Можно ли оформить авторские права на исполнение песен на мероприятиях?

Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Можно ли оформить авторские права на исполнение песен на мероприятиях?

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.

Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав – например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять “кто есть кто”, кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на “часть” музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом. Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей “части” песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) – композитор,
  • авторские права на текст (слова) – поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже “украшенная” музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) – переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки – музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) – певец,
  • смежные права на фонограмму – изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав – что, как правило, и имеет место быть) – иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме.

Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных).

“Отказ от прав” должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком “отказе” будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с “такими” сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и “свободных” библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная “вставка”, на которую у Вас нет прав, автор такой “вставки” может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Прочтений: 117171.

Источник: http://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/oformlenie-avtorskih-prav-v-dogovore

Всё о правах на музыку

Можно ли оформить авторские права на исполнение песен на мероприятиях?

Мы продолжаем говорить об авторском праве и в этой статье коснемся такого объекта авторских прав, как музыкальное произведение.

Все мы любим музыку. Мы слушаем музыку, скачиваем музыку, добавляем музыку в свои плейлисты, в видео, в социальные сети.

Сегодня уже не надо прикладывать большие усилия, чтобы раздобыть для музыкального оформления какого-либо мероприятия или ролика нужную пластинку или кассету, переписать ее или делать запись, например, без партии голоса (минусовку).

В открытом доступе в сети Интернет размещены сотни тысяч композиций всех исполнителей в различных вариантах.

Однако, чтобы использовать необходимые произведения и не допускать при этом нарушения интеллектуальных прав, необходимо иметь четкое представление об охране музыкальных произведений, правах на них и круге правообладателей.

Музыкальные произведения, как с текстом, так и без текста, отнесены в ст.1259 ГК РФ к объектам авторских прав.

Авторские права бывают имущественные и личные неимущественные.

Авторские права изначально при создании любого произведения возникают у автора.

Личные неимущественные права, такие как право на имя или право авторства, неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен.

А вот исключительное право – имущественное – может впоследствии быть передано автором и принадлежать любому другому физическому или юридическому лицу.

Вследствие того, что музыкальное произведение может состоять из нескольких охраняемых объектов авторских прав, у него может быть и несколько правообладателей. Кроме того, немного забегая вперед, отмечу, что с музыкальными произведениями тесно связаны не только авторские права, но и смежные.

Обычно, известные широко используемые музыкальные произведения представляют собой песни. Как правило, у песни есть автор музыки и автор текста. Кроме того, не стоит исключать и возможность соавторства. Однако в современной музыкальной индустрии исключительное право редко принадлежит самому автору.

Большинство песен или пишутся на заказ для так называемых музыкальных лейблов либо покупаются этими же самыми лейблами у авторов. Таким образом, исключительные права на многие популярные песни сконцентрированы в руках продюсерских центров и звукозаписывающих компаний. То же касается и смежных прав.

Смежные права в контексте музыкальных произведений – это права на результаты исполнительской деятельности и права на фонограммы.

Исключительное право на такой объект смежных прав как исполнение изначально возникает у исполнителей песни – музыкантов и певцов. А права на фонограмму возникают у студии звукозаписи, где впервые сделана запись.

Впоследствии и исключительное право на исполнение и исключительное право на фонограмму, как и в случае с объектами авторских прав, может принадлежать другому лицу.

Согласно действующему законодательству авторы, правообладатели и обладатели смежных прав имеют право на вознаграждение за использование результатов своей интеллектуальной деятельности.

При этом следует помнить, что согласно п.2. ст.

1270 ГК РФ использование (со всеми вытекающими последствиями) признается таковым вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

То есть даже при не коммерческом использовании музыкального произведения, все вышеперечисленные правообладатели имеют право на вознаграждение, и они это вознаграждение должны получить.

Такая позиция подтверждается обширной судебной практикой. В частности, интересно дело №А32-13601/2016, по которому с Администрации города Сочи было взыскано 180 000 рублей за нарушение авторских прав при проведении праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня города-курорта.

Понятно, что при таком огромном объеме музыкального контента невозможно заключить соответствующие лицензионные договоры с каждым автором, исполнителем и музыкальной компанией.

