Будут ли требовать от меня выплат пострадавшему, если у меня просрочен страховой полис?

У моей страховой компании отозвали лицензию: что делать

Будут ли требовать от меня выплат пострадавшему,  если у меня просрочен страховой полис?

Вы узнали, что у вашего страховщика ограничили, приостановили или отозвали лицензию. Почему это произошло и что теперь делать?

За что приостанавливают и отзывают лицензию?

Это случается, если страховая компания нарушает требования закона. Например, берет деньги за полисы, но не формирует достаточно резервов, чтобы расплачиваться с пострадавшими, если наступит страховой случай. Или вкладывает эти страховые резервы в слишком рискованные проекты, и высока вероятность, что она их потеряет. Или вовремя не представляет отчетность в Банк России.

Сначала регулятор просто предписывает компании устранить нарушение в определенный срок. Если компания за это время не исправляется, лицензию могут ограничить или приостановить. Ну, а если нарушения систематические и серьезные и компания не торопится их устранять, лицензию отзывают. Ведь такая компания не может считаться финансово стабильной, а значит, все ее клиенты находятся под угрозой.

Чем отличаются ограничение, приостановка и отзыв лицензии?

У страховой компании может быть несколько лицензий на разные виды страхования. Например, на страхование жизни, на страхование имущества и на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). При этом страхование имущества может быть самым разным: страхование автомобилей, недвижимости и даже животных (да, хомячки и попугаи тоже считаются имуществом).

Ограничение лицензии распространяется только на определенный вид страхования.

Страховая компания продолжает работать и выполнять свои обязательства перед клиентами, но не может продавать новые полисы по тому виду страхования, на который ограничили лицензию.

Другими словами, на клиентах компании эта ситуация не должна отразиться — компания обязана выплачивать деньги по всем полисам при наступлении страховых случаев.

Например, компания страхует недвижимость и автомобили. Лицензию на страхование автокаско ей ограничили. Значит, она может продолжать страховать дачи, дома и квартиры, а вот автомобили и мотоциклы — нет. Пока ее лицензию не восстановят. Но при наступлении страхового случая она обязана выплачивать возмещение всем своим клиентам, в том числе тем, кто застраховал машины.

Приостановка лицензии означает, что компания не может заключать вообще никаких новых договоров страхования, но без всяких изменений продолжает работать со старыми клиентами — принимать очередные взносы по действующим договорам, выплачивать деньги при наступлении страховых случаев. Обычно лицензию приостанавливают, если финансовое положение компании нестабильно.

Как правило, сразу после приостановки лицензии Банк России назначает временную администрацию, которая управляет страховой компанией. Временная администрация проводит ревизию состояния дел компании, проверяет, есть ли у нее средства и активы, и следит за тем, чтобы она выполняла свои обязательства.

Дальше возможны три варианта

  1. Возобновление действия лицензии

    Если нарушения, из-за которых приостановили лицензию, можно устранить, то страховая компания под руководством временной администрации приводит свои дела в порядок.

    Затем Банк России выводит из нее своих представителей, возобновляет действие лицензии, и компания продолжает свою работу.

    Все прежние договоры страхования продолжают действовать, а после восстановления лицензии компания сможет заключать новые.

  2. Иногда временная администрация выясняет, что компания просто не в состоянии исправить нарушения. Например, у страховщика не хватает резервов, из которых он мог бы выплачивать деньги по страховым случаям, которые могут произойти. А собственники не готовы вкладывать в компанию дополнительный капитал. В таком случае выбор стоит между другими вариантами.

  3. Санация

    Если компания социально значимая, то есть ее работа очень важна для региона или даже всей страны, Банк России может взять на себя ее финансовое оздоровление. Регулятор начинает процедуру санации. В этом случае клиенты страховщика могут не волноваться — все их договоры остаются в силе.

  4. Отзыв лицензии

    Если же оказывается, что финансовое положение компании плачевное, но она не относится к числу социально значимых, регулятор отзывает у нее лицензию.
    Могут быть и другие поводы для отзыва лицензии: например, если компания регулярно нарушает закон о противодействии отмыванию доходов.

    Или вообще не присылает отчетность в Банк России. В этих случаях регулятор обязан сразу отозвать лицензию. В течение 45 дней после отзыва лицензии компания обязана расторгнуть все договоры и в течение шести месяцев — вернуть клиентам деньги, если это предусмотрено их договорами страхования.

    Если компания за эти полгода сможет выполнить все свои обязательства и расплатиться со всеми клиентами, то она просто прекратит свое существование. Если же денег на все выплаты не хватит, начнется процедура ее банкротства.

У компании отозвали лицензию, но договор со мной еще не расторгли. Выплатят ли мне деньги, если произошел страховой случай?

Если страховой случай произошел после отзыва лицензии, но до расторжения договора и до начала процедуры банкротства, компания обязана выплатить всю сумму страхового возмещения.

Но опять-таки возможны проблемы, если у страховой компании не хватит денег на счетах, чтобы выплатить возмещение по всем страховым случаям.

