Могут ли новые хозяева продать автомобиль, если я не получил денежные средства?

Как избежать обмана при покупке подержанного автомобиля

Могут ли новые хозяева продать автомобиль, если я не получил денежные средства?

Покупка подержанного автомобиля – процедура непростая, так как нужно учесть множество нюансов. Дело осложняют мошенники, на которых можно нарваться где угодно.

Чаще всего они незаметно втираются в доверие и «давят» на желание все сделать быстро и выгодно.

Обозреватель «РИАМО в Подольске» выяснила, какие мошеннические схемы существуют, как обезопасить себя при покупке автомобиля, и как проверить подлинность документов.

Как проверить автомобиль перед покупкой>>

Где покупать автомобиль

Сайт: GIPHY

Приобретая подержанный автомобиль в салоне или с рук, покупатель не застрахован от мошенников. Однако если быть внимательным и не вестись на провокации и «супервыгодные предложения», то можно минимизировать риск.

При выборе автосалона стоит отдавать предпочтение крупным и известным организациям, пользующимся популярностью у покупателей. Хорошие автосалоны дорожат своей репутацией и не перекупают машины у непроверенных продавцов. К сожалению, даже у таких салонов бывают промахи, от которых не застрахован никто.

Приобретая автомобиль с рук, необходимо выяснить максимум информации – как именно он эксплуатировался, где стоял, каков пробег и техническое состояние. Нюансов множество, но лучше все как следует проверить, чем потом сожалеть о покупке. В отличие от автосалонов, частные продавцы крайне редко рассматривают претензии и улаживают проблемы после сделки.

Сегодня большим спросом пользуются сайты бесплатных объявлений, их главное преимущество – покупатель может самостоятельно подобрать автомобиль по интересующим параметрам и общаться с продавцом без посредников. Однако именно на таких сайтах покупатели часто сталкиваются с мошенниками.

Выбирая автомобиль на сайтах бесплатных объявлений, стоит обратить внимание на другие объявления заинтересовавшего продавца.

Если один человек продает десяток автомобилей, которые он якобы сам эксплуатирует, это повод насторожиться – он может оказаться перекупщиком или аферистом.

Также полезно проверять отзывы пользователей сайта о продавце и искать информацию о нем в интернете – если он мошенник, то его имя или телефон можно найти на тематических форумах.

Как защитить автомобиль от угона>>

Мошеннические схемы

© flickr.com,Danil Popov

Мошенники продумывают свои схемы до мельчайших деталей, рассчитывая на доверчивость, наивность или неопытность покупателя. Также они нередко обещают быструю и простую сделку, выгодную цену, занижая ее в несколько раз. К сожалению, многие люди попадаются на громкие обещания.

Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы. Например, не так давно были распространены телефонные звонки или смс, в которых аферисты сообщали своим жертвам о выигрыше нового автомобиля. Но чтобы его получить, нужно было заплатить некую сумму – они называли ее налогом или залогом. После получения денег они пропадали.

Сегодня данный вид мошенничества уже не популярен, так как он получил большую огласку, и жертвы перестали «вестись». Однако есть такие схемы, при которых выявить попытку обмана достаточно сложно. Их часто используют при продаже автомобиля.

Краденый автомобиль

Самый распространенной схемой мошенничества является продажа краденого автомобиля.

Мошенники продают транспортное средство по сказочно низкой цене, объясняя это тем, что им якобы срочно понадобились деньги – отдать долги, оплатить операцию, уехать.

Во время осмотра автомобиля они стараются поторопить и отвлечь покупателя, не дают сосредоточиться и оценить состояние машины, проверить документы.

При продаже краденого автомобиля мошенники оформляют поддельные документы и перебивают номер кузова. Выявить данный вид мошенничества достаточно сложно, такие автомобили можно приобрести даже в автосалонах.

Чтобы не попасться в руки аферистам, следует как можно тщательнее проверять номера кузова, двигателя и прочих деталей.

Если хотя бы одна цифра бледная, замазанная, плохо просматривается, то стоит воздержаться от покупки.