Для централизованного сбора вознаграждений, причитающихся по закону, и распределения их между законными получателями, законодательством предусмотрен правовой институт коллективного управления интеллектуальными правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами полна нюансов и противоречий и она вполне может стать темой для отдельной статьи. Сейчас же рассмотрим лишь те нюансы, которые непосредственно касаются управления правами на музыкальные произведения.

Как уже было отмечено, организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют деятельность, направленную, в том числе, на сбор и распределение вознаграждений между правообладателями.

То есть в условиях действующего законодательства у какого-либо учреждения, часто использующего музыкальные произведения, нет необходимости заключения лицензионных договоров на использование музыки с каждым правообладателем.

Достаточно заключить договоры с такими организациями и выплачивать вознаграждение в соответствии с утвержденными ставками за использование объектов авторских прав и смежных прав. В Российской Федерации существуют две организации, имеющие государственную аккредитацию в данных областях:

Российское авторское общество (РАО) – в области управления авторскими правамиВсероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – в области управления смежными правами.

Эти организации в силу п.3. ст.

1244 ГК РФ вправе осуществлять коллективное управление правами даже тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры. То есть их деятельность в силу аккредитации покрывает практически все поле существующего ныне музыкального контента.

Другими словами, чтобы не допускать нарушения интеллектуальных прав, достаточно заключить два договора – с РАО и с ВОИС.

Однако не стоит забывать, что организации по коллективному управлению правами действуют исключительно в пределах своей компетенции и вознаграждение, уплаченное таким организациям, покрывает далеко не все виды использования.

Например, законодательством предусмотрен такой вид использования как переработка. Предоставление права на переработку не входит в компетенцию организаций по коллективному управлению авторскими правами.

Правообладатели сами определяют, кому предоставить такое право, а кому нет, и договоры, предусматривающие возможность изменения музыкального произведения, должны заключаться непосредственно с правообладателем.

В этой связи видится весьма рискованной ситуация, в которой без заключения соответствующего договора, создаются и доводятся до всеобщего сведения кавер версии или аранжировки известных песен.

Конечно, сейчас можно выбрать аранжировку из большого количества уже созданных и скачать ее в Интернете.

Однако в данном случае тоже существует определенный риск получить претензию от автора музыки или автора аранжировки.

Много вопросов также возникает при музыкальном оформлении театральных постановок. Театрально-зрелищное представление, согласно ст.1240 ГК РФ, в авторском праве называется сложным объектом.

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего другие объекты авторских прав (например, музыку и песни) приобретает право использования таких объектов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров.

Иными словами, во избежание нарушения прав на музыкальные произведения учреждению, которое инициирует постановку, необходимо иметь договоры с правообладателями таких произведений. В данном случае лицо, организовавшее создание сложного объекта, может выбрать, заключать ли договор напрямую с правообладателем или же обратиться в уже упомянутое РАО.

С июля 2017 года организация сотрудничает со специализированным агентством, которое поможет определить, входит ли нужное режиссеру произведение в каталог РАО и выступит посредником при заключении соответствующего договора.

Как видно, соблюдение прав на музыкальные произведения – дело хлопотное, требующее определенных знаний и времени. Но пренебрегать им не стоит. Ответственность за нарушение прав на музыкальные произведения предусмотрена суровая.

Помимо административного штрафа можно получить иск от правообладателя на внушительную сумму. Правообладатель может выбрать способ расчета компенсации самостоятельно из вариантов, предусмотренных ст.1301 ГК РФ, и исковые требования могут достигать нескольких десятков миллионов рублей.

А в случае причинения правообладателю крупного ущерба возможна и уголовная ответственность.

Многие компании, студии, каналы и театры из целей экономии на юридических услугах и авторских вознаграждениях делают упор в своей деятельности на народное творчество или на использование произведений, перешедших в общественное достояние.

В силу ст.1259 и 1282 ГК РФ использование таких произведений может осуществлять без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения авторам. Это действительно является одним из выходов, если Вы ограничены в средствах. Однако стоит помнить, что даже с народными произведениями и произведениями, перешедшими в общественное достояние, тесно связаны смежные права.

