Должен ли я возмещать деньги своей страховой компании

Страховые выплаты по КАСКО – возмещение в 2019 году в Росгосстрах

Должен ли я возмещать деньги своей страховой компании

КАСКО – это добровольное страхование автомобиля. Оно позволяет защитить владельца машины от больших денежных затрат. Страховыми случаями в зависимости от условий заключенного договора могут являться частичные повреждения, угон, полное уничтожение и так далее.

Если на обращение по КАСКО страховая компания отвечает отказом, то на это есть несколько причин. Возможно, страхователи неправильно поняли условия договора, начали действовать самостоятельно из лучших побуждений – все это часто приводит к отрицательному результату.

Почему же страховая компания может отказать в выплате?

Причины отказа в выплате по КАСКО

Нарушение ПДД. В ряде договоров страхования может быть указано, что ДТП, которое произошло по вине застрахованного лица, не является страховым случаем.

К таким дорожно-транспортным происшествиям могут относиться те, что произошли из-за значительного превышения скорости, вождения в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, проезда на запрещающий сигнал светофора, пересечения двойной сплошной и выезда на полосу встречного движения. Согласно ПДД, водителям разрешено выезжать на дорогу только на исправной машине.

Неправильные действия при наступлении страхового случая. Часто происходит так, что люди теряют возможность получить страховые выплаты по КАСКО из-за ряда ошибок. Ниже приведены наиболее распространенные.

  • Самостоятельный полный или частичный ремонт ТС. Многие автолюбители предпочитают ремонтировать свою машину самостоятельно, чтобы не ездить на разбитом автомобиле. Затем они предоставляют страховой компании чеки или фотографии отремонтированных повреждений и считают, что таких мер достаточно. Но это не так: при осмотре автомобиля эксперт не сможет оценить степень повреждений. Как следствие, в выплате будет отказано. Поэтому не ремонтируйте автомобиль самостоятельно до того, как будет проведена оценочная экспертиза представителем страховой компании.
  • Несвоевременное обращение в полицию. Возмещение ущерба по КАСКО можно не получить, если не заявить о повреждениях автомобиля сразу после их обнаружения. Если вы покинули место происшествия, полицейские не смогут восстановить ход событий и процесс возникновения повреждений. Следовательно, в протоколе не будет отражена причина их появления. В результате в получении страховой выплаты скорее всего будет отказано. Именно поэтому необходимо вызывать представителей органов правопорядка сразу после ДТП или обнаружения повреждений на автомобиле.

Правильное оформление страхового случая

Чтобы получить страховые выплаты по КАСКО при ДТП, необходимо соблюсти все правила оформления страхового случая.

На месте происшествия. Сразу после аварии нужно вызвать сотрудников правоохранительных органов в тех случаях, по которым выплата без справок из полиции не предусмотрена договором страхования. Ни в коем случае не следует перемещать автомобиль.

Также нежелательно трогать его после ДТП, чтобы случайно не удалить характерные повреждения. Не пытайтесь договориться с оппонентом самостоятельно. Внимательно ознакомьтесь с протоколом, прежде чем его подписывать.

Если участок дороги, на котором случилось ДТП, попадает в поле зрения камер наблюдения, следует отметить это в протоколе с указанием модели и номера камеры.

После происшествия. После оформления всех документов обратитесь к представителю своей страховой компании и сообщите о наступлении страхового случая. Затем соберите пакет документов о данном происшествии и направьте его страховщику.

Также вам нужно будет привезти автомобиль для проведения осмотра и фиксации повреждений представителем страховой компании. Когда передадите страховщику все документы, уточните дату регистрации, номер и сроки, в которые ваше дело будет рассмотрено.

Способы компенсации ущерба по КАСКО

Существует два способа компенсировать ущерб по КАСКО после ДТП:

  • ремонт поврежденного транспортного средства на СТО;
  • денежная выплата владельцу поврежденного транспортного средства.

Из чего формируется величина страховых выплат по КАСКО

Вариант страхования. Существует частичное (от ущерба) и полное (от ущерба и угона) страхование. КАСКО от ущерба обойдется значительно дешевле – стоимость полиса по такой программе может быть ниже на 20–40 %, чем цена на полис полного страхования.

Страховая сумма. Уменьшаемая (агрегатная) и неуменьшаемая (неагрегатная). При выборе агрегатной суммы вам следует учитывать, что каждая последующая страховая выплата будет уменьшать размер всей страховой суммы. Неуменьшаемая страховая сумма после ремонта автомобиля не изменится.

Износ. Выплаты могут производиться как с учетом этого фактора, так и без него. Если в договоре указано, что сумма выплаты будет рассчитываться с учетом износа, то автолюбителю нужно помнить, что чем больше износ, тем в итоге меньше будет сумма страховой выплаты.

