Могу ли я продать свой автомобиль, если он после угона находится у меня на ответственном хранении?

Законно купленные машины забирают у владельцев как вещдоки – МК Саратов

Могу ли я продать свой автомобиль, если он после угона находится у меня на ответственном хранении?

Десятки автовладельцев в Саратове охвачены паникой

Причём производится изъятие настолько странным образом, что заставляет встревоженных людей объединяться в группы, искать помощи у юристов и в прокуратуре, писать обращения на сайт Президента России и спикера Госдумы. В том, что происходит, попытался разобраться корреспондент «МК» в Саратове».

«Сейчас будет задержание»

Рассказ моей собеседницы Галины БАХМАТОВОЙ звучит как несмешной анекдот:

— Вечером 18 апреля мне позвонил какой-то мужчина, представившийся старшим лейтенантом полиции из городского ГИБДД, сообщил, что приехал к моему дому за моей машиной (!), но не нашёл её и теперь желает немедленно встретиться.

Сказал, что руководство поставило ему задачу срочно найти мой автомобиль, при этом причину он точно не знал: «То ли у вас слишком много штрафов, то ли кто-то ездит под вашим номером» (у меня сохранилась запись этого телефонного разговора, как и всех последующих диалогов с якобы сотрудниками полиции). Я пришла в недоумение, поскольку все свои штрафы оплачивала вовремя. Звонивший замялся, пояснил, что подробностями не владеет, так как он «сотрудник низшего звена». Мне это показалось очень странным, и я ответила, что буду реагировать только на официальные уведомления или повестки.

Встревоженная Галина связалась с дежурной частью городского отдела ГИБДД, затем приехала в отдел, где услышала, что её автомобиль suzuki SX4 sedan, приобретённый в августе 2017 г.

у менеджера автосалона «Гепард-Авто», является вещественным доказательством по уголовному делу о мошенничестве. Поэтому надо срочно ехать в Управление МВД по Саратову и там давать пояснения следователю.

Владелица suzuki позвонила своему адвокату и решила, что следователь должен вызвать её повесткой.  

Вскоре последовал ещё один звонок: человек, называвший себя сотрудником отделения розыска полка ДПС по имени Рушан, настаивал, чтобы Галина немедленно приехала в УМВД. При этом он заявлял, что «машина находится в розыске, сейчас будет задержание, вызов следственно-оперативной группы и изъятие автомобиля с помощью эвакуатора».

— Я нашла в интернете информацию о том, что в автосалоне «Гепард-Авто» обманывали клиентов, сдающих туда свои машины на комиссию, то есть для продажи, — говорит Бахматова.

— Авто продавали, но деньги людям якобы не возвращали, поэтому ещё в прошлом году было возбуждено уголовное дело и заместитель гендиректора фирмы «Феникс», занимающейся продажей машин из автосалона, Сергей ВЬЮНОВ находится под домашним арестом.

Но при чём тут я? Машина приобретена законным путём и зарегистрирована в МРЭО ГИБДД. Если у следователя есть ко мне вопросы, пусть приглашают на законном основании.

Этот Рушан опять звонил мне и добивался встречи, якобы чтобы передать повестку — с какой стати это делает инспектор ГИБДД и почему я должна ему верить? Очень странно ведут себя в данной ситуации сотрудники органов внутренних дел!

Свидетели или потерпевшие?

Благодаря своевременной консультации с адвокатом Галина Бахматова пока осталась при своём автомобиле — ей в итоге даже оставили машину под сохранную расписку (хотя моя собеседница не уверена, что её больше не будут беспокоить). Другим владельцам машин из злополучного «Гепард-Авто» повезло гораздо меньше.

Николай ещё в конце 2016 г. выставил на продажу в «Гепард-Авто» старый «опель», принадлежащий жене. Машину продали, но деньги за неё вернули лишь частично: то бухгалтера не было, то ещё возникали какие-то проблемы. В конце концов, уговорили взять из салона другую машину по собственному выбору.

18 апреля нынешнего года поздним вечером вдруг позвонили сотрудники ГИБДД, приехали к дому, потребовали документы на машину и пригласили супругов проехать в городской УМВД. Там их опросил оперуполномоченный службы по борьбе с экономической преступностью, жену сфотографировали на фоне машины и пожелали счастливо добраться домой… на такси.

Ошеломлённым хозяевам сказали, что их машина находится в розыске и теперь арестована, за всеми разъяснениями обращаться к следователю. 

Ещё более интересная история случилась с жительницей Воскресенского района Мариной СВИТИНСКОЙ. Когда осенью 2017 г. она покупала машину на авторынке на Вольском тракте, то ни о каком «Гепард-Авто» ничего не слышала. Вопрос возник лишь 26 апреля: к ней в гости пожаловал оперативник из Саратова в компании местного участкового.

— Мне издалека показали постановление об изъятии машины, нужной следствию как вещдок,— говорит Марина.— Стали что-то объяснять: дескать, совершены мошеннические действия и тому подобное. Я ответила, что меня это не интересует, машина моя на законном основании и никому её отдавать не собираюсь.

Трудный разговор длился до вечера, на меня оказывали психологическое давление, говорили, что сейчас приедет группа с постановлением на обыск и перевернёт всё село в поисках машины. Оба сотрудника полиции клялись: машину изымают всего на три дня для проведения ряда экспертиз. Каких именно экспертиз, они пояснить не могли.

