Могут ли учителя забирать телефоны у учеников?

Имеет ли право учитель забирать телефон у ученика на уроке?

Могут ли учителя забирать телефоны у учеников?

С наступлением определенного возраста ребенок в рамках образовательного процесса идет в школу, где проводит львиную долю свободного времени. Именно в школе ребенок социализируется, обретает естественные навыки общения в рамках общественных взаимоотношений.

Тем самым время нахождения в школе очень сильно влияет на воспитание ребенка и его будущий характер, так как в юном возрасте ребенок активно развивается впитывая как губка все аспекты деятельности (как хорошие, так и плохие).

При этом несформировавшаяся психика ребенка в этот период времени (практически вплоть до совершеннолетия) подвержена сильной деформации в зависимости от степени проявления негативных факторов.

До введения в сферу законодательства специализированного закона об образовании (ФЗ-273) вопрос поведения в школе регулировался учреждениями самостоятельно на основе общепринятой морали и норм поведения. Некоторые школы специально издавали устав поведения в котором указывались нормы общения между учащимися и учителями, а также иные правила.

После принятия данного акта ситуация несколько нормализовалась, так как основные понятия в учебном процессе были закреплены законодательно и получили официальное толкование.

Однако в качестве некоторой самостоятельности за учебными заведениями (как государственными так и частными) было закреплено право на введение собственного устава, где в том числе прописывались нормы поведения учеников и учителей в процессе обучения.

С распространением электронных устройств (примерно с середины 2000-х годов) в большей части сотовых телефонов по школам прокатилась буквально вола негодования и возмущения как со стороны учителей, так и со стороны родителей учеников, так как многие педагоги запрещали пользоваться устройствами во время уроков. Эта проблема не раз приводила с серьезным конфликтам вплоть до обращения в правоохранительные органы.

На видео- имеет ли право учитель забирать телефон:

Права и обязанности

Для того чтобы разобраться в данной ситуации необходимо четко разграничивать рамки дозволенного со стороны учителя и понимать права и обязанности сторон в процессе обучения.

Ученик посещая образовательное учреждение (вне зависимости от его типа, будь то государственная или частная организация) обязан:

  • Соблюдать устав школы и общие нормы морали.
  • Главной целью посещения является получение образовательных услуг (согласно трактовке федерального закона).
  • Во время нахождения в учебном заведении на уроке ученик не должен создавать помех для обучения других учащихся и мешать учителю осуществлять образовательную деятельность как лично, так и посредством различных устройств и действий.

Учительже обязан:

  • Во время проведения уроков или иных мероприятий в процессе обучения в полной и корректной мере предоставлять образовательный услуги согласно плана обучения, утвержденного в начале года.
  • Также учитель обязан корректно и уважительно относится к любому ученику, отвергать всякую дискриминацию (по полу, расе, материальному положению, вероисповеданию).
  • Учитель обязан в своей деятельности руководствоваться Конституцией, федеральным законом об образовании, уставом школы, общими нормами морали и поведения.

Эти обязанности в той или иной форме представлены в федеральном законе и имеют юридическую силу, однако случаи отъема мобильных телефонов случаются все чаще и вызывают немало споров.

Если все же произошла ситуация при которой учитель забрал телефон у ученика и не собирается его отдавать, ребенку совместно с родителями необходимо предпринять ряд мер для защиты. Что делать родителям в первую очередь?

  • сперва ребенку необходимо обратиться к родителям и во всех подробностях (не утаивая и не умалчивая подробностей) рассказать о происшествии и обстоятельствах при которых оно было совершено;
  • родителям совместно с ребенком необходимо обратиться напрямую к директору для мирового урегулирования вопроса. Чаще всего директора школ идут навстречу родителям и принуждают нерадивых учителей вернуть собственность ребенка. Однако нередки случаи, когда такого не происходит (по вине директора или учителя), а также, если родители желают применить в отношении педагога санкции;
  • для принятия мер в отношении конкретного учителя родителям необходимо обратиться в муниципалитет, а конкретнее в управление образования при администрации с письменным обращением (жалобой) на действия учителя. Такое обращение пишется в свободной форме на имя главы муниципального органа в двух экземплярах, один отдается в канцелярию под роспись, на втором проставляется штамп о приме. Образовательный орган обязан в течение 30 дней рассмотреть обращение (жалобу) и вынести мотивированное решение, также в дальнейшем приняв меры в отношении учителя (дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения). Если учитель при отъеме телефона применил физическую силу, либо угрожал ребенку, ответственность может измениться вплоть до уголовной;
  • если ответ органа образования не устроит родителей по каким либо причинам они вполне могут обратиться в органы прокуратуры с аналогичным обращением. Данные органы также обязаны в течение 30 дней дать ответ и предпринять меры для пресечения противоправных действий со стороны учителя.