От чего зависит цена на полис КАСКО

Стаж и возраст водителя. Чем моложе водитель и чем меньше его стаж, тем дороже ему обойдется страховой полис КАСКО.

Срок страхования. Чем короче срок действия страхового полиса, тем дороже выйдет каждый месяц, если произвести пересчет. Поэтому для многих автолюбителей выгоднее оформлять страховку на длительный период времени.

Рассрочка платежа. Рассрочка может увеличить стоимость полиса КАСКО. Это востребованная услуга, но поскольку в нее заложены определенные риски, полисы с рассрочкой будут дороже тех, что предусматривают единовременную оплату страхового взноса.

Страховая история. Если владелец транспортного средства имеет безубыточную историю страхования по КАСКО или ОСАГО, то цена на полис будет меньше.

Наличие противоугонной системы. При подписании договора требуется указать, установлена ли на автомобиль система защиты от угона. Если да, то необходимо прописать название модели и фирму производителя. Чем надежнее система, тем дешевле вам обойдется полис.

Предусмотренное договором покрытие. Если вы хотите защитить свой автомобиль по максимуму, и при приобретении полиса укажете, что вам требуется максимальное покрытие (угон, ущерб во всех случаях и т. д.), то страхование обойдется дороже. Но при этом возмещение по КАСКО полностью покроет ваши затраты.

Наличие франшизы. Если при приобретении полиса вы решите включить в него франшизу, то в итоге он обойдется вам дешевле. Но если случится ДТП, то итоговая выплата будет равна сумме ущерба за вычетом величины франшизы.

Источник: https://www.rgs.ru/products/private_person/auto/kasko/payment/index.wbp

Вопросы и ответы

Должен ли я возмещать деньги своей страховой компании

О полисе OCTA

Можно ли получить в бумажном виде полис, приобретенный в Интернете?
Да. Законодательством предусмотрено, что на территории Латвии автоводитель не обязан иметь при себе бумажный полис. Приобретая полис OCTA в Интернете, Вы можете распечатать его сами.

Куда пропали зеленые бланки полисов OCTA?
С 1 июня 2008 года латвийским страховым компаниям больше не нужно печатать полисы ОCTA на зеленых бланках. Они вправе свободно выбирать, какие бланки использовать.

Нужно ли возить с собой полис OCTA?
Согласно законодательству, на территории Латвии автоводитель не обязан иметь при себе бумажный полис. Дорожная полиция проверяет наличие годного полиса в базе данных по регистрационному номеру автомашины. Выезжая за границу, при себе необходимо иметь оригинал полиса OCTA.

Как действовать, если автомашина продана, а срок действия полиса OCTA не закончился?
Если автомашина продана, то необходимо связаться со своей страховой компанией и рассказать о сложившейся ситуации. После расторжения страхового договора Вы имеете право получить деньги за неиспользованный период:

страховая компания возвращает деньги на указанный Вами счет (удерживая определенный процент суммы на покрытие административных расходов);
после приобретения нового автомобиля остаток страховой премии можно перенести на другой полис, приобретаемый в той же страховой компании.

Кто имеет право заключать договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСТА) владельцев сухопутных транспортных средств?
Каждый владелец или законный пользователь, или держатель транспортного средства страхует гражданско-правовую ответственность за каждое транспортное средство, используемое в дорожном движении, приобретая полис OCTA.

Кто и в каких условиях вправе проверить, есть ли у транспортного средства полис OCTA?
Государственная погранохрана, при пересечении транспортным средством границы Латвии.

Дорожная полиция, при проверке транспортного средства и документов его водителя.

Дирекция безопасности дорожного движения и Государственная инспекция по техническому надзору – перед техосмотром транспортного средства.

При приобретении подержанного транспортного средства, остается ли в силе его страховой полис, если предыдущий владелец его не отозвал?

У полиса KASKO необходимо перерегистрировать смену владельца, сообщив об этом страховщику.
Полис OCTA автоматически теряет силу после смены владельца. В отношении нового владельца прежний договор OCTA не действует. Поэтому, при перерегистрации автомобиля на свое имя, необходимо заключить новый договор OCTA.

О страховых возмещениях

В течение какого срока рассматривается заявка о получении страхового возмещения OCTA?
Если вина лица, причинившего ущерб во время дорожно-транспортного происшествия (ДТП), доказана, причинившее ущерб лицо известно и объем ущерба можно рассчитать, то страховщик должен принять решение в течение 3 месяцев со дня получения заявки, но не позднее, чем в течение одного месяца после получения всех необходимых документов. Подателя заявки необходимо письменно проинформировать о принятом решении.

Где и как пострадавший может получить информацию о том, кто возместит ущерб, причиненный во время ДТП?
Чтобы узнать, куда обращаться по вопросу возмещения ущерба, причиненного во время ДТП, по полису OCTA владельца виновного транспортного средства необходимо выяснить страховую компанию, в которой застрахована ответственность.

