Может ли учитель получить высшую категорию, не имея высшего профессионального образования?

Что меняется в аттестации педагогических работников?

Может ли учитель получить высшую категорию, не имея высшего профессионального образования?

Подтверждать высшую квалификационную категорию и категорию “учитель-методист” каждые пять лет педагогам больше не придется.

Постановлением Министерства образования внесены важные изменения в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников. Новый документ прошел юридическую экспертизу и был опубликован на Национальном правовом портале.

Постановление вступило в силу 31 мая, а это значит, что те педагоги, которые планировали сдавать экзамен на подтверждение своей категории, могут расслабиться.

Не просто имидж

Напомним, что “Днем истины” для всех педагогов, получивших высшую квалификационную категорию пять и более лет назад, должно было стать 1 сентября 2017 года.

И те из них, кто до сих пор не нашел времени и сил, чтобы подтвердить перед квалификационной комиссией свой “высший пилотаж” в профессии, или просто не счел необходимым это делать, могли быть “разжалованы” – до первой квалификационной категории.

В 2012 году – когда менялись подходы к аттестации – высказывались опасения, что большинство педагогов будут отказываться от подтверждения высшей категории, учитывая мизерную разницу в оплате.

Особенно были обижены педагоги, которые имели высшую квалификационную категорию уже 20–25 лет, педагоги предпенсионного и пенсионного возраста: для того чтобы и дальше получать доплату за высшую категорию, учителям-пенсионерам тоже надо было ее подтверждать. “Причина не в том, что нечего показать или рассказать, – говорили они.

– Современный учитель должен самосовершенствоваться, интересоваться новыми педагогическими технологиями, но нужно совершенствовать и саму систему подтверждения. Если учитель имеет положительные результаты по подготовке учащихся к ЦТ, победы на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, если он печатает свои методические наработки на страницах предметных журналов – это и есть подтверждение высшей категории, демонстрация его опыта. Стимул для работы и одновременно сохранение времени и нервов”.

Выступая в прошлом году на августовской городской педагогической конференции, председатель Комитета по образованию Михаил Мирончик констатировал тревожную тенденцию снижения активности педагогов в вопросах повышения квалификационной категории: “Нежелание пройти процедуру аттестации означает, что педагог не уверен в себе, что у него занижена самооценка. Значит, и в учреждении образования не созданы условия для демонстрации педагогами своего творческого потенциала. Многими руководителями недооценивается аттестация как один из рычагов повышения профессионального мастерства педагогов, а значит, и уровня их зарплат”.

Председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко уверен, что аттестация педагогов является неотъемлемым условием повышения качества образования, но квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а гарантировать ему соответствующий уровень зарплаты.

Педагоги должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации, но для этого необходимо задействовать в том числе и финансовые стимулы.

“Именно поэтому, когда пересматривался порядок аттестации педагогических работников, мы настаивали на дифференцированном увеличении размеров надбавок за квалификационные категории – чтобы зарплата напрямую зависела от квалификации педагога и чтобы у последнего был стимул для профессионального роста.

Эта позиция была поддержана Министерством образования: надбавка за вторую квалификационную категорию увеличилась с 15 до 30%, за первую – с 20 до 55%, за высшую – с 30 до 90%, а за категорию “учитель-методист” – с 40 до 120%”.

Без согласия министра

Что же в конце концов изменилось для педагогов в аттестации, нам рассказала главный специалист управления организационно-кадровой работы Министерства образования Ольга Дмитриева:

– Во-первых, постановлением исключена необходимость подтверждать присвоенную педагогам более пяти лет назад высшую квалификационную категорию.

Согласно инструкции, руководитель учреждения образования или индивидуальный предприниматель, которому предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, может инициировать (с согласия педагогического совета или совета учреждения образования) подтверждение работникам квалификационной категории только в случаях, когда педагогический работник снизил уровень своей работы либо не занимал педагогические должности более чем два года.

Во-вторых, расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности.

В частности, к ним относятся лица, получившие диплом о среднем специальном образовании и высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя.

Ранее владельцы диплома о высшем образовании с отличием, выпускники магистратуры и аспирантуры допускались к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год.

В-третьих, педагогическим работникам, которым квалификационная категория присвоена в иностранном государстве, предоставлено право претендовать на присвоение той же квалификационной категории, без учета стажа работы в должности.

Новой инструкцией также расширены полномочия начальников управлений образования областных исполнительных комитетов и председателя Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета.

