Имеет ли право воспитатель на присвоение высшей категории?

Что меняется в аттестации педагогических работников?

Имеет ли право воспитатель на присвоение высшей категории?

Подтверждать высшую квалификационную категорию и категорию “учитель-методист” каждые пять лет педагогам больше не придется.

Постановлением Министерства образования внесены важные изменения в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников. Новый документ прошел юридическую экспертизу и был опубликован на Национальном правовом портале.

Постановление вступило в силу 31 мая, а это значит, что те педагоги, которые планировали сдавать экзамен на подтверждение своей категории, могут расслабиться.

Не просто имидж

Напомним, что “Днем истины” для всех педагогов, получивших высшую квалификационную категорию пять и более лет назад, должно было стать 1 сентября 2017 года.

И те из них, кто до сих пор не нашел времени и сил, чтобы подтвердить перед квалификационной комиссией свой “высший пилотаж” в профессии, или просто не счел необходимым это делать, могли быть “разжалованы” – до первой квалификационной категории.

В 2012 году – когда менялись подходы к аттестации – высказывались опасения, что большинство педагогов будут отказываться от подтверждения высшей категории, учитывая мизерную разницу в оплате.

Особенно были обижены педагоги, которые имели высшую квалификационную категорию уже 20–25 лет, педагоги предпенсионного и пенсионного возраста: для того чтобы и дальше получать доплату за высшую категорию, учителям-пенсионерам тоже надо было ее подтверждать. “Причина не в том, что нечего показать или рассказать, – говорили они.

– Современный учитель должен самосовершенствоваться, интересоваться новыми педагогическими технологиями, но нужно совершенствовать и саму систему подтверждения. Если учитель имеет положительные результаты по подготовке учащихся к ЦТ, победы на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, если он печатает свои методические наработки на страницах предметных журналов – это и есть подтверждение высшей категории, демонстрация его опыта. Стимул для работы и одновременно сохранение времени и нервов”.

Выступая в прошлом году на августовской городской педагогической конференции, председатель Комитета по образованию Михаил Мирончик констатировал тревожную тенденцию снижения активности педагогов в вопросах повышения квалификационной категории: “Нежелание пройти процедуру аттестации означает, что педагог не уверен в себе, что у него занижена самооценка. Значит, и в учреждении образования не созданы условия для демонстрации педагогами своего творческого потенциала. Многими руководителями недооценивается аттестация как один из рычагов повышения профессионального мастерства педагогов, а значит, и уровня их зарплат”.

Председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко уверен, что аттестация педагогов является неотъемлемым условием повышения качества образования, но квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а гарантировать ему соответствующий уровень зарплаты.

Педагоги должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации, но для этого необходимо задействовать в том числе и финансовые стимулы.

“Именно поэтому, когда пересматривался порядок аттестации педагогических работников, мы настаивали на дифференцированном увеличении размеров надбавок за квалификационные категории – чтобы зарплата напрямую зависела от квалификации педагога и чтобы у последнего был стимул для профессионального роста.

Эта позиция была поддержана Министерством образования: надбавка за вторую квалификационную категорию увеличилась с 15 до 30%, за первую – с 20 до 55%, за высшую – с 30 до 90%, а за категорию “учитель-методист” – с 40 до 120%”.

Без согласия министра

Что же в конце концов изменилось для педагогов в аттестации, нам рассказала главный специалист управления организационно-кадровой работы Министерства образования Ольга Дмитриева:

– Во-первых, постановлением исключена необходимость подтверждать присвоенную педагогам более пяти лет назад высшую квалификационную категорию.

Согласно инструкции, руководитель учреждения образования или индивидуальный предприниматель, которому предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, может инициировать (с согласия педагогического совета или совета учреждения образования) подтверждение работникам квалификационной категории только в случаях, когда педагогический работник снизил уровень своей работы либо не занимал педагогические должности более чем два года.

