Как студентам защитить свои права?

Защита прав студентов

Как студентам защитить свои права?

Программу ведет Ольга Писпанен. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская. Гости – генеральный директор студенческой газеты “Gaudeamus” Олег Воробьев и заместитель председателя организации “Африканское единство” Дезире Деффо.

Ольга Писпанен: Защита прав студентов – одно из самых проблемных направлений, поскольку охватывает достаточно большое количество людей, с другой стороны, им сегодня почти никто не занимается.

В то же время уровень нарушений, связанных с приемом, отчислением, учебными нагрузками, организацией сессий, выплатой стипендий, проживанием в общежитии очень высок. Об этом говорили на “круглом столе” “Права студентов”, прошедшем в Петербурге.

На нем побывала корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Что больше всего волнует сегодня петербургских студентов? Американцу Брайану Беккеру, студенту Педагогического университета имени Герцена, не хватает общения с преподавателями накоротке. Ведь в Америке профессор доступен. Его называют по имени.

Он много бывает со студентами вне занятий. Ведущая “круглого стола”, директор института региональной прессы Анна Шароградская напомнила, что трудно сравнивать Америку, где у всех преподавателей есть свои кабинеты, и Россию, где у них нет ни кабинетов, ни достойных зарплат.

Так что, в пору говорить о правах преподавателей. Но все же разговор о правах не сводится к учебному процессу. Для многих иностранных студентов важно не только чему-то научиться, но попросту выжить. Петербург все чаще называют “коричневой” столицей России.

Говорит аспирант юридического факультета Петербургского университета.

Аспирант юридического факультета Петербургского университета: Самая главная проблема – это безопасность. Причем понятие безопасность… Мы приехали сюда. Наша главная задача – учиться. Но когда приехали, для нас главной задачей стала безопасность. Многие предпочитают остаться дома, и не ходят ни на занятия, ни на лекции.

Татьяна Вольтская: Эти слова звучат особенно актуально, после того как в минувшие выходные опять были избиты двое иностранных студентов – выходные из Анголы и Китая. Трудно говорить об учебе, когда дорога от университета до общежития может стоить жизни. Говорит заместитель председателя правозащитной организации “Гражданский контроль” Юрий Вдовин.

Юрий Вдовин: В России студенчество всегда проявляло удивительную пассивность, которую и сейчас проявляет. Очень много бед случалось со студентами в Санкт-Петербурге. Это были, что называется, неславянские студенты.

Они могли быть и российскими, но неславянскими. Когда, наконец, вышли с протестом студенты-иностранцы, российских студентов не было там. Мне это кажется ужасным, потому что студенчество – это общность людей, у которых проблемы общие.

Татьяна Вольтская: Российская власть, напоминает Вдовин, не склонна защищать граждан. На обращения в прокуратуру следуют сплошные отписки и отказы. Если не будет студенческой солидарности, нетерпимости к проявлениям расизма, то справиться с ним будет невозможно.

Ольга Писпанен: Сегодня мы поговорим о правах студентов в Петербурге с генеральным директором студенческой газеты “Gaudeamus” Олегом Воробьевым и заместителем председателя организации “Африканское единство” Дезире Деффо.

Дезире, вчера поступило новое сообщение о том, что 15 студентов из арабских стран отказались обучаться в Петербурге, собрались уехать домой. Вы учились тоже в Петербурге. Вы можете сравнить ситуацию. Она ухудшается или, в принципе, остается такой же, просто об этом не говорили, а сейчас так как появилась какая-то свобода в средствах массовой информации, такая информация просачивается?

Дезире Деффо: Хочу сказать, что у нас тоже есть информация, что студенты из арабских стран хотят уехать. Мы вчера об этом говорили. Если сравнить то, что здесь было раньше, я здесь уже около 15 лет, хочу сказать, что все-таки раньше такого не было.

Может быть, кто-то кого-то ненавидел, но у нас такого бытового нападения не было. Для нас не существовало таких проблем. А сегодня это чисто на бытовом уровне происходит.

Это является для нас самой большой сложностью, потому что можно кого-то ненавидеть, но нападать на людей просто так! Человек ходит по улице и смотрит назад, что с ним может произойти. Это же синдром, это болезнь получается.

Ольга Писпанен: Болезнь общества.

Дезире Деффо: Болезнь общества.

Ольга Писпанен: Все-таки об этом уже говорят. Валентина Матвиенко каждый раз случающиеся убийства на расовой почве берет под свой личный контроль и так далее и так далее.

Но все-таки, если это происходит, а происходит практически каждый месяц – нападают на студентов, нападают на людей неславянской внешности.

