задания), то необходимо предоставить документ, подтверждающий принадлежность имущественных прав этому лицу.

Рассмотрение заявки на регистрацию авторского права предусматривает только проверку наличия и правильности оформления всех необходимых документов.

После получения положительного решения по заявке заявитель должен оплатить государственную пошлину за выдачу свидетельства в установленном размере.

После оплаты сведения о выдаче свидетельства на авторское право публикуются в официальном бюллетене Департамента интеллектуальной собственности, заносятся в соответствующий Государственный реестр, а заявитель получает свидетельство о регистрации авторского права на произведение.

Регистрация авторского права занимает примерно 2-3 месяца. Госпошлина составляет:

  • для физических лиц — 63,75 грн
  • для юридических лиц — 187 грн

Сроки рассмотрения заявления

При условии, что все документы оформлены верно, срок рассмотрения начинает отсчитываться со дня поступления заявки и составляет 1 календарный месяц.

Отрицательное решение может быть принято по причине неправильно заполненных документов и заявки, неполного пакета документов, ненадлежаще оформленного образца или невозможности патентования в связи с несоответствием объекта требованиям законодательства. В этом случае в ведомство направляется ответ с аргументированным возражением, если дело в оформлении – ошибки исправляются, и готовится переподача.

Чтобы не случилось отказа, правильным решением будет обратиться за услугой к профессионалам. Компания «Wise» позаботится о и сэкономит ваше время и усилия. Смотрите кейс об услуге патентования.

4.5 на основе 10079 ответов

Источник: https://wisegroup.com.ua/registraciya-avtorskix-prav-v-ukraine-algoritm/

Что делать, если контент украли

Можно ли подать в суд, если украли авторские права на песню?

Я побывала в 60 странах мира. Свои путешествия я описываю в блоге, и чем популярнее становятся мои рассказы, тем чаще нарушаются мои авторские права.

Елена Немец

лидер сообщества тревел-блогеров «Пространство»

Влад Багно

юрист по авторским правам, эксперт

Хорошие тексты и экзотические фотографии пользуются спросом, но не всегда порталы и журналы используют их законными методами. Если вы популярный блогер, однажды вы найдете свою статью на сайте, которому не давали разрешение на перепечатку. Или вашу фотографию без спроса напечатают в журнале и не заплатят гонорар. Это вопрос времени.

Мы уже писали, что нет стопроцентной защиты от воровства из блога. Эта статья — о том, что делать, если контент украли, и как остаться в выигрыше, если кто-то нарушил ваши авторские права.

По закону авторские права и права автора на имя и авторство — это не одно и то же.

Авторские права включают в себя личные неимущественные права, такие как право авторства, право на имя, право на неприкосновенность, обнародование и отзыв произведения, и исключительные имущественные права, которые связаны с использованием произведения.

Может быть так, что исключительные права принадлежат не автору произведения, а другому лицу. Например, художник-фрилансер нарисовал иллюстрацию по заказу журнала. Если кто-то украдет эту иллюстрацию, требовать компенсацию или убытки будет журнал, а не художник. Однако у художника останется право признаваться автором произведения и требовать возместить моральный вред.

В этой статье мы говорим о нарушениях прав блогеров, которые пишут тексты на своих сайтах и блог-платформах или размещают авторские фотографии в своих блогах не на заказ. Поэтому применительно к этой статье автор — всегда правообладатель. И у него есть все возможные способы правовой защиты, в том числе признание права авторства и выплата компенсации.

Примеры — это просто примеры. Скриншоты сайтов и фотографии журналов, которые вы увидите ниже, используются исключительно для иллюстрации статьи. У нас нет претензий к этим компаниям по соблюдению авторских прав.

Ситуации бывают разные. Бывает, блогер, у которого нет собственных фотографий, гуглит чужие и забирает их для иллюстрации своей статьи. Иногда недобросовестный сайт-агрегатор перепечатывает статью без активной ссылки и указания авторства. Турагентство может взять без спроса фото для рекламы.

У моих коллег тревел-блогеров даже были случаи, когда их сайты со всеми статьями и фотографиями копировали полностью, расставляя там реферальные ссылки на сайты бронирования отелей и туров для заработка. С первого взгляда непонятно, что из этого нарушение, а что нет.

Есть случаи, когда перепечатка не является нарушением. Например, если на сайте прописано, что тексты можно перепечатывать с указанием авторства и активной ссылкой на оригинал. Если эти условия выполнены, придраться не к чему: владелец сайта разрешил такое использование. Или если вы продали фотографию на сток: дальше ее использованием управляет фотосток, а вы получаете роялти.