Если виновник ДТП пытается бежать с места происшествия, то необходимо записать серию и номер государственного номерного знака транспортного средства.

Это позволит при помощи Латвийского бюро страховщиков транспортных средств выяснить владельца виновного транспортного средства и страховую компанию, в которой застрахована его гражданско-правовая ответственность.

Кто компенсирует ущерб, причиненный лицу, виновному в ДТП?
Полис OCTA не возмещает ущерб, нанесенный лицу, которое было признано виновным в ДТП.

Какой ущерб и в каком объеме компенсируется в ДТП?
Компенсируется:

ущерб, причиненный здоровью лица, в объеме до EUR 5 000 000 за каждого пострадавшего;
ущерб имуществу ― до EUR 1 000 000; если ущерб превышает лимит ответственности, установленный страховщиком, то пострадавший может потребовать от виновного лица возместить часть ущерба, превышающую лимит, обратившись в суд в предусмотренном нормативными актами порядке.

В каких случаях ущерб не компенсируется?
Полис OCTA не компенсирует ущерб:

возникший из-за непреодолимой силы, по умыслу самого пострадавшего или из-за его грубой неосторожности;
причиненный невыясненным транспортным средством, за исключением ущерба, возникшего во время работ по спасению пострадавших; повреждения транспортного средства или загрязнение салона в связи с транспортировкой пострадавшего в лечебное учреждение; если хотя бы одному из пассажиров транспортного средства, пострадавшего в ДТП, нанесены тяжкие или средней тяжести телесные повреждения, то возмещается ущерб, причиненный имуществу;
нанесенный владельцу виновного транспортного средства и его имуществу, за исключением случаев, когда виновниками ДТП являются несколько лиц, причинивших взаимный ущерб, и если вовлеченные в ДТП лица дают противоречивые показания;
возникший после ДТП;
возникший при использовании транспортного средства для тренировочной поездки или для езды на соревнованиях;
в связи с повреждением прицепа или транспортного средства, прицепленного к совершившему ДТП транспортному средству;
прибыль, не полученную из-за ДТП;
причиненный камнем или другим предметом, который был приведен в движение транспортным средством;
причиненный имуществу третьего лица, принятому владельцем или законным пользователем транспортного средства для коммерческой перевозки.

Как действовать, если пострадавший считает, что ущерб, причиненный во время ДТП, не компенсирован полностью?
Если пострадавший не удовлетворен решением о выплате страхового возмещения, то он имеет право обратиться в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств с просьбой дать заключение об упомянутом решении. В ходе проверки жалобы третьего лица бюро принимает решение рекомендательного характера. Пострадавший может оспорить решение страховщика в суде также и в том случае, если он не воспользовался правом обратиться в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств с просьбой дать заключение об упомянутом решении.

Как действовать после ДТП за границей?
После ДТП, покрываемого страховкой OCTA, водитель транспортного средства, руководствуясь законодательством соответствующей страны, должен вызвать дорожную полицию или заполнить согласованное заявление.

По возвращении в Латвию владелец транспортного средства должен немедленно, как только это станет возможным, подать страховщику заявку на страховое возмещение OCTA в связи с ДТП, приложив к заявке копию протокола, составленного дорожной полицией, а также предъявить транспортное средство по требованию страховщика.
Необходимо отметить, что страховщик может воспользоваться правом регрессного иска против владельца транспортного средства, если тот не проинформировал его о ДТП с участием его транспортного средства и был признан виновным в совершении этого ДТП.

Должен ли владелец транспортного средства обязательно предъявить его страховщику после ДТП?
Да.

Если на месте ДТП было заполнено согласованное заявление, то виновник ДТП должен подать в отдел выплат своей страховой компании согласованное заявление, предъявить транспортное средство и написать объяснительную. То же самое относится и к случаям, когда ДТП было зарегистрировано дорожной полицией.

Куда обращаться, если у пострадавшего есть и полис OCTA, и полис KASKO?
Пострадавший может обращаться по выбору или в страховую компанию, где приобретен полис OCTA виновного в ДТП, или к своему страховщику KASKO, однако ущерб будет возмещаться только в одной из страховых компаний.

Можно ли получить страховое возмещение OCTA деньгами?
Страховое возмещение деньгами может получить владелец пострадавшего транспортного средства, собственности или имущества. В отдельном заявлении владелец пострадавшего транспортного средства, собственности или имущества может также указать другое лицо, которому необходимо перечислить возмещение ущерба.

Каков размер штрафа за езду без OCTA?
Для водителей легковых транспортных средств штраф составляет от EUR 85 до EUR 120, а для водителей грузового транспорта и автобусов – от EUR 280 до EUR 430.

