Какой специалист может вести уроки обществознания?

Очевидное-невероятное: «отменив» педобразование, Минпрос объявил чрезвычайное положение

Какой специалист может вести уроки обществознания?

Несколько дней назад произошло событие, которое осталось незамеченным для большинства: Минпрос дал разъяснение, что учителям не обязательно иметь педагогическое образование. Т.е. теперь будут брать на работу учителем с любыми дипломами, лишь бы они были – техническими, экономическими, менеджерскими. Но связанными с преподаваемым предметом. О чем говорит то, что произошло?

Ну, во-первых, долгие годы условие педагогического образования для учителя было решающим условием приема на работу, а при аккредитации учебного заведения – наличие педагогического образования у учителей. Также это важное требование ФГОС: в условиях, обеспечивающих качество обучения, указывалось наличие педагогического образования у учителя. 

Множество людей, которые хотели стать учителями, но не имели диплома, были вынуждены затрачивать огромные средства и время на обучение в педвузах (на заочном, например, отделении). Посылали в вузы своих работников и школы, если хотели пройти аккредитацию без замечаний по кадрам, что учителя не имеют высшего педагогического образования. И вот теперь это требование отменено…

Так что как минимум это воспринимается как вопиющая несправедливость. А как максимум – как утверждение о ненужности педагогического образования… А на самом деле, это – объявление в образовании чрезвычайного положения, или белый флаг полной и безоговорочной капитуляции, пробитие дна. 

Что могло породить эту ситуацию? Только то, что в разных регионах выявилась недостача педагогов, имеющих педагогическое образование. Попросту, там некому вести уроки, они пропадают, в аттестатах детям ставят прочерк.

Собственно, так и было еще со времен СССР в части сельских школ. И как-то с этим мирились. Но теперь, благодаря собственному законодательству, любая районная прокуратура может опротестовать выдачу аттестатов как незаконную. Потому что, святая-святых, образовательная программа не выполнена полностью. По часам по предметам. 

Особая проблема была в мелких сельских школах, обеспечивающих стабильность сел. А теперь эти мелкие школы ликвидированы (десятки тысяч!), и села стали хиреть, а их жители уезжать в города, чтобы дать детям образование. А педагогов не хватает уже в достаточно крупных школах в городах.

Касается это в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока, и, как ни странно, Москвы и Петербурга. Педагоги из пригородов предпочитают работать в крупных городах.

А в самих Москве и Петербурге действует практика «черных меток», при которой нелояльные к директорам-самодурам педагоги, имеющие собственное мнение, выдавливаются из профессии, создавая дефицит педагогов в школах уже в столицах. На смену им приезжают другие, из регионов, и там тоже возникает дефицит педагогов.

Еще в ноябре 2017 года я написал заметку на Педсовете, в которой прогнозировал, что через пару лет педагогов станет остро не хватать, и взять их будет неоткуда. 

Тогда же О. Васильева  заявляла, что с педагогами все в порядке, их дефицита нет. Дефицит был, но снижается.

Через год, в июле и декабре 2018 года, она констатировала, что дефицит педагогов по стране все же есть, и в сельских школах он значительный, однако в целом он не превышает 1% общего числа учителей и ситуация постоянно улучшается. При этом в педвузы идет все более подготовленная молодежь, и скоро дефицит учителей, мол, исчезнет.

Надо сказать, что в вопросах дефицита учителей на Васильеву постоянно давит ОНФ – Народный фронт, но она упорно отмахивается от этих предупреждений.

И вот теперь, буквально, «КАРАУЛ!», идите в школу все, кто может. О.Васильева констатировала, что дефицит к 2029 году будет уже огромным, 188 тысяч учителей. И теперь снимаются ограничения по педагогическому образованию. То есть они в-тихую были сняты еще в 2016 году, а теперь ненужность педагогического образования широко пиарится в прессе и в Интернете.

Происходящее ставит все в образовании России с ног на голову и будет иметь крайне негативные последствия.