Предоплата

Еще одной мошеннической схемой является требование предоплаты. Продавец объясняет это тем, что он хочет быть уверенным в намерениях покупателя. Другой вариант – после первого осмотра он просит внести незначительную предоплату, чтобы машина осталась именно за этим покупателем. После получения денежных средств мошенники пропадают, а объявления о продаже исчезают.

Также встречаются случаи с внесением аванса за несуществующий автомобиль.

Мошенники заверяют покупателя, что автомобиль находится за границей, и для его поставки, растаможивания и оформления требуется предоплата.

В качестве доказательств клиенту предоставляют договора с подписями, печатями и юридическими адресами компании, предоставляющей подобные услуги. После получения аванса продавец исчезает.

Чтобы не лишиться денег, нужно тщательно проверять документы на автомобиль и документы продавца, только после этого передавать денежные средства и обязательно оформить расписку. В ней необходимо указать паспортные данные, цену автомобиля, условия расторжения сделки, дату подписания и прочие данные. Также следует заверить расписку у нотариуса.

Продажа по доверенности

© flickr.com, State Farm

Мошенники могут предложить приобрести хороший и недорогой автомобиль по доверенности. Они скажут, что доверенность – это необходимая и временная мера, а договор купли-продажи обязательно будет оформлен через несколько дней. Однако когда они получат деньги, а новый владелец заберет автомобиль, то аферисты объявляют его в розыск.

Также мошенники могут попросить заключить договор купли-продажи со «знакомым» или «проверенным» человеком, а потом выяснится, что документы поддельные.

Чтобы обезопасить себя, следует передавать денежные средства продавцу только после оформления договора купли-продажи, снятия автомобиля с учета в ГИБДД и переоформлении его на другого собственника. Любые другие способы продажи продавец сможет оспорить в суде, а покупатель лишится и денег, и автомобиля.

Кредитный автомобиль

Иногда недобросовестные продавцы пытаются продать автомобиль, находящийся в залоге или за который не выплачен кредит. Если покупатель купит такое транспортное средство, то его предыдущий владелец сразу же перестанет платить банку.

Верным признаком попытки продать кредитный автомобиль является отказ продавца предоставить оригинал паспорта транспортного средства. Мошенник может показать копию ПТС, но этому нельзя верить ни в коем случае.

Банк вправе объявить такой автомобиль в розыск и забрать его за неуплату, и новый владелец останется без денег и без машины. При этом наказать недобросовестного продавца сложно, практически невозможно.

Покупка в автосалоне

Следует быть осторожным, приобретая автомобиль даже в известном специализированном салоне. Во-первых, есть риск приобрести его по завышенной цене. Во-вторых, можно нарваться на «битый», «утопленный» или «сгоревший» автомобиль – его косметически восстанавливают, а автосалон умалчивает о его прошлом.

В-третьих, нередко в салонах навязывают множество совершенно ненужных услуг – например, страхование двигателя, проверку «юридической чистоты» и так далее. В-четвертых, при покупке автомобиля в автосалоне в кредит стоит обращать внимание на процентную ставку, условия и дополнительные платежи.

Если по необъяснимым причинам ставка низкая, стоит отказаться от покупки.

Стоит помнить, что любой уважающий свою репутацию и своих клиентов автосалон должен дать гарантию на автомобиль без дополнительной оплаты.

Заядлые автомобилисты Подольска: «Машина – это друг, который не подведет»>>

Проверка документов

© Фотобанк Московской области, Николай Корешков

Приобретая автомобиль, стоит очень внимательно проверять документы на него и документы продавца. При покупке необходимо проверить:

– паспорт транспортного средства (ПТС);

– регистрационное свидетельство транспортного средства (СТС);

– все дополнительные документы;

– сервисную книжку с историей техобслуживания;

– разрешение на продажу машины от члена семьи, если у авто совместная собственность;

– паспорт продавца;

– водительские права продавца.

Рекомендуется сфотографировать все документы и проверить их подлинность на специализированных сайтах. При возникновении малейших сомнений стоит либо отказаться от сделки, либо проконсультироваться со специалистами, которым можно доверять.

