Как быть, если заставляют ходить на ОПК?

Православие довело до суда

Как быть, если заставляют ходить на ОПК?

В Миасский городской суд 11 марта поступил иск местных жителей, требующих от директора школы №15 прекратить принуждать их детей к посещению факультатива «Основы православной культуры».

Родители считают, что руководитель учебного заведения своими действиями нарушает статью конституции «О свободе совести и религиозных убеждениях», сообщила консультант суда Светлана Кулькова.

Между тем руководитель школы Елена Чешуина уверяет, что посещение допурока абсолютно добровольное, а за его введение выступили 86,6% учащихся и их родителей.

Православие как догма?

Школа на горе – так называют МКОУ СОШ №15 жители миасского поселка Мелентьевка. Здесь и учатся все 150 поселковых детей. Руководит учреждением уже более десяти лет Елена Чешуина.

Как говорят местные жители, именно она спасла школу от закрытия и сделала из нее настоящий второй дом для их детей. Действительно, в небольшом здании уютно – в коридорах и классах цветы, вставлены евроокна, прикрытые светлыми шторами, улыбчивые и доброжелательные учителя.

По данным местного отдела образования, за последние годы из учебного заведения не уволился ни один педагог.

Политика директора, направленная не только на физическое, но и на нравственное развитие учащихся, пришлась по душе не всем родителям. В частности, отдельным миасцам не понравился введенный несколько лет назад факультатив для вторых-восьмых классов «Основы православной культуры».

Сейчас он ведется в рамках новых государственных образовательных стандартов, в которых предусмотрены дисциплины по этике и религии. Инициативная группа уверена, что религии в школе слишком много, причем изучать и христиан, и мусульман принуждают православие. Сначала недовольные родительницы написали на директора заявление в прокуратуру.

Однако тщательная проверка, прошедшая в октябре 2012 года, показала, что никаких «религиозных» перегибов в светском учреждении нет.

На этом две мамочки не успокоились и отправились прямиком в суд. Заявительницы уверены, что в школе ведется именно пропаганда религии – детей поголовно заставляют приобщаться к православной вере.

«Истицы указали, что не согласны с введением в программу обучения вторых-третьих классов факультатива «Основы православной культуры», – рассказала Светлана Кулькова. – Обосновали иск тем, что у учеников и их родителей отсутствует свобода выбора одного из шести модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Родители просят внести изменения в учебный план на 2013 год и изменить принудительно введенный предмет на модуль «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Директор школы Елена Чешуина отметила, что факультатив введен в план для учеников вторых-восьмых классов по согласию 86,6% учащихся и их родителей. Посещение его исключительно добровольное. Для отказа нужно всего лишь предупредить директора. В учреждении ранее велся и факультатив для детей мусульман.

Желающих посещать его сейчас нет, потому он закрылся за ненадобностью. Как только будут посетители, дополнительный урок возобновят. «Трое родителей выступают против желания остальных взрослых, – отметила Елена Чешуина.

– У меня есть подписи всех, кто выступал за введение именно этого факультатива в рамках новых образовательных стандартов. И это вся школа».

Нерелигиозные разборки

Начальник управления образования Миасса Ирина Невраева уверена, что дело вовсе не в религии, а в конфликте между заявительницами и директором. «Говорить, о том, что конфликт на религиозной почве, нельзя. Факультатив изначально был просто поводом.

В школе прошли всяческие проверки – никаких перегибов в сторону религии не установлено. Да висели две иконы в учреждении, но сейчас их сняли, – рассказала Ирина Невраева. – Сами возмущающиеся родительницы к факультативу не имеют никакого отношения: их дети его не посещают.

Я не знаю, что нужно этим женщинам. Мы снова на прошлой неделе провели анкетирование в школе по вопросу нужности такого факультатива. Опрос показал, что 102 человека из 148 не возражают. Сейчас директора достали, вот она и встала в позу. Где-то перегибает, просто из вредности.

Женщины просто по-бабьи ругаются».

Елена Чешуина получит от управления образования выговор, но за перегиб в общении с родительницами, а не за православный факультатив.

В управлении образования считают, что это дело доброе, и вреда уж точно никому не приносит. «Нельзя же сейчас начинать ругать президента, что он на ночные литургии ходит, – заявила Ирина Невраева.

– Сейчас все новые образовательные стандарты (ФГОС) пронизаны духовностью».

Член родительского комитета Ирина Тихонова полностью поддерживает начинания директора, но и она признает, что в религия в конфликте – не главное.

«Они просто хотят снять директора за то, что она не дала в школе место для общения с избирателями местному депутату Геннадию Брехову. – Они все делают, чтобы угодить ему. Может он им деньги платит. А факультатив – вещь нужная, весь поселок доволен, дети довольны».

Епархия возмущена

Представители духовенства крайне отрицательно относятся к событиям в миасской школе.