Им предоставлено право давать согласие на допуск педагогических работников к аттестации на присвоение им высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории или стажа работы в должности.

(До этого требовалось согласие министра.)

Изменения в инструкции затронули и работу квалификационных комиссий.

Так, квалификационные комиссии областных и Минского городского институтов развития образования получили право проводить квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.

В отличие от порядка, действовавшего ранее, составы комиссий, принимающих квалификационный экзамен, будут утверждаться руководителями учреждений, в которых они создаются.

На Академию последипломного образования, Белорусский государственный педагогический университет и Республиканский институт профессионального образования возложена функция по методическому обеспечению аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Из нового документа также исчез срок (до 31 мая 2017 года), который ограничивает подачу работником заявления об аттестации на присвоение ему квалификационной категории.

Почему нельзя почивать на лаврах?

Так что же в конце концов изменилось за неполные пять лет? Почему мы снова возвращаемся к высшей квалификационной категории как к пожизненной награде? И все педагоги поддерживают этот шаг? Как выясняется, мнения разделились.

Кто-то на самом деле искренне радуется тому, что сейчас нет необходимости каждые пять лет собираться с мыслями и силами, чтобы подтвердить свой высокий профессионализм в профессии. Но далеко не все.

Приведем лишь несколько из услышанных мнений.

Учитель, получивший высшую категорию, не должен почивать на лаврах. Но я бы коренным образом изменила подходы к ее подтверждению”.

“Знаю людей, которым дали высшую категорию за выслугу лет, а они потом никак вообще себя не проявляли и считают, что присвоение высшей квалификационной категории – это как грамота министерства “за многолетний и добросовестный труд”, а больше они никому ничего не должны.

Эти, между прочим, наиболее активно выступали против подтверждения. Я бы исключение сделала только для пенсионеров и тех, кто скоро пойдет на пенсию. Остальным же для подтверждения ввела бы систему накопления баллов (бонусов) за последние 5 лет их профессиональной деятельности..

.”

“У нас во всем формальный подход. Школьная комиссия дает направление на сдачу экзамена в Институте повышения квалификации или Академии последипломного образования. Значит, школа выделяет самых опытных, способных и талантливых педагогов. Но, как свидетельствует практика, направление дают всем: и тем, кто хочет, и тем, кто не хочет.

Казалось бы, школы должны дорожить своей репутацией, но почему-то не дорожат. Возникает вопрос почему? А потому, что качество образования и высокая квалификация специалистов определяются не результатами их работы, а рейтингом учреждения. Приезжают педагоги на платные курсы по обобщению опыта, для сдачи на высшую категорию.

Я прошу поднять руку тех, кто по собственному желанию будет сдавать экзамен. Из 25–30 человек только два-три поднимают руку. Интересуюсь у остальных, а что они здесь делают? Отвечают: “Администрация отправила на сдачу экзамена. Угрожают не продлить контракт”.

Но зачем это нужно администрации? Выясняется, что все учреждения образования участвуют в рейтинге, где один из критериев – количество в педагогическом коллективе учителей с высшей категорией. Это очень важный показатель в отчетах не только школ, но и отделов и управлений образования.

Получается, что никого не волнует содержание и качество, а только внешний лоск и количество? Поэтому, уверен, что требуется другой механизм, который будет стимулировать учителя двигаться вперед и развиваться… Система загнала всю образовательную производительность в отчеты и отписки.

За 25 лет мы их научились писать даже с закрытыми глазами. Вот и получается по отчетам, что в учреждениях образования работают высококвалифицированные кадры. А в действительности что мы имеем?”

“А я бы усложнила сдачу на высшую категорию, хотя в Академии последипломного образования она и так была непростая, с серьезным подходом. Не хотелось бы, чтобы она спускалась на тормозах в местных институтах развития образования.

Потому что обобщение педагогического опыта – вещь очень важная. Ты выходишь из зоны комфорта и начинаешь “копать”, изучать, исследовать. В методическом плане обобщение вместе с консультациями специалистов мне много дало.

Я почувствовала свой рост в методическом плане”.

“Подтверждала высшую категорию еще в первый год. Собиралась делать это снова в 2018 году. В плане профессионального роста экзамен стимулирует. Не секрет, что абсолютное большинство педагогов, имеющих высшую категорию, не напрягаются.

И для учителя, который на самом деле старается соответствовать критериям высшей категории, это обидно. Лучше бы вообще не было никаких категорий. Или можно перенять систему, которая практикуется в неформальном образовании. Каждый год сделай, пожалуйста, отчет, как ты растешь.