Когда учитель прав

Однако часто возникает противоположная ситуация. В уставах многих образовательных учреждений указано, что использование мобильного телефона во время урока запрещено, однако зачастую дети игнорируют на замечания и нормы поведения.

В этом случае учитель имеет права лишить (только на время урока) ученика доступа к телефону. В другом любом случае учителя не имеют права забирать телефон.

Однако в этом случае учителю необходимо руководствоваться несколькими правилами:

  • ни в коем случае не применять насилия к ребенку (отъем телефона считается посягательством на частную собственность). То есть ребенок должен либо добровольно убрать телефон до конца занятий, либо добровольно отдать его учителю на хранение;
  • не применять к ученику мер психологического воздействия (травли, оскорблений, морального давления);
  • вести себя корректно и доброжелательно при отъеме телефона сослаться на положения законодательства и устава школы.

Источник: http://www.zakon-ptz.ru/semeynie-spory/obrazovanie/imeet-li-pravo-uchitel-zabirat-telefon.html

Имеет ли учитель право забирать телефон в учебном заведении

Могут ли учителя забирать телефоны у учеников?

Если возник вопрос, имеет ли учитель право забирать телефон? То это видимо неспроста. Наверное, ваш ребенок уже сталкивался с подобной проблемой и теперь никто не знает, правдиво ли все это.

Так имеет ли учитель право забирать телефон?

Практически каждый малолетний гражданин подвержен соц деформации. Но лишь не сформированный человек, словно губке будет постоянно впитывать в себя самые разные аспекты по той или иной деятельности. Здесь учитываются как положительные, так и отрицательные качества. Основным местом нахождения ребенка является именно школа.

Большую значимость на детей в частности оказывают преподаватели.

Но где именно обозначены все данные границы этого же влияния? Что же все-таки дозволено, а что запрещается учителю? Имеет ли право преподаватель забирать телефон учащегося, ограничивать в использовании специализированных вещей, но или вообще устанавливать любые нестандартные запреты?

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Организация общеобразовательного процесса

Учебные заведения уже много лет как специализируются только на нормативной морали, а также нравственности. Где-то в 2012 году было установлено законодательство, предусматривающее все правила относительно образовании в любом учебном заведении.

Именно здесь закрепляются правила поведения учащихся, а также преподавателей. Здесь же рассматриваются методики по организации учебной процедуры.

И только на основе данного законодательства учебные заведения стали выставлять собственные уставы, где в частности закрепляются требования и правила общеобразовательного процесса.

Основная проблема по пользованию телефонным гаджетом проявились еще в 2000 году. В это самое время учащиеся только-только получали в подарок мобильные телефоны и уже после, чтобы похвастаться приносили с собой в школу.

Это все вызвало целую волну недовольства со стороны преподавателей. К тому же сами школьники и их родители начали задаваться вопросом о том, имеет ли право преподаватель забирать личный мобильный телефон школьника.

Обязанности преподавателя

Конечно, учитель был наделен целым рядом основных обязанностей. Основная и важнейшая функция преподавателя – это качественно выполненная реализация общеобразовательного процесса. Общеобразовательная процедура в частности включает в себя учебный процесс и воспитание.

Все это два основных взаимосвязанных направлений. Преподаватель не сможет правильно и даже качественно организовать тот или иной процесс без уважительных причин к любому ребенку.

И только проявление уважительного отношения, этичности, а также толерантности считается другой обязанностью каждого преподавателя. Высококвалифицированный педагог должен будет показать своим ученикам правильный пример.

Этот банальный тезис так и не был предусмотрен до конца, к тому же не поддается осмыслению некоторым преподавателям общеобразовательных учреждений.

Многие преподаватели всегда отдаю предпочтение постоянному запугиванию, а также авторитаризму.

И вместо постоянного поучительного общения о неуместности мобильных телефонов на уроке преподавателя зачастую прибегают к частым спорам и даже конфликтам.

Здесь же придется к любому делу подходить особенно тщательно. К тому же найти вопрос на то, имеет ли право учитель забирать телефон учащегося не так уж просто, как кажется.