«Я лично был в школе №15 Миасса, где встречался с руководителем городского управления образования Ириной Невраевой, с директором учреждения Еленой Чешуиной, с родителями, выступающими против факультатива по ОПК, – рассказал секретарь Челябинской и Златоустовской Епархии отец Игорь (Шестаков).

– Что удалось увидеть: во-первых, все факты, которые инкриминируют директору школы трое недовольных родителей, не имеют под собой никакого основания. Все преподавание в школе ведется в рамках учебного курса, утвержденного Минобром.

Факультативные занятия даются в добровольном порядке, о чем свидетельствует акт проверки, инициированной региональным Министерством образования. Второй аспект – недовольные родители не имеют никакого отношения к данному факультативу, поскольку воспитывают первоклассников, которые в силу возраста не посещают курс».

Отец Игорь также отметил, что недовольным мамочкам терпеливо объяснили, что факультатив по ОПК это лишь часть обязательного модульного курса по «Основам религиозных культур и светской этике» и при желании они могут попросить открыть в школе еще один из шести модулей. Большинство родителей не возражает против факультатива по православной культуре. Причем это добровольный выбор учеников.

«Кроме того, я добавлю, что если директор является верующим человеком – это ее гражданское право. Ничего постыдного нет в том, что женщина могла в присутствии свидетелей попросить благословение у священнослужителя. Сами представители церкви в учебный процесс и школьную жизнь не вмешиваются», – заключил секретарь епархии.

Источник: https://74.ru/text/education/59306901/

За окном шел 21 век и основы православной культуры

Как быть, если заставляют ходить на ОПК?

Тамбовских школьников-четвероклашек вместо уроков водят на причастие в церковь.

Муниципальные школы таким образом реализуют программу духовно-нравственного воспитания

В редакцию портала “Твой Тамбов” 29 апреля позвонили родители четвероклашек, которые были возмущены тем, что их детей вместо учебных занятий водят в церковь.

Люди пожаловались на то, что их ребятам навязывают основы православия и как предмет, и как единственно возможную религию.

Родители считают, что детский впечатлительный разум не готов к такому жесткому “воспитанию” и уверены, что их детям нужно вырасти и самим принять решение, ходить в церковь или нет.

Пестрит сообщениями от возмущенных людей и Интернет.

Та агитация, которую городская власть развернула по поводу православия, уже приобретает нездоровые формы. Если раньше многие смеялись над словами нового главы города, то сейчас становится просто страшно. По-видимому, хорошую разъяснительную работу провели в школах, – считает тамбовчанка Наталья Селезнева.

– Недавно муж пришел с собрания и рассказал, что в 28 школе настоятельно рекомендуют выбрать в качестве нового предмета (того самого, который с 4 класса теперь ввели) основы православия.

Ни этику, ни мировые религии, ни, не дай бог, другие религии. Сказали, что тогда ученику просто придется сидеть в коридоре, и что такая же ситуация и в остальных школах города.

Теперь эта жуткая история с массовым причащением, которое устроили в 7 школе.

Отметим, что 28 апреля в 7 гимназии детей вместо того, чтобы учить считать и умножать, учили исповедоваться.

– Вместо первых уроков они ходили причащаться в церковь.

Что это за массовый обряд? Даже если родители согласны были (а куда им еще деваться, ведь на “уроки” надо ходить), почему это делается вместо уроков, что эта за новая форма обучения (или как это назвать?), – негодует тамбовчанка Мария Крылова. – Дети с утра ничего не ели, а потом им еще и кагор дали. У нас система образования теперь подразумевает такие массовые походы в церковь?

В МАОУ “Гимназия № 7 им. святителя Питирима епископа Тамбовского” подтвердили, что у них в образовательном учреждении реализуется предмет ОРКСЭ: “Основы религиозных культур и светской этики”.

Благодаря этому предмету в гимназии дети волей-неволей в рамках учебного плана узнают основы православной культуры,а после уроков занимаются духовным пением и изучают духовное краеведение.

В гимназии уточнили, что дети, которые постигать духовные скрепы не хотят, могут занятия не посещать. Однако быть “белой вороной” в классе мало кто хочет.

Также в гимназии попросили отметить, что их образовательное учреждение было построено в 1905 году богатым горожанином Михаилом Поповым в качестве объекта православной церкви после того, как от тяжелой болезни вылечился его родственник.

Как бы то ни было, но спустя больше века школа является муниципальным общеобразовательным учреждением, а не церковно-приходской.

“Твой Тамбов” выяснил, что не только в 7 гимназии, но и в других общеобразовательных школах города детей делают духовными. Как мы уже писали, в списке значится 28 школа с химическим уклоном им Н.А.Рябова.Родители будущих школьников не в восторге от того, что вместе с математикой и русским их малыши будут изучать святые писания.

– Моему сыну Тимуру 7 лет, и мы собирались отдавать его в 28 школу, которая пользуется хорошей репутацией и находится недалеко от нашего дома, – рассказала 35-летняя тамбовчанка Полина Самойлова.

