Какова ответственность педагога за здоровье и безопасность детей?

Кто виноват, еслиребёнок пришёл из школыс синякамии переломами

Какова ответственность педагога за здоровье и безопасность детей?

Детские падения и ушибы в школе — такое же обычное дело, как снег зимой. Школьники от 7 до 17 лет по всей стране каждый день попадают в передряги.

Зачастую и учителя, и администрация школы боятся брать на себя ответственность за травмы ученика, и перебрасывают её друг на друга. А поранившийся ребёнок может оказаться предоставлен сам себе.

Мы почитали родительские форумы и постарались ответить на самые важные вопросы, а также составили алгоритм действий, когда травма оказывается серьёзней, чем царапина или синяк.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

«Урок физкультуры у четвёртого класса, дети на матах кувыркаются друг за другом. Учитель велит моему сыну остановиться и подождать.

Тот останавливается, сидит на мате, сзади на него накатывается мальчик (весом раза в полтора тяжелее моего), падает сыну на руку.

Итог — у моего ребёнка трещина кости между локтем и запястьем, носить лонгету две недели. Факт травмы зафиксирован. Кто виноват?».

Кто несёт ответственность

Пока ребёнок находится на территории школы, ответственность за его жизнь и здоровье всегда лежит на школе, это установлено законодательно (статьи 32 и 51 закона «Об образовании в РФ»).

Обеспечение безопасности входит в обязанности работников школы как во время занятий, так и во время перерывов между ними (приказ Минобрнауки от 27 марта 2006 г. N69).

Семейный кодекс (статья 56) уточняет, что во время уроков за ребёнка отвечает учитель, на переменах, до и после уроков — дежурный педагог.

«Сегодня старший сын вернулся из школы и рассказал, что играл с мальчиком на перемене, тот его сильно толкнул и сын, падая, ударился лицом о стену. Всё происходило на перемене в коридоре, а учительница была в классе.

Итог: раскрошены два передних зуба, а они уже не молочные. Теперь нужно восстанавливать зубы, наращивать, а это требует немалых денег, да и самое главное — ребёнку больно, есть не может. Что мне делать в такой ситуации?».

Что должен делать родитель

1. В письменной форме призвать директора провести служебное расследование ситуации и выдать вам акт о несчастном случае, если он имеет место. Также родители вправе попросить администрацию наказать виновных преподавателей, проверить безопасность помещения, и выяснить, соблюдаются ли необходимые правила.

2. Зафиксировать факт травмы. Для этого необходим акт о несчастном случае, выданный директором, либо запись об осмотре ребёнка в травмпункте.

3. Требовать возмещения затрат на лечение и компенсацию морального вреда, причинённого ребёнку. Размер компенсации морального вреда определяет суд, равно как и степень вины того, кто причинил вред.

«Сын из школы пришёл с сильным ушибом мягких тканей окологлазничной области (синяк, отёк, ссадина). Травма была получена на уроке физкультуры.

Никто из педсостава вечером, когда я забирала ребёнка из школы, ответить на вопрос „что случилось“, не мог. Со слов сына на уроке физкультуры в него с разбегу врезался одноклассник, в то время как сын стоял на месте.

К кому обращать вопрос: что случилось на уроке? В каких случаях сотрудники школы обязаны связываться с родителями ученика?».

Что должен сделать учитель

Во-первых, ообщить о травме школьной администрации.

Во-вторых, необходимо позвонить родителям и постараться рассказать о ситуации максимально объективно, избегая оценочных реплик, в том числе фраз вроде «ваш Вася, как обычно, бежал сломя голову».

Но избегая и оправдывающегося тона: «Не уберегла я, Мария Ивановна, вашего сына». Постараться успокоить ребёнка, если он напуган, организовать медицинскую помощь и, конечно, не разводить панику.

12 признаков хорошего учителя

Администрация школы должна составить акт о получении травмы и отправить его в Управление образования.

«Звонит мне учительница около четырёх часов дня и рассказывает, что моя дочь на уроке физкультуры столкнулась с девочкой головами, ударилась носом. Учитель физры отправила мою дочь к медику в сопровождении двух девочек. Пришли они к кабинету медика, а медика нет — работает до полчетвертого.