Покажи, как научил всех детей. И не надо цепляться за достижения талантливых воспитанников. Это заслуга природы, а не ваша. А ты попробуй научить немотивированных и тех, кому не дано от природы.

А у нас некоторые педагоги всеми правдами и неправдами выбивают дипломы и носятся с ними годами, как с флагом, а над собой не работают”.

“Если вообще отменить экзамен на категорию, то никакого маяка впереди не будет, который бы сигналил – старайся, не расслабляйся! Высшая квалификация – это как знак качества образования, который не должен присваиваться автоматически”.

Справка «Звязды»

Категорию “учитель-методист” за все годы получили в Академии последипломного образования только 226 педагогов.

Обязательным условием для получения этой категории является наличие у педагога авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими учителями учреждений общего и среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

Надежда Николаева

nikalaeva@zviazda.by

Источник: http://zviazda.by/ru/news/20170614/1497444339-chto-menyaetsya-v-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov

Аттестация педагогических работников: новые правила

Может ли учитель получить высшую категорию, не имея высшего профессионального образования?

Новый порядок аттестации педагогических работников был введен в действие с 1 января 2011 года.

По старым правилам учитель, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая – руководством школы, первая — районным управлением образования, а высшая — в министерстве.

По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Те же учителя, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

  • педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
  • педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти учителя также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию

  • учителям, проработавшие менее 2 лет на данной должности;
  • беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Педагогам, отсутствующим на работе больше 4 месяцев по причине болезни, аттестацию необходимо будет пройти через год, после официального выхода на работу.

Но если вышеуказанная категория граждан изъявит желание приступить к педагогической проверке, никто не может оспорить их решение и не допустить к аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

К аттестации с целью подтверждения соответствия  занимаемой  должности учителей представляет их работодатель.

В случае, если учитель работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.

Если учитель совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

Перечень обязательных документов:

  • Заявление с личной подписью
  • Копия результата с прошлой аттестации (если имеется)
  • Копии дипломов о высшем или среднем профессиональном педагогическом образовании
  • Копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории аттестации (если такое было ранее получено)
  • Копия документов о смене фамилии, если она была изменена
  • Сопроводительное письмо или развернутая характеристика с места работы, которая может подтвердить уровень компетенции и профессиональной деятельности.
  • Через месяц после подачи документов, заявителю на домашний адрес придет письмо с подробным описанием места и времени проведения аттестации.

Как проходит аттестация

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

Решение комиссии

В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».
  2. Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что учитель «не соответствует занимаемой должности».

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить

  • работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
  • беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида – до восемнадцати лет;
  • других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, не имеющий категорий;
  • педагогические работники, имеющие первую категорию – если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, имеющие первую категорию – но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
  • педагогические работники, имеющие высшую категорию – если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории:

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

  • установлена первая квалификационная категория;
  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Обжалование решения аттестационной комиссии

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников».

Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд.

Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Источник: https://www.molnet.ru/mos/ru/school/o_20029

Какой должна быть учительская аттестация

Может ли учитель получить высшую категорию, не имея высшего профессионального образования?

Учителя, директора школ и родители высказали свои мнения о том, нужна ли вообще аттестация учителей, и в какой форме ее имеет смысл проводить, если она все-таки нужна. Мнения мы услышали самые разные.

Сейчас тема аттестации педагогических работников – одна из острых тем в области образования. Мнения учителей относительно новой модели аттестации разделились, тех, кто не одобряет новую модель, существенно больше.

Педагоги в дискуссиях на эту тему часто негодуют от того, что при разработке подобных моделей никак не учитываются мнения тех, кто в будущем будет аттестовываться в этом новом формате.

Мы решили собрать мнения всех тех, кого тема учительской аттестации затрагивает напрямую: учителей, руководителей, родителей школьников.

Достаточно курсы пройти

Ирина Викторовна, учитель математики: «Я работаю в школе почти 40 лет, за это время форма аттестации менялась несколько раз. И ни разу она не была адекватной. В том, что учителю необходимо проходить аттестацию раз в несколько лет, я убеждена.

Потому что все меняется: мир вокруг нас, требования к результатам учащихся, методики и формы работы, сами дети. И учитель должен показывать, что он учитывает все эти изменения в своей работе, знает и умеет выполнять свои обязанности в новых обстоятельствах.

