Может ли художник заявить об авторских правах и забрать картину?

Авторское право художника и фотографа

Может ли художник заявить об авторских правах и забрать картину?
in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства – больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.

Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.

Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

Он может оставить это право за собой или передать его при помощи договора другому лицу, который становится легальным правообладателем.

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2.Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5.Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6.Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

Как на , так и на есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.

Разделы об авторском праве в соцсетях:

  • Раздел об авторском праве в
  • Раздел об авторском праве в

Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.

С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.

Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения,  “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”.  К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

Виды лицензий

Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

1. Attribution (Атрибуция) CC BY

Дает самые многочисленные права, разрешает брать за основу произведение автора, редактировать, распространять и даже использовать в коммерческих целях, но с указанием авторских прав.

2. Attribution-ShareA (Атрибуция — На таких же условиях) CC BY-SA

Лицензия дает возможность брать за основу произведение, редактировать, распространять и даже использовать его в коммерческих целях, но с указанием авторских прав и лицензирования новых произведениях на таких же условиях, как авторский продукт.

3. Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений)CC BY-ND

Разрешает коммерческое и некоммерческое распространение произведения, но целиком, в неизменном виде, с указанием авторства.

4. Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование)CC BY-NC

Лицензия позволяет брать за основу произведение некоммерческим образом, изменять и поправлять его.

Новые произведения должны быть некоммерческим, указывать авторство, но не обязаны быть лицензированы на тех же условиях.

5. Attribution-NonCommercial-ShareA (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях)CC BY-NC-SA

Лицензия дает те же права, что и вышеуказанная Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC, но новые творения должны быть лицензированы на тех же условиях, какие получены от автора.

6. Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений)CC BY-NC-ND

Самая «жесткая» лицензия, разрешает только использование продукта в некоммерческих целях, без возможности изменения, с указанием авторства.

Что делать, если ваши права нарушили

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.

Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.

Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения  на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.

 также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.

При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.

Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).

и следуйте им

И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.

Сopyright.ru  —

АртРеестр  —

Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.

Источник: https://izo-life.ru/avtorskoe-pravo/

Никас Сафронов: История с

Может ли художник заявить об авторских правах и забрать картину?

После скандала с похищенной картиной владимирского художника Сергея Сотова, которая была обнаружена и изъята при обыске в квартире оппозиционера Алексея Навального, на повестку дня вновь вышел вопрос о защите авторских прав. О том, как защищены в России права художников, НСН рассказал  Заслуженный художник России Никас Сафронов…

– Здравствуйте, Никас! Давайте начнем с главного вопроса – с защиты авторских прав художников. Насколько хорошо у нас это реализовано?

– В мире существует закон, защищающий авторские права. Есть агентства, занимающиеся защитой авторских прав. В России это РАО – Российское авторское агентство.

По закону, автор, произведение которого незаконно используют, может обратиться в суд с иском о нарушении авторских прав.

На Западе такие заявители могут выиграть огромные денежные компенсации, потому что там за соблюдением авторских прав четко следят. А у нас их защита, конечно, страдает.

– И случай с картиной Навального, вернее, Сергея Сотова, что-то иллюстрирует?

– Что касается этой истории, я ее слышал. Художник выставлял картины чуть ли не на заборе, просил за них недорого – 3-4 тысячи рублей. Видимо, кто-то подумал, что можно ее и так забрать – забрал. Конечно, в этом есть преступление, обман или жульничество касаемо человека, который рисует. Так поступать нельзя. Пусть картина стоила недорого.

Автор имеет право продать ее за любую сумму. Но вопрос не в цене, а в том, что люди цинично обманули художника, который работал, старался. Вот, они пишут, что это плакат, а я считаю, что это авторская работа, нарисованная гуашью. Конечно, перед автором следует извиниться и рассчитаться за картину.

Но то, что у нас закон работает не до конца – это точно.

– А Вы сталкивались с воровством своих произведений?

– Скажем так: мои авторские права нарушали. Буквально недавно группа моих адвокатов проиграла суд по одному такому делу. Некие люди подделали мои картины, выдавая их за авторские копии с моей доделкой.