Сейчас несколько десятков тысяч студентов педагогических вузов по России решают, пойдут ли они на летнюю сессию. Дело в том, что по традиции до половины контингента студентов педагогических вузов – это заочники, которые уже работают учителем или педагогом дополнительного образования где-либо.

Теперь им продолжать обучение в педвузе не имеет смысла. То есть контингент педагогических вузов вот-вот обвалится практически наполовину. Это значит, что нагрузку в педвузах придется сильно сокращать, а также сокращать преподавателей, закрывать факультеты, и даже вузы в целом.

Раз педагогическое образование не нужно – значит не нужно.

Уже сейчас в крупнейших педагогических вузах страны закрываются факультеты. Например, в Тульском педагогическом университете им.Л.Толстого в прошлом году закрыли факультет начального образования. Все, приехали! Кто с дипломом высшего технического, экономического и какого-нибудь еще образования сможет работать с детьми в начальной школе? И сразу по всем предметам?

Конечно, сейчас вот объявили программу «Земский учитель», чтобы как-то залатать прорехи в учительских кадрах в небольших городах. Но откуда возьмутся эти учителя? Из людей, имеющих непрофильное образование? Не думаю, что такие люди надолго задержатся в школах и обеспечат высокое качество обучения. Но других учителей нет, ведь педагогические вузы перестают их готовить.

Понимаю, что можно спорить о качестве учителей и педагогического образования. Совершенно очевидно, что качество знаний учителей и качество подготовки в педвузах неуклонно снижается в последние годы. Не случайно тот же Минпрос и лично С.

Кравцов постоянно продавливает мероприятия по контролю качества подготовки учителей. Чем способствует выдавливанию из школ хорошо подготовленных учителей старших поколений. Плохо подготовленная молодежь же ничего не боится.

Как только подворачивается место работы в офисе, молодые выпускники педвузов без особых размышлений оставляют школу.

Но при всех недостатках педагогического образования, оно давало то, что не дает никакое другое образование в России:

1)      Это хорошие коммуникационные навыки, умение говорить с группой, с классом детей. Нигде, ни в каких других специальностях и направлениях у студентов не развиваются коммуникационные навыки, и они просто не смогут вести уроки, выступать перед классом и родителями.

Ну, за исключением единиц, получающих такую практику в командах КВН и т.п. Именно из-за своих коммуникационных навыков студенты педвузов котируются наравне с выпускниками университетов при приеме на работу в качестве менеджеров или даже выше.

Они могут говорить с клиентами и другими сотрудниками, чему не обучены выпускники классических и технических университетов.

2)      Педагогическая ориентация личности, которая формируется в результате многолетних раздумий о работе учителем, непрерывных практик в школе, которые начинаются еще на 1-м курсе и идут все годы обучения.
Поэтому даже не очень хорошо подготовленный выпускник педагогического вуза как учитель лучше, чем наугад, случайно взятый выпускник университета.

И вот, вместо того, чтобы задуматься, о том, почему стало так плохо с учителями и контингентом педагогических вузов, Минпрос решает проблему по-большевистски: профессионально подготовленных учителей упразднить и взять на их место всех желающих, любителей. Выиграет ли от этого школа? Повысится ли качество образования? Как это отразится на детях?

Уверен, что во всех случаях ответ один – ПЛОХО! Наша школа в очередной раз пробивает дно.

Конечно, есть среди недавно испеченных инженеров, физиков, математиков, филологов, экономистов (которые сами по себе тоже никому не нужны) и такие, кто постепенно станет хорошим учителем. Но таких – немного! Буквально единицы.

Для основной же массы переход в школу станет временной мерой, чтобы «перекантоваться» на время, пока не найдена работа получше.

У большинства этих людей нет личностной ориентации на педагогическую деятельность, на взаимодействие с ребенком, иначе бы они пошли в педвузы. 

Следующими вехами в кадрах будут: врачи без медицинского образования, судьи и прокуроры без юридического, военные без военного…

Переворачивает принятая мера и аккредитационные параметры школ и сам ФГОС.

Федеральный стандарт имел, если кто-то заметил, еще и ту особенность, что формулировал в комплексе требования, обеспечивающие КАЧЕСТВО обучения. То есть триаду: требования к материальному обеспечению учебного процесса, к кадровому.