Так, например, при воспроизведении на мероприятии записи русской народной песни «Во поле береза стояла», у Вас возникает необходимость выплаты вознаграждения правообладателю фонограммы, если она изготовлена менее 50-ти лет назад. Кроме того, необходимо быть уверенным, что произведение действительно народное или перешло в общественное достояние.

Переход в общественное достояние происходит после прекращения действия исключительного права на произведение, то есть по истечении 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Народность произведения тоже необходимо тщательно проверять. Например, вопреки широко распространенном мнению, всем известная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» не является народной.

Автор текста этой песни – Раиса Кудашева, а автор музыки – Леонид Бекман. Композитор умер в 1939-ом году, таким образом, музыка перешла в общественное достояние в 2010-ом году. А поэтесса Кудашева умерла в 1964-ом, и исключительное право на стихи про елочку будет действовать до 2035 года.

Вполне возможно, что у поэтессы остались наследники, которые имеют право на получение вознаграждения за каждое исполнение этой песни.

© Андрей Макаров 2018г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b713df3654a8700a889c500/vse-o-pravah-na-muzyku-5b8f963610e4af00ae44e2cd

Регистрация авторских прав

Можно ли оформить авторские права на исполнение песен на мероприятиях?

Для регистрации авторского права и получения свидетельства необходимо подать в Министерство экономического развития и торговли Украины надлежащим образом составленный комплект материалов заявки на регистрацию ваших прав.

Поданная заявка рассматривается на соответствие установленным требованиям, после чего принимается решение в отношение регистрации авторских прав.

Средний срок рассмотрения заявки 1 месяц и составляет 1200 грн с учетом сборов.

Список документов, необходимых для подачи заявки на регистрацию авторского права на произведение

  1. Экземпляр произведения в материальной форме (например: литературное произведение – на бумажном или электронном носителе; музыкальное произведение – в виде нотной записи, видео- или звукозаписи, фонограммы; фотографии, рисунки, карты, планы и т.д.

    – на бумажном или электронном носителе; компьютерные программы – в виде исходного текста).

  2. Сведения об авторе или авторах произведения на украинском языке (ФИО, адрес автора (ов).

  3. Доверенность патентным поверенным на представление интересов заявителя в соответствующих учреждениях.

Стоимость регистрации авторских прав на произведение

Наименование услугиУслуга компании, грн.
1. Регистрация авторского права на произведение на имя автора1200
2. Регистрация авторского права на произведение на имя юридического лица2200
3. Регистрация договоров (создание, передачу, использование) касательно авторских прав от физических лиц2200
4. Регистрация договоров (создание, передачу, использование) касательно авторских прав от юридических лиц2200
5. Разработка проекта договора (создание, передачу, использование) касательно авторских прав в зависимости от фактических обстоятельств дела2200
6. Разработка проекта лицензионного договора о предоставлении простой лицензии об использовании авторских прав в зависимости от фактических обстоятельств дела2200
7. Разработка проекта лицензионного договора о предоставлении исключительной лицензии об использовании авторских прав в зависимости от фактических обстоятельств дела2200

Другие действия, связанные с зарегистрированными авторскими правами

Наименование услугиУслуга компании, грн.
1. Выдача дубликата свидетельства о регистрации авторского права от физических лиц600
2. Выдача дубликата свидетельства о регистрации авторского права от физических лиц600
3. Внесение изменений в Государственных реестр договоров, которые касаются авторских прав для физических лиц600
4. Внесение изменений в Государственных реестр договоров, которые касаются авторских прав для юридических лиц600

Правовые аспекты регистрации и защиты авторских прав в Украине

Основным законодательным актом Украины в отношении авторского права и смежных прав является Закон Украины “Об авторском праве и смежных правах” в редакции от 22.05.2003г.