– Мы даже уже подали документы в школу, которые в свете последних событий,скорее всего, придется забрать. Недавно мы узнали о том, что в этом образовательном учреждении вместе с учебными дисциплинами преподают основы православия.

У нас два выхода: забирать документы из школы или в дальнейшем воевать с учителями за право ребенку самому выбирать, во что верить.

. Если б я хотела, чтоб мой сын изучал православие, я бы его в церковно-приходскую школу отдала.

В 28 школе редакции “Твоего Тамбова” также подтвердили, что “Основы религиозных культур и светской этики” у них в учебном плане есть.

– Мы изучаем основы религии и культурологические программы, – рассказала учительница начальных классов МОУ СОШ № 28 им. Н. А.Рябова Татьяна Морозова.

Добавим, что если в школе имени святителя Питирима преподавание основ православия можно объяснить, то в других обычных общеобразовательных учреждениях без согласия родителей, весьма сомнительно.

http://tmb.news/news/expert/4408_tambovskikh_shkolnikov_chet…

Источник: https://pikabu.ru/story/za_oknom_shel_21_vek_i_osnovyi_pravoslavnoy_kulturyi_4169541

Не удаляйте основы православной культуры! Александра Грипас

Как быть, если заставляют ходить на ОПК?

Появилась новость о том, что предмет ОРКСЭ видоизменят, а именно – урежут модули. Из шести существующих: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры» – оставят только два первых.

Когда ввели эту дисциплину, моя старшая дочка окончила школу, другая дочка – перешла в 6 класс. А сын-третьеклассник, скорее всего, не будет изучать ОПК.

Но я об этом предмете знаю немало, так как ещё относительно недавно готовила материалы об ОРКСЭ, разговаривала с родителями, педагогами, детьми, методистами. Журнал, для которого я собирала информацию, только что закрылся.

К сожалению, в печать вышло только то, что доказывало: предмет не заставляет зубрить молитвы, ходить в платках, массово принимать крещение и так далее. Нужно было успокоить родителей, которые звонили в школы, в редакции журналов, убедить их, что курс ОРКСЭ – это знакомство с символикой нашей страны, с обычаями и праздниками.

Задача преподавателей – вырастить детей добрыми, отзывчивыми, научить уважать и ценить свою культуру и чужую и в то же время быть патриотом.

А «за кадром» осталось немало интересной информации, житейских и бытовых деталей, о которых если бы знали чиновники, может быть, не принимали бы такое решение.

С 2012 года в расписании четвероклассников появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Его апробация, запущенная в 2009 году в нескольких регионах России, была признана успешной. Теперь это обязательный предмет, раз в неделю (34 часа в год), не оценивается по пятибалльной системе – только зачет и незачет.

В феврале на школьном собрании родителям третьеклассников подробно рассказывается об ОРКСЭ, показываются презентации о модулях, праве выбора, преподавателе необычной дисциплины.

Потом раздаются бланки заявлений, где мамы и папы выбирают для своего чада интересующий модуль.

Никакого давления на родителей не осуществляется: если в классе нет единодушия и выбраны два-три модуля, то все направления, как правило, ведет один учитель, но на разных уроках.

В Москве выделяются три «лидера»: Основы православной культуры, Основы светской этики, Основы мировых религиозных культур. Частая, между прочим, ситуация: звонят родители и говорят, что подписались на Основы мировых религиозных культур, а сейчас хотят поменять на ОПК. Поменять можно, а вот не посещать его нельзя – это обязательная дисциплина.

Методист из Москвы, с которой мы долго беседовали, себя критически называет одной из тех верующих, которые заходят в храм поставить свечку перед иконой святителя Николая Чудотворца перед важным делом, перед Пасхой освящает куличи. Тем не менее, для своей дочки она выбрала ОПК.

А также она отмечала, что в классах, где выбирали ОПК, родители и педагоги видели положительный результат. В одной из школ, где многие ребята из неполных, неблагополучных семей, пригласили вести предмет православного священника. Сначала многие, от родителей до педагогов, восприняли присутствие батюшки в классе в штыки.

Говорили: «Вы же обещали, что вести ОПК будет светский человек: классная руководительница или историк, литератор, учитель музыки, а тут батюшка с крестом посередине класса!» Но прошла первая встреча, потом вторая.

Негативное отношение перешло в нейтральное, спокойное, а постепенно – и взрослые, и дети были рады, что у них на уроках бывает священник, бывают экскурсии в православные храмы. Были забавные ситуации, когда к батюшке подходили мальчики из мусульманских семей и спрашивали, можно ли им тоже ходить на такие занятия.

Ребёнок из католической семьи, родители которого выбрали модуль «Основы светской этики», стал проситься на ОПК. Священник никому не отказывал. Постепенно предмет (причём здесь нет контрольных работ, нет оценок и в будущем не предстоит сдавать ЕГЭ) превратился в любимый.

