Как быть в данной ситуации с выплатой страховой суммы?

Страховщик заплатит за скрытые повреждения автомобиля при ДТП

Как быть в данной ситуации с выплатой страховой суммы?

Важное для автовладельцев решение принял Верховный суд РФ. Оно касается той спорной ситуации, когда в ходе ремонта автомобиля после аварии в сервисе обнаружились скрытые повреждения. А страховая сумма уже заплачена. Верховный суд решил, что соглашение со страховой компанией о выплате ущерба можно отменить, если автовладелец заблуждался в оценке стоимости ремонта.

Довольно часто автовладельцы, чтобы поскорее получить деньги на ремонт машины соглашаются на предложение страховщика о выплате без технической экспертизы.

Ведь на нее надо записываться, она тоже требует времени и все дальше отодвигает момент, когда автомобиль будет отремонтирован и им можно будет пользоваться.

Поэтому многие идут на то, чтобы заключить со страховой компанией соглашение об урегулировании убытков. Страховщик уплачивает оговоренную сумму, и все его обязательства перед автовладельцем исполнены.

Но как быть, если этой суммы для ремонта оказалось недостаточно? Практика показывает, что взыскать больше со страховщика уже не получится. Однако бывают исключения.

Таким исключением стала история водителя, ремонт автомобиля которого обошелся ему в три раза дороже, чем заплатила страховая компания.

Итак, некто Денис Журавлев в январе 2017 года попал в аварию. В его автомобиль врезался “Рено”. Он обратился к своему страховщику за возмещением ущерба по ОСАГО. Страховщик после первичного осмотра экспертом автомобиля признал случай страховым, заключил с автовладельцем соглашение об урегулировании страхового случая и выплатил ему 55 тысяч рублей.

Техосмотр не будут фиксировать на видео

Журавлев обратился в сервис, где ему отремонтировали машину. Но денег, выплаченных страховой компанией для приведения машины в доаварийное состояние, оказалось явно недостаточно.

Тогда автовладелец обратился к тем же экспертам, которые проводили первичный осмотр, для дополнительного осмотра. Они нашли скрытые повреждения, которые не были указаны в первичном акте.

Эксперты также установили, что все повреждения автомобиля относятся к одной аварии. Но при этом величина расходов на ремонт составила почти 155 тысяч рублей.

Согласно выводам независимого эксперта, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 тысяч рублей. То есть пострадавший после визуального осмотра получил на руки в три раза меньше.

Страховщик отказал автовладельцу в удовлетворении заявления на доплату, сославшись на заключенное между ними соглашение.

Тогда Журавлев направил в адрес страховой компании претензию о расторжении соглашения и доплате страхового возмещения на основании независимой оценки. Но и оно осталось без удовлетворения. После этого автовладелец подал иск в суд.

Впрочем суды, что первой, что апелляционной инстанции, встали на сторону страховщика.

Они исходили из того, что истец реализовал свое право на получение страхового возмещения, заключив то самое злосчастное соглашение.

Обязанность по оплате оговоренной страховой выплаты страховщиком исполнена. Доказательств, что соглашение заключалось под влиянием существенного заблуждения, суду не было представлено.

Решение Верховного суда – новый поворот в судебной практике. Будет всплеск исков от автовладельцев, которые сами оплачивали скрытые повреждения

Однако Верховный суд с такими выводами не согласился.

Он подтвердил, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения. После исполнения страховщиком обязательства по выплате в размере, согласованном сторонами, оснований для взыскания каких-либо дополнительных убытков нет.

Но вместе с тем при наличии оснований для признания соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об его оспаривании и о взыскании суммы страхового возмещения.

АвтоВАЗ незаметно обновил Lada Granta

ВС напомнил, что согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что истец, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершил бы ее, знай он о действительном положении дел.

Как указывает сам автовладелец, он исходил из отсутствия скрытых повреждений, способных привести к значительному увеличению стоимости восстановительного ремонта. Он бы не заключил соглашения, если бы знал о действительном положении дел. Это судебными инстанциями учтено не было, указывает Верховный суд.

Кроме того, подчеркивает Верховный суд, при заключении этого соглашения Журавлев, не имея специальных познаний, полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля. Он исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки.

По этой причине Верховный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

Стоит еще раз повторить, что такое решение Верховного суда идет, конечно, во благо автовладельцам, но это новый поворот в судебной практике. Поэтому надо ожидать всплеска исков от автовладельцев, которые также заключали мировые соглашения, а потом за свой счет оплачивали скрытые повреждения.

Как аукнулось перевозчикам автоматическое взвешивание грузовиков

Напомним, что страховые компании в приоритете возмещают ущерб натуральным способом. То есть направляя пострадавший в аварии автомобиль на ремонт в сервис, с которой у компании заключен договор.

Такой порядок удобен страховщику, потому что позволяет избежать судебных исков, в том числе от недобропорядочных юристов, приобретших право цессии у реального пострадавшего.

Это выгодно автовладельцу, потому что в этом случае страховщик оплачивает ремонт без вычета износа.