Правила перепечатки материалов с сайта журнала «Нож». Если их выполнить, нарушения не будет

Если нарушение есть, нужно понять, кто нарушитель.

В печатных изданиях. В случае с журналом или газетой вычислить нарушителя просто — нужно проверить выходные данные. В журнале они обычно расположены после оглавления, в газете — внизу первой или последней страницы. Там указано название юридического лица и контактные данные редакции.

Пример выходных данных журнала «Вокруг света»

В интернете. Если фотографию или текст украли в интернете, собственника сайта можно проверить через сайт whois.com. Стоит также проверить подвал сайта — нижнюю часть со вспомогательной информацией — и раздел «О нас».

Если данные неполные или скрытые, их можно получить от регистратора доменного имени. Информация о владельце домена конфиденциальна. Расширенные данные регистраторы предоставляют только лицу, у которого есть статус адвоката, по мотивированному адвокатскому запросу. Так что придется обратиться за помощью к юристу.

Пример информации о владельце сайта на сервисе WhoisИнформацию о владельце сайта можно найти в разделе «О проекте»Пример реквизитов компании на сайте «Билетикс-ру»

В соцсетях. Сложнее, если материалы из вашего блога опубликовали в социальных сетях, например в Фейсбуке или Инстаграме. Особенно если владелец аккаунта скрывает свое настоящее имя.

Если блогер или портал ведет хоть какую-то коммерческую деятельность, в его профиле должны быть контактные данные: телефон, сайт или электронная почта. По ним нарушителя можно дальше искать через Гугл или Яндекс.

То есть, если украли текст или фотографию, вы можете потребовать:

  1. убрать контент с чужого ресурса;
  2. поставить активную ссылку на ваш блог и указать авторство на сайте, который перепечатал контент;
  3. выплатить компенсацию за нарушение авторских прав или возместить убытки, которые вы понесли из-за нарушения.

Первые два варианта не работают, если фотографии и тексты использовали в журналах или печатной рекламе. Блогеры, в отличие от авторов книг или песен, реже несут прямые убытки от пиратского использования текстов или фотографий. Поэтому самое распространенное требование — выплатить компенсацию за украденный из блога контент.

С точки зрения закона неважно, утащил фотографию мелкий блогер для иллюстрации некоммерческой статьи или крупная корпорация для федеральной рекламной кампании. Нарушение, по гражданскому кодексу, все равно есть. Но разбирательство, тем более судебное, — это время и деньги. Приходится сопоставлять расходы с компенсацией, которую реально получить.

На практике чаще используют первый вариант — фиксированную сумму компенсации. Контрафактные копии — лишь частный случай нарушения, а установить справедливый размер вознаграждения не всегда возможно. За текст для сайта могут платить и пятьсот рублей, и десять тысяч: единых расценок нет. Вознаграждение за фотографии могут рассчитать по цене снимка с фотостока, а это копейки.

Если вы решили добиваться денежной компенсации, нарушение надо зафиксировать.

С печатными материалами все просто: нужен экземпляр журнала или листовки. С интернетом сложнее. В случае спора нарушитель может удалить материалы с сайта или переписать текст до неузнаваемости. Тогда в суде у вас не будет никаких аргументов.

Всегда есть смысл сначала попытаться договориться без суда — написать нарушителю. Предложите варианты урегулирования спора: убрать контент, поставить активную ссылку и указать имя автора. Оставьте контакты для связи.

Были случаи, когда другие блогеры иллюстрировали свои посты моими фотографиями, которые нашли в интернете. Обычно было достаточно написать им личное сообщение в соцсетях, что это авторское фото, и попросить указать мое имя в подписи к фото и поставить активную ссылку на мой блог.

Они ставили ссылку или убирали фотографию, и инцидент был исчерпан. Но когда речь идет о коммерческих порталах и денежной компенсации, стоит составить формальную претензию. У нее нет стандартной формы. В претензии необходимо сослаться на публикацию нарушителя, указать, какой контент и откуда был взят без разрешения.

Также нужно указать, какие статьи гражданского кодекса были нарушены.

Претензию можно отослать по электронной почте, но лучше отправить письмо с уведомлением о вручении или воспользоваться курьерской доставкой. Дальше возможны несколько вариантов.