Места этому уроку было мало, так как стали приходить ребята и из других классов послушать батюшку, директор выделила актовый зал. Священника окружали после урока старшеклассники, задавали разные вопросы, например, о первой любви, о первых разочарованиях, в каком возрасте выходить замуж…

«Взрослым не только понравился урок, но они потом долго не отпускали батюшку»

В Подмосковье учительница по литературе, которой дали вести ОПК, приглашала на уроки православного священника. Она считала, что хорошо знает свой предмет – литературу и русский язык, является верующей, но для работы с четвероклассниками на такую тему нужен священник.

Батюшка, зная, что некоторые родители против, поступил мудро. Он сразу пригласил всех мам и пап на уроки. Взрослым не только понравился урок, но они потом долго не отпускали батюшку.

И неудивительно: столько важных вопросов накопилось – и по воспитанию детей, и по тому, как сохранить мир в семье, как работать и успевать уделять время дочкам и сыновьям.

Методисты, директора школ в Москве, Рязани, Тамбове едины в одном: учителя стараются вести предмет интересно. Это поездки, посещение синагоги, мечети, православных храмов.

Мама четвероклассника рассказывала, что в их несколько открытых уроков провёл Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Это добровольные встречи для школьников. Но оказались впоследствии очень популярными, на них приходят дети из мусульманских семей, из семей, где невоцерковлённые родители.

Архиерей говорит на вечные темы: о добре и зле, о любви к родителям уважении к старшим. Владыка также затронул тему праздников, например, он сказал: «Рождество Христово – это главный день рождения, который отмечает весь мир. Подготовка к нему – это не только украшение елки или приготовление вкусных блюд, но и отказ от своих желаний.

Последние могут быть хорошими или плохими, а потому нужно учиться отказываться от удовольствий ради друзей».

Учитель начальных классов, многодетная мама, воспитывающая собственных детей в православной вере, делится:

«Я несколько лет уже веду ОПК. Так сложилось, что родители выбирают именно этот модуль. Наши уроки – это обсуждение проблем, дискуссии на темы нравственности, патриотизма, духовности, конечно, в доступном ключе для четвероклассников. Есть учебник издательства «Просвещение», но уроки готовлю не только по нему.

Делаю всё, чтобы 45 минут были увлекательными и интересными: смотрю в интернете презентации, материалы, фотографии, подбираю мультфильмы. Наши уроки тесно связаны с литературой. Говорим о добре и зле, о пороках – обращаемся к классике, к нашей школьной программе. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке».

Так ли уж добр и хорош герой Старик? Вместе с детьми приходим к выводу: если Старик положительный, то почему он не починит избу Бабе, не поможет ей в хозяйстве, почему рассчитывает на Золотую рыбку, да и просто идет на поводу у своей Старухи? Или басня «Ворона и Лисица» – как еще нагляднее показать такие недостатки, как лесть, жадность. С ребятами отвечаем на вопрос, какие пороки высмеиваются в «Сказке про Ивана Царевича». Было беспокойство и среди родителей и педагогов, что ОРКСЭ «съедает» один час из литературы, но за счёт интегрирования чтения в ОПК четвероклассники ничего не теряют. Как видите, мы постоянно обращаемся к литературе.

На дом задания нетрудные – к примеру, составить список своих положительных и отрицательных качеств, что нужно исправить в себе, а что нужно, наоборот, развить, написать о правилах в своей семье, какие праздники особо отмечаются дома и так далее».

Интересно мнение самих ребят. Олег, 4 класс:

– Я желаю, чтобы все дети были послушными и всегда думали над своими поступками. Нас этому учат на уроках ОПК.

Алена, 4 класс:

– На этих уроках мы узнаём много интересного, учительница объясняет понятно, что такое добро и зло, как надо дружить. У меня были проблемы с одноклассниками, никто не хотел со мной дружить. Но один раз мне и моей соседке по парте дали задание вместе подготовить доклад о святом Георгии Победоносце.

Нам родители помогли найти слайды, фото, историю герба Москвы, историю Георгия Победоносца, покровителя Москвы. Мы сделали очень интересно. Весь класс после доклада хлопал нам в ладоши, все говорили, что мы молодцы.

После этого у меня стали появляться друзья, меня стали приглашать на дни рождения, стали советоваться насчёт уроков, домашнего задания.

Миша из 4 класса рассказал, что они на ОПК разбирали ситуации, как надо честно рассказывать родителям про плохие оценки, что правда лучше лжи, что не надо бояться просить помощи у взрослых, если что-то непонятно.

За всё время беседы со школьниками я встретила только одно негативное мнение. Девочка пожаловалась, что «слишком много презентаций задают», и вообще ей больше нравится иностранный язык и физкультура.

Остальные мальчики и девочки говорили о том, что благодаря урокам ОПК стали задумываться о том, что есть больные, слабые дети – и им нужна помощь, участие.