Как вы думаете, возможно ли созданием каких-то союзов, каким-то давлением властей, проведение какой-то информации, разъяснительной работы можно ли эту ситуацию переломить?

Дезире Деффо: Я оптимист. Я думаю, что все-таки ситуацию можно переломить. Надо просто работать. Мне трудно сейчас судить, потому что работа в этом направлении еще не началась. Но первый шаг сделан. Был создан при губернаторе совет. Я не знаю какие планы у них там. Мы надеемся, что это будет старт новой политики по защите.

Ольга Писпанен: Но политики говорят, что у нас вообще в городе нет ни ксенофобии, ни расовых преступлений.

Дезире Деффо: За пять лет, я думаю, что все-таки мнение поменялось.

Ольга Писпанен: Недавно читала мидовский журнал “Консул”, в котором черным по белому было написано, что у нас в городе все отлично.

Дезире Деффо: Есть разница между тем, что отлично, и тем, что есть. Сейчас на определенном уровне, говорят, что есть и мы будем бороться. Это раньше 5-6 лет назад говорилось, что ничего не было.

Я сам участвовал в нескольких заседаниях, там действительно были такие разговоры, что у нас ничего нет. Но сегодня мы дошли до того, что они говорят, что есть, и мы будем бороться – создается совет, профилактика города.

Но вопрос в чем? Как совет будет работать?

Ольга Писпанен: Как он будет работать?

Дезире Деффо: Это вопрос не ко мне. Мы ждем, как он будет работать. Если у нас получится, что люди просто сидят и говорят, а на улице у нас другая жизнь, вот это будет обидно. Но мы, люди, которые живут в городе, очень надеемся, что подключатся все силы – и правоохранительные органы, и администрацию, и население.

Вопрос не только администрации и прокуратуры, это вопрос и самого населения. Вот представьте себе ситуацию. Побили человека в метро. Никто не встал даже нажать кнопку, чтобы поезд остановился. Никто! Это население, это бабушка, которая сидит близко, студент, который стоит в сторонке и ничего не делает. Здесь и воспитание молодежи.

Почему мы сегодня говорим о том, что мы хотим, чтобы был союз иностранных студентов, мы хотим подключить и русских. Нам кажется, чтобы сегодня те студенты, которые себя считают русскими, должны понять, что здесь идет разговор о судьбе страны. Скоро у нас будет праздноваться 60 лет День Победы.

А что за праздник? Молодежь знает? Если бы молодежь знала, думаю, что никто бы на улице таких вещей не делали.

Ольга Писпанен: Это одна из основных задач средств массовой информации – информировать, рассказывать. Олег, вы в студенческой газете, которую читают студенты города, достаточно старинная газета, вы информируете о той ситуации, которая в городе?

Олег Воробьев: Мы пишем о происшествиях.

Ольга Писпанен: Без комментариев, просто новостей строкой?

Олег Воробьев:

Источник: https://www.svoboda.org/a/109306.html

Где и как студент может защитить свои права?

Как студентам защитить свои права?

11.08.2010

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько раз в день ущемляют ваши законные права, а вы спокойно допускаете это, как будто все в порядке вещей? Соседи с утра до ночи ремонтируют квартиру и мешают вам отдыхать? Нахамил кондуктор в автобусе? Такие знакомые и, к сожалению, привычные ситуации. Закон официально дает нам массу прав и возможностей, но мы почти ими не пользуемся. Почему так происходит? От лени и нежелания лишний раз конфликтовать, или, быть может, от незнания?

Одному человеку трудно справиться с безликой толпой. Он думает: «Ну, что я могу изменить?» И будет так до тех пор, пока не вырвется с корнем эта пагубная мысль из головы. Свои права нужно отстаивать смело и решительно, иначе для чего они вообще нам даны? И в первую очередь — их нужно знать и понимать.

Права студентов и абитуриентов ущемляют не меньше, чем остальных. Но они особенно страдают от незнания и нерешительности. В такой ситуации обязательно должны быть люди, которые смогут помочь человеку, знающему, что он прав, но не умеющему доказать этого.

Не так давно начали появляться небольшие организации по защите прав студентов. Это разнообразные профсоюзы и общественные кампании, движения.

Число их пока не очень велико, но оно постоянно растет, что говорит об актуальности и необходимости таких объединений.

Российский союз молодежи, Московский союз «Дело молодое», Общественная организация Урала «Студенты за образование» — перечислить все сложно. Эти объединения нередко сотрудничают между собой, организовывая акции, помогая в сложных ситуациях.