Во-вторых, расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности.

В частности, к ним относятся лица, получившие диплом о среднем специальном образовании и высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя.

Ранее владельцы диплома о высшем образовании с отличием, выпускники магистратуры и аспирантуры допускались к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год.

В-третьих, педагогическим работникам, которым квалификационная категория присвоена в иностранном государстве, предоставлено право претендовать на присвоение той же квалификационной категории, без учета стажа работы в должности.

Новой инструкцией также расширены полномочия начальников управлений образования областных исполнительных комитетов и председателя Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета.

Им предоставлено право давать согласие на допуск педагогических работников к аттестации на присвоение им высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории или стажа работы в должности.

(До этого требовалось согласие министра.)

Изменения в инструкции затронули и работу квалификационных комиссий.

Так, квалификационные комиссии областных и Минского городского институтов развития образования получили право проводить квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.

В отличие от порядка, действовавшего ранее, составы комиссий, принимающих квалификационный экзамен, будут утверждаться руководителями учреждений, в которых они создаются.

На Академию последипломного образования, Белорусский государственный педагогический университет и Республиканский институт профессионального образования возложена функция по методическому обеспечению аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Из нового документа также исчез срок (до 31 мая 2017 года), который ограничивает подачу работником заявления об аттестации на присвоение ему квалификационной категории.

Почему нельзя почивать на лаврах?

Так что же в конце концов изменилось за неполные пять лет? Почему мы снова возвращаемся к высшей квалификационной категории как к пожизненной награде? И все педагоги поддерживают этот шаг? Как выясняется, мнения разделились.

Кто-то на самом деле искренне радуется тому, что сейчас нет необходимости каждые пять лет собираться с мыслями и силами, чтобы подтвердить свой высокий профессионализм в профессии. Но далеко не все.

Приведем лишь несколько из услышанных мнений.

Учитель, получивший высшую категорию, не должен почивать на лаврах. Но я бы коренным образом изменила подходы к ее подтверждению”.

“Знаю людей, которым дали высшую категорию за выслугу лет, а они потом никак вообще себя не проявляли и считают, что присвоение высшей квалификационной категории – это как грамота министерства “за многолетний и добросовестный труд”, а больше они никому ничего не должны.

Эти, между прочим, наиболее активно выступали против подтверждения. Я бы исключение сделала только для пенсионеров и тех, кто скоро пойдет на пенсию. Остальным же для подтверждения ввела бы систему накопления баллов (бонусов) за последние 5 лет их профессиональной деятельности..

.”

“У нас во всем формальный подход. Школьная комиссия дает направление на сдачу экзамена в Институте повышения квалификации или Академии последипломного образования. Значит, школа выделяет самых опытных, способных и талантливых педагогов. Но, как свидетельствует практика, направление дают всем: и тем, кто хочет, и тем, кто не хочет.

Казалось бы, школы должны дорожить своей репутацией, но почему-то не дорожат. Возникает вопрос почему? А потому, что качество образования и высокая квалификация специалистов определяются не результатами их работы, а рейтингом учреждения. Приезжают педагоги на платные курсы по обобщению опыта, для сдачи на высшую категорию.

Я прошу поднять руку тех, кто по собственному желанию будет сдавать экзамен. Из 25–30 человек только два-три поднимают руку. Интересуюсь у остальных, а что они здесь делают? Отвечают: “Администрация отправила на сдачу экзамена. Угрожают не продлить контракт”.

Но зачем это нужно администрации? Выясняется, что все учреждения образования участвуют в рейтинге, где один из критериев – количество в педагогическом коллективе учителей с высшей категорией. Это очень важный показатель в отчетах не только школ, но и отделов и управлений образования.

Получается, что никого не волнует содержание и качество, а только внешний лоск и количество? Поэтому, уверен, что требуется другой механизм, который будет стимулировать учителя двигаться вперед и развиваться… Система загнала всю образовательную производительность в отчеты и отписки.