При этом я услышала, как наш участковый разговаривает по телефону с райотделом внутренних дел, от него требовали доставить машину во что бы то ни стало. В конце концов я не выдержала натиска и сдалась. Теперь понимаю, что меня просто запугали. Сама отогнала автомобиль во двор райотдела, где она до сих пор и стоит.

Характерная черта: изъятие происходило без понятых. 

Через некоторое время после нашего разговора Свитинская позвонила мне и сообщила, что её машина из двора райотдела исчезла в неизвестном направлении — сотрудники местной полиции ничего внятно пояснить не могут.

Сейчас владельцы машин, оказавшихся вещдоками и изъятых по этой причине, находят друг друга и собираются в группу, чтобы вместе защищать свои интересы. Таких людей уже более двух десятков.

Они не понимают, кем себя считать — свидетелями по уголовному делу, в которое попали не по своей воле, или потерпевшими? Практически все выражают недоумение действиями сотрудников полиции: к кому-то оперативники приехали, назвавшись работниками компании по автострахованию, другим сообщили, что к ним в дом пришли на основании заявления об угоне автомобиля, поступившего от некой гражданки, и так далее.

Среди владельцев изъятых авто пошли слухи: якобы некоторые машины уже возвращают их прежним хозяевам, тем, кого «кинули» в «Гепард-Авто».

Что это означает? Если пострадавших от мошенничества много (по некоторым данным, их порядка ста десяти человек), расследование уголовного дела может затянуться на годы! Где всё это время будут находиться вещдоки на колёсах и что с ними может произойти за это время? Почему нельзя оставить их на ответственное хранение последним в цепочке законным владельцам? Эти вопросы закономерно адресовать следователям.

Сергей ГУК, которому машину сначала оставили под ответственное хранение, а затем всё же изъяли, так и сделал: позвонил старшему следственной группы ДОБРОВОЛЬСКОЙ.

Он сказал мне, что получил подтверждение того, что его машина передана на хранение «другому лицу» — из разговора следовало, что, видимо, этим лицом является прежний владелец, который пользоваться автомобилем не может, поскольку не имеет на него никаких документов.

Добровольская объяснила, что такое решение принято потому, что некоторые из нынешних владельцев прямым текстом заявляли ей: они лучше продадут авто на запчасти или просто уничтожат, чем отдадут. Вот такого градуса напряжения достиг накал страстей.   

Ещё один из моих собеседников, Антон, сказал, что работает торговым представителем и теперь вынужден срочно брать кредит, чтобы приобрести другой автомобиль, поскольку без колёс выполнять свои обязанности не может. Другие жаловались на то, что, приобретая подержанные машины, вкладывали деньги в их ремонт и техобслуживание — кто будет возмещать эти расходы?

Инструкция специалиста

Вадим МИХОЛАП, юрист, считает, что прежде всего в данной ситуации надо ответить на главный вопрос: насколько правомерны действия сотрудников полиции?

— На первый взгляд, во всём этом нет ничего особенного. Машины являются вещественными доказательствами по уголовному делу о мошенничестве, и руководитель следственной группы выносит постановление об их изъятии.

Но поскольку такие вещдоки, будучи весьма громоздкими и объёмными, в материалах дела храниться не могут, законом предусмотрено, что они могут быть переданы на ответственное хранение законному владельцу (с правом или без права пользования, по этому поводу тоже принимается отдельное решение).

Теперь вопрос: кто в нашей ситуации является законным владельцем? У добросовестных покупателей есть основания считать, что именно они владеют приобретёнными и зарегистрированными на их имя автомобилями по праву. Соответственно, и находиться вещдоки на колёсах должны у них.  

Вадим Витальевич также отметил, что изъятие вещдоков, насколько ему известно, проводится по другой процедуре. Владельца машины-вещдока приглашают официальным извещением к следователю, разъясняют ситуацию и ставят в известность о решении забрать автомобиль.

При этом у человека есть право заявить о несогласии с таким решением и ходатайствовать об оставлении машины у него на ответственном хранении.

Отказ в данном ходатайстве тоже должен быть предоставлен в письменном виде, что даёт возможность обратиться в суд для защиты своих прав.

— Что же получается сейчас? — говорит юрист. — Владельцев машин ловят, как каких-то преступников, вводят их в заблуждение относительно намерений полиции, хотя никто из этих людей, добросовестных покупателей машин, не совершил ничего противозаконного.

Таким образом, единственная возможность вернуть свой автомобиль — заявить ходатайство о передаче на ответственное хранение и получить ответ, который можно оспорить в суде. При этом, предупреждает Михолап, нужно быть готовым к тому, что следователь по каким-то причинам может ходатайство не принять, в этом случае необходимо проявить разумную настойчивость.

К такому же методу придётся прибегнуть и тем владельцам, которые на сегодняшний день ещё не отдали своих автомобилей — скрывать их от следствия до бесконечности не удастся, да и нет в этом необходимости.

Из ГУ МВД РФ по Саратовской области нам ответили:

— По данному уголовному делу транспортные средства были переданы владельцам либо вторым или третьим приобретателям (после потерпевшего) на ответственное хранение до окончания производства по делу и принятия окончательного решения судом.

Как это понимать, предоставляем решать каждому самостоятельно.