Мы подали в суд, но проиграли и теперь, получается, что я к тому же должен оплатить тем, кто нарушил мои авторские права, судебные издержки! Мои юристы не исключают, что ответчики в арбитраже заплатили деньги и поэтому суд встал на их сторону. Конечно,  продолжу с этим разбираться. Но у меня есть имя, которое послужит мне в помощь.

А Сергей Сотов… Не случись история с обыском, наверное, никто и никогда не вспомнил бы  про этого художника, у которого украли «какой-то плакат, висевший на заборе». Думаю, что это хороший прецедент, повод лишний раз разобраться во всех тонкостях и нюансах, относительно авторских прав тех или иных людей.

Ведь часто аторы судятся годами и проигрывают, особенно, если это касается не целой песни, картины, а кого-то музыкального фрагмента или художественной концепции, идеи.

– Существует некое убеждение, что воруют только “перспективные” картины, следовательно, если твои картины воруют – признают твой талант. Насколько это оправдано?

– Что касается признания таланта, то это больше определяется временем. Я помню историю с британским художником и скульптором Генри Муром. Одну из его скульптур украла некая женщина. И сделала она это только потому, что скульптура ей очень понравилась.

Потом ее брат-наркоман попытался эту скульптуру продать, чтобы достать себе деньги на наркотики. Продать не получилось, и он выбросил скульптуру на свалку. Кто в этом случае определяет великого мастера Мура? Или другой пример: в 1905 году была украдена “Джоконда”.

Несколько лет она попросту валялась на чердаке, никак и нигде не выставлялась и не использовалась. Вероятно, картина также понравилась кому-то, но похитители не знали ее истинной цены. Так что ценность произведения определяют, конечно, эксперты, время, спрос.

Хотя, конкретно после этой истории, художник Сотов, вероятно, станет более популярен, его работы в цене будут стоить дороже.

– В понедельник репродукция “картины Навального” появилась на пересечении Кутузовского и ТТК. Люди, повесившие ее туда, тоже должны заплатить за ее использование?

– По идее – да, но, думаю, художник им это любезно разрешил, потому что плакат, висящий на билборде – дополнительная известность художнику. Это те самые “15 минут славы”, которые он может получить. Когда-то я тоже выставлял на билбордах репродукции своих картин. Было много возмущения.

Потом  в Америке даже собрали брифинг по вопросу “Может ли художник выставляться на билбордах?” Большинство экспертов тогда заявили: нет, художник не может выставлять свои работы наряду со “сникерсами” и “памперсами”! И я стал примером обратного. Это привело к изменению художественной политики во всем мире – в Англии, в Америке, потом в России.

Теперь те же англичане или американцы, все, кто меня когда-то ругал, сами вешают свои работы на билбордах.

– Вернемся к истории с картиной Сотова. Когда явно воруют – это некрасиво. С другой стороны, художника же можно уговорить подарить работу, а после он также может заявить, что ее украли?

– Я в этих случаях выписываю специальный сертификат с номером, чтобы не было подделок. Sotheby's , выставлявший мои работы в прошлом году, попросил меня составить список картин, за которые я отвечаю, чтобы не было проблем в дальнейшем с проданными на аукционе работами.

– Ну, и последнее… Как художнику обезопасить свои произведения?

– Любой художник должен задекларировать свои работы, заплатить какие-то налоги и зафиксировать авторские права в специальном агентстве. Именно это помогает в случае пропажи найти картину.

Зачастую этого не делается, потому что художники живут очень скромно, живут своими идеями, творчеством, у них не появляется даже мысли взять и заявить все свои написанные работы в некоторую контору, да еще и денег ей за это заплатить.

В мире это уже давно поставлено на поток, а в России такое отношение будет еще долго.

Источник: https://nsn.fm/moscow/moscow-nikas-o-kartine-naval-nogo

Авторское право на фотографии

Может ли художник заявить об авторских правах и забрать картину?

Очень часто люди даже не задумываются, что фотографии – это объект авторского права. Но надо знать, что это абсолютно такое же произведение, как книга, например, роман.

Если фотография используется в интернете без согласия автора, то он как минимум может обратиться с претензией, а как максимум — подать иск в суд.  И подобных дел по авторскому праву очень много. Здесь следует знать, что суды назначают компенсацию за незаконное использование фотографий в 20 000-30 000 рублей.  Это средние цифры.  По законодательству сумма компенсации может быть и больше.