Согласно Закону объектами авторского права могут быть:

  • литературные письменные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического или другого характера (книги, брошюры, статьи и т.п.);
  • выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;
  • компьютерные программы;
  • базы данных;
  • музыкальные произведения с текстом и без текста;
  • драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа, и их постановки;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения изобразительного искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии;
  • произведения прикладного искусства;
  • иллюстрации, карты, планы, чертежи, эскизы, пластические произведения, касающиеся географии, геологии, топографии, техники, архитектуры и других сфер деятельности;
  • сценические обработки произведений, обработки фольклора, пригодные для сценического показа; производные произведения;
  • сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, другие составленные произведения при условии, что они являются результатом творческой работы;
  • тексты переводов;
  • другие произведения.

Согласно Закону авторским правом защищаются как опубликованные произведения, так и неопубликованные, завершенные и незавершенные. Авторское право на какое-либо произведение возникает вследствие факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения.

Таким образом, каждый автор, создав произведение, автоматически приобретает права собственности на него. Кроме того, в Украине, как и в других странах, предусмотрен механизм регистрации прав автора.

Регистрацией занимается специальное уполномоченное учреждение: Государственный департамент интеллектуальной собственности, которое регистрирует произведения авторов, выдает им свидетельства.

Следует различать имущественные и неимущественные права автора.

К неимущественным правам относятся:

  • право требовать признания своего авторства путем указания надлежащим образом имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;
  • право запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;
  • право выбирать псевдоним, требовать указания псевдонима на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;
  • право требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутации автора.

К имущественным правам относятся:

  • исключительное право на использование произведения;
  • исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другим лицами.

Из имущественных прав вытекает право автора запрещать их воспроизведение, публичное исполнение, переработку и т.п. Кроме того, именно на основании имущественных прав автор имеет возможность получать вознаграждение за использование своего произведения.

Закон устанавливает срок действия имущественных прав автора на протяжении всей его жизни и 70 лет после его смерти (вознаграждение за использование произведения после смерти автора получают его наследники). Неимущественные права автора охраняются бессрочно.

Хотя зарегистрированное и незарегистрированное произведения, согласно Закону охраняются одинаково, регистрация авторского права на произведение дает возможность получить документ (свидетельство), который подтверждает принадлежность авторских прав тому или иному лицу.

Cвидетельство является единственным убедительным средством подтверждения своего авторства на произведение в случае его неправомерного использования другими лицами, в судебных делах, при заключении соглашений на получение вознаграждения за использование произведения и т.п.

Обращаем Ваше внимание, что компьютерные программы охраняются авторским правом как литературные произведения. Более подробно о регистрации компьютерных программ Вы можете прочитать в статье “Какую форму правовой охраны выбрать для компьютерной программы?”

В Украине, как и в большинстве стран мира, существует механизм коллективного управления имущественными правами авторов, который предусматривает сбор платежей с лиц, использующих произведения авторов, аккумулирование собранных средств и дальнейшее их распределение между авторами. Такой механизм уже довольно эффективно действует по отношению к музыкальным произведениям и аудиовизуальным произведениям. Более подробно об этом читайте в статье “Кто заплатит за музыку?”

Смотрите также материалы по этой теме:

На печать

Источник: https://www.inventa.ua/ru/services/registratsiya-avtorskih-prav/

О кавер версиях песен с точки зрения авторского права. статья анны успенской для веб-журнала о праве eli5

Можно ли оформить авторские права на исполнение песен на мероприятиях?

ELI5 (explain I'm five)* – новый веб-журнал о праве опубликовал статью юриста ЮФ Гелон Анны Успенской о кавер-версиях с точки зрения авторского права. 

О кавер-версиях песен с точки зрения авторского права

Кавер-версия или просто кавер (от англ. “cover version”) – это исполнение либо запись (иногда в оригинальной переработке) ранее обнародованной музыкальной композиции кем-то иным, чем оригинальный исполнитель (автор). Если говорить проще, это «перепевка» известной песни другим исполнителем.

Использование кавер-версий выгодно, поскольку исполнитель получает в свои руки 100% хит, проверенный временем и полюбившийся публике. Иногда незначительная переработка композиции дает «второе дыхание» песне. Случается, также, что переработка становится популярнее оригинала, принося своим исполнителям мировую известность.