Сайт Госавтоинспекции

Прежде чем приобретать автомобиль, обязательно следует проверить его «юридическую чистоту», а также то, не находится ли он в розыске. Для этого лучше всего воспользоваться сайтом Госавтоинспекции. В разделе «Проверка автомобиля» можно получить информацию по следующим пунктам:

– нахождение автомобиля в федеральном розыске ГИБДД;

– наложение на автомобиль ограничений на регистрационные действия;

– выдача информации по регистрационной истории ТС;

– информация о возможном участии автомобиля в зарегистрированных ДТП.

Для проверки автомобиля нужно ввести в соответствующее поле его идентификационный номер (VIN-код), при его отсутствии – номер кузова или шасси. Проверка на сайте бесплатная и не требует предварительной регистрации.

Сайт Федеральной нотариальной палаты

На сайте Федеральной нотариальной палаты покупатель может проверить, не находится ли автомобиль в реестре о залогах движимого имущества. Поиск производится как по VIN-коду, так и по паспортным данным хозяина автомобиля.

На данном ресурсе база данных не полная, поэтому следует дополнительно проверить продавца на сайте Федеральной службы судебных приставов fssprus.ru. Здесь можно бесплатно проверить информацию о задолженностях продавца и наложенных на него ограничениях.

Проверка паспорта

Для проверки подлинности паспорта продавца можно воспользоваться базой данных Миграционной службы РФ. Для этого нужно знать серию и номер документа, сервис бесплатный.

Подольские байкеры: про «Вольницу», стереотипы и «мототоксикоз»>>

Техническая проверка автомобиля

© flickr.com, EV Stories

Обязательно следует проверить состояние автомобиля. Для этого лучше всего обратиться к специалистам автосервиса, которым можно верить. Проверить необходимо кузов, двигательный отсек, багажник, салон. Нужно убедиться, что двигатель и электроника в хорошем состоянии, что машина не «битая» и не «утопленная».

Правила безопасности

Приобретая подержанный автомобиль, не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности. Не нужно верить в «подарки судьбы», в «сказки» продавцов и в «смешные» цены.

Не стоит на осмотр машины брать «знающего» друга или любого другого советчика. Лучше воспользоваться услугами профессионала, который за небольшую сумму сможет адекватно оценить состояние автомобиля.

Если при встрече с продавцом, при осмотре машины, при проверке документов или даже во время оплаты возникают сомнения – пусть даже смутные и необоснованные, то лучше отказаться от сделки.

План ремонта автомобильных дорог общего пользования в Подольске на 2017 год>>

Источник: https://podolskriamo.ru/article/60257/kak-izbezhat-obmana-pri-pokupke-poderzhannogo-avtomobilya.xl

Транспортный налог на автомобиль, которого нет

Могут ли новые хозяева продать автомобиль, если я не получил денежные средства?

БЕЗ ОПЛАТЫ получить мою юридическую консультацию? КЛИКАЙТЕ СЮДА!

Если вам понравится изложенный материал, поделитесь им с вашими знакомыми, нажав кнопку, указанную ниже

Казалось бы: какой еще транспортный налог на автомобиль, которого нет? Нет автомобиля — нет налога. Есть автомобиль — есть транспортный налог. Всё вроде бы просто. Однако просто, да не совсем.

Уже несколько постов на эту тему мной написаны:

Но при этом не перестают возникать вопросы аналогичные, указанному в заголовке статьи.

Попробуем снять данные вопросы еще раз, более акцентированно.

Объектом налогообложения транспортным налогом является автомобиль (это не единственный объект налогообложения транспортным налогом, но мы рассматриваем только его), зарегистрированный в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ключ к определению того, надо ли платить транспортный налог, кроется в определении ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ.

Если автомобиль зарегистрированный, т.е. стоит на учете в органах ГИБДД, то абсолютно неважны  и не имеют никакого значения следующие обстоятельства:

  1. Существует ли автомобиль физически или нет (сгорел, утонул, растворился в воздухе и т.п.).
  2. Является ли он исправным или неисправным.
  3. Разобран он на запчасти или же он стоит целехонький.
  4. Эксплуатируется он вами регулярно или постоянно стоит в гараже (на стоянке, в амбаре и т.п.).
  5. Выглядит он как новенький или же представляет собой груду металла: хоть ржавого, хоть искореженного, хоть позолоченного, хоть какого.
  6. Эксплуатируете ли вы его сами непосредственно или же вы «продали» его генеральной доверенности.
  7. Застрахован ли автомобиль от угона, ущерба, или нет.
  8. Застрахована ли гражданская ответственность владельца автомобиля или нет.
  9. Пройден ли технический осмотр этого автомобиля или не пройден.
  10. Эксплуатируется ли автомобиль в «домашнем» регионе или же он эксплуатируется в регионе, отличном от места регистрации.
  11. Имеются ли на автомобиле государственные регистрационные знаки или же их нет по причине того, что они утеряны (украдены, скручены, испорчены и т.п.).
  12. Передан ли он кому-либо в аренду (с экипажем или без экипажа) или нет.
  13. Используется ли этот автомобиль в служебных целях на работе или нет.
  14. Выплачивается ли владельцу автомобиля компенсация расходов за использование личного автомобиля в служебных целях или нет.
  15. Принадлежит ли автомобиль физическому лицу, физическому лицу, зарегистрированному в качестве предпринимателя, или юридическому лицу.
  16. Заключили ли вы с кем-либо договор купли-продажи автомобиля и обе стороны этот договор уже исполнили.
  17. И так далее… Список можно продолжать.

Во всех перечисленных выше случаях транспортный налог должен уплачиваться тем лицом, на чьё имя этот автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД.

До того момента пока в свидетельстве о регистрации транспортного средства указаны ваши данные (для физического лица — ФИО и адрес регистрации, для юридического лица — наименование, ОГРН, юридический адрес) ссылаться на любое из перечисленных выше обстоятельств с целью исключения вашей обязанности по уплате транспортного налога на автомобиль  — АБСОЛЮТНО БЕСПОЛЕЗНО.

Только в трех случаях вы не должны уплачивать транспортный налог на ваш автомобиль:

  1. Автомобиль не стоит на учете в органах ГИБДД (вы еще не поставили автомобиль на учет или же вы уже сняли его с учета). При этом причина, почему автомобиль не стоит на учете, никакого значения не имеет и не влияет на отсутствие обязанности уплачивать транспортный налог. См. статью «Транспортный налог и транзитные номера (регистрационные знаки «ТРАНЗИТ»).
  2. Автомобиль был угнан или похищен и эта информация вами доведена до органов полиции и подтверждается соответствующими документами. См ст. «Налог на угнанный автомобиль».
  3. Наличие льготы, установленной региональным законом о транспортном налоге, согласно которой владелец автомобиля освобожден от уплаты транспортного налога.

И ВСЁ…

Теоретически можно рассуждать о закравшихся в регистрационные данные каких-то ошибках, или же представлении подложных документов от Вашего имени, но это всё весьма сомнительно.

Резюмируя смысл настоящей статьи применительно к ее теме, следует отметить следующее

АВТОМОБИЛЬ, КОТОРОГО НЕТ (в разрезе уплаты транспортного налога) — это НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, НЕ СОСТОЯЩИЙ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ ГИБДД.

Если вам понравился изложенный материал, поделитесь им с вашими знакомыми, нажав кнопку, указанную ниже

ВНИМАНИЕ! С 20 ноября 2017 года ответы на Ваши вопросы в форме комментариев будут предоставляться ТОЛЬКО путём безоплатной юридической консультации, у которой есть условия

ХОТИТЕ БЕЗ ОПЛАТЫ получить мою юридическую консультацию? КЛИКАЙТЕ СЮДА!

Источник: http://www.chtodelatesly.ru/transportnyj-nalog-na-avtomobil-kotorogo-net/

Доверил по доверенности. «Продал автомобиль, через пять лет получил иски за чужое ДТП, требуют более 400 миллионов рублей»

Могут ли новые хозяева продать автомобиль, если я не получил денежные средства?

В весьма неприятную историю попал минчанин Александр Пинязик. Он продал по генеральной доверенности старенький Ford Sierra. Покупатель уверял, мол, переоформит машину на себя. Но через пять лет оказалось, что де-юре Александр по-прежнему является собственником автомобиля.

И только потому, что он считается владельцем источника повышенной опасности, теперь должен оплатить ущерб, нанесенный в результате чужого ДТП. «Общая сумма по трем предъявленным искам составляет более 400 миллионов рублей! Я получил жизненный нокаут: из-за обыкновенной формальности теперь должен огромную сумму.