И именно при натуральном возмещении ущерба невозможна ситуация, когда скрытые повреждения остаются незамеченными.

Однако у страховых компаний до сих пор остается право на выбор возмещения: либо ремонтом, либо деньгами. Не все страховщики имеют право направлять автомобиль на ремонт. Поэтому соглашения об урегулировании страховых случаев еще будут заключаться.

Источник: https://rg.ru/2019/04/15/strahovshchik-zaplatit-za-skrytye-povrezhdeniia-avtomobilia-pri-dtp.html

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО

Как быть в данной ситуации с выплатой страховой суммы?

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО полагаются не всем автомобилистам. Автострахование устанавливается как обязанность лиц, владеющих авто. выбирать можно любую страховую, в том числе это может быть ВСК, Альфастрахование, Белгосстрах, Наско, Октавия и прочие фирмы. Оплата производится при соблюдении обязательных условий.

Зачем нужно? Новый закон указывает на том, что посредством использования страхования происходит обеспечение финансовой защиты владельца машины. Это распространяется на тех, кто допустил нарушение. Договоры со страховой компанией признаны обязательными, оформляются они на возмездной основе. Выплаты по полису ОСАГО используются для покрытия: потери, носящие материальный характер – подразумевается причинение ущерба автомобилю; ущерб причиняется жизни или здоровью автолюбителя.

Страхование автогражданской ответственности предусматривает, что размер закрепляется Центральным банком страны. В быту существует мнение, что взыскание распространяется на вред, носящий моральный характер и упущенную выгоду. Однако, оно ошибочно. В случае аварии указанный вред покрывается за счёт того, по чьей вине случилось ДТП.

Альфа банк и прочие страхователи указывают на то, что при автомобильных авариях коэффициенты у обладателя машины понимаются. Данные цифры устанавливаются на федеральном уровне и оказывают влияние на цену полиса. ОСАГО и выплаты также в полной мере зависят от указанных положений. На это же влияет водительский стаж, сколько аварий совершил виновный и другие факторы. Если ДТП было много – то полис стоит дороже, нежели в прошлый раз.

Размер

Выплата страховки при совершении ДТП по ОСАГО повышается на периодической основе. Сколько должны вернуть страховые пострадавшей стороне – можно увидеть на видео, которое снимается РСА. В 2018 году говорить можно о максимальной сумме, равной 500 000 рублей. При этом город расположения транспортного средства и его владельца не имеет значения. Давать такую сумму будут тем, кто получил вред здоровью или жизни в результате ДТП. Если военнослужащий или другой человек причинил только вред машине в ходе аварии, то сумма закрепляется как 400 тысяч. Выплаты по ОСАГО при ДТП реализуются после того, как проведены некоторые исследования.

Провести потребуется:

  • Сумма на восстановление авто зависит в полной мере от результата медицинского исследования. Проверяют в его ходе состояние автомобилистов, находящихся за рулём в момент аварии.
  • Трассологическая экспертиза, которая укажет на наличие следов торможения и прочих моментов.
  • Дорожная и прочие.

Бухучёт для пострадавшей стороны реализуется с учётом положений о причинении вреда людям. Оценивается как количественная сторона, так и качественная. Гражданский кодекс говорит о том, что даже если просто помят бампер – выплаты для разных авто разнятся. Это связано с тем, что учитываться будет год создания машины, марка и модель. Оценке подлежит изношенность, которая имеет место по факту. Зависит это и от водителя, так влияет стаж и состояние в момент ДТП.

Выплата по ОСАГО может быть рассчитана самостоятельно участниками конфликта. Значение в этой ситуации будет иметь проведение независимой экспертизы. Если кратко – более лёгкий путь представлен использованием специальных программ для расчёта. Калькулятор можно найти на официальном портале страховой компании.

Что признают страховым случаем? Законодательные положения указывают на то, какие ситуации носят характер страховых. Консультанты в сфере юриспруденции указывают на то, что к таким ситуациям относятся все дорожные конфликты, которые реализованы при наличии виновности человека, обладающего действующим страховым полисом. Лицо в такой ситуации причиняет вред машине и прочие материальные хлопоты либо ущерб наносится здоровью. Последняя новость – выплаты не будут иметь место, когда ущерб причинён без аварии.

Это относится к тем моментам, когда:

  • участники аварии приняли решение не оформлять происшествие;
  • ущерб возмещён на месте аварии.

В указанном случае выплаты страховыми не производятся. Если маршрутка или иное авто двигалось в заданном направлении по парковке, где произошло ДТП – выплату осуществляет страховая. Если же всё произошло на площадке, предназначенной для обучения – оснований для денежной компенсации не усматривается.

Что делать?

Согласно законам можно сказать, что обращаться к сотрудникам ГИБДД не всегда обязательно. Данная госуслуга не будет стопроцентной гарантией выплаты. Обращаться не нужно, когда: Во время аварии не пострадали люди. Это относится как к виновному, так и ко второй стороне ДТП. Размер ущерба не более 50 тысяч. Валюта – рубли. Водители обоюдно решили вопрос о виновности. Автолюбители имеют возможность самостоятельно заполнить документы и нарисовать схему.

