Какой размер ям на дорогах допустим по новому ГОСТу?

Дорожные ямы существуют согласно ГОСТу

Какой размер ям на дорогах допустим по новому ГОСТу?

Деньги на ремонт одних и тех дорог можно выделять бесконечно, и они будут растворяться там, пока не будет изменена нормативно-правовая база.

Дороги Омска прогремели на всю Россию в ходе и после «прямой линии» президента Владимира Путина. Решив проверить, что изменилось за это время, член Совета Федерации от исполнительной власти региона Елена Мизулина выступила с радикальным предложением: запретить ямочный ремонт как таковой, сохранив его лишь для небольших выбоин размером 10 на 10 см.

«Я побывала на нескольких улицах Омска, где был произведен ямочный ремонт.

То, что они сейчас собой представляют – наглядная демонстрация того, что ямочный ремонт остается устаревшим, совершенно неэффективным и некачественным способом латать дороги», – заявила Мизулина, добавив, что с этой практикой «нужно заканчивать». «Полагаю, ямочный ремонт нужно запретить на законодательном уровне. Это – деньги, выброшенные в трубу», – считает сенатор.

Строго говоря, такого понятия, как «ямочный ремонт», официально не существует. Чиновники и сами дорожники оперируют термином «аварийно-восстановительный ремонт». И существует он для того, чтобы обеспечить безопасный проезд по дороге до проведения ремонта текущего или капитального. Но в том-то и беда, что до «текущего или капитального» зачастую дело не доходит, а от ямочного улучшается только качество ям

Допустим, участок полотна начал разрушаться, образовалась дыра, её заделали, но очень скоро начинается разрушение асфальта вокруг «пломбы». Такой, с позволения сказать, «ремонт» даёт весьма кратковременный эффект.

Чинят ямы разными способами: литым асфальтом (в любое время года и погоду), пневмонабрызгом (при температуре выше +8С°), а самый качественный, но трудоёмкий и дорогой вариант – это «по науке» расфрезеровать выбоину, проседание или яму, подсыпать щебня, уплотнить подушку, подать битум и уж только потом закатать верхний слой. И ладно бы хоть так! Бывает, что при наличии отсутствия средств ямы на дорогах просто щебенят, забивают кирпичом, а то и землёй засыпают.

И чем «ниже» уровень власти, ответственный за содержание той или иной дороги, тем дела хуже.

Так, по информации министра транспорта России Максима Соколова, в нормативном состоянии сегодня находятся 63,3% федеральных автодорог, 38,8% региональных и только 31,6% местных.

Муниципальные чиновники разводят руками: денег нет и не предвидится, жалуются на недофинансирование их коллеги из республиканских, краевых, областных правительств и администраций.

Но нехватка средств – далеко не единственная причина столь плачевной ситуации. Самое страшное для дороги – это температурные переходы через ноль, когда подтаявшая вода просачивается в трещины, а потом, замёрзнув, разрывает полотно.

Да и сама по себе вода имеет разрушительную силу.

Но, как справедливо заметил на одном из недавних совещаний глава кабмина Дмитрий Медведев, «в условной Скандинавии или Канаде климат не лучше нашего, просто технологии нормально соблюдаются и воруют меньше гораздо».

К слову говоря, нарушение технологий, в основном как раз и связано с двумя факторами: нехваткой средств и воровством, причём оба часто связаны единой причинно-следственной цепочкой. И там, где удаётся минимизировать эти факторы, ситуация зримо улучшается.

***

И есть ещё одно любопытное обстоятельство, которое торпедирует перемены к лучшему в сфере дорожного строительства и ремонта – это нормативно-правовая база. Ведь в России до сих пор существует… ГОСТ на ямы! Да-да, в приснопамятном октябре 1993 года Госстандарт России принял ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который вступил в действие 1 января 1994 года и действует до сих пор

Этот документ, в частности, устанавливает «нормативы» на ширину и глубину ям. Вот один из «перлов»: «Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см».