Ну и требования к результатам подготовки учащихся. Отметьте – к результатам обучения, а не к самим учащимся. То есть учащиеся практически не причем, это школа обязана по стандарту обеспечить учащимся ВОЗМОЖНОСТЬ получения им каких-то знаний.

Но мы это не потянули.

И вот теперь Минпрос делает сразу две интересные вещи: 

1)      Отменяет кадровые требования к обеспечению учебного процесса. Как бы говорит: иди в школу, кто хочет, и учи – как получится. Потому что везде, во всех документах о должностных обязанностях учителя написано: методику учитель выбирает сам. Это его полное право. Материальные требования никогда толком не выполнялись.

2)      Но СОДЕРЖАНИЕ обучения, чему именно учить, мы учителю детально пропишем. В новой версии стандартов. И ни шага влево, ни шага вправо. За это – … А что за это? Непонятно. И проконтролировать это невозможно.

Новоявленные учителя «с улицы», не получившие курса методики по своим предметам, что-то, конечно, буду говорить из того, что написано в учебниках (единственных!), но обучением это не будет.

Вот вам и «единое образовательное пространство»! О каком-либо качество можно забыть.

Пора, пора отменять все эти ФГОСы, которые уже не выполняют своих функций, называть вещи своими именами – у нас теперь единая государственная учебная программа по всем предметам. От чего ушли, к тому и приплыли.

И возвращаемся мы в 1980-е годы. Годы застоя и упадка. Все, что было, было зря. День сурка в масштабах огромной страны и за 30 лет.  А знаете, что последует за этим?

Подписаться на канал автора, Александра Могилева

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/ocevidnoe-neveroatnoe-otmeniv-pedobrazovanie-minpros-obavil-crezvycajnoe-polozenie

Наставничество – уроки истории и обществознания

Какой специалист может вести уроки обществознания?

Наставничество – это диалог, межличностнаякоммуникация, наставник должен быть терпеливым и целеустремленно создаватьпрофессиональное взаимодействие.

В своей работе с молодым педагогом он долженприменять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры,работу в «малых группах», анализ ситуаций, самоактуализацию, развивающиеделовую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умениеаргументировано формулировать мысли.

Не следует бояться таких форм работы с молодежью,когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках,посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом,мнениями.

Большую эффективность имеют новые нетрадиционные илимодернизированные формы сопровождения начинающих педагогов: психологическиетренинги, творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглыестолы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка ипрезентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классногоруководителя, защита творческих работ, педагогическая рефлексия.

Такие формы наставничества ускоряют процесс вхожденияначинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себяувереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Врезультате молодые коллеги смело проходят аттестацию на квалификационнуюкатегорию, растет их профессионализм.

Наставники могут подготовить различные «памятки»:

  • обязанностиклассного руководителя;
  • организацияработы с неуспевающими учащимися;
  • анализи самоанализ урока;
  • какправильно организовать работу с родителями;
  • рекомендациипо проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Учитель­-наставник может оказать помощь начинающемуучителю в создании портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения,анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность молодомуучителю сформулироваль цели своей педагогической деятельности, искатьпедагогические средства их достижения и добиваться намеченных профессиональныхрезультатов.

Портфолио – своеобразный паспорт повышенияпрофессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях,самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности впрактической самореализации.

Портфолио – форма полного и разностороннегопредставления молодого специалиста к аттестации с целью присвоенияквалификационной категории.

Помощь в создании такого документа позволяетизбежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системноподходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватнооценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в егопрофессиональной деятельности.

Наставник может выстраивать свою деятельность в триэтапа:

1-­й этап – адаптационный. Наставник помогает молодомуучителю определить круг его обязанностей и полномочий, а также выявляетнедостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­-й этап – основной (проектировочный). Наставник вместес подшефным учителем разрабатывает программу адаптации, осуществляеткорректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить емусобственную программу самосовершенствования.