Доверенность на заполнение такой документации выдана быть не может.

Если указанные условия соблюдены, то требуется на первоначально этапе провести фотофиксацию места аварии со всех сторон, когда фото много – свидетели не потребуются.

Учесть необходимо, что авто с части дороги можно убирать после выполнения указанных действий. Для жертвы не имеет значения, в каком месяце случилась авария – это может быть декабрь, апрель или иные месяца.

Другая стороны аварии для получения денег должны представить страховщику полис, оформленный по программе ОСАГО. Далее нужно ждать, когда оплатят вред, причинённый имуществу. Если занижение суммы заподозрено – обращаются в судебную инстанцию. Некоторые ситуации нуждаются в обязательном вызове сотрудников ГАИ. В том числе, такие положения связаны с тем, что во время аварии пострадал человек, также авто получило серьёзные повреждения. Указанные положения распространяются на ситуации, когда авто участников происшествия получили значимые повреждения. Кроме того, автолюбители не могут найти компромисс. Протокол с указанием виновности составляется сотрудником ГАИ. Один участник зачастую покидает место аварии, при этом не дождавшись составления документации. Вызов ГИБДД становится не выбором участников аварии, а обязанностью. В указанной ситуации требуется в первую очередь оказать пострадавшим помощь, носящую медицинский характер. Военный или бухгалтерский работник, а также иные лица должны вызвать скорую в случае необходимости. Сотрудник ГИБДД также вызывается посредством телефонного звонка. Операция относительно вызова ОВД проводится в штатном режиме. Рекомендуется тщательно отфотографировать место происшествия, использовать можно и видео. Если имеются очевидцы – требуется записать их данные, чтобы иметь возможность привлечь к судебному процессу в случае необходимости. Сотрудник инспекции помогает составить схему аварии. После совершения указанных действий допускается устранение транспорта с дорожного полотна. Оплачиваться компенсация будет после того, как пострадавшая сторона обратилась в страховую компанию и представила документацию.

Получение

Зачастую арендатор или другой человек не имеет представления о том, как реализуются страховые выплаты в случае аварии.

На этой почве между страховой компанией и заявителем могут возникать конфликтные ситуации. Согласно досрочным правилам доход за счёт совершения ДТП получается по простой процедуре.

Пострадавшей стороне потребуется сообщить своему страховщику о том, что страховой случай имеет место быть.

Фирма является обязанной в максимально короткий срок провести нужные исследования и установить точную сумму ущерба, который причинён авто.

Надежда и иные страховые предусматривают максимум условий, которые нужно соблюсти для получения наличных. Такие правила отражены в договоре. Образец используется каждой фирмой свой. Когда человек не согласен с теми положениями, что предъявляет страховщик – можно обратиться в судебную инстанцию. Данные положения распространяются на ситуации, когда человек не согласен с размером суммы и прочими положениями.   Новые правила, отражённые в законах, говорят о необходимости посещения страховой в пятидневный срок с момента, когда произошло ДТП. Данное требование натуральное и носит характер рекомендации. Это говорит о том, что при отсутствии возможности посетить страховщика – сделать это можно после того, как станет возможным. Стоит иметь в виду, что: просрочка не может рассматриваться как основание для отказа; если отказали – обратиться в суд и обжаловать. Законодатель указывает на то, что обратиться нужно как можно раньше. Чтобы пострадавшей стороне было удобно – обратиться можно не только во время личного визита, также и посредством использования интернета. Предусматривается, что обратиться должен именно тот, кто желает получить возмещение. Место обращения находится в полной зависимости от того, какие обстоятельства имеются. Когда человек получил серьёзные повреждения – допускается обращение в компанию его родственников или представителей. Обратиться можно в свою страховую, при условии, что в аварии приняли участие два авто. Кроме того, оба водителя должны обладать полисом страхования. В остальном – обращаться нужно в страховку виновного. Если страховщик обанкротился, то следует обратиться в союз страховых компаний. Аналогичные положения действуют и в том случае, когда договор заключён с фирмой мошенников.

Документация

В Европе давно на задний план вышла рассматриваемая схема получения страхового возмещения. В нашей стране гарант выплаты некоторых платежей считаются алименты. За последние два года в законодательные положения внесены коррективы, согласно которым пострадавшей стороне даётся пять календарных дней, чтобы обратиться к страховщику. Потребуется собрать определённый пакет бумаг, чтобы выплата была произведена. Лизингополучатель и прочие пострадавшие должны иметь в виду, что список актов может разниться, в зависимости от макс обстоятельств произошедшего.

В любой ситуации потребуется представить:

  • Акт, посредством которого происходит удостоверение личности пострадавшего. Данный документ нужно иметь в оригинале.
  • Справка, выданная сотрудником полиции, где отражена информация о происшествии.
  • Если сотрудники ГАИ не участвовали при составлении актов – заполненный Европротокол.
  • Документация на пострадавшее авто.
  • Реквизиты счёта, открытого в банковской организации. На этот счёт поступают денежные средства.
  • Также нужно приложить соответствующее извещение. Составление акта при ДТП

Последний акт составляется, и когда ущерб причинён незначительный. Это связано и с тем, что на место вызывают сотрудников ГАИ. Неиспользование указанной бумаги говорит о невозможности производства выплат. В извещении отражаются сведения, согласно которым произошла авария. Заполняется оно согласно установленным правилам и в конце ставится подпись пострадавшего. Акт передаётся в страховую фирму совместно с другими бумагами.