Преподаватель, учащийся, телефон

Вся работа преподавателя в частности предполагает множество разных обязанностей, где учителю всегда приходится выходить из разных ситуаций. Но только ничтожная заработная плата учителей приводит к невысокой мотивации специализации, отчего превращают преподавателя в безалаберного, и халатного сотрудника учебного заведения.

Частенько преподаватель практически ничем не отличается от учащихся. Он начинает постоянно хамит, ленится, и конечно, без особой причины начинает раздражаться. А тем временем мобильные телефоны у детей оказываются прекрасным средством для появления конфликта. Именно в порыве гнева преподаватель может отобрать, выкинуть или даже переломать устройство.

С подобными случаями все, итак, уже понятно, так как сотрудник учебного заведения ведет себя не столь профессионально, и намерен попортить имущество третьих лиц. Но как поступить именно с изъятием? Да и вообще имеет ли право преподаватель забирать мобильный телефон? Ответ от профессиональных юристов оказывается однозначным.

Оказывается ни один учитель, не должен покушаться на собственность учащегося. Это относится всех, кто работает в этой области.

У любого человека имеется три основных прав на собственность, то есть обладать, пользоваться и распоряжаться. Ни один из подобных прав на собственности не может ограничиваться, если при этом дело не дойдет до судебного дела.

Если же преподаватель решил забрать мобильный телефон у учащегося, то это конечно, является прямым правонарушением личных прав. Правовая норма в уставе учебного заведения о возможном запрете по пользованию телефонами в частности противоречит Гражданскому и Конституционному кодексу.

Но как самому преподавателю вести себя, если же, все дети в частности больше внимание уделяют своим телефонам, вместо того, чтобы получать знания? Можно рассмотреть все это с разных сторон. Что именно позволяется преподавателю, а что нет.

И только справедливости ради необходимо будет особой отметить, что отличающихся прав у преподавателя практически нет.

Основным приоритетом в общеобразовательном учреждении, является процесс обучения, в котором и заключается возможность передачи детям знаний, хоть они сами этого вообще и не замечают. Основной приоритет в любой учебной процедуре в частности отдается только детям, они соответственно всего этого не замечают. Преподаватель в частности превышается собственные полномочия.

К примеру, в ситуации с телефоном учащегося это все не очень сложно проследить. С легкостью представив всю основную ситуацию: преподаватель в течение тридцати минут пытается всем детям объяснить всю проходимую программу.

Но в некоторых случаях дети должны были бы добродушно отнестись к процессу обучения, но оказывается, что современным детям далеко не интересно обучение и получение знания в целом.

Дети всегда вместо того, что проходить обычный учебный процесс, утыкаются в свой телефон и начинают там что-то искать. И это вместо того, чтобы получать знания.

Как же поступит в данном случае профессиональный преподаватель? При разумном отношении учитель должен будет применять собственные навыки и должен будет проводить с учениками разъяснительную беседу.

За счет чего должен будет увеличить им полную учебную мотивацию, а также постарается максимально довести до учащихся о разрушительном влиянии так называемой пусто информации. Наконец-то придется поделиться личным опытом при избавлении от любых пагубных привычек.

Но только организовать подобную беседу будет практически сложно. Более простым действием в этом окажется просто изъять мобильные телефоны, но и дополнительно подпитать школьников ненавистью к самому себе. В этом деле есть еще один более простой вариант по официальной борьбе с подобной зависимостью.

Соответственно в связи со всем этим следует организовать собрание родителей. Преподаватель должен будет рассказать о проблемах родителям собственных учащихся и после просит принимать основные меры.

И тут поднимается вопрос обо всем том, имеет ли преподаватель основное право, чтобы забирать телефоны учащихся, которые также считаются имуществом их родителей.

В качестве итогового результата, то добросовестный родитель лично сам не позволит собственному ребенку ходить с телефоном в руках в учебное заведение.

Права на собственность у учащегося в России, РБ, РК

Имеет ли основное право преподаватель забирать мобильный телефон школьника в другом государстве, так называемого постсоветского пространства, помимо России? Если же в конституционном законодательстве, но или в любом другом законе в частности регламентируются права на собственность, то любой подобной возможности у преподавателя практически нет. Устав любого общеобразовательного учреждения не могут дополнять преподавателя в его основных правах. К тому же все это оказывается лишь локальным актом, который в полной мере не должен будет противоречить основным федеральным нормативам и некоторым статьям.