За 25 лет мы их научились писать даже с закрытыми глазами. Вот и получается по отчетам, что в учреждениях образования работают высококвалифицированные кадры. А в действительности что мы имеем?”

“А я бы усложнила сдачу на высшую категорию, хотя в Академии последипломного образования она и так была непростая, с серьезным подходом. Не хотелось бы, чтобы она спускалась на тормозах в местных институтах развития образования.

Потому что обобщение педагогического опыта – вещь очень важная. Ты выходишь из зоны комфорта и начинаешь “копать”, изучать, исследовать. В методическом плане обобщение вместе с консультациями специалистов мне много дало.

Я почувствовала свой рост в методическом плане”.

“Подтверждала высшую категорию еще в первый год. Собиралась делать это снова в 2018 году. В плане профессионального роста экзамен стимулирует. Не секрет, что абсолютное большинство педагогов, имеющих высшую категорию, не напрягаются.

И для учителя, который на самом деле старается соответствовать критериям высшей категории, это обидно. Лучше бы вообще не было никаких категорий. Или можно перенять систему, которая практикуется в неформальном образовании. Каждый год сделай, пожалуйста, отчет, как ты растешь.

Покажи, как научил всех детей. И не надо цепляться за достижения талантливых воспитанников. Это заслуга природы, а не ваша. А ты попробуй научить немотивированных и тех, кому не дано от природы.

А у нас некоторые педагоги всеми правдами и неправдами выбивают дипломы и носятся с ними годами, как с флагом, а над собой не работают”.

“Если вообще отменить экзамен на категорию, то никакого маяка впереди не будет, который бы сигналил – старайся, не расслабляйся! Высшая квалификация – это как знак качества образования, который не должен присваиваться автоматически”.

Справка «Звязды»

Категорию “учитель-методист” за все годы получили в Академии последипломного образования только 226 педагогов.

https://www.youtube.com/watch?v=KmuntzO3aNw

Обязательным условием для получения этой категории является наличие у педагога авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими учителями учреждений общего и среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

Надежда Николаева

nikalaeva@zviazda.by

Источник: http://zviazda.by/ru/news/20170614/1497444339-chto-menyaetsya-v-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov

Аттестация педагогических работников: новые правила

Имеет ли право воспитатель на присвоение высшей категории?

Новый порядок аттестации педагогических работников был введен в действие с 1 января 2011 года.

По старым правилам учитель, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая – руководством школы, первая — районным управлением образования, а высшая — в министерстве.

По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Те же учителя, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

  • педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
  • педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти учителя также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию

  • учителям, проработавшие менее 2 лет на данной должности;
  • беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Педагогам, отсутствующим на работе больше 4 месяцев по причине болезни, аттестацию необходимо будет пройти через год, после официального выхода на работу.

Но если вышеуказанная категория граждан изъявит желание приступить к педагогической проверке, никто не может оспорить их решение и не допустить к аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

К аттестации с целью подтверждения соответствия  занимаемой  должности учителей представляет их работодатель.

В случае, если учитель работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.

Если учитель совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

Перечень обязательных документов:

  • Заявление с личной подписью
  • Копия результата с прошлой аттестации (если имеется)
  • Копии дипломов о высшем или среднем профессиональном педагогическом образовании
  • Копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории аттестации (если такое было ранее получено)
  • Копия документов о смене фамилии, если она была изменена
  • Сопроводительное письмо или развернутая характеристика с места работы, которая может подтвердить уровень компетенции и профессиональной деятельности.
  • Через месяц после подачи документов, заявителю на домашний адрес придет письмо с подробным описанием места и времени проведения аттестации.

Как проходит аттестация

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

Решение комиссии

В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».
  2. Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что учитель «не соответствует занимаемой должности».

