Какие экологические обязанности имеются у граждан?

Экологические обязанности граждан. Права и обязанности экологических объединений

Какие экологические обязанности имеются у граждан?

Экологические обязанности граждан регулируются Конституцией (статья 58). Обязанности граждан в этой сфере заключаются в обязанности сохранять природу и окружающую среду, проявлять бережное отношение к богатствам природы.

Закон об охране окружающей среды (ООС) в 11 статье почти дословно дублирует рассмотренную выше норму Конституции, вменяя в гражданские обязанности соблюдение и прочих требований российского законодательства, которые могут обладать как прямым, так и опосредованным характером с закреплением в законах и подзаконных актах.

Так, ст. 65 ВК напрямую вменяет обязанность гражданам водопользователям соблюдать определенный режим при использовании водоохранных зон. ДАнный режим устанавливает Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Наряду с этим ст.

66 Закона об охране окружающей среды дает право государственным экологическим инспекторам требовать и осуществлять выдачу предписаний физическим лицам, касающихся устранения нарушений закона в области охраны окружающей среды и нарушения требований по охране природы, которые были обнаружены государственным экологическим контролем.

Замечание 1

Круг гражданских экологических обязанностей является достаточно широким, он может быть установлен органами публичной власти в соответствии с их компетенцией через принятие (издание) нормативных правовых актов (законы, постановления и др.).

Особенности прав экологических объединений

В соответствии со ст. 12 Закона об ООС общественное (прочее некоммерческое объединение), которое ведет работу в сфере охраны окружающей среды, имеет право:

  • разработки, пропаганды и реализации в соответствующем порядке программы в сфере охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов граждан в сфере охраны окружающей среды, добровольного привлечения граждан к работе по охране окружающей среды;
  • осуществления и пропаганды за счет собственных и привлеченных средств работы в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства ресурсов природы, обеспечения безопасности экологии;
  • содействия органам власти РФ, субъектов, местного самоуправления в решении проблем охраны окружающей среды;
  • организации собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, сбора подписей под петициями и участия в таких мероприятиях по закону РФ, внесения предложений о проведении референдумов по проблемам ООС и обсуждения проектов, которые касаются ООС;
  • обращения в органы власти государства, местного самоуправления, субъектов РФ, иные организации и к любому должностному лицу о получении своевременных, полных и достоверных сведений о состоянии окружающей среды, о мероприятиях ее охраны, об обстоятельствах и о фактах производственной деятельности, которые способны создать угрозу окружающей среде, здоровью, имуществу и жизни граждан;
  • участия в установленном порядке в принятии различных решений, реализация которых способна негативно влиять на жизнь, здоровье людей, окружающую среду и имущество граждан;
  • обращения в различные государственные органы с иском, жалобой, заявлением и предложением по вопросам, которые относятся к ООС, отрицательному воздействию на ОС, получения своевременных и обоснованных ответов;
  • организации и проведения в соответствующем порядке слушаний, касающихся размещения и проектирования объектов, которые в процессе своей хозяйственной деятельности наносят вред окружающей среде, создают жизненную угрозу;
  • организации и проведения в установленном порядке мероприятия (например, общественная экологическая экспертиза);
  • рекомендации своих представителей с целью участия в осуществлении государственной экологической экспертизы;
  • подачи в государственные органы любого уровня, а также в суд обращений об отмене решений в области строительства, проектирования, размещения, реконструкции, эксплуатации объектов, работа которых способна отрицательным образом повлиять на ОС;
  • предъявления в судебные инстанции исков на возмещение вреда ОС;
  • осуществление других прав, которые предусмотрены законом.

Отметим, что перечень полномочий общественных экологических объединений нельзя считать исчерпывающим. Ежегодно этот список может дополняться нормами, которые включены в новые или действующие правовые акты.

Существенное условие реализации своих экологических прав со стороны общественных экологических объединений заключается в соблюдении ими законодательных требований.

В первую очередь сюда необходимо включить Федеральный закон № 82 «Об общественных объединениях».

Этот закон представляет общественные объединения в виде добровольного, самоуправляемого, некоммерческого формирования, которое образуется по инициативе граждан.

Замечание 2

Образование общественного объединения происходит на основе общих интересов. Его целями является реализация общих задач, которые прописаны уставом. 

Не все общественные объединения могут реализовать экологические права. Подобная деятельность характерна только для тех объединений, в уставе которых точно прописаны экологические цели.