Все ли фотографии защищаются авторским правом?

Даже самая простая фотография, сделанная любителем на самый примитивный фотоаппарат, защищается авторским правом.

  Вы спросите: а как же творческая составляющая? Ведь авторское право защищает произведения, то есть должен быть элемент творчества при его создании.

  Судебной практикой предполагается, что любая фотография  создана творческим путем.   Конечно, в суде это можно оспаривать, заказать экспертизу, но скорее всего это будет бесперспективно.

Что же защищается?

Авторское право охраняет:

  • цветные и черно-белые негативы;
  • цифровые имиджи;
  • отпечатки с цифровых имиджей;
  • слайды;
  • любую часть оригинального фото любого размера.

Желающий использовать часть оригинального фото, к примеру, в фотоколлаже, должен заключить договор с автором снимка.

А если кто-то использовал вашу фотографию?

Приходится часто слышать подобные жалобы: «Я бы не нарушал ничьи права, да как узнать кто автор понравившегося фото?» Да, действительно, большинство фотографий в сети без подписей.

Поэтому, если вы хотите разместить фото в интернете, напечатать его в газете или журнале, указывайте имя автора и знак копирайта. Если есть возможность, это желательно сделать на всех своих фотографиях.

В этом случае человек, который захочет использовать фотографию, будет знать, что именно вы ее автор, сможет связаться с вами и договориться об ее использовании.  И даже если будет использовать фотографию незаконно, то по крайней мере укажет фамилию автора.

Если нарушение все же произошло, вы можете защищать свои авторские права на фотографию. Начните с претензии в адрес нарушителя. Форму этого документа вы можете скачать, нажав на кнопку ниже.

Следующий шаг ─ обращение в суд. Но в этом случае надо знать, как доказать, что вы автор снимка.

Это сделать достаточно просто. Судебная практика исходит из того, что автором признается то лицо, которое может представить в суд лучший вариант фотоснимка.

  Нельзя допустить, чтобы у нарушителя был лучший вариант фотографии, чем у автора.  Поэтому надо просто взять за правило выставлять в интернете фотографии с меньшим разрешением, чем у вас в оригинале, или обрезать края.

  Если вы будете следовать этим двум правилам, то без труда докажете, что автор именно вы.

Желательно никому не передавать свои фото, рабочие и исходные файлы в формате RAW, даже заказчику. Хорошим доказательством того, что вы работали над изображением, послужит файл psd (формат Photoshop).

Кроме того настройки современных фотоаппаратов позволяют заносить данные о себе. Например, есть поля owner / владелец или authour / автор — это прекрасный способ установить личность настоящего хозяина снимка. Можно также вбить адрес вашего сайта, номер паспорта и т. д.

Если с доказыванием авторства все нормально, то остается определить, какие права нарушены и какие требования нарушителю можно выдвинуть.

Если разместили фотографию в интернете без вашего согласия, то как минимум нарушено исключительное право.  Далее надо смотреть в каждом случае индивидуально.  Нет указания на имя автора – нарушение права на имя. Изменили фотографию (эффекты, отображение фотографии в зеркальном виде, наложение надписи  и т. п.) —  нарушение права на неприкосновенность произведения.

Если вы собираетесь обращаться в суд, то надо позаботиться и о доказательствах того, что будущий ответчик использовал ваши фотографии. Это особенно актуально, если фотографии были незаконно размещены в интернете, где можно легко убрать любую информацию в любой момент.

Что можно требовать?

При нарушении авторского права на фотографию можно требовать:

  • удалить фотографии с сайта, на котором она размещена незаконно;
  • денежную компенсацию за незаконное использование фотографии, причем компенсация рассчитывается за каждый случай использования и за каждую фотографию;
  • возмещение морального вреда за нарушение неимущественных прав автора.

Обратная сторона

Вы тоже можете стать нарушителем авторских прав других лиц.  Многие владельцы сайтов и веб-редакторы подбирают иллюстрации к своим статьям, просто «погуглив» в интернете.