Нюансы

Неиспользованным зачастую становится полис, оформленный по программе КАСКО. Стоит обратить внимание на то, что не устанавливаются ограничения относительно получения возмещения по данной сфере. Часто возникают ситуации, что у человека имеется как полис ОСАГО, так и КАСКО. В этом случае возникают вопросы относительно реализации возмещения. Стоит учесть, что основная цель – неполучение дохода, а возмещение вреда, причинённого в результате столкновения авто. Исходя из указанных положений можно сделать вывод, что полное возмещение получается пострадавшей стороной за счёт реализации одного полиса страхования. Решение относительно того, по какому именно полису производится выплата – решает пострадавшая сторона согласно своему внутреннему убеждению. Также отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда в аварии есть пострадавшие люди. Оценка причинённого им вреда проводится посредством специального исследования.

Когда в результате ДТП пострадало лицо, являющееся кормильцем семьи – обратиться за выплатой могут его близкие родственники, а также несовершеннолетние, находящиеся на иждивении.

Если возникает вопрос относительно срока давности по рассматриваемой категории дел – то стоит отметить, что отдельного пункта не прописано в законе.

По этой причине период времени равняется двум или трём годам, как и по гражданским делам.

Относительно сроков производства страховой выплаты установлены такие правила:

  • срок в настоящее время равен 20 дням с того момента, когда пострадавшая сторона обратилась за возмещением;
  • чтобы начался отсчёт срока – требуется подать заявление в страховую.

Когда возникает просрочка по выплатам – в законах прописаны правила, согласно которым компания страховщика несёт обязанность по уплате штрафа, равного одному проценту от той суммы, которую она должна человеку. Если говорить что было ранее – размер пени был меньше и составлял всего 0,11 процентов. Также следует знать, что делать когда поступил отказ о производстве выплат. Чтобы получить компенсационную выплату в полном объёме – требуется приложить немало усилий собственникам авто. Для этого требуется провести независимое экспертное исследование, чтобы установить истинные положения относительно произошедшего столкновения. Эксперты после исследования всех положений указывают на то, какая сумма должна быть выплачена пострадавшей стороне в качестве ущерба. В жизни случается так, что сумма ущерба больше чем установленный размер выплат. В этой ситуации денег, выплаченных страховой не хватит, чтобы провести ремонтные работы в полной мере. Тогда пострадавшая сторона имеет правомочия обратиться к виновнику с требованием возместить недостающую часть ущерба. Первичное обращение происходит на досудебной стадии, если успешного решения не последовало – составляется и подаётся исковое заявление.

Зачастую возникают вопросы относительно того, имеет ли виновная сторона право получить хоть какое-то возмещение от страховки. В этой ситуации ответ носит отрицательный характер. Это связано с тем, что полис предусматривает финансовую помощь только для тех лиц, которые пострадали в аварии.

В некоторых ситуациях компания может подать иск, по которому ответчиком выступает виновник. Требования связываются с возмещением той суммы, что уплачена пострадавшему. Если же причинён ущерб обеим сторонам и виновности нет ни у одной из них – возмещается вред, причинённый двум участникам.

Причина может крыться в погодных условиях, плохом покрытии на дороге и прочих факторах.

Источник: http://www.asn-news.ru/smi/32101

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Как быть в данной ситуации с выплатой страховой суммы?

Проблемы правового регулирования страховых отношений

ВОПРОС 1. В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона РФ от 27.11.

1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Когда и в какой форме страхователем (выгодоприобретателем) должен быть выражен такой отказ от прав на поврежденное застрахованное имущество?

Может ли собственник застрахованного имущества отказаться от своих прав на него после выплаты страховщиком страхового возмещения не в полном объеме, а за вычетом стоимости годных к реализации остатков, при условии, что годные остатки находятся в распоряжении страхователя (выгодоприобретателя)? 

Рекомендации НКС: Применительно к статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователю или выгодоприобретателю необходимо в срок, установленный договором для осуществления страховой выплаты, принципиально и однозначно выбрать способ выплаты страхового возмещения.

При этом страхователь (выгодоприобретатель) обязан письменно уведомить страховщика об отказе от своих прав на поврежденный автомобиль и явно выразить свою волю на получение страхового возмещения в полном объеме.

Одновременно страхователь вправе предложить страховщику в определенный срок принять годные к реализации остатки транспортного средства.

Страховая организация самостоятельно определяет размер страхового возмещения и производит выплату страхового возмещения в размере страховой суммы за вычетом амортизационного износа и стоимости годных остатков автомобиля в случае, если годные к реализации остатки транспортного средства остались у страхователя, а собственник имущества не отказался от своих прав на него в пользу страховщика и не уведомил последнего о таком намерении, при этом в адрес страховщика поступили только заявления о перечислении страхового возмещения на расчетный счет без указания иных вариантов выплаты страхового возмещения.