Должны ли обе стороны после заполнения согласованного заявления обращаться в страховую компанию со своим экземпляром заявления?
Водитель транспортного средства, вовлеченного в ДТП, должен немедленно сообщить о страховом случае страховщику или в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств.

Пострадавший подает заявку о страховом случае страховщику, который застраховал гражданско-правовую ответственность водителя транспортного средства, причинившего ущерб, или в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств, если возмещение подлежит выплате из Гарантийного фонда. К заявке прилагается заполненное согласованное заявление.
Виновный подает свой экземпляр согласованного заявления страховщику, с которым заключен договор OCTA. Если такового нет – то в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств.

В течение какого времени страховая компания должна выплатить страховое возмещение?
Страховщик или Латвийское бюро страховщиков транспортных средств выплачивает страховое возмещение в течение пяти дней после принятия решения о выплате страхового возмещения.

В каких случаях страховщик имеет право подать регрессный иск?

Страховщик сохраняет за собой право на подачу регрессного иска в течение 10 лет со дня выплаты страхового возмещения: против владельца дороги, управляющего дорогой; против владельца транспортного средства, который не застраховал свою гражданско-правовую ответственность; при урегулировании ущерба между учреждениями, межгосударственном урегулировании;
Право на регрессный иск против застрахованного лица сохраняется в течение 3 лет со дня выплаты страхового возмещения, в отношении владельцев транспортных средств, которые застраховали свою гражданско-правовую ответственность.

Может ли страхователь просить страховую компанию, которая осуществляет экспертизу и возмещает убытки, привлечь другого эксперта для проведения дополнительной (углубленной) экспертизы, в случае, если есть подозрения в отношении качества экспертизы?
Если Вас не удовлетворяет работа эксперта, Вы можете:

Подать жалобу в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств;
заказать новую экспертизу другому эксперту;
оспорить заключение первого эксперта, подав в суд иск против страховой компании вместе с заключением второго эксперта.

Можно ли вернуть страховой взнос в случае перерегистрации транспортного средства?
Можно, если по полису OCTA не осуществлены выплаты пострадавшему. Необходимо написать заявление страховщику OCTA о возврате неиспользованной части страховой премии.

К заявлению необходимо приложить обоснование для отчуждения автомобиля (доказательство). Возврат производится только за полные, не использованные месяцы, из которых страховщик удерживает 5% на административные расходы.

Перерегистрация, смена владельца или отчуждение автомобиля считается со дня подачи владельцем транспортного средства заявления страховщику.

О системе bonus-malus

Учитываются ли при определении класса bonus-malus не только совершенные аварии, но и пункты учета нарушений (штрафные пункты) и случаи, когда водитель транспортного средства находился под воздействием опьяняющих веществ?
Нет, для определения класса bonus-malus будут учитываться только ДТП, совершенные транспортным средством и относящиеся к владельцу/держателю транспортного средства, и страховой стаж владельца/держателя транспортного средства.

Если я как владелец автомашины дал автомашину своему знакомому, который совершил на ней ДТП, будут ли в таком случае ко мне применяться доплаты malus?
Malus, так же как и bonus, применяется в отношении пары транспортное средство – владелец/держатель (если владелец транспортного средства является юридическим лицом. Таким образом, если какое-либо лицо совершило ДТП на Вашем транспортном средстве, то malus применяется к принадлежащему Вам транспортному средству.

Если в отношении страхового случая действует разделенная ответственность, будет ли мне снижен класс bonus-malus за этот страховой случай?
Если в отношении страхового случая действует разделенная ответственность, то снижение класса bonus-malus будет применено к владельцам всех транспортных средств, признанных ответственными или частично ответственными.

На сколько классов снижается предыдущий класс bonus-malus, если в течение года наступили страховые случаи?
Предыдущий класс bonus-malus снижается на определенное число процентов в зависимости от числа страховых случаев за год и числа страховых дней.

Через сколько лет страховой случай вычеркивается из моей страховой истории и присваивается лучший класс bonus-malus?
Страховой случай не будет вычеркнут из Вашей страховой истории, а расчет класса bonus-malus производится за последние 11 лет.

Источник: https://www.octa24.lv/ru/octa-jautajumi-atbildes/

За что заплатят пешеходы и нужно ли возить с собой бумажный полис

Должен ли я возмещать деньги своей страховой компании

Уже с 1 мая пешеходы не обязаны ничего возмещать, если они сами пострадали в ДТП. А если пешеход погиб, регрессное требование нельзя предъявить его наследникам.

С 1 мая это условие не работает. При этом обязанность сообщать в страховую о ДТП в течение пяти дней не отменяли. То есть если водитель не успел затормозить и стукнул бампер чьей-то машины, то он виновник ДТП. Так как ущерб небольшой, можно не вызывать инспекторов и оформить европротокол на месте.