Но картинки, которые выдает Яндекс и Гугл по поиску, не в свободном доступе: если фотографии (картинки) находятся в интернете, это вовсе не говорит о том, что их можно брать и использовать без согласия автора.

  Помните, что у любой фотографии всегда есть автор, у которого имеются права на нее и который может эти права защищать. Если вдруг к вам поступила претензия, то лучше договорится с фотографом полюбовно.

Несколько рекомендаций медиаюриста, чтобы не нарушить авторское право на фотографию

1.  Используйте свои фотографии и картинки.

2. Можно использовать фотографии из бесплатных фотостоков.

3. Если позволяют финансы, можно покупать картинки на платных фотостоках (кстати, не многие это знают, но платные фотостоки тоже предлагают иногда что-то бесплатно), цена часто символическая, особенно если сравнивать с размером компенсации за нарушение.

4.  Если вы сотрудничаете с фотографом или дизайнером, чьи фотографии или картинки используете на своем сайте, то для того чтобы у вас были все права на их использование, заключите договор. Ведь пока нет правового оформления отношений в виде письменного документа (лицензионный договор или договор об отчуждении исключительных прав), все права остаются у автора.

Источник: http://lawinweb.ru/avtorskoe-pravo-na-fotografii/

Авторское Право Художника (Как Защитить? Что Делать?)

Может ли художник заявить об авторских правах и забрать картину?

Мы пользуемся Интернетом очень свободно, само это пространство ассоциируется со свободой. Там мы сёрфим в поисках информации и развлекательного контента. Мы смотрим картинки и сохраняем их в личные архивы, или, если они интересны, делимся ими с друзьями. Но ведь у каждого изображения есть автор. Как ему контролировать перемещения собственного произведения?

Какие права имеет автор?

Кажется очевидным, что произведение искусства принадлежит тому человеку, который его создал. Или, если картина пишется в соавторстве (И. К. Айвазовский, И. Е. Репин «Прощание А. С. Пушкина с Черным морем», 1877; А. П. Ткачев, С. П.

Ткачев «Детвора», 1957-1960), то права распределяются по договоренности, соответственно вкладу каждого из членов творческого объединения. Не нужно официально регистрировать патент на картину.

Авторские права художника автоматически присваиваются создателю, как только произведение рождается на свет.

Но действительно весомым доказательством существования труда становится официальная публикация продукта. Авторское право предполагает свободное использование, воспроизведение, внесение изменений, получение дохода с творческого произведения. Это право можно законно передать любому другому лицу, но это частные случаи.

Если произведение или его основополагающие идеи не были опубликованы как-либо иначе официально зафиксированы, то будет сложно доказать первенство при появлении проблем с авторством. А такие проблемы не редкость в творческой среде. Писатели 19 – 20 вв.

, например, часто обсуждали свои находящиеся в разработке тексты. Идеи из обсуждаемого материала могли оказаться в творениях слушателей, которые в итоге выходили из печати раньше. Такая ситуация, например, приключилась с И. А. Гончаровым и И. С. Тургеневым.

Итак, однажды написанная картина всегда будет носить имя своего автора. «Сикстинская Мадонна» все еще картина Рафаэля, хотя прошли сотни лет.

Однако по истечении 70 лет (в России) после смерти автора любое его произведение официально становится общественным достоянием, которое свободно можно использовать.

Чтобы защитить свое творчество от копирования и присвоения в Интернете проще всего (и действенно) поставить водяные знаки. По ним легко определить происхождение изображения и, в случае кражи, поймать воришку за руку.

Что может простой зритель?

В теории урегулировать все правовые моменты легко: у всех произведений искусства есть автор. Его разрешение надо получить, перед тем как взять красивую картинку молодого художника. Но кому писать, если захотелось поделиться красивым импрессионистическим портретом на странице в соцсети?