Закон об экологической экспертизе напрямую уточняет то, что общественная экологическая экспертиза может проводиться только теми организациями (объединениями), которые в основе своей работы занимаются охраной окружающей среды.

Сюда можно включить организацию и осуществление экологических экспертиз. Также такие организации должны пройти регистрацию в порядке, который установлен законодательством РФ.

Особенности работы экологических объединений

Обязанности экологических объединений регулируются Законом об охране окружающей среды, в соответствии с которым общественные и прочие некоммерческие объединения в случае работы в сфере охраны окружающей среды должны соблюдать определенные требования.

Замечание 3

В этом случае законодательная позиция не способна отразить всю полноту требований, которые предъявляются к общественным объединениям, ведущим эту деятельность.

Подобное положение обусловлено тем, что реализация общественными объединениями большей части предоставляемых им экологических прав связана с потребностью соблюдать требования и других законов, которые регламентируют процедурные вопросы.

Так, проведение митингов, связанных с экологией, должно быть в соответствии с установленным федеральным законом, включая предварительное уведомление властных органов о целях, месте, времени проведения, предполагаемое количество участников и др.

В процессе внесения предложений о референдуме по проблемам ООС также нельзя обойтись без того, чтобы соблюдать жесткие требования федеральных законов о референдуме, в первую очередь, о порядке инициатив его проведения.

Также в процессе предъявления в суд иска о возмещении вреда ОС, важно учесть требования процессуального законодательства, включая форму и сроки предъявления исков.

Помимо этого, важный элемент взаимодействия общественных экологических объединений и органов публичной власти, включая контролирующие и правоохранительные органы, представлен соблюдением подобными объединениями принципа невмешательства в компетенцию органов.

На практике это, к сожалению, имеет место, а также характерен отказ от чрезмерного прессинга по отношению к соответствующим органам, принимая во внимание мотив их недостаточной активности. В частности, это осуществляется посредством использования средств массовой информации.

Подобные действия способны оказать серьезное влияние на создание ложного общественного мнения, что не всегда способствует охране окружающей среды.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/ekologicheskie-objazannosti-grazhdan/

Экологические обязанности граждан

Какие экологические обязанности имеются у граждан?

Экологические обязанности граждан в общем виде закреплены в ст. 58 Конституции, которая обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В свою очередь ст. 11 Закона об охране окружающей среды, практически дословно дублируя конституционную норму, вменяет в обязанность гражданам соблюдение иных требований законодательства. Эти требования могут носить как прямой, так и опосредованный характер, и закрепляются в законодательных и подзаконных актах.

Например, ст. 65 ВК прямо обязывает водопользователей, в том числе и граждан, соблюдать режим использования водоохранных зон, который в свою очередь установлен Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404. В то же время ст.

66 Закона об охране окружающей среды предоставляет государственным экологическим инспекторам право предъявлять требования и выдавать предписания физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Таким образом, круг экологических обязанностей граждан достаточно широк и может устанавливаться органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т.д.).

Права экологических объединений

Согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан1;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями но вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания, но вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законом права.

Таким образом, список полномочий общественных экологических объединений также не является исчерпывающим и дополняется нормами, содержащимися в иных правовых актах.

Существенным условием реализации общественными экологическими объединениями своих экологических прав является соблюдение ими требований законодательства и прежде всего Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, ст.

5 которого под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан объединение на основе общности интересов для реализации общих цепей, указанных в уставе общественного объединения.

Таким образом, не всякое общественное объединение может реализовывать экологические права, а лишь то, в уставе которого четко прописаны экологические цели. В ст.

20 Закона об экологической экспертизе прямо указывается на то, что общественную экологическую экспертизу могут проводить только те общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Обязанности экологических объединений

В соответствии с п. 2 ст.

12 Закона об охране окружающей среды общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. В данном случае позиция законодателя не отражает всей полноты требований, предъявляемых к общественным объединениям, осуществляющим рассматриваемую деятельность.

Дело в том, что реализация общественными объединениями большинства предоставленных им экологических прав сопряжена с необходимостью соблюдения требований иного законодательства, регламентирующего процедурные вопросы.

Например, организация тех же митингов экологического характера должна осуществляться в установленном федеральным законодательством порядке, в том числе с предварительным уведомлением органов власти о целях, месте, времени проведения, предполагаемом числе участников и т.д.

При внесении предложений о проведении референдума по вопросам охраны окружающей среды также не обойтись без соблюдения жестких требований федерального законодательства о референдуме, прежде всего о порядке инициирования его проведения.