Для этого достаточно проходить курсы повышения квалификации, на которых бы учителя бы знакомили с новыми требованиями и методиками.  Прошел учитель все необходимые курсы, его ученики демонстрируют хорошие результаты, значит, учитель может быть аттестован. Этого вполне достаточно. А категории вообще надо убрать.

После того, как категория перестала влиять на размер зарплаты, зачем они вообще нужны? У нас в школе учитель с высшей категорией получает столько же, сколько и молодые учителя вообще без категории. Ну и смысл добиваться повышения категории?»

Аттестация вообще не нужна

Анна Михайловна, директор школы: «Мне, как руководителю, аттестация учителей вообще не нужна. Я сама знаю свой коллектив, вижу, кто на что способен, кто как работает. Я стараюсь находить время и ходить к учителям на уроки. Если замечаю какие-то проблемы, могу посоветовать над чем-то поработать.

Сейчас от аттестации больше вреда, чем пользы. В предаттестационный год учителя с головой уходят в конкурсы, конференции, тратя на это массу сил и времени и даже иногда запуская выполнение своих основных обязанностей.

Кто сказал, что учитель, у которого папка лопается от грамот и сертификатов, – это хороший учитель? Вообще никак не связано. Есть у меня в школе амбициозные учителя, которые любят всю эту конкурсную суету и гоняются за дипломами. Не сказала бы, что это как-то положительно сказывается на образовательных результатах их учеников.

Конкурсы, выступления, публикации – это мишура и фактор, отвлекающий учителя от того, что действительно важно, от его основной работы».

Надо – значит, надо

Никита Владленович, учитель физики: «Мне все равно, какая там будет форма аттестации. Я считаю, что нормальный учитель без проблем пройдет аттестацию, какой бы она ни была.

 Учителя всегда проходили через это, никто не умер. У меня пока каких-то особых эмоций аттестации не вызывали. Надо – значит, надо. Пошел и сделал, что просят.

Мы учеников к дисциплине призываем, значит, сами должны быть дисциплинированными и показывать пример».

Учителя надо оценивать по результатам учеников

Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы: «Я – один из тех «счастливчиков», которые участвовали в апробации новой модели аттестации осенью. По итогам могу сказать, что практически на месяц я была выбита из колеи и привычного графика жизни. Часть, которая касалась знания предмета, проблем не вызвала вообще.

А вот решение педагогических задач и видеозапись урока – это то, над чем пришлось помучиться. И, главное, я вообще не вижу, как прохождение этих двух этапов аттестации демонстрируют мой профессиональный уровень. Педагогическая задача не имеет никакого отношения к тем проблемам, которые приходится решать в реальности.

Урок, который даешь под видеозапись, – тоже мало похож на обычный урок. А времени и сил на все это ушло очень много. Возможно, где-то есть уникумы, которые пройти такую аттестацию могут, не сильно отвлекаясь от уроков, тетрадей, мониторингов и всего остального, что составляет ежедневную жизнь учителя. Но я таких не знаю.

Все мои знакомые педагоги, которые тоже попали в этот эксперимент с апробацией, говорят одно и то же: кучу времени, куча сил, куча нервов непонятно, ради чего. Я считаю, что профессиональный уровень учителя виден невооруженным взглядом в результатах его учеников. Сейчас дети участвуют во множестве независимых оценок их знаний и умений.

Так возьмите результаты и посмотрите, чему и как их научил учитель. И дайте учителю просто спокойно работать!»

История с аттестацией какая-то мутная

Анна Игоревна, мама школьников: «Я мало что знаю про аттестацию учителей, но то, что я прочитала, мне кажется полным бредом.

Зачем людям, которые получили диплом о высшем образовании, в котором написано, что человека пять лет учили на профессию «учитель», каждые пять лет доказывать, что они имеют право работать учителями? Да, развиваться надо, как и в любой другой профессии.

Я, например, экономист, и всю жизнь учусь, потому что законы меняются, реалии меняются, компьютерные программы тоже. Но мой профессиональный уровень оценивает только мой работодатель. Если его не устраивает то, что я знаю и умею, он просто не берет меня на работу или увольняет.

Почему у учителей должно быть иначе? Есть завучи, директор школы, они каждый день видят учителей, знают, кто как работает. Если работает плохо, пусть его увольняют. А история с аттестацией какая-то мутная». 

Аттестация реальности не отражает

Татьяна Владимировна, мама школьницы: «Про аттестацию и всякие категории я одно скажу: из школы моей дочери в прошлом году с позором уволили учителя с высшей категорией и кучей всяких званий за то, что она оценки детям за деньги ставила.

