Должны ли платить сельские

Трудовая деятельность женщин: права, гарантии, льготы (подготовлено экспертами компании

Должны ли платить сельские

Все памятки

Трудовая деятельность женщин: права, гарантии, льготы

Актуально по состоянию на ноябрь 2019 г.

Современная жизнь требует от женщины сразу всего: и семью создать, и на работе сложа руки не сидеть, и ребенка родить/воспитать/обучить, и уют в доме поддержать, и ВВП поднять! Но есть у женщин и особые привилегии: на пенсию их отпускают раньше, от армии берегут и т.д. О тех льготах и преимуществах, которые предусмотрены для работающих женщин, – наша памятка.

И кочегары мы, и плотники!

Существует ряд профессиональных сфер, куда прекрасному полу доступ затруднен.

В первую очередь это подземные работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 1 ст. 253 ТК РФ*(1); полный перечень см. в постановлении Правительства РФ*(2)). Например, женщин не возьмут ни в кочегары (по крайней мере, некоторые, см. п. 449 перечня), ни в плотники (п. 49), ни в матросы (п. 397 перечня) или водолазы (п.

440); не посадят за руль сельского грузовика (п. 424 перечня); не разрешат тушить пожары (п. 431 перечня); не пустят в шахты и на строительство подземных сооружений (п. 2 перечня).

Однако и на эти должности можно устроиться, если для труженицы на конкретном рабочем месте будут созданы безопасные условия труда (и что будет подтверждено по итогам специальной оценки условий труда, см. примечание 1 к перечню).

Кроме того, именно на подземные работы допускаются женщины – руководители (и замы), инженеры, техники, лаборанты и некоторые другие служащие-дамы, которые не выполняют физической работы и/или непостоянно находятся под землей (примечание 2 к перечню), – а также те, кто занят под землей только санитарным или бытовым обслуживанием (ч. 1 ст. 253 ТК РФ).

Во-вторых, слабому полу нельзя трудиться на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для дам нормы (ч. 2 ст.

253 ТК РФ): до 10 кг, если работница должна вручную поднимать и/или перемещать грузы не чаще двух раз в час; и 7 кг, если чаще (постановление СМ РФ от 06.02.1993 N 105*(3)).

Если тяжести нужно просто поднимать, а переносить их никуда не нужно, то дамам позволяется “взять вес” в 15 кг (п. 32 Правил охраны труда*(4)).

Что делать, если работать даме на конкретной должности нельзя, но она и работает, и трудовой договор с ней уже давно заключен? В данном случае договор был заключен в нарушение установленных ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности (абз. 6 ч. 1 ст. 84 ТК РФ), причем нарушение исключает возможность продолжения работы, а значит, этот трудовой договор должен быть прекращен по п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ.

Но сначала работодатель обязан предложить работнице все имеющиеся вакансии (в том числе с понижением должности или зарплаты). Если работница не отказывается от предложения, то ее переводят на эту новую работу (нужно подписать дополнительное соглашение к прежнему трудовому договору, см.

ст. 72 ТК РФ). А если дама отказывается (или свободных вакансий вообще нет), то договор прекращается (ч. 2 ст. 84 ТК), а бывшей работнице выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 3 ст. 84 ТК РФ, абз. 8 п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 28.01.

2014 N 1 “О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних”).

И предлагать работу, и выплачивать пособие работодатель обязан, потому что сам виноват в заключении трудового договора с нарушениями: он же точно знал, что принимает на работу даму.

Льготы для женщин, работающих в сельской местности

Женщины, которые трудятся в сельской местности (на абсолютно любой работе), работают не 40 часов в неделю, а всего 36 часов. Эта сокращенная рабочая неделя установлена ст. 263.1 ТК РФ.

При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Кроме того, эти работницы могут попросить об одном дополнительном неоплачиваемом выходном дне в месяц (абз. 2 ст. 263.1 ТК РФ).

Если рабочий день разделен на части, то зарплату должны платить в повышенном размере.

К сельским населенным пунктам относятся любые пункты, кроме городов, рабочих, курортных и дачных поселков (п. 4 раздела II Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утв. указом Президиума ВС РСФСР от 17.08.1982 “О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР”).