Участники организаций проделывают немало работы. Это консультации по сложным вопросам, практическая помощь «ущемленным» студентам (заселение в общежития, получение льгот), борьба с многочисленными нарушениями (вплоть до подачи исков в суд).

Кроме того, ведется активная повсеместная агитация молодых людей: организации призывают вступать в свои круги, повышать уровень правовой грамотности и не бояться отстаивать свои законные льготы и возможности.

В критических ситуациях организуются даже митинги и демонстрации.

Самое сложное, по словам представителей организаций, — убедить ребят бороться за то, что и так им принадлежит по закону. Апатия, лень, убежденность, что ничего изменить нельзя, ведут к окончательной потере собственных прав. Каждый увлеченный человек, ощутивший поддержку и поверивший в собственные силы — большое достижение.

Однако далеко не каждый готов включаться в активную борьбу. Некоторые студенты, попав в непростую ситуацию, не знают, как в ней поступить. Им просто необходимо помочь советом, ответить на волнующий вопрос. Для этого существуют специальные центры защиты прав студентов при университетах, созданные во многих городах.

Как правило, в таких центрах работают студенты старших курсов юридических факультетов под руководством преподавателей или более опытных юристов. Все консультации, разумеется, проводятся бесплатно.

Существует несколько способов получения помощи от центра. Можно отправить письмо на сайт, где его рассмотрят и либо опубликуют для общего доступа, либо вышлют вам на почту личный ответ. Второй вариант — позвонить по телефону. Это удобно и гарантирует анонимность, если по каким-либо причинам это для вас необходимо. Горячие линии, как правило, существуют в большинстве подобных организаций.

Еще один способ — прийти в центр и пообщаться со специалистами лично. Это даст возможность разобраться во всех нюансах и получить максимально точный и понятный ответ на вопрос или рекомендацию, как поступать в сложившейся непростой ситуации.

20 июня 2010 года в СПбГУ открылся Центр защиты прав абитуриента. Поводом для его создания центра послужили многочисленные жалобы абитуриентов.

По словам первого проректора вуза по учебной и научной работе Игоря Горлинского, в прошлом году во время приемной кампании в СПбГУ был опыт обращения в правоохранительные органы со стороны руководства вуза для того, чтобы помочь более 20 абитуриентам, поступившим в «третью волну», забрать документы из других вузов.

По закону, возврат документов должен был быть произведен в однодневный срок, но абитуриенты, многие из которых — иногородние, приехавшие всего на один день в Петербург, чтобы забрать оригиналы документов из одного вуза и перенести в СПбГУ, вынуждены были более недели обивать пороги приемных комиссий других вузов. «Документы им не отдавали, мотивируя это различными причинами, каждая из которой была нарушением закона, простых, понятных, очевидных прав абитуриента» — отметил Горлинский.

Центр защиты прав абитуриентов называет своими главными задачами всеобъемлющее информирование абитуриентов о возможностях поступления в российские вузы, а также предоставление справочной информации для обеспечения более качественных приемных кампаний в вузах России.

Девиз организации — предоставление максимума необходимой информации в необходимые сроки как гарантия гласности и открытости в области проведения приема в высшие учебные заведения.

Как показывает практика, создание центра было очень своевременным. Уже через месяц в службу поступило более 1 500 вопросов Из них 80% пришло от иногородних абитуриентов со всей страны, кроме того, немало писем и от граждан Беларуси, Казахстана, Молдовы, Украины, Туркмении и других стран.

Как рассказала Марина Митина, руководитель Центра защиты прав абитуриента, более 60% вопросов связано с проблемами при поступлении в СПбГУ и в другие вузы. Остальные — консультационного характера.

Похожие центры существуют не только в СПбГУ, но и во многих других вузах страны, разве что масштаб их деятельности несколько меньше.

Подводя итог, нужно отметить, что возможностей защитить свои права становится больше. Но важно понимать, что существующие организации — это лишь подспорье при решении возникших проблем.

Они обеспечат необходимой информацией, направят путь последующих шагов, но делать их придется вам, вооружившись полезными знаниями и напористостью.

Главное — убежденность в своей правоте и решимость ее отстоять.

ГлавСправ. 2010

Источник: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/journal/286/

3.9. Как защитить свои права

Как студентам защитить свои права?

Дисциплина в любом образовательном учреждении должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия не допускается.

В соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 56 Закона об образовании преподаватель, допускающий применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, может быть уволен.

Физическое насилие – это не только преднамеренное нанесение физических повреждений, но и любое применение физической силы.

Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешнему виду обучающегося и наличию на его теле повреждений, но и по его психическому состоянию (так, например, синяков или ушибов может и не быть, но само состояние ребенка свидетельствует о том, что его били).

Формами психического насилия являются:

– угрозы в адрес обучающегося;

– преднамеренная изоляция обучающегося;

– предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

– оскорбление и унижение достоинства;

– систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

– постоянная негативная характеристика обучающегося;

– демонстративное негативное отношение к обучающемуся и т.д.

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к участию в деятельности этих организаций и агитационных кампаниях, политических акциях не допускаются.

Часто у студентов возникает вопрос, можно ли найти управу на несправедливого преподавателя? Если никакой личной выгоды в действиях экзаменатора не прослеживается, а виной всему его вздорный характер или неприязнь лично к студенту, которому он занижает оценку или отказывается поставить зачет, то вероятные варианты действий следующие: 1) пройти компьютерное тестирование (в некоторых вузах уже есть такая возможность) и с его результатами просить деканат разобраться в этой ситуации; 2) обратиться с заявлением к заведующему кафедрой, на которой работает невзлюбивший вас преподаватель, с просьбой разрешить сдачу зачета или экзамена другому преподавателю. Помните! Ни один преподаватель не вправе ставить свою фамилию в зачетку заранее, тем самым лишая вас права на замену преподавателя по предмету.

Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзаменах и зачетах в связи с непредставлением студентом конспектов лекций и литературы, непосещением каких-либо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующегося.

И если преподаватель требует от студента показать его лекции или учебник, который он настойчиво предлагал купить, следует объяснить ему, что подготовка осуществлялась по другому учебнику. Главное – посещать семинары преподавателя. Это необходимо.

Без этого порой сложно бывает сдать зачет или экзамен.

Деканат не разрешает сдавать несколько экзаменов или зачетов в один день. Действительно, несколько экзаменов в один день сдавать нежелательно, а вот на сдачу нескольких зачетов в один день запрета нет.

Если же, отказавшись поставить зачет, преподаватель недвусмысленно намекает на определенную сумму, за которую он может решить этот вопрос, студент вправе обратиться с заявлением к руководству вуза, в милицию или прокуратуру, так как здесь просматривается состав преступления, подпадающий под статьи УК РФ (например, вымогательство).

Само по себе получение взятки – один из самых опасных видов должностных преступлений. Распространение взяточничества дискредитирует вузы в глазах населения.

Получение взятки выражается:

а) в действиях (или бездействии) должностного лица вуза в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия входят в служебные полномочия данного должностного лица. Например, студента хотят отчислить и ему предлагается сделка: за определенную сумму денег он не включается в приказ об отчислении;

б) в общем покровительстве и попустительстве в отношении взяткодателя или его родственника, знакомого (т.е. студента). Под покровительством здесь подразумевается благосклонное отношение должностного лица к тому, в чьих интересах было вручено вознаграждение .

Должностные лица вуза – это лица, которые занимают в вузе руководящие должности (ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой) и осуществляют организационно-распорядительные функции.

Особенностью получения взятки является то, что ее субъектом также может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладает полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения может способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом.

Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ (т.е. когда он является организатором, подстрекателем или пособником).

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (акции, облигации и пр.), иное имущество или выгоды имущественного характера (например, бесплатное предоставление туристических путевок, производство ремонтных работ и т.д.).

Статья 575 ГК РФ разрешает государственным и муниципальным служащим получать обычные подарки стоимостью не свыше пяти МРОТ. Но если вручение такого подарка предшествовало действиям должностного лица либо если такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде подарка, его тоже следует рассматривать как взятку.

Таким образом, должностное лицо может принимать подарки, но только без какого-либо встречного предоставления. Например, руководителю факультета коллектив родителей и выпускников может сделать подарок в связи с окончанием института и т.п. Такие подарки нельзя рассматривать в качестве взяток ввиду того, что они делаются не за совершение каких-либо конкретных действий.

Специалисты государственных или муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, не являются должностными лицами.

Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных специалистов в установленном порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они несут ответственность как должностные лица. Так, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ по делу К.

было отмечено, что “этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица.

Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия – неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзамена.

В нарушение своих должностных обязанностей преподаватель за взятки в интересах взяткодателей ставил зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема” Уголовную ответственность влечет как явная, так и прикрытая (завуалированная) взятка. Прикрытая взятка дается, например, под видом подарков родственникам, в виде предоставления выгодной работы должностному лицу или его родственникам, выплаты завышенных авторских гонораров, завышенной оплаты консультаций, проигрыша в азартной игре и т.п.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ.