В это сложно поверить, но такие мировые хиты как «I will always love you» в исполнении Уитни Хъюстон, рок-н-рольная «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса Прэсли, “Twist and Shout” в исполнении The Beatles, «Nothing Compares to You» в исполнении Шинед О`Коннор, “Cometogether” в исполнении Aerosmith (этот список можно продолжать) – ни что иное как каверы ранее исполненных хитов.

В Украине в последнее время начался настоящий бум на кавер-группы и исполнение каверов. Рынок нестабилен, участились отмены концертов зарубежными звездами – по неофициальным данным только за половину 2014 года было отменено более 500 культурных мероприятий. В таких условиях местные артисты, исполняющие, к тому же, любимые песни, популярны у зрителя как никогда.

Source: imcreator.com “Getting ready for a show” by Ryan McGuire. 

Creative commons license (Free for commercial use, attribution to the creator is required).

Законно ли использовать чужую песню?

Бытует мнение, что, если перед исполнением песни указать имя автора и/или исполнителя, а также ее название, авторские права не будут нарушены. На самом деле, использование песни возможно только в случае получения разрешения от правообладателя либо тогда, когда закончился срок правовой охраны произведения.

Напомним, что в Украине авторские права на песню действуют на протяжении жизни автора, а также 70 лет после его смерти. Соответственно, чтобы получить права на использование песни, автор которой умер, необходимо получить разрешение у наследников автора. Бывают также случаи, когда права на песню были переданы (проданы) автором при жизни по договору отчуждения авторских прав.

По окончанию указанного срока песня становится «общественным достоянием» (публичной собственностью) и может быть свободно использована любым лицом. Песни, перешедшие в разряд общественного достояния можно назвать настоящей находкой для кавер-исполнителей, поскольку у них возникают авторские права на кавер, и при этом нет необходимости платить роялти.

Другим исключением может служить использование песен по лицензии creative commons – лицензии, разработанные одноименной неприбыльной организацией, которые позволяют авторам в упрощенном порядке предоставлять разрешения на свободное использование своего творчества на территории всего мира на определенных условиях.

Следует добавить, что указанное «исключение» для Украины достаточно условно, так как нашим законодательством установлены требования к форме лицензионного договора – он должен быть оформлен письменно. С другой стороны, маловероятно ожидать претензию от автора, распространяющего произведения в сети интернет по лицензии creative commons.

Во всех иных случаях, необходимо обращаться за разрешением к правообладателю. На практике бывает сложно определить лицо, которому принадлежат имущественные авторские права. Поэтому сбором отчислений (роялти) за использование песен занимаются также отдельные организации – коллективные организации управления авторскими правами. Можно обратиться в одну из таких организаций для «очистки прав».

Чем же является кавер-версия с точки зрения авторского права?

Кавер может на слух отличаться от оригинала либо полностью его повторять. Но и в том, и в другом случае в основе остается одна и та же мелодия. Именно поэтому, с точки зрения авторского права кавер-версию нельзя назвать самостоятельным произведением.

Если был изменен ритм и/или гармония мелодии либо произведена аранжировка (оркестровка) музыкального произведения – речь идет о производном произведении. Согласно определениям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», производное произведение – это произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без нанесения вреда его охране.

Важно отметить, что у лица, осуществившего переработку песни, возникают авторские права на переработанную песню (кавер). Но это законно только лишь в том случае, если перед переработкой песни было получено соответствующее разрешения у автора (правообладателя).

Песня – это музыкальное произведение, состоящее из музыки и слов. Авторские права возникают отдельно и на музыку, и на слова. К тому же, и у музыки, и у слов могут быть разные авторы или даже несколько авторов. Для легального использования песни, в том числе для создания на ее основе кавер-версии, необходимо получить разрешения от каждого лица, которому принадлежат авторские права.

Иная сложность заключается в том, что в каверы не всегда привносится что-либо новое. Без оригинальной переработки у кавер-артиста возникают только смежные права на исполнение.

Действующим законодательством Украины не предусмотрено определение понятия «кавер-версия», поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к подготовке лицензионных договоров. В лицензионном договоре рекомендуется четко указывать, что подразумевается под кавер-версией, способы использования оригинального произведения и границы такого использования.