После исполнения страховщиком своих обязательств по договору имущественного страхования какие-либо перерасчеты суммы страхового возмещения или доплаты не допускаются.

Такая практика страховых выплат (за минусом стоимости годных остатков) применяется по договорам КАСКО (страхование ущерба), где предусмотрено уменьшение суммы выплаты на сумму стоимости годных остатков, либо выплата в полном размере, но так называемые годные остатки транспортного средства страховая компания оставляет себе.

Положения пункта 5 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не применимы к ОСАГО, так как пункт 4 статьи 3 названного Закона предусматривает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Договор ОСАГО заключается на определенных условиях, не зависящих от воли страховой компании, а именно – на условиях Правил № 263, принятых во исполнение Закона об ОСАГО.

С учетом подпункта «а» пункта 63 Правил № 263 страховые компании должны выплатить полную стоимость без каких-либо удержаний стоимости годных остатков (с учетом лимита в 120 000/160 000 рублей), поскольку ни Правила № 263, ни Закон об ОСАГО не предусматривают никаких вычетов из этой суммы. При чем даже если в этом случае возникает неосновательное обогащение вследствие полной страховой выплаты, такое обогащение не подпадает под действие статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС 2. Каков предельный размер страховой выплаты каждому потерпевшему на основании ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших?

Рекомендации НКС: В системе обязательного страхования гражданской ответственности величина страховой суммы определена в законодательном порядке.

Согласно статье 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Исходя из системного толкования названной нормы права в корреспонденции со статьями 3, 6, 7, 12 и пунктом 3 статьи 13 названного Закона при определении подлежащей возмещению суммы одновременно нескольким потерпевшим устанавливается общая предельная сумма выплаты на всех потерпевших в размере 160 000 рублей, которая выплачивается пропорционально отношению страховой суммы к сумме заявленных требований, но не более 120 000 рублей на одно лицо.

Иными словами, если один из потерпевших понес убытки на сумму менее 40 000 рублей, то другому потерпевшему не может быть выплачена сумма, превышающая 120 000 рублей.

В противном случае ущемлялись бы права единственного потерпевшего в ситуации, когда вред причинен имуществу одного лица.

Кроме того, ограничение размера выплаты в пределах 120 000 рублей на одно лицо (при нескольких потерпевших) служит также для защиты прав остальных потерпевших, поскольку не исключается вероятность их более позднего по сравнению с первым потерпевшим обращения за выплатой страхового возмещения.

ВОПРОС 3. Страховая компания в порядке суброгации требует взыскать со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страховое возмещение.

Может ли быть при этом удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) или о взыскании законной неустойки (ст.

13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО?

Рекомендации НКС: В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

При заявлении страховой компанией одновременно с требованием о взыскании со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страхового возмещения либо требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо о взыскании законной неустойки (ст. 13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО следует учитывать следующее.

Неустойка, предусмотренная в статье 13 Закона об ОСАГО, – это специальная ответственность страховщика перед потерпевшим, поэтому переходить в порядке суброгации право требования такой неустойки не может.

Право на получение неустойки, о которой идет речь в статье 13 Закона об ОСАГО, не включено в содержание деликтного обязательства, возникающего между потерпевшим и причинителем вреда.

Неустойка по статье 13 Закона об ОСАГО нацелена на обеспечение защиты прав потерпевшего, поэтому применяется только в случае предъявления потерпевшим к страховщику требования о выплате страхового возмещения.

Статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации носит общий характер и применяется при неосновательном пользовании или удержании денежных средств лицом, обязанным выплатить денежные средства, в связи с чем именно данная норма подлежит применению при обращении страховщика, выплатившего страховое возмещение, в порядке суброгации к страховщику причинителя вреда. 

ВОПРОС 4. Потерпевший в ДТП предъявил иск к страховщику (ОСАГО) гражданской ответственности причинителя вреда о взыскании 120 000 рублей страхового возмещения за причиненный вред имуществу и 5000 рублей расходов по оценке стоимости ремонта транспортного средства. Подлежит ли удовлетворению иск в части взыскания расходов по оценке ущерба?

Рекомендации НКС: В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить причиненный вред имуществу одного потерпевшего, составляет не более 120 000 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стоимость независимой экспертизы включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком.

Анализируя сочетание этих двух правовых норм, можно утверждать, что стоимость независимой экспертизы, проведенной страхователем, включается в страховую выплату в размере 120 000 рублей.

Если же стоимость экспертизы не укладывается в рамки закрепленного законом лимита ответственности страховщика, то оставшаяся денежная сумма в силу статьи 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению с причинителя вреда.

ВОПРОС 5. Федеральным законом от 01.12.