Один мальчик сообщил, что раньше был «главным» двоечником в классе, считал, что никогда не сможет хорошо учиться, но на ОПК узнал о святом Сергии Радонежском, о том, как святой помогает ученикам.

Ребёнок с мамой купил икону великого русского святого, отличником пока мальчик не стал, но зато появился интерес к учёбе, стал поднимать руку на уроках, учителя удивляются таким изменениям.

Возможно, что-то надо улучшать в этой дисциплине, давать педагогам больше методических указаний. Но учителя по ОПК стараются, серьёзно подходят к теме, и когда обращаются к священникам за советом или помощью, не получают отказа.

Доказательством ответственности педагогов служит такой небольшой, но яркий пример. В одной из подмосковных школ родители проали за «Основы мусульманской культуры».

Педагог-историк отказалась вести именно этот модуль, так как будучи православной верующей, воцерковленной, посчитала рассказывать о мусульманской культуре, вере неправильным и неэтичным.

К сожалению, с этого года запущен пилотный проект: третьеклассникам в обязательном порядке будут преподавать половое просвещение, это будет частью предмета ОБЖ (основы безопасности жизни).

Эта дисциплина у меня как у многодетной матери и православного человека вызывает тревогу и обеспокоенность.

Как раз такие вопросы должны объясняться дома, так как каждая мама знает, когда уместно поговорить на эту тему, какие слова подобрать, какие примеры привести.

Вы можете поаплодировать автору30

Источник: https://pravoslavie.fm/discussion/ne-udalyajte-osnovy-pravoslavnoj-kultury-aleksandra-gripas/

Почему в школах непопулярны основы православия

Как быть, если заставляют ходить на ОПК?

Даже спустя несколько лет после введения «Основ православной культуры» накал споров вокруг присутствия религии (в любом виде) в школах не спадает.

Новости вроде «Школьники Урала отказываются от уроков православия» мгновенно раскалывают общество на тех, кто говорит о духовной драме, и тех — кто о победе здравого смысла.

Кирилл Михайлов подвёл первые итоги преподавания околорелигиозных дисциплин в школе.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Маше 11 лет, она учится в 5 классе в одной известной и заслуженной московской школе.

В прошлом году она ходила на уроки по основам мировых религий: «Нам про это рассказывал учитель истории, было интересно, но я ничего не запомнила, как будто это было пять лет назад».

Маша рассказывает, что примерно треть класса выбрала «уроки про христианство», но между собой дети особенно об этом не говорили: «Просто родители выбрали, кто куда будет ходить. Я вообще была на даче, когда мама решала, куда меня записать».

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введен как обязательный во всех школах страны 1 сентября 2012 года. Родители учеников 4 класса должны выбрать один из шести модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы иудаизма», «Основы ислама» или «Основы буддизма».

Покойный патриарх Алексий II еще в 1999 году предлагал ввести в школьный курс предмет «Основы православного вероучения», а если «встретятся трудности», назвать предмет «Основы православной культуры» — «это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе».

Возражения, конечно же, последовали, дискуссия велась параллельно с введением предмета как экспериментального в нескольких регионах страны. В 2007 году дискуссия достигла своего пика — десять академиков написали открытое письмо президенту Путину, в котором говорилось, что в обход Конституции в школу пытаются ввести «Закон Божий».

Как уже было сказано выше, в итоге новый предмет был введен в шести модулях, которые должны предоставить родителям полную свободу выбора.

Мы пойдем другим путем

И вот тут начинается самое интересное: в текущем году, по данным анкетирования родителей на специализированном сайте, ОПК изучают 38% четвероклассников, на светскую этику приходится 40%, 19% выбрали мировые религии.

В прошлом учебном году картина была похожей — курс ОПК для своих детей выбрали 33% родителей, большинство предпочли светскую этику (45%) и мировые религии (18%).

То есть даже если согласиться с крайней точкой зрения, что Церковь под видом ОПК пришла в школу с «Законом Божьим», то родители, что называется, проали ногами.

«Основы исламской культуры» и «Основы светской этики» — пособия для 4-х и 5-х классов

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович считает, что родители просто выбирают более нейтральные предметы, хотя и не факт, что делают это осознанно: «Мне трудно себе представить, что все родители понимают, что такое „светская этика“, я уже не говорю про детей 4 класса». А протодьякон Андрей Кураев, по учебнику которого ОПК проходят в школе, призывает не торопиться с выводами.

Андрей Кураев

протодьякон Русской Православной Церкви

Это может быть реакция родителей на педагога, на священника-агитатора, который появился на родительском собрании. Это может быть элементарная осторожность — зачем давать ребенку непонятный курс.

Для полноты картины можно добавить, что по данным социологического опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2014 году, 72% этнических русских называют себя православными.