Тогда нужно будет дождаться, когда начнется процедура банкротства, и обращаться за возмещением в АСВ.

Сколько денег должна вернуть компания, у которой отозвали лицензию, при расторжении договора?

Сумма возврата зависит от вида страхования.

Для полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) предусмотрен особый порядок. Они продолжают действовать, даже если у компании отозвали лицензию. Просто выплаты идут не из резервов страховой компании, а из специального гарантийного фонда.

Этим фондом управляет Российский союз автостраховщиков (РСА).
Если авария произошла по вашей вине, а у вашей компании уже нет лицензии, посоветуйте пострадавшему обратиться за компенсацией в РСА.

Если вы пострадали в ДТП, то можете обращаться не в свою компанию с отозванной лицензией, а в компанию виновника аварии или в РСА.

По договорам накопительного и инвестиционного страхования жизни вернут так называемую выкупную сумму (то есть часть внесенных взносов). Размер этой суммы зависит от срока действия договора. Обычно чем ближе момент окончания договора, тем выше процент возврата. Таблица с выкупными суммами всегда приложена к договору страхования.

По остальным видам страхования все зависит от того, что написано в вашем договоре со страховой компанией.

Например, договоры страхования жизни от несчастного случая обычно вообще не предусматривают возврат денег. По договорам страхования имущества часто можно рассчитывать на возврат части стоимости полиса.

Сумма возврата определяется пропорционально времени, которое осталось до конца действия договора.

Компания отказывается платить и говорит, что у нее нет денег

Временная администрация, которую Банк России назначил на этапе приостановки лицензии или сразу после отзыва лицензии, продолжает управлять страховой компанией до начала процедуры банкротства. Если у страховщика есть деньги на счетах, всем клиентам вернут положенную им часть стоимости полиса.

Но может оказаться, что у компании не хватает денег, чтобы расторгнуть все договоры и расплатиться со всеми клиентами. Тогда придется ждать окончания процедуры банкротства.

Банкротство страховой компании всегда проводит государственная организация — Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В процессе банкротства АСВ оценивает все активы компании, продает ее имущество и из этих денег выплачивает долги клиентам страховщика. Но, к сожалению, нет гарантий, что этого имущества хватит, чтобы вернуть все долги полностью.

Что мне делать, чтобы повысить свои шансы вернуть деньги?

Самое главное — как можно раньше подать заявление в АСВ.

Как только страховая компания признается банкротом и начинается процедура ее банкротства, АСВ сообщает об этом на своем сайте, в газете «Коммерсант» и в местных газетах — там, где находится страховая компания. Следить за ходом банкротства вы сможете на сайте АСВ.

Если с вами не расторгли договор и не выплатили деньги или же произошел страховой случай, а возмещение вы не получили, то нужно подать заявление в АСВ с требованием выплатить деньги.

Но важно успеть сделать это в течение двух месяцев с момента объявления о банкротстве.

После этого срока закрывается реестр требований кредиторов (а вы считаетесь одним из кредиторов страховой компании, так как она должна вам деньги).

Датой подачи заявления считается дата регистрационного штампа, которую вам поставят в АСВ, если вы придете туда лично. Либо дата отправки на почтовом штампе, если вы решите послать документы почтой.

Какие документы надо подать в АСВ?

  1. Заявление, в котором нужно указать сумму, которую вы требуете вернуть, и на каком основании. Например, вы заплатили за годовой полис автострахования 60 000 рублей. До конца действия полиса осталось еще три месяца. Вы можете потребовать вернуть 15 000 рублей за неиспользованный срок страховки.

    По договорам накопительного и инвестиционного страхования жизни цифру возврата нужно взять из таблицы выкупных сумм, которая приложена к договору.

  2. Договор страхования (полис).

  3. Документы, подтверждающие страховой случай и сумму ущерба (если он был), или постановление суда (исполнительный лист).

  4. Персональные данные: ФИО, паспортные данные, банковские реквизиты для перечисления денег, почтовый адрес, контактный телефон.

Нужно передать АСВ оригиналы документов или нотариально заверенные копии. Если вы придете лично, то можете принести с собой простые ксерокопии, тогда их заверит сотрудник АСВ, например работник экспедиции.

Что если я не успею подать заявление в нужный срок?

Вы все равно сможете претендовать на выплаты, но шансы получить деньги будут меньше.

Клиенты страховой компании получают выплаты по очереди, в зависимости от вида страховки, которую они приобретали. Последовательность следующая:

  1. Накопительное страхование жизни, если уже наступил срок выплат.

  2. Обязательное страхование, в том числе ОСАГО.

  3. Страхование жизни (если срок выплат не наступил), добровольное медицинское и другие виды личного страхования.

  4. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью (кроме ОСАГО).

  5. Страхование имущества и страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу (кроме ОСАГО).

При этом неважно, когда именно вы купили полис — за десять лет или за один день до отзыва лицензии. Все владельцы полисов одного вида страхования получают выплаты одновременно.