2007 № 306 были внесены изменения в статью 12 Закона об ОСАГО, согласно которым размер подлежащих возмещению убытков при повреждении имущества потерпевшего определяется в размере расходов на материалы и запасные части (с учетом износа комплектующих), необходимые для восстановительного ремонта и расходов на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Изменился ли в связи с этим подход к решению вопроса о взыскании величины утраты товарной стоимости транспортного средства?

Рекомендации НКС:  В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением внешнего (товарного) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта, поэтому наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится к реальному ущербу и возмещается в денежном выражении.

Отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля реального ущерба, размер которого может быть определен специалистами в области автотехнической экспертизы.

Источник: http://fasvvo.arbitr.ru/node/13139

Правомерность отказа страховой компании в выплате страхового возмещения при угоне транспортного средства

Как быть в данной ситуации с выплатой страховой суммы?

Рассмотрим частный случай: страхователь обратился к страховой компании с заявлением о выплате страхового возмещения.

Страховая компания (далее Компания) отказала в выплате страхового возмещения в связи с хищением транспортного средства с находящимися в нем учетно-регистрационными документами (паспортом транспортного средства или свидетельством о регистрации).

При этом в своем отказе Компания сослалась на положения Правил страхования транспортных средств (далее Правила), в которых указано, что в случае угона автотранспортного средства страхователь обязан вместе с заявлением об угоне представить ряд документов, в число которых входят регистрационные документы на данный автомобиль. В случае неисполнения обязанностей, предусмотренных Правилами (в частности, непредставления регистрационных документов), Компания имеет право в выплате страхового возмещения отказать.

Проанализируем вопрос законности и обоснованности данной позиции Компании.

Между страхователем и Компанией для личных некоммерческих нужд страхователя был заключен договор страхования автомобиля путем выдачи полиса страхования автотранспортных средств.

Страховая премия Компании была уплачена в срок и в полном объеме. Страховая сумма договором также была определена.

В соответствии с пунктом Правил автомобиль застрахован от ущерба в результате ряда страховых случаев, в том числе и от угона.

Позднее застрахованный автомобиль был угнан.

После указанного выше страхового случая страхователь проинформировал Компанию о его наступлении, представил справку компетентного органа, подтверждающую данный факт. В своем заявлении страхователь указал, что свидетельство о регистрации представить не может, так как оно было похищено вместе с автомобилем. Данная информация получила подтверждение в справке компетентного органа.

Ссылаясь на данное заявление страхователя и справку компетентного органа, Компания отказала в выплате страхового возмещения по указанному выше основанию.

Данный отказ в выплате страхового возмещения является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Первое.

В соответствии со статьей 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) возместить другой стороне (страхователю) или другому лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Статья 9 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее Закон о страховом деле) разграничивает понятия «страховой риск» и «страховой случай». Названная статья определяет в качестве страхового риска событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Статья 9 Закона о страховом деле также дает понятие страхового случая как совершившегося события, предусмотренного договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю. Исходя из положений статьи 929 ГК РФ и положений Правил, в соответствии с которыми страховая компания осуществляет страхование по риску угона, а также учитывая наличие доказательств, подтверждающих наличие страхового случая, у Компании возникла обязанность выплатить страховое возмещение, так как указанный случай, в результате которого застрахованное имущество выбыло из владения страхователя, является в соответствии с положениями Правил страховым.

Второе. В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен удовлетворять обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. На основании положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии со статьей 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы. Анализ данного положения статьи 929 ГК РФ указывает на то, что обязанность в выплате страхового возмещения возлагается на страховщика не только и не столько самим договором страхования, сколько положением закона (ст. 929 ГК РФ). Названной статьей ГК РФ установлен определенный алгоритм действий страховщика и обязанность последнего выплатить страховое возмещение. Для возникновения обязательства по выплате страхового возмещения в данной категории рисков (имущественное страхование) в силу закона необходимо лишь наличие предусмотренного договором события (страхового случая). Учитывая тот факт, что обязанность по выплате страхового возмещения возложена на страховщика законом, основаниями для отказа в выплате страхового возмещения могут быть лишь отсутствие события, предусмотренного статьей 929 ГК РФ и договором страхования (страхового случая), либо другие нормы законодательства РФ, которые могли бы сузить рамки применения статьи 929 ГК РФ. Одним из таких положений, к примеру, является статья 964 ГК РФ, описывающая исчерпывающий перечень форс-мажорных обстоятельств. С данным мнением также согласился в своем определении Московский городской суд.

Третье. Необходимо понимать, что договор имущественного страхования, заключаемый между физическим лицом и страховой компанией для личных и бытовых нужд, регулируется не только ГК РФ и специализированными нормативными актами о страховании, но и Законом от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о правах потребителей).

Данное мнение авторов объективно подтверждается разъяснением федерального антимонопольного органа (Государственный антимонопольный комитет РФ), который в силу пункта 4 статьи 40 Закона о правах потребителей дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» ГК РФ, а также специальным законодательством о страховании. Закон о защите прав потребителей применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил. Законность указанных выше разъяснений подтверждена решением Верховного суда РФ от 28 апреля 2004 г. № ГКПИ04-418.