Получается, что от деятельности автосалона «Гепард-Авто» и фирмы «Феникс» пострадали уже две стороны — те, кто сдавал свои автомобили на комиссию и на продажу, и те, кто эти автомобили покупал.

Источник: https://saratov.mk.ru/social/2018/05/15/zakonno-kuplennye-mashiny-zabirayut-u-vladelcev-kak-veshhdoki.html

Вступили в силу новые правила регистрации машин

Могу ли я продать свой автомобиль, если он после угона находится у меня на ответственном хранении?

Напомним, что случайное присвоение номеров при регистрации автомобиля, до сих пор применялось лишь в Москве. Таким образом, старались избежать коррупционной составляющей, связанной с покупкой красивых номеров.

Суть этого способа в том, что номер присваивает компьютер, выбирая его из всех имеющихся в наличии случайным образом. Инспектор до последнего момента не знает, какой номер будет присвоен тому или другому автомобилю.

Теперь эта практика станет обязательной для всех регистрационных подразделений.

Эксперт прокомментировал новые правила регистрации автомобилей

Кроме того, увеличен в два раза, то есть до 360 суток, срок хранения регистрационных знаков. Многие автомобилисты при продаже своей машины хотят сохранить номера, чтобы перевесить их на новый автомобиль.

Кому-то нравится сочетание букв и цифр, а для кого-то это – необходимость, ведь все пропуски на различные территории оформлены на старый номер. Проще сохранить регистрационный знак, чем поменять документы на въезд.

При этом срок 360 дней автоматически распространяется и на те знаки, которые уже лежат на хранении в ГИБДД. Такого срока точно хватит на то, чтобы приобрести новый автомобиль и поставить его на учет.

Примечательно, что отдать знаки на хранение можно даже в том в случае, когда регистрация аннулирована. Напомним, что прекращение регистрации возможно не только по криминальным причинам.

Если внесены изменения в конструкцию транспортного средства, не соответствующие требованиям безопасности, ее также могут аннулировать. Например, на машину установили лебедку или кенгурин.

Даже установленное кустарным способом газобаллонное оборудование может считаться опасным внесением изменений в конструкцию. На него точно никаких свидетельств о безопасности не получишь.

: Что сейчас производят на легендарном заводе ЗАЗ

Кстати, упростился порядок внесения сведений о замененном двигателе автомобиля – если он был того же типа и модели, что и прежний. До сих пор надо было также получать сертификат о безопасности конструкции.

Хотя, по сути, факта внесения изменений в конструкцию не было. Теперь такой сертификат не потребуется.

Достаточно представить автомобиль на осмотр, по результатам которого сведения о номере двигателя будут внесены в паспорт транспортного средства и информационные системы Госавтоинспекции.

Напомним, что регистрация также аннулируется, если стало известно о смерти собственника транспортного средства или прекращении деятельности юридического лица, которому принадлежал автомобиль.

Ранее в проекте документа было прописано, что аннулирование не применяется, если автомобиль более пяти лет стоял на учете. Например, машина была поставлена на учет по подложным документам и пять лет простояла на этом учете. Спустя эти пять лет автомобиль считался бы легализованным.

Президент подписал закон о регистрации автомобилей без посещения ГИБДД

Этот пункт убрали. Ведь здесь четких сроков для следствия нет. Течение срока может прерываться. Поэтому, даже если через десять лет выяснится, что машину поставили на учет по подложным документам, то ее регистрация может быть прекращена.

Но в документе также прописан и порядок отмены аннулирования, чего ранее не было.

Так, например, если изменения в конструкцию были устранены, автовладелец получил свидетельство о соответствии требованиям безопасности, он обращается в любое регистрационное подразделение и получает новое свидетельство о регистрации и новые знаки, если не оставил на хранение прежние.

Упрощен и порядок прекращения регистрации в случае хищения автомобиля или отказа собственника на застрахованное имущество. Первое сделано, потому что сейчас человеку, у которого угнали машину, сложно от нее избавиться на бумаге. Не имея машины, ему приходится платить за нее налоги.

Второе касается аварий. Попал человек в ДТП, машина – под списание. Но чтобы получить по страховке больше денег, он должен передать ее остатки страховщику. А как в таком случае избавиться от собственности на бумаге? Теперь этот порядок прописан.

Какие автомобили Lada выгоднее покупать

Напомним, что прекращением регистрации часто пользуются те, кто продал свою машину, но новый собственник не поставил ее на учет в положенные 10 дней. Ведь при этом штрафы продолжают приходить старому собственнику. Поэтому он мог обратиться в ГИБДД и прекратить регистрацию пока еще числящегося за ним автомобиля.

Однако, восстановить регистрацию мог тоже только он сам. Представим себе: новый собственник просто не имел физической возможности зарегистрировать машину на себя, а когда пришел в ГИБДД, то узнал, что не может этого сделать, потому что регистрация машины прекращена.

И ему приходится вновь разыскивать старого собственника, ехать с ним в ГИБДД, восстанавливать регистрацию и после этого ставить машину на учет на себя.

Теперь новый собственник сам сможет восстановить регистрацию после ее прекращения, предъявив документы о собственности на машину. Как правило, это договор купли-продажи автомобиля.

Кстати, регистрация транспортного средства теперь возможна не только по адресу, указанному в паспорте, но и по свидетельству о регистрации по месту жительства, выдаваемому органами регистрационного учета.