А потом оба водителя должны передать извещения в страховую компанию. Раньше, если виновник не успевал сделать это за пять дней, страховая могла предъявить ему регрессное требование и взыскать сумму возмещения за ремонт бампера.

Теперь только из-за нарушения сроков так сделать нельзя, но извещение все равно лучше отправлять вовремя.

Если в ДТП пострадали только машины, у водителей нет разногласий и сумма ущерба не превышает установленный лимит, можно не вызывать полицию, а оформить аварию по европротоколу. Для этого заполняют извещение и передают его страховщикам.

Сейчас извещение нужно заполнять на бумаге. Еще существует приложение для оформления аварии без полиции, но когда мы его тестировали, было много вопросов к надежности такого варианта. С 1 сентября на портале госуслуг должен появиться сервис, через который можно будет заполнить европротокол в электронном виде.

Сейчас по европротоколу без полиции можно оформить ДТП с ущербом до 100 тысяч рублей. Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области сумма выше — до 400 тысяч рублей.

Но нужна фиксация с помощью специальных программ и средств контроля, которые не дадут исправить фото повреждений и отметят координаты.

По факту отсутствуют обеспечивающие механику процесса нормальные сервисы и программное обеспечение, поэтому пока даже в Москве при крупном ущербе надежнее вызвать полицию.

С 1 октября ограничение по регионам упраздняется. Теоретически по всей стране можно будет оформлять европротокол при ущербе до 400 тысяч рублей — при условии, что будут сделаны нормальные инструменты для граждан, обеспечивающие механику передачи данных в РСА.

Но не спешите. С этим еще предстоит разобраться, оформление при крупном ущербе не такое, как при возмещении до 100 тысяч рублей. Там не получится заполнить извещение и разъехаться. Да и сейчас эти поправки еще не работают: они официально не вступили в силу.

Но юристы в своих каналах уже написали, что новые условия европротокола заработали с 1 мая по всей стране. Это неправда.

Если вы этому поверите и не вызовете полицию при крупном ущербе, то сможете рассчитывать максимум на 100 тысяч рублей, а то и вовсе останетесь без ремонта.

Владелец автомобиля, зарегистрированного в другой стране, должен иметь полис страхования гражданской ответственности, если въезжает на территорию России. Это может быть полис ОСАГО, оформленный по российскому федеральному закону, или договор, заключенный в рамках международных систем страхования гражданской ответственности автовладельцев, — так называемая зеленая карта.

С 29 октября после ДТП с участием иностранной машины и при наличии полиса «зеленая карта» можно будет обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не к оператору по урегулированию страховых случаев — Российскому союзу автостраховщиков. Также можно будет оформлять европротокол по стандартным правилам, действующим для ОСАГО.

Есть случаи, когда страховщик выплачивает потерпевшему возмещение, а потом предъявляет регрессное требование виновнику аварии. И хотя его ответственность застрахована и платить он вроде бы ничего не должен — придется. Список случаев, когда страховая компания заставит возвращать деньги, — в статье 14 закона об ОСАГО.

Один из таких случаев — если виновник аварии был пьян. С 29 октября появится уточнение — регрессное требование предъявят не только пьяным, но и тем, кто:

  1. отказался от медицинского освидетельствования;
  2. выпил после ДТП, в котором участвовал.

Ну и что? 10.01.19

Что изменилось в ОСАГО с 2019 года

В закон об ОСАГО внесли уточнение, что полис покупает владелец машины, а не просто любой гражданин, выступающий страхователем. С 29 октября при заключении договора ОСАГО на еще не зарегистрированную машину нужно будет подтвердить право собственности. Для этого можно предъявить договор купли-продажи или другой документ.

Полис ОСАГО на специальном бланке будет приравнен к электронному договору ОСАГО — вариант выбирает тот, кто страхует. У каждого полиса есть уникальный номер, а все данные от страховой компании хранятся в общей базе Российского союза автостраховщиков.

Сейчас в законе упоминаются только документы от полиции или европротокол. Хотя справки ГИБДД уже давно не выдает и страховые компании не могут их требовать. Основной документ — это извещение. С 29 октября факт наступления страхового случая будет подтверждать справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники выезжали на место происшествия.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/osago-may-2019/

Ремонт по ОСАГО: страховщикам разрешили не платить гражданам

Должен ли я возмещать деньги своей страховой компании

Направление на ремонт страховая компания должна выдать в течение 20 календарных дней (кроме праздничных), сам ремонт должен длиться не более 30 дней, а СТО, предложенная страховщиком, находиться не далее чем в 50 км от места ДТП или жительства клиента (кроме случаев, когда компания сама организовала и оплатила транспортировку автомобиля). По закону ремонт должен производиться только из новых автозапчастей. Это важный момент, ведь деньги по ОСАГО страховщик выплачивает с учетом износа запчастей (то есть стоимость не нового элемента, а б/у).