Вам отвечают и соглашаются на требования. Это идеальный вариант. Иногда из такой ситуации может получиться долгосрочное сотрудничество, потому что качество работы другая сторона уже оценила.

А иногда может выясниться, что нарушения не было. Например, моя знакомая тревел-фотограф обнаружила на крупном сайте для заказа билетов свою фотографию, но выяснилось, что они ее легально купили на фотостоке.

Вам отвечают, но отрицают претензии, или не отвечают вообще. В этом случае суда не избежать.

Еще до суда автор или правообладатель может подать заявку на блокировку сайта, на котором незаконно были размещены авторские материалы. Блокировка сайта — мера временная. Она обеспечивает защиту прав до того момента, как суд вынесет окончательное решение.

Иски по авторским правам рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды по месту нахождения ответчика.

В иске нужно указать полные имена и адреса истца и ответчика, описать и проанализировать нарушение, сослаться на нормы закона и предъявить требования. Если нарушений было несколько, анализировать нужно каждое отдельно. К иску необходимо приложить подтверждающие документы и материалы.

На этом этапе стоит привлечь юриста. Некоторые работают за процент от выигрыша, то есть в случае неудачи денег с вас не возьмут или возьмут небольшую фиксированную сумму. Также некоторые юридические фирмы предлагают бесплатную услугу по оценке перспективности иска.

В суде придется доказывать авторство фотографий или текстов. В прошлой статье я описывала шаги для фиксации вашего авторства. Другой стороне придется доказывать, что они использовали материалы на законной основе. Чем лучше вы подготовились заблаговременно, еще на этапе публикации, тем проще будет в суде.

В 2019 году суды по защите авторских прав блогеров и фотографов — уже не экзотика. Авторы успешно отстаивают свои права и получают компенсации.

В Москве за незаконное использование фотографии либо за удаление водяного знака с информацией об авторе можно получить от 10 тысяч рублей за снимок за каждый случай нарушения.

Есть примеры, когда суды присуждали компенсацию в 25 тысяч и даже 80 тысяч рублей за фотографию. Если фотографий много, то можно отсудить крупную сумму.

Например, во Владивостоке суд рассматривал иск автора панорамных фотографий города, использованных на другом сайте без разрешения. Фотографии взяли из открытого источника и убрали с них водяной знак. Фотографу присудили 90 тысяч рублей в качестве компенсации за нарушение исключительных прав. И еще 18 тысяч рублей морального вреда.

Бывает так, что суд присудил автору компенсацию, а проигравшая сторона все равно ее не выплачивает. В этом случае действовать надо так же, как в других гражданских делах: взыскивать компенсацию через приставов.

Не факт, что служба приставов будет работать быстро. Чем активнее вы будете напоминать о себе, тем выше шансы взыскать всю сумму компенсации.

За нарушение авторских прав можно привлечь не только к гражданской ответственности, но и к административной, а в особо вопиющих случаях — даже к уголовной. Но такие дела возбуждает не автор, а прокуратура по его заявлению.

Для привлечения к административной ответственности целью нарушения должно быть получение дохода. Например, если фотографии без разрешения напечатали на открытках или сувенирной продукции. Штрафы доходят до 15% от выручки за контрафактную продукцию или 100 тысяч рублей. Они идут в бюджет государства.

Для блогеров ситуация производства контрафакта с использованием их авторских произведений встречается нечасто. Эти статьи кодекса больше используются в других делах, например против производителей поддельных компакт-дисков или псевдобрендовой одежды.

Уголовные санкции включают штрафы до 500 тысяч рублей, исправительные работы или лишение свободы на срок до 6 лет.

  1. Если у вас украли контент, сначала нужно понять, есть ли нарушение авторских прав и кто его совершил.
  2. От нарушителя можно требовать удаления материалов, указания авторства или денежной компенсации.
  3. Нарушение необходимо зафиксировать. На этом этапе имеет смысл обратиться к юристу: ошибки могут стоить победы в суде.
  4. Суду нужно представить доказательства авторства. Здесь важны изначально правильно оформленные тексты и фото, а также хранение исходных файлов.
  5. Помимо гражданско-правовой ответственности можно привлечь нарушителя к административной или уголовной.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/blog-rescue/

Защита авторских прав, регистрация авторских прав на песню, музыку, сайт и т.д

Можно ли подать в суд, если украли авторские права на песню?

Я музыкант и автор песен. К сожалению, я не располагаю достаточными средствами, чтобы зарегистрировать авторское право на песни. Как получить защиту авторского права на свои произведения?