В ГИБДД стонут, мол, не можем адекватно реагировать на обращения граждан по поводу состояния дорог: мелкие ямы в полном соответствии с ГОСТом можно вообще не заделывать, а крупные залатать абы как, но формально «безаварийный» проезд будет обеспечен.

А вот обязать чиновников провести текущий и тем более капитальный ремонт полотна пресловутый стандарт не позволяет. К слову, разработан ГОСТ был в научно-исследовательском центре ГАИ МВД России.

Но девяносто третий год – далеко не предел. До сих пор дорожники вынуждены руководствоваться некоторыми строительными нормами и правилами тридцатилетней давности! А ведь за это время далеко вперёд ушли и технологии, и материалы, и уровень автомобилизации, и тоннаж большегрузов.

Часть устаревших нормативов в последнее время заменена, но неповоротливая бюрократическая машина не позволяет делать это быстрее. Не исключено, что выгодоприобретателями здесь становятся как раз те, кому на старых нормах, стандартах и правилах воровать сподручнее.

И если чиновник в доле, то и торопиться с обновлением правовой базы он сознательно не будет.

Кстати, на упомянутом выше совещании премьер посоветовал главе Минтранса и руководителям регионов «привлекать к ответственности нерадивых подрядчиков, прокуратуру на них напускать, чтобы они «работали как следует». Правда, получая жалобы от населения по поводу неудовлетворительного состояния дорог, органы прокуратуры частенько предпочитают переадресовывать их к ГИБДД. Круг замкнулся?

Пётр Николенко

Источник: http://kolokolrussia.ru/ekonomika/dorojne-yam-suschestvuut-soglasno-gostu

Гост на ямы: госстандарты в сфере безопасности движения могут стать обязательными

Какой размер ям на дорогах допустим по новому ГОСТу?

Министерство внутренних дел предлагает сделать государственные стандарты (ГОСТы) и строительные нормы и правила (СНиПы) обязательными. Пока что они носят только рекомендательный характер. Правда, перемены могут коснуться только сферы обеспечения безопасности дорожного движения. Проект постановления размещен на портале проектов нормативных актов.

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, потому что такая ситуация является дорожно-транспортным происшествием. После этого нужно взять у полицейских справку о ДТП. В случае, если автомобиль застрахован по каско, надо обратиться в свою страховую компанию, где вам выплатят компенсацию.

Если же каско нет, то следует воспользоваться услугами независимой страховой компании или оценщиков. Они установят повреждения и высчитают стоимость ремонта. После этого пишется досудебная претензия, к которой прилагается справка о ДТП.

С этими документами надо обратиться в организацию, на балансе у которой находится дорога (это может быть администрация вашего города, округа или района). Дальше есть два варианта: либо ведомство признает претензию и выплатит компенсацию, либо откажет в письменной форме.

Во втором случае придется обращаться в суд. По словам автомобильных юристов, Фемида встает на сторону водителя в 90% случаев.

Продолжение

В перечне стандартов, которые могут стать обязательными к исполнению, есть требования к состоянию дорожного покрытия, ограждений, светофоров, знаков, разметки и наружной рекламы вдоль трасс.

Помимо этого, в список входят средства для обеспечения безопасности движения пешеходов с нарушениями зрения и слуха, а также обеспечение доступности зданий и сооружения для маломобильных граждан (отдельные главы документа регламентируют парковки для людей с инвалидностью).

В пояснительной записке к документу сообщается, что сейчас ГОСТы и СНиПы относятся к документам, которые применяются на добровольной основе. Эту информацию ТАСС подтвердили и в Росстандарте. Правда, в ведомстве подчеркнули, что речь идет о тех нормах, которые не указаны в технических регламентах России и Таможенного союза. Они обязательны уже сейчас.

“Калабашкой” по “нестандартам”

В числе предписаний есть и ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”. Этот документ в народе называют “ГОСТ на ямы”, потому что именно он регулирует максимальные размеры повреждений дорожного покрытия на дорогах.

Выбоины не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см, а глубине — 5 см. Кроме того, на 1000 кв. км должно быть не больше трех таких дефектов. Правда, в весенний период, когда температура воздуха регулярно “скачет через ноль” (то есть ночью уходит в минус, а днем прогревается до плюса), допускается семь выбоин.

