Что означает иной вид налога и сбора, и как это понимать?

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Что означает иной вид налога и сбора, и как это понимать?

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

  • налогоплательщик;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • единица обложения;
  • налоговые льготы;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления;
  • налоговый оклад;
  • источник налога;
  • налоговый период;
  • порядок уплаты;
  • срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

См. также:

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налог: подробности для бухгалтера

  • Как не заплатить налог на имущество за недвижимость за границей в двойном размере … устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства … нужно указать документ, подтверждающий уплату налога на территории иностранного государства. … нужно представить документ, подтверждающий уплату налога, заверенный налоговым органом соответствующего иностранного … государства, а для налогов, удержанных в соответствии с … согласно законодательству другого государства сумма налога в отношении имущества, принадлежащего …
  • Расчеты по имущественным налогам … законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки … особенности исчисления и уплаты земельного налога.
    Государственные (муниципальные) учреждения, … законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы … порядок и сроки уплаты налога.
    Плательщиками налога признаются лица, на которых … пени.
    Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в … органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о …
  • Камеральная проверка декларации по налогу на прибыль … применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. … КНП в отношении декларации по налогу на прибыль, представленной отдельными … применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. … КНП декларации налоговая проверка по налогу на прибыль участника договора … применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. … инвестиционного проекта (РИП), по налогам, при исчислении которых были использованы …
  • НДС и налог на прибыль: отражаем в учете … работ, оказании услуг), перечислению налога в бюджет отражаются в бухгалтерском … доходов, с которых исчисляется сумма налога.
    ** По соответствующим аналитическим счетам, … ст. 172 НК РФ).
    Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками, … уплате в бюджет, на сумму налога, предъявленного поставщиками (подрядчиками, исполнителями) … , подлежат восстановлению в размере налога, принятого к вычету по … НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается полученная налогоплательщиком …
  • Налог на прибыль: установление действительных налоговых обязательств по результатам ВНП … этом размер доначисляемых налоговым органом налогов должен соответствовать действительной налоговой … размер доначисляемых налоговым органом налогов должен соответствовать действительной налоговой … ним и подлежащего уплате налогоплательщиком налога, налоговым органам необходимо учитывать, … обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов).
    Руководствуясь данными нормами, … расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;
    нужно принимать …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalog.html

Налоги понятие, значение, виды. Отличие налогов от сборов и иных обязательных платежей

Что означает иной вид налога и сбора, и как это понимать?

Налоги: понятие, значение, виды. Отличиеналогов от сборов и иных обязательныхплатежей.

Налог — этообязательный, индивидуально-безвозмездныйплатеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчужденияпринадлежащих им денежных средств,установленный законодательным органомвласти в целях финансового обеспечениядеятельности государства и муниципальныхобразований, обеспечиваемый государственнымпринуждением и не носящий характернаказания.

Значение налогавыражается в его функциях.

Функции налога— это направленные правовые воздействиянорм налогового законодательства наналоговые отношения, являющиесяпостоянными, определяющие понятиеналога и проводящие социальную политикугосударства.

Функции при всеммногообразии могут бытьобъединеныв три группы по следующим функциям:1)фискальной;2) регулятивной;3)контрольной.Приоритет действующеероссийское законодательство отдаетфискальной функции, согласно которойналоги являются основным источникомпополнения доходов любого бюджета.

Регулятивная функция выражается втом, что с помощью налогов можно влиятьна процессы производства, потребления,демографическую и молодежную политику,иные социальные явления.

Контрольнаяфункция выражается в том, что налоговыйконтроль осуществляется зафинансово-хозяйственной деятельностьюналогоплательщика, за своевременнымвнесением налогов в бюджетную систему,за соблюдением налогового законодательстваи т. д.

Согласно ст. 12 НКРФ, существуют следующие виды налогов:1)федеральные;2) региональные;3)местные.

Федеральныминалогами и сборами признаются налогии сборы, которые установлены НК РФ иобязательны к уплате на всей территорииРФ, если иное не предусмотрено пунктом7 ст. 12 НК РФ.

Региональныминалогами признаются налоги, которыеустановлены НК РФ и законами субъектовРФ о налогах и обязательны к уплате натерриториях соответствующих субъектовРФ, если иное не предусмотрено пунктом7 ст. 12 НК РФ.

Местными налогамипризнаются налоги, которые установленынастоящим Кодексом и нормативнымиправовыми актами представительныхорганов муниципальных образований оналогах и обязательны к уплате натерриториях соответствующих муниципальныхобразований, если иное не предусмотренонастоящим пунктом и пунктом7 ст. 12 НК РФ.

В соответствиисо ст. 8 НК РФ налог —это обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного веденияили оперативного управления денежныхсредств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или)муниципальных образований.

Характернойчертой налога является его безвозвратностьи безвозмездность, но не все обязательныеплатежи, взимаемые на основе безвозвратностии безвозмездности, являютсяналогами.Основнаяцель взимания налогов— обеспечение совокупности расходовгосударства.

Основное отличие налогаот пошлины или сбора заключается в том,что при уплате пошлины или сбора всегдаприсутствуют специальная цель, за чтоконкретно уплачивается пошлина, испециальные интересы, а налоги носятбезвозвратный и безвозмездный характер.

Налоги, как и сборы, тоже могут иметьспециально определенную цель (целевыеналоги), но никогда не могут бытьиндивидуально возмездными.В НК РФпонятие «сбор» охватывает непосредственносборы и пошлины.Сборсогласно п. 2 ст.

8 НК РФ — обязательныйвзнос, взимаемый с организаций ифизических лиц, уплата которого являетсяодним из условий совершения в отношенииплательщиков сборов государственнымиорганами, органами местного самоуправления,иными уполномоченными органами идолжностными лицами юридически значимыхдействий, включая предоставлениеопределенных прав или выдачу разрешений(лицензий).

Пошлина, как и сбор, взимаетсяв индивидуальном порядке в связи суслугой, носящей публично-правовойхарактер.Пошлина не обеспечиваетполностью какой-то определенныйгосударственный орган, таккак егофинансирование может быть обеспеченои иными источниками.При определенииразмера пошлины или сбора используютсяиные принципы, нежели при определенииразмера налога.

Размер пошлины, какправило, устанавливается в конкретнойформе и определяется, исходя из характераи размера услуг.

Взаконодательстве РФ существуют тривида пошлин:1)государственная, взимающаяся за рядуслуг в пользу плательщика: принятиеисковых заявлений и других документовсудом, совершение нотариальных действий,регистрацияактов гражданскогосостояния, выдача документов запредоставление специальногоправа;2)регистрационные. Эти пошлины взимаютсяпри обращении лица с заявкой о выдачепатента на изобретение, промышленныйобразец, полезную модель и др.;3)таможенные пошлины, взимающиеся присовершении экспортно-импортныхопераций.Ксборам,какк видам платежей можно отнестипредусмотренные НК РФ государственнуюпошлину, таможенные сборы, сбор за правопользования объектами животного мира(ст. 13—15 НК РФ), и др.

Источник: https://studfile.net/preview/1463105/

Юридический спектр
Добавить комментарий