Я слышал, что возможно каким-то образом просто юридически подтвердить, что я уже располагал музыкой (например, ее нотной записью) на какой-то момент. То есть “совершить вложение” на сохранение нотариусу или юристу и т.п. – достаточно ли этого для защиты авторских прав?

Расскажите, пожалуйста, об этой операции, где регистрируют авторские права и сколько такая регистрация стоит.

Юридическая консультация

Данная юридическая консультация актуальна для любых объектов авторского права (сайтов, музыки, статей, фотографий, сценариев, фильмов и др.).

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе.

Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе).

Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание за вами авторства, а по сути просто фиксирует время предъявления, т.е.

ваше авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с чем, мы, как правило, рекомендуем воспользоваться услугами нотариуса, что, на наш взгляд, является более “солидным” доказательством, т.к.

осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию, и часто стоит дешевле, чем депонирование в РАО. Пожалуй, единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).

Перед автором стоит две основные задачи при защите авторских прав:

  • сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая “отбракованные” версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.);
  • закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.

Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав.

Помните, предпринимать меры по защите ваших авторских прав имеет смысл ДО начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.).

  • Записать произведение (или иной объект авторских прав) и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.
  • Иметь все исходные материалы (цифровые, бумажные и т.п.), которые появляются в процессе создания объекта авторских прав.
  • Пойти к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа, либо подлинность подписи. Стоит это у всех по-разному, но до 1000 рублей должны уложиться. Должно быть ок. 400-700 рублей.У юриста ничего заверить нельзя (это не будет заверением авторских прав – можно сказать, вы приобретете себе свидетеля). Заверенное нотариусом произведение – хорошее доказательство, из которого можно сделать вывод о наличии у вас авторских прав (в т.ч. права авторства).Рекомендации по процедуре нотариальной защиты авторских прав вы найдете ниже.
  • Депонирование, “регистрация” произведения в Российском авторском обществе (РАО) (рассмотрено выше).
  • Свидетели – как обеспечите – вам виднее. Возможно, в кругу друзей исполните музыкальную композицию (для большей надежности запишите на видео).
  • Напечатать в журнале стихи и т.д.
  • Не в качестве самостоятельного, но в качестве дополнительного способа: отправьте свой объект авторских прав (текст, музыку, фото и др.) себе на e-mail и сохраните письмо на почтовом сервере (!).
  • Ряд юристов предлагает такой способ доказательства наличия авторских прав (временного приоритета), как отправка себе текста по почте. Письмо не вскрывается до возникновения спора. На конверте же будет почтовый штемпель с датой. Однако данное доказательство является неудобным, т.к. оно одноразовое (если конверт вскрыт, то доказательство уже теряет свою прежнюю силу, т.к. вы не сможете доказать, что было во вскрытом конверте), и крайне ненадежным и оспоримым (т.к. крайне редко конверты идеально запечатаны, а соответственно, ваш оппонент в суде может заявить, что конверт был вскрыт и вы заменили документы).
  • Сейчас все больше распространяются услуги электронной регистрации (депонирования) авторских прав. Как правило, за небольшие деньги вам предлагается направить свое произведение в электронной форме, время направления сервис обещает фиксировать электронно-цифровой подписью. Некоторые предложат вам и сертификат о регистрации объекта авторских прав. Однако такая регистрация или депонирование – по сути то же получение “свидетеля”. В принципе, с тем же успехом такой сертификат вам может выдать ваш сосед.

Это основные способы предварительной защиты авторских прав путем обеспечения себя доказательствами существования у вас определенных объектов авторских прав в конкретную дату. Их должно быть достаточно.

Конечно, самое надежное – обратиться к юристу, чтобы он разработал для вас оптимальную и надежную схему обеспечения доказательствами авторства в зависимости от вашей конкретной ситуации и от объекта, подлежащего защите.

Если вы не автор, но для вас создали произведение, и вы хотите защитить получаемые от автора авторские права, то прежде всего вы должны заключить с таким автором грамотный договор, в противном случае все иные способы защиты авторских прав могут оказаться бесполезными.

Рекомендуем также ознакомиться с информацией о том, как вам может помочь в защите авторских прав на сайт и иные объекты авторских прав оповещение на сайте об авторском праве и ответственности за его нарушение, в том числе размещение подобной кнопки-баннера:

2.55 kb7.7 kb8.1 kb

Нотариальная защита авторских прав

Защищать авторские права с помощью нотариуса лучше всего на произведения, выраженные в печатной форме (текстовые произведения, фотографии, распечатанные дизайн-проекты, музыка в виде нотной записи и т.п.), т.е.