Там и следствие было, и все подтвердилось.  А любимая учительница моей дочери – вообще всего четвертый год в школе работает. Нет у нее никаких категорий и званий. А дети ее обожают, и ОГЭ в прошлом году хорошо сдали. Значит, хороший учитель, хоть и молодой.

Так что аттестации эти вообще никак реальности не отражают».

Все привыкнут

Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы: «Я участвовала в апробации новой модели. По итогам могу сказать, что ничего страшного и невозможного для учителя в этой модели аттестации я не увидела. Даже было интересно.  А еще полезно.

В моей практике видеозапись урока проводилась впервые, и мне было очень полезно увидеть себя на стороны, подметить какие-то плюсы и минусы, понять, над чем еще стоит поработать. Думаю, после того, как эту модель введут в статусе обязательной, российские учителя довольно быстро привыкнут.

И, мне кажется, прохождение такой аттестации помогает повышению квалификации учителя».

Аттестация необходима

Ольга Васильевна, директор школы: «Аттестация для педагогических работников необходима. Она помогает провести рефлексию, проанализировать свои успехи и неудачи, повысить свою квалификацию, тиражировать свой опыт. Какой бы ни была модель аттестации, она любому учителю пойдет только на пользу.

Я сама аттестовывалась на руководителя и могу сказать, что это многое мне дало, многому научило, показало мои слабые стороны, обозначило вектор желаемого развития.

Новая модель аттестации, которая сейчас предлагается педагогическому сообществу, по моему мнению, полностью отвечает своей цели – дать объективную оценку профессионализму каждого учителя». 

Уволюсь, наконец

Екатерина Сергеевна, учитель истории и обществознания: «В стране, в которой учителя с трудом выживают на свои нищенские зарплаты, сбегают из школы от непосильной нагрузки, еще и заставлять их прилагать кучу сил для того, чтобы доказать, что ты – нормальный учитель, – это просто издевательство. Неужели наверху не понимают, что через несколько лет нехватка учителей в школах будет такая, что система школьного образования просто рухнет? Сейчас каждого учителя, кто соглашается несмотря ни на что работать в школе, надо холить и лелеять, пылинки с него сдувать, а не подвергать дополнительным стрессам с аттестацией. Я для себя решила: если нас обяжут проходить аттестацию по этой новой модели с видеозаписью урока, – я уволюсь, наконец. Это будет та самая капля, что переполнит чашу моего терпения».

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kakoj-dolzna-byt-ucitelskaa-attestacia

Как педагог может получить квалификационную категорию?

Может ли учитель получить высшую категорию, не имея высшего профессионального образования?

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Эта комиссия создается федеральными органами исполнительной власти либо уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в  аттестационную  комиссию,   либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с  уведомлением  в   форме электронного документа   с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Порядком аттестации не предусматривается форма заявления педагогического работника в аттестационную комиссию, которая проводит аттестацию в целях установления квалификационной категории. Заявление в аттестационную комиссию педагогическим работником может быть подано в произвольной форме.

Заявления  о  проведении  аттестации  на присвоение квалификационной категории подаются   педработниками независимо от продолжительности  их работы в организации, в   том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях  установления   высшей квалификационной категории по должности,  по  которой  аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не  ранее   чем через  два  года  после   установления   по   этой должности первой квалификационной категории.

Где проводится аттестация педагогов для подтверждения квалификации?

Аттестация на установление соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности проводят образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

В  целях   установления квалификационной категории аттестация  педагогических  работников  школ проводится аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации.

Читайте дополнительно – На основании каких критериев устанавливают квалификационные категории?

Истечение срока действия высшей квалификационной  категории   не  ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники,  которым  при  проведении   аттестации отказано в установлении квалификационной  категории,  обращаются  по  их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

Основания для отказа в прохождении аттестации для установления квалификационной категории

По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления и в прохождении педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории, а в каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным?

Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.

После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:

  • если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности;
  • если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

  • несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;
  • истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;
  • прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);
  • незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Продолжительность срока действия квалификационной категории

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Это правило распространяется на все без исключения категори работников.

https://www.youtube.com/watch?v=KmuntzO3aNw

При  переходе  педагогических работников в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом    субъекте Российской Федерации,  установленные им квалификационные  категории  сохраняются до окончания срока их действия.

В целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.

Источник: https://usperm.ru/clarify/kak-pedagog-mozhet-poluchit-kvalifikacionnuyu-kategoriyu

Юридический спектр
Добавить комментарий