Простой человек тоже имеет некоторые возможности обращения с произведением искусства:

  • Можно купить картину или репродукцию, и распоряжаться ей на свое усмотрение. Но ее нельзя выдавать за дело своих рук, авторство остается за создателем и после продажи.
  • Можно срисовать картину в качестве художественной практики на курсах рисования, но копию никак нельзя выдавать за самостоятельное творение. С другой стороны, текст полотна можно изменить в соответствии с личным видением нового художника. Добавить что-то уникальное в идею – тогда это будет самостоятельное произведение, созданное под впечатлением или с оглядкой на работу другого автора. В искусстве же все находится в диалоге. Только это уникальное добавление должно быть достаточно весомым, чтобы новое произведение стало художественно самостоятельным.
  • Медиа материалы, содержащие изображения картин и других произведений искусства, могут быть использованы в качестве иллюстраций в некоммерческих целях на занятиях, цитироваться, демонстрироваться в кинотеатрах и др. И авторство неизменно указывается, оставаясь за создателем самого произведения.
  • Можно получить лицензию, то есть официальное разрешение на использование художественного произведения. Возможности, которые дает лицензия, зависят от ее вида.

Комбинаций разных возможностей использования произведений сейчас много, соответственно много видов лицензий. Вот основные:

  • Attribution (CC BY) – дает право изменять, распространять и продавать художественное произведение (с указанием авторства), пока действие лицензии не закончится.
  • Сopyleft – дает возможность использовать оригинальные работы при создании новых, свободных работ. Здесь не требуется разрешения от владельца авторского права. Немного меньше возможностей предлагает Attribution-ShareA (CC BY-SA). Если произведение изменяется, берется как основа для нового, то распространять новый художественный текст вы можете только по такой же или совместимой лицензии.
  • Noncommercial (CC NC) – произведение не может продаваться по этой лицензии.
  • No Derivative Works (CC ND) – не позволяет создавать новые художественные произведения на основе лицензированного.

Если права на использование и распространение авторских материалов нарушили в соцсетях, то правообладатель может пожаловаться на ресурс, распространяющий контент и его заблокируют, пока ситуация не будет исправлена. Иногда, за незаконное использование художественных материалов можно получить штраф, сумма которого зависит от серьезности нарушения, или даже попасть в тюрьму.

Многие сайты поддерживают защиту авторских прав и постепенно улучшают качество проверки материалов на своих просторах. Пора учиться аккуратному отношению к чужой интеллектуальной собственности, и знакомиться с авторскими правами художников.

Источник: https://www.izocenter.ru/blog/avtorskoe-pravo-hudozhnika/

Как защитить авторство на свою картину

Может ли художник заявить об авторских правах и забрать картину?

Произведения изобразительного искусства как неотъемлемая часть интеллектуальной сферы человеческой деятельности часто служили объектом посягательств со стороны криминалитета. Реалии настоящего времени, развитие сетей коммуникации, рост электронной торговли информационной продукцией требуют дополнительных осмысленных мер по защите интересов авторов художественных произведений.

Согласно действующему законодательству произведение искусства вне зависимости от вида и жанровой принадлежности, подлежит защите всеми способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для защиты других гражданских прав.

Автор вправе разрешить использование изображения своей картины другим лицам, как за определенное вознаграждение, так и безвозмездно.

Какие способы использования произведения искусства можно считать нарушением авторских прав художника на свою картину?

– Любое несогласованное с художником-автором картины воспроизведение в самой картины или ее части в любых печатных изданиях, рекламных материалах, сети Интернет.

– Несогласованное с автором использование уникального персонажа картины, создание новых произведений с его участием.- Несогласованное изготовление и продажа копий картины, репродукций, печать изображения на предметах одежды (например, на футболках).

– Трансляции изображения в электронных СМИ в виде заставки, части рекламы и др.

– Плагиат – случаи, когда иное лицо осуществляет попытку выдать чужое произведение искусства за свое.

Как доказать свое авторство?

Оптимальным вариантом, но самым трудоемким будет надлежащее юридическое оформление авторских прав на произведение искусства. Сама процедура не прописана досконально законодателем, поэтому из предложенных ниже способов, вы можете выбрать любой наиболее приемлемый.

Часть первая: специализированные организации

1.

«АРТРЕЕСТР» – единый реестр авторов и сертифицированных произведений искусства, созданный и зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством РФ. Вся фиксирующаяся информация о правообладателях и авторах произведений искусства хранится в специальной базе данных и отражается на Интернет ресурсе.

«АРТРЕЕСТР» обеспечивает необходимую идентификацию зарегистрированных произведений изобразительного искусства и их авторов. Каждый автор получает специальный сертификат, соответствующую запись в реестре.