Наконец, при предъявлении в суд исковых заявлений о возмещении вреда окружающей среде необходимо учитывать требования процессуального законодательства, в том числе по форме и срокам предъявления исков.

Кроме того, одним из важнейших элементов взаимодействия общественных экологических объединений с органами публичной власти, в том числе с контролирующими и правоохранительными, является соблюдение такими объединениями принципа невмешательства в компетенцию уполномоченных на то органов, что, к сожалению, на практике имеет место, а также отказ от чрезмерного прессинга в отношении соответствующих органов по мотивам их недостаточной активности, в частности, путем использования средств массовой информации. Это оказывает серьезное воздействие на формирование ложного общественного мнения и отнюдь не способствует охране окружающей среды, во имя чего, собственно, и призваны осуществлять свою деятельность и те и другие.

Источник: https://studme.org/120908108904/pravo/ekologicheskie_obyazannosti_grazhdan

Право на благоприятную окружающую среду

Какие экологические обязанности имеются у граждан?
 

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ

ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Е.А.Высторобец к.ю.н., член экспертного совета Российского экологического союза, координатор Московской инициативы в развитие международного права окружающей среды

(построение методологии определения объекта)1

Сформулированные различным образом положения о праве на благоприятную окружающую среду содержатся в некоторых конституциях и таких международно-правовых актах, как Африканская Хартия прав человека и народов (1981, ст. 24)2, Протокол к Американскому соглашению по экономическим, социальным и культурным правам человека 1969 года (1988, ст. И)3, Декларация основных прав и свобод, принятая Европейским парламентом в апреле 1989 года.

В 1992 году Эдит Браун Вейс считала, что   “несмотря на некоторое нормативное признание, определённого opinio juries о праве на, благоприятную окружающую среду не существует, и при этом оно не может интерпретироваться как “общий принцип права, признаваемый цивилизованными нациями”4. В публичном смысле право на благоприятную окружающую среду, согласно Э. Б.

Вейс означает обязанность государств и других общественных субъектов [региональные органы власти; местные органы власти; предприятия; физические лица] относиться ко всем публичным инте­ресам, превалирующим над государственными или частными интересами и участвовать в решении глобальных экологических проблем пу­тём [развития] международного сотрудничества.

 В содержательном смысле это право согласно Э. Б. Вейс включает 1) обязанность государства обеспечить всеобщую доступность эколо­гической информации, и 2) гарантировать реализацию всеобщего права на участие, в том числе непосредственное, в процессе принятия экологически значимых решений.

“Находящийся на стадии становления принцип права [каждого человека] на благоприятную окружающую среду должен рассматри­ваться как полисистемное явление.

Он “пронизывает” сферы экологического права, обеспечения экологической безопасности и гуманитарное право.

Этот принцип может и будет ключевым элементом в систе­ме экологической безопасности, как неотделимая часть основных прав и свобод человека, включённых в будущую Декларацию прав человека” (Э. Б. Вейс, 1992).

Ещё в 1985 году в деле Яномами против Бразилии по ходатайству, внесённому от имени индейцев яномами, Комиссия установила связь между качеством окружающей среды и правом на жизнь.

В ходатайстве утверждалось, что правительство нарушило Американскую Декларацию прав и обязанностей человека, проложив шоссе через территорию яномани и разрешая эксплуатацию ресурсов этой территории.

Эти действия вели к притоку некоренного населения, воз­никновению инфекционных болезней, лечение которых из-за недо­статка медицинского обслуживания не осуществлялось.

Комиссия за­ключила, что правительство нарушило права яномани на жизнь, сво­боду и персональную безопасность, гарантированные статьей 1 Декла­рации, а также право на место жительства и право на передвижение (ст. VIII) и право на сохранение здоровья и благосостояние (ст. XI)5.

“Защита нарушенного права осуществляется проще, если речь о загрязнении окружающей среды. Вопросы природопользования и ох­раны природы или сохранения биологического разнообразия труднее связать с правами человека, за исключением права на безопасную и экологически – сбалансированную окружающую среду”6.

Вместе с тем, рассмотрев материалы судебной практики по защите экологических прав человека Дина Шелтон делает вывод, что гораз­до чаще иски основаны на фактах нарушения прав на жизнь, собствен­ность, здоровье, информацию, семью и частную жизнь, чем на праве на безопасную и приемлемую с экологической точки зрения окружаю­щую среду. В заключение работы автор спрашивает: “Так усиливает ли явное и признаваемое право на безопасную и приемлемую с экологической точки зрения окружающую среду имеющиеся [аргументы] защиты и развивает ли международные ценности, выраженные экологическим правом и правами человека”?