Проблема не в учебнике

За три с половиной года преподавания ОРКСЭ в школах сложилась практика, что эту нагрузку берут на себя гуманитарии — учителя истории, литературы или учителя начальных классов.

Протодьякон Андрей Кураев считает, что ОПК из культурологического предмета превратился в пропагандистский, и виноваты в этом не только учителя — в Патриархии до сих пор пылится написанное им неизданное методическое пособие к курсу ОПК для школ.

В этом тексте перечислены основные ошибки, которых надо избегать на уроках: речь учителя должна быть инклюзивная, а не эксклюзивная, то есть педагоги имеют право говорить «мы» только в трех случаях: «мы» — люди, «мы» — граждане России и «мы» — преподаватели и дети нашей школы. А вот конфессиональных «мы» быть не должно.

Если на уроке ОПК оказался ребенок другой конфессии, он не должен испытывать психологического побуждения «мы все как один». Второе: никакой критики религиозных взглядов других конфессий — «пой о своем, не ругай другое». И третье: никаких императивов, кроме обучающих и нравственных, то есть «ребята, давайте подумаем» и «ребята, спешите делать добро».

С тем, что предмет получился пропагандистским, полностью согласен учитель географии московского Лицея «Вторая школа» Леонид Перлов, еще десять лет назад он был среди наиболее активных противников ОПК.

Леонид Перлов

учитель географии московского Лицея «Вторая школа»

Для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях.

«К сожалению, патриархия не делает ничего, чтобы объяснить педагогам культурологический характер этого курса, — настаивает протодьякон. — Напротив, говорится, что это должно быть что-то духоподъемное, а под духовностью имеется в виду опыт молитвы».

Не вызывает доверия квалификация людей, прошедших краткосрочные курсы по ОРКСЭ, и у Евгения Бунимовича, правда, скорее с профессиональной, а не с мировоззренческой точки зрения: «Другое дело — если человек преподает математику, во-первых, он сам в школе это проходил, а во-вторых, его довольно долго учили этому в институте».

Опыт разделения

Одна из главных проблем, о которой очень громко спорили, когда ОРКСЭ еще не был введен в школы в обязательном порядке, — появление нескольких модулей по разным конфессиям приведет к искусственному разделению в классах.

Евгений Бунимович

уполномоченный по правам ребенка в Москве

Меня беспокоило то, что классы будут делиться. Например, в первом классе уже через несколько месяцев возникает вражда между «ашниками» и «бэшниками», хотя за этим ничего не стоит. А здесь довольно рискованная история — разделение по религиозным взглядам.

Но за все время с 1 сентября 2012 года в столице от родителей обращений с жалобами на такие проблемы не было. Появился, правда, другой опыт разделения — финансовый.

Школа оплачивает только один модуль, а если родители в одном классе выбрали два или больше, то директору приходится выкручиваться. Потому что при подушевом принципе финансирования учителю, скажем так, не очень интересно работать за совсем небольшие деньги.

Выходит, что меньшинство не всегда получает от государства образовательную услугу приемлемого качества.

Радикальный выход из ситуации предлагает протодьякон Андрей Кураев: «Религиозные областные центры разных конфессий могут взять на себя финансирование уроков в тех классах, где большинство избрали другой вариант.

Например, большинство в школе выбрали основы светской этики, но есть еще группа, которая выбрала ОПК. Вот за этот урок по государственным расценкам пусть доплачивает епархия».

Автор учебника по ОПК уверен, что для епархий это посильные расходы.

Расширить и углубить

17 ноября прошлого года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который отвечает в Церкви за образование и катехизацию, предложил расширить опыт преподавания ОРКСЭ на 5-9 классы.

Речь об этом зашла на заседании рабочей группы Минобрнауки.

Министр Дмитрий Ливанов уклончиво ответил, что, мол, школы и регионы должны формировать свои программы с учетом своих особенностей, не отказал, но и не пообещал ничего определенного.

К этой идее «профильного» митрополита более чем сдержанно относятся и детский омбудсмен Москвы, и, как ни покажется кому-то странным, автор учебника по ОПК. По словам Евегния Бунимовича, к нему постоянно приходят самые разные люди с идеями чего бы еще добавить в школьный курс: налоговики хотят научить старшеклассников платить налоги, есть предложения по экономике и по патриотизму.

«Как было сказано в известном советском фильме, „Граждане, катафалк не резиновый!“ — смеется Бунимович. — Было бы хорошо, чтобы дети учились всему на свете, но надо понимать, что дети могут учиться определенное количество часов в день».

Но это возражение относится скорее к технологии школьного образования. Расширение ОРКСЭ (а звучат предложения сделать этот предмет обязательным даже и со 2 по 9 классы), по мнению протодьякона Андрея Кураева, приведет к пересмотру всей системы школьного образования, поскольку такой общешкольный курс неизбежно станет стержнем всей системы образования.