на листе бумаге. Защитить произведения на диске можно, но сложнее; для этого рекомендуется обратиться за платной консультацией. Ниже рассматривается защита авторских прав на произведения, выраженные в печатной форме.

Для того, чтобы воспользоваться нотариальной защитой авторских прав, вам вовсе необязательно обращаться к юристам или посредникам, вы вполне можете справиться сами, главное – найти нотариуса. Стоимость соответствующего нотариального действия – ок. 400-700 рублей за одно заявление.

Кроме того, одновременно с защитой авторских прав на произведение вы также сможете получить хорошее доказательство использования вами творческого псевдонима на соответствующую дату, что впоследствии может вам помочь защитить свои права на псевдоним.

Порядок действий:

  • Подготовьте заявление (вы можете обсудить его содержание с нотариусом или приобрести у нас шаблон заявления за 500 рублей).
  • Распечатайте свои произведения (можно несколько за раз). Желательно, чтобы заявления и приложения были пронумерованы (сквозная нумерация лучше, но уточните у конкретного нотариуса его предпочтения). Скреплять листы не нужно (нотариус сам их прошьет). Сделайте так, чтобы на последней странице приложений осталось свободное место на 1/3-1/4 листа (там будет нотариальный штамп). Подписывать заявление и приложения не надо.
  • Обзвоните ближайших к вам нотариусов и поинтересуйтесь, сколько будет стоить свидетельствование подлинности подписи на документе. Можете вместо этого попросить удостоверить время предъявления документа, отличия: нотариус, как правило, просит предоставить документ в двух экземплярах и один сохраняет себе, стоит чуть дороже.Так вы узнаете, будет ли нотариус готов осуществить такие действия; объясните, что вам это надо для предъявления заявления и приложений в организацию (что вас так попросили сделать), не надо пугать нотариусов фразами “хочу защитить авторские права, удостоверить авторство” или еще хуже – “зарегистрировать авторское право”, скорее всего нотариус скажет, что “таким” не занимается.
  • Идете на прием и через минут 10-45 получаете свои документы со штампом нотариуса.

Если какие-то вопросы по защите авторских прав остались для вас не раскрытыми, если бы вы хотели разработать оптимальный набор средств защиты авторских прав именно на ваши произведения, если вы планируете использовать свои произведения за границей, рекомендуется воспользоваться нашими платными услугами по авторским правам.

Если же вы хотите защитить приобретенные авторские права (т.е.

права на произведения, автором которых не являетесь, но которое создавалось по вашему заказу, в том числе штатным сотрудником), настоятельно рекомендуется воспользоваться юридической услугой по проверке или составлению авторского договора (договора отчуждения исключительного права, лицензионного договора) и получить индивидуальную консультацию по оптимальной защите авторских прав именно на ваши произведения.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 26.06.2013.

Прочтений: 391132.

Источник: http://www.kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/zaschita-avtorskih-prav

Авторское право и музыка

Можно ли подать в суд, если украли авторские права на песню?

Авторское право в «музыкальной»* индустрии все чаще становится предметом обсуждения, как в Интернете, так и в СМИ (* слово «музыкальной» здесь в кавычках не случайно, от музыки в этой самой индустрии осталось ничтожно мало). Одни пытаются показать нам многодетных матерей, которых звукозаписывающие компании штрафуют на миллионы долларов.

Другие якобы хотят защитить несчастных, голодных музыкантов, которые, якобы, по вине пользователей p2p- и torrent-сетей, лишаются последнего куска хлеба. Третьи просто привыкли покупать диски «TOP 200 EUROHIT» за 100 рублей у метро и считают, что вопросы авторского права – это только за океаном, и только для очень богатых людей.

Четвертые (и их абсолютное меньшинство) покупают лицензионные CD за 300 – 900 рублей (совершенно неадекватная цена в сравнении с себестоимостью, даже за океаном).

Но они это делают не потому, что боятся правообладателей или инопланетных организаций со странными названиями, типа RIAA, а потому, что знают, что их любимая группа, просидевшая безвылазно в студии 2 недели, получит из этих денег хоть какую-то часть.

Возможно, многие со мной сейчас не согласятся. Еще раз уточню, что речь идет пока только о музыке.