В соответствии с теорией права общие правила закона располагаются в общей части (общих положениях) того или иного закона и обязательны для всего комплекса регулируемых им правоотношений.

Статья 16 Закона о правах потребителей помещается в общих положениях названного закона, относится к общим правилам, установленным Законом о правах потребителей, а соответственно положения данной статьи применяются к отношениям, вытекающим из договора страхования.

В соответствии со статьей 16 Закона о правах потребителей не подлежат применению условия договоров, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителя.

Статья 929 ГК РФ устанавливает единственное условие для возникновения у страховщика обязанности в выплате страхового возмещения, и этим условием является факт наступления страхового случая. Таким образом, положения договора, которые устанавливают дополнительные условия для наступления обязанности страховщика выплатить страховое возмещение, недействительны.

Более того, в Гражданском кодексе РФ существует перечень оснований для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.

К этим основаниям относятся нормы права, предусматривающие уведомление страховщика о страховом случае, предусмотренные статьей 961 ГК РФ, нормы, предусматривающие последствия наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (ст.

963 ГК РФ), нормы, предусматривающие основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы (ст. 964 ГК РФ), а также нормы, связанные с лишением страховщика прав суброгационных требований по вине страхователя или выгодоприобретателя (ст. 965 ГК РФ), а также иные, предусмотренные законодательством РФ. Именно законодательством, а не Правилами, так как обязанность выплатить страховое возмещение установлена законом (ст. 929 ГК РФ). А значит, установить исключения из установленного законодателем обязательства может также только закон. Что же касается Правил, то этот документ устанавливает условия договора, а условия договора, как указано выше, должны соответствовать законодательству. Если же условия договора законодательству не соответствуют, то они ничтожны и применяться не могут.

Может показаться, что процедура лицензирования страховой организации, в соответствии с которой каждая организация для получения лицензии на право осуществления страховой деятельности должна представить в Федеральную службу страхового надзора (далее ФССН) утвержденные правила страхования, должна гарантировать страхователей от включения в текст Правил заведомо незаконных пунктов. Однако необходимо помнить, что у страховщика нет обязанности представлять в ФССН Правила каждый раз после внесения изменений. Согласно письму ФССН существует лишь требование о необходимости информирования ФССН о последних изменениях в случае, если они являются существенными. К существенным изменениям в соответствии с трактовкой ФССН относятся изменение качественного и количественного состава страхуемых рисков, изменения расчета страховых тарифов и т.п. Кроме того, в полномочия ФССН не входит надзор за законностью страховой деятельности, данными вопросами занимается Прокуратура РФ.

Анализ материалов дела показывает, что хищение имущества в соответствии с Правилами является страховым случаем.

В своем письме об отказе в выплате страхового возмещения Компания не сослалась на какие-либо нормы права, которые могли бы сузить область применения статьи 929 ГК РФ либо быть основанием для освобождения Компании от выплаты страхового возмещения. Таким образом, отказ противоречит законодательству РФ, а соответственно данный отказ незаконен.

Исходя из вышеизложенного страховщик может быть освобожден от выплаты страхового возмещения только по основаниям, предусмотренным законом.

Условия договора страхования, устанавливающие право страховщика не производить выплату страхового возмещения в полном объеме (то есть полностью или частично освобождающие его от обязанности по выплате страхового возмещения) в случаях, не предусмотренных статьями 961 ГК РФ (нарушение правил уведомления страховщика о наступлении страхового случая, которое сказалось на обязанности страховщика по выплате страхового возмещения), 963 ГК РФ (наступление страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица), 964 ГК РФ (перечень оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы), не могут быть признаны соответствующими требованиям закона.

Вместе с тем страховщик может оградить себя от нежелательных выплат путем установления исключений из объема страхового покрытия, то есть указав ряд случаев, которые в соответствии с договором страхования не будут являться страховыми.

Таким образом, если бы в рассматриваемом примере страховщик указал в правилах страхования, что не признается страховым случаем угон застрахованного транспортного средства вместе с оставленными в нем регистрационными документами и сослался в своем отказе на указанное положение, отказ, по мнению авторов, являлся бы законным в связи с отсутствием события, с которым закон и договор связывают возникновение у страховщика обязанности по выплате страхового возмещения.

Источник: http://www.reglament.net/ins/urist/2005_3_article_1.htm

Страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля

Как быть в данной ситуации с выплатой страховой суммы?
На данный момент Законом Украины “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств” предусмотрен лимит страховой суммы за вред, нанесенный имуществу в размере 50 000,00 грн.

Но, далеко  не всегда вред нанесенный потерпевшему может быть покрыт за счет полученной страховой выплаты:а) ремонт автомобиля превышает лимит страховой выплаты. Довольно распространенная ситуация, выход из которой очевиден – предъявление исковых требований непосредственно к виновнику ДТП. Так, в соответствии со ст.

1194 Гражданского кодекса Украины лицо, которое застраховало свою гражданскую ответственность, в случае недостаточности страховой выплаты для полного возмещения нанесенного ею вреда обязана оплатить потерпевшему разницу между фактическим размером вреда и страховой выплатой.