Причем ямы должны быть заделаны не позже чем через 10 суток после появления дефекта.

По данным проекта “Общероссийского народного фронта” (ОНФ) “Дорожная инспекция/Карта убитых дорог”, в ненормативном состоянии находятся больше 5 тыс. км российских трасс — среди них как междугородние шоссе, так и городские улицы.

Активисты ОНФ проверяют состояние покрытия при помощи “калабашки” — деревянного бруска, габариты которого вписываются в ГОСТ. Если выбоина больше норматива, “фронтовики” отмечают дорогу на специальной карте.

Поставить неудовлетворительную оценку покрытию может любой человек — достаточно сфотографировать ямы и прислать фото через интернет-сервис. 

Полмиллиона за яму

Первый зампред комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что признание ГОСТов обязательными может улучшить безопасность российских дорог: “Сейчас эти стандарты носят добровольный характер применения. Но какой же это стандарт, если он добровольный? Его могут выполнять, могут не выполнять. А ведь это стандарты, касающиеся дорожной безопасности, от этого зависит количество ДТП, жизни и здоровье наших сограждан”.

По словам Лысакова, введение обязательных требований вкупе с поправками в Кодекс об административных правонарушениях позволит штрафовать дорожные службы и владельцев трасс на существенные суммы — до полумиллиона рублей: “Сейчас ГИБДД выписывают предписания в орган о том, что надо отремонтировать дорогу.

Но эти предписания остаются нереализованными, не принимаются в работу. В том числе это происходит из-за необязательности требований госстандартов. Мы недавно приняли закон, который позволит штрафовать за невыполнение предписаний на сумму до 500 тыс. рублей”.

По мнению депутата, это будет мотивировать дорожников на более ответственное отношение к своей работе. 

Устранение симптомов

Другого мнения придерживается председатель общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин. По его словам, состояние дорог напрямую зависит от финансирования, а не от ГОСТов. В качестве примера он приводит содержание и ремонт федеральных магистралей.

Уже 10 лет средства на эти цели закладываются в бюджет автоматически. В результате сеть находится в нормативном состоянии на 70 процентов. Такая же или даже лучшая ситуация в Москве и еще нескольких городах, где в бюджете есть деньги на ремонт и содержание улиц.

“Но у большинства регионов денег на нормативное содержание и ремонт дорог нет, они в бюджете не предусмотрены”, — считает Блинкин.

По его словам, такая ситуация приводит к тому, что дорожники устраняют симптомы, а не “лечат” причину плохого состояния дороги: “У администрации нет денег на капремонт, на организацию нормального водоотвода с дороги. Поэтому делают заплатку, которая через два-три месяца отвалится, и на дороге снова будет яма”.

Кроме того, по словам Блинкина, если город ремонтирует дорогу, то подрядчик дает на нее гарантию и устраняет дефекты за свой счет. “Проблема в том, что во многих городах таких подрядчиков нет”, — сказал Блинкин. 

Требуйте компенсации

Автоюрист центра “Автоликбез” Дмитрий Славнов сомневается, что введение обязательных ГОСТов приведет к массовому улучшению качества дорог в России. “Вряд ли все изменится. Может, и заделают крупные ямы, а маленькие останутся”, — считает Славнов.

В то же время он сказал, что уже сейчас автомобилисты вправе требовать компенсацию за поврежденную по вине дорожников машину.

Причем Славнов настаивает на том, что это не только право, но и обязанность автолюбителей: “Если автовладелец попал в яму и повредил свой транспорт, то он не просто может, он обязан потребовать возмещение от подрядчика, который занимался ремонтом дороги.

Правильная позиция именно такая: я должен обратиться, и мне должны выплатить компенсацию. Это не вина водителя, что он попал в яму, это вина дорожных служб, которые положили асфальт не по стандарту”.