Renault Duster за 500 тысяч рублей: чем он лучше новой “Нивы”

Довольно большие проблемы возникали у тех автомобилистов, у которых машину угнали, перебили на ней номера, а после автомобиль вдруг нашли и вернули собственнику. Такую машину сложно было продать. Ведь в документах указывалось только то, что номера изменены.

И при любых регистрационных действиях необходим был визит к криминалисту. Теперь жизнь владельцев ранее угнанной, но возвращенной техники значительно упростилась.

Все изменения маркировки автомобиля будут указываться в свидетельстве о регистрации в графе “Особые отметки”.

И еще одно важное изменение, которое заработает в полную силу только в следующем году. Машину теперь можно поставить на учет по электронному паспорту. Электронный ПТС вместо бумажного уже начали выдавать некоторые производители на свои машины.

Но пока эти машины не идут в широкую продажу. Однако в следующем году, возможно, бумажные паспорта перестанут оформлять на все производящиеся у нас и вновь ввезенные автомобили.

Эти поправки именно для тех автовладельцев, которые приобретут машину с электронным паспортом.

Правила регистрации транспорта полностью приравнивают электронный ПТС к бумажному. Все регистрационные действия ГИБДД будет проводить и с этим паспортом, если в нем стоит отметка “действующий”.

Впрочем, новый документ полностью не убирает выдачу бумажного ПТС. Если владелец ранее зарегистрированной машины потерял или испортил свой автомобильный паспорт, но по каким-то причинам не хочет получать электронный, он сможет взять в ГИБДД бумажный дубликат ПТС.

Менять бумажные паспорта на электронные в обязательном порядке никого не заставят. Правда, если кто-то вдруг сам этого захочет, он вправе это сделать. Но надо иметь в виду, что бумажный будет считаться недействительным с даты оформления электронного.

Источник: https://rg.ru/2018/10/07/vstupili-v-silu-novye-pravila-registracii-mashin.html

Возвращение угнанного автомобиля. Часть 2. Претензия

Могу ли я продать свой автомобиль, если он после угона находится у меня на ответственном хранении?

Прошел год с того момента, как автомобиль вернули. Машина верой и правдой служила мне, но на ней было ограничение на действия до окончания следствия, что не сильно мешало, т.к. продавать ее не планировал(ПТС после угона заменили на новый, в новом написали что VIN изменен, двигатель заменен, что сулило бы покупателю дисконт при продаже).

За это время ездил давал показания на задержанных угонщиков, ведь у них, как оказалось, при обыске нашли мои личные вещи.

Но как сказал следователь, «никому оно не надо искать преступников», поэтому бандиты сказали: «мы не угоняли», а полиция сказала: «и ладно, закроем дело за отсутствием лиц причастных к преступлению».

Ходом следствия не интересовался, думал вернули и хорошо, что же может случиться, ведь авто у меня и теперь то навряд ли его кто-то отберет.

Спустя год после чудесного возвращения приходит бандеролька из славного города, где колесил мой автомобиль пока находился в розыске.

И что же я вижу в этом письме – это досудебная претензия с копией моей экспертизы автомобиля и распечатками с сайта авито.

Самое интересное – дата постановки авто на учет этой мадам задолго до угона моего автомобиля (почти 3 месяца), интересно, но может у нее есть какое-то объяснение.

Суть претензии такова: я, такая то, мама славно полицейского, разъезжающего на ворованном автомобиле, хочу поиметь с тебя, компенсацию за мои двигатель (который записан в ПТС разбитой машины двойника) и колеса, которые она, по ее мнению, добросовестный покупатель, поставила на мою машину. Подумал бред, неадекватные люди хотят поиметь денег и навряд ли им хватит смелости реально пойти в суд, сходил к адвокату проконсультировался, тот сказал, что определенно проблема может быть.

Спустя полтора месяца пришла повестка в суд, сбегал к адвокату, заключил договор, тот изучил дело и в суд. Первое заседание оказалось вовсе и не заседанием, а беседой с судьей, на которую представитель истицы не явился, через 2 недели назначили заседание.

И так первое заседание суда:

Познакомились с представителем истицы и выслушали его позицию. И сразу началось интересное.

Юрист сходу заявил что автомобиль надо у меня отобрать и поставить на стоянку в какое ни будь специализированное учреждение, ибо могу его испортить, попасть в ДТП, спрятать двигатель, на что я возразил что на автомобиль уже наложено ограничение и он находится у меня на ответственном хранении (запись в ПТС и СТС).

Судья несколько раз спросила точно ли он этого хочет, что видимо пошатнуло его уверенность и он отказался давать ход этому ходатайству. Дальше он поведал историю, как же к истице попал мой автомобиль.

Дело было так: купила женщина битый автомобиль (в боковую часть, это важно), затем отдала его в ремонт в автосервис в некому ИП, инициалы которого юрист не знал, тот его отремонтировал и отдал истице. Та в свою очередь его эксплуатировала и в один прекрасный момент пришла полиция и его отобрала. Как оказалось в автосервисе почему-то автомобиль не отремонтировали, а просто переустановили ее таблички с вин номерами, двигатель и колеса на угнанный автомобиль(мой), о чем она не знала.

На вопрос почему не предъявили претензию этому ИП, сказали, что он умер и они решили сразу мне кинуть претензию.