Сначала деньги распределяют между теми, кто успел войти в реестр кредиторов в установленные сроки. Если вырученных в процессе банкротства средств не хватит, чтобы расплатиться с ними полностью, то деньги разделят между всеми клиентами в пределах одной очереди. Причем сумма будет рассчитываться пропорционально размеру долга.

Выплаты тем, кто пропустил положенный срок и не попал в реестр, будут производить только в том случае, если остались деньги после погашения долгов перед владельцами полисов того же вида, которые успели войти в реестр.

И только когда (и если) им возместят долги полностью, начнутся выплаты клиентам следующей очереди — то есть другого вида страхования.

Если же вы подали заявление после того, как начались выплаты более поздней очереди, придется дождаться, когда они закончатся. Только после этого вы сможете рассчитывать на получение денег.

Источник: https://fincult.info/article/u-moey-strakhovoy-kompanii-otozvali-litsenziyu-chto-delat/

Реформа ОСАГО: пишите жалобы

Будут ли требовать от меня выплат пострадавшему,  если у меня просрочен страховой полис?

Омбудсмен будет разбирать споры между автомобилистами и страховыми компаниями по ОСАГО на сумму до 500 тыс. рублей с 1 июня. Его решения обязательны для исполнения, но могут быть оспорены в суде как автовладельцем, так и страховой компанией.

Для россиян обращение к омбудсмену будет бесплатным, но страховщики будут платить за рассмотрение жалобы 45 тыс. рублей, если решение примут в пользу клиента.

Если в пользу страховщиков, то страховой компании платить не придется. При этом если во время рассмотрения жалобы компания добровольно выполнит условия потерпевшего, то тариф будет варьироваться от 7,5 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.

К омбудсмену можно обратиться даже по выплатам трехлетней давности.

Если, например, в прошлом году потерпевший обращался в страховую компанию и даже получил компенсацию, но ему показалось, что финансовое решение по ДТП несправедливое, он также можно обратиться с жалобой к омбудсмену. Если же по спору вынесено решение суда, то омбудсмен его рассматривать не будет.

Компенсации наследникам

Также с 1 июня вступают в силу еще несколько изменений в закон об ОСАГО. Например, водители смогут оформить документы о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, даже если в аварии участвовала автомашина, зарегистрированная и застрахованная за рубежом.

Поправки также расширяют список тех, кто имеет право на компенсационные выплаты. Это наследник, представитель потерпевшего (по нотариальной доверенности). При наличии несогласия страхователя по величине произведенной страховой компанией выплаты по договорам автострахования автовладелец сначала должен написать претензию страховщику.

Если со дня нарушения прошло не более 180 дней, заявление составлено по форме, утвержденной финансовым омбудсменом, и направлено в страховую компанию в электронном виде, то страховщик обязан дать мотивированный ответ на него в течение 15 рабочих дней.

Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, то на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней.

«Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас, благодаря натуральному возмещению, их число снизилось почти в 2 раза — с 400 тысяч в 2017 году до примерно 200 тысяч в 2018-м», – пояснял ранее президент Российского страхового союза Игорь Юргенс.

Полис подешевел?

Но самих автовладельцев больше интересует, не вырастет ли стоимость полисов ОСАГО из-за нововведений? На этот вопрос 28 мая ответила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в нижней палате российского парламента.

Глава Центробанка заверила законодателей, что повышение тарифов ОСАГО некоторыми страховщиками в Москве не спровоцировало рост средней цены полиса.

По ее словам, в среднем москвичам полис стал обходиться дешевле на 6% с начала реформы.

В конце мая некоторые СМИ сообщили о повышении крупными страховщиками ставок по ОСАГО в столице. «Но пока это повышение все равно не превысило среднюю цену полиса, которая была до реформы», — заверила глава ЦБ.

Изменения во взаимоотношениях водителей и страховых компаний ожидаются и с 1 октября 2019 года.

По всей стране у автовладельцев появится возможность получить по европротоколу (по упрощенной схеме) максимальную выплату, возможную при ОСАГО — 400 тыс. рублей.

Сейчас такую сумму выплат назначают только в четырех регионах: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для получения выплаты в 400 тысяч рублей участники аварии не должны иметь разногласий, а обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы с помощью системы «Эра-ГЛОНАСС» или мобильного приложения.

Ряд изменений в ОСАГО этого года касается нетрезвых водителей.

Так, если виновник ДТП отказался от прохождения медицинского освидетельствования на опьянение, страховая компания может предъявить ему регрессивное требование (заставит оплатить выплату пострадавшим в аварии).

До этого момента такое правило распространялось только на водителей, которые прошли медицинское освидетельствование, и факт опьянения доказан.

Также теперь электронные и бумажные полисы получили равный статус. Исключен порядок двойного учета полисов ОСАГО с помощью присвоения каждому уникального порядкового номера. Это исключит путаницу в учете полисов. Напомним, с 1 апреля 2019 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, касающиеся коэффициента «бонус-малус»: он начисляется водителю один раз в год.

Дтп становится меньше

В 2018 году, по данным ГИБДД, произошло 168099 ДТП, что на 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Количество погибших на дорогах страны за годовой период уменьшилось на 4,6%, или на 18 тыс. человек.