3­-й этап – контрольно-­оценочный. Наставник проверяетуровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степеньего готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

На первом «адаптационном» этапе наставник осуществляетдиагностическую работу с молодыми учителями: определение направлений исодержания диагностики; построение технологии планирования методической работына основе результатов диагностики; разработку технологии оценки эффективностиметодической работы.

Основным методом работы на первом этапе являетсяпосещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у нихзатруднений.

На «проектировочном» этапе наставник в зависимости отцели определяет формы методической работы: семинар, педсовет, методическаянеделя, методическое совещание, ярмарка педагогических идей, научно-­практическаяконференция, творческие педагогические конкурсы «Педагогический дебют»,«Молодой учитель»; индивидуальные консультации, индивидуальные программыразвития, работа Школы педагогического опыта, Школы молодого учителя.

Наставник разрабатывает занятия Школы молодогоучителя.

На «контрольно­-оценочном» этапе усилия наставниковнаправлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов.

Формы и методы обучения молодых учителей

проблемно-­деловаяигра;

рефлексивно-­деловаяигра;

работав составе творческой группы;

лекция,семинар, практическое занятие; 

педагогические чтения;

«педагогическийринг»;

ярмарка педагогических идей;

просмотрвидеоуроков опытных педагогов с разбором их этапов;

групповыеи индивидуальные консультации;

посещениеи анализ уроков, внеклассных мероприятий опытных учителей;

подготовка дидактических материалов;

проведениеоткрытых уроков молодыми учителями;

мастер-­классы; 

педагогические мастерские.

Особенно эффективны групповые формы работы, так какспособствуют поддержанию высокой степени мотивации: в группе молодой учительобсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Наставничество стимулирует потребности молодогопедагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной иличностной самореализации, позволяет быстро и качественно решать задачипрофессионального становления молодых учителей, включать их в проектированиесвоего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своегоразвития, повышать их профессиональную компетентность.  

Источник: https://sites.google.com/site/urokiistoriiiobsestvoznania/nastavnicestvo

Кафедра истории и обществознания | school

Какой специалист может вести уроки обществознания?

Декада истории и обществознания

История ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание своих уроков.

В.О. Ключевский

     «Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем» – под таким девизом были организованы мероприятия в Декаду истории и обществознания  с целью  приобщения школьников  к историческому прошлому страны и человечества, воспитания у них патриотизма, уважения к своему Отечеству, активной гражданской позиции,  развития творческих и интеллектуальных способностей.

   Ученики 5-х классов  (учитель Шупова Т.В.) принимали участие  в игре «Историческое лото».  Ребята решали разнообразные учебные задачи, требовавшие от них умения применять полученные ранее  знания, а также обращаться к дополнительным источникам информации.

   Во время проведения игры «Древняя Греция» (учитель Яковлева Ю.В.) пятиклассники отвечали на интересные  вопросы  и решали задачки, применяя свои знания и смекалку.

     Историческое лото «По страницам отечественной истории», проведенной в 7-х классах Яковлевой Ю.В., не только позволило осуществить контроль знания понятий и терминов, исторических личностей, дат, событий, умения ориентироваться по карте, но и развить внимание ребят, образное ассоциативное мышление, активный интерес к прошлому.

   Викторина «Полководцы России: от князя Олега до маршала Жукова» (учитель Фарафонов И.А.) способствовала углублению  знаний  учащихся по истории, развивала познавательный интерес  к предмету, формировала навыки исследовательской, поисковой деятельности.

​     В шестых классах (учитель Грицай М.А.) был проведен «Рыцарский турнир знатоков истории». Целью проведения викторины является развитие интереса к изучению истории, обобщение полученных знаний, их актуализация в игровой ситуации.

Викторина включала в себя конкурсы для игроков команд, для капитанов и для болельщиков. Команды готовили названия, эмблемы, девизы, задания для соперников. На турнире царила атмосфера интеллектуального   соперничества, состязательности.

Команда, победившая в турнире, получила сладкие призы и грамоты.