Уже наложены аресты на мой дом в деревне и автомобиль. Что делать?» — в отчаянии спрашивает мужчина.

— В 2007 году я решил продать Ford Sierra, который нуждался в ремонте и был не на ходу, — рассказывает Александр Анатольевич. — Покупатель предложил оформить генеральную доверенность, пообещав потом поставить автомобиль на учет на свое имя. В общем, я поверил. Через некоторое время мы созвонились и он заверил меня, что машину перерегистрировал. На этом я и успокоился.

Надо сказать, что в то время еще не было камер скорости и сделки по «продаже автомобилей по доверенности» (намеренно берем фразу в кавычки, поскольку такой процедуры по закону не существует) были довольно распространены.

Однако при этом формальные владельцы транспортного средства, которым они реально уже не обладали, не учитывали важную особенность законодательства. Иначе они бы все же потратили день-другой для оформления купли-продажи.

Последствия незнания законов редко афишируются, но получаются не менее показательными. История Александра Пинязика — одна из таких. В 2012 году минчанин совершенно случайно узнал, что Ford Sierra по-прежнему зарегистрирован на его имя: «Меня остановил сотрудник ГАИ. Стал что-то проверять по базам и сообщил, что автомобиль до сих пор зарегистрирован на мое имя. Я уже совсем забыл о нем!»

Мужчина забеспокоился и стал узнавать, где «его» машина. Впоследствии выяснилось, что она находится у молодого жителя Климовичей. «Причем автомобиль он тоже купил.

Но только не у мужчины-покупателя, а у неких его родственников. Молодой человек передал деньги, а взамен получил расписку от руки. Я пошел в милицию, хотел найти контакты.

Далее планировал все-таки переоформить машину по закону», — подчеркивает минчанин.

Но эти действия уже были запоздалыми. Через несколько недель Александра Пинязика вызвали в суд Климовичского района. Иск? Компенсация? За что? Сначала мужчина решил, что это недоразумение. Однако чем больше он погружался в ситуацию, тем больше понимал — все очень и очень серьезно.

— Оказалось, что новый владелец автомобиля, тот самый молодой человек из Климовичей, ездил на машине без техосмотра и даже обязательной страховки, — продолжает Александр Анатольевич. — Одним осенним днем 2010 года он совершил наезд на пешехода, что стало отправной точкой судебного процесса.

Авария случилась 23 ноября 2010 года на ул. 50 лет СССР в Климовичах. Молодой водитель Ford Sierra сбил женщину. У той были диагностированы переломы обеих костей голени.

Впоследствии эти травмы признали тяжкими. А медицинская комиссия назначила потерпевшей вторую группу инвалидности.

Возбудили уголовное дело по части 2 статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Не будем вдаваться в нюансы расследования аварии. То, что дело дошло до суда, говорит само за себя. Отметим также, что водитель во время заседания вину не признал. Однако его приговорили к исправительным работам и лишению водительских прав.

Про компенсацию нужно рассказать отдельно. Во время заседания Климовичского районного суда представители истицы попросили взыскать средства за поврежденное пальто (2,6 млн рублей), транспортные расходы потерпевшей к месту лечения и обратно (6,1 млн), лекарства (5,4 млн), юридическую помощь (85 млн), а также в счет возмещения вреда здоровью (241 млн).

При чем тут бывший владелец Ford, спросите вы. Дело в том, что юридически на момент аварии именно он являлся собственником автомобиля.

А по статье 948 Гражданского кодекса граждане, «деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании».

Только не нужно думать, что это некая уловка! Напротив, во время подобных заседаний всегда выясняется, кому по документам принадлежит автомобиль. Даже если уголовное дело возбуждено не было, у потерпевшего всегда есть возможность подать гражданский иск, апеллируя к этой норме.

Оба ответчика иск не признали. Водитель, в частности, объяснил, что не считает себя виновным в ДТП. А Александр Пинязик — что в реальности не являлся владельцем источника повышенной опасности (того самого злополучного Ford Sierra).