Рекомендуем

Льготы для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Женщины, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (на абсолютно любой работе), трудятся не 40 часов в неделю, а всего 36 часов. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (ст. 320 ТК РФ).

Мамы детей в возрасте до 16 лет имеют право на один дополнительный неоплачиваемый выходной день в месяц (ст. 319 ТК РФ). Право на этот выходной есть только у одного родителя: либо у мамы, либо у папы – по их выбору.

Рекомендуем

Мамы девушек и юношей в возрасте до 18 лет, могут сопровождать своего ребенка-абитуриента, поступающего в учебное заведение высшего или среднего профобразования, в счет отпуска (ч. 5 ст. 322 ТК РФ).

Важно, чтобы это вуз был расположен в другой местности, а будет ли он государственным или частным, поступает ли ребенок на очное, вечернее или заочное отделения – значения не имеет.

Для этого работодателю подается заявление произвольной формы с просьбой о предоставлении ежегодного отпуска (или его части, но не менее 14 календарных дней) в указанное в заявлении время. Если детей-абитуриентов двое, то отпуск предоставляется один раз для каждого ребенка.

Скоро – мама!

С наступлением беременности правовой статус работницы меняется так же значительно, как и ее фигура: женщина приобретает особые привилегии, призванные укрепить ее здоровье и состояние.

1. Будущим мамам нельзя работать сверхурочно и нельзя работать ночью (то есть с 22.00 до 06.00), даже если они сами придерживаются противоположного мнения (ч. 1 ст. 259, ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99 ТК РФ).

2. Беременным женщинам нельзя работать в выходные и праздники (ч. 1 ст. 259 ТК РФ), даже если сами они не против. А вот если у работницы сменный график работы (ст.

103 ТК РФ), то есть выходные предоставляются по графику, а работа в субботу и в воскресенье не является работой в выходные дни (согласно графику на конкретную неделю), то как раз наоборот: в рабочие субботу и воскресенье ей работать можно, а “отбирать” у нее выходные посреди недели запрещено. При этом график сменности должен быть составлен так, чтобы в праздничные дни у беременной женщины был выходной.

3. Беременных сотрудниц нельзя оправлять в командировки (ч. 1 ст. 259 ТК РФ). Запрет действует даже в случае, если сотрудница туда сама просится.

4. Беременные женщины не могут заниматься работой, выполняемой вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

5. По желанию беременной сотрудницы ей устанавливается неполный рабочий день и (или) неполная рабочая неделя (ст.

93 ТК РФ): сотрудница будет работать меньше обычно установленного времени (например, не 8, а 5 часов в день, или не 5 дней в неделю, а 4); но и зарплата у нее будет пропорционально меньше обычной.

Такой режим может быть на абсолютно любой работе (в том числе на “невредной” и “нетяжелой”) и никак не зависит от состояния здоровья беременной дамы. Администрация отказать ей в такой просьбе не вправе.

6. А вот если изменение трудовой нагрузки необходимо для сохранения здоровья будущей мамы, то администрация обязана перевести ее на другую работу (без неблагоприятных производственных факторов) либо снизить норму выработки/обслуживания (но нормы времени, то есть продолжительность рабочей смены, останется прежней).

При этом средний заработок по прежней работе сохраняется (ч. 1 ст. 254 ТК РФ). Для такого перевода или снижения нужно предоставить два документа: медицинское заключение о необходимости снижения норм или перевода беременной женщины и заявление самой работницы.

Предоставить нужно именно заключение, просто справка о беременности тут не годится.

Рекомендуем

Источник: http://base.garant.ru/57236617/

Когда закончится деревня

Должны ли платить сельские

В 2011–2015 гг. из сел в города своих регионов ежегодно переезжали 90 000–174 000 человек, в города других регионов – 31 000–76 000 селян /Денис Абрамов / Ведомости

Российское село вымирает – это сложно назвать новостью, но это происходит не только в регионах, географически и климатически не слишком подходящих для сельского хозяйства, но и на плодородном юге.

Ежегодно из села в город уезжают порядка 200 000 человек, как следствие, безжизненное пространство страны расширяется, показало исследование «Миграция сельского населения и динамика сельскохозяйственной занятости в регионах России» Татьяны Нефедовой из Института географии РАН и Никиты Мкртчяна из Института демографии ВШЭ.