Решили искать свою учительницу. Пока ходили по этажам, у неё пошла кровь из носа. Нашли учителя, оказали моему ребёнку медицинскую помощь: приложили лёд на нос. Позвонили мне на работу. Я пока в такси ехала, вызвала скорую помощь. Нас увезли в травматологическое отделение с подозрением на перелом носа и сотрясение головы.

У меня вопросы: а есть ли какой-то утверждённый регламент действий в данной ситуации? Почему ребёнку скорую вызывала я, а не те люди, которые видели, в каком состоянии мой ребёнок? Почему моя дочь ходила по кабинетам и этажам и сама искала, кто бы ей оказал первую медицинскую помощь? И что это такое — отправили ребёнка в сопровождении таких же детей?».

Что должен делать медицинский работник

Первую помощь пострадавшему ребёнку должны оказать школьные врачи. В случае если травма требует более серьёзного вмешательства или если врачей нет на месте, администрация или кто-то из медперсонала обязан вызвать скорую помощь.

Врачи должны описать повреждения (тип, характер, степень тяжести) в журнале учёта пациентов и выдать родителям пострадавшего справку с предварительным диагнозом, а также дать рекомендации по уходу. Сообщить о случившемся в полицию.

«На прошлой неделе ребёнок упал (говорит, что на перемене во время дошкольной подготовки), ушиб колено и стал хромать.

Так как за сутки боль и хромота не проходили, я с перепугу решила отвезти его в травмпункт. Там врач сказал, что это просто ушиб и что может быть хромота дня три.

А сегодня мне почему-то позвонили из полиции по поводу этого ушиба, спрашивали обстоятельства падения. Почему они этим интересуются?».

Что должен делать сотрудник полиции

После получения сообщения о травме полицейский должен опросить пострадавшего, его родителей и того, кто нанёс травму (если участников инцидента было двое и больше). Выяснить у родителей пострадавшего ребёнка, намерены ли они подавать жалобу или иск. Потребовать, чтобы Управление образования проверило соблюдение мер безопасности в школе.

«Перед праздниками мальчик пришёл из школы с синяком под глазом. Сказал, что подрался с одноклассником. Кто-то кому-то что-то сказал, кто-то кого-то толкнул, завязалась драка. „Бойцы“ обменялись несколькими ударами, потом одноклассники их растащили и уговорили помириться. Мать приложила к синяку холод и посчитала инцидент исчерпанным. Через три дня её вызвали к директору школы.

Выяснилось, что родители второго драчуна отвели его в травмпункт, зафиксировали гематому на лице, написали заявление в полицию и директору школы. Мальчика теперь чуть ли не на учёт в детской комнате ставят. Мать в шоке, не знает, что делать, синяк-то у сына прошёл не зафиксированный. Я предложила себя в свидетели.

Это нормально? Может быть, теперь стоит с каждой царапиной наперегонки в полицию бежать?»

Если дети подрались

Важно помнить, что даже в этой ситуации ответственность лежит на администрации школы и дежурном учителе. Поэтому алгоритм действий начинается с того же: для начала нужно установить факт учительской вины или её отсутствия.

В то же время родителю нужно выяснить подробности. Затем сообщить родителям второго участника о случившемся, не унижая и не оскорбляя ни их, ни их ребёнка. И постараться выяснить причины конфликты и урегулировать его.

Если родители второго участника не идут на контакт, попросить о помощи учителя или школьного психолога.

Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится

Если выяснится, что один из детей намеренно избил другого, и второй получил травмы средней и тяжкой степени, то обидчик, если он старше 14 лет, может быть привлечён к уголовной ответственности.

К травмам средней и тяжкой степени относятся:

1. Потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрата органом его функций;

2. Прерывание беременности;

3. Психическое расстройство;

4. Обезображивание лица;

5. Утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

6. Полная утрата профессиональной трудоспособности.

Если есть смягчающие обстоятельства и инцидент произошёл впервые, скорее всего, уголовное наказание будет заменено воспитательными мерами. В случаях, когда травма слишком тяжкая, — условным наказанием. Кроме этого, ребёнка поставят на учёт в отделе по делам несовершеннолетних.

«На перемене дети шли с учителем. Двое первоклассников повздорили и один толкнул другого. Тот стукнулся о стеклянную витрину для кубков и сильно порезал колено. Учительница ничего не заметила и, только поднявшись в класс, увидела, что у мальчика задралась штанина. Она попросила его поправить, а там кровища. В результате была скорая, травмпункт, ребёнку зашивали рану.