Понятно, что такой принципиальный вопрос не может быть удовлетворительно решен только в педагогическом сообществе или только в Кремле и Белом доме. Сейчас получается, что при преподавании ОРКСЭ один час в неделю и только в четвертом классе две трети родителей год за годом выбирают общие, а не конфессиональные модули.

Евгений Бунимович долго и пристально изучал опыт других стран христианской цивилизации и пришел к выводу, что нет единого универсального рецепта, как преподавать религию в школе. В Германии, например, этот предмет обязателен, а во Франции традиционно принят абсолютно светский характер общего среднего образования.

На данном этапе протодьякон Андрей Кураев считает, что главная цель ОРКСЭ не достигнута.

Андрей Кураев

протодьякон Русской Православной Церкви

Изначально смысл этого проекта был в том, чтобы дать свободу выбора родителям и научить детей плюрализму, быть разными в рамках одного класса. К сожалению, для обычной школы и обычного педагога это слишком сложная задача.

ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

« опасность — уверенность церкви в праве вторгаться в образование». Михаил Козырев — об учительском стыде, Шекспире в оригинале и о том, как учить музыке

Как сериалы, рэп и видеоигры проникли в школу. Массовая культура на службе образования: от Beatles до Oxxxymiron и World of Warcraft

Как управлять неуправляемым. 7 способов сделать так, чтобы подросток все-таки вас слушался

Источник: https://mel.fm/uchebny_plan/7415083-law_of_god

Что стоит за религиозным скандалом на Южном Урале?

Как быть, если заставляют ходить на ОПК?

Поселок Мелентьевка вместе с школой увяз в скандалах

История с заявлением в суд от трех возмущенных матерей, живущих в поселке Мелентьевка, в Миассе Челябинской области, недовольных тем, что их детей заставляют учить основы православной культуры, обрастает новыми и довольно неприятными подробностями. На кону территория школы, авторитет педагогов, родительские амбиции и откровенное стукачество. Подробности – в материале «URA.Ru».

Мы уже рассказывали о том, как группа родителей учеников школы № 15 в Миассе, в поселке Мелентьевка, 11 марта подала заявление в городской суд с требованием освободить их детей от посещения факультатива «Основы православной культуры».

Как заявили истцы, детей заставляют посещать факультатив, что является нарушением статьи Конституции РФ «О свободе совести и религиозных убеждениях».

По мнению истцов, православный факультатив следует заменить на предмет «Основы мировых культур».

«Учителя целуют руки попам, на входе в школу висели две православные иконы, по закону атрибуты церкви не могут находиться в светском учреждении. Я лично видела, как директор крестится на эти иконы, первое сентября мы встречали под звон церковных колоколов, — жаловалась журналистам мать одной из учениц. — Директор заявляет, что семь раз представители церкви были на педсоветах.

Преподавание ведется по учебнику Шевченко, который не рекомендован Министерством образования. Мы не против факультатива, но есть понятие вера, а есть понятие культура, в нашей школе преподается именно вера. Мы видим пропаганду религиозного движения в школе, это запрещено законом».

Родители также заявляют, что почти треть учеников — мусульмане, но их также заставляют учить основы православной культуры».

Связи школы с церковью ни для кого не секрет. 2004 год – батюшки благословляют новую котельную

Прежде чем обратиться в суд, подали заявление и в местную прокуратуру. Информация об этом наделала много шуму. Минобрнауки начало проверку, на форумах появились возмущенные комментарии – дескать, некуда деваться от «поповского мракобесия». Кстати, данный факультатив действительно добровольный. И дети жалобщиц на него не ходят.

https://www.youtube.com/watch?v=xEPNK7zMElo

Автор этого материала выступает за то, чтобы дети в школах учили что-то для всех нейтральное. К примеру, «Основы религиозных культур и светской этики». А уж дома бы с родителями сами решали, какой культуре следует уделять больше внимания.

Или сделали бы выбор позже, осознанно. Но раз, согласно официальным данным, в школе Мелентьевки учащиеся, точнее, 86,3 процента, в результате опроса выбрали православие, так тому и быть.

Справедливости ради заметим – выбор, почти единодушный, скорее всего, вызван тем, что дирекция школы и в самом деле тяготеет к церкви. В кабинете директора висела пара икон, в школу захаживают священнослужители – православные и мусульманские.

Даже когда в 2004 году запускали долгожданную новую котельную, объект торжественно освятили. И в коридорах иконы действительно висели, но недавно их сняли.

Школой №15 Елена Гисматуллина руководит с 2002 года. В том, что она толковый руководитель, признают почти все, кроме откровенных врагов. В начале двухтысячных годов поселковая школа представляла из себя жалкое зрелище – куча выбитых стекол, прохудившаяся крыша, не было горячих завтраков. За прошедшие годы усилиями директора здание капитально отремонтировали. Кадровой текучки нет.