При этом юрист полагает, что если из-за плохого состояния дороги произошло ДТП, то виновнику сложно будет привлечь подрядчиков к ответственности. В Правилах дорожного движения существует пункт 10.

1, который требует от водителя выбирать скорость, исходя из дорожных и погодных условий, а при возникновении опасности — тормозить. “Если водитель увидел яму и попытался увильнуть, объехать ее, и при этом он задевает другую машину — это его вина.

Доказать, что он “уходил” именно от ямы, будет сложно”, — уверен Славнов. 

Сергей Круглов

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4094103

Ямы на дорогах снова стандартизировали: улучшит ли новый ГОСТ дороги

Какой размер ям на дорогах допустим по новому ГОСТу?

Юрий Панченко

Но прежде, чем говорить о новом стандарте, напоминаю, что в обеспечение безопасности дорожного движения применяется два перечня стандартов:

  1. Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

  2. «Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации». Данный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ № 2438-р от 04.11.2017.

Понятное дело, что параллельное сосуществование двух списков ни к чему хорошему не ведет, и их необходимо приводить в соответствие друг с другом. И первым шагом стало принятие нового ГОСТа. Если посмотреть его второй раздел, то мы увидим перечень стандартов из первого списка, и их требования учтены при разработке ГОСТ Р 50597-2017.

Первое впечатление о новом стандарте: его требования жестче, чем и требования старого стандарта ГОСТ Р 50597-93, и требования стандартов из первого списка.

В данном стандарте под термином «дорога» понимаются дороги вне населенных пунктов, под термином «улицы» понимаются дороги и улицы в населенных пунктах.

Самый, пожалуй, интересный раздел — пятый — «Требования к покрытию проезжей части». И как здесь не привести новые предельные значения для отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов). Для них длина и глубина остались прежними — 15 см и 5 см соответственно, а требование к ширине заменили на площадь — 0,06 м2. И не важно, какой конфигурации яма на дороге.

Чтобы было видно, что новый стандарт более жесткий, разделите 0,06 на 0,15. Получим 0,4. То есть, если яма прямоугольная, то ее предельная ширина — 40 см, против 60 см в старом стандарте.

Срок устранения дефектов проезжей части, если дефект превышает предельные размеры, от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.

Если яма по площади меньше 0,06 м2, но подобных ям на дороге очень много, то даже данные незначительные дефекты должны быть устранены в сроки от 5 до 20 дней.

Что касается колеи, то на самых захудалых дорогах ее глубина не должны быть более 3 см на протяжении 9 метров. Если колея длиннее или глубже — срок устранения до 14 дней.

Отклонение по вертикали крышки люка или дождеприемника относительно поверхности проезжей части не должно быть более 1 см, против 2 см в старом стандарте.

Разрушенные крышки люков и решетки дождеприемников должны быть заменены в течение 3 часов с момента обнаружения.

Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3, как и в прошлом стандарте.

Второй интересный раздел — восьмой — «Требования к эксплуатационному состоянию в зимний период».

В данном разделе сказано, что на магистральных улицах городов рыхлый снег должен быть убран в течение 3 часов с момента окончания снегопада, на периферийных улицах — в течение 12 часов.

Но это не означает, что во время снегопада дороги чистить не надо. Пока идет снегопад толщина рыхлого снега на проспектах — не более 2 см, на окраинах — не более 4 см.

Сроки устранения зимней скользкости на дорогах города от 5 до 6 часов.

Установлены сроки уборки рыхлого снега и зимней скользкости и для загородных дорог.

Многих смущает, что теперь на дорогах допустим уплотненный снежный покров (далее УСП). Пожалуйста, не путайте его со снежным накатом, который относится к зимней скользкости и который должен быть убран с дорог.

Наличие УСП на дорогах допускается, но на дорогах с интенсивностью движения не более 1500 авт/сут. При этом толщина УСП — от 3 до 8 см. На дорогах с УСП устанавливается ограничение максимальной скорости до 60 км/ч с помощью знака «Ограничение максимальной скорости», а также рекомендуется устанавливать знаки 1.15 «Скользкая дорога».

Вернемся к началу статьи, где говорится о двух списках ГОСТов.