Преподаватель вообще не имеет права в дальнейшем забирать мобильный телефон у своего школьника. И только разобравшись со всем этим, следует особое внимание обращать на школьников.

Какими именно правами школьники при этом обладают? В данном же случае необходимо будет обратиться именно в Конвенцию прав любого ребенка.

Еще в старом законодательстве данный документ мог закрепить право на жизнедеятельность и даже здоровье, на последующее получение образования. Но секрет, что многие преподаватели частенько превышают собственные полномочия.

Кроме того, поведение самого ребенка правда практически не оправдывает каких-либо нарушений со стороны преподавателя. Педагоги частенько давят на учащихся, после чего угрожают им или даже пытаются применить силы.

При некоторых случаях возникают моменты, когда необходимо будет обратиться за помощью. Следует вернуться к ситуации с любыми электронными приборами.

Что же делать, если преподаватель тем временем забрал у школьника и в последующем не желает отдавать? Поначалу ребенок должен будет обращаться к родителям, после они совместно могут обратиться к директору учебного заведения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

 В этой статье вы узнали, имеет ли учитель право забирать телефон. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.   

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/imeet-li-ychitel-pravo-zabirat-telefon-

Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?

Могут ли учителя забирать телефоны у учеников?
Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно.

Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни.

Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны.

Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный.

На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения.

В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов.

На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ.

Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц.

Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) « права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст.

 211 «Риск случайной гибели имущества»).

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст.

 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п.

 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ (« права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д.

Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.

401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете.

Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить.

Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников.

По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/imeet-li-pravo-uchitel-sobirat-telefony-uchenikov-pered-urokom/

Может ли учитель отнять смартфон у ребенка: право на образование важнее мобильного телефона

Могут ли учителя забирать телефоны у учеников?

По словам специалиста по связям с общественностью Союза защиты детей Грете Ландсон, действия школы в данном случае не противоречат эстонскому законодательству. Свое мнение на этот счет высказывала и канцлер юстиции.

Исходя из Закона об основной школе и гимназии, у школ есть право и обязанность устанавливать порядок и правила поведения на своей территории. Сюда относится и ограничение на использование мобильных устройств в течение учебного дня, так как они не связаны с учебой напрямую. Точно так же школа может, например, ограничить доступ на свою территорию.

Согласно мнению канцлера юстиции Юлле Мадизе, которое она опубликовала 01.04.2016, школа имеет право взять мобильное устройство на хранение, если ученик использует его, нарушая распорядок учреждения, и после просьбы учителя отдает вещь добровольно.

Право взять телефон ученика на хранение работникам учебного заведения дает третья часть статьи 58 Закона об основной школе и гимназии. В ней перечислены методы оказания влияния, которые школа может применять к нарушающему ее распорядок ученику.

Пункт 6 этой части статьи говорит о том, что у школы есть право взять на хранения вещи (в том числе мобильные устройства), которые ученик использует способом, не соответствующим правилам школы.

Согласно пятой части той же статьи, мобильные устройства и другие вещи хранят и возвращают согласно принятому в школе распорядку.

Канцлер отмечает, что данное школам право временно хранить вещи соответствует Конституции. Обеспечение следования распорядку школы – важная цель, и методов, которые бы меньше ограничивали права учеников, и были бы настолько же эффективны, не существует.

Право на получение образования является одним из основных прав человека и обязанностью учеников основной школы, которая исходит из Конституции.

Школа не может гарантированно обеспечить обучение, если один ученик мешает другим при помощи телефона, при этом и сам он не учится.

Кроме того, запись действий других учеников и педагогов и их публикация без согласия тех, кого записали на видео или диктофон, может нарушить конституционные права этих людей.

Канцлер обратила внимание, что школьный работник может забрать вещь на хранение только в том случае, если ребенок ее добровольно отдаст – физическую силу применять нельзя.

Право использовать непосредственное принуждение, согласно Закону о защите правопорядка, есть только у представителя полиции или другого органа защиты правопорядка, которому это право дано законом и который прошел необходимое обучение.

Таким образом, если ученик добровольно не отдает телефон, учителю можно применять только педагогические методы, указанные в 58 статье Закона об основной школе и гимназии: отстранение от урока с обязанностью находиться в определенном месте и к концу урока достичь требуемых знаний; обсуждение поведения ученика с его родителями, руководством школы и т.д.