И все было мирно, уверяют информисточники, пока в 2010 году не избрался депутатом городского собрания Миасса гендиректора ЗАО «Аксиома №1» Геннадий Брехов. Он попросил, чтобы ему оборудовали в школе депутатскую приемную. И вот тут родители выступили против. По слухам, депутат ведет себя не очень пристойно – любит выпить и сквернословить. Короче говоря, Брехова не пустили в школу.

И он, похоже, затаил обиду.

С июня прошлого года на Гисматуллину стали писать жалобы. Три матери строчили письма, что их детей заставляют ходить на «основы православной культуры». Надо сказать, что в дети только-только закончили первый класс, а для первоклашек такой факультатив даже не предусмотрен.

«URA.Ru» рассказывают, что одна из матерей состоит на учете в соцслужбе, из-за пристрастия к выпивке и суицидам. Две другие тоже не самые примерные. Ну, в конце концов, это их личное дело – каждый человек имеет право на свою точку зрения.

А потом начался учебный год, и школа погрязла в скандалах. От тех же матерей стали поступать письма в прокуратуру, с требованием проверить хозяйственную деятельность учебного заведения и прочие жалобы.

В конце октября в школу пришел депутат Геннадий Брехов и провел, прямо на крыльце, собрание с родителями.

 – Матерился, говорил, что директора нужно поместить в психушку, – рассказывают «URA.Ru» очевидцы. – Давал указания, куда письма слать.

Родителей было немного, все же знают, что из себя Брехов представляет! Но некоторые вели себя безобразно. Гоготали и корчили рожи, когда обсуждали учительницу-мусульманку, отправившую своего ребенка на факультет православия.

И вот эти три мамаши, что летом жалобы писали, сказали, что опять будут письма писать!

Нецензурная брань на крыльце школы, гоготание над учительницей исламского вероисповедания – все это есть в показаниях свидетелей. Копии показаний у «URA.Ru» имеются. Потом все пошло еще интереснее.

В одном из писем сообщалось – дочь одной из авторов жалоб писала в своей школьной тетради, что боится смерти. Так, мол, ее напугали попы. Тетрадь проверили, записи не нашли. Потом тетрадь исчезла, вновь появилась, уже со словами о смерти.

Далее в одной из жалоб высказывалось, что в нескольких учебниках для начальной школы говорится о колокольном звоне, о храмах, о Сергии Радонежском. Потом выяснилось, что речь идет об азбуке и учебнике музыки, соответствующих федеральным образовательным госстандартам.

Короче говоря, началась самая настоящая вакханалия. А в марте грянул скандал с заявлениями в суд и прокуратуру. Информация попала в СМИ.

Учителя тоже не подкачали. Стали писать жалобы на журналистов.

В одном из писем на имя вице-губернатора Николая Сандакова наябедничали, что председатель регионального отделения ООД «За права человека» в Миассе Лариса Куковица, когда приходила в начале марта в школу, чтобы разобраться с жалобой трех матерей, «в присутствии родителей и коллектива школы лично нелестно отзывалась о президенте России». То есть тоже скатываются в «кляузное болото». Хотя несколько жалоб вполне взвешенных. В целом же ситуация в этой школе выходит из-под контроля.

Согласно этому документу, участок закреплен именно за школой и никто не может на него покушаться

Сегодня в школу приходила руководитель управления образования Миасса Ирина Невраева. Учебный процесс был прерван. Педагогов собрали в учительской и, рассказывают, Невраева так кричала, что ее слышали все дети в коридоре. Чиновница требовала от учителей больше не писать никаких писем и заявляла, что директора все равно уволят.

Сама же директор школы Елена Гисматуллина сейчас находится на больничном. Говорит по телефону с трудом, чувствуется, что нервы у нее на пределе – в школе очередная проверка, от ее подчиненных требуют открыть сейф с трудовыми книжками сотрудников.

Во всей этой истории есть один нюанс. Первые жалобы на директора поступили, напомним, в июне. А в июле у школы стали отнимать территорию. Огородили столбиками 4,5 сотки земли. На участок предъявили права несколько человек, которые, как выясняется, купили землю у некой женщины.

Сама же женщина приобрела участок тоже вроде как на законных основаниях. Хотя еще в 2004 году границы школьного участка были согласованы и казались всем незыблемыми. Директор школы писала во все инстанции, требуя объяснений. Но ответы ей были невнятными.

Не эти ли 4,5 сотки, которые отстаивает Елена Гисматуллина, и стали поводом для войны на тему религии?

– Наверное, в школе №15 действительно чуть-чуть перегибают палку с религиозным воспитанием. Не скрывают своего трепетного отношения к вере, и священнослужители там слишком часто гостят, – говорит «URA.

Ru» житель Миасса. – Был повод зацеипиться, вот и зацепились. Но все это можно урегулировать. А вот, как ведет себя депутат Брехов, действительно ужасно. От него детей и школу надо огородить.

И директора оставить в покое.

Источник: https://ura.news/articles/1036259241

Юридический спектр
Добавить комментарий