Второй список утвержден Распоряжением Правительства РФ № 2438-р от 04.11.2017. В данном распоряжении ничего не говорится о возможных новых стандартах, принимаемых взамен старых ГОСТов. Таким образом, пока не будут внесены изменения и дополнения в Распоряжение Правительства, необходимо руководствоваться требованиями старого ГОСТ Р 50597-93.

Новый ГОСТ станет обязательным, когда выйдет новое распоряжение Правительства. А пока предполагается, что положения нового ГОСТа после его вступления в силу 1 июня 2018 года возможно применять на добровольной основе.

Источник: https://74.ru/text/auto/54212491/

Уличные ямы измерят по-новому

Какой размер ям на дорогах допустим по новому ГОСТу?

1 сентября начинает действовать новый ГОСТ, устанавливающий усиленные требования к состоянию дорог и улиц.

Для коммунальных и дорожных служб даны более четкие понятия выбоин и повреждений, сокращены сроки, выделяемые на ремонт, ужесточены правила зимней уборки. В полную силу стандарт заработает, когда станет обязательным.

Но уже сейчас в регионах признаются: соблюдать новые правила будет сложно, нужно дополнительное финансирование.

Вступающий в силу ГОСТ Р 50597–2017 пришел на смену стандарту 1993 года, который давно нуждался в уточнении и актуализации. Дата вступления в силу — 1 сентября 2018 года — закреплена приказом Росстандарта №1245-ст. Документ поделен на несколько блоков, “Ъ” приводит самые интересные нормы.

Требования к проезжей части, обочинам, тротуарам, пешеходным дорожкам

— Посторонние предметы должны быть удалены с проезжей части дорог и улиц, тротуаров, с пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения.

— Покрытие проезжей части дорог и улиц не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т. п.) площадью 1 кв. м и более. Загрязнения должны быть удалены на дорогах категорий IА—IВ, II с четырьмя полосами движения и группах улиц А—Г в течение одних суток, на остальных дорогах и улицах — в течение трех суток.

— Покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 кв. м. Загрязнения должны быть удалены в течение трех суток, отдельные разрушения — в течение семи суток.

— Выбоина, просадка, пролом длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв. м, равной или более, должна быть устранена в срок 1–12 суток (в зависимости от категории дороги).

— Колея глубиной 2 см (или более) длиной 7 м (или более) на участке полосы движения длиной 100 м должна быть устранена в срок 5–14 суток (в зависимости от категории дороги).

— Трава и древесно-кустарниковая растительность на обочинах высотой более 15 должна быть удалена в срок 7–14 суток (в зависимости от категории дороги).

— Лицевая поверхность дорожного знака не должна иметь загрязнений и снежно-ледяных отложений, затрудняющих распознавание его символов или надписей, которые должны быть удалены в течение суток с момента обнаружения.

— Срок устранения дефектов разметки, обозначающей пешеходный переход, не более трех суток. Остальная разметка должна быть восстановлена в течение 30 дней.

— Неработающий сигнал светофора должен быть починен в течение суток. Отказ в работе табло вызывного пешеходного перехода — в течение трех суток.

— Сломанный или поврежденный «лежачий полицейский» должен быть восстановлен в течение 3–10 суток.

— Неработающие светильники над проезжей частью должны быть заменены в течение 1–5 дней (в зависимости от категории дороги).

Требования к состоянию в зимний период

— Рыхлый или талый снег с проезжей части должен быть убран в течение 3–12 часов (в зависимости от категории дороги). Отчет идет с момента окончания снегопада.

— Зимняя скользкость должна быть устранена с проезжей части в течение 4–12 часов (в зависимости от категории дороги).

— Рыхлый или талый снег слоем от 3 см должен быть убран с тротуаров и пешеходных дорожек в течение суток. Срок отчитывается с момента окончания уборки проезжей части или устранения зимней скользкости.

— Зимняя скользкость на тротуарах и пешеходных дорожках должна быть устранена за 12–24 часов (в зависимости от интенсивности движения пешеходов).