С грузовыми автомобилями произошло почти 11 тыс. ДТП (рост на 0,1%). Был отмечен рост ДТП с участием водителей автобусов (3,7%) и мотоциклистов — 4500 (+5,1%).

Страховщики рассчитывают получить положительный финансовый результат (сборы минус выплаты и расходы) около 2,5 млрд руб. по договорам ОСАГО 2018 года против убытков в 2016-2017 годах.

Об этом 28 мая сообщил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. В 2016 году результат страховщиков по ОСАГО составил минус 12,3 млрд руб., в 2017 году — минус 15,7 млрд руб.

, следует из данных РСА.

В 2018 году страховщики собрали по ОСАГО 230,7 млрд руб., прогноз выплат по договорам 2018 года — 228, 4 млрд руб., они растянутся на несколько лет, следует из данных РСА. Из них 42,1 млрд руб. было выплачено в 2018 году, 103,5 млрд руб.

страховщики ожидают выплатить по итогам 2019 года. Еще 53,05 млрд руб. составят расходы на ведение дел и комиссионное вознаграждение агентам.

РСА ожидает, что финансовый результат по договорам 2019 года останется примерно на уровне прошлого года.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2019/05/31_a_12387661.shtml

Осаго – всё об обязательном страховании автомобиля

Будут ли требовать от меня выплат пострадавшему,  если у меня просрочен страховой полис?

Каждый автовладелец обязан оформить ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) на свой автомобиль

еОСАГО начинает действовать не ранее чем через 3 дня после дня направления заявления страховщику. Оформляйте ОСАГО заранее, чтобы избежать перерывов в страховании.

Как работает ОСАГО

Страховая компания оплатит расходы, если в ДТП по вашей вине причинен вред здоровью или имуществу других лиц.

От чего защищает полис ОСАГО

Возмещение ущерба по страхованию ОСАГО может быть произведено при нанесении вреда здоровью, жизни или имуществу человека, пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Вот несколько примеров ДТП, в которых может наступить ответственность владельца по полису ОСАГО и придется оплачивать нанесенный ущерб:

  • Владелец полиса повредил в результате инцидента светофор.
  • Владелец полиса повредил здание или конструкцию.
  • Владелец полиса повредил один или несколько чужих транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и др.).
  • Владелец полиса совершил наезд на пешехода, вследствие чего был нанесен вред жизни или здоровью потерпевшего.

Максимальная сумма страховой выплаты

При наступлении страхового случая страховая компания виновника ДТП гарантирует выплату пострадавшей стороне в следующих пределах:

Ущерб жизни и здоровью Ущерб чужому имуществу
не более 500 тыс. рублей — размер страховой выплаты на каждого потерпевшего.не более 400 тыс. рублей — размер страховой выплаты на каждого потерпевшего.

Возмещение нанесенного вреда жизни или здоровью

В соответствии с Правилами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств возмещению подлежат следующие виды расходов, связанных с причинением вреда жизни потерпевшего:

При причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат:

  • утраченный заработок/доход;
  • расходы на лечение и приобретение лекарств, на бесплатное получение которых потерпевший не имеет право (в том числе сверх базовой программы обязательного медицинского страхования);
  • дополнительно понесенные потерпевшим расходы:
    • на дополнительное питание,
    • на протезирование,
    • на посторонний уход,
    • на санаторно-курортное лечение,
    • на приобретение специального транспортного средства,
    • расходы, связанные с необходимостью профессиональной подготовки/переподготовки потерпевшего.
  • расходы, связанные с погребением потерпевшего;
  • возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

От чего не защищает ОСАГО

В соответствии с п. 8—9 Правил страхования по полису ОСАГО не возмещается вред, причиненный вследствие:

  • непреодолимой силы либо умысла потерпевшего;
  • воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
  • военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
  • гражданской войны, народных волнений или забастовок.

Вред, причиненный имуществу, принадлежащему лицу, ответственному за причиненный вред, не возмещается.

Не относится к страховым случаям наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие:

  • причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнения окружающей природной среды;
  • причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
  • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
  • возникновения обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором);
  • причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Для расчета стоимости полиса добровольного автострахования воспользуйтесь калькулятором КАСКО.

Если вы совсем недавно за рулем, вам будет полезно знать, чем отличаются два самых популярных полиса автострахования.

ОСАГО КАСКО «Росгосстраха»
Обязательное страхование по закону
Страхуем вашу гражданскую ответственность если вы стали виновником ДТП, то страховая возместит пострадавшему ущерб имуществу и здоровью
Страхуем ваш автомобиль страховая возместит ущерб вашему автомобилю в результате различных событий по вашей или чужой вине
Страхуем от угона
Размер ущерба рассчитывается, исходя из стоимости новых деталей

Если автомобиль следует к месту регистрации ТС, а также к месту проведения ТО ТС (повторного ТО ТС), то можно оформить ОСАГО на 20 дней. При отсутствии действующего полиса ОСАГО водителю запрещено управлять автомобилем или ставить его на учет. На нашем сайте вы можете купить ОСАГО онлайн.