Плюсы от лицензионного использования оригинала песни однозначны как для автора, так и для кавер-исполнителя. Например, Долли Партон – автор песни «I Will Always Love You» еще в 1992 году заработала на авторских отчислениях от исполнения песни Уитни Хьюстон не менее шести миллионов долларов.

В то же время, организаторы трибъют концертов (концерты, в которых используются исключительно кавер-версии) охотнее будут сотрудничать с артистами, которые побеспокоились об «очистке» авторских прав. Нередко правообладатели предъявляют претензии не к кавер-группам, а непосредственно к организаторам выступлений.

О кавер-версиях на You Tube

Большую популярность имеет создание видео с исполнением каверов с последующим их размещением на You Tube. Некоторые пользователи услуг этого сервиса считают, что поскольку администраторы не удаляют их контент, такое размещение легально. Другие стремятся разместить ссылки на автора либо правообладателя, тем самым якобы снимая с себя ответственность.

Безусловно, You Tube не может физически отследить все правонарушения, но с каждым годом это все активнее делают правообладатели. Выявив нарушение, правообладатель может либо «монетизировать» Ваш ролик по отдельному соглашению с You Tube, либо же потребовать удаление контента, размещенного с нарушением авторских прав.

С точки зрения пользования сервисом You Tube, жалоба правообладателя грозит нарушителю удалением аккаунта. Но этим ответственность за нарушение авторских прав не ограничивается, так как не исключена возможность предъявление иска к правонарушителю в судебном порядке. Особенно если ролик успешен коммерчески.

Не стоит наивно полагать, что компания You Tube будет привлечена соответчиком по делу. В условиях использования сервиса прописаны правила, в соответствии с которыми каждый пользователь несет персональную ответственность за размещенный контент и гарантирует You Tube наличие прав на его размещение.

О механической лицензии и распространенных заблуждениях размещения роликов на You Tube

В следствии развитой музыкальной индустрии в США, кавер-исполнители нередко выбирают для создания каверов популярные песни артистов из этой страны. При этом, продвинутые пользователи стараются найти максимально легкий и дешевый способ получить лицензию.

Одной из таких возможностей является получение так называемой «механической лицензии» (mechanical license), которые достаточно распространены в США. Получить их можно онлайн на сайтах специализированных компаний, например, Harry Fox Agency.

Механическая лицензия позволяет воспроизводить и распространять защищенные авторским правом музыкальные композиции (песни) на компакт-дисках, пластинках, кассетах, в качестве рингтонов, делать их доступными для скачивания в цифровом формате и прослушивания онлайн на специальных сервисах (iTunes, и т.д.). Подходит механическая лицензия и для создания и распространения записи кавер-версии, если основная мелодия и текст оригинального произведения существенно не изменяется.

Плата за получение механической лицензии, как правило, небольшая и может зависеть от предполагаемого количества загрузок кавера, длины выбранной песни, вида сервиса, где планируется размещение кавера и прочих подобных условий.

Тем не менее, не смотря на всю привлекательность данного типа лицензии, пользователи You Tube нередко заблуждаются относительно полных условий использования, передаваемых по механической лицензии.

К примеру, получив лицензию, важно разобраться на какую территорию распространяется ее действие. Игнорирование этого правила является типичной ошибкой лицензиата, получившего механическую лицензию. Механические лицензии могут быть предоставлены только на песни, которые были созданы и распространяются в США и только на использование таких песен на территории США.

Это означает, что нерезидент США может использовать приобретенную механическую лицензию только на территории США, включая продвижение на территории США через сеть Интернет. При этом, не имеет значения где физически находится компьютер либо сервер передачи цифровых данных лицензиата.

В правилах использования You Tube указано, что стороной, которая предоставляет услуги на данном сервисе является LLC You Tube. Согласно правилам, LLC You Tube зарегистрирована и ведет основную деятельность в штате Калифорния, США. You Tube работает по правилам материального права штата Калифорнии без учета его положений коллизионного права.

Именно поэтому, в сети Интернет можно найти информацию о том, что механическая лицензия идеально подходит для размещения видео с кавер версией на этом сервисе. И это второе популярное заблуждение, так как механическая лицензия не предоставляет лицензиату права на создание видеоряда с использованием песни, на которую получены права.