СССР начинался с того, что 85% жителей были крестьянами, закончился тем, что 74% стали горожанами. В 1990-е процесс урбанизации замедлился, но не потому, что жизнь на селе стала лучше: в городе стало труднее найти работу, прежние механизмы переезда – через набор на предприятия – был сломан.

В нулевые отток людей из сел и деревень вырос, но насколько – точно неизвестно, так как многие, перебираясь жить в город, сохраняют сельскую регистрацию. В 2011–2015 гг.

из сел в города своих регионов ежегодно переезжали 90 000–174 000 человек, в города других регионов – 31 000–76 000 селян, в результате сельское население страны сегодня сокращается повсеместно, кроме пригородов крупных городов, пишут Нефедова и Мкртчян.

Наиболее интенсивно этот процесс идет на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Европейском Севере, где сельское население сокращается на 1,5–3% ежегодно. Сейчас, вероятно, отток даже усиливается, предполагает Мкртчян, но статистика это не улавливает: с 2001 по 2017 г.

, по данным Росстата, официально зарегистрированных на селе россиян стало меньше всего на 1,4 млн человек (3,6%). Сейчас сельскими жителями числятся 37,8 млн человек (26% всего населения); на деле людей в селах живет намного меньше, отмечает Нефедова.

Больше всего уезжает молодых и наиболее активных – выпускники сельских школ поступают в вузы или ищут работу в городах, чтобы там и остаться.

Это замкнутый круг, отмечают ученые: в Нечерноземье переезд молодежи приводит к деградации социальной среды, что ухудшает состояние сельского хозяйства и еще сильнее выталкивает население в города. Остаются те, кому не на что купить жилье в городе, и те, кому за 40 – их знания и навыки в городе особо не нужны.

От 7 до 20% трудоспособного населения сел работают не на земле – это так называемые отходники, выезжающие за сотни и тысячи километров в большие города на работу вахтовым методом.

В Центральной России, Поволжье, на Северо-Западе доля отходников выше, а в зоне притяжения Москвы – в Тульской, Калужской, Ярославской, Владимирской областях – до 30–40% трудоспособного сельского населения работает в столице и Подмосковье, говорит Нефедова.

На востоке страны с разреженной сетью крупных городов отходничество развито меньше: здесь люди чаще всего уезжают из села насовсем. Отходничество, в свою очередь, сокращает и без того скромные доходы села: те, кто живет на селе, но работает в городе, платят налоги в бюджеты городов. Если в селе есть сельхозорганизация и у нее есть единый сельхозналог, то в бюджет поселения идет с него только 30%, поясняет экономист Наталья Шагайда из РАНХиГС.

Причины переселения разнятся. На севере и востоке России, в нечерноземных районах село вырождается по естественным причинам: убыточные в не самых благоприятных климатических условиях совхозы и колхозы умирают – работы нет, остаются только старики, поясняет Нефедова.

Ускоряет процесс и укрупнение сельских поселений, а следом и сокращение числа школ и больниц: инфраструктура становится малодоступной. Это выталкивает в города даже тех, кто, может, и хотел бы жить в деревне, рассуждает Нефедова.

На юге сельское хозяйство вышло из кризиса, но трудоемкое животноводство вытесняется растениеводством, ему нужно меньше рабочих рук. «Сейчас пшеница, образно говоря, съела овцу», – говорит Мкртчян. Большим технологичным агрохолдингам уже не нужны советские сельскохозяйственные «моносела», где на колхоз работали 500–1000 человек.

Подсобные хозяйства в округе агрохолдинги стерилизуют, запрещая им держать свиней и птиц из-за рисков распространения болезней, – итого работы для селян на юге тоже мало, они тоже вынуждены искать временные заработки на отходе в городах.

Не везде вымирание села – однозначное зло: там, где сельское хозяйство в силу природных условий обречено быть убыточным, нет смысла биться за деревню во что бы то ни стало.

Но в других регионах расширение необитаемых, по сути, пространств несет риски потери контроля над территорией – например, на Дальнем Востоке по соседству с Китаем, отмечала в работе 2005 г. «Сельская Россия в начале XXI века» руководитель Центра развития сельских территорий Людмила Бондаренко.