— Рыхлый или талый снег слоем от 2 см должен быть убран с посадочных остановок в течение шести часов.

— Запрещено формирование снежных валов (для временного хранения снега) на тротуарах; на разделительной полосе шириной менее 5 м; ближе 10 м от пешеходного перехода.

Каков юридический статус документа

С формальной точки зрения ГОСТ не является пока обязательным: все стандарты в России по умолчанию добровольные. Это подтвердили “Ъ” в Росстандарте. В связи с этим жалобы на несоблюдение новых правил едва ли будут иметь эффект.

Теоретически может быть ситуация, при которой какой-либо орган власти (например, местный департамент ЖКХ) объявит тендер на уборку улиц и пропишет в нем обязательное выполнение норм нового ГОСТа. В этом случае он станет обязательным к исполнению.

Так уже планируют сделать власти Санкт-Петербурга.

Ситуация кардинально изменится, когда внесут изменение в распоряжение правительства №2438-р, там прописаны ГОСТы, обязательные к исполнению. По данным Росстандарта, соответствующие поправки к документу уже подготовлены. В пресс-службе правительства на запрос “Ъ” не ответили.

Что думают об этом документе в Москве

В пресс-службе департаменте ЖКХ Москвы “Ъ” рассказали, что при содержании городских дорог руководствуются несколькими документами, посвященными уборке, среди них постановления правительства Москвы 762-ПП и 1018-ПП, распоряжения департамента ЖКХ 2011 и 2016 годов.

«Нормативно-правовые акты, которыми руководствуется комплекс городского хозяйства Москвы, соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597–2017 и зачастую предъявляют более жесткие требования к санитарно-техническому содержанию городских дорог»,— отметили в департаменте.

К примеру, по требованию нового стандарта срок устранения отдельных выбоин на дорогах высшей категории составляет не более суток, по московским нормативам это должно быть сделано в течение 12 часов.

По столичным правилам время, допустимое для выполнения снегоуборочных работ, составляет 2–4 часа после окончания снегопада, по ГОСТ 50597 — 3–6 часов.

В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД; следит за разметкой, знаками и светофорами) заявили, что готовы выполнять требования нового стандарта.

Там особенно подчеркнули нововведение, связанное с тем, что теперь в некоторых случаях (если знак утрачен или не читается) за сутки нужно будет устранять дефекты предписывающих знаков и знаков особых предписаний.

В ЦОДД работает 28 бригад, в том числе ночные: большая часть дефектов устраняется менее чем за сутки.

Что думают о документе в других городах и регионах

Нижний Новгород:

В департаменте благоустройства и дорожного хозяйства администрации Нижнего Новгорода “Ъ” заявили, что готовы выполнять указанные требования в рамках заключенных муниципальных контрактов на содержание и ремонт автодорог города.

Требования ГОСТ приобрели более развернутый характер, дополнились конкретными значениями отдельных показателей.

Данный факт, несомненно, должен упростить работу контролирующих организаций в целях мониторинга состояния улично-дорожной сети.

В целом проблема качества дорог связана с таким понятием, как недофинансирование дорожного хозяйства. Для примера, по расчетам, проведенным в соответствии с постановлением администрации города от 30.10.

2013 №4199 («Об утверждении нормативов финансовых затрат и правил расчета размера ассигнований на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения»), ежегодная потребность в финансировании на ремонт и капитальный ремонт улично-дорожной сети и искусственных сооружений города Нижнего Новгорода составляет порядка 4,3 млрд руб.

Это значение необходимо корректировать ежегодно, учитывая рост цен на материалы. Фактические расходы на ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети и искусственных сооружений не позволяют выполнять необходимые работы в полном объеме. При выделении финансирования в необходимом объеме можно говорить о том, что по прошествии 3–4 лет проблема «плохих» дорог в Нижнем Новгороде может исчезнуть.

В этом случае требования указанного ГОСТа будут исполнимы. Однако приходится констатировать тот факт, что в настоящее время количество дорог, требующих ремонта, определяется не потребностью, а выделенным финансированием.