Сейчас он ходит на перевязки и сидит дома. На вопрос мамы, как это произошло, учительница выдала (дословно): „Не знаю, я отвернулась и ничего не видела“. После чего учительница заявила, что родители должны оплатить витрину. Родители молчат, так как почему-то думают, что ребёнка могут отчислить из школы.

Кто же прав и кто виноват в случившемся? Что делать родителям?»

На что может претендовать пострадавший

В случае физической или психологической травмы, родители могут предъявить иск к администрации школы, но только после того как докажут, что ребёнок не виноват в случившемся.

При этом под виной школы подразумевается недосмотр за детьми в момент причинения вреда.

Если ребёнок получает травму во время пребывания в школе, родители могут претендовать на возмещение расходов, связанных с лечением этой травмы (статья 1087 ГК РФ).

Размер компенсации морального вреда определяет суд в зависимости от характера причинённых физических и нравственных страданий, а также степени вины того, кто причинил вред. В случае если вина доказана, суд обяжет школу выплатить семье школьника денежную сумму.

Если при этом установлена вина работника школы, то директор может сделать виновному замечание или выговор, или даже уволить. Когда виноват директор — за него отвечает районное Управление образования. И, разумеется, никакие витрины родители оплачивать не должны.

Почему ребёнка тошнит от школы

6 слов, значение которых вы можете перепутать

Что делать, если ваш ребёнок влюбился

Источник: https://mel.fm/zdorovye/156987-injury_school

Безопасность в школе | Министерство образования и науки

Какова ответственность педагога за здоровье и безопасность детей?

Учитель отвечает за профессиональное проведение учебного процесса, а также за формирование в школе поддерживающей и безопасной среды. Учитель формирует учебную среду, выбирает методику и темп, а также подходящую для учащегося степень сложности заданий.

Разрешением повседневных легких конфликтов и недоразумений учитель занимается сам. Учитель договаривается с родителем о том, каким образом реагировать на возможное неподобающее поведение ребенка, а также когда и как происходит обмен информацией.

В ситуациях, когда соученики или учитель чувствуют себя в опасности, учитель обязан потребовать и имеет право получить поддержку со стороны коллег и директора школы.

  • Учитель имеет право получить четкие и конкретные указания о том, как вести себя в возможных ситуациях проявления насилия. В случае постоянных проблем с поведением необходима работа сети. В такой ситуации учитель и семья имеют право получить необходимую помощь у специалистов.

    Родитель несет ответственность за воспитание ребенка и формирование его ценностных оценок. Родитель имеет право ждать, что ребенок в школе ухожен и защищен и что учебная работа проводится на хорошем уровне.

    Родитель должен учитывать, что его права и свободы, как и права и свободы его ребенка, ограничены правами и свободами других людей.

    Родитель обязан вести со школой открытое и дружественное сотрудничество, а также имеет право на такое же обращение со стороны школы.

    Управляющая школой структура отвечает за то, чтобы школа была обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями обеспечения безопасности.

    За основу принимается совместно составленная программа развития школы, внутренний распорядок, план решения экстренных ситуаций и учебная программа.

    Управляющая школой структура должна контролировать, организовал ли руководитель школы школьную жизнь полностью обеспечивающим физическую и психическую безопасность образом, и при необходимости вмешиваться.

    Государство несет ответственность за обеспечение функционирующего и дающего школам достаточную опору законодательства, а при необходимости и надзора, позволяющего участникам процесса развития ребенка брать на себя ясную ответственность за соблюдение профессиональной этики и всестороннюю защиту развивающейся личности.

  • В школе заключаются взаимные соглашения для повседневных действий

    Работники школы, учащиеся и попечительский совет вместе и на понятном для учащихся языке договариваются о следующем:

    • что делается для предотвращения угрожающих безопасности ситуаций; в качестве примера профилактических действий можно привести систему дежурства и прочие меры надзора, применение профилактических методик и методик вмешательства, регулярных совместных круглых столов и других мер по организации труда, участие в проектах, поддерживающих формирование безопасной среды. Также важна доверительная и откровенная связь с ребенком и его семьей, позволяющая вовремя заметить потенциальную опасность и найти возможность минимального необходимого вмешательства.
    • кто и в каких ситуациях должен вмешиваться и как он это сделает; в зависимости от разделения труда в школе и состава персонала устанавливается, в каких ситуациях заметившее проблему лицо должно вмешаться само и в каких ситуациях обратиться за помощью к классному руководителю, завучу, опорному специалисту или к иному работнику, и каковы их функции. Что касается основных типовых ситуаций, на сайте в части опорных материалов даны рекомендации к действию. В школе их следует проговорить между собой и приспособить для школы. Что касается детей, из поведения которых вытекает прогнозируемая и постоянная опасность, должна быть принята отдельная инструкция по поведению. При разрешении опасных ситуаций только лишь опора на импровизированное поведение работника не станет поддерживающим работника решением.
    • кто руководит в школе решением случаев и осуществляет последующий контроль; что касается более сложных случаев, в которых только личное вмешательство учителя не является достаточным, в школе надо договориться о том, кто руководит работой со случаями. Важно, чтобы через некоторое время после рассмотрения случая была вновь проведена беседа со связанными со случаем лицами, чтобы убедиться, что ситуация разрешена.
    • кто и когда организует последующее обсуждение опасной ситуации, которое даст участникам возможность получить обратную связь на будущее; под обсуждением понимается тематический круглый стол, ковизия, супервизия и дебрифинг.
    • кто и когда привлекает специалистов из-за пределов школы (полиция, служба защиты детей, социальный работник МСУ); если решение случая передается другому ведомству, то необходимо четко договориться о том, какова будет роль школы и кто будет контактным лицом. Обратиться к специалистам за пределами школы имеет право любое лицо. Для упрощения сотрудничества все же разумно договориться и о постоянном контакте между работниками школы и специалистами других ведомств, чтобы сотрудничество было системным.
    • кто кого оповещает о случаях и об их разрешении. Чтобы все стороны получили необходимую для них информацию и сотрудничество между домом, школой и ведомствами было эффективным, договариваются о том, какой будет схема движения информации внутри школы, с родителями и другими необходимыми партнерами.

    Соглашения отражаются в правилах внутреннего распорядка школы, в учебной программе и в плане решения экстренных ситуаций.

    Источник: https://www.hm.ee/ru/meropriyatiya/bazovoe-osnovnoe-i-srednee-obrazovanie/bezopasnost-v-shkole

    Ответственность воспитателя детского сада за травму ребенка

    Какова ответственность педагога за здоровье и безопасность детей?

    Вопрос обеспечения безопасности детей в детском саду требует комплексного подхода. Родители хотят быть уверенными, что с их детьми в детском саду не произойдет ничего страшного.

    Педагоги же наравне с родителями озадачены предупреждением угрожающих ситуаций, ведь одна из главных задач педсостава — бескомпромиссное обеспечение безопасности воспитанников.

    С этой целью в ДОУ регулярно проводятся педсоветы по безопасности и здоровью наших детей.

    Физическая безопасность детей в ДОУ

    Руководство и персонал детского учреждения должны создать условия, гарантирующие защиту жизни и здоровья воспитанников на протяжении всего процесса образования. Угрозы в данном случае могут быть как внешние, так и внутренние.

    К внешним относятся террористическая и криминальная опасность, неадекватное поведение взрослых.

    В качестве внутренних угроз могут рассматриваться: техническое состояние зданий, сооружений на территории, наличие участков и предметов, представляющих опасность.

    Для обеспечения безопасности детей необходимо систематически контролировать состояние ДОУ. Каждый сотрудник учреждения должен быть проинструктирован по взаимодействию со службами спасения, коммунальными службами.

    Механизм отработки навыков связи с экстренными службами и план действий в случае ЧП должен быть не только разработан, но и проверен в действии. С этой целью проводятся тренировочные занятия по эвакуации с участием персонала и детей. Для отработки четких навыков безопасности, учения в ДОУ необходимо проводить не реже двух раз в год.

    Следует ориентироваться на региональные особенности и учитывать потенциальные опасности, связанные с место расположения детсада.

    Физическую безопасность детей в детском саду помогают обеспечить тревожные кнопки для вызова пожарных, правоохранителей, а также для сигнализации.

    Необходимо разработать памятки для персонала на тему защиты жизни и здоровья воспитанников на территории ДОУ. Забирать детей из детского учреждения могут только родители.

    Остальные родственники могут прийти за ребенком лишь с письменного согласия родителей.