Юрист оказался настолько подготовленным, что не смог сказать был ли у них договор с этим ИП, что это вообще был за ИП (кроме фамилии от него так и не удалось ничего получить), на вопрос на основании какой статьи я должен отдать истице тоже ответа не последовало.

В процессе юрист истицы уже решил, что денежная компенсация им уже не нужна и написал уточнение, что требуют возврата своего имущества. Вообще много вопросов было к юристу, и самый популярный ответ был «я не знаю». Апофеозом был ответ юриста на очередной вопрос судьи: «я не знаю, но, если хотите позвоню истице и спрошу».

В итоге обе стороны сошлись в том, что надо запрашивать уголовное дело и изучать его, т.к. очень много не понятного и без него не разобраться. В предверии суда было было ожидание, что у них имеется какой-то мощный козырь, который они выложат его и я проиграю дело, но чуда не произошло.

Они пытались получить уголовное дело, но им никто не дал его, ибо истица к уголовному делу процессуального статуса не имеет, поэтому и решили заполучить его через суд. На дает мне покоя одно, истица купила автомобиль, через 3 месяца угнали мой автомобиль и посредством какого-то чудо автосервиса ее битая машина стала моей с перебитыми номерами.

Хозяин автосервиса по каким-то причинам окончил свой жизненный путь еще до изъятия моего авто из ее владения. Сын истицы, напомню, полицейский начальник, да и, собственно, он на автомобиле и передвигался, а зарегистрировал машину просто «на маму». По какой же причине полицейские не стали копать в сторону истицы не понятно, то ли это просто их не желание работать, то ли некое воздействие этого сына, надеюсь изучение уголовного дела хотя бы приоткроет завесу этой тайны. Ожидаем следующего заседания…

[моё] Угон Суд Кража Авто Длиннопост Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Источник: https://pikabu.ru/story/vozvrashchenie_ugnannogo_avtomobilya_chast_2_pretenziya_6571730

«Опыт неприятный, но полезный»

Могу ли я продать свой автомобиль, если он после угона находится у меня на ответственном хранении?

У читателя «Газеты.Ru» Дмитрия Ситникова угнали его Infiniti FX37 2013 года в ночь на 28 июля 2016 года с одного из дворов подмосковного Фрязино. Пропажа обнаружилась на следующий день с утра — вместо автомобиля на парковке его ждали куски разбитого стекла водительской двери.

Автовладелец сразу же вызвал на место сотрудников полиции, которые собрали осколки, сделали снимки и взяли показания. Ключи и документы на автомобиль Ситников также передал стражам порядка. В машине осталась сервисная книжка и полис ОСАГО.

Они, соответственно, пропали вместе с другими ценными вещами, которые находились в салоне.

Однако уже через пять дней автомобиль нашелся, причем полицейские удивились этому не меньше, чем сам автовладелец.

Как нашли

«Мой Infiniti обнаружили уже с другими номерами во дворе в московском районе Дорогомилово, — рассказал Ситников «Газете.Ru». — С тем же разбитым окном. Оказалось, машина была припаркована как-то странно — кто-то из жильцов проявил бдительность, позвонил участковому, а там уже по ориентировкам сработали и полицейские.

Но машину сразу они не забрали — устроили засаду, чтобы дождаться угонщиков, которые вернутся за автомобилем». Так в итоге и случилось».

По словам Ситникова, вскоре на место прибыли двое. Один из них уроженец Чечни. Второй, как выяснилось позже, был покупателем. «Их задержали с поличным, — рассказывает автовладелец. — Продавец сразу в отказ — мол, дождик шел на улице, увидел открытый автомобиль, решил переждать в нем.

Застраховать автомобиль только от полного уничтожения и угона, ограничить пробег и воспользоваться франшизой. А еще обратиться к телематике, которая… →

Приехали эксперты, измазали специальным порошком весь салон, сняли отпечатки пальцев. Автомобиль погрузили на эвакуатор и отвезли в ОВД — кстати, за мой счет.

Там следственные действия продолжались почти до трех часов ночи. Сначала разбирали вещи в автомобиле — часть была моя, некоторые уже чужие. Пропал, к примеру, сотовый телефон. Тем временем сделали дактилоскопическую экспертизу, которая показала, что «продавец» оставил отпечатки по всему салону и под крышкой капота. Так что, видимо, он «пережидал дождик» в моей машине весьма основательно.

Однако сдавать подельников не стал — молчал как рыба, что и усложняло дело. А их ведь минимум трое в цепочке — один взламывает, второй угоняет, третий продает. Перебить VIN (идентификационный номер транспортного средства. — «Газета.Ru) угонщики, к счастью, не успели.

В итоге следователи провели официальное расследование, завершили уголовное дело и отправили материалы на утверждение в прокуратуру.

Кстати, в полиции сказали, что раскрываемость таких случаев просто нулевая. За последнее время это первый найденный Infiniti, так что мне повезло, спасибо бдительным людям».

Однако на этом злоключения автовладельца не закончились — пока получить свой автомобиль он не может. Полицейские разрешили ему только забрать ключи от гаража, и с 2 августа машина до сих пор находится на спецстоянке ОВД в качестве вещдока.

«Для меня важно, чтобы дело передали в суд, — рассказывает автовладелец. — Только после этого я смогу забрать машину под ответственное хранение. Процедура такова: автомобиль отдают мне, снимают с угона, я оплачиваю госпошлину и восстанавливаю свидетельство о регистрации (показывать машину при этом не нужно).