Не всегда неудовлетворительное состояние автомобильных дорог вызвано некачественным ремонтом или его отсутствием.

В большинстве случаев основными причинами образования дефектов на проезжей части являются причины техногенного характера, а именно просадки люков колодцев из-за разрушения колодцев, ветхое состояние инженерных сетей, расположенных в дороге (утечки), некачественное восстановление асфальтобетонного покрытия после проведения работ на подземных инженерных сетях (ремонт, подключение). В этой связи трудноисполнимыми считаем сроки, установленные ГОСТом, на устранение дефектов покрытия проезжей части, ликвидацию снежных масс и скользкости.

Санкт-Петербург:

В комитете по благоустройству Санкт-Петербурга “Ъ” заявили, что требования ГОСТ Р 50597–2017 обязательны к выполнению и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Ведомство выполнит требования стандарта, для чего при подготовке конкурсной процедуры на содержание автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения на 2019 год вносятся соответствующие изменения в госконтракты.

Уже в мае в соответствии с новыми требованиями ГОСТа были приведены технологические регламенты по комплексной уборке и содержанию автомобильных дорог. Действующие контракты исполняются по прежним регламентам.

Саратовская область:

Заместитель начальника региональной Дирекции транспорта и дорожного хозяйства Сергей Плешаков отметил, что в ненормативном состоянии находится 81% автомобильных дорог Саратовской области.

По его словам, изменения в ГОСТе усугубляют положение дорожных организаций, которые теперь будут чаще подвергаться штрафам.

Председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова Геннадий Свиридов считает, что при нынешнем объеме финансирования обслуживания дорог в Саратове выполнить требования нового ГОСТа нереально, так как выделяемые городу на ремонт дорог средства покрывают лишь 27% от потребностей. Дорожный фонд Саратова в 2018 году составляет 841 млн руб. Аналогичная ситуация и с уличной сетью. По словам господина Свиридова, предъявляемые новым ГОСТом требования должны касаться в первую очередь тех дороги и улиц, которые уже приведены в нормативное состояние.

Ульяновская область:

Директор ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Сергей Холтобин заявил “Ъ”, что ГОСТы «однозначно надо будет соблюдать, оспаривать их смысла нет».

В то же время он признает, что для полного их соблюдения есть проблемы с финансированием: «В регионе пока нет нормативного финансирования по содержанию дорог… дорожный фонд пока не наполняется в необходимых объемах».

«Раньше говорили, что система “Платон” после опробования будет использоваться на региональных дорогах, но пока такого распоряжения так и нет. Видимо, будет только к 2020 году.

Все средства от нарушений ПДД будут поступать в полном объеме только с 2019 года, стопроцентное направление акцизов на бензин тоже будет, видимо, к 2020 году. Вот тогда, вероятно, дорожный фонд позволит исполнять все требования. Да, надо будет быстрее реагировать, лучше убирать. Так и будет, надеюсь, с каждым годом лучше. А пока главный тормоз — это финансы»,— заметил чиновник.

Кемеровская область:

В департаменте жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области “Ъ” сказали, что новый ГОСТ по содержанию улиц и дорог носит «более жесткий и конкретный характер».

«Например, ранее в нормативных документах не были указаны сроки устранения колейности, теперь они четко прописаны и носят обязательный характер, потому разрабатывать дополнительную нормативно-правовую базу в регионе нет необходимости»,— сказали в департаменте.

По данным департамента ЖКХ, на ремонт всех автодорог Кузбасса и приведение их в нормативное состоянии требуется 98 млрд руб. «Одномоментно понести такие расходы невозможно, потому ремонт проводится точечно, в рамках федеральных и областных программ, субсидирования»,— добавил собеседник.

Предполагается, что после доработки Минтрансом сайта по контролю дорожных фондов, где будет аккумулироваться вся информация о дорожной инфраструктуре в России, кузбассовцы получат доступ к системе и смогут вносить туда свои предложения и выкладывать фото дорожных дефектов, как это сейчас делается на «Карте убитых дорог» ОНФ.