    Безопасность здоровья детей в детском саду

    Для обеспечения безопасности здоровья детей и профилактики простудных и инфекционных заболеваний в ДОУ должен соблюдаться комфортный температурный режим.

    Также необходимо соблюдать режим проветриваний, но не допускать сквозняков, должно быть достаточно света в игровой комнате и спальне. Среди сотрудников детского учреждения обязательно должен присутствовать квалифицированный медицинский персонал.

    Медицинская сестра контролирует состояние детей в течение всего времени пребывания в ДОУ и при необходимости может вызвать бригаду медиков.

    Регулярным должен быть контроль санитарного состояния детского сада, в особенности кухни и продуктов. В целях безопасности детей все продукты питания, поставляемые в ДОУ, должны иметь сертификаты качества.

    Заведующий вместе со штатным медиком (или медсестрой по диетическому питанию) разрабатывают меню и следят за тем, чтобы рацион воспитанников был слаженным по калорийности и невредным для детского организма.

    Ежедневно в детском саду должна проводиться уборка помещений, а периодически — дезинфекция. Педагоги, младшие воспитатели вместе с детьми должны соблюдать правила личной гигиены. Элементарно, каждому дошкольнику выделить индивидуальную зубную щетку, полотенце, расческу.

    Дети должны регулярно обследоваться в медицинских учреждениях. Бывает, что у ребенка выявляют индивидуальную особенность или непереносимость каких-либо продуктов питания. В целях безопасности здоровья для таких детей меню в ДОУ корректируют.

    Недопустимо держать лекарственные препараты в помещениях, доступные детскому взору.

    Действия персонала, если ребенок получил травму в детском саду

    Если ребенок получил травму в детском саду, действия персонала должны быть следующими:

    • медицинская сестра оказывает доврачебную помощь, при ее отсутствии это делают педагог, заведующий или иные сотрудники;
    • о случившемся незамедлительно сообщается родителям воспитанника, одновременно с этим сотрудники вызывают скорую медицинскую помощь. Без разрешения родителей персонал не вправе доставлять ребенка в травмпункт;
    • в травмпункте ребенку, который получил травму в детском саду, оказывается медицинская помощь, при необходимости родители получают направление к хирургу. Далее происходит стандартная процедура лечения и последующего наблюдения. Помимо этого, в травмпункте родителям предлагают написать отказ от претензий к детскому саду. Если родители не согласны подписать бумаги, то медики обязаны направить сведения о случившемся в полицию. Правоохранительные органы проводят проверку несчастного случая при котором ребенок получил травму в детском саду и решают вопрос о возбуждении уголовного или административного дела.

    Руководство дошкольного учреждения обязано провести собственную проверку несчастного случая. Для этого виновный, воспитатель или нянечка, пишет объяснительную записку. Создается комиссия для внутреннего расследования причин травмы, которую ребенок получил в детском саду.

    https://www.youtube.com/watch?v=5fjs5wIX4P0

    Составляется акт о несчастном случае. Заведующий обязан уведомить отдел образования о несчастном случае, последний, в свою очередь, информирует вышестоящую организацию. Издается приказ о привлечении воспитателя или младшего воспитателя к дисциплинарной ответственности.

    Персонал могут и уволить, все будет зависеть от серьезности случая.

    Травма ребенка в детском саду: юридические тонкости

    Случается, что родители ребенка не принимают объяснения персонала и настроены решительно. В таком случае они могут написать исковое заявление в судебные органы.

    Основание для обращения — статьи 1073 и 1087 Гражданского кодекса РФ: “Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет” и “Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия”.

    Родители в случае, когда ребенок получил травму в детском саду, могут также написать заявление по статье 238 УК “Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности”.

    Исковое заявление родители подают в суд по месту нахождения организации. Если цена иска более 50 тысяч рублей — в районный суд, если менее — к мировому судье. Требования к иску указаны в статье 131 Гражданского процессуального кодекса РФ. В статье 132 ГПК РФ — перечень документов, прилагаемых к иску.

    Пожарная безопасность детей в детском саду

    Пожарная безопасность детей в ДОУ — одна из основных тем, требующих внимания. Все сотрудники перед приемом на работу должны прослушать противопожарный инструктаж и при необходимости пройти учения по предупреждению возникновения пожара и способам его быстрого тушения. Инструктаж проводится один раз в полгода.