Урбанизация – неизбежный процесс, который происходит эволюционно везде и будет продолжаться, говорит экономист Наталья Зубаревич из Института социальной политики. Но в Западной Европе, например, мелкий фермер поддерживается субсидиями, за жизнь в селах даже стали доплачивать.

В России же все госпрограммы устойчивого развития сельских территорий не содержат мер по стимулированию малого и среднего бизнеса; в первую очередь строят дорогу к крупным инвестиционным объектам, отмечает Шагайда.

Сельские муниципалитеты, в принципе, должны быть собственниками государственной земли в их границах, говорит экономист, но она неразграниченная, фактически – федеральная: «В собственности у села мог бы быть бывший колхозный лес, муниципальная земля, общераспространенные полезные ископаемые в ней – местные могли бы ими управлять, а вместо этого у них даже нет права собирать хворост в лесу». Нет у села хозяина – нет и жителей.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/03/29/755244-zakonchitsya-derevnya

Учителя имеют право на льготы — Audit-it.ru

Должны ли платить сельские

Сибилева Н. Н., главный бухгалтер, к. э. н.,
ОГОУ НПО ПУ №41 г. Курска

Журнал “Учет в бюджетных учреждениях” № 10/2008

В соответствии с действующим законодательством педагогу могут компенсировать расходы на оплату топлива. В этом случае он должен подтвердить затраты. Иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц. В частности, на этом настаивают финансисты в письме от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227. Но это не единственный вид социальной поддержки учителей.

Педагогическим работникам гарантированы льготы

Педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Данные льготы предусмотрены пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (далее — меры соцподдержки), устанавливают законодательные акты субъектов РФ.

Поэтому жилищная социальная гарантия должна быть также предусмотрена законом области (республики, края).

Рассмотрим на примере Курской области те гарантии, которые должны быть предусмотрены на региональном уровне. В этой области бесплатное жилье педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности (рабочих поселках и поселках городского типа), предоставляют на основании закона Курской области от 23 декабря 2005 г. № 100-ЗКО.

Заметьте, если работники не имеют своего жилья, его предоставляют органы местного самоуправления. Оно должно находиться на расстоянии не более трех километров от места работы.

Если же органы власти не смогли предоставить жилое помещение, то работник образовательного учреждения имеет право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в близлежащих городах.

Обратите внимание: если педагог сам отказался от жилья в селе, то он имеет право только на льготу в виде бесплатного отопления и освещения.

Кому предоставляют «коммунально-педагогические» гарантии

В рассматриваемом случае педагоги — это не только учителя сельских школ, но и педагогические работники других образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (техникумы, институты, детские сады).

Кроме работающих педагогов правом на такие государственные гарантии пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию. Но только те, которые имеют стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Отметим, что так называемым «бесплатным жильем» обеспечиваются наравне с педагогами и живущие с ними члены семьи.

К ним причисляют проживающих совместно с собственниками жилья в принадлежащем им жилом помещении супругов, а также детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов своей семьи (п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Площадь жилья не имеет значения

Заметим, что размер общей площади жилья законодательством не ограничен. В связи с этим педагоги освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления (письмо Минобрнауки России от 18 января 2007 г. № МОН-П-92).

Однако ограничения могут быть установлены на местном уровне (уровне субъекта РФ). Так, Законом № 100-ЗКО (который действует в рамках региона) уточнено, что бесплатное жилое помещение предоставляется не более размера социальной нормы площади жилья, установленной в данном регионе.

Какие коммунальные услуги оплатить?

Законодательством не приведены конкретные виды услуг, которые вместо учителей коммунальщикам возмещает бюджет соответствующего уровня. Их устанавливают на местном или региональном уровне.

В Курской же области названным региональным актом разъяснено, что бесплатное пользование жилым помещением включает в себя оплату за наем жилого помещения, ремонт и содержание жилья.

При этом бесплатно предоставляют только коммунальные услуги, приведенные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Их размер ограничен.

Предельные нормы потребления таких услуг утверждают уже не региональные органы власти, а органы местного самоуправления.

Данные правила справедливы в том числе и при предоставлении бесплатного отопления (центральное отопление, отопление газом, электроэнергией) и освещения.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, преду-смотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.

Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.

Порядок предоставления социальных гарантий

Конкретные виды учреждений, которые обеспечивают педагогов правом на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, федеральным законодательством не установлены. Такие виды льгот определяются нормативными актами территориального (республиканского, муниципального) уровня.

В Курской области определено, что учет такого льготного права граждан осуществляется на основании заявления учителя по основному месту его работы.

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям.

Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.

Для возмещения расходов заключают договор

Учреждение, осуществляющее оплату за коммунальные услуги педагога, заключает договор с организациями, оказывающими данные услуги. Сумма по договору определяется в пределах выделенных средств на реализацию мер социальной поддержки. Организации, оказывающие коммунальные услуги, заключив договоры с самими гражданами, ежемесячно представляют учреждениям счета на оплату предоставленных услуг. В них указывают фамилии, имена, отчества, места жительства граждан, которым были предоставлены услуги. На основании таких счетов учреждение и производит оплату.

Льготник сам должен заявить о своих правах

Для получения бесплатного жилья педагогический работник (бывший педагог) должен подать заявление о предоставлении мер соцподдержки руководителю областного государст-венного или муниципального учреждения. В подаваемом документе льготник должен указать, что ни он сам, ни члены его семьи мерами соцподдержки по иному основанию не пользуются. К заявлению прилагаются:

— справка о составе семьи (указываются совместно проживающие члены семьи); — справка о размере занимаемой площади (общей и жилой пощади);

— копия паспорта с указанием места регистрации лица.

Вышедшие на пенсию преподаватели кроме указанных документов представляют копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки. Иные документы учреждения запрашивают лишь в случае необходимости.

Бюджетный учет коммунальных льгот

Учреждения, осуществляющие учет льготников, должны отразить в своем бухгалтерском учете те расходы, которые производят на обеспечение мер соцподдержки педагогов. Такие затраты учитывают по подстатье 212 «Прочие выплаты». Причем независимо от варианта предоставления льгот.

То есть от того, выплачивается ли непосредственно работнику соответствующая целевая компенсация или средства на указанные цели учреждения перечисляют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Заметим, что такие разъяснения были даны чиновниками Минфина России в письме от 14 июня 2007 г.

№ 02-14-11/1478.

А вот расходы по реализации социальных мер неработающим (бывшим) педагогам (находящимся на заслуженном отдыхе), но проживающим в сельской местности, учитывают по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

Списки льготников могут измениться

Поэтому их должны ежегодно проверять. Сами граждане при изменении условий предоставления льготы должны уведомить учреждения, обеспечивающие их правом на получение мер соцподдержки. Это нужно сделать, например, при изменении состава семьи или жилищных условий.

За учреждением сохраняется право снять граждан такой категории с учета. Основанием для этого служат:

— заявление гражданина; — выезд гражданина в другую местность на постоянное место жительства; — выявление в представленных педагогом документах недостоверных сведений;

— увольнение гражданина (за исключением увольнения в связи с выходом на пенсию).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/168752.html

На что могут рассчитывать учителя, переехавшие в сельскую провинцию

Должны ли платить сельские

На учительские “подъемные” – сто тысяч рублей – могут претендовать педагоги в возрасте до 35 лет, если они приступили к работе в глубинке не позднее трех месяцев после окончания вуза. Учитель должен минимум три года отработать в сельской школе.

Есть случаи, когда на работу в село отправляются супружеские пары молодых учителей. Одна из таких пар – Давыд и Амелия Шургучиевы. К ним еду в село Садовое Сарпинского района. Это на автобусе часа три-четыре, причем транспорт ходит в Садовое нечасто.

Как живется многодетным мамам в России и Беларуси

За окном бескрайняя серая степь, слегка припорошенная снежком. Взгляд цепляется за редкие деревца. Но ближе к Садовому деревьев становится больше. Наверное, название села обязывает. Заправка, кафешка, поворот налево, памятник погибшим в Великую Отечественную…

Садовская средняя школа № 1 располагается в здании 1956 года постройки. Сейчас здесь учатся 216 ребятишек. Наталья Русанова, директор садовской школы, в которой работают молодые педагоги, каждый день ездит на работу из соседнего села Коробкин 18 километров. Иногда остается ночевать в Садовом.