Продлить ОСАГО можно не ранее чем за 2 месяца (60 дней) до истечения текущего полиса. Просроченный договор и эксплуатация автомобиля без страховки ОСАГО грозит наложением штрафа. При перерыве в страховании более 1 года КБМ не меняется (не теряется понижающий коэффициент за безаварийность).

Остерегайтесь мошенников при покупке ОСАГО!

При покупке обычных бумажных и электронных полисов ОСАГО есть риск стать жертвой мошенников. Мы подробно рассказываем о мошенниках и их схемах действий!

ОСАГО — это обязательный по законодательству России вид страхования, поэтому тарифы на него регулируются государством и к нему не могут применяться такие понятия, как скидки и праздничные акции. Если вам предлагают неожиданные скидки, не связанные с вашим безаварийным вождением (КБМ), остерегайтесь: скорее всего, это мошенничество!

Страховые тарифы ОСАГО формируются на основании результатов анализа рисков, статистических данных и оценок экспертов. Страховая компания устанавливает свой базовый тариф в рамках ценового коридора, утвержденного законодательством.

На стоимость договора ОСАГО может влиять КБМ (коэффициент бонус-малус).

Он определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период.

С 1 апреля 2019 года КБМ рассчитывается один раз в год — 1 апреля и применяется в течение всего периода (с 1 апреля по 31 марта) для заключения любого договора. Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании.

Чтобы оформить ОСАГО (или электронное ОСАГО), каждый автомобиль старше 3 лет должен пройти техосмотр и получить диагностическую карту. Данные о прохождении вами техосмотра содержатся в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) ГИБДД.

Период использования и срок страхования

При сезонной эксплуатации автомобиля выбирайте только тот период использования, в течение которого вам понадобится автомобиль. Не платите за месяцы, когда машина будет стоять в гараже — так вы сэкономите.

Срок страхования ОСАГО всегда равен 1 году
янв фев Период использования выбираете вы ноя дек

Только вписанные в полис ОСАГО водители могут находиться за рулем автомобиля! Если страхователь (и/или владелец) также управляют транспортным средством, они должны быть внесены в список водителей.

Существует 15 страховых классов водителей. Каждому классу соответствует свой КБМ (коэффициент), который определяет стоимость полиса. Новый страховой класс присваивается водителю каждый год 1 апреля в зависимости от количества страховых случаев по его вине.

Страховой класс водителя КБМ (стоимость ОСАГО)
Первая покупка ОСАГО 3 1 (100%)
с 1 апреля по 31 марта без аварий повышается понижается
с 1 апреля по 31 марта с авариями по вашей вине понижается повышается

При отсутствии действующего полиса ОСАГО водителю запрещено управлять автомобилем

Чем меньше водителей в полисе и чем меньше КБМ каждого из них, тем дешевле обойдется полис

Источник: https://www.rgs.ru/products/private_person/auto/osago/index.wbp

Фальшивый полис ОСАГО: за чей счет ДТП?

Будут ли требовать от меня выплат пострадавшему,  если у меня просрочен страховой полис?

В последнее время в обороте все чаще обнаруживаются поддельные полисы ОСАГО , причем часть из них всплывает во время ДТП.

И далеко не всегда владелец фальшивки знает о том, что его полис – никчемная бумажка, использование которой может повлечь за собой уголовную ответственность.

Естественно, автовладельцев волнуют ровно два вопроса: что делать, если обнаружена подделка, и кто компенсирует ущерб?

В разряд фиктивных бумаг попадают следующие категории документов.

  1. Полис с изменениями. Например, если изменена дата начала или окончания срока действия.
  2. Полис-двойник. Серия, номер, печати, «приписка» к страховой компании – всё действительное, однако на один договор – одновременно два владельца.
  3. Повторно проданный полис. После окончания срока его действия в одном регионе он может всплыть в другом или том же как абсолютно «чистый».
  4. Поддельный бланк. Самая настоящая «липа». При этом номер может совпадать с действительным номером полиса, отгруженного в какую-либо СК в любом регионе.
  5. Полис ушедшего с рынка страховщика, выданный после его выхода из системы ОСАГО. По закону, такие бланки должны изыматься из оборота и уходить обратно в РСА, но, как показывает практика, они надолго задерживаются на рынке.

Только первый вид подделок можно определить на глаз. Все остальные, как правило, от настоящих ничем не отличаются. Более того, часть из них является настоящими документами, только не имеющими юридической силы.

В случае использования реальных номеров с правильной «пропиской» к определенному страховщику не помогает даже проверка через систему на сайте РСА.

Фальшь раскрывается при возбуждении выплатного дела после тщательной проверки данных всех сторон ДТП.

Если вам удалось обнаружить подлог до наступления страхового случая, рекомендуем приобрести другой полис. С фиктивным документом следует обратиться в полицию для возбуждения уголовного дела. По окончании следствия и последующего судебного разбирательства можно надеяться на возмещение продавцом (если таковой будет найден) стоимости полиса ОСАГО, признанного поддельным.