В судебной практике по делам о взяточничестве встречается как прекращение дел, так и осуждение педагогов за взятки. При этом преобладает тенденция к признанию педагогов должностными лицами в случаях, когда они участвуют в составе квалификационной или экзаменационной комиссии. Однако бывают и другие решения.

Так, преподаватель государственного университета М. был осужден за неоднократное получение взяток от студентов и служебный подлог. Он, работая доцентом кафедры, как преподаватель был наделен правом принятия экзаменов у студентов.

Получение неудовлетворительной оценки на экзамене влекло определенные правовые последствия для студента: он не допускался к следующей сессии, не переводился на следующий курс, не получал официального вызова на сессию, следовательно, не имел права на получение оплачиваемого учебного отпуска и мог быть отчислен из вуза. Экзаменационные ведомости, листы, зачетные книжки студентов являются официальными документами, на основании которых принимаются решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге – о допуске к дипломной работе. Поскольку М. выполнял свои обязанности в государственном учебном заведении, он являлся должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями

Вместе с тем позиция Верховного Суда в делах К. и М. представляется не бесспорной в связи с двумя обстоятельствами:

1) студенты и абитуриенты не являются подчиненными преподавателя. Дисциплинарные и иные организационно-распорядительные функции как в отношении преподавателя, так и в отношении студентов выполняет администрация вуза. Поэтому применительно к действиям преподавателя здесь нельзя говорить об организационно-распорядительных управленческих функциях;

2) далеко не всякая деятельность преподавателя может рассматриваться в качестве осуществления должностных полномочий.

Допуск к сессии, перевод на следующий курс, получение официального вызова на сессию, отчисление из вуза и зачисление в него относятся к организационно-распорядительным полномочиям администрации. Преподаватель таких полномочий не имеет.

Прием преподавателем семестровых и курсовых экзаменов – это лишь его профессиональная деятельность, его субъективная оценка знаний студента. Оценка эта учитывается администрацией в ее организационно-распорядительной деятельности, но вовсе не обязательна для нее.

Студент может сдать экзамен другому преподавателю, комиссии преподавателей. Таким образом, преподавательская деятельность не может рассматриваться в качестве выполнения полномочий должностного лица.

В качестве доказательств по делам о получении взятки обычно фигурируют показания свидетелей, вещественные доказательства (например, записка с суммой взятки за экзамен), документы, аудио- и видеозаписи и др.

Среди показаний свидетелей особое значение имеют показания взяткодателя (если же он добровольно не сообщил о взятке, то может быть привлечен не в качестве свидетеля, а как обвиняемый).

Другие свидетели могут сообщить сведения о вымогательстве взятки, о совершении преподавателем действий, за которые ему было заплачено, об источниках средств взятки. Вещественным доказательством является предмет взятки (какое-то имущество, деньги, ценные бумаги и т.п.).

Определенные сложности связаны с доказыванием взяточничества с помощью аудио- и видеозаписей. Эти доказательства приобщаются к делу в качестве вещественных. Указанные доказательства должны быть обязательно получены законным путем. Не будут допустимыми доказательства, полученные с нарушением закона, например в связи с нарушением тайны телефонных переговоров, неприкосновенности жилища.

Иногда аудио- и видеозапись вызывают сомнения, потому что обвиняемые оспаривают принадлежность именно им , записанных на аудиопленке. В таких случаях должна быть произведена во время следствия судебная фонографическая экспертиза для идентификации на пленке.

Не стоит забывать и о том, что студенты сами порой просят пойти им навстречу: поставить зачет, положительную оценку за предмет, – и за это они готовы отблагодарить педагога (дать взятку). В этих случаях речь не идет о вымогательстве со стороны преподавателя.

Но если сам преподаватель не дает сдать зачет или экзамен, следует идти с жалобой к руководителю факультета, проректору по учебной работе или к ректору.

Если жалоба подтвердится, то администрацией вуза может быть применена дисциплинарная ответственность к такому преподавателю, вплоть до его увольнения.

Источник: http://adhdportal.com/book_2586_chapter_18_3.9._Kak_zashhitit_svoi_prava.html

Защита прав студентов: куда жаловаться студенту, если его права нарушаются?

Как студентам защитить свои права?

Мы живем в несовершенном мире. Каждый из нас встречался с ситуациями, когда его права ущемлялись. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что студенты – одна из самых незащищенных категорий людей? 

Всё дело в том, что они слишком молоды, нерешительны и неопытны, чтобы противостоять произволу. И если есть подозрения, что правам студента что-то угрожает, надо знать, куда обратиться и что делать, чтобы защититься.