С этим свидетельством я восстанавливаю ОСАГО и делаю новые госномера. После я везу машину к дилеру, там мне прописывают ключи и меняют стекло в двери. Расходы в итоге следующие: по каско машина застрахована, но есть франшиза 30 тыс. руб. Поэтому ремонтирую сам. Заказал стекло за 19 тыс. руб., 5 тыс. руб.

будет стоить восстановление ключей, 500 руб. — стоимость нового полиса ОСАГО.

Еще обязательно потрачусь на дополнительную защиту автомобиля от угона, преступники ведь обошли штатную сигнализацию и дополнительную охранную систему. Поставлю что-нибудь подороже.

И конечно, потерянные вещи и полная мойка салона, чтобы отмыть ее не только после угонщиков, но и от порошка для дактилоскопии. Есть и проблема с пропавшей сервисной книжкой — теперь продать машину будет сложнее».

Кроме того, Ситников будет обязан явиться в суд в качестве свидетеля. В целом водителя это не беспокоит, он надеется помочь стороне обвинения.

Что касается вопросов о том, не жалеет ли он, что машину нашли, автовладелец уверенно отвечает, что лучше так, чем несколько месяцев без колес в полной неопределенности.

Драка подозреваемого в перевозке наркотиков сразу с тремя нарядами полиции. Несколько молодых парней с подозрительными свертками в карманах и изъятый… →

«Чтобы получить страховку, на практике должно пройти три-четыре месяца, — говорит Ситников. – Так, с момента заведения дела об угоне у страховых компаний действует двухмесячный мораторий на оперативные мероприятия: вдруг найдут.

Дальше страховая месяц рассматривает все документы, потом принимает решение и в течение 30 дней после этого должна заплатить. Это означает четыре месяца без машины. Плюс еще вопрос в том, сколько будет стоить новая. У меня машина застрахована на 2 млн руб.

, но по прошествии года страховая сумма снижается на 10%. С франшизой 30 тыс. руб. я отдаю за страховку 120 тыс. руб. в год. В целом, если бы автомобиль не нашли, потерял бы больше денег. Так что я рад, несмотря на то что живу месяц без колес. Опыт неприятный, но полезный.

Жалко, в машине сейчас находиться странно, поэтому, скорее всего, буду продавать».

Что делать, если процесс возврата затянулся

Юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Марат Бикбов пояснил «Газете.Ru», что в целом сроки возврата автомобиля владельцу четко в законодательстве не оговорены, поэтому этот вопрос зависит от позиции следователя.

«В самом худшем случае машину могут вернуть уже после того, как суд рассмотрит дело, — говорит Бикбов «Газете.Ru».

— А могут выдать под ответственное хранение и до того, как суд рассмотрит дело, то есть сразу по завершении следственных действий. Так что какой следователь вам попадется, так и будет.

В целом, конечно, это неправильно, что нет конкретных сроков. Но если процесс затягивается, можно смело жаловаться в прокуратуру. Если у следователя нет мотивов для удержания автомобиля, его вам обязаны вернуть».

Взаимоотношения со страховой компанией

Страхователь обязан передать в страховую компанию полный комплект оригинальных ключей от замков транспортного средства (ТС), полный комплект брелоков от сигнализации, полный комплект ключей от иных противоугонных систем, установленных на застрахованном ТС.

«Исключение составляют случаи, когда они приобщены к материалам уголовного дела или похищены вместе с ТС путем совершения преступлений, — говорит «Газете.Ru» официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

— В случае если ключи, брелоки, метки приобщены к материалам уголовного дела, страхователь обязан предоставить заверенные копии процессуальных документов, которые это подтверждают».

В свою очередь заместитель гендиректора по страховой телематике Meta System Тимур Кузеев обращает внимание «Газеты.Ru», что ранее были случаи, когда страховые компании отказывали в выплате, если отсутствовали документы или комплект ключей был неполным. Но Верховный суд исключил эту практику.

«Что касается размера выплаты, то он зависит от страховой суммы по полису и фактической стоимости автомобиля, также есть износ выплаты, которая рассчитывается пропорционально от срока действия договора и до угона, — говорит Кузеев «Газете.Ru».

— При нахождении ТС сотрудники полиции должны зафиксировать все полученные повреждения. В этом случае заявление об угоне переквалифицируется в противоправные действия третьих лиц и убыток урегулируется по риску «ущерб», если он был застрахован.

Если автомобиль попал в ДТП, это также фиксируется сотрудниками полиции и отдельно в ГИБДД, если имелись вторые участники дорожного происшествия. Эти страховые события должны покрываться в полном объеме».

Если автомобиль нашли после получения выплаты

Дерзкую банду автоподставщиков из пяти человек задержали в Москве. Они работали по стандартной схеме, но смогли обмануть минимум десяток водителей… →

Если автовладелец получил выплату по угону, но автомобиль впоследствии нашли, то в дальнейшем урегулирование будет зависеть от решения страховой компании.

«Если был подписан так называемый абандон и права на ТС перешли в страховую после осуществления выплаты, это уже решение страховщика: снять машину с учета, зарегистрировать на себя, реализовать по своему усмотрению, — говорит Кузеев. — Если в процессе урегулирования страховщика фиксировались иные условия, такие как обязательства возврата выплаты, то, возможно, деньги придется вернуть.