За качество ремонта будет отвечать страховая компания. Гарантия — 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев. Если на компанию будет поступать много жалоб, то Банк России, который является регулятором рынка, может временно запретить ей отправлять клиентов на ремонт автомобиля и заставить выплачивать деньги.

Зачем это нужно?

Год от года растет убыточность ОСАГО. В 2016 году коэффициент выплат (отношение выплат к собранным премиям) по этому виду страхования вырос с 57% до 74%, указывает ЦБ в письме председателю комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову.

«Существенный рост убыточности ОСАГО вызван не столько ростом частоты страховых случаев, сколько ростом расходов на нестраховые издержки, обусловленные злоупотреблением правом со стороны потерпевших и их представителей, — говорится в письме, подписанном первым зампредом ЦБ Сергеем Швецовым.

— Сформировался особый вид посредничества, так называемые автоюристы, которые осуществляют деятельность, направленную не на защиту прав потерпевших, а на максимизацию взыскиваемых со страховщиков сумм в свою, автоюристов, пользу».

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за 2016 год нестраховые судебные расходы (штрафы, неустойки, расходы на юридические услуги и т. д.) компаний, осуществляющих ОСАГО, составили более 13 млрд рублей, что составляет около 6% страховых премий за этот период.

Недобросовестные автоюристы занимаются «выкупом убытков у потерпевших и раскручиванием судебных выплат, включая возмещение расходов, напрямую не связанных с ущербом транспортного средства», говорит руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

По сути, деятельность некоторых посредников направлена не на защиту прав потерпевших, а на необоснованное взыскание в свою пользу средств со страховщиков, добавляет заместитель начальника управления обязательных и массовых страховых продуктов СПАО «РЕСО-Гарантия» Марина Щукина.

Причем страховые выплаты растут не равномерно, а только в отдельных регионах. К примеру, в Ивановской области, Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике средняя выплата более чем в два раза превышает московскую. ЦБ также отмечает и неправомерность судебных решений в некоторых регионах.

Такая ситуация привела к тому, что в некоторых местах России практически невозможно купить ОСАГО. В целом по стране количество заключенных в 2016 году договоров снизилось на 3,6% по сравнению с 2015 годом, а в некоторых регионах — на 10-25%, указывает ЦБ.

Страховые компании обязаны продавать ОСАГО везде, не отказывать клиентам и не навязывать дополнительные услуги, однако, чтобы снизить убыточность, они все же идут на нарушения.

«Только в наиболее проблемном Южном федеральном округе в 2016 году Банком России рассмотрено 14 112 обращений и жалоб на проблемы, связанные с оформлением полисов ОСАГО, в отношении страховщиков выдано 765 предписаний об устранении нарушений законодательства, составлено 210 протоколов об административных правонарушениях», — указывает ЦБ.

Направление на ремонт вместо денежно компенсации по ОСАГО исключит возможность автоюристам наживаться на страховых компаниях, полагают депутаты и чиновники. Идея о так называемом «натуральном возмещении» возникла еще год назад.

В ходе программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» в апреле 2016 года президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин предложил поручить Банку России проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО, чтобы исключить мошеннические схемы.

После этого президент действительно поручил правительству вместе с ЦБ подготовить такие предложения по совершенствованию ОСАГО, чтобы сделать восстановительный ремонт основным способом возмещения. 14 декабря 2016 году Госдума рассмотрела законопроект в первом чтении.

«Мошенники, криминальные «автоюристы» и различного рода ОПГ возникают там, где есть наличный оборот денежных средств, — говорит директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.

— А добропорядочным гражданам важно прежде всего устранить последствия ДТП, то есть отремонтировать автомобиль».

Введение натуральной формы возмещения в ОСАГО позволит с одной стороны сделать деятельность автоюристов неприбыльной, а с другой — повысит уровень защищенности потерпевших, полагает Щукина.

Опять все недовольны?

Теоретически поправки в закон должны сделать счастливыми и страховые компании, и их клиентов. Первые больше не будут терпеть убытки из-за посредников, вторые — получат свои отремонтированные автомобили. Но на практике возникает много вопросов.

К примеру, как получить согласие страховщика на ремонт в проверенном автосервисе, а не в том, который предлагает компания? На этот вопрос представители страховых компаний пока не могут ответить точно. «Речь идет об индивидуальных решениях, основанных на конкретных обстоятельствах.

Заранее указать, что для этого нужно, нельзя. Страховая компания будет принимать решение, исходя из аргументации страхователя», — говорит Княгиничев из «Ингосстраха». Это вопрос практики, соглашается Печников. «Основополагающий момент — это те расценки, которые будет применять СТО, качество и сроки ремонта.