На нашем телеграм-канале уже можно найти информацию о том, что делать, если не сошлись характером с преподавателем или назрел явный конфликт. Сейчас же мы хотим рассказать, куда идти за помощью, к кому обращаться для защиты прав студентов.

Права студента в вузе, ссузе: кто может их нарушить?

Нарушить права студента может любой, у кого есть власть. Это может быть совершенно любой работник учреждения образования или общежития, в котором проживает учащийся вуза.

Иногда властью злоупотребляют охранники, библиотекари, врачи, медработники и пр.

Как студенту понять, что его права нарушаются?

Иногда нарушение прав видно не сразу. Для учащихся, впервые оказавшихся в неудобной ситуации, может показаться, что все идет, как и должно.

Чтобы понять, что вашим правам угрожает, обсудите неловкую ситуацию с другими студентами или в деканате.

Чаще всего студенты на интуитивном уровне понимают опасную ситуацию. Случаи, когда нарушают права учащихся, часто противоречат здравому смыслу. Например, требуют приносить на экзамен деньги или другие материальные ценности, что является не только нарушением закона о защите прав студента, но и уголовного законодательства.

Что делать, если права студента нарушаются?

Есть несколько путей развития ситуации:

  1. Смириться и жить дальше. Но чем больше вы молчите и смиряетесь, тем дальше заходит неприятная ситуация. К тому же, молчание и ничегонеделание провоцируют повторение неприятных моментов и в вашей жизни, и в жизни других.
  2. Решать проблему. Откровенно рассказав о неприятной ситуации начальнику кафедры, декану, замдекана или ректору, чаще всего можно раз и навсегда решить вопрос. В противном случае можно привлечь ведомства (суды, прокуратуру и пр.). Чаще всего обращения через университетский сайт или общения с проректором по учебной работе вполне достаточно, чтобы решить проблему.
  3. Зафиксировать проблему, чтобы в дальнейшем обдумывать способы ее решения. Для фиксации часто используют аудио- или видеозаписи, а также привлекают свидетелей. С этими доказательствами можно привлечь к ответственности того, кто покушается на ваши права.

В любом случае рекомендуют попытаться решить проблему в стенах университета, не вынося ее за пределы вуза. Идти в сторонние организации или полицию лучше в крайних случаях, когда видно, что проблема не решается внутри.Нередки ситуации, когда права студентов нарушают в медпункте. Работник отказывает в полноценной медицинской помощи, и на все вопросы решение только одно: активированный уголь

Что делать, если возникли проблемы в библиотеке?

Бывает, что права студентов нарушают в библиотеке. Например, всем студентам одного и того же курса выдают совершенно разную литературу, ссылаясь на то, что есть. При этом преподаватель четко дал понять, что данная литература совершенно не подходит для изучения. 

Если работник библиотеки никак не реагирует на ваши замечания, нужно обратиться за помощью напрямую к заведующей или директору библиотеки. Важно донести посыл, что отсутствие нужного учебника серьезно затрудняет вашу учебу. Если это не помогло, обращайтесь за защитой к замдекану.

Что делать, если студенту предоставили в столовой некачественную еду?

Если во время питания в столовой студент отравился, важно взять в медучреждении справку об отравлении и предоставить ее копию проректору по АХЧ.

Если это не возымело своего действия, идите в СЭС по адресу, к которому принадлежит университет. Они займутся проверкой.

Что делать, если преподаватель занижает оценку?

Предвзятое отношение к студенту – прямое нарушение его прав. Часто бывает, что из-за личной неприязни педагоги пытаются проучить студента, занижая ему оценку.

Если вы твёрдо уверены в своих знаниях, открыто спросите у преподавателя о критериях оценки. Если ваши ответы строго соответствуют описанным критериям, обращайтесь к замдекана по учебной работе. Если у вашей группы есть куратор, попробуйте попросить помощи у него.

Что делать, если проблемы с вахтером/охранником?

Бывает, что охранник или вахтер нахамил или не пропускает без веского основания в общежитие/вуз.

Обратитесь к заведующему общежития/декану. Для большей достоверности попросите знакомых засвидетельствовать факт нарушения прав: сделать фото, снять видео и т.д.

Чаще всего студенты идут за помощью в деканат. Но что делать, если произвол преподавателей продолжается?

Мы собрали список организаций, которые помогут защитить ваши права:

Как студенту защитить свои права, если вуз закрывается?

Одно дело, если учащийся уже защитил диплом. И совсем другое, когда на середине пути он вдруг узнает, что университет закрывается. Что делать в этом случае? Как защитить свои права?