По американскому законодательству, для создания видеоролика, у пользователя должно быть 2 лицензии – механическая лицензия, а также лицензия на синхронизацию (synchronization license), которая предоставляет право использовать песню при создании таких аудиовизуальных произведений, как видеоролики, фильмы, телевизионные передачи, контент для вебсайта, а также в компьютерных и прочих играх.

И, безусловно, третьим распространенным заблуждением можно считать убеждение пользователя о возможности использовать песню американского артиста для последующего создания и распространения кавера на территории Украины либо иных стран без соответствующего разрешения.

Вместо выводов

Если Вы хотите создать и использовать кавер-версию:

– получите разрешение у автора(ов) либо правообладателя(ей), если Ваш случай не предусматривает возможность свободного использования произведения;

– закрепите разрешение в лицензионном договоре;

– внимательно проверьте существенные условия договора, обращайте особое внимание на определение понятия «кавер-версия», а также детальное описание способов использования произведения.

–  если Вы не можете найти правообладателя, это не дает Вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

Помните:

– лицензия, выданная в одной стране, может не распространяться на другую страну;

– если вы автор и дали разрешение на создание и использование кавер-версии, вы, вероятнее всего, в последующем не сможете запретить использование его использование, так как у автора кавер-версии возникают авторские права на кавер. 

Специально для ELI5 

юрист, специалист по защите прав

интеллектуальной собственности

Успенская Анна

 юридическая фирма «Гелон» 

gelon.com.ua

*ELI5 – веб-журнал о праве с особенной концепцией. Девиз журнала – explain I'm five (years old) говорит сам за себя. Журналисты и эксперты веб-проекта стремятся максимально просто писать о сложных правовых категориях. Подобный подход позволяет приоткрыть мир юриспруденции каждому, кому это инетерсно. Больше о проекте здесь: http://elifive.info/

Источник: http://www.gelon.com.ua/ru/press/publications/coversongs-copyright

7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе

Можно ли оформить авторские права на исполнение песен на мероприятиях?

Автор Маргарита Набокова, продюсер компании “РИО Продакшн”(BMRU)Продюсер российской музыкальной Продакшн библиотеки BMRU (Broadcastmusic.Ru), копирайтер, консультант по музыкальному программированию.Опыт работы  более 15 лет.

Прошла путь от диджея “Европы+” до генерального продюсера холдинга радиостанций “Arnold Prize”Постоянный консультант ряда крупнейших радиостанций России, в их числе: “Максимум”, “Добрые песни”, “Милицейская Волна”, “Джаз”, “Премьер” (г. Вологда), “РосРадио” (г. Вологда)ТВ-каналов: Music Box, 1й Музыкальный.

Продюсер более 20 пакетов оформления эфира радиостанций России и СНГ2007 –  Продюсер крупнейшей музыкальной библиотеки для радио, ТВ рекламы2007 – “Сибирский Децибел”; 1-е место, оформление эфира2006 Московский Международный Фестиваль Рекламы. Шот-лист: Радио.

Музыкальный логотип;2005 Лауреат профессиональной премии Попова в номинации: Оформление Эфира;Соавтор книг “Мы говорим, нас слушают” (ФНР Россия)Соавтор книги А. Бубукина “Эфирные тайны” (глава о ведущих на радио)

Жила-была песня. И был у нее хозяин. Однажды на песню напал злой пират и отнял ее у хозяина.

Знакомая история? А может быть пират был не злой? Может быть он и не отнимал ее вовсе, а просто взял на время, чтобы поиграть, друзьям показать, деньжат подзаработать…

Знакомая история?Как это возможно, спросите вы, ведь каждый знает, что просто “взять” песню нельзя, есть ЗАКОН! Но удивительное дело, на просторах интернета можно найти множество толкований этого закона в пользу “пирата”. Я бы назвала их мифами об авторском праве. Так давайте постараемся их развеять.

Миф 1.

Разрешено использовать небольшой отрывок любого произведения (до 10 секунд или до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях без разрешения правообладателя.Увы, и это миф.Не имеет значения, как вы используете объект авторского права – частично, в полном объеме, законом вообще запрещено использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема.