Если расценки будут соответствовать применяемым справочникам, как и все остальные параметры, включая репутацию сервиса, то для страховщиков во многих случаях этого будет достаточно», — говорит он.

Но Княгиничев утверждает, что если ремонт будет в сервисе по выбору страхователя, то «страховая компания не сможет гарантировать качество и сроки».

Граждане привыкли получать от страховой по ОСАГО деньги и ремонтировать автомобиль самостоятельно. Но недовольных переменами не будет много, верят представители страховщиков. «Добропорядочным гражданам важно, чтобы поврежденное имущество было приведено в то состояние, в котором оно было до ДТП.

Таким образом, потенциально перевод основной массы возмещений в натуральную форму не должен привести к проблемам», — говорит Печников. В сегменте каско натуральная форма возмещения уже давно внедрена и подавляющее большинство клиентов удовлетворены ремонтом автомобилей, добавляет Княгиничев.

Другого мнения придерживается заместитель гендиректора «ГлавСтрахКонтроля» Инна Жаврид: «Довольных будут единицы, а часть и вовсе может отказаться от ОСАГО».

У страховых компаний и до принятия поправок была возможность давать клиентам направление на ремонт, подчеркивает она: «Почему не направляли? Почему не сделали систему привлекательной и удобной для потерпевших? Раньше не смогли, а сейчас смогут? Сомневаюсь.

Проблемы останутся: нарушение сроков, бесконечные согласования, отказы, качество ремонта и прочее». Если клиент будет недоволен качеством ремонта, то ему нужно будет провести независимую экспертизу, а затем обратиться в страховую и суд, поясняет Инна Жаврид.

Сами страховщики, судя по всему, тоже не удовлетворены поправками. Расходы на автоюристов должны упасть, признают они, но убыточность ОСАГО не снизится. Все дело в износе деталей. Как уже было указано, закон предполагает, что страховщик оплачивает ремонт с использованием новых деталей, а денежные выплаты производит на б/у детали.

И тарифы, утвержденные ЦБ, рассчитаны на основании выплат с учетом износа деталей. «Авторы поправок, не проводя расчетов, предполагают, что рост выплат из-за возмещения без износа будет скомпенсирован падением судебных расходов. К сожалению, это не так.

Наши расчеты показывают, что даже если исключить все судебные расходы — возмещение без износа потребует роста тарифов как минимум на 25%, в противном случае убыточность страховщиков будет расти», — говорит Печников из СК «МАКС».

Кроме того, динамика развития ситуации с судебными расходами пока не до конца понятна, поскольку споры по сумме возмещения могут трансформироваться в споры по качеству ремонта и срока, добавляет он.

Руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров указывает на еще одну проблему для страховщиков — официальные дилеры.

Именно к ним страховая компания должна направлять автомобили не старше двух лет, при этом сервисы должны быть не дальше 50 км от места ДТП или жительства клиента.

«Пока похоже на то, что нам придется искусственно заселять официальными дилерами просторы отдаленных городов Чукотки, Урала, Западной и Восточной Сибири, где их может не быть не то что в черте города, но и на несколько сот километров вокруг», — комментирует Макаров.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/340953-remont-po-osago-strahovshchikam-razreshili-ne-platit-grazhdanam

Какой ущерб страховаякомпания обязанавозместить по ОСАГО и в какихслучаях она может отказать?

Должен ли я возмещать деньги своей страховой компании

Каждый пострадавший в ДТП гражданин вправе рассчитывать на компенсацию понесённых потерь. Затем и существует обязательное страхование автогражданской ответственности. Однако даже этот закон защищает пострадавших отнюдь не во всех ситуациях.

Закон гласит, что страховыми событиями по ОСАГО являются случаи, когда вследствие эксплуатации транспорта был причинён имущественный ущерб или вред здоровью либо жизни человека.

Можно рассчитывать на выплату, если водитель причинил вред чужому здоровью, а равно жизни другого человека в процессе эксплуатации транспорта. Повреждение чужого имущества опять же является страховым событием.

Однако мало кто знает, что ОСАГО покрывает любой имущественный ущерб, а не только повреждение транспорта. В числе прочего к страховым событиям относятся происшествия, в результате которых повреждены:

  1. Дом или другие строения.
  2. Забор либо ограда.
  3. Объекты дорожной инфраструктуры.
  4. Личные вещи граждан.

Также имущественным ущербом считаются случаи причинения вреда домашним, сельскохозяйственным либо диким животным. При этом хозяин сбитого животного получит выплату, только если виновником происшествия будет признан водитель.

Возмещение ущерба в рамках договора ОСАГО возможно, если установлен виновник происшествия. У него непременно должна быть действующая страховка, иначе потерпевший останется без страхового возмещения. 

Ответственность за аварию может быть возложена на водителя исключительно государственными органами, в частности судом или дорожной полицией. Решение органа власти непременно оформляется в документальном виде.