​     Квест   «Колесо истории», проведенный в 8-х классах учителем Азаровой Е.Э., основывался на  свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

 Созданию  атмосферы  здорового духа, интеллектуального   соперничества, состязательности помогли интересные задания:  «Старинный  документ», «Конкурс- разминка», на котором предлагалось ответить на вопросы по истории России, «Разбросанная  карта», «Путешествие  в музей», конкурс «Черный  ящик».

Победителем стала та команда, те ребята, которые не только показали знания предмета и широту кругозора, но и которые умеют размышлять, анализировать.

Важная составляющая Декады – мероприятия, посвященные подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

В 6 «Г» классе (учитель Шупова Т.В.) проведен устный журнал «Блокадный Ленинград».

 Ребята познакомились с трагической страницей  в истории Великой Отечественной войны,  с трудовым, гражданским и военным подвигом  ленинградцев, отстоявших свой город. Стихи поэтов Ю.Воронова, О. Берггольц, музыка Д.

Шостаковича, находившихся в осажденном Ленинграде, помогли шестиклассникам почувствовать атмосферу осажденного города и проникнуться величием подвига ленинградцев.

Исторический альманах «Дни воинской славы России» (учитель Фарафонов И.А.) никого не оставил равнодушным. Учащиеся рассказали о славных победах советских войск, которые сыграли решающую роль в Великой Отечественной войне:

  • 27.01 1944 г. в честь полной ликвидации блокады и разгрома немецких войск в городе прозвучал салют;

  • 02.02 1943 г. ознаменован победой в Сталинградской битве;

  • 05.07 – 23.08 1943 г. Крупнейшее танковое сражение на Курской дуге,которое не имеет себе равных в истории;

  • 9 Мая – День великой Победы.

Эпиграфом к устному журналу «Битва за Сталинград: 75 лет спустя» Яковлева Ю.В. взяла  слова А. Твардовского «Нет героев от рожденья, они рождаются в боях».

Мероприятие способствовало формированию у девятиклассников чувства патриотизма, любви к Родине, воспитывало уважительное отношение к старшему поколению, расширяло представления учащихся о Сталинградской битве; прививало чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время.

Формирование демократического и правового государства – важнейшая задача российского общества.

        Конкурс рисунка «Права человека глазами детей» проводился среди школьников  с целью формирования правовой культуры и правосознания детей.

Задачи конкурса:- содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала личности;- развитие правовой культуры;

– стимулирование интереса к российскому  законодательству.

Ученики 7-х классов принимали участие в  проектной работе, результаты которой  были представлены в стенгазетах  на общешкольной выставке.

   Достойно завершила Декаду деловая игра «Выборы Президента» (учителя Фарафонов И.А., Яковлева Ю.В., Шупова Т.В., Грицай М.А.).

   Цель проведения деловой игры: правовое воспитание старшеклассников через игру, воспроизводящую процедуру избирательного процесса выборов Президента, формирование у обучающихся  активной гражданской позиции.

   Задачи: познакомить учащихся с законами, составляющими основу избирательного права и избирательного процесса в РФ; сконцентрировать внимание учеников на основных этапах избирательной кампании по выборам Президента РФ.

    Домашнее задание: выдвижение «кандидатов» на должность Президента, составление «программы» «кандидата», подготовка выступления перед избирателями, плакатов, листовок, подготовка избиркома, бюллетеней для ания, итогового протокола. Участвовали учащиеся 10-б, 10-в, 10-г, 11-в классов.

    Выступали кандидаты от ЛДПР, КПРФ, «Единой России», СДПР, «Яблоко».  Каждый кандидат представил  продуманную программу, подготовил презентацию, видеоролик, организовал группу поддержки. После выступления «кандидатов» была проведена процедура ания.

  Соблюдая все правила избирательного процесса,  старшеклассники   проали за наиболее убедительного кандидата   в президенты.  Избирком подсчитал голоса, поданные за каждого из «кандидатов», после чего были объявлены итоги ания.

Учащиеся продемонстрировали гражданскую позицию, приверженность демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Источник: https://school-18.wixsite.com/school/kafedra-istorii-i-obshestvoznaniya

Юридический спектр
Добавить комментарий