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить

  • работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
  • беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида – до восемнадцати лет;
  • других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, не имеющий категорий;
  • педагогические работники, имеющие первую категорию – если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, имеющие первую категорию – но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
  • педагогические работники, имеющие высшую категорию – если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории:

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

  • установлена первая квалификационная категория;
  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Обжалование решения аттестационной комиссии

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников».

Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд.

Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Источник: https://www.molnet.ru/mos/ru/school/o_20029

Вопрос-ответ – Белорусский профессиональный союз работников образования и науки

Имеет ли право воспитатель на присвоение высшей категории?
15 июля 2019

Педагогический работник работал помощником воспитателя, воспитателем дошкольного образования, учителем-дефектологом. Учитывается ли время работы в качестве помощника воспитателя в стаж работы по специальности?

Может ли заместитель заведующего учреждением дошкольного образования работать воспитателем дошкольного образования по совместительству?

Заместитель заведующего по основной деятельности работает по совместительству воспитателем дошкольного образования. Имею ли он право на получение первой квалификационной категории как воспитатель, если у него уже есть вторая категория по этой должности?

Инструктор по физическому воспитанию работал в детском саду. По этой должности ему была присвоена вторая категория. Сейчас он принят на работу в детский сад руководителем физического воспитания. Сохраняется ли на этой должности ранее присвоенная категория?

Как оплачивается сверхурочная работа воспитателей учреждений дошкольного образования?

Молодой специалист работает по целевому направлению второй год в сельской школе. Будет ли он являться молодым специалистом пять лет, или только два года? Должны ли ему выдать справку о свободном трудоустройстве в случае, если в школе не могут обеспечить его нагрузкой на полную ставку по специальности, из-за чего приходится вести предметы «не по диплому»?

Имеют ли право директор школы, а также его заместители по учебной и воспитательной работе в рабочее время вести уроки в своей школе? Если да, то какое количество?о приходится вести предметы «не по диплому»?

Установлена ли законодательно нагрузка школьным психологам, требуемая для определения стажа, необходимого для аттестации их на квалификационную категорию?

По иностранному языку классы делятся на группы. Должна ли учителю иностранного языка оплачиваться работа с другой группой при замене отсутствующего учителя и объединении двух групп в одну?

Законно ли принуждать педагогических работников учреждений общего среднего образования сдавать деньги на подписку печатных изданий, которые они не используют в своей профессиональной деятельности?

В республике развивается инклюзивное образование, в рамках которого открываются классы с интегрированным обучением. Какие меры материального стимулирования предусмотрены для педагогов, работающих в таких классах?

Работаю учителем музыки и пения, руковожу школьным ансамблем, который получил звание образцового коллектива. Могу ли я получить высшую категорию, если первую получил два года назад?

Следует ли производить в каникулярный период повышение тарифной ставки (оклада) за особый характер труда учителю-дефектологу, работающему в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания?

Можно ли принять на работу в качестве внешнего совместителя методиста отдела образования на должность учителя и заключить с ним контракт сроком на один год (с сентября по август)?

Какова длительность пребывания в школе воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение учащихся с аутистическими нарушениями: только во время занятий или на протяжении всего времени пребывания учащегося?

Воспитатель с высшей квалификационной категорией перешел на работу педагогом-организатором. Могут ли ему определить высшую категорию по новой должности?

Директор школы ведет уроки. Надо ли ему дополнительно проходить аттестацию по должности «Директор», если он уже прошел аттестацию по должности «Учитель»?

В 90-х годах работала в логопедическом пункте при школе. В трудовую книжку неправильно внесли запись. Вместо должности «Учитель-логопед» записали «Логопед». Сейчас возникают вопросы со льготной пенсией. Что делать?

Мне была присвоена первая квалификационная категория педагога-психолога в Украине. Мигу ли я в Беларуси просто подтвердить ее без прохождения повторной аттестации?

Должен ли директор школы собирать макулатуру, металлолом. Могут ли его лишить премии за невыполнение плана?