Даже если вам удастся обвести вокруг пальца сотрудника ГИБДД на дороге, в случае ДТП платить пострадавшему придется из своего кармана.

Если во время аварии вы окажетесь виновником, а страховщик-таки согласится выплатить пострадавшему сумму ущерба, то обязательно выставит вам регресс на полную сумму страховой выплаты. Если же подделка раскроется во время проверки на дороге, то:

  • во-первых, вас лишат права использовать ТС;
  • во-вторых, привлекут к уголовной или административной ответственности (ст. 327 УК РФ);
  • в-третьих, обяжут выплатить штраф значительного размера.

За более чем десятилетнюю историю автовладельцы, как ни крути, оценили достоинства полисов ОСАГО.

Если прежде взыскивать ущерб с виновника ДТП приходилось напрямую и чаще всего через суд (выплата могла длиться годами!), то сегодня, хоть и со скрипом, деньги на ремонт выплачивает страховщик, причем относительно быстро.

Фальшивая страховка, которая приравнивается к отсутствию полиса ОСАГО, не может защитить интересы владельца такого полиса. И, тем не менее, популярность «пустышек» не снижается. Главный мотив покупателя такого документа – существенная экономия. Шутка ли – возможность заплатить вдвое, а то и втрое меньше!

Так как тарифы на полисы ОСАГО везде одинаковы, настоящий полис не может стоить вполовину дешевле.

Стоимость страховки может служить лакмусом для тех, кто сомневается в аутентичности приобретаемого документа. Задушите «жабу» и купите нормальный полис, чтобы не иметь проблем с законом. Рассчитайте стоимость с помощью калькулятора ОСАГО , чтобы проверить продавца.

Если в ваш автомобиль въехал владелец фальшивого полиса ОСАГО, можно только посочувствовать. Ущерб от действий держателя такой бумаги никто не компенсирует. Поэтому судиться с ним автовладельцу придется самостоятельно. Порядок действий следующий:

  • подаете заявление в РСА с требованием выявить подлинность полиса;
  • на основании официального ответа выдвигаете досудебные претензии виновнику ДТП о компенсации ущерба;
  • в случае отказа подаете в суд иск с требованием возместить ущерб, затраты на юриста, сумму судебных издержек;
  • пишите заявление в полицию с приложением ответа из РСА о мошенничестве.

Относительно просто взыскать сумму ущерба со страховщика, у которого числится полис-двойник. Само собой, СК сначала отклонит претензию, обосновав отказ тем, что такого владельца полиса нет в их базе. Однако если номер и серия документа совпадают с реальным, на бумаге наличествует печать и другие атрибуты конкретного страховщика, его отказ можно назвать необоснованным.

Наличие полиса и квитанции об оплате страховой премии является достаточным основанием для получения компенсации.

Разбираться в собственной системе учета и контроля страховщик может и должен, не втягивая в рабочий процесс пострадавшую сторону. Данные внутреннего учета не являются основанием для отклонения запроса на выплату.

Если же страховщик все-таки отклоняет претензию на компенсацию материального ущерба, следует писать жалобу (по образцу досудебной претензии по затягиванию сроков страховой выплаты) в РСА на необоснованный отказ.

Дубликаты следует отправить в СК виновника ДТП и в ЦБ РФ (ценным письмом с уведомлением о вручении).

Еще один вариант – отказ на основании невыплаты агентом денег от сделки по продаже полиса. Такой документ не может быть признан недействительным, если бланк настоящий, агент действовал от имени и по поручению страховщика, а страхователь может предъявить квитанцию об оплате стоимости полиса. Проблемы отношений СК и ее агентов клиентов не касаются.

Мы видим несовершенство действующего законодательства. Пострадавший в ДТП не виноват, что виновник – держатель подделки. Но защита материальных интересов автовладельцев рушится под натиском Закона. Иногда виновник может быть просто не в состоянии оплатить ремонт, даже если его обяжут это сделать в судебном порядке.

Иногда виновник может быть просто не в состоянии оплатить ремонт, даже если его обяжут это сделать в судебном порядке.

Далеко за примерами более разумного регулирования рынка «автогражданки» ходить не нужно.

В соседней Украине Моторно-транспортное страховое бюро (МТСБУ), аналог российского РСА, выплачивает компенсацию пострадавшим в ДТП, даже если виновник ДТП не имеет ОСАГО или предоставляет просроченный/недействительный документ.

Впоследствии МТСБУ выдвигает регрессное требование к виновнику ДТП по компенсации расходов. Тем самым, достигается более высокая степень защиты интересов автовладельцев, не зависящая от действий третьих лиц.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_poddelnyj_polis

Как возместить убыток после ДТП

Будут ли требовать от меня выплат пострадавшему,  если у меня просрочен страховой полис?

05.02.2019 | 21050 просмотров

В среднем за год в аварии попадают более 1,6 миллиона российских водителей. Основной инструмент возмещения убытков — страховка. Альтернативный вариант — взыскивать компенсацию напрямую с виновника аварии. Рассмотрим, на какое возмещение можно рассчитывать и как правильно его получить.