Итак, вот важная информация, которую нужно знать студенту закрывающегося вуза:

  1. Университет должен найти и распределить студентов в принимающий вуз с сохранением специальности и формы обучения (дневной или заочной), курса и стоимости. Также вуз должен передать в принимающее учреждение образования все материалы по учащимся и учебным планам. Для перевода необходимо получить письменное согласие у всех студентов.
  2. Университет должен сообщить о закрытии не позднее 5 дней.

Если вуз закрывается из-за того, что ему не продлили лицензию, это хороший повод обратиться за защитой в Рособрнадзор, прокуратуру или суд по защите прав потребителей. В некоторых случаях это помогает вернуть внесенные заранее деньги за тот срок, который университет так и не отработает в будущем. 

О силе общественных организаций

Не так давно стали появляться все новые организации по защите прав студентов. В первую очередь ищите такой союз в своем вузе. Ведь если поток студентов в университете большой, то и тех, кто жалуется, тоже будет много.

Студентам не стоит бояться — в большинстве случаев работа с такими центрами полностью анонимна. Позвоните вы по телефону горячей линии, оставите обращение через сайт или придете лично на встречу – вам гарантируют конфиденциальность и помощь относительно прав и социальной защиты студентов.

Сюда можно обращаться в следующих случаях:

  • за консультацией по сложному делу;
  • за практической помощью по причине ущемленных прав;
  • для борьбы со множественными нарушениями; 
  • для повышения правовой грамотности;
  • для изучения законных льгот и возможностей и т.д.

Но прежде всего студент должен сам понять: ничего не удастся сделать, если не предпринимать никаких действий. Страх, лень, апатия, безразличие – всё это потворствует беспределу в вузах. Важно действовать, чтобы окончательно не потерять ваши права и не допустить страдания других. 

И если вы боитесь вступить в открытую борьбу, есть много людей, готовых поддержать вас в трудную минуту и подставить плечо помощи. В каждом городе есть такие центры и организации, которые оказывают консультативную и правовую помощь учащимся, чьи права были нарушены.

Боритесь за свои права. А если эта война отнимает слишком много времени и сил, не сдавайтесь. Вас всегда поддержит сервис студенческой помощи, если нет времени на написание курсовых или диплома.

Источник: https://zaochnik-com.ru/blog/zaschita-prav-studentov-kuda-zhalovatsja-studentu-esli-ego-prava-narushajutsja/

Защита прав студентов: порядок, помощь адвоката

Как студентам защитить свои права?

   Защита прав студентов с помощью нашего адвоката – Ваш правильный выбор. В последние годы студенты все чаще сталкиваются с такой проблемой – как отзыв у ВУЗа лицензии или аккредитации. Учебное заведение прекращает свою деятельность и учащиеся оказываются за бортом, что им делать в такой серьезной ситуации?

ВНИМАНИЕ: наши адвокаты по защите прав потребителей образовательных услуг помогут Вам во всем разобраться и принять правильное решение в сложившейся ситуации.

Что следует сделать студенту перед поступлением в ВУЗ?

Проверка наличия лицензии у ВУЗа, ее срока и наличие аккредитации

   Получить информацию о вузе можно из следующих источников:

  • из открытых источников Роспотребнадзора, на сайте главного управления (реестр образовательных лицензий)
  • из сводного реестра лицензий, находящегося на сайте службы по надзору в сфере образования и науки
  • открытых реестров Рособрнадзора
  • из сведений ЕГРЮЛ на сайте налоговой службы
  • открытых сведений, размещающихся на сайтах областных управлений в сфере образования.

ВАЖНО: сведения ЕГРЮЛ имеют огромное значение для абитуриентов перед выбором учебного заведения. Так, например, при помощи указанного реестра можно проверить следующую информацию:

  1. Наличие образовательной лицензии ВУЗа, дату ее получения;
  2. Реквизиты учебного заведения;
  3. Юридический адрес ВУЗа (необходим в случае направления официальной корреспонденции);
  4. Сведения о филиалах ВУЗа и их юридические адреса;
  5. ФИО руководителя образовательной организации;
  6. Сведения о банкротстве организации.

Как узнать о лишении ВУЗа государственной аккредитации и образовательной лицензии?

Образовательная лицензия – возможность ВУЗа предоставлять образовательные услуги.

Государственная аккредитация – соответствие программ ВУЗа государственным стандартам.

Отсутствие государственной аккредитации имеет следующие последствия для студентов:

  • Прекращение оснований для отсрочки от армии;
  • Образовательные программы ВУЗа не соответствуют образовательным стандартам;
  • Диплом ВУЗа не государственного образца.