Если виновник происшествия признает, что спровоцировал аварию, то допускается оформление документов без участия инспектора дорожной полиции. Для урегулирования убытка без справок необходимо соблюсти ряд дополнительных требований.

Объединение отечественных автостраховщиков занимается регулированием отношений между страховыми компаниями в рамках системы ОСАГО. В ведении специалистов РСА находится фонд компенсационных выплат. Именно из него берут деньги для возмещения ущерба по обязательствам страховых компаний, лишенных лицензии.

Если страховщик вот-вот обанкротится и у него отняли лицензию, РСА возмещает имущественный ущерб, причинённый клиентом такой компании. Кроме того, союз автостраховщиков обязан возмещать вред здоровью либо жизни пострадавшего в аварии, когда:

  1. Происшествие спровоцировал неустановленный водитель.
  2. Виновник аварии не имеет действительного полиса ОСАГО.

При этом максимальная величина компенсации установлена в пределах действующих страховых сумм. То есть итоговая выплата каждому потерпевшему ограничена следующими значениями:

  • Полмиллиона рублей – вред жизни или здоровью.
  • Четыреста тысяч рублей – имущественный ущерб.

Таким образом, можно получить возмещение даже после отзыва лицензии страховой компании.

Вред здоровью возмещается в любом случае, в частности когда авария спровоцирована неустановленным лицом.

Потерпевшие вправе получить возмещение косвенных расходов, связанных со страховым событием. В частности, страховщик обязан компенсировать транспортные расходы потерпевшего, если поврежден не транспорт, а какое-либо иное имущество.

К таким расходам относится оплата доставки на место проведения восстановительных работ и обратно повреждённого имущества и бригады ремонтников. Также страховая компания обязана оплатить доставку запчастей и материалов, необходимых для ремонта.

Если же поврежден транспорт, его собственник может рассчитывать на оплату эвакуатора и стоянки. Однако желательно заранее согласовывать такие расходы со страховой компанией, иначе их вряд ли компенсируют в добровольном порядке.

При наличии пострадавших страховщик обязан возместить расходы на их доставку в медицинское учреждение. Естественно, при этом могут потребоваться доказательства обоснованности таких затрат.

Страховщики почти всегда обязаны платить, ведь они практически не имеют оснований для отказа. Однако в ряде случаев потерпевшему всё же могут обоснованно отказать в выплате. Страховая компания точно не возместит ущерб, причинённый при наличии следующих обстоятельств.

  1. Воздействие радиации, радиоактивное заражение, а равно ядерный взрыв.
  2. Военные действия, войсковые манёвры, учения и иные мероприятия.
  3. Народные волнения, а равно гражданская война.
  4. Воздействие непреодолимой силы.
  5. Умысел потерпевшего.
  6. Забастовка.

Кроме того, страховщик откажет в возмещении, если ущерб причинён вследствие использования транспорта в испытаниях либо соревнованиях, а равно при обучении вождению на специализированных полигонах.

Вне зависимости от обстоятельств происшествия не возмещается упущенная выгода и моральный вред. Наряду с этим не подлежит возмещению ущерб транспорту виновника аварии либо прицепу к нему, а равно дополнительному оборудованию.

Также страховая компания непременно откажется оплачивать за водителя-виновника:

  • Убытки предприятию в результате вреда его работнику.
  • Ущерб вследствие работ по погрузке или разгрузке.
  • Повреждение по вине водителя перевозимого им груза.
  • Загрязнение окружающей среды.

Отдельного внимания заслуживают случаи причинения ущерба, подпадающие под действие других обязательных видов страхования.

Потерпевшему откажут в выплате по автогражданке, если полученный ущерб подлежит возмещению в рамках иной обязательной страховки.

В частности, это правило действует, когда вред причинён следующим категориям лиц:

  • Пассажиры общественного транспорта, включая автомобильный.
  • Работники предприятий в процессе исполнения трудовых обязанностей.
  • Любой человек вследствие воздействия перевозимого груза.

В конце следует отметить, что страховщик гарантированно откажет в оплате ущерба вследствие повреждения следующего имущества:

  • Антиквариат или уникальные предметы.
  • Исторические памятники, включая сооружения и здания.
  • Изделия из драгметаллов, полудрагоценных либо драгоценных камней.
  • Ценные бумаги, а равно наличные деньги.
  • Предметы религиозной направленности.
  • Произведения искусства, научные труды, литература.
  • Объекты интеллектуальной собственности.

Страховщики не могут отказать в выплате по причинам, отличным от вышеизложенных. Если страховая компания решится нарушить закон, следует направить страховщику досудебную претензию. Лишь после этого собственник машины получает право подать судебный иск или обратиться к финансовому омбудсмену.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_za_chto_polozhena_vyplata

Юридический спектр
Добавить комментарий