Распознав в Давыде и Амелии таких же энтузиастов, Наталья нашла для них в селе небольшую двухкомнатную квартиру на первое время и оплатила бронь из собственного кармана.

В школе молодым специалистам выделили наставников, да и сама директор посвящала молодых педагогов в тонкости профессии, которым не учат в вузе.

В рубрике “Земский учитель” “СОЮЗ” расскажет о педагогах, выбравших судьбой сельскую школу

– Я сразу дала им классное руководство. Конечно, был определенный риск: справятся ли молодые учителя, примут ли их дети и родители. Но все получилось.

Для нашей школы, где средний возраст педагогов за 50, жизненно важно привлекать молодежь. Кроме Давыда и Амелии к нам недавно пришли еще два молодых педагога. Они уже преподают информатику, биологию и химию и тоже подали документы на единовременную выплату.

Большая проблема с учителями иностранных языков, еще нужен хотя бы один филолог, психолог, социальный педагог, – делится Наталья Русанова.

Амелия Шургучиева: Я ничуть не скучаю по городу. Да и городские живут не столько в городе, сколько в интернете. Руслан Мельников

Заглядываю в седьмой “А”. 24-летний Давыд Владимирович Шургучиев сам выглядит как старшеклассник, но урок ведет уверенно. Давыд преподает историю и географию. Плюс классное руководство у того же седьмого класса.

Ученики слушают, раскрыв рты. Тема – строительство царских палат. Когда звенит звонок на перемену, Давыд предлагает ребятам сравнить количество окон у царя и в их родной школе. Класс с энтузиазмом бежит в коридор.

– Когда я учился на гуманитарном факультете Калмыцкого госуниверситета, то даже не думал, что буду преподавать в школе, – признается Давыд. – Хотел пойти в магистратуру учиться на юриста. Еще звали на Север на хорошую зарплату.

Но когда попал на педагогическую практику, понял, что мне интереснее работать с детьми. Конечно, это не просто. Современные подростки хорошо знают свои права, но порой забывают об обязанностях, и многое будет зависеть от того, сумеет ли их заинтересовать учитель своим уроком.

Если будет интересно – дети станут благодарной аудиторией. Если нет – не будут работать.

В Оренбургской области трудится Антон Ляпин – самый молодой в России директор школы.

Ирина Ильичева: Обычная школа способна дать неплохой жизненный старт

В рубрике “Земский учитель” “СОЮЗ” расскажет о педагогах, выбравших судьбой сельскую школу

Поэтому ищу интересные повороты, использую анекдоты, загадки, стихотворения… А вот супруга Давыда 22-летняя Амелия со школы знала, что станет педагогом. Она преподает русский и калмыцкий языки, но сейчас в декрете. Впрочем, когда муж может посидеть с детьми, Амелия тоже появляется в школе.

– Когда я брал справки в бухгалтерии, – рассказывает Давыд, – вся моя годовая зарплата как раз оказалась около ста тысяч рублей. Поэтому “подъемные” в таком же размере – это ощутимая помощь, хотя, конечно, их не сравнить с миллионом, который выдают молодым сельским врачам.

Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги взять машину. И к родителям съездить можно, и ребенка в садик или поликлинику отвезти, и в город выбраться…

На оставшиеся деньги купили одежду себе и детям.

Давыд и Амелия уже пустили в Садовом крепкие корни: они растят сына Эренсена и дочерей Энкиру и Эльзяту

Недавно молодая семья перебралась в частный дом, его помогли купить родители. А пару месяцев назад у Шургучиевых родился третий ребенок. Теперь Давыд и Амелия растят сына Эренсена и дочерей Энкиру и Эльзяту.

По древнему калмыцкому обычаю, пока новорожденному не исполнится год, в дом нельзя приводить чужих людей, поэтому Давыд показывает мне свое хозяйство снаружи. Основательный забор, добротный каменный дом, просторный ухоженный двор, гараж. На одном из окон вижу занавеску в виде флага Калмыкии с изображением лотоса.