Стоит особо отметить качественное изменение оценки права на благоприятную окружающую среду от того, которое “не может интерпретироваться как “общий принцип права, признаваемый цивилизованными нациями” (Вейс, 1992), до наименования его, как “явное и признаваемое право” (Шелтон, 2002).

С 1992 года к 2005 году появи­лось достаточно оснований (в том числе воплощений в российском за­конодательстве), чтобы охарактеризовать право на благоприятную окружающую среду как общепризнанный принцип и норму междуна­родного права. На вопрос Шелтон мы стремимся дать утвердительный ответ.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Кон­ституция Российской Федерации, ст. 42).

Это право означает возмож­ность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специ­ально уполномоченных органов [государственных органов в области охраны окружающей среды] поддержания благоприятной окружаю­щей среды в надлежащем состоянии.7

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду (ст. 58)8.

Конституция Российской Федерации также гласит, что государствен­ная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (п. 1 ст.

45), что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Как эти конституционные права и обязанность обеспечены законодательно?

Имеющиеся комментарии к Конституции Российской Федерации дают на этот вопрос весьма расплывчатый ответ9. Говориться об осуществлении государством системы мер, а приводимый перечень таких мер не имеет признаков системности и легко может быть дополнен.

В соответствии с комментарием под редакцией О.Е.Кутафина, за­щита преимущественно (по общему правилу) возможна в случае мате­риального состава правонарушения, причинения ущерба здоровью или имуществу граждан.

Это действительно верно по отношению к третьему элементу положения конституционной нормы (компенсация ущерба).

права на информацию о состоянии окружаю­щей среды, а также содержание и защита права на благоприятную окружающую среду здесь практически не разъясняются.

Вместе с тем, комментарии под редакцией Л.А.

Окунькова поясняется: “Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологичес­ки вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения её финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды”.

Таким образом, деяние может характеризоваться как “экологически вредное для окружающей среды”. Прямой ущерб здоровью или имуществу граждан, организаций, в этом случае, перестаёт носить характер неотъемлемого элемента искового требования, а оценка упущенной выгоды тем более проблематична.

Состав экологического правонарушения, нарушающего или ограничивающего право на благоприятную окружающую среду, должен быть формальным. Попытка действия или бездействие, нарушающие право на благоприятную окружающую среду связаны с сокрытием ин-

Источник: http://eco.tatarstan.ru/rus/pravo-na-blagopriyatnuyu-okruzhayushchuyu-sredu.htm

5. Экологические права и обязанности граждан – 5.6. Экологические обязанности граждан

Какие экологические обязанности имеются у граждан?

Страница 6 из 6

5.6. Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ. В ст.

58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.

По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.

Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов. Так, согласно ст.

11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны: – сохранять природу и окружающую среду; – бережно относиться к природе и природным богатствам; – соблюдать иные требования законодательства. В соответствии со ст.

10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны: – выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; – не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»). Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников – иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Различают два основных вида экологических обязанностей – позитивные и запретительные. Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д.

Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под экологическими правами человека? 2. Какие экологические права граждан закреплены в Конституции РФ? 3. Что понимают под благоприятной окружающей средой? 4. Какая информация о состоянии окружающей среды является достоверной?

5. Назовите экологические обязанности граждан.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 768 с. 2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2003. – 670 с.

3. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 367 с.

Дополнительная литература

Источник: http://uristinfo.net/ekologicheskoe-pravo/229-ekologicheskoe-pravo-ag-netsvetaev/5773-ekologicheskie-prava-i-objazannosti-grazhdan.html?start=5

Обязанности граждан в сфере охраны окружающей среды

Какие экологические обязанности имеются у граждан?

В общем виде основные обязанности граждан закреплены в Конституции РФ, которая возлагает на каждого гражданина обязанность сохранять окружающую среду и бережно относиться к природе.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» также говорится об обязанности граждан защищать и беречь окружающую природную среду.

Все экологические обязанности можно классифицировать как общие и специальные. Общие обязанности как раз-таки закреплены в вышеупомянутых законах.

Формулировки этих общих обязанностей не раскрывают способы их осуществления, а это в свою очередь исключает возможность привлечения физического лица к ответственности за их неисполнение.

А смысл установления любых обязанностей заключается в том, что неисполнение их субъектами должно повлечь за собой негативные последствия.