Членство в реестре, кроме правовой защиты произведений, сопровождается рядом преимуществ в виде содействия в получении дохода за счет продажи, экспонирования или тиражирования картины.

Основные преимущества фиксации права посредством «АРТРЕЕСТРА»:

  • Наличие нескольких тарифных планов, позволяющих минимизировать расходы на официальную регистрацию права для начинающих художников.
  • Членство в реестре предоставляет прекрасную возможность для художников представить свои творческие работы как на российском, так и на мировом художественных рынках. Для реализации этих возможностей «АРТРЕЕСТР» в 2012 году заключил необходимое партнерское соглашение с «Всемирным реестром произведений искусства» – GLOBAL FAR и является эксклюзивным представителем этой организации в Российской Федерации и странах СНГ. Впрочем, во время изучения информации о GLOBAL FAR я выяснил, что этой организации уже не существует.
  • «АРТРЕЕСТР» предоставляет возможность общения художников с потенциальными покупателями без посредников и выплаты комиссионных за продажу картины, обязательных для большинства иных подобных Интернет ресурсов.

2. НП «УПРАВИС».

 Аналогичным способом защиты своих прав на произведение может быть внесение картины в официальную базу НП «УПРАВИС» – еще одной организации, аккредитованной постановлением Правительства Российской Федерации по управлению правами на коллективной основе. Некоммерческое партнерство «УПРАВИС» создавалось специалистами в сфере искусства в целях защиты финансовых интересов художников и их законных наследников.

Основные преимущества фиксации права посредством НП «УПРАВИС»:

  • Сравнительно невысокий процент за пользование услугами организации;
  • Проработанный механизм контроля за правом следования.

Это далеко не исчерпывающий перечень организаций по управлению правами на коллективной основе аккредитованных постановлением Правительства РФ.

Основополагающим моментом при принятии решения о сотрудничестве с подобными организациями является возможность использования системы коллективного управления для реализации права следования.

Суть права следования заключается в том, чтобы после продажи или дарения произведения, автор мог получать определенные процентные вознаграждения при последующих публичных перепродажах картины.

Право следования распространяется не только на самого художника, но и на его наследников и действует в течение 70 лет после смерти самого автора. Самостоятельно отслеживать публичные перепродажи весьма затруднительно, особенно если сделки происходят за пределами РФ.

Организации, созданные для управления правами на коллективной основе в состоянии обеспечить художнику полноценную реализацию его интеллектуального права.

Часть вторая: самостоятельное оформление авторства

Авторские права можно зафиксировать самостоятельно. Ниже представлены три более-менее распространенных способа фиксации авторства.

1.

Достаточно простым и надежным вариантом фиксации права на картину является нотариальное хранение предмета интеллектуальной деятельности и удостоверение времени предъявления, от этого зависит вопрос о приоритете создания, что может иметь важные юридические последствия при возникшей необходимости доказывания авторства. Следует заметить, что нотариальное заверение обычно стоит недешево.

2. Публичная продажа через галерею, магазин с составлением договора купли-продажи. Договор будет служить доказательством, так как в нем фиксируется дата осуществления сделки.

3. Размещение в печатном издании, имеющем дату публикации. Точно такой же вариант, как предыдущий. Важно зафиксировать дату, которая покажет что именно Вы автор, впервые опубликовавший картину.

Резюме

Несмотря на очевидность авторства при фиксации права способами, исключающими помощь специализированных организаций, при нарушении интеллектуальных прав восстанавливать их посредством судебного разбирательства придется самостоятельно. В этом случае большую помощь окажут сохраненные эскизы и наброски произведения.

Разумеется, самостоятельное реализация авторских прав на картину при соблюдении всей процедуры, определенной законодательством, не такая уж неисполнимая задача, но, тем не менее, если есть сомнения в собственных силах, доверьте это занятие профессионалам.

А какие способы защиты авторских прав знаете Вы? Пожалуйста, поделитесь опытом! Буду очень рад обратной связи.

Источник: https://masterkrasok.ru/posts/profi/kak-zashchitit-avtorstvo-na-svoyu-kartinu

Юридический спектр
Добавить комментарий