Достаточно одной-двух секунд несанкционированного использования чужого музыкального(и иного видео, аудио и проч.) произведения, чтобы это являлось нарушением авторского права.Даже если в вашем видеоролике из радиоточки звучит песня это также является нарушением, если использование этой песни не согласовано с правообладателем. Вы можете возразить, что вы всего лишь цитируете произведение.

Да, закон допускает цитирование объектов авторского права и при этом устанавливает условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования. По закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, а в случае с роликом вы выдаете выдаете использование объекта авторского права за цитирование.

Цитирование – это не копирование! Нельзя, например, набрать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их, связать своими проигрышами, заставками и проч. и получить в результате свое оригинальное произведение! Даже при том условии, что вы укажете всех авторов и исполнителей, вы все равно нарушите закон.

потому что это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

Миф 2.

Существует множество “бесплатных” и “свободных” музыкальных произведений, библиотек сэмплов и продакшн библиотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях.Увы! Практически не существует , т.е.

в любом случае не допускается их коммерческое использование, к тому же вам необходимо иметь разрешение правообладателя и на это.

Если вы осуществляете запись исполнения песни, ее сведение или творческую переработку (например, добавляет к записи сэмплы), то вы должны быть автором-исполнителем этих сэмплов, либо иметь разрешение правообладателя на это, т.к. сэмплы и иные звуки из продакшн библиотек являются объектом авторских и смежных прав.

Ведь если в вашей песне использована короткая музыкальная фраза , на которую у вас нет прав, ее автор может запретить использование записанной песни.Все договоры с обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме.

Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Миф 3.

Разрешено использовать чужие произведения в не коммерческих, а чисто ознакомительных целях.Вы уже догадались – это тоже миф.Понятия “ознакомительных целей” в законе не существует. Не имеет значения, в каких целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права.

Не имеет значения получали ли вы при этом деньги или иную выгоду. Правообладатели в любом случае могут вас привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации за незаконное использование чужих объектов авторского права (до 5000000 рублей).

Миф 4.

Можно использовать чужую мелодию или видео, перемонтировать и наложить свой звук, чтобы получить свое новое произведение и не нарушить авторские права.Увы и ах! Снова неверно.

Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав. Такие действия нарушают право автора на целостность и неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК).

Миф 5.

При покупке лицензионного носителя (например, CD), можно использовать его по своему усмотрению – перерабатывать, воспроизводить публично и т.д., ведь лицензия-то получена!Опять мимо!Покупка лицензионных дисков дает вам право на использование их только в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять.

Миф 6.Можно написать ремикс на любое музыкальное произведение, чтобы уйти от претензий по незаконному использованию авторского произведения, ведь в этом случае, вы сами являетесь автором.Огорчу вас, и это не совсем так!Автором ремикса является его создатель. Это верно.

Но использовать получившееся произведение даже на собственном сайте для бесплатного скачивания автор ремикса не может, не получив согласия на создание этого самого ремикса у правообладателей оригинала (авторов, исполнителей и производителей фонограмм), разумеется, в письменном виде.

Если права на создание ремикса у вас есть, то вы вправе использовать его самостоятельно, по своему усмотрению и получать весь доход от его использования.

Миф 7.

Разрешено использовать классические произведения в любом объеме без согласования с правообладателем.Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние.На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике.

Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.Сделаем выводы.

Всемирная паутина позволяет скачать любой музыкальный материал, но если вы собираетесь его использовать каким-либо оразом, кроме личного прослушивания у камина с бокалом вина , получите разрешение хозяина! Создатели рекламных роликов, в которых используется музыка, обычно нанимают компорзитора и исполнителей, либо покупают права на использование готовых произведений в различных продакшн библиотеках. Например, в Росии крупнейшая библиотека BMRU располагает базой из 70 часов музыки для рекламы.

Источник: http://radiozvuk.com/7-mifov-ob-avtorskom-prave-na-muzyikalnyie-proizvedeniya-v-reklame.html

Юридический спектр
Добавить комментарий