    Все помещения ДОУ должны соответствовать правилам пожарной безопасности, иметь запасные выходы для оперативного спасения детей, огнетушители, пожарные уголки со средствами первой необходимости при пожаре: лопатами, ведрами, песком. Легковоспламеняемые конструкции должны быть обработаны средствами огнезащиты. Необходимо время от времени проверять работоспособность гидрантов.

    Для детей в детском саду должны проводиться регулярные занятия по правилам пожарной безопасности. Для большей наглядности педагоги могут использовать плакаты и пособия. Правила действий при пожаре отрабатываются с воспитанниками на практике, учения проводят не реже одного раза в квартал (4 раза в год).

    В целях безопасности детей, пребывающих  в ДОУ, персонал должен контролировать состояние электрооборудования, электросети, системы вентиляции и кухонных плит.

    В каждом детском учреждении рекомендуется подключать пожарную сигнализацию. Важно следить за чистотой прилегающей к ДОУ территории, не допускать скопления мусора.

    Чердачные помещения необходимо закрывать, а ключи оставлять в оговоренном месте.

    Чайники и электрокипятильники запрещены для использования в группах. Нельзя зажигать бенгальские свечи, огни в закрытых помещениях, а также одевать детей во время утренников в маскарадные костюмы, сделанные из ваты и марли.

    Планы помещений со схемами эвакуации обеспечивают дополнительную безопасность детей в ДОУ. План нужно повесить на стены в коридорах в строгой последовательности мест, указанных на нем.

    Безопасность детей в ДОУ во время чрезвычайных ситуаций

    Детские учреждения в первую очередь должны быть оповещены о наступлении чрезвычайных ситуаций (ЧС), к которым относятся техногенные, природные катастрофы, войны, массовые беспорядки и т.д.

    Во время ЧС именно детский сад обеспечивает безопасность детей до момента их передачи родителям или органам опеки.

    Персонал детского учреждения должен иметь четкие инструкции, как действовать в случае наступления опасной ситуации, угрожающей жизни и здоровью подопечных.

    Педагоги должны быть обучены взаимодействию со службами спасения, органами гражданской обороны, должны знать места сбора для эвакуации или укрытия. Детей нужно снабдить бумажками с информацией о родителях или опекунах.

    Во время возникновения ЧС нельзя поддаваться панике. Каждый воспитатель должен иметь инструкцию о том, как действовать в том или ином случае. Это может быть авария, пожар, стихийное бедствие.

    В первую очередь воспитатель ДОУ должен думать о безопасности детей своей группы. Его первоначальная задача — спасти их, после чего он докладывает о результатах заведующему или замначальника по АХЧ.

    Виновные в нарушениях правил техники безопасности и охраны труда подвергаются наказанию вплоть до уголовной ответственности.

    Вопросы безопасности детей в детском саду всегда остаются актуальными. В связи с этим обязательно следует проводить педсовет “Безопасность и здоровье наших детей в ДОУ”, на котором обсуждаются теоретические аспекты обеспечения безопасности детей в ДОУ.

    Источник: https://dk-kupavna.com/otvetstvennost-vospitatelya-detskogo-sada-za-travmu-rebenka/

    Как защитить права школьника – отвечает адвокат

    Какова ответственность педагога за здоровье и безопасность детей?

    Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику “Право на защиту: советы адвоката”. В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников.

    Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.

    Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

    Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество.

    В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика.

    Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

    О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

    Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством.

    Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3.

    КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

    С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

    Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

    Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

    Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.

    Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

    Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.

    428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

    Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

    В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.

    К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты.

    Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

    Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда.

    Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

    В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

    Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

    Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

    – фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

    – фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

    – фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

    – обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

    – подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

    Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

    Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

    По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

    Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом.

    Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

    Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

    Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

    Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

    В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

    В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником.

    Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

    Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем – незаконная мера.

    Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

    Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

    В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

    Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

    Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

    Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

    В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст.

    34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

    Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

    Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

    Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

    Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

    При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба.

    По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

    Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

    В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

    По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

    Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

    Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

    Если вас интересует какая-то тема, можете присылать свои вопросы и предложения по адресу advice@belta.by.-0-

    Подписывайтесь на нас в

    Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

    Источник: https://www.belta.by/society/view/kak-zaschitit-prava-shkolnika-otvechaet-advokat-317848-2018/

    Юридический спектр
    Добавить комментарий