В «АльфаСтраховании» «Газете.Ru» однозначно заявили, что деньги подлежат возврату. «Иначе это будет считаться необоснованной выгодой либо в крайних случаях может трактоваться как попытка страхового мошенничества», — отметил Нехайчук.

По словам экспертов, список лакомых автомобилей для угонщиков зависит от региона. В целом по стране наиболее угоняемые автомобили — это продукция «АвтоВАЗа», Mazda, Toyota, Lexus, Infiniti, BMW, Mercedes-Benz.

Все более популярными у угонщиков становятся корейские марки, в частности Kia Rio и Hyundai Solaris, которые угоняют с целью разбора на запчасти и дальнейшей распродажи по частям.

Эксперты отмечают, что для наиболее эффективной защиты автомобиля следует использовать профессиональные системы спутниковой охраны, которые невозможно просканировать.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2016/08/16_a_10133369.shtml

Добросовестный покупатель остался ни с чем. От действий автохаусов-мошенников больше других пострадают новые владельцы машин?

Могу ли я продать свой автомобиль, если он после угона находится у меня на ответственном хранении?

В деле о мошенничестве автохауса «Автокомпанисевен» набралось 500 пострадавших, примерно столько же добавится после рассмотрения деятельности компаний «Автокороб», «Фрешмоторс» и «Автопапа». Но словом «потерпевшие» в судах называют лишь тех, кто доверил комиссионкам продажу своих машин.

Про тех, кто остался по другую сторону ситуации, — покупателей тех самых авто — слышно не так уж и много. А их ровно столько же, сколько продавцов. Судя по всему, им придется вернуть добросовестно приобретенные автомобили: остаться и без денег, и без покупок.

Мы встретились с двумя девушками, когда-то купившими машины без подозрений, что те могут быть предметами криминальной истории.

Обе наши героини — и Галина, и Ольга — стали обладательницами автомобилей, прошедших через нечестные автохаусы. Сегодня Audi и Honda находятся в их пользовании, а точнее сказать, на ответственном хранении. Что будет завтра — известно.

Из хранителей они превратятся в пешеходов, машины просто заберут, чтобы вернуть продавцам.

Теперь девушки вместе с другими добросовестными покупателями собираются объединиться, чтобы защитить свои права на авто в конфликте «продавец — покупатель» — том самом столкновении, в котором никак не будут участвовать «виновники торжества», возглавлявшие комиссионки.

«По справедливости и по логике такие дела должны решаться между автохаусом и продавцами путем возврата денег, — говорят наши собеседницы. — Но никак не нужно перекладывать проблему на плечи покупателей». И они отнюдь не одиноки в своем мнении.

Есть смысл вспомнить, как работает серая схема нечистых на руку автохаусов. Продавец с мыслями о скорой продаже пригоняет свою машину на стоянку фирмы, заключает договор. Ему обещают отдать деньги за проданный автомобиль в течение определенного срока (в среднем месяца три). При нормальных рыночных условиях за это время находится покупатель и сумму действительно передают.

При ненормальных — деньги по контракту нужно отдавать, а покупателя все нет. В итоге автохаус идет на уловки: например, «зависшие» модели скидывают перекупам по низкой цене, недостающие финансы докладывают из следующих продаж. Деньги же продолжают крутиться, поступают новые машины, бизнес не останавливается.

Однако рано или поздно слишком частое обращение к такому «заимствованию» приводит к критической точке: не находится достаточно следующих клиентов, у которых можно занимать. Клиенты начинают возмущаться, требовать возврата авто или денег. Но это уже становится невозможным, пирамида рушится.

По версии следствия по делу о компании «Автокомпанисевен», деятельность осуществлялась по принципу финансовой пирамиды: если владелец выставил цену в 20 тысяч долларов, компания продавала его за 18, то есть себе в убыток.

Часть денег директор вкладывал в подконтрольные ему фирмы (СТО, грузоперевозки), чтобы заработать и покрыть отрицательное сальдо. Оставшейся частью рассчитывался с предыдущими клиентами. Отрицательное сальдо увеличивалось.

Окончательный ущерб деятельности обвиняемых — 94,23 миллиарда рублей «старыми» ($4,4 миллиона).

История обмана глазами продавцов неоднократно освещалась и обсуждалась. Но есть и другая сторона конфликта — покупатели. Они-то не подозревали о криминальном прошлом машин и оказались не в меньшей степени обманутыми. История Галины началась в кабинетах ее собственного предприятия:

«Один мой коллега летом 2014 года продавал Audi A6. Решила купить, цена была не выше и не ниже рыночной — $11 тысяч в эквиваленте. В начале июля я потратила день на оформление сделки и необходимых документов, и в этот же день, как стало известно позже, главу „Автокомпанисевен“ заключили под стражу.

Вскоре коллега уволился, я обнаружила серьезные проблемы Audi — фактически это была „кукла“ с красивой оберткой и полным развалом внутри. Еще через какое-то время поступил звонок от следователя: „Вы обязаны явиться для разговора“.

Из беседы стало понятно, что ранее машина была продана через автохаус, является предметом судебного разбирательства и ее необходимо на время поставить на штрафстоянку. Думаю, каждый представляет, какими были мои эмоции.