Таким образом, в данном случае следует говорить о специальных экологических обязанностях, закрепленных в законодательных актах.

экологических обязанностей заключается как в форме требований воздержаться от совершения каких-либо действий, так и в форме требований совершить какие-либо действия.

Данные требования, установленные в нормативно-правовых актах, могут носить прямой и опосредованный характер. Такие обязанности называются позитивными и запретительными (рис. 1).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Стоит сказать, что круг экологических обязанностей граждан достаточно широк и многообразен и может устанавливаться органами публичной власти в соответствии с их компетенцией путем принятия нормативных актов (законов, постановлений, положений и т.д.). В данном случае задача участников нормотворческого процесса состоит в:

  • учете общественной потребности в установлении данных экологических обязанностей;
  • необходимости четкой формулировки данных обязанностей для правильного их понимания;
  • обеспечении своевременными и адекватными средствами принуждения в случае факта уклонения от исполнения экологических обязанностей.

Основная цель установления экологических обязанностей заключается в обеспечении охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности.

Существует два вида экологических обязанностей: позитивные и запретительные.Итак, экологические обязанности граждан – это закрепленные в нормативно-правовых актах требования к гражданам, имеющие форму запретов, ограничений и правообязывания, неисполнение которых влечет за собой негативные последствия, установленные законодательством.

Рисунок 1. Виды экологических обязанностей

Перечень основных обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды

Законодательство закрепило, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую природную среду, на ее защиту от негативного воздействия, которое вызывается хозяйственной деятельностью и чрезвычайными ситуациями, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды содержатся в ст. 11 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Основными правами граждан в области охраны окружающей природной среды являются:

  • создание общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по охране окружающей среды;
  • участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в других акциях, не противоречащих закону;
  • выдвижение предложений о назначении и проведении экологической экспертизы, а также участие в этой экспертизе;
  • сотрудничество с органами государственной власти РФ, ее субъектов, а также с органами местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей природной среды;
  • предъявление исков в суд о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществление других прав, предусмотренных законом.

Наряду с экологическими правами каждый гражданин имеет и должен выполнять определенные обязанности по охране окружающей среды, преследуя соблюдение экологических интересов общества и государства.

Граждане должны быть готовы к активному личному участию в проводимых мероприятиях и выполнять обязанности не только по рациональному использованию природных ресурсов и их охране, но и способствовать предупреждению экологических правонарушений в соответствии с экологическим законодательством.

Итак, перечислим основные обязанности граждан по охране окружающей природной среды:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природным богатствам, личным трудом оберегая и приумножая их;
  • соблюдать нормативы качества окружающей среды, установленные законодательством;
  • сохранять природный ландшафт;
  • препятствовать уничтожению мест обитания живых организмов: рыб, птиц, животных, насекомых;
  • не допускать засорение и уничтожение лесов;
  • действовать в соответствии со стандартами, регламентирующими условия охраны окружающей среды;
  • выполнять экологические предписания соответствующих органов и постановления должностных лиц, отвечающих за охрану природы;
  • соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;
  • платить налоги и сборы, которые направляются на финансирование природоохранных мероприятий;
  • должностным лицам, связанным с экологической деятельностью, иметь специальную экологическую подготовку;
  • содействовать экологическому воспитанию и повышению экологической культуры подрастающего поколения и всех граждан.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане обязаны соблюдать все перечисленные выше обязанности и проводить определенные мероприятия (рис. 2).

Замечание 2

Основными направлениями охраны окружающей природной среды являются защита атмосферного воздуха, очистка и нейтрализация сточных вод, охрана водных ресурсов, охрана почвы, лесов.

Все мероприятия по охране окружающей природной среды делятся на несколько категорий:

  1. Экономические.
  2. Естественнонаучные.
  3. Административно-правовые.
  4. Технико-производственные.

В зависимости от области применения природоохранные мероприятия классифицируются на: региональные, общегосударственные и международные.

Благодаря этим мерам многие организации имеют возможность осуществлять мониторинг природной среды и принимать соответствующие решения по их защите, претворяя в жизнь. В результате сокращается опасность исчезновения жизни на Земле, редкие представители флоры и фауны находятся под надежной защитой, а использование различных природных ресурсов становится более экономным и эффективным.

Рисунок 2. Мероприятия по охране окружающей природной среды

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/obyazannosti_grazhdan_v_sfere_ohrany_okruzhayuschey_sredy/

Юридический спектр
Добавить комментарий