б) ремонт автомобиля не превышает лимит страховой выплаты, однако размер страховой выплаты не полностью покрывает затраты на ремонт. Приведем пример. В результате ДТП виновником которого признан водитель А был поврежден автомобиль водителя Б. Гражданско-правовая ответственность водителя А застрахована полисом обязательного страхования.

Ремонт автомобиля водителя Б на официальном СТО обойдется в 43 000,00 грн. Независимая оценка, проведенная страховой компанией  установила, что размер материального ущерба с учетом коэффициента физического износа составляет 32 500,00 грн.

Таким образом, имеем ситуацию, когда ремонт автомобиля, размер которого не превышает размер лимита страховой выплати, на практике возмещается страховой не в полном объеме. На первый взгляд, ситуация абсурдна – если ремонт автомобиля не превышает 50 000,00 грн., то было бы логично, чтобы его стоимость полностью покрывалась страховой выплатой. Однако на практике не всегда так.

Какие расходы на ремонт автомобиля возмещает страховая компания? 

В соответствии со ст. 29 Закона Украины “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств” в связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с:

  • восстановительным ремонтом транспортного средства с учетом износа, расчет которого производится в порядке, установленном законодательством;
  • расходы на устранение повреждений, сделанных умышленно с целью спасения потерпевших вследствии ДТП;
  • расходы, связанные с эвакуацией транспортного средства с места ДТП до места проживания собственника или водителя ТС или до места ремонта ТС;
  • расходы на стоянку, если есть уважительные причины для помещения поврежденного автомобиля на стоянку.

Когда применяются коэффициенты износа автомобиля?

Итак, при расчете размера страховой выплаты берется во внимание износ автомобиля. Размер износа автомобиля рассчитывается по Методике товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, утвержденной приказом Минюста Украины и Фонда государственного имущества Украины № 142/5/2092 от 24.11.2003 года и применяется в виде:

  • коефициента физического износа – отображает взаимосвязь условий эксплуатации и технического состояния ТС со стоимостью его составляющих;
  • коефициента функционального износа автомобиля – соотношение рыночной стоимости ТС снятого с производства к средней рыночной стоимости аналогичного ТС на дату оценки. 

Функциональный износ называют еще “моральным износом” – он отображает утерю стоимости, которая вызвана появлением новых технологий. При оценке автомобилей он применяется лишь в тех случаях, когда ТС являющееся объектом оценки уже снято с производства.

Физический износ  отображает утерю стоимости обусловленную частичной или полной потерей первичных технических и технологических качеств объекта оценки. Примечательно, что физический износ не применяется для автомобилей, строк эксплуатации которых не превышает:

  • 5 лет – для легковых ТС производства стран СНГ;
  • 7 лет – для других легковых ТС;
  • 3 года – для грузовых ТС, прицепов, полуприцепов и автобусов производства стран СНГ;
  • 4 года – для других грузовых ТС, прицепов, полуприцепов и автобусов;
  • 5 лет – для мототехники.

Как получить возмещение реальных убытков?

Проблема возникает тогда, когда потерпевший обращается на СТО для расчета стоимости ремонта его автомобиля и получает итоговую сумму, которая значительно превышает размер страховой выплаты.

Дело в том, что в большинстве случаев, на СТО при расчете стоимости ремонта для замены деталей и узлов, которые не подлежат ремонту берется стоимость новых деталей и узлов.

Как следствие, могут возникать существенные расхождения  между реальной стоимостью ремонта на СТО и стоимостью материального ущерба с учетом износа, который будет выплачен страховой компанией.

В данной ситуации стоит вновь прибегнуть к положениям ст. 1194 ГК Украины, которая устанавливает, что именно непосредственный виновник должен возместить разницу между суммой страховой выплаты и нанесенными убытками.

По смыслу пункта 1 части второй статьи 22 ГК Украины реальными убытками есть потери, понесенные лицом в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права. 

В п.

14 постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел №4 от 1 марта 2013 года, разъяснено, что если для восстановления состояния предыдущей вещи, которая имела определенную изношенность (например, автомобиль), были использованы новые узлы, детали, комплектующие части, в том числе другой модификации, выпускаемых в обмен снятых с производства однородных изделий, лицо, ответственное за ущерб, не имеет права требовать учета изношенности имущества или меньшей стоимости поврежденных частей предыдущей модификации. 

Особое внимание следует обратить на то, что пленум ВССУ предусматривает обязанность виновника ДТП возместить убытки, вне зависимости от изношенности деталей и узлов лишь в том случае, когда эти убытки уже были реально понесены потерпевшим – когда ремонтные работы были произведены и оплачены.

Выводы:

1. Страховые компании при подсчете страховых выплат по обязательному страхованию возмещают расходы на восстановительный ремонт с учетом износа.

2. Разница между стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа и стоимостью восстановительного ремонта без учета износа подлежит выплате виновником ДТП но только в случае документального подтверждения проведенных ремонтных работ.

Источник: https://blog.liga.net/user/dmohnyuk/article/20736

Юридический спектр
Добавить комментарий