Кто получает возмещение и в каком размере

Проще всего владельцу полиса каско: он может восстанавливать автомобиль за счет страховщика независимо от того, является ли он пострадавшей стороной в ДТП или сам виноват в аварии.

Страховая отремонтирует автомобиль и после стихийных бедствий или неправомерных действий третьих лиц, если соответствующие риски прописаны в договоре страхования.

Каско покрывает все расходы за вычетом франшизы (об этом — чуть ниже).

При отсутствии каско виновник аварии не получает ничего, а пострадавшая сторона имеет право возместить убыток по ОСАГО. Если авария оформляется с привлечением полиции, то максимальный размер компенсации по «автогражданке» — 400 000 руб.

При использовании европротокола лимит компенсации ограничен 100 000 рублей. На половину начисленного возмещения могут рассчитывать участники аварии, вина которых признана обоюдной.

Единственное условие для получения компенсации по ОСАГО — на автомобиль виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис.

Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, то для оформления выплаты по «автогражданке» участников нужно разбить на пары «виновник — потерпевший».

Причем в ситуации, когда столкнулись машины, стоявшие друг за другом, виновники и пострадавшие будут во всех парах разные.

А если один водитель не справился с управлением и помял несколько машин, то только он и будет виновником, а пострадавших — несколько. Для каждой пары оформляется отдельный страховой случай, а выплата рассчитывается по общим правилам.

Как происходит возмещение

Для оформления выплаты по ОСАГО нужно в течение пяти дней после происшествия обратиться в свою страховую либо в страховую виновника. О том, какой требуется пакет документов, обычно можно узнать на сайте компании или по телефону.

Для каско, как правило, требуется подтверждение факта наступления страхового случая от ГИБДД или МВД (хотя в договоре может быть указано, что, допустим, один кузовной элемент в год можно отремонтировать без справок).

Аналогичный документ потребуется и для получения возмещения по ОСАГО, если ущерб превышает 100 000 рублей или если в аварии участвовало более двух транспортных средств либо пострадало имущество третьих лиц. Если соблюдаются все условия европротокола, то достаточно заполненного участниками извещения о ДТП.

Причем с 2018 года даже не обязательно согласие обоих водителей с обстоятельствами ДТП. Свои разногласия они просто указывают на бланке.

Страховая компания может предоставить возмещение как в денежной форме, так и в виде направления на бесплатный ремонт.

Фактически это зависит от условий работы конкретного страховщика и мало зависит от желания клиента. Ремонт чаще всего предлагают в случае с каско.

Нужно просто доставить автомобиль в указанный сервис в назначенное время и забрать после выполнения всех работ. Оплату всех расходов произведет страховая компания.

Если выплата предполагается в денежной форме, то для расчета полагающейся суммы нужно будет предоставить автомобиль на экспертизу. Ее может провести сотрудник страховщика или независимая оценочная компания, у которой есть договоренности со страховой. На выплату возмещения у страховщика есть 20 дней (или 30 дней для выдачи направления на ремонт).

Если страховщик посчитает, что повреждения столь значительны, что автомобиль не подлежит восстановлению (ущерб — «тотал»), то по каско либо будет выплачена полная страховая и машина перейдет страховщику, либо — страховая сумма за вычетом остаточной стоимости машины, и тогда владелец оставляет автомобиль себе. Часто в договоре каско предусмотрена франшиза — определенная сумма ущерба, которую страховка не покрывает. Например, расходы в пределах 20 000 руб. оплачивает сам владелец. Если ущерб больше, то застрахованный получает всю сумму ущерба за вычетом франшизы.

Если страховая отказывает в выплате

Страховщик может отказать в выплате, если автовладелец нарушил условия договора или ДТП сопровождали нарушения водителя: он был пьян, скрылся с места аварии, у него не было действующих прав и т. п.

Другой частый повод в отказе — несоблюдение срока подачи документов (пять рабочих дней после ДТП), отсутствие документа, подтверждающего факт наступления страхового случая или непредоставление транспортного средства для осмотра.

Все эти условия отказа должны быть прописаны в договоре страхования, и если автовладелец считает, что он ничего не нарушил, то он может попробовать получить возмещение через суд.

Если страховая недоплатила

Такие случаи стали встречаться реже, поскольку все расчеты возмещения проводятся на основе единой методики и с применением единых ценовых справочников. В них учитывается и возраст автомобиля, и его пробег.

Если автовладельца не устраивает полученная сумма, он может запросить результаты осмотра и экспертизы и получить копии актов оценки ущерба. Если, по его мнению, недоплата составила 10% и более от реального ущерба, то можно требовать увеличения выплаты.

Сначала следует обратиться с требованием к страховой, а затем, при получении отказа, — в суд.

Бывают сложности, если то или иное повреждение не было вписано в извещение о ДТП и документы полиции (например, истинный масштаб ущерба обнаружился только при ремонте).