Давыд рассказал, что на 200 тысяч рублей “подъемных” они купили машину: теперь и к родителям съездить можно, и ребенка в поликлинику отвезти, и в город выбраться… Руслан Мельников

– Сейчас молодежь хочет, чтобы все было готовое, а в нашем селе, например, нет водопровода, поэтому приходится завозить воду. Но я ничуть не скучаю по городу. Да и городские ребята живут не столько в городе, сколько в интернете. А в интернет можно выйти и отсюда, – говорит Амелия.

Учителя и родители обсудили отмену домашнего задания

Городские знакомые удивляются, как можно жить на зарплату сельского школьного учителя. Давыд объясняет как:

– Когда получаем зарплату, то записываем, каких продуктов у нас не хватает. Мясо нам часто привозят родители, но мы хотим завести на подворье свою живность. Сахар, макароны, картошку, овощи закупаем сразу и в больших количествах. После покупки продуктов платим за коммуналку. Это примерно три-четыре тысячи рублей. Если все грамотно распределять, то на месяц зарплаты хватает.

Помогает экономить и то, что Давыд старается любую работу сделать сам. Научился ремонтировать машину и вставлять пластиковые окна, сейчас изучает в интернете, как уложить теплый пол.

– Все, что нужно для счастья, у меня есть, – по-буддистски спокойно рассуждает Давыд. – Любимая жена, семья, интересная работа, дом, машина, спокойная размеренная жизнь… Думаю, немногие горожане могут такое сказать в свои 24 года. Конечно, мы останемся в селе. Нам здесь хорошо.

В Беларуси в сельской местности для учителей предусмотрена доплата 20% от тарифной ставки, подтвердила Валентина Герасимович, завотделом социально-экономической работы Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Но куда больше бонусов в регионах у молодых специалистов, которые отправляются отрабатывать по распределению. C недавних пор распределение с таким статусом могут получить не только выпускники-бюджетники, но и те, кто учился на платном отделении вуза.

Ольга Васильева: В сельских школах не хватает 12 тысяч педагогов

В первый месяц работы наниматель должен выплатить молодому специалисту так называемые подъемные. Сколько это в денежном выражении, зависит от уровня образования вчерашнего студента и размера его стипендии в последнем семестре.

А если молодой человек приехал отрабатывать распределение на территории, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС и заключает контракт на пять лет, ему положена единовременная выплата в 300 базовых величин (7650 белорусских рублей, или почти 236 тысяч российских).

С началом работы молодые учителя получают различные надбавки, в том числе ежемесячные в размере одной тарифной ставки первого разряда. И если после отработки такой специалист остается, доплаты сохраняются еще на год.

Хотя официально не закреплено, что бонусом к первому рабочему месту в регионах должно быть жилье, заинтересованные в кадрах местные власти серьезно подходят к этому вопросу: предлагают места в общежитиях, ставят на очередь на арендное жилье и помогают с поисками съемного.

А если специалист распределяется не по месту постоянной регистрации, ему должны выплатить еще и компенсацию в связи с переездом. Кроме того, каждая организация имеет право устанавливать дополнительные меры стимулирования.

С другой стороны, в Беларуси многие сельские школы, в которых мало учеников и нерентабельно содержать педколлектив, в последние годы закрывают.

Выгоднее организовать подвоз школьников из деревень на специальных автобусах в учебное заведение ближайшего более крупного населенного пункта, агрогородка или райцентра.

Там и уровень обучения, и материальные условия деятельности педагогов, как правило, выше.

Подготовила Ольга Пасияк, pasiyak@sb.by

Сто тысяч рублей для молодых учителей, устраивающихся на работу в сельские школы, в Калмыкии выплачивают уже несколько лет. В 2013 году выплаты получили 57 педагогов, в 2014 году – пять, в 2015 году – 32, в 2016 году – 20, в 2017 году – 30 и еще 30 – в 2018 году. В 2019 году такой помощью смогут воспользоваться тридцать молодых учителей. На это уже выделено 3 млн рублей.

Николай Очиров, глава администрации Сарпинского района:

– У нас в районе сейчас демографический подъем. Раньше в первых классах было по три человека, сейчас – 10-11. Но остро ощущается недостаток молодых учителей. К сожалению, бюджет района не позволяет строить для них жилье с нуля, но есть некоторые планы.