   Нередки ситуации, когда ВУЗы лишаются лицензий и аккредитаций. ВУЗ не обязан уведомлять учащихся об окончании срока действия государственной аккредитации (образовательная лицензия — бессрочна).

Вместе с тем, исходя из норм гражданского законодательства и правовых норм, защищающих права потребителей, образовательной организации следует сообщать учащимся о лишении ВУЗа аккредитации или образовательной лицензии. 

   Такая ситуация приводит к тому, что перед студентом встает выбор: оставаться в ВУЗе и обучаться по негосударственным стандартам или уйти в другой ВУЗ.

Как студент может защититься в этой ситуации?

   На вышеуказанных сайтах находятся графики плановых проверок организаций, осуществляющих высшее профессиональное образование: http://www.obrnadzor.gov.ru. По результатам проверки ВУЗ может быть лишен как лицензии, так и аккредитации.   

   Рекомендация для студентов нашего адвоката: после проведения плановой проверки Вашего ВУЗа, следует изучить результаты проверки при помощи всех вышеуказанных информационных ресурсов, поскольку в некоторых случаях ВУЗы продолжают осуществлять образовательную деятельность после лишения аккредитации или лицензии. Возвратить денежные средства в таком случае получится только через суд.

Что делать студентам, если ВУЗ лишили лицензии?

   Увеличение случаев отзыва лицензий у институтов и университетов повысило внимание общественности и властей к такому вопросу, как защита студентов. При реорганизации учебных заведений, либо в результате отзыва лицензий по другим причинам, права учащихся на получение образования часто нарушаются.

   Не все могут закончить обучение на факультете. Нередко руководство заведения откладывает интересы студентов, выставляя на передний план решение своих проблем. Если ваш вуз лишили лицензии, и он не спешит переводить вас в другое учебное заведение, необходимо действовать, отстаивая свои права.

   Когда институт или университет лишается аккредитации или лицензии, он не имеет больше официальных прав на ведение образовательной деятельности, как итог, ученики не получают заветные дипломы.

   В такие моменты защита прав студентов встает особенно остро, наш сайт общества защиты прав потребителя способствует информированию и решению проблемы студентов.

ВУЗ обязан предупредить учащихся о том, что он скоро закроется, и сделать это учебное заведение должно в течение 5 дней в письменной форме (например, заявление можно опубликовать на официальном сайте института). В заявлении должна быть указана причина закрытия.

Заведение обязано предоставить учащимся, которые лишаются возможности проходить обучение в его стенах, варианты для перехода на аналогичные факультеты.

   Но соц защита студентов часто фиксирует нарушения со стороны институтов, не выполняющих своих обязанностей, предусмотренных законом. Поэтому учащимся приходится отстаивать права самостоятельно.

Как отстоять свои права студентам закрывающихся ВУЗов?

   При закрытии ВУЗ должен перевести группы, сохраняя специальность, на которую они учились, а также форму обучения (если вы учились заочно, значит, и в новом институте должны учиться заочно), курс и стоимость. В принимающее заведение передаются списки учащихся, материалы по учебным планам и пр.

   Многие вузы Екатеринбурга лишенные лицензии не до конца соблюдают обязанности, связанные с переводом студентов. Нередко до учащихся вовремя не доносится информация о предстоящем закрытии, а узнав об этом в последний момент, у них уже нет времени на то, чтобы что-то изменить.

   Что делать студентам если вуз лишили лицензии? Обратитесь в прокуратуру, которая следит за тем, как соблюдаются законы и вполне может повлиять на руководство университета. Еще один вариант — это обращение в Рособрнадзор.

Другой эффективный способ, который предусматривает социальная защита студентов – это обращение в суд по защите прав потребителей.

Например, если ВУЗ закрывается, а вы уже внесли деньги за обучение, с помощью суда вы сможете взыскать с учреждения денежные средства.

Внимание: смотрите видео по теме — как защитить свои права потребителя, а также подписывайтесь на наш канал , чтобы не пропустить полезную информацию и возможность бесплатной консультации адвоката:

   Наши адвокаты помогут решить Вашу проблему с помощью обращений в компетентные органы, консультирования Вас по шагам, которые необходимо предпринять в сложившейся ситуации.

Читайте еще по вопросам юридическая помощь по защите прав потребителей:

 С нами защита прав потребителей коммунальных услуг профессионально

Наш юрист по долевому строительству по ссылке

Составляем жалобу родителей на школу в срок

P.S.: если у Вас проблема – позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

   Наше новое предложение —  бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/zaschita-prav-studentov

Юридический спектр
Добавить комментарий