На ту же самую 58 статью Закона об основной школе и гимназии ссылается в своем комментарии и Министерство образования.

«Конституция ЭР составлена таким образом, что описанные в ней права и свободы человека могут быть ограничены только другим законом. В частности, например, право на неприкосновенность имущества в данном случае ограничивается §58 ст 3 Закона об основной школе и гимназии», – рассказала специалист по связям с общественностью министерства Елена Земскова. 

В целом здесь действует общий принцип о том, что права и свободы человека ограничиваются правами и свободами других людей. Если говорить о школе, то следует понимать, что школа должна защищать одновременно оба права – право учиться и право учить.

Если по оценке школы использование каких-либо предметов, в том числе телефонов, мешает учебному процессу, то у школы есть право брать такие предметы на хранение. Разумеется в таком случае школа также обязуется обеспечить сохранность предметов.

Если с предметом, взятым на хранение, что-то случится, то на школу ложится обязанность доказать, что для сохранения сохранности вещи были предприняты все возможные меры. 

У школы есть право ограничить или вовсе запретить использование мобильных телефонов, то есть она может внести соответствующий пункт в правила внутреннего распорядка.

Некоторые школы запрещают использование мобильных телефонов в течение всего дня, другие позволяют пользоваться ими с разрешения учителя (например, если это нужно для учебы), третьи оставляют право принимать решение о целесообразности использования телефона учителю.

Министерство в свою очередь предоставляет школам свободу – школы имеют право сами принимать решение о том, что и когда в их учебном заведении можно использовать, а что нельзя.  

Не стоит забывать и о том, что важен не столько сам факт использования мобильного устройства, сколько цель, с которой его используют.

Цифровые устройства могут сделать учебу более интересной и разнообразной – сейчас доступно много возможностей для интерактивной учебы, и в современной школе учитель несомненно может построить урок таким образом, чтобы использовать детский интерес к использованию цифровых устройств для достижения определенных учебных задач. 

Также в случае возникновения каких-либо вопросов относительно происходящего в школе родителям по прежнему в первую очередь следует обращаться к учителю или директору, чтобы попробовать найти общий язык именно с ними. Во главу угла следует ставить интересы ребенка, и в спорных ситуациях обе стороны не должны об этом забывать.

«В названной выше статье Закона об основной школе и гимназии перечислено, какие еще меры могут быть применены в отношении учащегося. Например, ученика можно удалять с урока, оставить на определенное время после занятий, запретить участие во внеклассных мероприятиях, не связанных с учебной программой и т.д.», – добавила специалист.

Источник: https://rus.postimees.ee/6411190/mozhet-li-uchitel-otnyat-smartfon-u-rebenka-pravo-na-obrazovanie-vazhnee-mobilnogo-telefona

Имеет ли право учитель забрать телефон: советы юристов

Могут ли учителя забирать телефоны у учеников?

Каждый ребенок подвержен социальной деформации. Несформировавшийся человек подобно губке впитывает в себя различные аспекты деятельности: как хорошие, так и плохие. Особое место в жизни ребенка занимает школа.

Громадное влияние на детей оказывают учителя.

Но где обозначены границы этого влияния? Что дозволено, а что запрещено педагогу? Имеет ли учитель право забрать телефон ребенка, ограничить в пользовании определенными вещами или установить нестандартные запреты? Постараемся разобраться в статье.

Организация образовательного процесса

Школы уже давно не руководствуются одними лишь нормами морали и нравственности. В 2012 году был принят Закон “Об образовании”, в котором закреплялись правила поведения учеников и учителей, а также способы организации учебного процесса. На основе этого закона школы стали издавать свои уставы, в которых закреплялись правила образовательной процедуры.

Проблема пользования гаджетами остро проявилась лишь в середине 2000-х годов. В то время ученики только начали приносить с собой в школу сотовые телефоны. Это вызвало волну негодования со стороны педагогов. При этом дети и родители задались вопросом о том, имеет ли учитель право забрать телефон ученика.

Обязанности учителя

Педагог наделен рядом общих обязанностей. Первая и самая важная функция учителя – это качественная реализация образовательного процесса.

Процедура образования включает в себя обучение и воспитание – два взаимосвязанных направления. Учитель не сможет качественно организовать ни тот, ни другой процесс без уважительного отношения к каждому ребенку.

Именно проявление уважения, этичности и толерантности является второй обязанностью педагога.

Учитель должен показывать своим детям пример. Этот до безумия банальный тезис до сих пор не осмыслен многими работниками в сфере образования.