Сколько открытых уроков и внеклассных мероприятий нужно провести учителю для присвоения второй квалификационной категории?

Оплачивается ли труд воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение обучающегося с аутистическими нарушениями, во время вынужденного отсутствия такого обучающегося в школе?

Может ли пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории педагог дополнительного образования с профессионально-техническим образованием, если у него трудовой стаж более 25 лет и пройдено повышение квалификации?

Можно ли учителя, имеющего среднее специальное образование по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», допустить к аттестации по должности «Учитель»?

Педагог работает учителем три года, а принимался на работу как воспитатель группы продленного дня. Можно ли его аттестовать по должности «Учитель»?

Может ли школьный учитель взять отпуск на две недели посреди учебного года в счет летнего отпуска?

В каких случаях при вынесении решения о допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории педагогические работники считаются принятыми на должность учителя с должности профессорско-преподавательского сотава (перевод, отсутствие значительного разрыва между работами и т.п.)? Как присваиваются таким работникам квалификационные категории: сразу первая или сначала вторая, а потом первая?

Какие меры может принять директор школы к учителю, нарушающему нормы педагогической этики?

Является ли избрание по конкурсу профессорско-преподавательского состава основанием для заключения нового контракта в случае, если максимальный пятилетний срок контракта по занимаемой должности истек?

Имеет ли право наниматель прекратить трудовые отношения с работником из числа профессорско-преподавательского состава в связи с истечением срока действия контракта, если срок, на который этот работник был избран по конкурсу, еще не истек?

Распространяются ли нормы о предоставлении трудового отпуска продолжительностью более 24 дней на профессорско-преподавательский состав учреждений образования, реализующих программы дополнительного образования взрослых?

Является ли обязательным проведение аттестации на соответствие занимаемой должности педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава (профессоров, доцентов, преподавателей, заведующих кафедрами), если их должности замещаются по конкурсу?

Каким официальным документом должно пользоваться учреждение высшего образования при аттестации педагогических работников, которые не относятся к профессорско-преподавательскому составу (методистов, воспитателей и др.)? Можно ли при проведении аттестации таких работников включать в состав комиссии по аттестации работников из числа профессорско-преподавательского состава?

Какой продолжительности трудовой отпуск полагается методисту в отделе воспитательной работы вуза?

Какое количество дней основного отпуска предоставляется начальнику учебно-методического отдела университета?

Имеют ли право ассистенты и преподаватели принимать экзамены и зачеты по дисциплинам, по которым не предусмотрено проведение лекционных занятий?

Можно ли выплачивать надбавки и премии, а также оказывать материальную помощь совместителям, работающим в учреждении образования?

На каких условиях должны работать пенсионеры и как их увольнять?

Источник: https://estu.1prof.by/otvet_minobr/

Аттестация воспитателей в 2019 году: последние изменения

Имеет ли право воспитатель на присвоение высшей категории?

В Правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включены 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов.

В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен.

И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование».

Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится.

Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) проводится, в зависимости от ее вида, в следующие сроки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
  2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

При сроке действия категории 5 лет можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2014 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

Что делать, если категорию аннулировали:

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой, при этом ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (имеется в виду, если человек уже два года занимает эту должность).

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации при наличии.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  5. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.

После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки. Когда проводится аттестация воспитателя на 1 категорию в 2019 году, портфолио может понадобиться. Подробнее о требованиях, которые к нему предъявляют, читайте в отдельной статье.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу.

Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель.

Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

Скачать

При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению можно приложить прикладные материалы, демонстрирующие разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации.

К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка.

По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019 состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец по ФГОС) содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя.

Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2019 по ФГОС, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • беременные. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. Если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ.

Добровольная

Любой воспитатель может пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос можно отправить не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории.

Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации.

Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своего права.

Источник: https://clubtk.ru/osobennosti-attestatsii-vospitateley

Юридический спектр
Добавить комментарий