Важно на месте аварии проверять полноту перечисленных повреждений и при сомнениях указывать возможность «наличия скрытых повреждений».

Некоторые страховщики без проблем идут навстречу клиенту, если после ремонта застрахованный обращается с просьбой оплатить незамеченные ранее поломки (предоставив подтверждение из СТО).

Другие же требуют предоставлять доказательства с места аварии (фото- или видеосъемку), вносить изменение в извещение о ДТП и подписывать его у другого участника, просить сотрудников ГИБДД исправить информацию в протоколе и постановлении. Это все крайне сложно сделать, поскольку правки должны быть внесены во все экземпляры.

Еще один повод для снижения выплаты — исключение детали, по повреждению которой уже была начислена компенсация за предыдущее ДТП по этому договору страхования.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно после восстановления автомобиля предоставить его страховщику на осмотр.

Если этого не было сделано, то доказать причинение вреда в конкретном страховом случае можно, проведя независимую техническую экспертизу и предоставив ее результаты страховщику. Если он не согласится дополнить выплату, нужно обращаться в суд. 

Если восстановительный ремонт сделан некачественно

Все претензии по качеству ремонта нужно обязательно указать в акте приемки. Если ремонт был произведен по каско, то претензии следует адресовать либо страховщику, либо СТО (это зависит от условий договора). Чаще всего гарантии на выполненный ремонт даются на обычных условиях, а в случае их нарушения споры разрешаются на основе Закона о защите прав потребителей.

В случае с ОСАГО за все недочеты отвечает страховая компания, которая сама разбирается с исполнителем. Срок гарантии на ремонт — шесть месяцев (на работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — год).

Если работы по восстановлению проведены некачественно и ни страховщик, ни сервис не готовы устранять недочеты, нужно обращаться в суд.

Если реальный ущерб больше, чем лимит выплаты по страховке

При возмещении по каско подобное невозможно, поскольку такая страховка предполагает, что максимальная выплата равна полной стоимости автомобиля. Исключения бывают, но они оговорены заранее с автовладельцем, и тот не имеет права претендовать на большее по условиям договора.

В случае с ОСАГО и ДСАГО лимита действительно может не хватить на восстановление машины. В таком случае получить недостающее можно только с виновника аварии — страховая уже ни при чем. Сначала нужно попробовать договориться, а потом — через суд.

Если у виновника нет ОСАГО или полис поддельный

В последние годы из-за роста цен на страховку более 10% автовладельцев не оформляют ОСАГО вовсе или покупают поддельные полисы для «отмазки» от ГИБДД. Лучше сразу на месте ДТП пробить номер страховки виновника по базе Российского союза автостраховщиков.

Если ОСАГО нет, то возмещать причиненный вред будет виновник ДТП. Бывают случаи, когда он предлагает компенсировать все на месте или в самое ближайшее время, обеспечив залог, — и это идеальный вариант. Нужно лишь быть готовым к тому, что придется написать расписку об отсутствии к нему претензий.

А вот если у виновного водителя нет денег или он не признает себя виновным, то скорее всего придется решать дело как-то по-другому. Законный способ — через суд.

Но чтобы быть готовым подать иск, нужно получить с виновника максимум данных: паспорт, прописку или место регистрации, водительское удостоверение, номер мобильного (лучше сразу проверить), а также оформить аварию в ГИБДД.

Обращение в суд

Вне зависимости от того, с кого вы требуете возмещение — со страховой или с виновника ДТП, нужно соблюсти досудебный порядок решения споров, то есть сначала направить письменную претензию.

В ней должны быть перечислены все требования к будущему ответчику и приложены копии доказательств и основания требования, а также указан срок, отведенный для добровольного возмещения ущерба.

Если в предложенное время ничего не произошло, то придется обращаться в суд.

У пострадавшего автовладельца есть три года с момента аварии (или выявления нарушения по выплатам) на то, чтобы подать иск на виновника или страховую. В случае претензий по каско — два года.

Исковое заявление подается в районный суд общей гражданской юрисдикции по месту нахождения ответчика (виновника или страховой компании). В иске описываются все обстоятельства дела, начиная с ДТП и заканчивая отказом в выплате.

Иск должен быть подкреплен результатами независимой экспертизы или документально подтвержденными тратами на ремонт, актом осмотра автомобиля, заключением оценщика, а также доказательствами произошедшего страхового случая.

Сумма иска должна включать не только полноценное возмещение, но и компенсации всех затрат на экспертизу, эвакуатор, представителя (автоюриста, если он был), госпошлину, проценты за просрочку выплаты, штрафные санкции и возмещение морального вреда, утерю товарной стоимости (она не учитывается при иске к автостраховщику).

Если дело выиграно, то по окончании всего процесса (заседаний суда может быть несколько) судья выносит решение в пользу пострадавшего автовладельца с обязанностью ответчика возместить все его убытки. На основании этого решения возникает задолженность, которую виновник ДТП или страховщик гасят в добровольном порядке или по принуждению с соблюдением норм исполнительного производства.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/64160.html

Юридический спектр
Добавить комментарий