Большинство педагогов отдают приоритет авторитаризму и запугиванию. Вместо поучительной беседы о неуместности телефонов на уроке учителя прибегают к спорам и конфликтам.

Здесь мы подходим к ключевому вопросу статьи: имеет право учитель забирать телефон у ученика?

Учитель, ребенок и телефон

Работа педагога предполагает громадное количество обязанностей. Однако ничтожная зарплата и, как следствие, невысокая профессиональная мотивация зачастую делают учителя безалаберным и халатным работником. Нередко педагог ничем не отличается от своих же учеников. Он хамит, ленится и без причины раздражается.

Телефоны у детей являются отличным поводом для конфликта. В порыве гнева педагог может выбросить или даже сломать устройство. С такими случаями все понятно: школьный работник ведет себя непрофессионально и намеренно портит собственность третьих лиц.

Но как быть с изъятием? Имеет ли учитель право забрать телефон? Ответ юристов однозначен: нет, такого права работники школы, колледжа или вуза не имеют.

Каждый человек обладает тремя правами собственности: владением, пользованием и распоряжением. Ни одно из этих прав не может быть ограничено иначе, как по решению суда.

Если учитель забирает телефон ученика, то это однозначное нарушение прав. Норма в уставе школы о запрете пользования напрямую противоречит Конституции и Гражданскому кодексу.

Но как вести себя педагогу, если дети всецело отдались миру игр и интернета вместо поглощения знаний? Давайте разбираться.

Что позволено учителю?

Справедливости ради стоит отметить, что прав у педагога не так уж и много. Приоритет в учебном процессе отдается детям, хоть они этого и не замечают. Учитель же нередко превышает свои полномочия. На примере ситуации с телефоном это нетрудно проследить.

Легко представить ситуацию: педагог на протяжении получаса пытается объяснить материал детям, которым нет до учебы никакого дела. Все они уткнулись в телефоны.

Как поступит в этом случае хороший, образованный работник? Он применит все свои навыки и проведет с детьми беседу: повысит им учебную мотивацию, расскажет о разрушительном влиянии “пустой” информации, наконец, поделится собственным опытом избавления от вредных привычек.

Однако организовать такую беседу очень трудно. Куда проще изъять телефоны и в очередной раз подпитать учеников ненавистью к себе.

Есть и второй, чуть более простой вариант легальной борьбы с “телефонной зависимостью”. Стоит организовать родительское собрание. Педагог рассказывает о проблеме законным представителям своих учеников и просит принять меры.

Поднимается вопрос о том, имеет ли учитель право забрать телефоны учеников, которые являются, по сути, собственностью родителей. Как итог – добросовестный родитель сам не позволяет своему чаду ходить с гаджетами в школу.

Права учеников в РФ, РК и РБ

Имеет ли учитель право забирать телефон ученика в любой другой стране постсоветского пространства, кроме России? Если в конституции или любом другом законе регламентируется право собственности, то такой возможности у педагога нет. Школьные уставы не дополняют учителя в правах: это локальные акты, которые не должны противоречить федеральным нормам и статьям.

Учитель не имеет права забирать телефон. Разобравшись с этим, следует обратить внимание на учеников. Какими правами они обладают? Здесь нужно обратиться к Конвенции прав ребенка 1989 года.

Документ закрепляет право на жизнь и здоровье, на получение образования, а также защиту от насилия и угроз. Не секрет, что некоторые учителя превышают свои полномочия. При этом поведение ребенка не оправдывает нарушений со стороны педагога.

Учителя часто давят на детей, угрожают им или даже применяют силу. Терпеть в этом случае не стоит. Необходимо как можно скорее обращаться за помощью.

Решение конфликтов

Вернемся к ситуации с электронными устройствами. Что делать, если учитель забрал телефон у ребенка и не желает его отдавать? Сначала ученик должен обратиться к родителям. Необходимо во всех подробностях рассказать о произошедшем. Вместе с ребенком родители отправляются к директору школы, где заявляют о мирном разрешении конфликта.

Если директору нет до родителей никакого дела, то обращаться стоит в муниципалитет или в управление образования. Будет составлена жалоба в отношении конкретного педагога. В течение месяца школа должна ответить на жалобу и вынести мотивированное решение.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1337162350960577491/imeet-li-pravo-uchitel-zabrat-telefon-sovety-yuristov/

Юридический спектр
Добавить комментарий