Недавно администрация выкупила недостроенное двухэтажное здание на 12 квартир. Будем его достраивать и предоставим эти квартиры педагогам. А если для учителей, которые приезжают работать в село, начнут выделять по миллиону рублей, проблема, думаю, решится быстро.

Например, двухкомнатная квартира в Садовом стоит 500-600 тысяч рублей, а за миллион можно купить или построить отличный дом.

И физик, и лирик

Наш обозреватель вспоминает о своем опыте работы “земским учителем”.

От 40-градусных морозов спасала шапка, подаренная местным лесорубом. Из личного архива

Сельских учителей не хватало и в СССР.

1978 год, осень. Четверокурсников филфака Иркутского госуниверситета собрал декан:

– Надо выручать село: областные власти просят отправить в глубинку наших студентов поработать в качестве учителей…

Отобрали десять человек. Не помню, что сыграло роль в моем решении “помочь селу” – то ли своеобразная романтика, то ли поднадоевшее уже протирание штанов на лекциях.

Мне досталось село Новая Тельба Куйтунского района Иркутской области. Получив в университетской кассе деньги на билет и “на первое время”, я сел в плацкартный вагон.

Ночь на поезде, потом на “кукурузнике” Ан-2 над бескрайней тайгой. И вот я на месте.

Новой Тельбой оказалось крошечное село лесорубов в несколько десятков рубленых домов со школой-восьмилеткой. Сюда, в дикую природу, тельбинцев переселили из зоны затопления Братского водохранилища. Новая Тельба являла собой этакую Матеру, воспетую классиком.

Пожилой директор школы встретил сурово:

– Тебя, дружок, предупредили, что придется преподавать не только русский и литературу, но и историю, ботанику и физику. Во всех классах. Плюс за тобой – еженедельная политинформация для жителей села…

Когда учителей избавят от бесконечной и бессмысленной “бумажной” работы

Имея за плечами месячный опыт педагогической практики на третьем курсе в одной из иркутских школ, я не видел разницы, что и кому преподавать: все приходилось начинать с нуля.

Дело вроде бы пошло успешно. Единственная заминка вышла с физикой в восьмом классе. Однажды, сидя в учительской перед уроком, я корпел над очередной задачкой для восьмиклашек.

Она не давалась, хоть убей! И тут, как в сказке, распахнулась дверь и вошел мой друг – студент физмата нашего университета. Он решил навестить меня в этой глуши. Вместо приветствий я попросил его помочь с задачкой, которую он решил за полминуты.

После урока я отправился к директору школы и отказался от физики в восьмом классе. Потом на физмате ходил анекдот, как филологи преподают физику в сельских школах…

Сельским учителем я отработал на полторы ставки три с хвостиком учебных четверти и приобрел бесценный педагогический опыт. Правда, дни тянулись бесконечно долго. Часто из-за погоды Ан-2 не прилетал неделями. Без газет и писем приходилось особенно тоскливо.

Мне выделили комнатку в бараке для школьников, которых привозили на учебу из соседних сел. На выходные они разъезжались по домам. Но я не оставался один.

По вечерам, а иногда и ранним утром в гости наведывались рослые и нетрезвые лесорубы, желавшие “раздавить” с молодым учителем бутылку гаванского рома.

Недостатка в экзотических напитках в сельмаге никогда не было. Иногда удавалось отбиться…

Были и приятные моменты: мне, студенту-практиканту, платили как полноценному учителю. При тогдашней стипендии 40 рублей я как сельский учитель получал около 200 рублей. Вернувшись на летние каникулы домой, вывалил перед мамой целую кучу честно заработанных денег, почти полтысячи рублей. Сумма по тем временам фантастическая.

Явившись на комиссию по распределению, я узнал, что Иркутское облоно приготовило мне “отличное” распределение – директором школы. В такую же тельбу. Увы, не сложилось. Меня к тому времени с головой увлекла журналистика, и я даже получил приглашение из одной республиканской молодежки.

Подготовил Александр Бушев, bush@rg.ru

Источник: https://rg.ru/2019/03/06/reg-ufo/na-chto-mogut-rasschityvat-prepodavateli-pereehavshie-v-selskuiu-provinciiu.html

Юридический спектр
Добавить комментарий