Однако суд постановил взыскать с водителя 91,7 млн рублей (сюда вошли стоимость поврежденного имущества потерпевшей, лекарств, расходы по оказанию юридической помощи и оплата проезда), а также госпошлину и расходы по оплате услуг представителя в суде. Для сравнения: Александру Пинязику, кроме оплаты госпошлины и услуг представителя, нужно выплатить 241 млн рублей за вред, причиненный здоровью потерпевшей.

Другой иск поступил от Белорусского бюро по транспортному страхованию. Эта организация после ДТП выплатила потерпевшей компенсацию (в 109 млн рублей) и выставила регрессный иск, что является стандартной процедурой в таких случаях (ведь машина не была застрахована по «автогражданке»). Выплата данной суммы также ложится на плечи собственника автомобиля.

По словам Александра Пинязика, был еще третий иск, по которому предстоит выплатить около 40 млн рублей. То есть в итоге мужчина должен более 400 млн.

— Очень интересно получается: водитель признан виновником ДТП, реально машина принадлежит ему, а выплачивать бóльшую часть компенсации женщине, которую я никогда не видел (в суде ее интересы представляли дочь и адвокат), должен я! — возмущается экс-владелец Ford.

— И расскажите, в чем я виновен? Что продал машину, не оформив документы? Но меня нагло обманули! Это был не автомобиль, а корыто, не на ходу. Чтобы снять его с учета, потребовалось бы везти в ГАИ, нанимать эвакуатор.

А покупатель умолял обойтись без этого, обещал все оформить самостоятельно.

По сути, дело в простой формальности. Смысл введения нормы об ответственности владельца транспортного средства в Гражданский кодекс очевиден: раз доверяешь кому-то потенциально опасный объект, то постарайся контролировать обращение с ним.

Это своеобразное перекладывание ответственности, не лишенное смысла в условиях, когда автомобиль стал массовым явлением. Другой вопрос, что этот механизм не работает эффективно.

Часто за рулем машин оказываются люди случайные, а отвечает за их действия мало причастный (или совсем не причастный) к произошедшему человек.

— Не представляю, как смогу выплатить хотя бы часть долга! — минчанин объясняет, что числится в одном из банковских отделений обычным рабочим. — Моя ежемесячная зарплата — всего 5 млн рублей, у жены и того меньше — 4 млн.

К Александру Пинязику уже приходили судебные исполнители, наложен арест на дом и земельный участок в Стародорожском районе, которые достались ему по наследству от родителей, а также на автомобиль Renault Megane (2008 г. в.).

— Говорят, могут высчитывать 70% зарплаты, — рассказывает мужчина. — Так сколько у меня тогда останется? Миллион, два? А мне еще семью содержать, дочь с мужем живут с нами, у них недавно родился второй ребенок. Нужно помогать внукам! Мне 54 года, работать по ночам не могу, здоровье уже не позволяет.

Минчанин все же не сдается, пытается обжаловать решение суда, пишет апелляции, доказывает, что отношения к произошедшему не имеет. Однако по документам владельцем автомобиля является он, и ничего здесь не попишешь! Все его аргументы наталкиваются на этот железобетонный факт.

В статье 948 Гражданского кодекса есть оговорка: если источник повышенной опасности выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц, то владелец не отвечает за вред. Речь об угоне или краже (это разные понятия) автомобиля. Однако в данном случае говорить об этом неуместно, считают юристы: «Ведь изначально транспортное средство было передано добровольно».

Впрочем, у Александра Пинязика есть шанс отбиться от иска. Существует постановление пленума Верховного суда (от 01.10.2008 г.

) №7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств», в котором сказано: «Судам надлежит принимать меры к разрешению гражданских исков, имея при этом в виду, что в качестве гражданских ответчиков должны привлекаться владельцы транспортных средств, поскольку в соответствии с законодательством обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на владельца этого источника, то есть на организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности как в силу права собственности или оперативного управления, так и по другим основаниям (по доверенности, договору аренды и т. п.) (ст. 948 ГК)».

…Это не единичный случай, когда основную финансовую нагрузку иска несут владельцы автомобилей, потерявшие машину из виду. Нежелание погрузиться в бюрократический процесс спустя время оборачивается большими проблемами.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/01/20/sud-287

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Могут ли новые хозяева продать автомобиль, если я не получил денежные средства?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Юридический спектр
Добавить комментарий