Спустя пару месяцев после моих собственных усилий мне разрешили забрать Audi на так называемое ответственное хранение. С боем я вернула машину со штрафстоянки: охранник грудью заграждал проезд и требовал 6 миллионов („старыми“) за хранение, только с помощью звонков следователям его удалось убедить, что ничего я не должна».

«Позже был суд. На озвучивание обвинения ушло пару дней, дело было изложено почти на 1100 страницах, — говорит Галина. — Всего было рассмотрено около 500 случаев. Мой Audi был 341-м в списке. В день рассматривали в среднем по четыре эпизода.

На каждое заседание приглашали продавцов — они были признаны потерпевшими — и покупателей — просто в качестве свидетелей. В таком статусе мы не имели права не согласиться с решением суда. А вышло, что за ошибку продавцов приходится рассчитываться покупателям.

Конечно, это нечестно».

«Действительно, при рассмотрении подобного рода уголовных дел возникают определенные трудности, связанные с разрешением вопроса о возврате имущества (в данном случае — транспортного средства), в случае его изъятия у добросовестного приобретателя, — обратили внимание юристы. — Поскольку здесь сталкиваются два интереса — добросовестного приобретателя и собственника.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 283 Гражданского кодекса РБ предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли. Таким образом, первоначальный собственник вправе заявить требования об установлении факта ничтожности договора купли-продажи и истребовании автомобиля из чужого незаконного владения. При этом в предмет доказывания будет входить исследование вопроса о добросовестном приобретателе.

В данной ситуации будет учитываться и приговор суда, по вступлении его в законную силу, если им будет установлено, что авто выбыло из обладания собственника помимо его воли. Существуют требования (ч. 4 ст.

182 ГПК РБ), предусматривающие, что вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого состоялся приговор суда, по тем вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Кроме того, при разрешении указанных выше исковых требований суд должен будет решить вопрос и о возмещении с виновного лица понесенных покупателем расходов по приобретению автомобиля».

В подобной непростой ситуации оказалась и наша вторая героиня — Ольга. «Купила Honda Civic весной 2015 года со стоянки на ул. Немиге, когда там работала компания „Фрэшмоторс“, — рассказала девушка. — Объявление о продаже нашла в сети. Сделка не вызывала сомнений: составили счет, выдали чек.

Цена не была „сладкой“, машина обошлась в 200 миллионов „старых“ рублей. Моя ошибка была в том, что я не поискала в интернете отзывы о деятельности компании. Потом, когда нашла, многое стало понятным.

Через два месяца после покупки позвонил следователь с печальными вестями: имущество изымается, его оставляют у меня на ответственном хранении, снять с учета нельзя.

В октябре на сайтах появилась новость: установлены 164 факта завладения автомобилем путем мошенничества. Пятеро обвиняемых побыстрее продавали принятые на комиссию автомобили третьим лицам.

Продавцам деньги либо не возвращались вообще, либо компенсировались частично. 29 декабря состоится суд, на который я приглашена в качестве свидетеля, то есть, по сути, не столь полноправного участника процесса, как потерпевший.

Выходит, любую покупку автомобиля, кроме как у официального дилера, можно называть небезопасной?»

Ольга — по профессии юрист и заранее решила подготовиться к заседаниям. Она, так же как и Галина, понимает, что машину, скорее всего, придется вернуть, а деньги требовать у осужденных:

«Насколько мне известно, у продавцов есть выбор: вернуть деньги (с обвиняемых) либо машину (с покупателей). Во втором случае — а их определенно будет большинство — взыскивать деньги с учредителей автохаусов придется именно нам. Думаю, все понимают, что значит пытаться вернуть сотни тысяч долларов от человека, находящегося в заключении.

Никто не отрицает, что мы являемся добросовестными покупателями, однако взыскивать эти суммы придется именно нам. Более того, продавцы начинают накалять ситуацию.

Одни в меру тактично напоминают, мол, ответственное хранение не означает эксплуатацию, да вообще было бы неплохо востребовать с покупателей деньги на амортизацию и износ.

(Тут есть и другая сторона — кто-то из покупателей уже вложился в восстановление и ремонт купленных авто.) Другие прямо заявляют: если не вернете машину, устрою проблемы».

Насколько масштабна проблема, объясняется простыми расчетами: около тысячи машин было незаконно продано указанными четырьмя автохаусами.

Известно, что у осужденных учредителей «Автокомпанисевен» по приговору было конфисковано имущество — недвижимость, автомобили — в счет погашения причиненного ущерба. Но этого хватит едва ли на половину выплат.

Выходит, не менее 500 человек будут вынуждены расстаться с добросовестно купленными машинами и ждать, когда придет очередной чек на мизерную сумму из колонии.

По словам Ольги, покупатели намерены объединиться для отстаивания собственных прав, хотя прогнозы на положительный для них исход дела неутешительны. В отстаивании своей позиции группа покупателей намерена делать упор на Директиву президента №4, в которой в пункте 2.

1 требуется «гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом».

Есть нюанс: директива не имеет статус закона, да и в принципе касается юридических лиц и ИП, а не физлиц, поэтому обоснованно настаивать на аналогии закона — чтобы имущество добросовестного приобретателя оставляли неприкосновенным, а виновного обязывали возмещать государству стоимость этого имущества. Как бы ни сложились дела в будущем, обманутые приобретатели уверены: делать из покупателей новых потерпевших — не выход.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/12/22/avtoxaus-14

Юридический спектр
Добавить комментарий