Так вот: к авторскому праву в музыке можно относиться по-разному, но это самое авторское право в любом случае должно принадлежать автору. Иначе автор музыкального произведения уже как бы не совсем автор, или это самое авторское право, которое принадлежит не ему, уже как бы не совсем авторское право. Иначе никак не получается. Иначе нелогично.

А почему так получилось? Абсолютное большинство музыкальных произведений сейчас принадлежат не авторам, которые их придумали, сочинили, исполнили и записали. «Авторские права»* (* опять не случайно в кавычках) на них принадлежат различным звукозаписывающим компаниям, их объединениям, контролирующим организациям, комитетам и медиа-корпорациям.

Почему никто не решается задать самому себе самый простой вопрос из всех возможных? Вопрос, который все сразу ставит на свои места. Справедливо ли это? Вернемся в прошлое. Например, в шестидесятые годы прошлого века.

Тогда у музыкантов не было решительно никакой возможности записать свои произведения хоть в сколько-нибудь приличном качестве, потому что даже самая простая аппаратура стоила просто космических денег. У них так же не было никакой возможности заявить о себе миру, потому что ни о каких глобальных коммуникациях тогда еще никто ничего не слышал.

Все, что они могли – это петь в go-go-барах, в ресторанах и на дискотеках (я имею в виду те самые шестидесятые, эх было время). В это же время в США практически в каждом доме появился проигрыватель. В это же время появился просто сумасшедший спрос на аудиозаписи. Лето-хиппи, рок-волна, битломания… мир сходил с ума.

Многих из музыкантов, безумно популярных тогда, сейчас уже не помнят даже хорошо разбирающиеся в музыке того времени люди. Потому что тогда этих групп было очень много. Люди хотели их слушать, и на этом можно было заработать. Появились люди, готовые вложить в этот бизнес деньги.

Они заключали с музыкантами контракты, давали студию, аппаратуру, инструменты, рекламу – все, что было нужно, и за это получали свою долю от продажи пластинок. Это было вполне справедливо, потому что все, что они делали для музыкантов, действительно требовало огромных материальных и трудовых затрат. Но с тех пор мир изменился.

Пропал этот «сумасшедший» спрос, техника шагнула вперед, появилось множество новых каналов коммуникаций. Теперь любой может устроить у себя дома хоть и бюджетную, но все-таки студию, записать все, что захочет, и выложить куда-нибудь на my space или на last.fm. Потом раздать ссылки друзьям и попросить их написать что-нибудь о себе (об авторе) в блогах и в социальных сетях.

Можно купить немного контекстной рекламы, можно отправить демо-записи на Интернет радиостанции и так далее, и так далее. Потом завести WMZ-кошелек, поставить его номер на самое видное место на своей странице и ждать денег.

При условии, что вы делаете хорошую (или хотя бы не очень плохую) музыку, если эффективно использовать все доступные коммуникации, можно запросто окупить свое творчество. Современным музыкантам звукозаписывающие компании не нужны (это всем наглядно показали radiohead), и уж тем более не нужны обезумевшие от жадности бюрократы вроде RIAA.

А вот звукозаписывающим компаниям нужны музыканты, очень нужны. Потому что иначе им нечего будет продавать. Есть такое выражение как «удельный коэффициент жадности». Так вот у звукозаписывающих компаний он давно уже зашкаливает. Из тех денег, что мы платим за музыку, тем, кто ее пишет, достается ничтожно мало. А вот в карманах «правообладателей» оседает большая часть.

Механизмы оплаты при покупках через Интернет уже есть и они достаточно надежны. Не пора ли авторам и слушателям начинать их использовать активнее. Музыкантов, продающих свои произведения за «добровольные пожертвования» пока не так много, но они есть. Есть тенденция. В будущем нам в любом случае следует ожидать полного краха всей музыкальной индустрии. Вместо модели «музыкант > звукозаписывающая студия > слушатель» будет более простая, открытая и справедливая модель «музыкант — слушатель». Это единственно логичное и верное направление развития индустрии. А вот как под это направление сможет подстроиться бизнес? Вопрос очень сложный. Пока они только суют палки в колеса локомотиву и напрасно тратят свое и чужое время. Надеемся, что ситуация скоро изменится.

  • авторское право
  • копирайт
  • музыка
  • музыкальный бизнес

Источник: https://habr.com/ru/post/62689/

Юридический спектр
Добавить комментарий