Челябинская область:

«Считаем, что новый ГОСТ стал более упорядоченным,— заявили “Ъ” в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.— Разработанные требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц в новом национальном стандарте ведут к улучшению качества содержания дорог и улиц».

Новые нормы ГОСТа в определенном смысле ужесточают показатели возможных дефектов дорожного полотна (целостность, уровень загрязнения и так далее) и сроки устранения нарушений, сроки приведения проезжей части автодорог в нормативное состояние, добавляют в управлении дорожных работ Челябинска.

«Это, очевидно, приведет к повышению степени реализации выполняемых работ подрядными организациями, перераспределению трудовых ресурсов (возможно, и к совершенствованию технологий в будущем) и, несомненно, к увеличению степени контроля за ними, то есть к увеличению контроля исполнения»,— отметили в ведомстве.

Иван Буранов; Карина Кальярова, Челябинск; Александра Викулова, Нижний Новгород; Яна Войцеховская, Санкт-Петербург; Сергей Петунин, Саратов; Сергей Титов, Ульяновск; Юлия Матющенко, Кемерово

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3730719

Смотрите, какая тема — Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?

Какой размер ям на дорогах допустим по новому ГОСТу?

На сегодняшний день, 11 Января 2020 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-2017 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”. Данный ГОСТ заменил собой устаревший аналогичный документ 1993 года и актуален на сегодня.

Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?

Статья обновлена 28.10.2019 года, после вступления в законную силу Р 50597-2017 вместо устаревшего.

Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 5.

2 требований к состоянию покрытия дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в таблице 5.3 этого правового акта.

Но понять простому автолюбителю этот пункт ой как непросто!

Вот так выглядит только одна её часть, касающаяся обычной ямы:

Ранее существовало простое ограничение для всех ям:

3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.

Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый же разделяет все недочёты дорог на следующие:

  • выбоины, просадки (ямы) и проломы,
  • такие же повреждения, но с требованиями на участке дороги длиной 100 метров,
  • сдвиги и волны,
  • гребёнки,
  • колеи,
  • выпотевания,
  • отклонения крышки люков, рельса…

Но главное, всё это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автолюбитель на месте определить будет не в состоянии.

Как и с кого взыскать ущерб в 2020 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?

Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?

Всё довольно просто!

1. Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.

2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу.

Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 — подойдёт и полис ОСАГО, который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см.

Но на месте нельзя будет точно установить, соответствует ли яма ГОСТу, не зная типа дороги. Поэтому переходим к следующему пункту.

3. Далее следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции.

В этом случае сфотографируйте яму самостоятельно так, чтобы потом можно было точно определить её размеры. Например, положите несколько листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше размеров, ограничения по которым вы выясните позднее.

Также укажите в схеме результаты измерения ямы.

Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.

И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.

Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.

1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия.

Это пункт прецедентен — это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.

Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт — 5.2.4, который говорит нам следующее:

5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.

То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.

Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.

4. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”:

Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

….
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая, возможно, не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия.

Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования с целью установить тип дороги (чтобы точно определить, что яма не соответствует ГОСТу) и обслуживающую данный участок дороги службу.

Можно прямо так и написать дословно: “Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации, установления типа дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам”. И указать контакты.

5. После этого, пока готовятся документы о ДТП, необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом — даже небольшом городе.

По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации.

Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.

6.

Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.

Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?

Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются.

По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2020 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.

Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-2017 появился не так давно, и свежих решений в судебной практике пока нет. Но, как оказывается, старый ГОСТ вовсе не имел юридической силы, просто пока не все суды об этом знают.

В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).

Кроме того, есть ещё такой законодательный акт, как Федеральный закон №257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”, который в своей статье 28 предписывает, что пользователи дорог имеют право взыскивать с дорожных служб компенсацию ущерба:

Пользователи автомобильными дорогами имеют право: ….

2) получать компенсацию вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;

Источник: https://autotonkosti.ru/q/kakoy-gost-reguliruet-razmery-yam-na-dorogah

Юридический спектр
Добавить комментарий